МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Администрация Раменского городского округа Московской области
Комитет по образованию администрации Раменского городского округа Московской области
МОУ Гжельская СОШ
РАССМОТРЕНО руководитель ШМО ________________________ Бояновская П.В. Протокол № 1 от «30» августа 2024 г.
|
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ________________________ Денисова О.О. от «30» августа 2024 г.
|
УТВЕРЖДЕНО директор школы ________________________ Туляшева Н.М. Приказ №398 от «30» августа 2024 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Духовное краеведение Подмосковья»
для обучающихся 8 классов
Составитель: Дементьев Александр Олегович
учитель истории первой категории
с. Гжель 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Духовное краеведение Подмосковья» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки РФ.— М.: Просвещение, 2004г. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004 года № 1089.
на основе авторской программы Шевченко Л.Л. «Духовное краеведение Подмосковья» 5-9 класс, - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2009.
-Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Гжельская СОШ с изучением предметов художественно-эстетического курса.
На изучение предмета «Духовное краеведение Подмосковья» в 8 классе отводится 35 ч. (1 ч. в неделю, 35 учебных недель). Срок реализации программы один год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты
− воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; − формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; − формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; − формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; − освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; − развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; − формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; − осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; − развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
− умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
− умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
− умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
− владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
− умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
− умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
− развитие такого универсального учебного действия, как смысловое чтение;
− умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
− умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты:
В результате изучения курса «Духовного краеведения Подмосковья» ученик 7 класса должен
Знать /понимать:
Ø историю культуры родной земли;
Ø выдающихся церковных деятелей;
Ø шедевры мировой художественно-духовной культуры; особенности языка различных видов архитектуры;
Ø характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;
Ø шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;
Ø основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;
Ø основные средства выразительности разных видов искусства;
Уметь:
Ø узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
Ø устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
Ø пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
Ø выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Ø сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства архитектуры с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
Ø устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
Ø пользоваться православной терминологией при анализе художественно-духовного произведения;
Ø осуществлять поиск информации в области духовного искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Содержание программы
Введение. Название учебного предмета. Понятия: краеведение, духовность, духовное краеведение, Культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура.
Часть 1. Предмет «Духовное краеведение Подмосковья» (История христианской православной культуры). Что такое «религиозная культура»? Основные понятия предмета. Духовная культура. Ее характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Что изучает духовное краеведение Подмосковья? Определение понятия «духовное» в рамках религиозного мировоззрения. Этические нормы христианства. Определение добра и зла. О чем рассказывает христианская православная культура? Когда возникла христианская религия. Определение «наша эра». Ее определение от Рождества Христова. Основные понятия православного христианства. Содержание православной религии. Основные положения христианства: догмат о Троице, о Боговоплощении. Источники христианской духовной культуры. Библия как источник религиозного знания и культуры. Ветхий Завет. Новый Завет. Изложение учения I4исуса Христа в Евангелиях. Евангелисты. Отражение христианского мировоззрения в феноменах культуры. Христианская антропология — о природе человека. Положения христианской антропологии в работах русских педагогов, мыслителей, поэтов. Отражение христианского учения о человеке в русском фольклоре. Этимология о христианском значении некоторых слов русского языка. Отражение христианского учения о спасении в русской духовной поэзии разных веков. Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края. Христианские святые. Что означает почитание святых? Христианский подвиг святых. Литература древней Руси рассказывает о христианском понимании красоты русской земли. Изображение святых в иконописи. Икона «Все святые, в Земле Российской просиявшие. Изображение святых, а поэзии. Какие святые почитались на землях Московского края. Маршрут духовного краеведения: «Храмы Подмосковья, названные в честь святых». Особенности православной культуры. Какие виды искусства объединяет в себе православная культура? Церковный характер искусства древней Руси. Взаимосвязанность разных видов христианского искусства. Спасение человека Богом — основное содержание православной культуры. Творец и Его творения. Как христианская культура объясняет возможность творчества? Креационная теория сотворения мира. Ее представители — ученые, писатели, поэты, композиторы, художники. два корня христианской православной культуры. Святая Земля. Евангелия рассказывают о событиях, произошедших на Святой Земле. Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская Плащаница. Византийская христианская культура и православная культура Руси. Древнерусский монастырь — центр христианской православной культуры. Православие — традиционная религия России. Христианство в жизни русских людей. Смысл жизни христиан. Грех и добродетель. Христианские добродетели: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу и к блаженным, умеренность, целомудрие. Христиане о таланте — даре любви, данном человеку. Притча о талантах. Пути к добродетельной жизни. Монашеский путь. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры. История русского монашества. Святые Антоний и Феодосий Печерские, святой воин — богатырь Илья Муромец, преподобный Нестор Летописец. Культурное просвещение христианской Руси. Как возводились русские монастыри? Красота рукотворная и нерукотворная. Красота внешняя и внутренняя. В чем заключается красота православного монастыря? Название монастыря. Монастыри Подмосковья и имена святых, с ними связанные. Лужецкий Можайский монастырь и преподобный Ферапонт Белозерский. Русские поэты разных веков размышляют о смысле красоты и ее отражении в объектах православной культуры: К. Бальмонт, Н. Рубцов, Ф. Соллогуб. Подмосковная усадьба Лукино Ф. Соллогуба. Ее история и обычаи христианского благочестия, о которых она рассказывает. Отражение христианского мировоззрения в творчестве Ф. Соллогуба. А.С. Пушкин о значении монастырской культуры для русской истории и просвещения. Влияние митрополита Московского святителя Филарета (Дроздова) на формирование христианского мировоззрения Пушкина. Поэтическая переписка святителя и поэта, Святитель и поэт обсуждают вопросы поведения христианства. Христианская этика. Места Подмосковья, связанные с именами святителя Филарета и А.С. Пушкина. Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библию. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живопись, литературе. Расположение событий Священной истории вокруг четырех основных тем: Сотворение мира — Боговоплощение (Рождество Христово) — Распятие (Крестная Жертва) — Воскресение Христово — создание Церкви. Отражение сюжетов этих тем в произведениях православной культуры и в традициях жизни христиан: иконописи, духовной поэзии, Музыке, христианских праздниках и др. Отражение содержания Священной истории в православном богослужении. Всенощная. Описание богослужения Всенощной в поэзии И.А. Аксакова. Маршрут духовного краеведения Подмосковья, указанный поэтом — село Холмы. Исследование в нем объекта православной культуры — православного храма. Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры — крест, голубь, рыба, нимб и др. Священная история рассказывает о смысле почитания креста. Формы почитания Бога в истории мировой религиозной культуры: в ветхозаветные и новозаветные времена. Из истории христианской духовной культуры: Воздвижение Креста. Храмы Подмосковья, названные в честь Воздвижения Креста Господня. В чем заключается смысл красоты православного искусства? Русская поэзия рассказывает о символах православной культуры. Почитание святыни. Пожертвование, жертва, жертвенность. Что сложнее, что легче? Как христиане понимали почитание святыни? Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма. Храм дом, посвященный Богу. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Словарик зодчего: основные части храма. Символический смысл храма. Иконостас, четверик, алтарь, Престол, Горнее место. Христианский храм в священной топографии Подмосковья. Названия православных храмов Подмосковья рассказывают о событиях 10 Священной истории. Истории подмосковных храмов. Их архитектурные стили. Русские поэты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости. Правила поведения в храме. Религиозная живопись. Как разговаривает икона? Как человек воспринимает красоту окружающего мира? Христианская религия о мире материальном и нематериальном. Икона христианская святыня. Кому посвящались христианские иконы? Что означает почитание иконы? Почему икона является священным изображением? История создания первой иконы. