Рабочая программа по элективному курсу " Тайны словесного мастерства" для 9 класса
Оценка 4.9

Рабочая программа по элективному курсу " Тайны словесного мастерства" для 9 класса

Оценка 4.9
docx
30.07.2020
Рабочая программа по элективному курсу  " Тайны словесного мастерства" для 9 класса
Рабочая программа по элективному курсу для 9 класса " Тайны словесного мастерства"
элект курс литер 9кл.docx

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

Элективного курса по литературе

«Тайны словесного мастерства»  9 класс

 

 

         

Уровень образования: основное общее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Пояснительная записка.

 

   Элективный курс «Тайны словесного мастерства» предназначен для учащихся 9 классов. Программа освещает лингвистические и литературоведческие проблемы, являющиеся наиболее сложными для старшеклассников. Данная программа поможет учащимся более успешно сдать ОГЭ по русскому языку и  по литературе.

   Концептуальным положением программы элективного курса «Тайны словесного мастерства» является реализация подхода к преподаванию литературы как искусства слова.

    Почему общеизвестные слова приобретают в художественных произведениях особое звучание и оказывают эмоциональное воздействие на читателя?  Отчего именно в художественном произведении они излучают особую поэтическую энергию? Как, вступая в сочетания с другими словами, взаимно воздействуя друг на друга, рождают образность? Эти проблемы в первую очередь затрагиваются при изучении данного курса.

 

Цель курса: систематизировать знания по литературе, наблюдая реализацию явлений языка в искусстве слова; обучить целостному филологическому анализу литературного произведения.

 

Задачи курса:

·        обеспечение расширения лингвистического кругозора;

·        наблюдение над особенностями языка в художественном произведении;

·        изучение приемов авторского использования языковых средств;

·        рассмотрение идейного содержания и художественных особенностей литературного произведения в их синтетическом историко-филологическом аспекте;

·        повышение культуры чтения.

 

Образовательный результат:

·        читательская компетенция учащихся;

·        самостоятельное постижение художественного произведения, собственное видение его достоинств учащимися.

 

Элективный курс «Тайны словесного мастерства» обеспечит

представления:

о том, что слово – это средство создания словесно-художественного образа;

знания:

- приемов  индивидуально-авторского использования языковых средств;

- основ филологического анализа литературного произведения;

- требований к письменным работам разных жанров на филологические темы;

умения:

- читать, воспринимать, анализировать, истолковывать произведение в единстве формы и содержания;

- характеризовать приемы и средства создания образа и образности в литературном произведении;

- характеризовать творческую манеру и стиль художников слова;

- раскрывать эстетическую составляющую литературного произведения как произведения словесного искусства и давать ей оценку;

- выполнять элементарные исследовательские работы;

владение:

- навыками работы с текстом;

литературоведческой терминологией.

 

   Программа предполагает освоение глубокого  теоретического материала  и приобретение опыта  внимания к художественному слову. Практические задания и вопросы после каждого блока программы направлены на закрепление материала, а также на отработку определенных знаний, умений и навыков, формирование лингвистических и литературоведческих компетенций.

   Курс предоставляет возможность совершенствовать навыки написания работ различных жанров по литературе: реферат, комплексный литературоведческий анализ, рецензия, сравнительная характеристика, интерпретация, сочинение, тестирование.

   Преподавание курса  допускает использование интерактивных методов обучения, основанных на сотрудничестве, отработке навыков коммуникации, совместной работе и решении проблем. Учитель чаще будет выступать организатором процесса усвоения, а не источником информации.

   Программный материал курса базируется на произведениях школьного государственного стандарта.

 

Содержание тем учебного курса

Слово в народном употреблении

На этом этапе учащиеся, начиная с краткого экскурса в историю языка, рассматривают аспекты народного употребления и исторического развития слова, изучают специфические особенности употребления слова в устном народном поэтическом творчестве, лексические пласты, из которых художественная литература черпает слова и выражения. Прослеживается также связь языка и литературы с национальным фоль­клором.

Особенности языка литературного

На этом этапе учащиеся осваивают знания о формах письменной и устной речи, образующих функциональные стили, рассматривают осо­бенности различных стилей (в том числе и стиль художественной лите­ратуры), особенности индивидуальных стилей писателей, особое влия­ние стиля        А. С. Пушкина на развитие русской литературы.

Слово как средство создания образности

При изучении данного блока учащиеся постигают эстетическую функцию языка, связанную с художественным замыслом произведения, с его образной структурой, знакомятся с принципами создания образа с помощью слова, с образностью как стилистической категорией.

Речевая характеристика героев

На данном этапе освоения программы учащиеся знакомятся с при­ёмами речевой характеристики героя на примерах произведений рус­ской литературы, а также с опасными тенденциями, проявляющимися в речи героев (модернизацией и архаизацией); осознают важность вы­бора слов, их размещения в речи героев, соответственной стилистиче­ской атмосферы вокруг них.

