Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области - Вагайцевская средняя
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА
Заместитель директора по УВР приказом
/Федюшкина Е.Л.
28.08. 2019 г.
по элективному курсу «Человек и общество (обществознание)»
10- 11 класс.
Составитель: Мальцева Валентина Дмитриевна, учитель истории и обществознания , высшей квалификационной
категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи с тем, что учащимся предстоит итоговая аттестация в форме единого государственного экзамена по обществознанию, а в базисном учебном плане предусмотрено 2 часа на изучение обществознания, что не достаточно для успешного прохождения испытания и был разработан данный курс.
Курс предназначен для учащихся 10 - 11 классов средней (полной) школы и предоставляет собой комплекс знаний о человеке, обществе, познании, праве, экономической сфере жизни общества, духовной жизни общества, политике и социальных отношениях, позволяющий расширить и углубить знания, получаемые в процессе изучения обществознания. Важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, которые предъявляются к выпускникам средней школы, уметь использовать эти умения при выполнении разных типов заданий. Разработан на Согласно плана ОУ элективный курс рассчитан на 35 часов: 18 часов в 10 классе и 17 часов в 11 классе.
Цель:
- систематизировать, углубить и обобщить знания по курсу обществознания;
- развить компетенции необходимые при выполнении заданий различных типов: анализа, сравнения, установления соответствия и выявления информации.
Задачи:
- уметь соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать и классифицировать социальную информацию и интерпретацию социальной информации по определённой теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических). Формы организации учебной деятельности: лекции, беседы, семинары, практикумы. Виды деятельности: решение задач, составление таблиц, схем, индивидуальная и групповая работа, проблемные задания, тренинги.
Итоговый контроль: зачёт.
В результате обучения ученик должен знать/уметь:
- знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно и правильно использовать в письменной речи для описания основных социальных явлений и объектов и аргументации теоретических рассуждений и обобщений;
- называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты и характеризовать их, т.е. указывать свойственные им значимые признаки;
- сравнивать и изученные социальные явления и объекты, т.е. выявлять их отличия и сходства;
-проводить собственные примеры, т.е. пояснять (иллюстрировать, аргументировано раскрывать) изученные теоретические положения на соответствующих фактах; - самостоятельно интерпретировать изученные социальные явления и процессы, т.е. раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние, делать соответствующие обобщения и предположения;
- заполнить пробелы в предлагаемой схеме, таблице или рисунке;
- установить соответствие позиций, представленных в двух перечнях.
Содержание курса
1. Человек. Общество
2. Особенности выполнения заданий различных типов
3. Практические занятия по выполнению заданий различного типа
4. Работа с текстовой информацией 5. Систематизация знаний по блокам:
- Общество.
-Человек
-Познание
- Духовно-нравственная сфера
- Экономическая сфера жизни
- Социальная сфера жизни
- Политическая сфера жизни общества
- Право
Особен6ности написания эссе по обществознанию Практические занятия Литература Для учителя:
1. Обществознание: учебник для общеобразовательных учреждений 10 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение
2. Обществознание: учебник для общеобразовательных учреждений 11 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение
3. Обществознание: Практикум: Пособие для 10 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение 2010
4. Обществознание в таблицах: 10-11 класс: справочные материалы. П.А. Баранов. - М.: АСТ: Астрель, 2018
5. Обществознание. 9-11 классы. Практикум по праву. Задачи, схемы, тренинги, правовые ситуации, проблемные задания Авт.-сост. С.А. Зинина, Т.А. Корнева,
Т.В. Шарова, - М.: Планета 2010
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС. «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
(ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ)». 10 класс
№ п\п |
Тема урока |
Элементы содержания |
Основные виды учебной деятельности |
Примечание Причины корректировки |
1 |
Введение. Курс Человек. Общество |
Знакомство с элементами содержания, проверяемых на ЕГЭ. Кодификатор. Демоверсия. |
Работать с демоверсией Решать задачи |
|
Раздел 1. Особенности выполнения заданий различных типов 2 часа Глава 1. Задания на сравнение, классификацию, распределение позиций по группам, установление соответствия |
|
|||
2-3 |
Задания на сравнение, классификацию Задания на распределение позиций по группам Задания на установление соответствия |
Памятки по работе с различными заданиями (сравнение, классификацию, распределение позиций по группам, установление соответствия) на примере элементов содержания проверяемых на ЕГЭ |
Составлять памятки, решать задания |
|
Глава 2. Задания-задачи с открытым ответом, с выбором ответа 2 часа |
|
|||
4-5 |
Задания-задачи с открытым ответом, с выбором ответа
|
Памятки по работе с различными заданиями (задания задачи с открытым ответом, с выбором ответа, ) |
Составлять памятки, решать задания |
|
Глава 3. Работа с текстовой информацией 5 часов |
|
|||
6 |
Ориентироваться в содержании текста и понимать его смысл в целом: - сформулировать идею текста по заголовку текста и по его главной теме; -сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; |
Анализ, осуществление поиска, формулировка идеи теста, тезиса, заголовка текста |
Работать с текстами Анализировать, извлекать необходимую информацию, формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам |
|
|
