Рабочая программа ОП 09 Экономика организации
Оценка 4.6

Рабочая программа ОП 09 Экономика организации

Оценка 4.6
docx
11.01.2024
Рабочая программа ОП 09 Экономика организации
РП ОП 09 Экономика организации.docx

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Ютановский агромеханический техникум

имени Евграфа Петровича Ковалевского»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 09. Экономика организации

для специальности  27.02.06    Метрологический контроль средств измерений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11     

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 09. Экономика организации

1.1. Область применения программы

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих  и служащих и соответствии с ФГОС СПО  по  специальности 27.02.06    Метрологический контроль средств измерений

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина  ОП.09 Экономика организации входит в состав общепрофессионального цикла

1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

·         основы организации производственного и технологического процесса;

·         материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их использования;

·         принципы обеспечения устойчивости объектов экономики;

·         основы макро и микроэкономики.

·         Основы предпринимательской деятельности

·         Основы финансовой грамотности

·         Правила разработки бизнес-планов

·         Порядок выстраивания презентации

В результате освоения учебнойдисцыплины студент должен усеть:

·         рассчитывать эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

·         находить и использовать современную информацию для технико-экономического обоснования деятельности организации

·         Выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи

·         Презентовать  идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности

·         Оформлять бизнес-план

Освоение дисциплины направлено на формирование общих компетенций:

 

Код компетенции

Формулировка компетенции

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 09

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 11

Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

ПК 1.1.

Проводить поверку состояния рабочих эталонов, средств поверки и калибровки для оценки их пригодности к применению

ПК 1.2.

Устранять неисправности поверочного и калибровочного оборудования в рамках своей компетенции

ПК 2.2

. Проводить техническое обслуживание и текущий ремонт средств измерений в соответствии с техническими требованиями

ПК 2.3.

Выполнять точные и особо точные измерения для определения действительных значений контролируемых параметров

 

Освоение дисциплины направлено на формирование личностных результатов:

Код ЛР

Личностные результаты

реализации программы воспитания

(дескрипторы)

ЛР 1

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

ЛР 2

Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

ЛР 3

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

ЛР 4

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 5

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей   многонационального народа России.

ЛР 6

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. 

ЛР 7

Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 8

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.

ЛР 9

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.

ЛР 10

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 11

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.

ЛР 12

Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 110 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 86  часов;

самостоятельной работы обучающегося, включая консультации 24 часов.

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

110

в том числе:

теоретическое обучение

52

практические занятия

10

курсовая работа (проект)

24

Самостоятельная работа

В том числе консультации

24

12

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета

2

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Кодыформируемых компетенций

1

2

3

4

Введение в экономику организации

Роль и сущность экономики. Понятие ресурсов. Понятие основных факторов производства. Взаимозаменяемость ресурсов. Экономический продукт: понятие, виды.Понятие воспроизводства экономического продукта.

Простое и расширенное воспроизводство.

Понятие рынка в экономике. Основные характеристики рынка. Субъекты рыночных отношений в экономике. Классификация рынка.

Понятие отрасли. Отрасли материального производства: характеристика. Отрасли социально-культурной сферы Отраслевая структура производства характеристика.

Понятия макро- и микроэкономики

2

ОК 01, ОК 02, ОК 07, ОК 09, ОК 11, ПК 1.1 ПК 1.2

ЛР 1-12

Тема 1. Предприятия в системе национальной экономики

 

Содержание

10

ОК 01, ОК 02, ОК 07, 

ОК 11, ПК 1.1

ЛР 1-12

1.Предприятие – основное звено экономики.

Определение «предприятия». Сущность понятия «предприятия». Основные признаки предприятия. Роль предприятия в производственных отношениях.

            Предпринимательство – основная форма организации предприятия. Субъекты предпринимательской деятельности. Гарантии предпринимательской деятельности.

            Организационно-правовые формы организации предприятий.

            Классификация предприятий. Типы объединений предприятий.

6

2.Предприятие – как агент рыночной экономики.

            Предприятие – участник рыночных отношений. Связь государства, рынка товаров и услуг, рынка факторов производства, финансового рынка с деятельностью предприятия. Основы функционирования предприятия,  условия и факторы, обеспечивающие осуществление производственно-хозяйственной деятельности при оптимальных затратах трудовых, финансовых и материальных ресурсов с учетом структуры экономики и экологии в государстве.

