МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «ШАХУНСКИЙ КОЛЛЕДЖ АГРАРНОЙ ИНДУСТРИИ»
|
Утверждаю: Директор ГБПОУ ШКАИ __________________/Т. В. Ельчанинова/ «___» августа 20__г. Номер регистрации _______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.12 Экономика |
Наименование учебной дисциплины |
для обучающихся по профессии(ям)/специальности(ям) |
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) |
Код и наименование профессии(ий)и/специальности(ей) |
г.о.г. Шахунья
2021 г.
РАССМОТРЕНО: Методическим объединением педагогических работников по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «Операционная деятельность в логистике», «Информационные системы и программирование», «Правоохранительная деятельность» Протокол № 1 «31» августа 2021 г. Председатель МО Вершинина Т.П. _________ ФИО подпись
|
|
Составлена В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии(ям)/специальности(ям): 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» Код и наименование профессии(ий)и/специальности(ей) Зам. директора по УР Смирнова Н.В. ______________ «____» ________20___г.
|
|
||
|
||
|
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» для реализации образовательной программы ФГОС ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), 2015 год.
Автор: Гомола А.И. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» для профессиональных образовательных организаций.- М.: Издательский центр «Академия», 2015.
Организация – разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Шахунский колледж аграрной индустрии»
Разработчик:
Заботина А.Л. |
|
Преподаватель спец.дисциплин |
ФИО |
|
Должность |
Рабочая программа может быть использована для обеспечения образовательной программы среднего профессионального образования по профессии/специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Рецензент:
Вершинина Т.П. |
|
|
|
Преподаватель |
ФИО |
|
Подпись |
|
Должность |
МП
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ |
|
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ООП |
|
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы ФГОС ППССЗ по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям). Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная программа ОУД.12 Экономика принадлежит к общеобразовательному циклу.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.12 Экономика обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
· личностных:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств,
обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;
- формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
· метапредметных:
- овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности при- менения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жиз- ненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, по- лученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
- генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений;
· предметных:
- сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
- понимание сущности экономических институтов, их роли в социально- экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нрав- ственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и обще- ства, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
- сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
- владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
- сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
- умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффек- тивного исполнения основных социально-экономических ролей (потребите ля, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
- способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
- понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.
А также формирования
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины |
72 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
66 |
практические занятия |
6 |
Итоговая аттестация в форме: |
Экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Уровень освоения |
Объем часов |
Осваиваемые элементы компетенций |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Раздел 1. |
Экономика и экономическая наука |
|
12 |
|
||
Тема 1.1. Потребности человека и ограниченность ресурсов |
Формулирование основных экономических понятий «потребности человека» и «ограниченность ресурсов». Раскрытие понятия экономики, предмет экономической науки, определение связей понятий «потребление», «производство», «распределение». Характеристика потребностей человека, рынков труда, капиталов и ресурсов |
1 |
2 |
ОК 01 -07,09
|
||
Тема 1.2. Факторы производства. Прибыль и рентабельность |
Освещение сущности концепции факторов производства, различие понятий ренты и заработной платы. Обоснование значения предпринимательства и финансово- хозяйственной деятельности. Умение отличать предпринимательскую деятельность от коммерческой. Произведение расчета прибыли, понимание методов анализа прибыли, рентабельности (продукции, капитала и др.) |
1 |
2 |
ОК 01 -07,09
|
||
Тема 1.3. Выбор и альтернативная стоимость |
Раскрытие понятия зависимости потребности покупателя на рынке от цены на этот продукт. Определение факторов, влияющих на формирование цены на рынке. Изучение материала, построение кривой спроса с использованием материалов из сборника задач по экономике |
