Приложение № ___ к ОПОП ___________, утвержденной приказом ГБПОУ ЧГСК от «__» _____2022 г. №__
|
Рабочая программа учебной дисциплины
Общепрофессионального цикла
ОП.01 Основы строительного черчения
в рамках основной профессиональной образовательной
программы (ППКРС) по
профессии 0 8.01.07. Мастер строительных работ
Профессия: 08.01.07 Мастер общестроительных работ
Форма обучения очная
Квалификация выпускника каменщик и печник
Срок обучения 2 года 10 месяцев
Базовое образование основное общее
Грозный, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
5 |
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
|
9 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
10
|
Строительное черчение
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Основы строительного черчения» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл вариативной части ППССЗ
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Целью изучения учебной дисциплины «Основы строительного черчения» является формирование общих и профессиональных компетенций, позволяющих сформировывать у студентов мотивацию для обучения по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
– пользоваться нормативной документацией при выполнении графических работ;
– выполнять строительные и специальные чертежи в технике в ручной и машинной графике;
– читать чертежи.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
– правила разработки, выполнения оформления и чтения архитектурно- строительной документации;
– технологию выполнения чертежей с использованием системы автоматического проектирования;
– стандарты единой системы конструкторской документации и системы проектной документации в строительстве.
Требования к уровню усвоения содержания курса
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
Общие компетенции
Код компетенции |
Содержание компетенции |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
Профессиональные компетенции
ПК 1.1. Подбирать строительные конструкции и разрабатывать несложные узлы и детали конструктивных элементов зданий.
ПК 1.2. Разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с использованием информационных технологий.
ПК 1.3. Выполнять несложные расчеты и конструирование строительных конструкций.
ПК 1.4. Участвовать в разработке проекта производства работ с применением информационных технологий.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объём, часов |
Максимальная учебная нагрузка |
41 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка, в том числе |
34 |
лекций |
4 |
практических занятий |
30 |
Самостоятельная работа обучающегося |
7 |
Итоговая аттестация: экзамен |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы строительного черчения»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
Уровень усвоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Графическое оформление чертежей |
|
|
|
Тема 1.1. Общие сведения о строительных чертежах |
Содержание учебного материала |
|
2 |
Введение. Определение строительного чертежа. Стадии проектирования. ЕСКД и СПДС – обозначение стандартов. Маркировка и наименование комплектов строительных чертежей. Модульная координация размеров в строительстве. Элементы конструкций зданий и сооружений. Понятие об основных частях здания. |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Вычерчивание чертежного шрифта и типов линий на формате А4 |
2 |
||
Лабораторные работы (не предусмотрены) |
- |
||
Практические занятия |
- |
||
Вычерчивание чертежного шрифта и типов линий на формате А4 |
4 |
||
Содержание учебного материала |
|
||
Тема 1.2. Особенности оформления строительных чертежей |
Форматы. Основная надпись по ГОСТ 21.101-97 СПДС. Масштабы изображений на чертежах зданий по ГОСТ 21.501-93 СПДС. Особенности применения линий на строительных чертежах. Правила нанесения размеров на строительных чертежах. Основные требования к рабочей и проектной документации. Чертежный шрифт и типы линий чертежа. |
4 |
|
Лабораторные работы (не предусмотрены) |
- |
2 |
|
Практические занятия |
6 |
||
-Оформление папки. -Вычерчивание чертежного шрифта и типов линий на формате А4 -Модульно-разбивочные оси( вычерчивание на формате А3) |
|
||
Самостоятельная работа обучающихся: Вычерчивание чертежного шрифта и типов линий на формате А4 |
4 |
||
Содержание учебного материала |
4 |
||
Тема 1.3. Условные обозначения элементов зданий и строительных материалов |
Графические обозначения материалов на разрезах и фасадах ГОСТ 2.306-68* ЕСКД «Обозначение материалов и правила их нанесения на чертежах». Условные обозначения элементов здания (ГОСТ 21.501-93). Оконные и дверные проемы, лестницы в плане и на разрезе, каналы в стенах. Условные графические обозначения элементов санитарно-технических устройств (ГОСТ 21.205-93). |
|
|
Лабораторные работы (не предусмотрены) |
|
2 |
|
Практические занятия |
4 |
||
Условные графические обозначения элементов санитарно-технических устройств (ГОСТ 21.205-93). |
4 |
||
Самостоятельная работа: выполнение упражнений по вычерчиванию санитарно-технических устройств зданий. |
|||
Содержание учебного материала |
2 |
||
Тема 1.4. Планы здания |
