Рабочая программа по биологии для учащихся 5 класса
Оценка 4.7

Рабочая программа по биологии для учащихся 5 класса

Оценка 4.7
doc
17.02.2020
Рабочая программа по биологии для учащихся 5 класса
БИО -5 кл . doc.doc

Приложение 5

к основной образовательной программе

среднего общего

образования

 

 

 

 Рабочая программа

по биологии

для учащихся 5 класса

 

Составитель: Номоконова А.А.,

учитель биологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

           Рабочая программа адаптирована для детей с ОВЗ, получающих цензовое образование, сопоставимое по уровню их академического компонента с образованием здоровых сверстников, при этом находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более пролонгированные календарные сроки.

            Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе:

1.      Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)

2.      Основной образовательной программы основного общего образования ОГАОУ «Центр образования «Ступени» от 31.08.2017г за №126

3.      Рабочей программы общеобразовательных учреждений (5-9 классы) И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой,  А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2012);

          Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии в объёме 35 часов в год, 1 час в неделю.

Цели биологического образования

Цели  формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном.

 Глобальными целями биологического образования являются:

*        социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

*        приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

            Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

*        ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

*        развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

*        овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

*        формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

 

Результаты освоения курса биологии

 

            Личностные результаты

1.      знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2.      реализация установок здорового образа жизни;

3.      сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

4.      формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

5.      формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

6.      формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

7.      развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

           

Метапредметные  результаты

1.      овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);

2.      умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3.      способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4.      умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

5.      владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6.      способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

7.      умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументи­ровать и отстаивать своё мнение.

 

 

 

Предметные результаты

В познавательной (интеллектуальной) сфере.

- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений и  животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

- приведение доказательств (аргументация)взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере.

- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

В сфере трудовой деятельности.

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

-  соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

В сфере физической деятельности.

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

-проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

    В эстетической сфере.

 - овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

 

 

Тематический план

 

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Биология – наука о живой природе

8

2.

Многообразие живых организмов

12

3.

Жизнь организмов на планете Земля.

8

4.

Человек на планете Земля

5

5.

Резерв

2

Итого:

35 ч

 

   Лабораторные работы:

          1.«Изучение строения увеличительных приборов».

          2.«Знакомство с клетками растений».

          3.«Знакомство с внешним строением растения».

          4.«Наблюдение за передвижением животных».

    Экскурсии: «Весенние явления в природе» или   «Многообразие живого мира».

 

     Содержание рабочей программы

Тема 1. Биология – наука о живом мире (8 ч)

Наука о живой природе

Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология

Свойства живого

Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как  единого целого.

Методы изучения природы

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.

Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

Увеличительные приборы

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р.Гук, А.Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Строение клетки. Ткани

Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.

Химический состав клетки

Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки.

Процессы жизнедеятельности клетки

Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы

Великие естествоиспытатели

Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.

Лабораторная работа № 1.«Изучение устройства увеличительных приборов».

Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений».

Демонстрации:

Обнаружение воды в живых организмах.

Обнаружение органических и неорганических веществ в живых организмах.

Обнаружение белков, углеводов, жиров в  растительных организмах.

Планируемые результаты обучения:

1.     Личностные:

*     формирование ответственного отношения к обучению;

*     формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

*     формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

*     осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

*     формирование основ экологической культуры

2.     Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

*        проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

*        ставить учебную задачу под руководством учителя;

*        систематизировать и обобщать разумные виды информации;

*        составлять план выполнения учебной задачи.

3.     Предметные:

Учащиеся должны знать:

*        основные признаки живой природы;

*        устройство светового микроскопа;

*        основные органоиды клетки;

*        основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;

*        ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Учащиеся должны уметь:

*        объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

*        характеризовать методы биологических исследований;

*        работать с лупой и световым микроскопом;

*        узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

*        объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

*        соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

 

Тема 2. Многообразие живых организмов (12 ч)

Царства живой природы: Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.

Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах.

Значение бактерий в природе и для человека:Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.

Растения:Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений  на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники.

Строение растений. Корень  и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.