Создание образности в прозе

Данный блок знакомит учащихся с образностью в прозе, обуслов­ленной литературной композицией, рассматривает факт зависимости стиля повествования от художественной структуры произведения, осо­бенности других стилеобразующих факторов, раскрывает секреты силь­ного эмоционального воздействия произведения на читателя, показыва­ет различные пути создания образности в прозаическом произведении.

Роль автора и рассказчиков (о многообразии стилей)

На этом этапе учащиеся знакомятся с таким значительным факто­ром, влияющим на образную систему, как идейная позиция художника слова и его субъективное отношение к изображаемому. Отмечается осо­бая роль лирического отступления, пейзажа, обращения к другим ви­дам искусства (музыке, живописи), авторской речи, речи рассказчика, использования голосов разных повествователей (рассказчиков). Данный блок освещает богатство и многообразие форм стилизации.

Образность в драматургии

Рассматривая своеобразие драмы как наиболее трудного рода худо­жественной литературы, требующего от художника наивысшего мастер­ства, учащиеся знакомятся с особенностями речи героев драматических произведений, предельно выразительной и строжайшим образом инди­видуализированной, а также с острыми внешними конфликтами и пси­хологическими коллизиями, требующими изображения особыми сред­ствами (подтекст, недоговорённости, жесты, паузы, намёки, ремарки).

Образность в поэзии

Данный этап освоения программы предполагает изучение художе­ственного образа в поэзии, призванного осмыслить состояние внутрен­него мира человека, регламентированного в отличие от прозаического строфой, рифмой, ритмом, размером. Учащиеся рассматривают слово в поэтическом произведении, подчинённое как смыслу, так и ряду фор­мальных факторов, осознают задачу поэта — добиться гармонии, что­бы читатель схватывал смысл образа, не замечая этих факторов, знако­мятся с различными художественными приёмами и принципами созда­ния образности в поэтическом произведении.

Гармония чувства и слова

На этом этапе учащиеся обобщают знания о воплощении силы и выразительности поэтического чувства, о гармонии стиха, о целесооб­разности использования богатейших ресурсов лексики и фразеологии родного языка (на примере поэтической палитры С. А. Есенина).

Творческие работы разных жанров

Данный блок предполагает практическую подготовку к итоговой аттеста­ции по литературе и русскому языку по проблемам, освещенным в ходе изучения курса «Тайны словесного мастерства». Темы рефератов, сочи­нений, рецензий, предложенные учащимся в рамках изучения данного курса, могут быть использованы при подготовке к экзамену в форме ОГЭ.

 

 

 

Планируемые результаты

В процессе обучения по данной программе учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:

-читать, воспринимать, анализировать, истолковывать произведение в единстве содержания и формы на основе соотнесения личных и авторских представлений о мире и человеке;

-характеризовать приёмы и средства создания образа и образности в литературном произведении;

-воспринимать и характеризовать слово как средство образности;

-характеризовать речь автора, речь рассказчика, различать голос ав­тора и голоса персонажей в литературном произведении;

-различать приёмы эмоционального воздействия на читателя;

-характеризовать творческую манеру и стиль художников слова;

-характеризовать композицию и сюжет произведения, их роль в со­здании образности;

-раскрывать эстетическую составляющую литературного произведе­ния как произведения словесного искусства и давать ей оценку;

-отвечать на вопросы проблемного характера;

-цитировать фрагменты художественного текста в соответствии с литературоведческой задачей;

-давать аргументированную эстетическую оценку произведению (интерпретацию произведения в контексте художественной культуры и традиции);

-выполнять элементарные исследовательские работы;

-выполнять письменные работы разных жанров, в том числе и соб­ственно творческие;

-создавать развернутые монологические высказывания на филологи­ческие темы

- создавать работы реферативного характера на филологические темы.

 

Календарно – тематическое планирование

 

№ темы

Наименование темы.

 

Кол-во часов.

Дата

план

Дата

факт

1

Слово в народном употреблении.

1

 

 

2

Особенности литературного языка.

1

 

 

3

Слово как средство создания образности.

1

 

 

4

Речевая характеристика героя.

1

 

 

5

Создание образности в прозе.

1

 

 

6

Роль автора и рассказчиков.

1

 

 

7

Образность в драматургии.

1

 

 

8

Образность в поэзии

1

 

 

9

Гармония чувства и слова

1

 

 

10

Практическое занятие «Творческие работы разных жанров».

1

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по литературе «Тайны словесного мастерства» 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по литературе «Тайны словесного мастерства» 9 класс

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

Программа предполагает освоение глубокого теоретического материала и приобретение опыта внимания к художественному слову

Программа предполагает освоение глубокого теоретического материала и приобретение опыта внимания к художественному слову

Слово как средство создания образности

Слово как средство создания образности

Гармония чувства и слова На этом этапе учащиеся обобщают знания о воплощении силы и выразительности поэтического чувства, о гармонии стиха, о целесооб­разности использования богатейших ресурсов…

Гармония чувства и слова На этом этапе учащиеся обобщают знания о воплощении силы и выразительности поэтического чувства, о гармонии стиха, о целесооб­разности использования богатейших ресурсов…

Календарно – тематическое планирование № темы

Календарно – тематическое планирование № темы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.07.2020