Рабочая программа ОДБ.02 Литература

  • docx
  • 24.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала У611 литература.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.     ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.     СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

7

3.     условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

 

18

4.     Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.02 «Литература»

 

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 35.01.24 «Хозяйка усадьбы».

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит общеобразовательный цикл.

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Содержание программы «Литература» направлена на достижение следующих целей:

·            воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

·                   развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

·             освоение   текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

·            совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

·          личностных:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;  

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- эстетическое отношение к миру; 

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

·        метапредметных:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать          ее, определять сферу своих интересов;

-  умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной    − деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

·        предметных:

- сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания  других культур, уважительного отношения к ним;

- сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

- владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

- сформированность представлений о системе стилей языка художественной  литературы.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  241 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 171 час;                            самостоятельной работы обучающегося 70 часов.

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

241

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

171

  в том числе:

       практические занятия

46

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

70

 

Итоговая аттестация в форме дфк в 1 семестре,

дифференцированного зачета во 2 семестре

 



 

2.2.Тематичесий план и содержание учебной дисциплины ОДБ.02 «Литература»

Наименование разделов

и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Оббьем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

1 курс 1 семестр

100/46

 

Раздел 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

28

 

Тема 1.1.

Характеристика русской литературы 1-й половины XIX века

Содержание учебного материала

6

 

1.

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы

2

1

2.

Самобытность русского романтизма

2

1

3.

Практическое занятие № 1

Общественная мысль. Просвещение. Наука

2

2

Самостоятельная работа № 1

Написание конспекта

4

2

Тема 1.2.

А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь

Содержание учебного материала

8

 

1.

Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина

2

1

2.

Философское начало в ранней лирике

2

1

Самостоятельная работа № 2

Написание конспекта

4

2

3.

Практическое занятие № 2

Чтение и анализ стихотворений

2

1

4.

Поэма «Медный всадник»

2

1

Тема 1.3.

М.Ю. Лермонтов. Характеристика творчества

Содержание учебного материала

6

 

1.

Этапы творчества. Основные мотивы

2

1

Самостоятельная работа № 3

Написание конспекта

4

2

2.

Практическое занятие № 3

Создание портрета лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова или подбор иллюстраций

2

2

3.

Поэтический мир М. Ю. Лермонтова

2

1

Тема 1.4.

Н.В. Гоголь

Содержание учебного материала

8

 

1.

Сведения из биографии.

«Петербургские повести»: «Портрет»

2

1

2.

Мотивы личного и социального разочарования

2

1

Самостоятельная работа № 4

Написание конспекта

4

2

3.

Практическое занятие № 4

Сочинение по темам:

Тема поэта и поэзии в литературе первой половины 19 века

Тема любви в поэзии Пушкина и Лермонтова

Тема Родины в творчестве поэтов первой половины 19 века

Тема народа в прозе Н.В. Гоголя

2

2

 

4.

Практическое занятие №5

Работа с избранными эпизодами одной из повестей (чтение и обсуждение)

2

2

Раздел 2. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

42

 

Тема 2.1.

Русская литература второй половины XIX века

А.Н. Островский. Краткий очерк жизни и творчества

Содержание учебного материала

8

 

1.

Жизнь и творчество Островского, его литературно-театральная деятельность

2

1

Самостоятельная работа № 5

Написание конспекта

4

2

2.

Практическое занятие № 6

Написание текста информационной и публицистической заметки на основе художественного текста

2

2

3.

«Гроза». Творческая история пьесы, смысл названия, конфликт, основные образы

2

1

4.

Практическое занятие № 7

Подготовка информационной заметки о положении женщины мещанского сословия в обществе в середине 19 века в связи с судьбой героини пьесы Катерины

2

2

Тема 2.2.

И.А. Гончаров. Краткий очерк жизни и творчества

Содержание учебного  материала

4

 

1.

Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова. «Обломов»

2

1

Самостоятельная работа № 6

Написание конспекта

4

2

2.

Практическое занятие № 8

Для чего жить?» Обломов и Штольц

2

2

Тема 2.3.

И.С. Тургенев. Романы Тургенева

Содержание учебного  материала

4

 

1.

Роль и место И.С. Тургенева в развитии русского и европейского романа

2

1

Самостоятельная работа № 7

Написание конспекта

4

2

 

2.

Практическое занятие № 9

Сочинение по темам:

Образ «нового» человека в романе «Отцы и дети».

Борьба «отцов» и «детей» в романе И.Тургенева.

Любовь и дружба в жизни Е.Базарова.

2

2

Тема 2.4.

Ф.И. Тютчев

Содержание учебного  материала

2

 

1.

Выражение тончайших движений человеческой души в поэзии Тютчева           

2

1

Самостоятельная работа № 8

Написание конспекта

4

2

Тема 2.5.

Творчество А.А. Фета

Содержание учебного  материала

2

 

1.

А.А. Фет - последовательный сторонник теории «чистого» искусства

2

1

Тема 2.6.