-сформулировать заголовок текста
|
|
|
|
7 |
Выявить информацию. Понять текст - определить его основные элементы; - найти необходимые единицы информации; - сравнивать между собой содержащуюся в тексте информацию; - обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; - сделать выводы из сформулированных в тексте помыслов
|
Анализ текста с целью выявления информации. Определение основных элементов текста, необходимых единиц информации. Сравнение содержащейся информации в тексте. Обнаружение в тексте доводов и подтверждений, которые выдвинуты в тезисах извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научнопопулярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; |
Работать с текстами Анализировать, извлекать необходимую информацию, формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам |
|
8 |
Осмыслить содержание текста:
- проявить критичность мышления и самостоятельность эстетических суждений; - оценить адекватность изображенного замыслу автора; - различать авторские оценки изображенного |
формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам |
Работать с текстами Анализировать, извлекать необходимую информацию, формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам |
|
|
|
|
|
|
9- 10 |
Закрепление работа с текстовой информацией |
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научнопопулярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам |
Работать с текстами Анализировать, извлекать необходимую информацию, формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам |
|
Раздел 2. Систематизация знаний 8 часов |
|
|||
Глава 1 Общество 1час |
|
|||
11 |
Общество |
Системное строение общества: элементы и подсистемы Основные институты общества Мораль, религия, искусство, наука, культура Понятие общественного прогресса Многовариантность общественного развития (типы обществ) |
Составлять таблицы, схемы |
|
Глава 2 Человек 1 час |
||||
12 |
Человек |
Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и |
Составлять таблицы, схемы |
|
|
|
социокультурной эволюции); потребности и интересы, свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность |
|
|
Глава 3 Познание 1 час |
|
|||
13 |
Познание |
Мировоззрение, его виды и формы; Виды знаний; понятие истины, ее критерии, мышление и деятельность, |
Составлять таблицы, схемы |
|
Глава 4. Духовно-нравственная сфера 1 час |
|
|||
14 |
Духовнонравственная сфера |
Мораль, религия, искусство, наука, культура
|
Составлять таблицы, схемы |
|
Глава 5. Экономическая сфера жизни 1 час |
|
|||
15 |
Экономическая сфера жизни |
Экономические системы. Рынок и рыночные механизмы. Спрос и предложение. Экономический рост и развитие. ВВП. Государственный бюджет |
Составлять таблицы, схемы Решать задания в формате ЕГЭ |
|
Глава 6. Социальная сфера жизни 1 час |
|
|||
16 |
Социальная сфера жизни |
Социальная стратификация и мобильность. Социальные группы. Молодежь как социальная группа Семья и брак Отклоняющееся поведение и его типы |
Составлять таблицы, схемы Решать задания в формате ЕГЭ |
|
17 |
Промежуточная аттестация |
Актуализация знаний |
Зачет. |
|
18 |
Контроль знаний |
Разбор материала, который вызвал затруднение. Актуализация знаний |
Решать задания в формате ЕГЭ |
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС. «ЧЕЛОВЕК
И ОБЩЕСТВО (ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ)». 11 класс 17 часов
№ п\п |
Тема урока |
Элементы содержания |
Основные виды учебной деятельности |
Примечание Причины корректировки |
Раздел 1. Систематизация знаний 10 часов |
|
|||
Глава 1. Политическая сфера жизни общества 2 часа |
|
|||
1-2 |
Политическая сфера жизни |
Понятие власти, государство и его функции, политическая система, типология политических режимов, демократия, гражданское общество и государство, политические партии, элита, СМИ, органы государственной власти в РФ |
Составлять таблицы, схемы Решать задания в формате ЕГЭ |
|
Глава 2 Право 8 часов |
|
|||
3 |
Гражданское право |
Понятие и виды юридической ответственности, субъекты гражданского права, организационноправовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности, имущественные и неимущественные права |
Составлять таблицы, схемы Решать задания в формате ЕГЭ Решать правовые задачи |
|
4 |
Уголовное право |
Понятие и виды юридической ответственности, особенности уголовного процесса |
Составлять таблицы, схемы Решать задания в формате ЕГЭ Решать правовые задачи |
|
5-6 |
Трудовое право |
Порядок приема на работу, порядок заключения и расторжения трудового договора |
Решать задачи, составлять схемы, анализировать правовые ситуации, решать проблемные задания |
|
7-8 |
Семейное право |
Правовое регулирование отношений супругов, |
Решать задачи, составлять схемы, анализировать |
|
|
|
порядок и условия заключения и расторжения брака |
правовые ситуации, решать проблемные задания |
|
9 |
Административное право |
Понятие и виды юридической ответственности, особенности административной юрисдикции |
Решать задачи, составлять схемы, анализировать правовые ситуации, решать проблемные задания |
|
10 |
Процессуальное право |
Основные принципы и правила гражданского процесса, уголовного процесса |
Решать задачи, составлять схемы, анализировать правовые ситуации, решать проблемные задания |
|
Раздел 2 Особенности написания эссе по обществознанию 4 часа |
|
|||
11- 12 |
Эссе по обществознанию |
Что такое эссе? Каковы его особенности? Типы эссе Особенности эссе по обществознанию Выбор темы эссе
|
Индивидуальная работа по составлению памятки
|
|
13- 14 |
Написание эссе |
Темы эссе |
Практическая индивидуальная работа по написанию эссе |
|
Раздел 3 Практическая работа 4 часа |
|
|||
15- 16 |
Тесты по всем типам заданий |
Тестовые задания по всем блокам и всех типов |
Решать тестовые задания в формате ЕГЭ |
|
17 |
Промежуточная аттестация |
|
зачёт |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.