План этажа. Состав плана этажа. Последовательность выполнения плана этажа. Особенности простановки размеров. |
|
2 |
Лабораторные работы (не предусмотрены) |
- |
||
Практические занятия |
5 |
||
Экспликация помещений. |
4 |
||
Самостоятельная работа: Выполнение упражнений по выполнению надписей на плане здания |
|||
Содержание учебного материала |
4 |
||
Тема 1.5. Разрез здания |
Назначение разрезов здания. Архитектурные и конструктивные разрезы. Продольные и поперечные разрезы здания. Особенности нанесения размеров на разрезе здания. |
|
2 |
Лабораторные работы (не предусмотрены) |
- |
||
Практические занятия |
6 |
||
Последовательность выполнения разреза здания. |
2 |
||
Расчет лестничной клетки. |
2 |
||
Выполнение поперечного разреза здания. |
2 |
||
Самостоятельная работа: выполнение упражнений по расчету лестничных маршей и по нанесению высотных отметок и линейных размеров на разрезе здания |
4 |
||
Содержание учебного материала |
2 |
||
Тема 1.6. Фасад здания |
Фасад здания. Проекционная связь фасада с планом и разрезом. Особенности нанесения размеров на фасаде здания. Последовательность выполнения фасада здания. Принцип составления названия. |
|
2 |
Лабораторные работы (не предусмотрены) |
- |
||
Практические занятия |
5 |
||
Фрагменты фасада. |
|
||
Самостоятельная работа: |
4 |
||
Содержание учебного материала |
2 |
||
Тема 1.7. Чертежи подземной части зданий |
Назначение фундамента, его составные части. План фундамента. Последовательность выполнения плана фундамента. Сечение фундамента, его назначение. Особенности положения секущей плоскости. |
|
|
Лабораторные работы (не предусмотрены) |
|
2 |
|
Практические занятия |
2 |
||
Особенности нанесения размеров. |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий и учебной литературы |
2 |
||
Содержание учебного материала |
2 |
||
Тема 1.8. План Кровли
Тема 1.9. Чертежи генеральных планов
|
Назначение технического рисунка. Отличие технического рисунка от чертежа, Понятие о покрытиях, скатах крыши и кровли. Назначение, состав изображения плана крыши. |
2 |
|
Лабораторные работы (не предусмотрены) |
|
||
Практические занятия |
- |
2 |
|
Самостоятельная работа обучающихся - систематическая проработка конспектов занятий и учебной литературы |
- |
||
Содержание учебного материала |
2 |
||
Назначение, содержание и оформление генеральных планов. Условно-графическое изображение элементов генеральных планов по ГОСТ 21.204-93 СПДС. |
|
||
Лабораторные работы (не предусмотрены) |
|
||
Практические занятия |
2 |
||
Условные графические обозначения и изображения элементов генеральных планов. |
2 |
||
Выполнение чертежа генерального плана |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа студентов: Выполнение и оформление упражнения чертежей генеральных планов |
1 |
||
|
|
||
Дифференцированный зачет Всего 41ч. Ауд. 34ч. Лекц.4ч. прак.30ч. сам. 7ч |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины предполагает наличие учебного кабинета
«Основы строительного черчения».
Оборудование учебного кабинета «Основы строительного черчения»:
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект инструментов и приспособлений;
- макеты зданий;
- наглядные пособия;
- комплект учебно-методической документации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Гусарова Е.А., Митина Т.В. «Основы строительного черчения» - М,: Издательский центр «Академия», 2020 г.
2. Боголюбов С. К. Индивидуальные задания по курсу черчения - М.: Высшая школа, 2015.
3. Баранова Л. А., Боровикова Р. Л., Панкевич А. П. Основы черчения. - М.: Высшая школа, 201.
Дополнительные источники:
4. Брилинг Н. С. Черчение. - М.: Стройиздат, 2014.
5. Георгиевский О. В. Правила выполнения архитектурно-строительных чертежей. - М., Интербук-бизнес, 2015.
6. Крылов Н.Н.Инженерная графика. – М., Высшая школа. 2015
7. Миронова Р.С, Миронов Б.Г. Инженерная графика. - М., Высшая школа. 2015г.
8. Миронова Р.С., Миронов Б.Г. Сборник заданий.
9. Прохорский Г.В. Информационные технологии в архитектуре и строительстве. Учебное пособие для ССУЗов. – М., КноРус, 2014
Нормативно-правовые источники:
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентом индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: - ориентироваться в тенденциях развития профессионального образования в строительстве; - оформлять учебную документацию. знать: - содержание профессионального (строительного) образования; - структуру строительного комплекса России; - классификацию зданий и сооружений по назначению; - перечень работ при строительстве зданий; - виды нормативных документов в строительстве; - номенклатуру конструктивных элементов зданий; - номенклатуру основных строительных материалов; - виды инженерного оборудования зданий; - виды строительных машин и механизмов; - историю строительной отрасли. |
- устный фронтальный и индивидуальный опросы;
- практические работы;
- контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы (разработка сообщений, составление конспектов, выполнение эскизов).
|
4.1 ТЕСТ №1 ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 «ОСНОВЫ СТРОИТЕЛЬНОГО ЧЕРЧЕНИЯ».