Животные:Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

Грибы:Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и  животных. Строение  тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза).

Многообразие и значение грибов:Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни  человека.

Лишайники: Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и  жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.

Значение живых организмов в природе и жизни человека: Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

Лабораторная работа № 3.«Знакомство с внешним строением побегом растения».

Лабораторная работа № 4.«Наблюдение за передвижением животных».

Демонстрация: Гербарии различных групп растений.

Планируемые результаты обучения:

1.     Личностные:

*     формирование ответственного отношения к обучению;

*     формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

*     формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

*     осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

*     формирование основ экологической культуры.

2.     Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

*      проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

*      использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

*      самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты.

3.     Предметные:

Учащиеся должны знать:

*      существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

*      основныепризнаки представителей царств живой природы.

Учащиеся должны уметь:

*     определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

*        устанавливать черты сходства и раз­личия у представителей основных царств;

*        различать изученные объекты в природе, на таблицах;

*        устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

*        объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

 

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)

Среды жизни планеты Земля:Многообразие условий обитания на  планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни.

Экологические факторы среды: Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.

Приспособления организмов к жизни в природе: Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений.

Природные сообщества: Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители  органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.

Природные зоны России: Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

Жизнь организмов на разных материках: Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

Жизнь организмов в морях и океанах:Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Планируемые результаты обучения:

1.     Личностные:

*     формирование ответственного отношения к обучению;

*     формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

*     формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

*     осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

*     формирование основ экологической культуры.

2.     Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

*        находить и использовать причинно-следственные связи;

*        строить, выдвигать и форму­лировать простейшие гипотезы;

*        выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

3.     Предметные:

Учащиеся должны знать:

*        основные среды обитания живых организмов;

*        природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Учащиеся должны уметь:

*        сравнивать различные среды обитания;

*        характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

*        сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

*        выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

*        приводить примеры обитателей морей и океанов;

*        наблюдать за живыми организмами

Тема 4. Человек на планете Земля (5 ч)

Как появился человек на Земле: Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни.

Как человек изменял природу: Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.

Важность охраны живого мира планеты: Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством  заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

Сохраним богатство живого мира: Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

Планируемые результаты обучения:

1.     Личностные:

*     формирование ответственного отношения к обучению;

*     формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

*     формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

*     осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

*     формирование основ экологической культуры.

2.     Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

*     работать в соответствии с поставленной задачей;

*     составлять простой и сложный план текста;

*     участвовать в совместной деятельности;

*     работать с текстом параграфа и его компонентами;

*     узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

3.     Предметные:

Учащиеся должны знать:

*        предков человека, их характерные черты, образ жизни;

*        основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

*        правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

*        простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь:

*        объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

*        объяснять роль растений и животных в жизни человека;

*        обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

*        соблюдать правила поведения в природе;

*        различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

*        вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

 

Экскурсия. «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира» (по выбору учителя). Обсуждение заданий на лето.

 

Резерв (2 часа)

Тематическое планирование

 

№ п/п

Тема урока/

Домашнее задание

Основное содержание
по темам рабочей программы

Виды деятельности

Ученика.

Планируемые

результаты (УУД)

Лабораторные

 работы,

экскурсии

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. Биология -наука о живом мире (8 ч)

 

 

 

 

 

1

Наука о живой природе.

 

§1 вопр. 1-4

Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология

Выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, оценивать её значение. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Характеризовать особенности и значение науки биологии.

Анализировать задачи, стоящие перед учёными-биологами.

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Свойства живого.

 

 

 

§ 2, вопр. 1-4

 

Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как  единого целого.

Характеризовать свойства живых организмов.

Сравнивать проявление свойств живого и неживого.

Анализировать стадии развития растительных и животных организмов, используя рисунок учебника.

Характеризовать органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника.

Регулятивные-оценка достижения результата деятельности.

Общеучебные-смысловое чтение текста учебника.

Коммуникативные-умение Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Методы изучения природы.

 

 

§ 3, вопр. 1-4

 

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.

Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений.

 

Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки.

 

Регулятивные-контроль и оценка деятельности

Личностные- оценка усваиваемого содержания.

