Рабочая программа по дисциплине ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ специальность Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Оценка 4.6

Рабочая программа по дисциплине ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ специальность Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Оценка 4.6
docx
09.02.2022
Рабочая программа по дисциплине ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ специальность Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
+ ПОО.02. Обществознание Т25, Т26.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ПОО.02 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» (от 21 июля 2015 г., протокол № 3) регистрационный номер рецензии 378 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО» для изучения в профессиональных образовательных организациях СПО, реализую­щих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО и с учетом программы воспитания для профессиональных образовательных организаций, утвержденной ГАПОУ Уфимский колледж предпринимательства, экологии и дизайна, в соответствии с письмом Министерства Просвещения РФ от 27.07.2021 г. №НН-62/06.

 

 

Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Уфимский колледж предпринимательства экологии и дизайна

 

Разработчик: Бакиева Н.В., преподаватель ГАПОУ УКПЭД

 

 

 

Одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол №_______ от «_____» _________ 2021 г.

Председатель ПЦК ________________________ /Е.В. Берестова

 

 

 

Одобрено методическим советом

Протокол №_______ от «_____» _________ 2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

4

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5

3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

6

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

7

5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

10

6.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

18

7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ                                УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

19

8. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ                                                                                                           

22

 

 

  

                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа общеобразовательной учебной дисциплины Обществознание предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины «Обществознание» (от 21 июля 2015 г протокол № 3) для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:

                     формирование у молодого поколения общественных ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;

                     формирование понимания эволюции общества, цивилизации и

                     усвоение интегративной системы знаний о развитии человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

                     развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие социяльные события, процессы и явления;

                     формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

                     воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основного общего образования - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования; программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).


2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

 

Значимость общественного знания в образовании обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление молодежи.

Содержание учебной дисциплины «Обществознание» ориентировано на осознание студентами базовых национальных ценностей российского общества, формирование российской гражданской идентичности, воспитание гражданина России, сознающего объективную необходимость выстраивания собственной образовательной траектории, непрерывного профессионального роста.

Ключевые процессы, явления, факты всемирной и российской истории представлены в контексте всемирно-исторического процесса, в его социально-экономическом, политическом, этнокультурном и духовном аспектах. Особое внимание уделено нравственным реалиям, оказавшим существенное влияние на «облик современности» как в России, так и во всем мире.

При отборе содержания учебной дисциплины «Обществознание» учитывались следующие принципы:

                     многофакторный подход к обществу, позволяющий показать всю сложность и многомерность предмета, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период;

                     направленность содержания на развитие патриотических чувств обучающихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;

                     внимание к личностно-психологическим аспектам общества, которые проявляются прежде всего в раскрытии влияния деятелей на ход общественного процесса;

                     акцент на сравнении процессов, происходивших в различных странах, показ общеисторических тенденций и специфики отдельных стран;

                     ориентация обучающихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы, формирование собственной позиции при оценке ключевых общественных проблем.

 

Основой учебной дисциплины «Обществознание» являются содержательные линии: общественное время, общественное пространство и общественное движение. В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» они представлены как сквозные содержательные линии:

                     эволюция хозяйственной деятельности людей в зависимости от уровня развития производительных сил и характера экономических отношений;

                     процессы формирования и развития этнонациональных, социальных, религиозных и политических общностей;

                     образование и развитие государственности в последовательной смене форм и типов, моделей взаимоотношений власти и общества, эволюция политической системы;

                     социальные движения со свойственными им интересами, целями и противоречиями;

                     эволюция международных отношений;

                     развитие культуры разных стран и народов.

 

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» завершается подведением итогов в форме дифференцированно зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППССЗ СПО с получением среднего общего образования.

 

 

 

 

3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Интегрированная учебная дисциплина «Обществознание» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Обществознание» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ). В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины – в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

·                    личностные:

− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

 − российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

− гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

 − толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

− готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

− осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

 

·                    метапредметные:

− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

 − владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

 − готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

 − умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

− умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

 − владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

 

·                    предметные:

− сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

 − владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; − владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

− сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

− сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

 − владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

 − сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

 

Специалист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 8. Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения.

ОК 9. Пользоваться иностранным языком как средством делового общения.

ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.

