Приложение № 07 к ОПОП 09.02.07 Информационные системы и программирование, утвержденной приказом директора ГБПОУ ЧГСК от «05» 05. 2022 г. № 72-п
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ
Специальность: 09.02.07 Информационные системы и программирование
Форма обучения: очная
Квалификация выпускника: программист
Срок обучения: 3 года 10 месяцев
Базовое образование: основное общее
Грозный, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
1 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5-12 |
3 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
13 |
4 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
14 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Операционные системы и среды
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) 09.02.07 Информационные системы и программирование квалификация Специалист по информационным системам и примерной основной образовательной программой.
1.1. Область рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Операционные системы и среды является частью основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, квалификация базовой подготовки - Специалист по информационным системам.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина общепрофессионального цикла.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
ОК1, ОК2, ОК5, ОК9, ОК10, ПК 9.3, ПК 9.4, ПК 9.6 |
- Управлять параметрами загрузки операционной системы; - Выполнять конфигурирование аппаратных устройств; - Управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователей; - Управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети. |
- Основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем; - Архитектуры современных операционных систем; - Особенности построения и функционирования семейств операционных систем «Unix» и «Windows»; - Принципы управления ресурсами в операционной системе; - Основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционных системах. |
Вид учебной работы |
Объем часов |
Объем образовательной нагрузки (всего) |
64 |
в том числе: |
48 |
теоретических занятий |
30 |
практические занятия |
18 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
10 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
6 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01 «Операционные системы и среды»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) |
Объем часов |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
||
Всего |
из них в форме практической подготовки |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Раздел 1 - Введение в операционные системы |
|
|
|
||
Тема 1. История, назначение и функции операционных систем |
Содержание учебного материала |
2 |
|
ОК1, ОК2, ОК5, ОК9, ОК10, ПК 9.3, ПК 9.4, ПК 9.6 |
|
1 |
История, назначение, функции и виды операционных систем / Роль и место знаний по дисциплине «Операционные системы и среды» при освоении смежных дисциплин и профессиональных модулей по выбранной специальности, в сфере профессиональной деятельности. Современный уровень и перспективы развития операционные систем. Задание на дом: Составьте развёрнутую схему классификации программного обеспечения. В схеме укажите все виды ПО, их структуру и краткую характеристику |
2 |
|
||
Практические занятия |
|
1 |
|||
1 |
Практическая работа №1. «Настройка рабочего пространства пользователя». «Работа со встроенными приложениями» / Использование сервисных программ поддержки интерфейсов. Настройка рабочего стола. Настройка системы с помощью Панели управления. Задание на дом: Подготовить отчет по выполненной работе |
||||
Тема 2. Архитектура операционной системы |
Содержание учебного материала |
5 |
|
ОК1, ОК2, ОК5, ОК9, ОК10 |
|
1 |
Структура операционных систем. Виды ядра операционных систем / Общий взгляд на структуру операционных систем Windows и Unix. Понятия об ядре операционной системы. Виды ядер операционной системы. Задание на дом: Ответить на вопросы |
2 |
|
||
2 |
Микроядерная архитектура (модель клиент-сервер) / Переход на режим микроядра. Представление о клиент-серверной архитектуре. Смена режимов работы операционной системы Задание на дом: Составить хронологию версий Windows. Задание на дом: Составить хронологию версий Windows |