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика. Словарик иконописца. Иконография Христа и Богородицы. Духовная красота иконы. Из источников христианской духовной культуры о сохранении икон во времена иконоборчества. Представление иконы «Спас Нерукотворный» в иконописи и поэзии. Картина и икона. Их отличия. Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Буквы на иконах и предметах древнерусского прикладного искусства. Церковнославянская азбука. Ее создатели — святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Кого называют просветителями? Значение слова «просвещение». О чем рассказывают буквы церковнославянской азбуки? Красота буквиц заглавных. духовный смысл буквиц. Как книжная грамотность пришла на Русь. Псалтирь, Евангелие — первые книги на Руси. Летописи. Жития святых. Русские летописцы рассказывают о значении священных книг. Монастыри — центры просвещения и книжности. Литературные памятники древней Руси. Произведения духовной литературы и их авторы. Первые русские христианские писатели. Преподобный Феодосий Печерский, митрополит Илларион, митрополит Никифор, епископ Кирилл Туровский. О чем рассказывают произведения древнерусской литературы? Остромирово Евангелие. «Слово о законе и благодати». По каким книгам обучались дети в древней Руси? Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей. Места Подмосковья, где они создавали свои произведения. Какие из написанных ими произведений относятся к произведениям духовной литературы? Часть II. Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл. Северное Подмосковье. К игумену Русской земли — преподобному Сергию Радонежскому. Как формировалась духовная культура России? Святая Русь. Подвиг святых. Святой благоверный князь Даниил Александрович Московский. Житие преподобного Сергия Радонежского рассказывает святой Епифаний Премудрый. Святитель Алексий — митрополит Московский. Благословение святого благоверного князя Димитрия Донского на Куликовскую битву. Помощники — священноиноки Александр Пересвет и Родион Ослябя. Путешествие по святым местам родной земли — Троице-Сергиева Лавра. Из истории Троице-Сергиевой Лавры. Архимандрит Дионисий и старец Авраамий Палицын. Святыни Лавры. Соборы. Архитектурно-художественные ценности. Представление иконы «Троица». Преподобный Андрей Рублев. Как преподобный Андрей Рублев написал икону «Троица». Ученики преподобного Андрея Рублева. Росписи храмов Лавры. Из источников христианской духовной культуры - Патриарх Московский и всея Руси Ермоген. Крестное целование. Культурное наследие — роман ИС. Шмелева «Богомолье» о традициях жизни христиан. Русская духовная поэзия — о жизни святых. Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу Преподобному Савве Сторожевскому. Ученик преподобного Сергия Радонежского. Как был построен в Звенигороде собор в честь Успения Пресвятой Богородицы? Путешествие по святым местам родной земли — Саввино-Сторожевский монастырь. Из истории монастыря. Чудо преподобного Саввы. Саввино-Сторожевский монастырь в отечественной культуре. Картина И.И. Левитана «Вечерний звон». Знаменитые места Западного Подмосковья. Иконы Андрея Рублева Звенигородского чина: «Спаситель», «Апостол Павел», «Архангел Михаил». Из источников христианской духовной культуры: «Лестница любви» апостола Павла. Маршруты духовного краеведения Подмосковья, связанные с прославлением Архистратига Михаила. Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и преподобный Сергий Радонежский. Серпуховской Высоцкий монастырь. Понятия «боголюбие» и «послушание». Преподобные Афанасий Высоцкий (старший) и (Младший). История Серпуховского Высоцкого монастыря. Архитектура монастыря. Высоцкий чин. Святыни монастыря. Христианская культура на землях Южного Подмосковья. Храмы, иконы Подольского, домодедовского районов. История иконы «Неупиваемая Чаша». Христианские святые в истории Южного Подмосковья — преподобный Герман Аляскинский, святитель Варсонофий Тверской, мученики Флор и Лавр. Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий Димитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь. О святом чудотворце Николае Мирликийском. Добродетели кротости и смирения. Путешествие по святым местам родной земли. История Николо-Угрешского монастыря. О преподобном Пимене Угрешском и его благочестивых сподвижниках. Святыни монастыря. Архитектура монастыря. Изучаем икону «Явление князю Димитрию Донскому иконы святителя Николая». Отражение почитания святителя Николая Мирликийского в русской поэзии. Храмы в честь святителя Николая в Подмосковье. Северное Подмосковье. Святые Дмитровской земли. Святые Борис и Глеб. Борисоглебский монастырь. История названия подмосковного города Дмитрова. Из источников христианской духовной культуры — о великомученике Димитрии Солунском. История