ОК 11. Обеспечивать безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные катастрофы в профессиональной деятельности, организовывать, проводить и контролировать мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий

 

Обеспечено достижение следующих результатов: личностных:

ЛР1. Осознающий себя гражданином и защитником великой страны

ЛР2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций

ЛР3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих

ЛР4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»

ЛР5. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России

ЛР6. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях

ЛР7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР8. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства

ЛР9. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях

ЛР10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой

ЛР11. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры

ЛР12. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания

ЛР17. Активно выражающий уважительное отношение к статусу преподавателя, педагогической деятельности, ценящий права и достоинство субъектов образовательного процесса 

ЛР18. Готовый осуществлять самооценку своих возможностей, личностных и профессиональных качеств

ЛР19. Способный проявлять жизненный оптимизм, преодолевать жизненные и профессиональные трудности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5.1. Содержание учебной дисциплины

Введение. Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

 

1. Человек и общество

1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.

Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.

1.2. Общество как сложная система

Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

Практические занятия

Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы.

Мировоззрение. Типы мировоззрения.

Основные институты общества.

Общество и природа. Глобализация.

 

2. Духовная культура человека и общества

2.1. Духовная культура личности и общества

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

2.2. Наука и образование в современном мире

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.

2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

Практические занятия

Духовная культура личности и общества.

Виды культуры.

Наука в современном мире.

Роль образования в жизни человека и общества.

Мораль. Религия. Искусство.

 

3. Социальные отношения

3.1. Социальная роль и стратификация

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

3.2. Социальные нормы и конфликты

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.

3.3. Важнейшие социальные общности и группы

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения.

Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

Практические занятия

Социальная стратификация.

Виды социальных норм.

Социальные конфликты.

Социальная стратификация в современной России.

Межнациональные отношения.

Семья в современной России.

 

4. Политика

4.1. Политика и власть. Государство в политической системе

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление.

Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы.

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.

Правовое государство, понятие и признаки.

4.2. Участники политического процесса

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

Практические занятия

Политическая система общества, ее структура.

Государство в политической системе общества.

Функции государства. Формы государства.

Гражданское общество и правовое государство.

Избирательное право в Российской Федерации.

Личность и государство.

 

5.2. Структура учебной дисциплины

 

Вид учебной работы

Объём в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

117

в т.ч.:

теоретическое обучение

39

практические занятия

39

Самостоятельная работа

39

Итоговая аттестация

Дифференцированный зачет


5.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины Обществознание

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение. Обществознание как наука

Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении специальностей СПО

1

ОК1-ОК12

ЛР1-12, ЛР17,

ЛР18,19

 Раздел 1.  Человек и общество

Тема 1.1

Природа человека, врожденные и приобретенные качества 

 

 

                               

Содержание учебного материала

6

 

 

 

 

 

 

 

ОК1-ОК12

ЛР1-12, ЛР17,

ЛР18,19

1.Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности

2.Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы

3. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления

Практическое занятие

2

Проведение дискуссии: «Свобода человека и ее ограничения»

Проведение круглого стола: «Проблемы межличностного общения в молодежной среде»

Самостоятельная работа

2

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. Работа с поисковыми системами Интернет- Yandex, Google

Тема 1.2

Общество как сложная система

Содержание учебного материала

2

 

 

 

ОК1-ОК12

ЛР1-12, ЛР17,

ЛР18,19

Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду

Практическое занятие 

4

Проведение семинарского занятия «Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества.

Проведение круглого стола: «Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем»

Самостоятельная работа

2

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Работа с поисковыми системами Интернет- Yandex, Google, составить таблицу: цивилизации и формации общества

Раздел 2 Духовная культура человека и общества

Тема 2.1 Духовная культура личности и общества

Содержание учебного материала

2

 

 

 

 

 

 

ОК1-ОК12

ЛР1-12, ЛР17,

ЛР18,19

Понятие о культуре. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур

Практическое занятие

4

Проведение семинара: «Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни»

Проведение круглого стола: «Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде»

Самостоятельная работа

5

Проанализировать взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Подготовить индивидуальное творческое задание по одной из тем: «Культура общения», «Культура труда», «Культура учебы», «Культура поведения в обществе», «Этикет», «Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям».