1 |
2 |
ОК 01 -07,09
|
||
Тема 1.4. Типы экономических систем |
Изучение различий элементов экономических систем. Выявление характерных черт постиндустриального общества ХХ века и новых экономических особенностей ХХI века информатизации в разных сферах общества. Раскрытие традиционной и административно-командной экономических систем |
1 |
2 |
ОК 01 -07,09
|
||
Тема 1.5. Собственность и конкуренция |
Изучение понятия «собственность», виды собственности в различных странах. Изучение различия государственной, муниципальной и частной собственности. Изучение форм: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигархии |
1 |
2 |
ОК 01 -07,09
|
||
Тема 1.6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена |
Изучение этапов становления рыночной экономики. Изучение вопроса о развитии предпринимательства в условиях рыночной экономики. Изучение роли государства, в том числе в обеспечении равновесия в обществе |
1 |
2 |
ОК 01 -07,09
|
||
Раздел 2. |
Семейный бюджет |
1 |
4 |
ОК 01 -07,09 |
||
Раздел 3. |
Товар и его стоимость |
1 |
4 |
ОК 01 -07,09 |
||
Раздел 4. |
Рыночная экономика |
1 |
14 |
ОК 01 -07,09 |
||
Тема 4.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры |
Изучение влияния уровня спроса цены товара или услуги. Изучение ключевых характеристик товара: качества, технических характеристик, гарантий, возможности приобретения в кредит, стиля, дизайна, послепродажного обслуживания и полезных свойств товара. Раскрытие структуры доходов потребителей, расчета спроса на товар |
1 |
2 |
ОК 01 -07,09
|
||
Тема 4.2. Экономика предприятия: цели, организационно- правовые формы |
Изучение определения предприятия и их классификации. Раскрытие понятия «организационное единство». Сопоставление понятий «предприятие» и «юридическое лицо». Изучение схемы организационно-правовых форм пред- приятий, характеристика каждой из них |
1 |
2 |
ОК 01 -07,09
|
||
Тема 4.3. Организация производства |
Изучение классификатора производственных процессов. Раскрытие различия простых, синтетических и аналитических производственных процессов. Формулировка цели составления маршрутной технологической карты. Изучение понятий: «производственный цикл», «поточное производство»; «партионный метод»; «единичный метод организации производства»; «ремонты»; «инструментальное и транспортное хозяйство» |
1 |
4 |
ОК 01 -07,09
|
||
Тема4.4. Производственные затраты.Бюджет затрат.
|
Усвоение понятия затрат и расходов в коммерческих организациях. Изучение структуры производственных расходов: прямых и косвенных. Изучение понятия себестоимости и калькулирования — двух основных подходов к определению затрат. Изучение состава и содержания бюджета затрат коммерческого предприятия. Характеристика особенностей нормативного, позаказного, попередельного и попроцессного методов учета затрат. Проведение анализа плановой сметы или бюджета производства и продажи продукции предприятия |
1 |
4 |
ОК 01 -07,09
|
||
|
Практическая работа №1 «Расходы организации, экономическое содержание»
|
1 |
2 |
ОК 01 -07,09
|
||
Раздел 5. |
Труд и заработная плата |
1 |
10 |
ОК 01 -07,09
|
||
Тема 5.1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда |
Изучение понятия рынка труда. Отличие двух основных способов купли-продажи рабочей силы: индивидуального трудового контракта и коллективных соглашений (договоров). Изучение факторов формирования рынка труда: заработной платы, престижа профессии и удовлетворения, тяжести и сложности труда, потребности в свободном времени. Изучение понятий: «цена рабочей силы», «заработная плата», «основные формы оплаты труда» |
1 |
4 |
ОК 01 -07,09
|
||
Тема 5.2. Безработица. Политика государства в области занятости |
Изучение понятия «безработица»: добровольная и вынужденная, полная и частичная. Характеристика понятий: «явная», «скрытая», «фрикционная», «структурная», «циклическая», «застойная», «естественная» безработица. Изучение основных причин безработицы, социальных последствий и вопросов трудоустройства безработных |
1 |
2 |
ОК 01 -07,09
|
||
Тема 5.3. Наемный труд и профессиональные союзы |
Изучение характеристики категорий экономически активного населения в разных странах, целей создания профсоюзов
|
1 |
2 |
ОК 01 -07,09
|
||
|
Практическая работа №2 «Заработная плата (позиция работника и работодателя)» |
1 |
2 |
ОК 01 -07,09
|
||
Раздел 6. |
Деньги и банки |
|
10 |
ОК 01 -07,09
|
||
Тема 6.1. Деньги и их роль в экономике
|
Изучение определения денег: как ценности; эталона обмена; натуральных и символических; мер стоимости. Характеристика роли денег, связи денег и масштаба цен, мировых денег. Изучение видов денег |
1 |
2 |
ОК 01 -07,09 |
||
Тема 6.2. Банковская система
|
Характеристика структуры банковской системы РФ, деятельности банков и их роли в экономике страны. Изучение поддержки стабильности и динамичности банков. Изучение основных банковских операций и сделок, исключительной роли Центрального банка РФ, его задач и функций |
1 |
2 |
ОК 01 -07,09 |
||
Тема 6.3. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовые биржи
|
Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России.