христианской культуры Дмитрова в контексте русской истории. Храмы и иконы. История Борисоглебского монастыря. Святые Борис и Глеб. Христианские добродетели «кротость» и «смирение». История герба города. Что изображено на гербе Дмитрова? Что такое христианский подвиг? Воинский подвиг. Святой равноапостольный князь Константин Великий — о личных врагах и врагах Отечества. О святом воине Георгия Победоносце. О чем рассказывает икона «Святой великомученик Георгий Победоносец»? Георгиевские кавалеры. Юго-Восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли. Духовная преемственность исторических событий. Почему почиталась христианами святая Параскева? Отличие почитания христианских святых от языческих традиций идолослужения. Из источников христианской духовной культуры — святая великомученица Параскева. Путешествие по святым местам родной земли. История Богородице- Рождественского Бобренева монастыря. Святыня монастыря — чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская». Архитектурно-художественный облик монастыря. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь. Преподобный Григорий Голутвинский. Памятники церковной архитектуры. О христианских мучениках рассказывают русские поэты. Представление иконы «40 мучеников Севастийских». В честь каких христианских мучеников названы храмы Подмосковья? Что такое историческая память? 12 Западное Подмосковье. Крепость христианской веры — Иосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края. Как понимали на Святой Руси цель христианской жизни? Из источников христианской духовной культуры. Преображение Господне. Христианские добродетели и святость. Два подхода в понимании монашеского подвига. Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Для чего человеку нужно просвещение? Из истории Иосифо-Волоцкого монастыря. О цели христианской жизни рассказывает великий русский святой преподобный Серафим Саровский. Современная духовная поэзия о смысле жизни, совести, христианских добродетелях. Христианские мотивы в творчестве русских поэтов и композиторов А.К. Толстого, Н.С. Гумилева, С.И.Танеева, СВ. Рахманинова, П.И. Чайковского и др. Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона. В чем заключались ценности жизни христиан? Сокровища земные и небесные в истории русской и западноевропейской культуры. Совесть христианина как мера ценностей жизни. Патриарх Никон. Царь Алексей Михайлович. Власть церковная и власть светская. Симфония власти. Реформа Патриарха Никона. Почему возникли разногласия Патриарха и царя? История создания Новоиерусалимского монастыря. О чем хотел напомнить русским людям устроением обители Патриарх Никон? Образ Святого града Иерусалима на русской земле. Из источников христианской духовной культуры. Как людям войти в Царство Небесное? Отражение смысла христианской жизни в русской поэзии и прозе. Книжная духовная культура в жизни православныххристиан России. Ценности жизни современного человека. Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины. О духовных ценностях жизни великомученицы Екатерины. Из источников христианской духовной культуры. Притча о драгоценной жемчужине. Какую красоту, рукотворную или нерукотворную искала святая Екатерина? Какие заповеди выполнила в своей жизни святая великомученица Екатерина? Христианская мудрость. Русские поэты размышляют о человеческой мудрости. Мудрые буквы церковнославянской азбуки. Культурный человек. Путешествие по святым местам. Два монастыря в честь великомученицы Екатерины — на Синае и в Подмосковье. История подмосковного монастыря. Святыни монастыря и его архитектурно-художественный комплекс. Западное Подмосковье. Бородинский Спас. История одной семьи и одного монастыря. О защитниках Отечества. Русские монастыри и русские войны. Воинский подвиг. Русские писатели о чудотворной Смоленской иконе Божией Матери на Бородинском поле. Почитание памяти павших в войне 1812 года. О чем рассказывают слова псалма царя Давида, выбитые на памятных медалях императора Александра I? Наше культурное наследие размышление М.Ю. Лермонтова о Промысле Божием в войне 1812 года. Храм Христа Спасителя в Москве. Путешествие по святым местам родной земли. История Спасо-Бородинского монастыря и семьи Тучковых. Памятники православной культуры Подмосковья, связанные с именами святых, героев Отечества. Новомученики и Исповедники земли Российской. Разрушение духовной культуры, традиций государственной власти, христианских традиций семейной жизни в России в 20 веке. Убийство Царской семьи. Святые страстотерпцы. Гонения на Церковь. Святой Патриарх Тихон. Разрушение памятников христианской культуры. Новые святые России. Из источников христианской духовной культуры — Крест и Воскресение Христово. Что связывает события Священной истории и события русской истории 20 века? Что такое христианский подвиг? Русские поэты размышляют о 13 христианском подвиге. Христианские добродетели терпение и любви как проявление христианского подвига. Христианский смысл библейского Выражения «Мне отмщение и Аз воздам» и последних слов императора- страстотерпца «Не зло победит зло, но только любовь». Русская Голгофа. Система лагерей ГУЛАГ. Новомученики и Исповедники христианской веры на землях Подмосковья. Представление иконы «Собор Новомучеников и исповедников Российских». Разрушенные и возрожденные святыни на землях Подмосковья. Историческая память. Иконы Божией Матери в истории христианской православной культуры Подмосковья. Что такое чудотворная икона? Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы? Из истории христианской духовной культуры. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. «Тихвинская», «Казанская», «Владимирская», «Смоленская», «Донская», «Державная», «Феодоровская» иконы Божией Матери. Икона «Покров Пресвятой Богородицы». Из источников христианской духовной культуры — история праздника Покрова Божией Матери и его отражение в русской литературе. Храмы Подмосковья в честь икон Богородицы. духовные плоды христианской жизни. Какого человека можно назвать культурным? Итоговое повторение. Выставка по маршрутам духовного краеведения: «Христианская православная культура на землях родного Подмосковья». Планируемые результаты освоения программы основного общего образования по духовному краеведению Подмосковья Показателями освоения учебного материала предметной области «Основы духовно- нравственной культуры России», помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий, как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества. Ученик научится Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия): православная христианская картина мира. Единобожие, Бог-Троица. Дух, духовность, духовная жизнь. Ангелы и падшие духи. Творение человека, его духовная сопричастность Богу и вещественная природа. Откровение. Символ Веры. Апологетика. Церковь Божия (народ Божий). Христианская Церковь, Семья, род, народ в православной культуре. Православная культура о природе мужчины и женщины, их взаимоотношениях. Благодать. Боговоплощение, Богочеловек Иисус Христос, Искупление. Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Мировоззрения религиозные и нерелигиозные, вера религиозная и нерелигиозная. Религия и наука. Религия и философия. Религиозный культ и культура. Канон в православной культуре. Бог и Творение, мир сверхъестественный и естественный, духовный и материальный. Догмат и канон в православной культуре. Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Мировоззрение (картина мира) личности, общества. Культура как совокупность духовных и практических 14 способов и результатов человеческой деятельности. Духовно-мировоззренческие основы культуры. Религия как мировоззрение, религиозный культ, сфера культуры и жизни общества. Откровение. Догмат, догматика. Православная христианская культура. Духовная, душевная и телесная сущность человека. Православное христианское понимание единства человеческого рода. Духовная сущность греха и его последствия для телесной, душевной и духовной жизни человека, жизни общества. Православное понимание смысла жизни человека, истории человечества. Характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях духовной культуры; описывать явления духовной культуры; описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним; раскрывать роль религии в современном обществе. Ученик получит возможность научиться Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия): Предание об избрании Веры. История формирования и развития православной культуры в России, византийское и другие влияния. Православие в традиционной русской культуре – в быту, социальных отношениях, правовой и политической культуре, хозяйстве, художественной культуре. Собор Российских Святых. Православный христианский уклад жизни общества в Московском Царстве. Русский Домострой. Симфония государственно-общественного строя Московской Руси. Русская Православная Церковь в Смутное время и в период восстановления Русского государства в XVII в. Православие на юго-западе Руси. Латинский прозелитизм на Руси, униатство. Церковь и православная культура во время революции 1917 г. и гражданской войны. Восстановление патриаршества в Русской Поместной Церкви в начале XX в. Новомученики и исповедники Российские, Царская семья. Церковь в атеистическом государстве, православная культура в советский период. Отделение государства и школы от Церкви. Изъятия церковного имущества, гонения на веру и массовые репрессии верующих. Русская Православная Церковь во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., восстановление централизованного управления. Церковное возрождение после Великой Отечественной войны и новые гонения на Церковь. Возрождение православной культуры в современной России. Православное образование. Традиции Православия в современной русской культуре. Церковное и гражданское празднование Рождества Христова, “Дней Славянской письменности и культуры”, Дня Победы. Описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений духовной культуры. Характеризовать основные направления развития православной культуры в современных условиях.