Провести анкетирование по ценностным установкам друзей и родных

Тема 2.2 Наука и образование в современном мире

 

 

Содержание учебного материала

4

 

 

 

 

 

 

 

ОК1-ОК12

ЛР1-12, ЛР17,

ЛР18,19

1.Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

2.Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование

Практическое занятие

2

Проведение семинара: «Роль образования в жизни современного человека и общества»

Самостоятельная работа

4

Подготовить индивидуальное творческое задание: «Научные открытия 21 века»

Подготовить информационный листок: «Порядок приема в СПО»

Тема 2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Содержание учебного материала

4

 

 

 

 

ОК1-ОК12

ЛР1-12, ЛР17,

ЛР18,19

1.Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

2.Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации

Практическое занятие

4

 

 

Проведение семинара: «Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств»

Проведение круглого стола: «Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал»

Самостоятельная работа

4

Написать эссе: «Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше», составить таблицу: виды искусств

Раздел 3. Социальные отношения

Тема 3.1. Социальная роль и стратификация

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

 

2

 

 

 

 

 

ОК1-ОК12

ЛР1-12, ЛР17,

ЛР18,19

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе

Практическое занятие

4

Проведение круглого стола: «Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности»

Проведение деловой игры: «Многообразие социальных ролей»

Самостоятельная работа

4

Подготовить информационное сообщение на тему: «Стратификация современного российского общества»

Тема 3.2. Социальные нормы и конфликты

 

Содержание учебного материала

2

 

 

 

ОК1-ОК12

ЛР1-12, ЛР17,

ЛР18,19

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни

Практическое занятие

2

Проведение круглого стола: «Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов»

Самостоятельная работа

4

Составить перечень мероприятий, способствующих профилактике негативных форм девиантного поведения

Тема 3.3. Важнейшие социальные общности и группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного материала

6

 

 

 

 

 

ОК1-ОК12

ЛР1-12, ЛР17,

ЛР18,19

1.Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

2. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации

3.Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений

Практическое занятие

6

Проведение круглого стола: «Пути разрешения межнациональных конфликтов»

Проведение деловой игры: «Порядок заключения брака»

Проведение деловой игры: «Порядок расторжения брака»

Самостоятельная работа

6

Составить брачный договор, составить информационный листок: «Права и обязанности супругов», составить таблицу: «формы воспитания»

Раздел 4. Политика

Тема 4.1. Политика и власть. Государство в политической системе

Содержание учебного материала

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОК1-ОК12

ЛР1-12, ЛР17,

ЛР18,19

 

 

1.Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

2.Особенности функционального назначения современных государств.

 Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы

Практическое занятие

6

Проведение викторины: «Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим»

Проведение семинара: «Современная политическая система РФ»

Проведение дискуссии: «Россия - демократическое государство»

Самостоятельная работа

 

Написать эссе: «Правовое государство в современных реалиях»

Составить таблицу: «Внутренние и внешние функции государства»

4

Тема 4.2. Участники политического процесса

Содержание учебного материала

6

 

 

 

 

 

 

 

ОК1-ОК12

ЛР1-12, ЛР17,

ЛР18,19

1.Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия

Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

2.Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность.

3.Избирательная кампания в Российской Федерации. Политические партии и движения, их классификация

Практическое занятие

5

Проведение семинара: «Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации»

Проведение круглого стола: «Роль средств массовой информации в политической жизни общества»

Самостоятельная работа

4

Составить таблицу: Современные идейно - политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.

Написать эссе: «Гражданское общество и государство»

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 

2

 

Итого

117

 


6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

6.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя

- наглядные пособия

Технические средства обучения: 

- компьютер с лицензионным программным обеспечением.

 

6.2. Информационное обеспечение обучения

 

6.2.1. Основные источники:

1.Введение в обществознание: учебник для 8–9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. – 8-е изд., перераб. и доп.     – М., 2019.-214с.

2.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического,естественно-научного и гуманитарного профилей: учебник. – 9-е изд.,стер.-М.: 2019.-432с.

3.Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 8 кл. – М., 2019.-221с.

4.Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2019. -284с.

5.Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2019.-45с.

6.Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО). – Ростов н/Д, 2019.-246с.

7.Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2020.-294с.

8.Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). – М., 2020.-265с.

9.Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2020.-217с.

 

6.2.2. Дополнительные источники:

1.Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2019.-117с.

