Рабочая программа по дисциплине ОУДБ 11. БИОЛОГИЯ

  • docx
  • 03.10.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала биология ТМ ОУДБ 11.docx

 

 

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Каслинский промышленно - гуманитарный техникум»

Верхнеуфалейский филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по учебной дисциплине ОУДБ 11 Биология

по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  2019 г

Одобрена                                                     

Предметно-цикловой комиссией 

Председатель ПЦК ______  Хорошайло Г.В..

«__»________2019г.

Протокол____________

 

Председатель НМС

 

___________     А.В.Шебалин 

 «    »____________    2019

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного Стандарта по специальности  15.02.08 «Технология машиностроения»  и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования от 21 июля 2015 г.( решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з))

 

Организация-разработчик:

ГБПОУ «Каслинский промышленно-гуманитарный техникум»

 

Разработчик: Баязитова Г. С. Преподаватель биологии и химии

 

 

 

 

 

 СОДЕРЖАНИЕ

1.       

Паспорт рабочей программы учебной

дисциплины

 

2.       

Структура и содержание учебной дисциплины

 

3.       

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

 

4.       

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ учебной дисциплины  

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

                                                  

 

3

1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Биология»

1.1 . Область применения  программы

Программа учебной дисциплины «Биология » предназначена для изучения географии , реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования в рамках подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) по специальности  15.02.08 «Технология машиностроения».Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях  среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 27.03.2008 № 03-1180) биология изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования, как базовая общеобразовательная дисциплина.

     1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.Учебная дисциплина «Биология» является общей общеобразовательной учебной   дисциплиной.

Учебная дисциплина «Биология» является учебным предметом обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Биология» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).

В учебных планах ОПОП СПО дисциплина «Биология» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.

1.3 Цели и задачи дисциплины-требования к результатам освоения дисциплины.

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

·   освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;

·   овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

 

·   развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

l  воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

l  использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение  примерной программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося , в том числе:

-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
 - самостоятельной работы обучающегося  10 часов.

4

2. Структура и  содержание учебной дисциплины.

2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы.

Виды учебной работы

Объём учебных часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

             46

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Самостоятельная работа студентов (всего)

10

В том числе  :

 

внеаудиторная

10

Итоговая аттестация в форме: дифференцированный зачет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  


                  2. 2.  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ».

Наименование разделов тем

 

 

             

Содержание учебного материала

 

Объём часов

Введение .

 

Объект изучения биологии – живая природа.

Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса.

           1

 

Сущность жизни и свойства живого.

 

 

Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации.

 

 

Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

 

Раздел 1. Учение о клетке.

 

           5

Строение клетки

Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов

1

 

Краткая история изучения клетки.

 

Химический состав клетки

Химическая организация клетки.

Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов.

Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

1

Строение и функции клетки

Строение и функции клетки. .Прокариотические и эукариотические клетки.

1

 

Цитоплазма и клеточная мембрана.

Органоиды клетки.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.

Биосинтез белка.

 

Практические занятия

 

«Наблюдение  клеток  растений  и   животных  под  микроскопом  на  готовых  микропрепаратах, их  описание. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Сравнение  строения  клеток  растений  и  животных  по  готовым  микропрепаратам».

2

Самостоятельная работа.

Сообщение Биография М.Шлейден и  Т.Шванн.

Презентация : неорганические соединения клетки.

Презентация: органические соединения клетки. .

Изготовить модели ДНК. (проволоки, картона, скрепки)

Создать контур микрофотографию клетки.

Заполнение микрофотографии клетки

Кроссворд по теме «Клетка».

2

 Раздел 2.ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ.

           4

Тема 2.1

Размножение-важнейшее свойство живых организмов.

Содержание учебного материала

1

 Организм единое целое.

Жизненный цикл клетки. Митоз .

 

Мейоз.

Образование половых клеток и оплодотворение.

 

Тема 2.2 Индивидуаль-ное развитие организма.