            Характеристика рыночных отношений как среды функционирования предприятия.      Характеристика типов рынка. Основы формирования рыночных отношений (установление точки равновесия спроса и предложения).

Практические занятия

Построение организационно-производственных структур предприятий

2

Самостоятельная работа. Подготовить презентацию на темы:

1. Экологический аспект в экономической деятельности предприятия.

2. Оптимизация затрат ресурсов с учетом политики ресурсосбережения.

3. Предпринимательство в профессиональной деятельности.

2

Тема 2.Экономические ресурсы организации

(предприятия)

Содержание

 

36

ОК 01, ОК 02, ОК 07, ОК 11, ПК 1.1 ПК 1.2

ЛР 1-12

1.      Имущество и капитал организации (предприятия).

Понятие имущества  организации (предприятия). Состав имущества предприятия. Формы собственности. Капитал предприятия. Источники формирования капитала. Лизинг. Уставный капитал. Порядок формирования уставного капитала; права, предоставляемые владельцам акций.

 

18

2.Основные фонды организации (предприятия).

Факторы процесса производства и их финансирование из определенных фондов. Основные фонды. Закономерности воспроизводства основных фондов. Признаки классификации основных фондов. Функционально – вещественная характеристика групп основных фондов. Структура основных фондов. Методы денежной оценки основных фондов. Износ основных фондов. Виды износа. Амортизация и способы начисления амортизационных сумм. Методы и порядок расчета сумм амортизации. Показатели использования основных фондов. Производственная мощность промышленного предприятия.Капиталовложения в промышленные предприятия. Методика расчета суммы капиталовложений.

3.Оборотные средства организации (предприятия).

Понятие оборотных средств, оборотных производственных фондов, фондов обращения. Структура и состав оборотных средств предприятия. Стадии обращения оборотных средств. Период оборота оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств. Нормируемые и ненормируемые оборотные средства. Определение потребности в оборотных средствах. Нормирование производственных запасов, готовой продукции, незавершенного производства. Материалоотдача, материалоемкость продукции.

4. Трудовые ресурсы организации (предприятия)

Трудовые ресурсы и персонал предприятия. Категории персонала предприятия. Структура кадров.

Показатели, характеризующие состав персонала предприятия.  Показатели, характеризующие движение рабочей силы. Классификация затрат рабочего времени. Затраты рабочего времени. Показатели, характеризующие использование рабочего времени. Производительность труда. Характеристика заработной платы.    Сущность оплаты труда. Виды и системы  оплаты труда. Тарифная система. Методика расчета фонда оплаты труда различным категориям работающих.

5.Информационные ресурсы организации

Информационные ресурсы.  Источники  формирования. Внутренние  и внешние информационные ресурсы. Совокупность  управленческой, статистической и бухгалтерской информации о деятельности организации. Показатели и информационные базы и их пользователи .налоговых и контролирующих органов, инвесторов, кредиторов, деловых партнеров, акционеров. Информационные потребности предприятия в области качества. Информационные ресурсы приобретаемые (покупаемые) и самостоятельно собираемые. Доступ к соответствующиминформационнымресурсампредприятия

Курсовая работа

10

Практические занятия

4

Расчет экономических показателей эффективности использования ресурсов

4

Расчет экономических показателей деятельности предприятия

Самостоятельная работа Сделать опорный конспект-схему, характеризующую структуру капитала, с указанием всех источников их формирования и особенностей использования.

Темы докладов, сообщений, презентаций:

1. Пути формирования заемного капитала характерные для промышленных предприятий.

2.  Лизинговая форма аренды, ее  преимущества.

3.  Информационные модели в экономике

4

Тема 3.

Производственная и организационная структура организации (предприятия

Содержание

24

ОК 01, ОК 02, ОК 07, ОК 09, ОК 11, ПК 1.1 ПК 1.2

ЛР 1-12

1. Формы организации производства промышленного предприятия

Принципы организации производства. Направления по организации производства. Концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование производства. Их сущность, виды, экономическая эффективность. Факторы, обуславливающие экономическую эффективность каждой из форм организации производства. Показатели, характеризующие экономическую эффективность каждой из форм организации производства.

12

2 . Принципы организации производства

Производственный процесс. Структура производственного процесса. Признаки классификации производственных процессов. Производственный цикл. Структура производственного цикла. Виды движения предметов труда в процессе производства. Структура предприятия. Составляющие компоненты производственной структуры. Производственная структура цеха. Характеристика составляющих элементов цеха. Тип производства. Характеристика типов производства. Влияние типа производства на формирование затрат промышленного предприятия.

