«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ СОШ пос. МИС
__________________ Жало М.С.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пос. МИС
Рабочая программа по биологии
9 класс
Составитель:
учитель биологии
Мачука Людмила Михайловна
2021-2022 учебный год
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», программы авторского коллектива под руководством В.В. Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012 г.), рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю ), и ориентирована на использование учебника Пасечник, В.В. Биология: Введение в общую биологию. 9 класc: учебник/ В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. ,Г.Г. Швецов, З. Г. Гапонюк.-6-е изд., стереотип.- М.: «Просвещение», 2019 г.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
Метапредметные результаты:
1. составлять план текста;
2. владеть таким видом изложения текста, как повествование;
3. проводить непосредственное наблюдение;
4. оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; —получать биологическую информацию из различных источников;
5. определять отношения объекта с другими объектами;
6. определять существенные признаки объекта.
7. анализировать объекты под микроскопом;
8. сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
9. работать с текстом и иллюстрациями учебника.
10. составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
11. выполнять лабораторные работы.
Личностные результаты:
• применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
По окончанию 9 класса обучающийся получит возможность понять:
• признаки биологических
объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и
организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и
агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических
процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания,
дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения,
наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма,
раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
• особенности организма
человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной
деятельности и поведения;
• объяснять: роль
биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в
практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность
происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления
отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его
деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического
разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от
состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления
наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в
организме;
• изучать биологические
объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,
описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием
растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе;
рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические
объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей
отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность
биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой
помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при
простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего;
• рациональной организации труда и
отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения
культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• проведения наблюдений за состоянием
собственного организма.
Формы организации познавательной деятельности
фронтальная;
групповая;
парная;
индивидуальная.
Методы и приемы обучения
объяснительно-иллюстративный метод обучения;
самостоятельная работа с электронным учебным пособием;
поисковая беседа;
метод проектов;
эвристическая беседа;
анализ;
дискуссия;
практическая деятельность.
Формы контроля:
тестирование;
устный контроль;
самоконтроль и взаимоконтроль;
выполнение заданий у ИД (интерактивная доска);
выполненные задания в рабочей тетради;
результаты лабораторных работ;
Содержание контроля:
знание понятия, термины;
умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность человека, высказывать свои суждения, строить умозаключения.
умение использовать полученные знания на практике.
Содержание учебного материала
Раздел I. Введение. Биология в системе наук
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».
Раздел II. Уровни организации живой природы
Глава 1. Молекулярный уровень
Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Группы органических соединений: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты. Биологические катализаторы. Вирусы.
Глава 2. Клеточный уровень
Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Различия в строении клеток прокариот и эукариот.
Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке. Деление клетки. Митоз.
Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».
Лабораторные работы № 1: «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»
Глава 3. Организменный уровень
Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов. Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.
Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции.
Генетика человека. Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления. Основы селекции и биотехнологии Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.
Демонстрации: живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.
Глава 4. Популяционно – видовой уровень
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Биологическая классификация.
Лабораторная работа № 2 «Изучение морфологического критерия вида»
Глава 5. Экосистемный уровень
Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Продуктивность сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Экскурсия в биогеоценоз «Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе».
Глава 6. Биосферный уровень
Биосфера — глобальная экосистема. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.
Раздел III. Эволюция органического мира
Глава 1. Основы учения об эволюции
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов. Движущие силы и результаты эволюции. Факторы эволюции и их характеристика
Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.
Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования. Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.
Экскурсия׃ «Эволюция»
Глава 2. Возникновение и развитие жизни на Земле
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира. Гипотеза Опарина – Холдейна.
Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.
Экскурсия: «История развития жизни на Земле» (краеведческий музей, геологическое обнажение).
Раздел III. Основы экологии
Глава 1 Организм и среда.
Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Условия среды. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Межвидовые отношения организмов, колебания численности организмов.
Глава 2. Биосфера и человек
Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.
