Рабочая программа по биологии. 7 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по биологии. 7 класс

Оценка 4.9
docx
30.10.2022
Рабочая программа по биологии. 7 класс
Биология - 7.docx

     МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ  

                 ФЕДЕРАЦИИ

 

Министерство образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края

 

Управление образования муниципального района

«Нерчинский район»

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Волочаевка

РАССМОТРЕНО

Методическим Советом.

____________ Кузнецова Е.А.

Протокол № _____

от «____»______________2022 г.

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора: __________Кузнецова Е.А.

Протокол № ____

от «____»_____________2022 г.

Утверждено.

Директор школы: ___________ Тумаева О.В.

Приказ № _____

от «_____» ____________ 2022 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ПО   БИОЛОГИИ

 

7 класс 

 

 

 

 

Составитель:

  Пузырева Н.И.,

учитель биологии

 

 

 

 

 

 

с. Волочаевка, 2022 год

 

 

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по предмету «Биология» на 2022 – 2023 учебный год для 7 класса разработана на основе:

 

1.   Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.

2. Приказа  Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3. Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования России от 18.10.2013 года № 544;

4. Приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573)).

6. Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

7. Приказа  Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

8. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;

9. Примерной программы основного общего образования, утверждённой Научно-Методическим Центром Российской Федерации 08.04.2015 года, протокол № 1/15;

10. Федерального перечня учебников, с учётом авторской программы УМК серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2011/, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся;

11. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Волочаевка на 2022  – 2023  учебный год;

12. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ  с. Волочаевка.

13. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)»).

14.  Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные  общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».

15.  Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 08 мая 2020 года № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID – 19.

16. Письма Минпросвещения  России от 27.03.2020 г. № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий»

17.  Письма Минпросвещения  РФ 03 от 12.08.2020 г. № ГД-1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.2020 г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».

18.  Письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020 г. № 75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях  в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)».

19.  Приказа Министерства образования Забайкальского края от 10 августа 2020 года № 118 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»

 

 Цель изучения биологии в школе:

    - освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

Основные задачи изучения биологии в школе:

    формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере  в результате деятельности человека;

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях , о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; 

     - приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

     - формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

     - формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;  

- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

•  овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Обоснование выбора программы:       

 Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.   В ней также   соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образовании.

Программа  является базовой т. е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы, который должен быть представлен в любой рабочей или авторской программе.

В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие основных видов деятельности обучаемых,  в частности включать обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

 

В рабочую программу внесены изменения.

 

В связи с тем, что программный материал довольно обширен, в рабочую программу по предмету биология для 7 класса внесены изменения. Увеличено количество часов на изучение предмета «Биология» из части, формируемой участниками образовательного процесса в количестве 1 час.

 

Сроки реализации программы –один учебный год.

Особенности класса – общеобразовательный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Сведения о программе: Курс  биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. В 6—7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений и животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о прак­тическом значении биологических знаний как научной осно­ве охраны природы, природопользования, сельскохозяйст­венного производства, медицины и здравоохранения, био­технологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Cодержание курса биологии включает:

Бактерии, грибы, растения. 35 ч, в неделю (5 класс);

Многообразие покрытосеменных растений. 35 ч, в неделю (6 класс);

Животные. 35 ч, 1 ч в неделю (7 класс);

Человек. 68 ч, 2 ч в неделю (8 класс);

Введение в общую биологию. 68 ч, 2 ч в неделю (9 класс).

   Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащих­ся. 

Изучение биологии по предлагаемой программе предпола­гает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лаборатор­ные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО  КУРСА

 

Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

1. Многообразие животных  (38 ч)

Простейшие

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Лабораторная работа № 1 «Знакомство с многообразием  водных простейших»

Многоклеточные животные

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа № 2 «Знакомство с многообразием круглых червей».

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение дождевого червя».

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа № 4 «Особенности строения и жизни моллюсков».

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа № 5 «Знакомство с ракообразными».

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа  № 6 «Изучение представителей отрядов насекомых».

Тип хордовые. Класс ланцетники.

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа № 7  «Внешнее строение и передвижение рыб».

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа № 8  «Изучение внешнего строения птиц».

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.

2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (13 ч)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторные работы № 9 «Изучение особенностей покровов тела».

Лабораторная работа № 10  «Изучение способов передвижения животных».

Лабораторная работа № 11 «Изучение способов  дыхания животных». Лабораторная работа № 12 «Изучение ответной реакции животного на раздражение».

