Рабочая программа по биологии 9 кл

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рабочая программа по биологии 9 кл..doc

 

«УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                                                                                     Директор МОУ СОШ пос. МИС

__________________ Жало М.С.

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа пос. МИС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по биологии

 

9 класс

 

 

 

 

Составитель:              

             учитель  биологии

Мачука Людмила Михайловна

 

 

 

 2021-2022 учебный год

 

 

 

 

Рабочая программа разработана в соответствии   с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,   программы авторского коллектива под руководством  В.В. Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012 г.),  рассчитанной на 68 часов (2 урока  в неделю ), и ориентирована на использование учебника Пасечник, В.В. Биология: Введение в общую биологию. 9 класc: учебник/ В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. ,Г.Г. Швецов, З. Г. Гапонюк.-6-е изд., стереотип.- М.: «Просвещение», 2019 г.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Предметные результаты

• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; 

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; 

• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; 

Метапредметные результаты:

1. составлять план текста;

2. владеть таким видом изложения текста, как повествование;

3.  проводить непосредственное наблюдение;

4. оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; —получать биологическую информацию из различных источников;

5. определять отношения объекта с другими объектами;

6. определять существенные признаки объекта.

7. анализировать объекты под микроскопом;

 8. сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

9. работать с текстом и иллюстрациями учебника.

10. составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

            11. выполнять лабораторные работы.

Личностные результаты:

 

• применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. 

 

 

По окончанию 9 класса обучающийся получит возможность понять:     

 
      • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; 
      • сущность  биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; 
      • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;  
      • объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; 


      • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

   

  • распознавать и описывать: на таблицах  основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных; 

      • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; 

      • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; 
      • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

       • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы; 

      • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); 

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

      • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; 

      • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; 
      • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; 

      • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; 
      • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Формы организации познавательной деятельности

фронтальная;

групповая;

парная;

индивидуальная.

 

Методы и приемы обучения

объяснительно-иллюстративный метод обучения;

самостоятельная работа с электронным учебным пособием;

поисковая беседа;

метод проектов;

эвристическая беседа;

анализ;

дискуссия;

практическая деятельность.

 

Формы контроля:

тестирование;

устный контроль;

самоконтроль и взаимоконтроль;

выполнение заданий у ИД (интерактивная доска);

выполненные задания в рабочей тетради;

результаты  лабораторных работ;

Содержание контроля:

знание понятия, термины;

умение самостоятельно отбирать   материал, анализировать деятельность человека, высказывать свои суждения, строить умозаключения.

умение использовать полученные знания на практике.

 

Содержание учебного материала

 

Раздел I. Введение. Биология в системе наук

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».

Раздел II. Уровни организации живой природы

Глава 1. Молекулярный уровень  

Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.   Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Группы органических соединений: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты. Биологические катализаторы.   Вирусы.

Глава 2. Клеточный уровень

Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Различия в строении клеток прокариот и эукариот.

Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке. Деление клетки. Митоз.

Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».

Лабораторные работы № 1: «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»

     Глава 3. Организменный уровень

Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов. Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.   Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.

Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.

Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.   Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.   Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

     Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции.

Генетика человека. Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления. Основы селекции и биотехнологии Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.

     Демонстрации: живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.

Глава 4. Популяционно – видовой уровень

     Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Биологическая классификация. 

Лабораторная работа № 2 «Изучение морфологического критерия вида»

Глава 5. Экосистемный уровень

Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Продуктивность сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

Экскурсия в биогеоценоз «Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе».

Глава 6. Биосферный уровень

Биосфера — глобальная экосистема. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.

Раздел III. Эволюция органического мира

Глава 1. Основы учения об эволюции

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.   Движущие силы и результаты эволюции. Факторы эволюции и их характеристика

Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.   Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.

Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Экскурсия׃ «Эволюция»     

Глава 2. Возникновение и развитие жизни на Земле  

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира. Гипотеза Опарина – Холдейна.

Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.

Экскурсия:   «История развития жизни на Земле» (краеведческий музей, геологическое обнажение).

Раздел III. Основы экологии

Глава 1 Организм и среда.

Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Условия среды. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).   Межвидовые отношения организмов, колебания численности организмов.

Глава 2. Биосфера и человек     

Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.   

Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.

 

 


 

 

 

Тематическое планирование

 

Название темы

Автор.прогр. (кол.ч.)

Раб.пр

(кол.ч.)

Контр.-обоб. уроки

(Тестовый контроль)

Лаб.

Экскур.

(кол.ч.)

Раздел I

Введение

2

3

 

 

Раздел II

Уровни организации живой природы

 

 

 

 

Глава 1

Молекулярный уровень

10

9

(1)

 

Глава 2

Клеточный уровень

15

9

1

1

Глава 3

Организменный уровень

14

14

1

 

Глава 4

Популяционно-видовой уровень

3

3

 

1

Глава 5

Экосистемный уровень

8

4

 

Экск.