 

Содержание учебного материала

1

Индивидуальное развитие организма

Эмбриональный этап онтогенеза

Основные стадии эмбрионального развития

Постэмбриональное развитие

Индивидуальное развитие человека.

 

 

Практические занятия: «Выявление  и  описание  признаков  сходства  зародышей  человека  и  других  позвоночных  как  доказательство    их  эволюционного   родства».

2

 

Самостоя

тельная работа:

Презентация: формы размножения», презентация «Здоровый образ жизни».

Сообщение: влияние алкоголя на организм.

Сообщение: влияние курения на организм.

 

2

Раздел 3. Основы генетики и селекции.

 

             8

Тема 3.1.

Осовные закономер-ности наслед-ственности.

Содержание учебного материала

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов

Г. Мендель – основоположник генетики

Генетическая терминология и символика .

1

 

Моногибридное и дигибридное скрещивание.Законы генетики, установленные Г. Менделем.

Хромосомная теория наследственности .

Взаимодействие генов.

Генетика пола.

Сцепленное с полом наследование .

 

2

Тема 3.2

Основные закономерности изменчивости.

Содержание учебного материала

2

Наследственная или генотипическая изменчивость .

Мутации.

Модификационная изменчивость

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

 

Тема 3.3. Генетика –основа селекции.

Содержание темы

1

 Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции.

Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

 

Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

 

 

Практические занятия:

 «Составление  схем  моногибридного  и  дигибридного  скрещивания. Решение  генетических  задач.».«Анализ  фенотипической  изменчивости»;«Выявление  мутагенов  в  окружающей  среде  и  косвенная  оценка  возможного  их  влияния  на  организм».

2

 

Самостоятельная работа

Решение задач.

Сообщение: Наследственные болезни человека»

Презентация: «Мутации».

2

 

 

Раздел 4.Происхождение и развитие жизни на Земле.Эволюционное учение

 

             8

Тема 4.1

Возникновения жизни на Земле.

Тема 4.2.

Развития эволюционных идей .движущие силы эволюции.

 

Тема 4.3 Микроэволюция.Макроэволюция.

Гипотезы проис­хождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.

 

Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч.Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира.

Концепция вида, его критерии. Популяция — структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции.

 

 

Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции.

 

2

 

 

 

 

        4

 

 

 

 

 

 

          2

 

Самостоятельная работа:

1.     Путешествия и исследования Ч. Дарвина (презентация)

2.     Различные гипотезы происхождения жизни.

3.     Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов.

          2

Раздел 5

Происхождение человека 3часов.

4

 

Антропогенез

 

 

Человеческие расы.

Содержание

 

Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.

           

            2

 

 

 

 

            2

             

 

Родство и единство происхождения человеческих рас. Кри­тика расизма.

 

Самостоятельная работа:

1

Эволюция приматов и этапы эволюции человека (презентация)

Современные представления о происхождении птиц и зверей.

Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.

Кроссворд по основным понятиям темы

 

Раздел 6. Основы экологии

 

           4

Тема 6.1 Экосистема.

Содержание учебного материала

1

 

.Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой

Экологические факторы, их значение в жизни организмов

Экологические системы .

Видовая и пространственная структура экосистем .

Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей).

Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии .

Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем.

Искусственные сообщества.

Взаимодействия в экосистеме.

Тема 6.3.

Учение о биосфере.

Содержание учебного материала

2

 

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной

деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения

Круговорота углерода (азота) в биосфере.

Ноосфера .

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Практические  занятия: 

  1 Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.;

  2. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). 3.Решение экологических задач».

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Самостоятельная работа:

         1

·        Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.

·        Экологические кризисы и экологические катастрофы.

·        Место и роль человека в биосфере

·        Глобальные экологические проблемы и пути их решения( презентация)

 

Раздел 7. Бионика

 

1

Тема 7.1.

Бионика как наука.

Содержание учебного материала

1

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфо-физиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных. 