3 |
|
|
|
|
Практические занятия |
|
|
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) |
Объем часов |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
||
Всего |
из них в форме практической подготовки |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
1 |
Практическая работа №2. «Управление памятью» / Исследование соотношения между представляемым и истинным объёмом занятой дисковой памяти. Изучение влияния количества файлов на время, необходимое для их копирования. Задание на дом: Составьте развёрнутые алгоритмы распределения памяти без использования внешней памяти и с использованием внешней памяти |
|
1 |
|
Самостоятельная работа |
5 |
|
|||
1 |
Составьте сравнительную таблицу «Файловые системы» (столбцы Операционная система, Особенности строения файловой системы и краткая характеристика, Преимущества, Недостатки, Источник информации) |
||||
Тема 3. Общие сведения о процессах и потоках |
Содержание учебного материала |
3 |
|
ОК1, ОК2, ОК5, ОК9, ОК10 |
|
1 |
Процессы и потоки / Модель процесса. Создание процесса. Завершение процесса. Иерархия процесса. Состояние процесса. Реализация процесса, Применение потоков. Классификация потоков. Реализация потоков Задание на дом: |
3 |
|
||
Практические занятия |
|
|
|||
1 |
Практическая работа №3. «Управление процессами с помощью команд операционной системы» / Конфигурирование файлов. Резервное хранение, командные файлы Задание на дом: Подготовить отчет по выполненной работе |
|
1 |
||
Самостоятельная работа |
5 |
|
|||
1 |
Сравните как в различных источниках дается определение процесса и выясните какие процессы работают на вашем компьютере во время сеанса. |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) |
Объем часов |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
||
Всего |
из них в форме практической подготовки |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Тема 4. Взаимодействие и планирование процессов |
Содержание учебного материала |
2 |
|
ОК1, ОК2, ОК5, ОК9, ОК10 |
|
1 |
Работа с процессами / Взаимодействие и планирование процессов Задание на дом: Используя Интернет, изучите функции операционной системы по управлению процессами и применение потоков. |
2 |
|
||
Практические занятия |
|
1 |
|||
1 |
Практическая работа №4. «Работа с текстовым редактором. Работа с архиватором» / Работа с операционной оболочкой. Задание на дом: Подготовить отчет по выполненной работе |
||||
Тема 5. Управление памятью |
Содержание учебного материала |
4 |
|
ОК1, ОК2, ОК5, ОК9, ОК10 |
|
1 |
Виды памяти / Абстракция памяти, Виртуальная память Задание на дом: Определите объем виртуальной памяти на вашем компьютере. Можно ли её регулировать |
2 |
|
||
2 |
Работа с памятью /Разработка, реализация и сегментация страничной реализации памяти Задание на дом: Заполнить таблицу «Схемы распределения памяти» |
2 |
|
||
Практические занятия |
|
1 |
|||
1 |
Практическая работа №5. «Конфигурирование аппаратных устройств для работы операционной системы» Задание на дом: Подготовить отчет по выполненной работе |
||||
Тема 6. Файловая система и ввод и вывод информации |
Содержание учебного материала |
2 |
|
ОК1, ОК2, ОК5, ОК9, ОК10 |
|
|
Работа с файловыми системами /Файловая система. Виды файловых систем. Ввод информации. Вывод информации Задание на дом: Заполните таблицу «Сравнительные характеристики файловых систем FAT и NTFS» |
2 |
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) |
Объем часов |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
||
Всего |
из них в форме практической подготовки |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
Практические занятия |
|
1 |
|
|
1 |
Практическая работа №6. «Работа с программой «Файл-менеджер Проводник» и с файловыми системами и дисками» Задание на дом: Подготовить отчет по выполненной работе |
||||
2 |
Практическая работа №7. «Работа с командами в операционной системе» / Использование команд работы с файлами и каталогами. Работа с дисками при помощи внутренней функции Diskpart. Диагностика и коррекция ошибок операционной системы, контроль доступа к операционной системе Задание на дом: Подготовить отчет по выполненной работе |
|
1 |
||
Раздел 2 – Администрирование операционных систем |