3. Техническая подготовка производства

Фазы технической подготовки производства к выпуску нового изделия.          Конструкторская подготовка производства. Последовательность конструкторской подготовки производства. Задачи и стадии технологической подготовки производства.

4.Экономическая стратегия предприятия.

Элементы внешней и внутренней среды организации (предприятия). Характеристика конкурентоспособности предприятия. Производственная программа. Типы хозяйственных стратегий. Этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия. Роль и значение бизнес – плана в выработке стратегии организации (предприятия).

5.Издержки производства и себестоимость продукции

Общественные издержки. Виды издержек производства. Виды затрат. Понятие себестоимости продукции. Факторы, влияющие на нее.  Затраты, образующие себестоимость продукции.     Характеристика процесса группировки затрат на производство продукции. Группировка затрат, образующих себестоимость, в соответствии с их экономическим содержанием. Структура элементов, входящих  в себестоимость. Схема формирования полной себестоимости продукции

6.Формирование цен на продукцию предприятия

Цена – как экономическая категория. Функции цены. Классификация цен. Критерии ценообразования.     Методы ценообразования. Характеристика финансового состояния предприятия: рентабельность, платежеспособность, финансовая устойчивость, деловая активность.

 

7.Технико-экономические показатели деятельности предприятия

Состав показателей, характеризующих технический уровень развития предприятия. Методика их расчета. Состав показателей, характеризующих экономический уровень развития предприятия. Методика их расчета.

В том числе практических занятий

2

Расчет затрат производственного цикла

2

 

Рвсчет накладных расходов

Курсовая работа

6

Самостоятельная работа Составить блок – схему для характеристики различных типов производства.

Подготовить сообщения, доклады, презентации по тематике:

  1. Формы организации производства
  2. Факторы, обуславливающие снижение себестоимости продукции.

4

Тема 4. Качество и конкурентоспособность продукции

Содержание

24

ОК 01, ОК 02, ОК 07, ОК 09, ОК 11, ПК 1.1 ПК 1.2

ЛР 1-12

1.Качество и конкурентоспособность продукции

Понятие и сущность качества продукции. Определение качества. Потребительская стоимость. Определение качества продукции.

Технический контроль качества продукции. Оценка качества продукции.   Группировка показателей качества продукции.

Методы определения качества продукции. Структура отдела технического контроля.         Учет и анализ брака.

12

2.Инновационная деятельность предприятия

Понятие и сущность инновационной деятельности

Виды инноваций в области качества продукции. Жизненный цикл инноваций.         Показатели экономического эффекта от нововведений в области качества. Экономический эффект от производства качественной продукции

3.Инвестиционная политика предприятия.

Понятие инвестиций. Финансовое и экономическое определение инвестиций. Виды инвестиций. Принципы инвестиционной деятельности Характеристика капитальных вложений.

Портфельные инвестиции.     Показатели, характеризующие эффективности инвестиционного процесса. 

4.Бизнес  и планирование

Сущность и система планирования: составные элементы, этапы и виды внутрифирменного планирования. Основные принципы и элементы планирования. Бизнес-план, как одна из основных форм внутрифирменного планирования. Типы бизнес-планов.

Структура бизнес-плана: характеристика продукции или услуг, оценка сбыта, анализ конкуренции на рынке; стратегия маркетинга; план производства; юридический план; оценка риска и страхование; финансовый план (бюджет); стратегия финансирования инвестиций; сводка контрольных показателей.

Практические занятия

2

Составление бизнес-плана

2

Самостоятельная работа Оформление бизнес-плана, подготовка его презентации

2

 

Курсовая работа

8

 

Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовому проекту (работе) (с учетом содержания дисциплины Экономика организации,

Определение цели и  задач проекта (работы);

  1. Проведение предпроектного исследования;
  2. Анализ и обработка  информации;
  3. Выполнение запланированных работ в соответствии с сетевым графиком курсового проектирования;
  4. Получение групповых и индивидуальных консультаций;

Предварительная защита проекта (работы)

24

ОК 01, ОК 02, ОК 04., ПК 2.1., ПК 2.2., ПК 2.4

ЛР 1-12

 

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2

 

Консультации

12

 

Всего:

110

 

 

.