|
1 |
2 |
ОК 01 -07,09 |
||
Тема 6.4. Инфляции и ее социальные последствия |
Изучение экономических и социальных последствий инфляций, отличия и взаимосвязи инфляции спроса и издержек. Расчет изменения силы инфляционных процессов. Характеристика видов инфляций |
1 |
2 |
ОК 01 -07,09 |
||
|
Практическая работа №3 «Инфляция и ее последствия для семейного бюджета» |
1 |
2 |
ОК 01 -07,09 |
||
Раздел 7. |
Государство и экономика |
|
10 |
ОК 01 -07,09 |
||
Тема 7.1. Роль государства в развитии экономики |
Изучение необходимости государственного регулирования экономики, функций правительства США в XVIII веке, сформулированных А. Смитом. Изучение методов государственного регулирования экономики |
1 |
2 |
ОК 01 -07,09 |
||
Тема 7.2. Налоги и налогообложение |
Изучение основных этапов возникновения налоговой системы в мире. Раскрытие становления налоговой системы в России. Характеристика реформ налоговых систем в различных странах, общих принципов налогообложения. Изучение налогового законодательства, твердых, пропорциональных, прогрессивных и регрессивных ставок, способов взимания налогов. Изучение функций и видов налогов |
1 |
2 |
ОК 01 -07,09 |
||
Тема 7.3. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета |
Формулировка целей создания государственного бюдже та. Изучение экономической сущности понятий «дефицит» и «профицит бюджета». Изучение возможных причин бюджетного дефицита, основных факторов, обеспечивающих сбалансированный бюджет |
1 |
2 |
ОК 01 -07,09 |
||
Тема 7.4. Показатели экономического роста. Экономиче- ские циклы |
Определение понятия «национальный продукт». Характеристика разницы между ВВП и ВНП. Формулировка конечной цели экономического роста. Исследование причин кризисных явлений. Раскрытие сути цикличности в экономике |
1 |
2 |
ОК 01 -07,09 |
||
Тема 7.5. Основы денежно-кредитной политики государства |
Раскрытие определения денежно-кредитной политики. Изучение инструментов денежно-кредитной политики, используемых центральными банками различных стран. Изучение сущности резервов кредитных организаций в ЦБ РФ |
1 |
2 |
ОК 01 -07,09 |
||
Раздел 8. |
Международная экономика |
1 |
8 |
ОК 01 -07,09 |
||
Тема 8.1. Международная торговля - индикатор интеграции национальных экономик |
Изучение понятия «международная торговля», факторов; определяющих производственные различия национальных экономик. Раскрытие понятия «индикатор интеграции национальных экономик» Изучение понятия «Всемирная торговая организация» (ВТО), принципов построения торговой системы ВТО |
1 |
2 |
ОК 01 -07,09 |
||
Тема 8.2. Валюта. Обменные курсы валют |
Изучение основных принципов валютного регулирования и валютного контроля в РФ. Изучение понятия «валютный курс»; факторов, влияющих на валютный курс. Изучение понятия «валютный паритет», особенностей регулирования валютного курса |
1 |
2 |
ОК 01 -07,09 |
||
Тема 8.3. Глобализация мировой экономики |
Изучение процесса глобализации мировой экономики; сущности глобализации мирового экономического сообщества |
1 |
2 |
ОК 01 -07,09 |
||
Тема 8.4. Особенности современной экономики России |
Изучение признаков экономического роста России. Формулирование роли Российской Федерации в мировом хозяйстве. Изучение факторов, способствующих росту стабилизационного фонда и резервов страны |
1 |
2 |
ОК 01 -07,09 |
||
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
||||||
ИТОГО |
|
72 |
|
|||
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Освоение программы учебной дисциплины «Экономика» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период вне- учебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемио- логических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типо- вым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализи- рованной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся1.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по экономике, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения програм- мы учебной дисциплины «Экономика» входят:
· многофункциональный комплекс преподавателя
· наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдаю- щихся ученых и др.);
· информационно-коммуникативные средства;
· экранно-звуковые пособия;
· комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обуче- ния, инструкции по их использованию и технике безопасности;
· библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Экономика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, сло- варями, научной и научно-популярной литературой и другой по разным вопросам экономики.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Экономика» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по экономике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронные книги, практикумы, тесты и др.)