Глава 6

Биосферный уровень

4

4

1

 

Раздел III

Эволюция органического мира

 

 

 

 

Глава 7

Основы учения об эволюции

7

7

1

Экск.

Глава 8

Возникновение и развитие жизни на Земле

7

5

(1)

Экск.

Раздел IV

Основы экологии

 

 

 

 

Глава 9

Организм и среда

-

5

 

 

Глава 10

Биосфера и человек

 

5

1

 

 

Итого:

70

68

5(2)

2/3

 

 

 


 

Календарно – тематическое планирование по биологии 9 класс

 

 

 

№ п\п

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Раздел 1. Введение

1

Вводный инструктаж по ТБ. Биология – наука о жизни

 

 

2

Методы исследования в биологии

 

 

3

Сущность жизни и свойства живого

 

 

Раздел 2. Уровни организации живой природы

Глава 1. Молекулярный уровень

4

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика

 

 

5

Углеводы

 

 

6

Липиды

 

 

7

Состав и строение белков. Функции белков

 

 

8

Нуклеиновые кислоты

 

 

9

АТФ и другие органические соединения клетки

 

 

10

Биологические катализаторы

 

 

11

Вирусы

 

 

12

Урок обобщения и повторения по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы» Контрольное тестирование.

15.10

 

Глава 2. Клеточный уровень

13

Основные положения клеточной теории. Лабораторная работа № 1 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»

 

 

14

Клеточная мембрана. Ядро. Хромосомный набор клетки

 

 

15

ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды

 

 

16

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток прокариот и эукариот

 

 

17

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

Энергетический обмен в клетке

 

 

18

Типы питания клетки

 

 

19

Синтез белков в клетке

 

 

20

Деление клетки. Митоз

 

 

21

Урок обобщения и повторения по теме: «Клеточный уровень организации живого»

 

 

Глава 3. Организменный уровень

22

Размножение организмов

 

 

23

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

 

 

24

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

 

 

25

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет

 

 

26

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание

 

 

27

Дигибридное скрещивание

 

 

28

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана

 

 

29

Взаимодействие генов

 

 

30

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

 

 

31

Модификационная изменчивость

 

 

32

Мутационная изменчивость

 

 

33

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова

 

 

34

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

 

 

35

Урок обобщения и повторения по теме: «Организменный уровень организации живого»

 

 

Глава 4. Популяционно-видовой уровень 

36

Вид. Лабораторная работа № 2 «Изучение морфологического критерия вида»

 

 

37

Популяция – форма существования вида и единица эволюции.

 

 

38

Биологическая классификация

 

 

Глава 5. Экосистемный уровень

39

Сообщество, экосистема, биогеоценоз

 

 

40

Состав и структура сообщества. Экскурсия׃ «Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе».

 

 

41

Потоки вещества и энергии в экосистеме

 

 

42

Саморазвитие экосистем

 

 

Глава 6. Биосферный уровень

43

Биосфера. Среды жизни

 

 

44

Средообразующая деятельность организмов

 

 

45

Круговорот веществ в биосфере

 

 

46

Урок обобщения и повторения по теме: «Уровни организации живой природы»

 

 

Раздел 3. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА 

Глава 7. Основы учения об эволюции

47

Развитие эволюционного учения

 

 

48

Изменчивость организмов

 

 

49

Борьба за существование. Естественный отбор

 

 

50

Видообразование

 

 

51

Макроэволюция. Экскурсия׃ «Эволюция»

 

 

52

Основные закономерности эволюции

 

 

53

Урок обобщения и повторения по теме: «Основы учения об эволюции»

 

 

Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле 

54

Гипотезы возникновения жизни

 

 

55

Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы

 

 

56

Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое

 

 

57

Экскурсия׃ «История развития жизни на Земле»

 

 

58

Урок обобщения и повторения по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле». Контрольное тестирование.

 

 

Раздел 4. Основы экологии

Глава 9. Организм и среда

59

Экологические факторы. Условия среды.

 

 

60

Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы.

 

 

61

Экологические ресурсы.

 

 

62

Адаптация организмов к различным условиям существования.

 

 

63

Межвидовые отношения организмов                                                          

 

 

Глава 10. Биосфера и человек

64

Эволюция биосферы

 

 

65

Антропогенное воздействие на биосферу

 

 

66

Основы рационального природопользования

 

 

67

Урок обобщения и повторения по теме: «Основы экологии»

 

 

68

Биологическая игра

 

 

 

Согласовано.

Протокол заседания  педагогического совета

от  30 .08.2021 года  № 6 .

 

Согласовано.

Заместитель директора по УВР__________ В.А.Кудрявцева

«30» августа  2021 года.