Логические-анализ методов и приемов с целью выделения главного.

Коммуникативные- умение  выполнять письменные задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Увеличительные приборы. Л/р №1

§ 4, рис. 14, вопр 1-4, оформить лаб. раб.

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р.Гук, А.Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом

Знать как устроен микроскоп и все его составляющие микроскопа. Уметь пользоваться микроскопом, приготавливать микропрепараты.

Личностные- оценка содержания материала.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Регулятивные-оценка достижения результата деятельности.

 

Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов»

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Строение клетки.

Ткани.

Л/р №2

 

§ 5, вопр 1-4, оформить лаб. раб.

Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их значение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.

Различать и называть органоиды клеток растений.   Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки.Выявлять отличительные признаки растительной клетки и животной. Определять понятие «ткань». Характеризовать особенности строения и функции тканей растений. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Объяснять значение тканей в жизни растения и животных.

 

Регулятивные-контроль и оценка деятельности

Личностные- оценка усваиваемого содержания.

Логические-анализ методов и приемов с целью выделения главного.

Коммуникативные- умение  выполнять письменные задания.

Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений».

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Химический состав клетки.

 

§ 6, вопр 1-4

 

 

Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки, их значение для  клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки.

Знать какие вещества, входящие в состав клетки, относится к органическим, какие к неорганическим, а также знать роль веществ входящих в состав клетки.

Регулятивные-контроль и оценка деятельности

Личностные- оценка усваиваемого содержания.

Логические-анализ методов и приемов с целью выделения главного.

Коммуникативные- умение  выполнять письменные задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Процессы жизнедеятельности клетки

 

 

§ 7, рис 25, 26, вопр 1-5,подготовиться к проверочной работе.

Основные процессы присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение.  Размножение клетки путем деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обуславливающая её жизнедеятельность как целостной  живой системы -биосистемы. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов.

Оценивать значение питания, дыхания, размножения для жизнедеятельности клетки.

Характеризовать биологическое значение понятия «обмен веществ».

Объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события.

Устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника.

Аргументировать вывод о том, что
клетка — живая система (биосистема)

Регулятивные-контроль и оценка деятельности

Личностные- оценка усваиваемого содержания.

Логические-анализ методов и приемов с целью выделения главного.

Коммуникативные- умение  выполнять письменные задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Великие естествоиспытатели.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Великие ученые — естествоиспытатели: Аристотель,Теофаст, К.Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов. Обобщение и систематизация знаний всейглавы.

Анализировать информацию учителя о выдающихся учёных-естествоиспытателях.
Выделять области науки, в которых работали конкретные учёные, оценивать сущность их открытий.

Называть имена отечественных учёных, внёсших важный вклад в развитие биологии.

Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества.

Рисовать (моделировать) схему строения клетки.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировать свою точку зрения.
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

Регулятивные-определение последовательности действий для получения конечного результата

Общеучебные-моделирование  с помощью систематических единиц.

Коммуникативные-постановка проблемных вопросов и их решение..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Многообразие живых организмов. (12ч.)

 

 

Тема 2. Органы растений (8 ч)

9.

Царства живой природы.
§ 8,
вопр 1-4, записи в тетради.

Классификация живых организмов. Раздел биологии — систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов , растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.

Классифицировать живые организмы. Называть основные царства живой природы. Давать определение вирусам. Знать вирусные заболевания и профилактику против них.

Регулятивные-определение последовательности действий для получения конечного результата

Общеучебные-моделирование  с помощью систематических единиц.

Коммуникативные-постановка проблемных вопросов и их решение..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

 

§ 9, вопр 1-5,

Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.

Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах.

Знать и называть особенности строения бактерий, процессы их жизнедеятельности. Отличать автотрофов от гетеротрофов, эукариот - от прокариот.

Регулятивные-определение последовательности действий для получения конечного результата

Общеучебные-моделирование  с помощью систематических единиц.

Коммуникативные-постановка проблемных вопросов и их решение..

 

Таблица №2

 

 

 

 

 

 

 

11.