Н.А. Некрасов

Содержание учебного  материала

6

 

1.

Некрасов о поэте и поэзии. Народ в лирике Некрасова

2

1

Самостоятельная работа № 9

Написание конспекта

4

2

2.

Своеобразие восприятия крестьянской общины в лирике Н.А. Некрасова

2

1

3.

Практическое занятие № 10

Сочинение по темам:

Крестьянство в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

2

2

Тема 2.7.

Н.С. Лесков

Содержание учебного  материала

4

 

1.

Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник»

2

1

Самостоятельная работа № 11

Написание конспекта

 

 

2.

Практическое занятие № 11

Изучение новых литературоведческих терминов, чтение сказок, романа «Господа Головлевы»

2

2

Тема 2.8.

М.Е. Салтыков-Щедрин

Содержание учебного  материала

4

 

1.

Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы

2

1

Самостоятельная работа № 12

Написание реферата

2

2

2.

Проблема совести и нравственного возрождения человека

2

1

Тема 2.9.

Ф.М. Достоевский

Содержание учебного  материала

2

 

1.

Своеобразие христианского гуманизма Достоевского. Жанровое своеобразие его произведений

2

1

Тема 2.11.

А.П. Чехов

 

 

Содержание учебного  материала

6

 

1.

Своеобразие воспроизведения русской действительности произведениях А.П. Чехова

2

1

2.

Нравственный выбор героя в рассказе. «Мелочи жизни

2

1

3.

Пьеса «Вишневый сад». Жанр пьесы

2

1

Раздел 3. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

4

 

Тема 3.1.

Оноре дэ Бальзак

Содержание учебного  материала

4

 

1.

Краткий очерк жизни и творчества О.Бальзака

2

1

2.

Образ ростовщика Гобсека. Проблема нравственной  стойкости человека

2

1

Раздел 4. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

8

 

Тема 4.1.

Литература рубежа веков. И.А. Бунин

Содержание учебного материала

4

 

1.

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков

2

1

2.

Проза Бунина «Господин из Сан-Франциско»

2

1

Тема 4.2.

А.И. Куприн. Краткий очерк жизни и творчества

Содержание учебного материала

4

 

1.

Традиции русской литературы. «Гранатовый браслет»

2

1

2.

«Гранатовый браслет» - романтическая концепция любви

2

1

Раздел 5. ПОЭЗИЯ НАЧАЛА XX ВЕКА

16

 

Тема 5.1. 

Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX –

начала XX в.

 

Содержание учебного материала

4

 

1.

 Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в.

2

1

2.

 

Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм

2

1

Тема 5.2.

Символизм. В.Я. Брюсов

Содержание учебного материала

4

 

1.

Символизм. Истоки русского символизма

2

1

2.

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова

2

1

Тема 5.3.

Акмеизм. Творчество

Н.С. Гумилева.

Содержание учебного материала

4

 

1.

Акмеизм. Истоки акмеизма

2

1

2.

Своеобразие романтического героя Гумилева

2

1

Тема 5.4.

Футуризм. И. Северянин

Содержание учебного материала

4

 

1.

Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика

2

1

2.

Поэт как миссионер «нового искусства». И. Северянин

2

1

Итоговое контрольное занятие

2

 

Всего за 1 семестр

100/46

 

1 курс 2 семестр

71/24

 

Тема 5.5.

А.М. Горький

Содержание учебного материала

4

 

1.

Раннее творчество А.М. Горького

2

1

2.

Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее    философский смысл

2

1

Тема 5.6.

А.А. Блок

 

Содержание учебного материала

4

 

1.

Тема Родины в лирике Блока

2

1

2.

Тема исторического прошлого в лирике Блока

2

1

Раздел 6.  ЛИТЕРАТУРА 20-Х ГОДОВ

14

 

Тема 6.1.

Литература 20-х годов

 

Содержание учебного материала

4

 

1.

Характеристика литературного процесса 20-х годов

2

1

2.

Политика ЦК РКП в области художественной    литературы в 20-е годы

2

1

Тема 6.2.

В. В. Маяковский. Краткий очерк жизни и творчества

Содержание учебного материала

6

 

1.

Характер и личность автора в стихах о любви

2

1

2.

Обращение поэта к проблемам духовной жизни человека

2

1

3.

Тема несоответствия мечты и действительности; несовершенство в стихотворениях «Нате!», «Вам!»

2

1

Тема 6.3.

С.А. Есенин

Содержание учебного материала

4

 

1.

Тема отчаяния и безнадежности в лирике Есенина

2

1

2.

Развитие темы родины, поэтизации природы и русской         деревни как выражение любви к России

2

1

Раздел 7. ЛИТЕРАТУРА 30-40-Х ГОДОВ

12

 

Тема 7.1.

Литература 30-х начала 40-х годов (Обзор)

Содержание учебного материала

2

 

1.

Общая характеристика эпохи 30-х годов и ее отражение в     литературе

2

1

Тема 7.2.

Жизнь и судьба М.И. Цветаевой

 

Содержание учебного материала

4

 

1.