3.       УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины  должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием:

рабочее место преподавателя;

- плакаты, наглядные пособия.

- рабочие места по количеству обучающихся;

техническими средствами:

- компьютеры;

- мультимедийный проектор;

- лицензионное программное обеспечение.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь  печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.

 

3.2.1. Печатные издания

1. Соколова С.В. Экономика организации : учеб. учебник для студ.учреждений сред.проф.образования / С.В. Соколова. – 2-е изд.,стер.- М.: Издательский центр Академия, 2020

2. Терещенко О.Н. Основы экономики  : учеб. учебник для студ.учреждений сред.проф.образования / Терещенко О.Н.. – 4-е изд.,стер.- М.: Издательский центр Академия, 2013

 

3.2.2.      Электронные издания

1.        Гарнов А.П Экономика предприятия.    Учебник для бакалавров [Электронный ресурс]. -М.:ИздательствоЮрайт,2014

2.        Клочкова  Е.Н.    Экономика  предприятия.  Учебник  для бакалавров [Электронный ресурс]. - М.:ИздательствоЮрайт,  2014

3.        Коршунов  В.В.  Экономика  организаций  (предприятия).  -   3-е  изд.,  пер.  и  доп.  Учебник  и  практикум  для  прикладногобакалавриата [Электронный ресурс]. -  М.:ИздательствоЮрайт,  2014

4.        МокийМ.СЭкономика  организаций.  -  2-е  изд.,  пер.  и  доп. Учебник  и  практикум  для  СПО  [Электронный  ресурс].  -  М.:ИздательствоЮрайт,  2014

5.        Сергеев  И.В.  Экономика  организаций.  -    6-е  изд.,  пер.  и  доп. Учебник  и  практикум  для  прикладного  бакалавриата  [Электронный ресурс]. -М.:ИздательствоЮрайт,  2014

6.        Далдаева Л.А. Экономика предприятия.  -    4-е изд., испр. и доп. Учебник  для  академического  бакалавриата  [Электронный  ресурс].  -М.:ИздательствоЮрайт,  2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и самостоятельной работы.

При планировании реализации учебной дисциплины проводится промежуточная аттестация и текущий контроль индивидуальных образовательных достижений. Текущий контроль проводится в процессе проведения практических занятий, устного опроса  и  выполнения обучающимися практических работ.

Для промежуточной аттестации, текущего и итогового контроля преподавателем создан комплекс оценочных средств (КОС). КОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся.

Оценка результатов освоения дисциплины (итоговая аттестация) осуществляется в форме дифференцированного зачета

 

Результаты обучения

Формируемые

ОК, ПК, ЛР

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Знает

Основы организации производственного и технологического процесса;

Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их использования;

Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики;

Основы макро и микроэкономики

ОК1,2,4,7,9,11

ПК 1.1, 1.2, 2.2, 2.3

ЛР 1-12

 

91-100% правильных ответов оценка 5 (отлично)

71-90% правильных ответов оценка 4 (хорошо)

61-70% правильных ответов оценка 3 (удовлетворительно)

менее 60% правильных ответов оценка 2 (неудовлетворительно)

Текущий контроль:

Экспертная оценка практических работ и по результатам выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

Промежуточная аттестация:

Экспертная оценка при сдаче эдтфференцированного зачета

Умеет

Рассчитывать эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

Находить и использовать современную информацию для технико-экономического обоснования деятельности организации

ОК1,2,4,7,9,11

ПК 1.1, 1.2, 2.2, 2.3

ЛР 1-12

 

 


 

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Ютановский агромеханический техникум имени

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Ютановский агромеханический техникум имени

СОДЕРЖАНИЕ 1.ПАСПОРТ

СОДЕРЖАНИЕ 1.ПАСПОРТ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

Освоение дисциплины направлено на формирование личностных результатов:

Освоение дисциплины направлено на формирование личностных результатов:

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Экологический аспект в экономической деятельности предприятия

Экологический аспект в экономической деятельности предприятия

Совокупность управленческой, статистической и бухгалтерской информации о деятельности организации

Совокупность управленческой, статистической и бухгалтерской информации о деятельности организации

Совокупность управленческой, статистической и бухгалтерской информации о деятельности организации

Совокупность управленческой, статистической и бухгалтерской информации о деятельности организации

Качество и конкурентоспособность продукции

Качество и конкурентоспособность продукции

.

.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2024