Лабораторная работа № 13 «Изучение органов чувств животных»

4. Развитие  животного мира на Земле (2 ч) 

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

5.Закономерности размещения животных на Земле (2 ч)

Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

6. Биоценозы (5 ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (4 ч)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 «Биология» 7 класс

п/п

Название темы

Количество часов

Контрольные работы

Лабораторные  работы

1.

Введение

2

 

 

2.

Многообразие животных 

 

38

№ 1

№ 1 - № 8

3

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

 

13

№ 2

№ 9 - № 13

4.

Развитие животного мира на Земле

2

 

 

5.

Закономерности размещения животных на Земле

2

 

 

6.

Биоценозы

5

№ 3

 

7.

Животный  мир и хозяйственная деятельность человека

 

4

№ 4

 

 

ИТОГО:

66 ч.+2 ч. резерв

4

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ

 

Обучение биологии  направлено на достижение обучающимися следующих  результатов:

·        личностных

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

·        метапредметных

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности  включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать  и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства дл дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

У обучающихся  сформированы УУД:

Регулятивные 

• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства  достижения цели.

• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

• Работая по плану, сверять свои действия с целью,  исправлять ошибки самостоятельно.

• В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

         Познавательные

• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

• Осуществлять сравнение,  классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

• Вычитывать все уровни текстовой информации.

• Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,  договариваться друг с другом и т.д.).

 

·        предметных 

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов ( клеток растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (об мен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, вы деление, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и  окружающей среды;  зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;  необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний,    вредных привычек;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах   органоидов клетки,  органов и систем органов человека;  на живых объектах и таблицах органов цветкового растения,  органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов;   съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;  сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки:   постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами 

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

 

 

1. Личностные результаты:

Учащиеся должны:

- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

- знать правила поведения в природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

- испытывать любовь к природе;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

- уметь слушать и слышать другое мнение.

 2. Метапредметные  результаты

Учащиеся должны уметь:

- составлять план текста;

- владеть таким видом изложения текста, как повествование;

- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

- получать биологическую информацию из различных источников;

 определять отношения объекта с другими объектами;

- определять существенные признаки объекта

3. Предметные результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Понимать

·        Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона

·        Особенности строения организмов животных разных систематических групп

  • признаки биологических объектов:   клеток и организмов животных,    животных   своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,   регуляция жизнедеятельности организма.

·        Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды

·        Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых  и приготовленных микропрепаратах и описывать биологические объекты

·        Распознавать и описывать: на таблицах основные  части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных  отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·        Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;

·        Оказания первой помощи при укусах животных

·        Соблюдения правил поведения в окружающей среде

·        Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними

 

·        Выявлять изменчивость  организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем

·        Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

·        Определять принадлежность  животных определенной систематической группе (классификация)

·        Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В состав УМК входят:

 

Класс

 

Реквизиты программы

 

УМК обучающихся

 

УМК учителя

 

7

 

«Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5 – 11 классы». – М.: Дрофа, 2009.

Программа авторского коллектива под руководством

Пасечника В.В.

Рекомендована  ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию.

В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные»: 7класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2005. – 304с.: ил.;

 

 

В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева «Биология. Животные» 7 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Животные» 7 класс. – М.: Дрофа, 2004, - 192с.;

 

 

 

 

 

 

Электронное сопровождение УМК:

1.       1С: Школа. Биология. 7 класс. Животные. – М.: Вентана-Граф, 2007.

2.       Лабораторный практикум. Биология 6-11  класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004.

3.       Тесты для учащихся. Биология – 6-8 классы.- Волгоград: Учитель, 2008.

4.       Уроки биологии  Кирилла и Мефодия.Биология. 7 класс Животные.  Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, Москва: «Кирилл и Мефодий», 2005.

5.       ЦОРы Единой коллекции: «Биология 7 класс»  http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cf2d9227-2021-47cd-b37b-72b89bb7af02/?interface=pupil&class[]=50&subject[]=29  (по Пономаревой);

 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/?interface=pupil&class[]=50&subject[]=29 (по Сонину).

 

Дополнительная  литература для учителя:

 

1.      «Актуальные проблемы биологии». Сборник статей №1. Составитель Морзунова И.Б. - М., Дрофа, 2010.

2.      «Биология. Оценка качества подготовки выпускников основной школы». – М., Дрофа, 2006.