Начало творческого пути. Художественное своеобразие                 творчества Цветаевой

2

1

2.

Тема России, революции

2

1

Тема 7.3.

О.Э. Мандельштам

Содержание учебного материала

2

 

1.

Теория поэтического слова О. Мандельштама

2

2

Тема 7.4.

М.А. Шолохов

Содержание учебного материала

4

 

1.

Поэтика раннего творчества М. Шолохова

2

1

Самостоятельная работа № 13

Написание опорного конспекта

4

2

2.

Роман - эпопея «Тихий Дон»

2

1

Раздел 8. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ

24

 

Тема 8.1

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Содержание учебного материала

4

 

1.

Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой

2

1

2.

Практическое занятие №12

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

2

2

Тема 8.2

Анна Андреевна Ахматова (1889 - 1966)

Содержание учебного материала

6

 

1.

Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта

2

1

2

Практическое занятие №13

Анализ стихотворения

2

2

Самостоятельная работа № 14

Написание опорного конспекта

4

2

3.

Практическая работа №14

 Личная и общественная темы в произведениях А.Ахматовой. Поэма «Реквием».

2

2

4.

Самостоятельная работа № 15

Стихи по выбору наизусть

2

2

Тема 8.3

Борис Леонидович Пастернак (1890 - 1960)

 

Содержание учебного материала

6

 

1.

Сведения из биографии Б.Л.Пастернака

2

1

Самостоятельная работа № 16

Написание опорного конспекта

4

2

2.

Практическое занятие №15

Роль поэтического цик­ла в структуре романа «Доктор Живаго»

2

2

4.

Практическое занятие № 16

Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость  поздней лирики

2

2

Самостоятельная работа № 17

Стихи по выбору наизусть

2

2

Тема 8.4.

А.Т. Твардовский. Краткий очерк жизни и творчества

Содержание учебного материала

8

 

1.

Тема войны и памяти в лирике Твардовского

2

1

2.

Практическая работа № 17

 Сочинение по теме: Тема памяти в литературе ВОВ

2

2

3.

Практическая работа № 18

Анализ рассказа «Танкист»

2

2

4.

Практическая работа № 19

Сочинение по теме: Своеобразие военной темы в творчестве А.Твардовского

2

2

Самостоятельная работа № 18

Написание опорного конспекта. А.Твардовского. Б.Пастернака. Ахматовой.

4

2

Раздел 9. ЛИТЕРАТУРА 50-80-Х ГОДОВ

12

 

Тема 9.1.

Литература 50–80-х годов

Содержание учебного материала

6

 

1.

Смерть И.В.Сталина. XX съезд партии

2

1

2.

Практическая работа №20

Сочинение по теме Развитие науки и культуры в первые послевоенные годы

2

2

3.

Практическая работа № 21

Изменения в общественной и культурной жизни страны

2

2

Тема 9.2

Поэзия 60 годов

Содержание учебного материала

6

 

1.

Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии

2

1

2.

Практическая работа № 22

Сочинение по теме: «Поэзия периода «оттепели»

2

2

3.

Практическая работа № 23

Определение идейно-тематическое разнообразия и художественных особенностей поэзии

2

2

Дифференцированный зачет        

1

2

 

 

Всего за 2 семестр

71/24

 

 

 

Всего за 1 и 2 курс

171/70

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, экран, мультимедиапроектор.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

 

Основные источники:

 

1. Практикум учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольновай, - М. издательский центр «Академия» 2020.

 

Дополнительные источники:

 

1. Тексты всех художественных произведений.

2. Под ред. Кузнецова Ф., Русская литература XX века в 2-х частях -М., 2015.

3. Очерки по методике анализа художественных произведений, - М., 2018.

4. Под ред. Браже, Целостное изучение этического произведения, - М., 2019.

5. Под ред. Николаева Л., Эстетика языка и речи, 2015.

6. Осповин, Русская драматургия 2-ой половины XIX века - М., 2016.

7. Изучение литературы в 10-11 классе. Пособие для учителя.

8. Под ред. Егорова, Пути анализа литературного произведения» (пособие для учителя).

 

 

 

 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

воспроизводить содержание литературного произведения

Пересказ прочитанного произведения

 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

Составление исторической справки периода создания (историческая, общественно-политическая обстановка в годы создания произведения)

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи

Опережающее задание по тексту

(ответы на вопросы)

определять род и жанр произведения

Тестирование

 сопоставлять литературные произведения

Опрос

Выразительное чтение наизусть

 выявлять авторскую позицию;

 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Беседа

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

 

 

Рецензии на просмотренные спектакли, театральные постановки, диспут

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка

участия в диалоге или дискуссии

Реферат

самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости

Подготовка к коллоквиуму

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений

Читательская конференция

 определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений

Знания:

образную природу словесного искусства

Тестирование

Презентации

Рефераты

содержание изученных литературных произведений;

 основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIXXX вв.;

 основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

основные теоретико-литературные понятия.

 


 

Скачано с www.znanio.ru