Значение бактерий в природе и для человека.

 

 § 10, вопр 1-4  заполнить таблицу «значение бактерий»

Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии.Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения.  Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.

Характеризовать важную роль бактерий в природе.

Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз».

Выявлять наличие фотосинтеза у цианобактерии, оценивать его значение для природы.

Различать бактерии по их роли в природе и жизни человека.

Характеризовать полезную деятельность бактерий, их использование в народном хозяйстве.

Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий.

 Регулятивные-определение последовательности действий для получения конечного результата

Общеучебные-моделирование  с помощью систематических единиц.

Коммуникативные-постановка проблемных вопросов и их решение..

 

Таблицы № 3,4, 5, 6,

 

 

 

 

 

 

 

12.

Растения

§ 11, вопр 1-4,

Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений  на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники.

 

Характеризовать главные признаки растений.

Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях.

Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия.
Характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, определять термин «спора».

Выявлять на рисунке учебника различия между растениями разных систематических групп.
Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы.
Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека
.

 Регулятивные-определение последовательности действий для получения конечного результата

Общеучебные-моделирование  с помощью систематических единиц.

Коммуникативные-постановка проблемных вопросов и их решение..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

Лабораторная работа № 3 «Знакомство  с внешним строением растения».

 

Оформить л/р

Строение растений. Корень  и побег. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.

Различать и называть части побега цветкового растения.

Определять расположение почек на побеге цветкового растения.

Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге.

Устанавливать местоположение шишки. Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны).

Фиксировать результаты наблюдений в тетради.

Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием.

 Регулятивные-определение последовательности действий для получения конечного результата

Общеучебные-моделирование  с помощью систематических единиц.

Коммуникативные-постановка проблемных вопросов и их решение..

Лабораторная работа № 3 «Знакомство  с внешним строением растения».

 

 

 

 

 

 

 

 

14.

Животные

 § 12, вопр 1-4,

Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных на рисунках учебника.

Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела.

Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы.

Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника.

Различать беспозвоночных и позвоночных животных.

Объяснять роль животных в жизни человека и в природе.

Характеризовать факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных

Регулятивные-определение последовательности действий для получения конечного результата

Общеучебные-моделирование  с помощью систематических единиц.

Коммуникативные-постановка проблемных вопросов и их решение..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.

Лабораторная работа №4 «Наблюдение  за передвижением животных».

 

Оформить л/р

Знакомство со способами движения животных. Приготовление микропрепаратов. наблюдение за передвижением микроорганизмов.

Готовить микропрепарат культуры инфузорий.

Изучать живые организмы под микроскопом при малом увеличении.

Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей.
Формулировать вывод о значении движения для животных.

Фиксировать результаты наблюдений в тетради.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Регулятивные-определение последовательности действий для получения конечного результата

Общеучебные-моделирование  с помощью систематических единиц.

Коммуникативные-постановка проблемных вопросов и их решение..

Лабораторная работа №4 «Наблюдение  за передвижением животных».

 

 

 

 

 

 

 

 

16.

Итоговая контрольная работа за I полугодие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.

Грибы

§ 12, вопр 1-5, рис. 50

Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и  животных. Строение  тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза).

Устанавливать сходство грибов с растениями и животными.

Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части.

Определять место представителей царства

Грибы среди эукариот.

Называть знакомые виды грибов.
Характеризовать питание грибов.

Различать понятия: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», «грибокорень», пояснять их примерами

Регулятивные-определение последовательности действий для получения конечного результата

Общеучебные-моделирование  с помощью систематических единиц.

Коммуникативные-постановка проблемных вопросов и их решение..

 

Таблица №7, 8.

 

 

 

 

 

 

 

18.

Многообразие и значение грибов.

§ 14, рис. 53 вопр 1-4, схема в тетради.

Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни  человека.

Характеризовать строение шляпочных грибов.

Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые.

Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника.

Объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин».

Распознавать съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника.

Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов.

Объяснять значение грибов для человека и для природы

Регулятивные-определение последовательности действий для получения конечного результата

Общеучебные-моделирование  с помощью систематических единиц.