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для студентов
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с поправками) // СЗ РФ. — 2013. — № 4. — Ст. 445.
Автономов В. С. Экономика. Базовый курс. 10 — 11 классы. — М., 2010.
Борисов Е. Ф. Основы экономики: учебник и практикум для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Гомола А. И., Кириллов В. Е., Жанин П. А. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образова- ния. — М., 2014.
Гомола А. И., Жанин П. А., Кириллов В. Е. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Грязнова А. Г., Думная Н. Н., Караманова О. В. и др. Экономика: учебник для 10 — 11 классов. — М., 2014.
Липсиц И. В. Экономика (базовый уровень): учебник для 10 — 11 классов. — М., 2014.
Терещенко О. Н. Основы экономики: учебник для студ. учреждений сред. проф. образова- ния. — М., 2013.
Терещенко О. Н. Основы экономики: рабочая тетрадь для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Филиппова О. И., Волкова Л. А., Малецкая Н. В. Основы экономики и предпринимательства: рабочая тетрадь для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Череданова Л. Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с поправками) // СЗ РФ. — 2013. — № 4. — Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013
№ 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-
ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ (с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего обра- зования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 « О внесении из- менений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012
№ 413 «“Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получе- ния среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (введен в действие Федеральным законом от 30.11.94 № 51- ФЗ) (в ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. — 1994. — № 32 (Ч. 1). — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (введен в действие Федеральным законом от 26.01.96 № 14- ФЗ) (в ред. от 28.06.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 5 (Ч. 2). — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (введен в действие Федеральным законом от 26.11.01 № 146- ФЗ) (в ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (введен в действие Федеральным законом от 18.12.06 №
Семейный кодекс Российской Федерации (введен в действие Федеральным законом от 29.12.1995 № 223-ФЗ) (ред. от 25.11.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.
Гомола А. И. Гражданское право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. — 11-е изд., испр. и доп. — М., 2014.
Гомола А. И., Кириллов В. Е., Кириллов С. В. Бухгалтерский учет: учебник. — 11-е изд., испр. и доп. — М., 2013.
Гомола А. И., Кириллов В. Е. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособие. — 3-е изд., испр. — М., 2010.
Гомола А.И., Кириллов В.Е. Экономика для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Методические рекомендации: метод. пособие для преподавателей сред. проф. образования. — М., 2012.
Камаев В. Д. Экономическая теория: краткий курс: учебник. — 7-е изд., стер. — М., 2014.
Международные экономические отношения: учебник / под ред. Б. М. Смитиенко. — М., 2012.
Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics) / под ред. А. Г. Грязновой, А.Ю.Юданова. — М., 2011.
Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под. ред. А. Г. Грязновой, А.Ю.Юданова. — М.: 2011.
Нешитой А. С. Финансы: учебник. — 4-е изд., перераб и доп. — М., 2013.
Слагода В. Г. Экономическая теория. — М., 2015.
Черемных Ю. Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: учебник. — М., 2011.
интернет-ресурсы
www. aup. ru (Административно-управленческий портал). www. economicus. ru (Проект института «Экономическая школа»).
www. informika. ru (Государственное научное предприятие для продвижения новых инфор- мационных технологий в сферах образования и науки России).
www. economictheory. narod. ru (Экономическая теория On-Line, книги, статьи). www. ecsocman. edu. ru (Федеральный образовательный портал «Экономика, социология,
менеджмент»).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Предметные результаты освоения учебной дисциплины |
Критерии оценки |
Формы и методы оценки |
ü сформированность представлений о месте экономики в современной научной картине мира; понимание роли экономики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; |
Имеет представлений о месте экономики в современной научной картине мира; понимает роль экономики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; |
Портфолио индивидуальных достижений студентов, реферат, индивидуальный проект, экзамен |
ü владение основополагающими экономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование экономической терминологией и символикой; |
Владеет основополагающими экономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенно использует экономическую терминологию и символику;
|
Портфолио индивидуальных достижений студентов, отчеты о проведенных практических работах № 1-3, экзамен. |
ü владение основными методами научного познания, используемыми в экономике: наблюдением, описанием, умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных работ и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
|
Владеет основными методами научного познания, используемыми в экономике: наблюдением, описанием, обладает умением обрабатывать, объяснять результаты проведенных работ и делать выводы; проявляет готовность и способность применять методы познания при решении практических задач; |
Отчеты о проведенных практических работах № 1-3 |
ü сформированность собственной позиции по отношению к экономической информации, получаемой из разных источников. |
Проявляет собственную позицию по отношению к экономической информации, получаемой из разных источников. |
Доклады и рефераты по всем темам дисциплины, индивидуальный проект |
Контроль и оценка результатов освоения ОК
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели результатов подготовки |
Формы и методы контроля |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
|
-распознает задачу, проблему в профессиональном, социальном контексте; -составляет план действий; -реализует составленный план; -владеет актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; -оценивает результат и последствия своих действий. |
-интерпретация результатов наблюдений за обучающимся в процессе освоения образовательной программы; - интерпретация результатов наблюдений за выполнением индивидуального проекта. |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
|
- определяет задачи поиска информации; -определяет необходимые источники информации; -планирует процесс поиска; -структурирует получаемую информацию, выделяет наиболее значимое: -оформляет результаты поиска.