Календарно - тематический план
по духовному краеведению Подмосковья 8А класс (35 часов)
№ п. п |
№ урока |
Тема урока |
|
|
|
Дата проведения по плану |
Дата проведения фактическая |
Электронное сопровождение урока (активные ссылки) |
|||
Часть 1. 0 предмете «Духовное краеведение Подмосковья (история христианской православной культуры)» (16 ч.) |
|
||||
1. |
1 |
Что такое «религиозная культура»? |
|
|
https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/04/03/religiya_kak_odna_iz_form_kultury.pptx |
2. |
2 |
О чем рассказывает христианская православная культура? |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-osnovam-pravoslavnoy-kulturi-na-temu-o-chem-rasskazivaet-pravoslavnaya-kultura-3344818.html |
3. |
3 |
О христианстве и православии. Содержание православной религии. |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-vneurochnogo-zanyatiya-po-duhovnomu-kraevedeniyu-podmoskovya-v-klasse-o-hristianstve-i-pravoslavii-hristianskie-tai-3307729.html |
4. |
4 |
О христианстве и православии. Содержание православной религии. |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-vneurochnogo-zanyatiya-po-duhovnomu-kraevedeniyu-podmoskovya-v-klasse-o-hristianstve-i-pravoslavii-hristianskie-tai-3307729.html |
5. |
|
Крещение Руси. Распространение христианства на землях Московского края. |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-prinyatie-i-rasprostranenie-hristianstva-na-rusi-999832.html |
6. |
6 |
Особенности православной культуры. |
|
|
https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2014/08/01/prezentatsii-k-urokam-po-predmetu-dukhovnoe-kraevedenie-0 |
7. |
7 |
Древнерусский монастырь – центр христианской православной культуры. |
|
|
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/03/10/prezentatsiya-po-teme-drevnerusskiy-monastyr-tsentr-hristianskoy |
8. |
8 |
Систематизация и обобщение по теме «Христианская православная культура» |
|
|
|
9. |
9 |
Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. |
|
|
https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-na-tiemu-biblieiskiie-siuzhiety-v-proizviedieniiakh-khristiansko.html |
10. |
10 |
Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры. |
|
|
https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/08/01/yazyk_drevnerusskogo_iskusstva._simvoly.pptx |
11. |
11 |
Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма. |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-vneshniy-vid-i-duhovniy-smisl-pravoslavnogo-hrama-3517424.html |
12. |
12 |
Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма. |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-vneshniy-vid-i-duhovniy-smisl-pravoslavnogo-hrama-3517424.html |
13. |
13 |
Религиозная живопись. Как разговаривает икона? |
|
|
http://www.myshared.ru/slide/573930 |
14. |
14 |
Религиозная живопись. Как разговаривает икона? |
|
|
https://infourok.ru/religioznaya-zhivopis-kak-razgovarivaet-ikona-4106658.html |
15. |
15 |
Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-duhovnomu-kraevedeniyu-podmoskovya-na-temu-pismennie-istochniki-hristianskoy-pravoslavnoy-kulturi-cerkovnoslavya-2470056.html |
16. |
16 |
Систематизация и обобщение по теме «Особенности произведений христианской православной культуры» |
|
|
|
Часть 2. Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл (18 часов) |
|||||
17. |
1 |
Северное Подмосковье. Святая Русь. Русская духовная поэзия о жизни святых. |
|
|
https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2014/08/01/prezentatsii-k-urokam-po-predmetu-dukhovnoe-kraevedenie-0 |
18. |
2 |
Северное Подмосковье. К игумену Русской земли – преподобному Сергию Радонежскому. История Троице-Сергиевой Лавры. |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-i-razrabotka-uroka-po-duhovnomu-kraevedeniyu-podmoskovya-klass-2382466.html |
19. |
3 |
Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу преподобному Савве Старожевскому Иконы Звенигородского чина. |
|
|
Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу преподобному Савве Старожевскому Иконы Звенигородского чина. |
20. |
4 |
Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и Преподобный Сергий Радонежский. |
|
|
https://ppt4web.ru/istorija/vladimir-khrabryjj.html |
21. |
5 |
Южное Подмосковье. Серпуховской Высоцкий монастырь. |
|
|
https://ppt-online.org/451198 |
22. |
6 |
Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий князь Дмитрий Донской. |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-k-predmetu-duhovnoe-kraevedenie-podmoskovya-na-temu-nikolougreshskiy-monastir-1659987.html |
23. |
7 |
Восточное Подмосковье. Николо-Угрешский монастырь. |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-k-predmetu-duhovnoe-kraevedenie-podmoskovya-na-temu-nikolougreshskiy-monastir-1659987.html |