|
|
|
||
Тема 7. Работа в операционных системах и средах |
Содержание учебного материала |
5 |
|
|
|
1 |
Управление безопасностью / Механизмы защиты операционных систем. Схема модели Харрисона, Руззо и Ульмана. Основные встроенные механизмы защиты операционных систем. Классификация методов, позволяющих несанкционированно вмешиваться в работу системы. Задание на дом: Проведите анализ защищенности современных операционных систем |
2 |
|
ОК1, ОК2, ОК5, ОК9, ОК10, ПК 9.3, ПК 9.4, ПК 9.6 |
|
|
Планирование и установка операционной системы / Требования к аппаратным ресурсам. Подготовка процесса инсталляции. Информация, необходимая для установки. Общее описание установки разных операционных систем. Конфигурирование разделов на жестком диске. Выбор файловой системы. Рекомендации по использованию файловых систем. Обновление существующих систем. Организация систем с двойной загрузкой Задание на дом: Используя Интернет, изучите вытесняющее и невытесняющее планирование; направления борьбы с тупиками. |
3 |
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) |
Объем часов |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
|||
Всего |
из них в форме практической подготовки |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
|
Практические занятия |
|
1 |
|
||
Практическая работа №8. «Установка и настройка системы» Изучение эмуляторов операционных систем. / Установка параметров автоматического обновления системы. Установка новых устройств. Управление дисковыми ресурсами. Задание на дом: Составьте операционную карту установки Windows по схеме |
||||||
Практическая работа №9. «Консоль администрирования MMC» Задание на дом: Подготовить отчет по выполненной работе |
|
1 |
||||
Практическая работа №10. «Оснастка локальные пользователи и группы», «Оснастка Локальные параметры безопасности» Задание на дом: Подготовить отчет по выполненной работе |
|
1
|
||||
Практическая работа №12. «Оснастка Редактор групповой политики», «Оснастка Управление дисками» Задание на дом: Подготовить отчет по выполненной работе |
|
1
|
||||
Практическая работа №14. «Редактор реестра» Задание на дом: Подготовить отчет по выполненной работе |
|
1 |
||||
Раздел 3 – Резервное копирование и восстановление данных и операционной системы |
|
|
ОК1, ОК2, ОК5, ОК9, ОК10, ПК 9.3, ПК 9.4, ПК 9.6 |
|||
|
Содержание учебного материала |
2 |
|
|||
Тема 8. Резервное копирование |
1 |
Резервное копирование / Понятие резервного копирования. Виды резервного копирования. Клонирование разделов и создание образов. Полное файловое резервирование. Дифференциальное резервирование. Инкрементное резервирование (Incremental backup). Архивация. Обзор программ для резервного копирования данных и ОС Задание на дом: сделать таблицу различий разных видов backup |
2 |
|
||
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) |
Объем часов |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
||
Всего |
из них в форме практической подготовки |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
Практические занятия |
|
1 |
|
|
1 |
Практическая работа №15. «Создание образа системы» Задание на дом: Подготовить отчет по выполненной работе |
||||
2 |
Практическая работа №16. «OneDrive - удаленное резервное копирование пользовательских данных» Задание на дом: Подготовить отчет по выполненной работе |
|
1 |
||
3
|
Практическая работа №17. «Создание резервной копии ОС» «Создание резервной копии данных и их восстановление» Задание на дом: Подготовить отчет по выполненной работе |
|
1
|
||
Тема 9. Восстановление данных и операционной системы |
Содержание учебного материала |
5 |
|
||
1 |
Восстановление ОС / Обзор. Точки восстановления. Различия в операционных системах. Запуск и управление программой. Техническая реализация. Ограничения и сложности. Диск восстановления Задание на дом: исследовать ПО для восстановления системы |
3 |
|
||
2 |
Восстановление данных / Причины потери данных. Способы восстановления. Программный способ: Восстановление структуры файловой системы. Восстановление удаленных данных файловой системы. Восстановление по сигнатурам. Смешанное восстановление. Программно-аппаратный способ: Накопители CD/DVD/BR. NAND-Flash.. Задание на дом: исследовать ПО для восстановления данных |