3.     «Биология. 7 класс. Книга для учителя». Составитель Спиридонова Н.Ю. - М., Дрофа, 2010.

4.     «Сборник нормативных документов. Биология». - М., Дрофа, 2009.

5.     Уроки биологии по курсу «Биология. 7 класс. Животные.». - М., Дрофа, 2009.

6.     Сборник нормативных документов. Биология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;

7.     Рабочие программы по биологии 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой) Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. М.: ООО «Глобус», 2007;

8.     Тесты по биологии  к учебнику «Биология. Животные: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений» В.В. Латюшин, В.А. Шапкин./ Н.Ю. Захарова. – М.: изд. «Экзамен», 2006.

9.     Латюшин В.В, Уфимцева Г.А. Биология. Животные 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Животные: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений» В.В. Латюшин, В.А. Шапкин: Пособие для учителя . – М.: Дрофа, 2001

 

Дополнительная литература для учащихся:

 

1.     Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М., Просвещение, 2010.

2.     Батуев А.С. Загадки и тайны психики. - М., Дрофа, 2010.

3.     Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М., Дрофа, 2006.

4.     Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6 – 11 классы. - М., Дрофа, 2006.

5.     Никишов А.И. Школьный практикум. Биология. Животные. М.: Владос.2001.

6.     Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1999

7.     Серия «Эрудит». Мир животных. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

8.     Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МБОУ ООШ с. Волочаевка

 

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5 по 9 класс. Учебный предмет биология для 5 класса относится к образовательной области «Естественнонаучные предметы».

Продолжительность учебного года в МБОУ ООШ с. Волочаевка для 7 класса составляет 35 недель.

 В учебном плане на предмет биологии в 7 классе отведёно 2 часа в неделю (1 час из обязательной части БУП и 1 час из части, формируемой участниками образовательного процесса).  Итого 70 часов. Из них:

ü лабораторных работ – 13;

ü контрольно-обобщающих уроков – 4;

ü повторение – 1;

ü резерв – 3.

Итого на изучение нового материала – 49 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ГРАФИК 

ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ  ПО БИОЛОГИИ  7 КЛАСС

 

 

Название лабораторной работы

 

 

сентябрь

 

октябрь

 

ноябрь

 

декабрь

 

январь

 

февраль

 

март

 

апрель

 

май

 

Знакомство с многообразием водных простейших

 

Урок

№ 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с многообразием круглых червей

 

 

Урок

№ 9

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешнее строение дождевого червя

 

 

Урок

№ 11

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности строения и жизни моллюсков

 

 

Урок

№ 12

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с ракообразными

 

 

Урок

№ 16

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение представителей отрядов насекомых

 

 

Урок

№ 18

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешнее строение и передвижение рыб

 

 

 

Урок

№ 24

 

 

 

 

 

 

 

Изучение внешнего строения птиц

 

 

 

 

Урок

№ 31

 

 

 

 

 

 

Изучение особенностей покровов тела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 41

 

 

 

 

Изучение способов передвижения животных

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 43

 

 

 

 

Изучение способов дыхания животных

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 44

 

 

 

 

Изучение ответной реакции животного на раздражение

 

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 48

 

 

 

Изучение органов чувств животных

 

 

 

 

 

 

 

Урок

№ 49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема

Часы

Примечание

 

ВВЕДЕНИЕ. 2 ЧАСА

 

1.      

История развития зоологии

1

 

2.

Современная зоология

1

 

 

МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ. 38 ЧАСОВ

 

3.

Простейшие. (Корненожки. Радиолярии. Солнечники. Споровики.)

Л/Р № 1 «Знакомство с многообразием водных простейших»

1

 

4.

Простейшие (Жгутиконосцы. Инфузории)

1

 

5.

Тип Губки

1

 

6.

Тип Кишечнополостные. Строение и образ жизни гидры пресноводной

1

 

7.

Многообразие кишечнополостных, их значение. Общая характеристика типа

1

 

8.

Тип Плоские черви

1

 

9.

Тип Круглые черви.

Л/Р № 2 «Знакомство с многообразием круглых червей»

1

 

10.

Тип Кольчатые черви, или Кольчецы

1

 

11.

Классы Кольчецов.

Л/Р № 3 «Внешнее строение дождевого червя»

1

 

12.

Тип Моллюски.

Л/Р № 4 «Особенности строения и жизни моллюсков»

1

 

13.