2.Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2019. –с.202

 

6.2.3. Интернет-ресурсы

1.http://www.ifes.ru/-Международный фонд избирательных систем

2.http://basic.economicus.ru/ - Основы экономики

 

 

 

 

 

 

 

7. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

 

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, самостоятельных, внеаудиторных работ.

 

Результаты

обучения

 

Критерии оценки

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

 − владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

 − готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

 − умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

 − умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

 − владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

 - сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

− сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

− сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

− владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

− сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

 Критерии оценки умений

«Отлично» - обучающийся глубоко

изучил учебный материал по теме; свободно применяет полученные знания на практике; практическая

работа выполнена в полном объеме, правильно, без ошибок,

установленные нормативом время.

«Хорошо» - обучающийся твердо

знает учебный материал; умеет применять полученные знания на

практике; практическая

работа выполнена в полном объеме с небольшими недочетами,

установленное нормативом время.

«Удовлетворительно»

обучающийся знает лишь основной материал;

практическая работа выполнена с ошибками, отражающимися

на качестве выполненной работы, не в полном

объеме студент не уложился в установленное нормативом время.

«Неудовлетворительно»

обучающийся имеет отдельные представления

об изученном

материале; практическая работа не выполнена

или выполнена грубыми ошибками, не в полном объеме, обучающийся не уложился в установленное нормативом время

 

Оценка «5» ставится, если:

1) обучающийся полно излагает материал, дает

правильное определение основных понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои

суждения, применить знания на практике, привести необходимые

примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного

языка.

Оценка «4» – обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3»

–обучающийся

обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы,

но:

1) излагает материал неполно и допускает

неточности определении

понятий или

формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно

обосновать свои

суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал

непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении

излагаемого.

Оценка «2» ставится,

если обучающийся обнаруживает незнание большей части

соответствующего вопроса,

допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их

смысл, беспорядочно

и неуверенно излагает

материал.

 

Проведение дискуссии

Проведение деловой игры

Проведение круглого стола

Проведение практических работ

Фронтальный опрос, индивидуальная работа, тестирование

 

 

 

 

Итоговый контроль: Дифференцированный зачет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. ЛИСТ ИЗМНЕНИЙ ИЛИ ДОПОЛНЕНИЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

(2021-2022 уч.год)

 

 

№ П/П

Содержание программы учебной дисциплины

Обществознание

2020-2021 гг.

Содержание программы учебной дисциплины

Обществознание

2021-2022 гг.

1

-

ЛР1-12, ЛР17, ЛР18,19

 

 

 

 

 

Преподаватель                                                                                                        Н.В. Бакиева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа общеобразовательной учебной дисциплины

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа общеобразовательной учебной дисциплины

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Специалист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

Специалист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ЛР2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях…

ЛР2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях…

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе

Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе

Межнациональные отношения. Семья в современной

Межнациональные отношения. Семья в современной

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОК1-ОК12 ЛР1-12, ЛР17, ЛР18,19

ОК1-ОК12 ЛР1-12, ЛР17, ЛР18,19

Содержание учебного материала 4

Содержание учебного материала 4

ОК12 ЛР1-12, ЛР17, ЛР18,19

ОК12 ЛР1-12, ЛР17, ЛР18,19

Тема 4.1. Политика и власть. Государство в политической системе

Тема 4.1. Политика и власть. Государство в политической системе

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Критерии оценки умений «Отлично» - обучающийся глубоко изучил учебный материал по теме; свободно применяет полученные знания на практике; практическая работа выполнена в полном объеме, правильно,…

Критерии оценки умений «Отлично» - обучающийся глубоко изучил учебный материал по теме; свободно применяет полученные знания на практике; практическая работа выполнена в полном объеме, правильно,…

Критерии оценки умений «Отлично» - обучающийся глубоко изучил учебный материал по теме; свободно применяет полученные знания на практике; практическая работа выполнена в полном объеме, правильно,…

Критерии оценки умений «Отлично» - обучающийся глубоко изучил учебный материал по теме; свободно применяет полученные знания на практике; практическая работа выполнена в полном объеме, правильно,…

ЛИСТ ИЗМНЕНИЙ ИЛИ ДОПОЛНЕНИЙ УЧЕБНОЙ

ЛИСТ ИЗМНЕНИЙ ИЛИ ДОПОЛНЕНИЙ УЧЕБНОЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2022