Коммуникативные-постановка проблемных вопросов и их решение..

 

Таблица №9

 

 

 

 

 

 

 

19.

Лишайники

§ 15, рис. 58 вопр 1-4,

Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и  жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.

 

 

 

 

Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли.

Различать типы лишайников на рисунке учебника.

Анализировать изображение внутреннего строения лишайника.

Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды.

Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека

Регулятивные-определение последовательности действий для получения конечного результата

Общеучебные-моделирование  с помощью систематических единиц.

Коммуникативные-постановка проблемных вопросов и их решение..

 

Таблица №10

 

 

 

 

 

 

 

20.

Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение  и систематизация знаний

Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

Определять значение животных и растений в природе и жизни человека по рисункам учебника.

Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе.

Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом.

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

Общеучебные-поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3. жизнь организмов на планете Земля.

 

 

 

 

 

21.

Среды жизни планеты Земля.

§ 17,вопр 1-5, схема в тетради.

Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной,наземно-воздушной и  организменной    сред. Примеры  организмов — обитателей этих сред.

Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.

Характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника.

Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина

Общеучебные-поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, использование дополнительной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.

Экологические факторы среды.

 § 18, вопр 1-4 схема в тетради.

Условия, влияющие на жизнь организмов экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.

Различать понятия: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Характеризовать действие различных факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений.Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор

Логические - построение логической цепи рассуждений, установление взаимосвязей процессов и явлений. Общеучебные - поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.

Приспособления организмов к жизни в природе.

§19, вопр 1-4

Влияние среды на организмы. При способленность организмов к условиям своего  обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветов, наличия соцветий у растений.

Выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов.Объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений.Характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.

Природные сообщества.

§ 20 , вопр 1-4, рис 72

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения  - производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии- разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.

Определять понятие «пищевая цепь». Анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника.

Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.

Различать понятия: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество».

Характеризовать разные природные сообщества.

Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе

  Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

 

Табл № 11, 6.

 

 

 

 

 

 

 

25.

Природные зоны России.

§ 21, вопр 1-4

 Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России,  обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие  охраны.

Определять понятие «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике.

Различать и объяснять особенности животных разных природных зон.

Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26.

Жизнь организмов на разных материках.

§22, вопр 1-4

Понятие о материке как о части суши, окруженной морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком различных видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки,  Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике.

Объяснять понятие «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания.

Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника.

Анализировать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарке, ботаническом саду, музее.

Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-определение способов взаимодействия со сверстниками и учителем.

 

Таблица №12

 

 

 

 

 

 

 

27.

Жизнь организмов в морях и океанах. Обобщение и систематизация знаний.

§ 23  вопр.1-4 подготовиться к итоговой работе в конце главы

Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий

и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

 

Описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания.

Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб.

Оценивать значение планктона для других живых организмов по рисунку учебника. Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана.

Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания.

Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе.

Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов.

Строить схему круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира.

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала темы

Личностные- оценка содержания материала.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Регулятивные-оценка достижения результата деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4. Человек на планете Земля (5 ч + 2 часа из резерва)

 

 

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)

 

 

 

 

28.

Как появился человек на Земле

§ 24, вопр 1-4

Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда Человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни

Характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком.

Выделять особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев.

Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника.

Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки современного человека.

Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека.

Доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29.

Как человек изменял природу.

§25 вопр 1-3

Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы

Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли.

Приводить доказательства воздействия человека на природу.

Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок.

Аргументировать необходимость охраны природы.

Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле

Общеучебные- поиск и выделение информации

Коммуникативные-определение целей и способов взаимодействия со сверстниками в поиске и сборе информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30.

Важность охраны живого мира планеты

§ 26 вопр 1-4.

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ

Называть животных, истреблённых человеком.

Характеризовать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить Объяснять значение Красной книги, заповедников.

Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных.

Аргументировать ценность биологического разнообразия для природы и человека.

Оценивать роль деятельности человека в природе.

примеры

Регулятивные-постановка целей и задач обучения.

Личностные- мотивация обучения

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Коммуникативные-умение выражать свою точку зрения по данной проблеме.