Тип Иглокожие

1

 

14.

Классы Моллюсков

1

 

15.

Организм животного, особенности строения и жизнедеятельности

1

 

16.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные

Л/Р № 5 «Знакомство с ракообразными»

1

 

17.

Тип Членистоногие. Класс Паукообразные

1

 

18.

Класс Насекомые.

 

1

 

19 - 22

Отряды насекомых Л/Р № 6 «Изучение представителей отрядов насекомых»

4

 

23.

Тип Хордовые

1

 

24 - 27

Классы Рыб

Л/Р № 7 «Внешнее строение и передвижение рыб»

4

 

28.

Класс Земноводные

1

 

29.

Класс Пресмыкающиеся

1

 

30.

Отряды пресмыкающихся

1

 

31.

Класс Птицы.

Л/Р № 8 «Изучение внешнего строения птиц»

1

 

32 - 34

Отряды птиц

3

 

35.

Класс Млекопитающие

1

 

36 – 39.

Отряды млекопитающих

4

 

40.

Обобщающий урок. Тип Хордовые

1

 

 

ЭВОЛЮЦИЯ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ И ИХ СИСТЕМ. 13 ЧАСОВ.

 

41.

Покровы тела.

Л/Р № 9 «Изучение особенностей покровов тела»

1

 

42.

Опорно-двигательная система

1

 

43.

Способы передвижения животных. Полости тела.

Л/Р № 10 «Изучение способов передвижения животных»

1

 

44.

Органы дыхания и газообмен.

Л/Р № 11 «Изучение способов дыхания животных»

1

 

45.

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии

1

 

46.

Кровеносная система. Кровь.

1

 

47.

Органы выделения

1

 

48.

Нервная система. Инстинкт. Рефлекс.

Л/Р № 12 «Изучение ответной реакции животного на раздражение»

1

 

49.

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

Л/Р № 13 «Изучение органов чувств животных»

1

 

50.

Продление рода. Органы размножения

1

 

51.

Способы размножения животных. Оплодотворение.

1

 

52.

Развитие и продолжительность жизни животных

1

 

53.

КОУ по теме «Эволюция животных»

1

 

 

РАЗВИТИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЖИВОТНЫХ НА ЗЕМЛЕ. 4 ЧАСА

 

54.

Доказательства эволюции животных.

1

 

55.

Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира

1

 

56.

Многообразие видов как результат эволюции

1

 

57.

Арелы обитания. Миграции.

1

 

 

БИОЦЕНОЗЫ. 5 ЧАСОВ.

 

58.

Естественные и искусственные биоценозы

1

 

59.

Факторы среды и их влияние на биоценозы

1

 

60.

Цепи питания. Поток энергии

1

 

61.

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу

1

 

62.

КОУ по теме «Биоценозы»

1

 

 

ЖИВОТНЫЙ МИР И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.

4 ЧАСА.

 

63.

Воздействие человека и его деятельности на животных

1

 

64.

Одомашнивание животных.

1

 

65.

Законы России об охране животного мира

1

 

66.

Охрана и рациональное использование животного мира

1

 

 

 

67.

ПОВТОРЕНИЕ

1

 

68 – 70.

РЕЗЕРВ

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «

Основной образовательной программы основного общего образования

Основной образовательной программы основного общего образования

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и…

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и…

Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения,…

Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения,…

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Класс паукообразные. Многообразие

Класс паукообразные. Многообразие

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «Биология» 7 класс № п/п

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «Биология» 7 класс № п/п

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

В ценностно-ориентационной сфере: • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния…

В ценностно-ориентационной сфере: • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния…

Ученик научится Ученик получит возможность научиться

Ученик научится Ученик получит возможность научиться

Понимать · Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона ·

Понимать · Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона ·

В состав УМК входят:

В состав УМК входят:

Сборник нормативных документов

Сборник нормативных документов

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МБОУ

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МБОУ

Рабочая программа по биологии. 7 класс

Рабочая программа по биологии. 7 класс

ГРАФИК ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

ГРАФИК ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Изучение способов передвижения животных

Изучение способов передвижения животных

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

Класс Насекомые. 1 19 - 22

Класс Насекомые. 1 19 - 22

Органы чувств. Регуляция деятельности организма

Органы чувств. Регуляция деятельности организма

ПОВТОРЕНИЕ 1 68 – 70

ПОВТОРЕНИЕ 1 68 – 70
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2022