Тематическое планирование
|
Название темы |
Автор.прогр. (кол.ч.) |
Раб.пр (кол.ч.) |
Контр.-обоб. уроки (Тестовый контроль) |
Лаб. Экскур. (кол.ч.) |
Раздел I |
Введение |
2 |
3 |
|
|
Раздел II |
Уровни организации живой природы |
|
|
|
|
Глава 1 |
Молекулярный уровень |
10 |
9 |
(1) |
|
Глава 2 |
Клеточный уровень |
15 |
9 |
1 |
1 |
Глава 3 |
Организменный уровень |
14 |
14 |
1 |
|
Глава 4 |
Популяционно-видовой уровень |
3 |
3 |
|
1 |
Глава 5 |
Экосистемный уровень |
8 |
4 |
|
Экск. |
Глава 6 |
Биосферный уровень |
4 |
4 |
1 |
|
Раздел III |
Эволюция органического мира |
|
|
|
|
Глава 7 |
Основы учения об эволюции |
7 |
7 |
1 |
Экск. |
Глава 8 |
Возникновение и развитие жизни на Земле |
7 |
5 |
(1) |
Экск. |
Раздел IV |
Основы экологии |
|
|
|
|
Глава 9 |
Организм и среда |
- |
5 |
|
|
Глава 10 |
Биосфера и человек |
|
5 |
1 |
|
|
Итого: |
70 |
68 |
5(2) |
2/3 |
Календарно – тематическое планирование по биологии 9 класс
№ п\п |
Тема урока |
Плановые сроки изучения учебного материала |
Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Раздел 1. Введение |
|||
1 |
Вводный инструктаж по ТБ. Биология – наука о жизни |
|
|
2 |
Методы исследования в биологии |
|
|
3 |
Сущность жизни и свойства живого |
|
|
Раздел 2. Уровни организации живой природы |
|||
Глава 1. Молекулярный уровень |
|||
4 |
Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика |
|
|
5 |
Углеводы |
|
|
6 |
Липиды |
|
|
7 |
Состав и строение белков. Функции белков |
|
|
8 |
Нуклеиновые кислоты |
|
|
9 |
АТФ и другие органические соединения клетки |
|
|
10 |
Биологические катализаторы |
|
|
11 |
Вирусы |
|
|
12 |
Урок обобщения и повторения по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы» Контрольное тестирование. |
15.10 |
|
Глава 2. Клеточный уровень |
|||
13 |
Основные положения клеточной теории. Лабораторная работа № 1 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом» |
|
|
14 |
Клеточная мембрана. Ядро. Хромосомный набор клетки |
|
|
15 |
ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды |
|
|
16 |
Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток прокариот и эукариот |
|
|
17 |
Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетический обмен в клетке |
|
|
18 |
Типы питания клетки |
|
|
19 |
Синтез белков в клетке |
|
|
20 |
Деление клетки. Митоз |
|
|
21 |
Урок обобщения и повторения по теме: «Клеточный уровень организации живого» |
|
|
Глава 3. Организменный уровень |
|||
22 |
Размножение организмов |
|
|
23 |
Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение |
|
|
24 |
Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон |
|
|
25 |
Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет |
|
|
26 |
Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание |
|
|
27 |
Дигибридное скрещивание |
|
|
28 |
Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана |
|
|
29 |
Взаимодействие генов |
|
|
30 |
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование |
|
|
31 |
Модификационная изменчивость |
|
|
32 |
Мутационная изменчивость |
|
|
33 |
Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова |
|
|
34 |
Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов |
|
|
35 |
Урок обобщения и повторения по теме: «Организменный уровень организации живого» |
|
|
Глава 4. Популяционно-видовой уровень |
|||
36 |
Вид. Лабораторная работа № 2 «Изучение морфологического критерия вида» |
|
|
37 |
Популяция – форма существования вида и единица эволюции. |
|
|
38 |
Биологическая классификация |
|
|
Глава 5. Экосистемный уровень |
|||
39 |
Сообщество, экосистема, биогеоценоз |
|
|
40 |
Состав и структура сообщества. Экскурсия׃ «Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе». |
|
|
41 |
Потоки вещества и энергии в экосистеме |
|
|
42 |
Саморазвитие экосистем |
|
|
Глава 6. Биосферный уровень |
|||
43 |
Биосфера. Среды жизни |
|
|
44 |
Средообразующая деятельность организмов |
|
|
45 |
Круговорот веществ в биосфере |
|
|
46 |
Урок обобщения и повторения по теме: «Уровни организации живой природы» |
|
|
Раздел 3. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА |
|||
Глава 7. Основы учения об эволюции |
|||
47 |
Развитие эволюционного учения |
|
|
48 |
Изменчивость организмов |
|
|
49 |
Борьба за существование. Естественный отбор |
|
|
50 |
Видообразование |
|
|
51 |
Макроэволюция. Экскурсия׃ «Эволюция» |
|
|
52 |
Основные закономерности эволюции |
|
|
53 |
Урок обобщения и повторения по теме: «Основы учения об эволюции» |
|
|
Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле |
|||
54 |
Гипотезы возникновения жизни |
|
|
55 |
Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы |
|
|
56 |
Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое |
|
|
57 |
Экскурсия׃ «История развития жизни на Земле» |
|
|
58 |
Урок обобщения и повторения по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле». Контрольное тестирование. |
|
|
Раздел 4. Основы экологии |
|||
Глава 9. Организм и среда |
|||
59 |
Экологические факторы. Условия среды. |
|
|
60 |
Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. |
|
|
61 |
Экологические ресурсы. |
|
|
62 |
Адаптация организмов к различным условиям существования. |
|
|
63 |
Межвидовые отношения организмов |
|
|
Глава 10. Биосфера и человек |
|||
64 |
Эволюция биосферы |
|
|
65 |
Антропогенное воздействие на биосферу |
|
|
66 |
Основы рационального природопользования |
|
|
67 |
Урок обобщения и повторения по теме: «Основы экологии» |
|
|
68 |
Биологическая игра |
|
|
Согласовано.
Протокол заседания педагогического совета
от 30 .08.2021 года № 6 .
Согласовано.
Заместитель директора по УВР__________ В.А.Кудрявцева
«30» августа 2021 года.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.