 

Таблица №13,14

 

 

 

 

 

 

 

31.

Сохраним богатство живого мира Обобщение и систематизация знаний

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

.

Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами.
Проектировать мероприятия по охране растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.).

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала

Регулятивные-целеполагание.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Выделение признаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32,

33

 Экскурсия

«Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)»

Оформить экскурсию подготовиться к итоговой контрольной работе

 

Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Выполнять исследовательскую работу: находить изучаемые виды растений, определять количество ярусов в природном сообществе, называть жизненные формы растений, отмечать весенние явления в природе.
Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.

Соблюдать правила поведения в природе

Логические-анализ объектов с целью выделения признаков.

Общеучебные- поиск и выделение информации

Экскурсия.

«Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)»

 

 

 

 

 

 

 

 

34.

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса

Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса. Использовать учебные действия для формулировки ответов

Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса.

Использовать учебные действия для формулировки ответов

Личностные- оценка содержания материала.

Общеучебные-поиск и выделение информации.

Регулятивные-оценка достижения результата деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35.

Обсуждение заданий на лето

стр. 123

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Контрольно-измерительные материалы для проведения в 2019 -2020учебном году

 промежуточной аттестации по биологии для учащихся 5 класса

 

          При проведении промежуточной аттестации используется тестирование.В работу включены все вопросы программного материала по биологии. Всего в тесте 21 задание. К каждому заданию предложено 3 или 4 варианта ответов, из которых только один является верным.

 

1 вариант

 Выберите один верный ответ

1.Закономерный порядок превращений веществ в организме называется:

А)обмен веществ

Б)питание

В)дыхание

Г)выделение

2.Увеличение размеров тела:

А)развитие

Б)рост

В)умножение

Г)питание

 3. Группа особей со сходным строением и жизнедеятельностью, дающих плодовитое потомство:

А)группа

Б) вид

В)популяция

Г)семейство

 4. Единство неживой природы и живых организмов разных «профессий»:

А)сообщество

Б)экосистема

В) вид

Г)популяция

5.Наука изучающая строение клеток:

А)ботаника

Б)зоология

В)цитология

Г)вирусология

6. Организмы в клетках которых нет ядра называют:

А)прокариоты

Б)эукариоты

В)гетеротрофа

Г)автотрофы

 7. Организмы, которые питаются остатками мертвых организмов:

А)потребители

Б)разрушители

В) производители

Г)строители

 8. Событие которое мы наблюдаем или можем наблюдать:

А)факт

Б)гипотеза

В)наука

Г)явление

 9. Крахмал, сахароза и глюкоза это:

А)белки

Б)жиры

В)углеводы

Г)нуклеиновые кислоты

10. В неблагоприятных условиях бактерии могут превращаться в:

А) нору           Б)кору

В)зиготу         Г)спору

11. Содержимое клетки называется:

А)оболочка              Б)мембрана

В)цитоплазма          Г) ядро

12.Органоид бактериальной клетки, который выполняет защитную функцию:

А)оболочка

Б)мембрана

В)цитоплазма

Г) клеточная стенка

13. Бактерии размножаются:

А) умножением      Б) делением

В) удвоением         Г) растяжением

14. Прибор для разглядывания крошечных предметов:

А) телескоп

Б) фильмоскоп

В) микроскоп

Г)окуляр

15. Передача свойств от предков к потомкам:

А) преемственность

Б)наследственность

В)изменчивость

Г) ответственность

16.Массовое инфекционное заболевание людей:

А) эпидемия        Б) раздражение

В) заражение       Г) эндемия

17.Слой почвы , окружающий корни растений, в котором поселяется много бактерий:

А)геосфера

Б)биосфера

В)ризосфера

Г)ноосфера

18. Симбиоз с бактериями позволяет травоядным питаться:

А)глюкозой

Б)фруктозой

В) сахарозой

Г)целлюлозой

19. Немецкий ученый, открывший возбудителей сибирской язвы:

А) Кох

Б) Геродот

В) Пастер

Г) Монпансье

 20. Возбудители этой болезни содержатся в почве и в организм попадают через ранки, проявляется в судорожном сокращении мышц, ведущем к смерти:

А) чума           Б) столбняк

В) холера        Г) дифтерия

21.Палочка Коха относится к Царству:

А) Бактерии          Б)Растения

В) Вирусы             Г)Животные

 

2 вариант

Выберите один верный ответ

1. Увеличение числа организмов:

А)развитие

Б)рост

В)размножение

Г)увеличение

2. Способность организма реагировать на изменения окружающей среды:

А)деление

Б)размножение

В)раздражение

Г)рост

 3. Закономерный порядок превращений веществ в организме называется:

А)обмен веществ

Б)питание

В)дыхание

Г)выделение

 4.Наука изучающая грибы

А) микология

Б)зоология

В)ботаника

Г)анатомия

 5. Самые крупные группы, которые выделяют  биологи  называют:

А)отдел

Б)группа

В)царства

Г)отряд

6. Организмы, в клетках которых  есть  ядро называют:

А)прокариоты

Б)эукариоты

В)гетеротрофа

Г)автотрофы

 7. Организмы, которые питаются готовыми органическими веществами:

А)потребители

Б)разрушители

В) производители

Г)строители

 8. Способ действия направленный на достижение какой-либо цели:

А)факт

Б)гипотеза

В)метод

Г)явление

 9. Обезжиренный творог, желатин главным образом состоят из:

А)белков

Б)жиров

В)углеводов

Г)нуклеиновых кислот

 10. Форма бактерий, защищенная от опасностей:

А)овал          Б)зигота

В)спора         Г)гамета

11. Пленка, окружающая бактерию:

А)оболочка

Б)цитоплазматической мембраной

В)цитоплазма

Г) ядро

12.Органоид бактериальной клетки который выполняет защитную функцию:

А)оболочка

Б)мембрана

В)цитоплазма

Г) клеточная стенка

13. Бактериальная клетка, которая делится, называется:

А) дочерней

Б)материнской

В) сестринской

Г)старой

14. Прибор для разглядывания крошечных предметов:

А) телескоп

Б) фильмоскоп

В) микроскоп

Г)окуляр

15. Программа развития клетки записана в молекуле:

А) РНК

Б) ТНК

В) ДНК

Г) ИРНК

16. Некоторые бактерии снабжают растения:

А)азотом

Б)кислородом

В)водородом

Г)углеродом

17.Слой почвы, окружающий корни растений, в котором поселяется много бактерий:

А)геосфера

Б)биосфера

В)ризосфера

Г)литосфера

 18. Французский ученый, изучивший процесс брожения:

А)Кох          Б)Геродот

В)Пастер     Г)Монпасье

 19. Опаснейшая инфекция, погубившая в прошлом миллионы людей.

А)чума

Б)столбняк

В)холера

Г)дифтерия

 20. Массовое инфекционное заболевание людей:

А) эпидемия        Б) раздражение

В) заражение       Г) эндемия

 21.Липа относится к Царству

А. Бактерии         Б. Растения

В. Грибы              Г.Животные

 

 Система оценивания результатов:

 

Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл.

Максимальное количество баллов за работу -21.

Отметка «5» - 80-100% от максимальной суммы баллов (от17 баллов и выше)

Отметка «4» - 60-80% от максимальной суммы баллов ( от 13 до 16 баллов)

Отметка «3» - 40-60% от максимальной суммы баллов (от 8 до 12 баллов)

Отметка «2» - 0-40% от максимальной суммы баллов ( менее 8 баллов)

ОТВЕТЫ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

I

а

б

б

б

в

а

б

г

в

г

в

г

б

в

б

а

в

г

а

б

а

II

в

в

а

а

в

б

а

в

а

в

а

г

б

в

в

а

в

в

а

а

б

 

Информационно-методическое обеспечение

 

Методическая литература для учителя

1.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005.

2.Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе, 2007. №6.

3.Пугал Н.А. Технические средства обучения // Биология в школе, 2003, №6-7.

4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998.

5.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.

6.Стамберская Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс // Биология в школе, 2006, №6.

7.Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, №27-28.