24. |
8 |
Северное Подмосковье. Святыни Дмитровской земли. |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-dkp-na-temu-severnoe-podmoskove-3222193.html |
25. |
9 |
Северное Подмосковье. Святые князья Борис и Глеб. Борисоглебский монастырь. |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-duhovnomu-kraevedeniyu-podmoskovya-zhitie-svyatih-knyazey-borisa-i-gleba-klass-3308605.html |
26. |
10 |
Систематизация и обобщение по теме «Духовная культура северного и южного Подмосковья» |
|
|
|
27. |
11 |
Юго-восточное Подмосковье. Святыни Коломенской и Гжельской земли. |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-yugovostochnoe-podmoskove-velikomuchenica-paraskeva-hrami-gzhelskogo-kraya-3447539.html |
28. |
12 |
Западное Подмосковье. Крепость христианской веры Иосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края. |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-opk-iosifovolockiy-monastir-klass-1563079.html |
29. |
13 |
Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона |
|
|
https://ppt-online.org/451199 |
30. |
14 |
Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины. |
|
|
https://slide-share.ru/yuzhnoe-podmoskove-svyato-ekaterininskij-monastir-73841 |
31. |
15 |
Западное Подмосковье. Бородинский Спас. История одной семьи и одного монастыря. |
|
|
https://ppt-online.org/451203 |
32. |
16 |
Новомученики и Исповедники земли Российской |
|
|
|
33. |
17 |
Иконы Божьей Матери в истории духовной культуры Подмосковья. |
|
|
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/628821/ |
34. |
18 |
Систематизация и обобщение по изученным темам |
|
|
|
35. |
19 |
Итоговый урок |
|
|
|
|
|
итого |
35 часов |
|
|
Календарно - тематический план
по духовному краеведению Подмосковья 8 к класс (35 часов)
№ п. п |
№ урока |
Тема урока |
|
|
|
Дата проведения по плану |
Дата проведения фактическая |
Электронное сопровождение урока (активные ссылки) |
|||
Часть 1. 0 предмете «Духовное краеведение Подмосковья (история христианской православной культуры)» (16 ч.) |
|
||||
36. |
1 |
Что такое «религиозная культура»? |
|
|
https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/04/03/religiya_kak_odna_iz_form_kultury.pptx |
37. |
2 |
О чем рассказывает христианская православная культура? |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-osnovam-pravoslavnoy-kulturi-na-temu-o-chem-rasskazivaet-pravoslavnaya-kultura-3344818.html |
38. |
3 |
О христианстве и православии. Содержание православной религии. |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-vneurochnogo-zanyatiya-po-duhovnomu-kraevedeniyu-podmoskovya-v-klasse-o-hristianstve-i-pravoslavii-hristianskie-tai-3307729.html |
39. |
4 |
О христианстве и православии. Содержание православной религии. |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-vneurochnogo-zanyatiya-po-duhovnomu-kraevedeniyu-podmoskovya-v-klasse-o-hristianstve-i-pravoslavii-hristianskie-tai-3307729.html |
40. |
|
Крещение Руси. Распространение христианства на землях Московского края. |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-prinyatie-i-rasprostranenie-hristianstva-na-rusi-999832.html |
41. |
6 |
Особенности православной культуры. |
|
|
https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2014/08/01/prezentatsii-k-urokam-po-predmetu-dukhovnoe-kraevedenie-0 |
42. |
7 |
Древнерусский монастырь – центр христианской православной культуры. |
|
|
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/03/10/prezentatsiya-po-teme-drevnerusskiy-monastyr-tsentr-hristianskoy |
43. |
8 |
Систематизация и обобщение по теме «Христианская православная культура» |
|
|
|
44. |
9 |
Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. |
|
|
https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-na-tiemu-biblieiskiie-siuzhiety-v-proizviedieniiakh-khristiansko.html |
45. |
10 |
Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры. |
|
|
https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/08/01/yazyk_drevnerusskogo_iskusstva._simvoly.pptx |
46. |
11 |
Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма. |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-vneshniy-vid-i-duhovniy-smisl-pravoslavnogo-hrama-3517424.html |
47. |
12 |
Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма. |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-vneshniy-vid-i-duhovniy-smisl-pravoslavnogo-hrama-3517424.html |
48. |
13 |
Религиозная живопись. Как разговаривает икона? |
|
|
http://www.myshared.ru/slide/573930 |
49. |
14 |
Религиозная живопись. Как разговаривает икона? |
|
|
https://infourok.ru/religioznaya-zhivopis-kak-razgovarivaet-ikona-4106658.html |
50. |
15 |
Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-duhovnomu-kraevedeniyu-podmoskovya-na-temu-pismennie-istochniki-hristianskoy-pravoslavnoy-kulturi-cerkovnoslavya-2470056.html |