|
- интерпретация результатов наблюдений за обучающимся при выполнении домашних заданий; - интерпретация результатов наблюдений за обучающимся при подготовке рефератов, информационных сообщений; -интерпретация результатов наблюдений за выполнением индивидуального проекта. |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
|
-определяет актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; -выстраивает траекторию профессионального и личностного развития -использует современную научную и профессиональную терминологию. |
- интерпретация результатов наблюдений за выполнением индивидуального проекта.
|
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
|
-организовывает работу коллектива и команды; -взаимодействует с коллегами, руководством, клиентами; -владеет основами проектной деятельности. |
-интерпретация результатов наблюдений за обучающимся в процессе освоения образовательной программы; - интерпретация результатов наблюдений за выполнением индивидуального проекта. |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
|
- компетентно излагает свои мысли на государственном языке; -грамотно оформляет документы; -знает особенности социального и культурного контекста |
-интерпретация результатов наблюдений за обучающимся в процессе освоения образовательной программы; -отчеты по выполнению лабораторных работ; - интерпретация результатов наблюдений за выполнением и защитой индивидуального проекта. |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
|
- описывает значимость своей профессии; -проявляет гражданско-патриотическую позицию; -проявляет уважение к общечеловеческим ценностям. |
-интерпретация результатов наблюдений за обучающимся в процессе освоения образовательной программы;
|
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
|
-соблюдает нормы экологической безопасности; -описывает основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности и определяет направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности; |
-интерпретация результатов наблюдений за обучающимся в процессе освоения образовательной программы; - интерпретация результатов наблюдений за выполнением и защитой индивидуального проекта. |
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. |
-использует физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; -проявляет здоровый образ жизни; -применяет средства профилактики перенапряжения, характерные для данной специальности.
|
-интерпретация результатов наблюдений за обучающимся в процессе освоения образовательной программы;
|
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
|
-применяет средства информационных технологий для решения профессиональных задач; -использует современное программное обеспечение в профессиональной деятельности;
|
- оценка эффективности работы с источниками информации при выполнении самостоятельной работы и домашней работы; - интерпретация результатов наблюдений за выполнением и защитой индивидуального проекта. |
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
|
-понимает смысл высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимает тексты на базовые профессиональные темы; -участвует в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; -строит высказывания о себе и своей профессиональной деятельности; -обосновывает и объясняет свои действия (текущие и планируемые). |
- оценка эффективности работы с источниками информации при выполнении самостоятельной работы и домашней работы; - интерпретация результатов наблюдений за выполнением и защитой индивидуального проекта. |
5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ООП
Данная программа может быть использована при освоении специальностей 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования с учетом особенностей учебного плана.
Примерная тематика индивидуальных проектов студентов:
· Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли.
· Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на современном этапе развития.
· Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона, муниципального об разования).
· Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики.
· Бюджетный дефицит и концепции его регулирования.
· Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие.
· Экономические кризисы в истории России.
· Центральный банк РФ и его роль.
· Особенности миграционных процессов во второй половине ХХ века.
· Проблемы вступления России в ВТО.
· Россия на рынке технологий.
· Финансовый кризис 1998 года в России.
· Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС.
· Электронные рынки как феномен мировой экономики.
· Оффшорный бизнес и его роль в экономике России.
· Внешний долг России и проблемы его урегулирования.
· Мировой опыт свободных экономических зон.
· Возникновение и эволюция денег на Руси.
· Международные валютно-финансовые организации.
· Теории глобализации (Т. Левитт, Дж. Стиглиц, Ж. П. Аллегре, П. Даниелс).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.