8.Использование ИКТ при работе с методическими материалами в подготовке уроков биологии. Пермь, 2006.

 

Мультимедийная поддержка курса

1.Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.

2.Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.

 

Основная литература для учащихся

            1. Учебник Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

 

Дополнительная литература для учащихся

1.     Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972.- 304 с.

2.     Акимушкин И.И.Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). - М.: Мысль, 2004 г. – 234 с.

3.     Акимушкин И.И. Мир животных (млекопитающие или звери).- М.: Мысль, 2004 г. - 318 с.

4.     Акимушкин И.И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). - М.: Мысль, 2004 г. – 213 с.

5.     Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005 г.-142 с.

6.     Верзилин Н.М. По следам Робинзона.- М., Просвещение, 1994.

7.     Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.

8.     Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987.

9.     Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996.

10. Красная книга ЕАО.


11.Скачано с www.znanio.ru

Приложение 5 к основной образовательной программе среднего общего образования

Приложение 5 к основной образовательной программе среднего общего образования

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Результаты освоения курса биологии

Результаты освоения курса биологии

Предметные результаты В познавательной (интеллектуальной) сфере

Предметные результаты В познавательной (интеллектуальной) сфере

Тематический план № п/п

Тематический план № п/п

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы

Учащиеся должны уметь: * объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; * характеризовать методы биологических исследований; * работать с лупой и световым микроскопом; * узнавать…

Учащиеся должны уметь: * объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни; * характеризовать методы биологических исследований; * работать с лупой и световым микроскопом; * узнавать…

Многообразие и значение грибов:

Многообразие и значение грибов:

Среды жизни планеты Земля: Многообразие условий обитания на планете

Среды жизни планеты Земля: Многообразие условий обитания на планете

Тема 4. Человек на планете Земля (5 ч)

Тема 4. Человек на планете Земля (5 ч)

Учащиеся должны уметь: * объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; * объяснять роль растений и животных в жизни человека; * обосновывать необходимость…

Учащиеся должны уметь: * объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; * объяснять роль растений и животных в жизни человека; * обосновывать необходимость…

Свойства живого. § 2, вопр

Свойства живого. § 2, вопр

Увеличительные приборы. Л/р №1 § 4, рис

Увеличительные приборы. Л/р №1 § 4, рис

Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки, их значение для клетки и организма

Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки, их значение для клетки и организма

Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества

Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества

Бактерии - примитивные одноклеточные организмы

Бактерии - примитивные одноклеточные организмы

Представление о флоре. Отличительное свойство растений

Представление о флоре. Отличительное свойство растений

Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны)

Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны)

Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»

Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»

Устанавливать сходство грибов с растениями и животными

Устанавливать сходство грибов с растениями и животными

Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли

Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли

Условия, влияющие на жизнь организмов экологические факторы среды

Условия, влияющие на жизнь организмов экологические факторы среды

Определять понятие «пищевая цепь»

Определять понятие «пищевая цепь»

Жизнь организмов в морях и океанах

Жизнь организмов в морях и океанах

Как появился человек на Земле § 24, вопр 1-4

Как появился человек на Земле § 24, вопр 1-4

Аргументировать необходимость охраны природы

Аргументировать необходимость охраны природы

Ценность разнообразия живого мира

Ценность разнообразия живого мира

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса

Контрольно-измерительные материалы для проведения в 2019 -2020учебном году промежуточной аттестации по биологии для учащихся 5 класса

Контрольно-измерительные материалы для проведения в 2019 -2020учебном году промежуточной аттестации по биологии для учащихся 5 класса

В)гетеротрофа Г)автотрофы 7

В)гетеротрофа Г)автотрофы 7

Передача свойств от предков к потомкам:

Передача свойств от предков к потомкам:

Г)увеличение 2. Способность организма реагировать на изменения окружающей среды:

Г)увеличение 2. Способность организма реагировать на изменения окружающей среды:

Обезжиренный творог, желатин главным образом состоят из:

Обезжиренный творог, желатин главным образом состоят из:

В)водородом Г)углеродом 17

В)водородом Г)углеродом 17

Информационно-методическое обеспечение

Информационно-методическое обеспечение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2020