51. |
16 |
Систематизация и обобщение по теме «Особенности произведений христианской православной культуры» |
|
|
|
Часть 2. Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл (18 часов) |
|||||
52. |
1 |
Северное Подмосковье. Святая Русь. Русская духовная поэзия о жизни святых. |
|
|
https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2014/08/01/prezentatsii-k-urokam-po-predmetu-dukhovnoe-kraevedenie-0 |
53. |
2 |
Северное Подмосковье. К игумену Русской земли – преподобному Сергию Радонежскому. История Троице-Сергиевой Лавры. |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-i-razrabotka-uroka-po-duhovnomu-kraevedeniyu-podmoskovya-klass-2382466.html |
54. |
3 |
Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу преподобному Савве Старожевскому Иконы Звенигородского чина. |
|
|
Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу преподобному Савве Старожевскому Иконы Звенигородского чина. |
55. |
4 |
Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и Преподобный Сергий Радонежский. |
|
|
https://ppt4web.ru/istorija/vladimir-khrabryjj.html |
56. |
5 |
Южное Подмосковье. Серпуховской Высоцкий монастырь. |
|
|
https://ppt-online.org/451198 |
57. |
6 |
Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий князь Дмитрий Донской. |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-k-predmetu-duhovnoe-kraevedenie-podmoskovya-na-temu-nikolougreshskiy-monastir-1659987.html |
58. |
7 |
Восточное Подмосковье. Николо-Угрешский монастырь. |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-k-predmetu-duhovnoe-kraevedenie-podmoskovya-na-temu-nikolougreshskiy-monastir-1659987.html |
59. |
8 |
Северное Подмосковье. Святыни Дмитровской земли. |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-dkp-na-temu-severnoe-podmoskove-3222193.html |
60. |
9 |
Северное Подмосковье. Святые князья Борис и Глеб. Борисоглебский монастырь. |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-duhovnomu-kraevedeniyu-podmoskovya-zhitie-svyatih-knyazey-borisa-i-gleba-klass-3308605.html |
61. |
10 |
Систематизация и обобщение по теме «Духовная культура северного и южного Подмосковья» |
|
|
|
62. |
11 |
Юго-восточное Подмосковье. Святыни Коломенской и Гжельской земли. |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-yugovostochnoe-podmoskove-velikomuchenica-paraskeva-hrami-gzhelskogo-kraya-3447539.html |
63. |
12 |
Западное Подмосковье. Крепость христианской веры Иосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края. |
|
|
https://infourok.ru/prezentaciya-po-opk-iosifovolockiy-monastir-klass-1563079.html |
64. |
13 |
Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона |
|
|
https://ppt-online.org/451199 |
65. |
14 |
Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины. |
|
|
https://slide-share.ru/yuzhnoe-podmoskove-svyato-ekaterininskij-monastir-73841 |
66. |
15 |
Западное Подмосковье. Бородинский Спас. История одной семьи и одного монастыря. |
|
|
https://ppt-online.org/451203 |
67. |
16 |
Новомученики и Исповедники земли Российской |
|
|
|
68. |
17 |
Иконы Божьей Матери в истории духовной культуры Подмосковья. |
|
|
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/628821/ |
69. |
18 |
Систематизация и обобщение по изученным темам |
|
|
|
70. |
19 |
Итоговый урок |
|
|
|
|
|
итого |
35 часов |
|
|
Лист корректировки рабочей программы
учебного предмета «Духовное краеведение Подмосковья»
класс 7 А
в 2023-2024 учебном году
учителя __Дементьева А.О._______
На основании расхождения количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой и фактическим числом проведённых учебных уроков, по причине внесения изменений в годовой календарный учебный график Гжельской средней школы, проведена следующая корректировка:
№ урока по тематическому планированию |
Тема урока по тематическому планированию |
количество уроков по плану |
фактически проведено |
Внесенные изменения |
Количество сокращённых часов за счет объединения тем |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист корректировки рабочей программы
учебного предмета «Духовное краеведение Подмосковья»
класс 7 Б
в 2023-2024 учебном году
учителя __Дементьева А.О._______
На основании расхождения количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой и фактическим числом проведённых учебных уроков, по причине внесения изменений в годовой календарный учебный график Гжельской средней школы, проведена следующая корректировка:
№ урока по тематическому планированию |
Тема урока по тематическому планированию |
количество уроков по плану |
фактически проведено |
Внесенные изменения |
Количество сокращённых часов за счет объединения тем |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.