2 |
|
||
Практические занятия |
|
1 |
|||
1 |
Практическая работа №18. «Создание точки восстановления и восстановление ОС» Задание на дом: Подготовить отчет по выполненной работе |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) |
Объем часов |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
||
Всего |
из них в форме практической подготовки |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
2
|
Практическая работа №19. «Восстановление ОС после сбоя», «Восстановление ОС с помощью командной строки» Задание на дом: Подготовить отчет по выполненной работе |
|
1
|
|
3 |
Практическая работа №20. «Восстановление данных» Задание на дом: Подготовить отчет по выполненной работе |
|
1 |
||
Экзамен |
6 |
|
|||
Всего |
46 |
18 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к материально-техническому обеспечению
Программа учебной дисциплины реализуется в мастерской «Веб-дизайн и разработка» Оборудование мастерской:
− Стол компьютерный – 16 шт.,
− компьютеры (Processor Intel Core i7 8700, тактовая частота 3.2GHz, 6 ядер, 12 потоков, встроенная сетевая карта Ethernet 1000BASE-T, ОЗУ 32 GB, SSD 1 Tb Монитор TFT 23.8" Viewsonic VA2419-sh (LCD, Wide, 1920x1080, D-Sub, HDMI)
− Комплект Logitech Combo MK120 Black USB 920-002561)– 16 шт.,
− аудиторные столы – 6 шт.,
− стул ученический – 21 шт.,
− стул компьютерный -17 шт.,
− Источник бесперебойного питания (APC Easy UPS 1000VA) – 15 шт.,
− Сервер в комплектации: Платформа Supermicro SSG-6049P-E1CR36L, Процессор 2x Intel(R) Xeon(R) Platinum 8280L CPU @ 2.70GHz 56 QPI, 4x HDD SSD 3.2 Tb SAS 12Gb/s, Оперативная память - 8 х 64 GB Kingston DDR4-2933 ECC Registered – 1 шт,
− Mikrotik - 1 шт.,
Программное обеспечение общего и профессионального назначения, в том числе включающее в себя следующее ПО:
- VirtualBox.
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
Печатные издания:
1. Гостев, И. М. Операционные системы: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. М. Гостев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 164 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04951-0
2. Операционные системы, среды и оболочки: Учебное пособие / Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 560 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (п) ISBN 978-5-91134-743-7
3. Таненбаум Эндрю, Бос Х. Современные операционные системы – 4-е издание, СПб : Издательство Питер, 2018.- 1120 с.
4. Спиридонов, Э.С. Операционные системы / Э.С. Спиридонов, М.С. Клыков, М.Д. Рукин и др. - М.: КД Либроком, 2017. - 350 c.
5. Батаев А.В., Налютина Н.Ю., Синицына С.В.
Операционные системы и среды. – М.: ОИЦ «Академия», 2018.
Интернет-ресурсы:
1. https://system-blog.ru/category/operatsionnyie-sistemyi - Системный блог, рубрика «Операционные системы»
2. https://foxford.ru/wiki/informatika/administrirovanie-os - Администрирование ОС
3. https://remontka.pro/windows-page/ - Материалы про установку и сопровождение ОС Windows
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: |
− Компьютерное тестирование на знание терминологии по темам 1-6 − Оценка выполнения практического задания − Оценка выполнения задания для самостоятельной работы |
- управлять параметрами загрузки операционной системы (ОК1, ОК2, ОК5, ОК9, ОК10, ПК 9.3, ПК 9.4, ПК 9.6); - выполнять конфигурирование аппаратных устройств (ОК1, ОК2, ОК5, ОК9, ОК10); - управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователей (ОК1, ОК2, ОК5, ОК9, ОК10, ПК 9.3, ПК 9.4, ПК 9.6); управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети (ОК1, ОК2, ОК5, ОК9, ОК10, ПК 9.3, ПК 9.4, ПК 9.6) |
|
Знать: |
|
- основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем; (ОК1, ОК2, ОК5, ОК9, ОК10 - архитектуры современных операционных систем; (ОК1, ОК2, ОК5, ОК9, ОК10); - особенности построения и функционирования семейств операционных систем «Unix» и «Windows»; (ОК1, ОК2, ОК5, ОК9, ОК10); - принципы управления ресурсами в операционной системе; (ОК1, ОК2, ОК5, ОК9, ОК10) - основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционных системах. (ОК1, ОК2, ОК5, ОК9, ОК10) |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.