 

 

Дифференцированный  зачет

1

 

Итого:

36+ 10  с.р

+ 8 ЛПЗ


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

    3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии

 Оборудование учебного кабинета:

-         посадочные места по количеству обучающихся;

-         рабочее место преподавателя;

-         учебный комплект пособий «Биология»

-         учебно-методический комплект.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники для обучающихся:

1. В.И Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова «Общая биология» 10-11 класс Дрофа,2015г

2.    Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. - М., 2015.

3. Беляева Д.К. Дымшиц Г. М. Общая биология 10-11 класс , М: Просвещение, 2015г.

Основные источники для преподавателей:

1. Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология.      - М., 2016.

2.    Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. - М., 2015.

3.    Захаров В.Б., Мамонтов СТ., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. - М., 2016.

 

Интернет-ресурсы И-Р:

 

ДИ 4www.bio.1september.ru

 

ИР –2    www.bio.nature.ru

 

 ИР -3          www.edios.ru

 

 ИР - 4   www.km.ru/educftion


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Тема. «Учение о клетке»

-знание   основных   положений  клеточной  теории, строение    и    функционирование    клетки,    обмен веществ     и     превращение    энергии     в     клетке, жизненный цикл клетки

- умение объяснять строение и функции клетки, обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен

     Зачёт.

Тема.          «Организм,          размножение          и индивидуальное развитие организмов»

-    знание важнейших  свойств  живых  организмов;
сущность    полового    и    бесполого   размножения;
оплодотворение;  причины  нарушения  в  развитии
организмов; индивидуальное развитие человека

-    умение   объяснять  родство  живых   организмов,
отрицательное      влияние      алкоголя,      никотина,
наркотических     веществ     на     эмбрональное     и
постэмбриональное развитие человека, причины и
факторы эволюции

                 Тестирование.

Тема. «Основы генетики и селекции»

-   знание генетической терминологии и символики;
закономерности наследствен-ности и изменчивости
организмов;  законов  генетики,  установленные  Г.
Менделем

-   знание основных методов селекции: гибридизации
и искусственный отбор; достижения современной
селекции      культурных      растений,       домашних
животных, микроорганизмов

-умение объяснять законы генетики, хромосомную теорию наследственности, наследственные болезни человека,   их   причины   и   профилактика,   основы селекции

Тестирование.

Тема. «Эволюционное учение»

знание    о    роли    эволюционного    учения    в формировании   современной   естественно-научной картины    мира;    современные    представления    о видообразовании;      биологический     прогресс     и биологический регресс

- умение объяснять роль эволюционного учения в формировании    современной    естественнонаучной картины    мира,    современные    представления    о видообразовании,     причины    вымирания     видов, основные направления эволюционного прогресса

Зачет

 


Тема. «История развития жизни на Земле»

-знание   истории   развития   органического   мира; гипотезы   происхождения   жизни;   доказательства родства человека с млекопитающими животными; эволюции человека

умение     объяснять     современные     гипотезы происхождения   человека,    причины    и    факторы эволюции     человека,     единство     происхождения человеческих рас

Тестирование.

Тема. «Основы экологии»

-      знание    сущности    биологических    процессов:
круговорот    веществ,    превращение    энергии    в
экосистемах,        биосфере,        пищевые        связи;
межвидовые     взаимоотношения     в     экосистеме:
конкуренция,  симбиоз, хищничество,  паразитизм;
причин устойчивости и смены экосистем;

-    знание глобальных экологических проблем и пути
их решения

умение     объяснять     влияние     экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека, взаимосвязи и взаимодействия организмов с окружающей средой, изменяемость    видов,     нарушения     в    развитии организмов, мутации, развитие и смена экоситем

         Зачёт.

Тема. «Бионика»

-знание   направлений   биологии   и   кибернетики, сущности     морфофизиологической     организации живых    организмов    и    их    использования    для создания    совершенных    технических    систем    и устройств по аналогии с живыми системами

умение    описывать    особенности    видов    по морфологическому            критерию,            выявлять приспособление   организмов   к   среде   обитания, источники  и  наличие  мутагенов   в   окружающей среде,   антропогенные   изменения   в   экосистемах своей местности

Зачет

 


 

Скачано с www.znanio.ru