Инструкция по выполнению заданий.
Предлагается выполнить задания двух видов.
В вопросах с 1 по 16 необходимо выбрать правильный ответ, дать свой вариант ответа. Каждый правильный ответ оценивается в 0,5 балла.
В вопросе № 17 необходимо дать свой вариант ответа. Правильный вариант ответа оценивается в 1 балл.
Неверный вариант ответа или его отсутствие оценивается в 0 баллов.
№ п/п |
Вариант 1 Вопросы и варианты ответов |
1 |
1. Какое сокращенное обозначение имеет единая система конструкционных документов? 1. ЕСКД 2. ЕСТД 3. ЕСТК |
2 |
Чертеж – это… 1. документ, предназначенный для разового использования в производстве, содержащий изображение изделия и другие данные для его изготовления; 2. графический документ, содержащий изображения предмета и другие данные, необходимые для его изготовления и контроля; 3. наглядное изображение, выполненное по правилам аксонометрических проекций от руки, на глаз. |
3 |
Какой формат относятся к основным? 1. А1 2. А5 3. А7 |
4 |
Как располагают лист формата А4? 1. Горизонтально 2. Вертикально 3. Оба варианта верны |
5 |
Выберете правильное обозначение масштаба увеличения: 1. 1:2, 1:4, 1:5 2. 2:1, 4:1, 5:1 3. 1:2, 1:3, 1:5 4. 2:1, 3:1, 5:1 |
6 |
Какой линией выполняются размерные линии? 1. сплошная толстая 2. сплошная тонкая 3. сплошная волнистая 4. штриховая |
7 |
Толщины всех линий чертежа задаются относительно… 1. штриховой линии; 2. основной сплошной толстой линии; 3.сплошной тонкой линии; 4. волнистой линии |
8 |
На каком расстоянии от краев листа проводят рамку чертежа? 1. слева, сверху, справа и снизу – по 5 мм; 2. слева, сверху и снизу – по 10 мм, справа – 25 мм; 3. слева – 20 мм, сверху, справа и снизу – по 5 мм |
9 |
Где проставляют размерные числа? 1. под размерной линией 2. на размерной линии 3. над размерной линией 4. слева от размерной линии |
10 |
Общее число размеров должно быть… 1. минимальным 2. максимальным 3. в два раза меньше от общего числа 4. в два раза больше от общего числа |
11 |
Условное изображение, выполненное с помощью чертежного инструмента, называется… 1. чертежом; 2. эскизом; 3. техническим рисунком |
12 |
Аксонометрическая координатная система состоит из… 1. прямоугольной и косоугольной изометрии 2. прямоугольной и косоугольной изометрии, косоугольной фронтальной диметрии 3. косоугольной фронтальной диметрии 4. прямоугольной изометрии и косоугольной диметрии |
13 |
В чем измеряется площадь комнаты? 1) см2 2) м2 3) мм2 |
14 |
На каком чертеже изображен фасад здания? 1) 2) |
15 |
Сколько плитки понадобится для столовой – зала? Размер плитки 40 смХ40 см 1)186 шт 2)147 шт 3)158 шт |
16 |
Что называется основанием здания? |
17 |
Назовите основные конструктивные элементы здания:
|
4.2 Образец задания для проведения дифференцированного зачета
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГбПОу «чЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ строительнЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Дисциплина: «Основы строительного черчения» Очная форма обучения
Задание для проведения дифференцированного зачета
формирование ОК1-ОК4
Проверяемые результаты обучения
З 1. линии чертежа и их назначение, масштабы чертежей;
Задание 1.
1. Перечислите основные линии
чертежа в соответствии с ГОСТ 2.303-68 «Линии». Укажите особенности их
начертания в соответствии с государственным стандартом.
2. Объясните назначение чертежей планов зданий. Составьте алгоритм построения
плана здания.
3. Прочитайте строительный чертеж по приведенному плану.
Ответьте на вопросы.
План чтения строительного чертежа
1.Определить название дома, изображенного на чертеже.
2. Выяснить, какие изображения содержит чертеж.
3. Изучить расположение комнат в доме.
4. Прочитать условные обозначения оконных и дверных проемов, санитарно-технического оборудования.
5. Как называется число, указывающее высоту точки над нулевой плоскостью?
6. Как понимать числа:—0,500; 2,700, нанесенные на разрезе?
7. Какова высота дома? Длина фасада?
8. Какая площадь относится к полезной?
9. Какая площадь относится к жилой?
Жилая площадь – 40,13 м2,
Полезная площадь – 62,38 м2.
Преподаватель: ___________ Дударкаева Л.М.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.