Рабочая программа по элективному курсу "Словесность" (7 класс)
Оценка 4.8

Рабочая программа по элективному курсу "Словесность" (7 класс)

Оценка 4.8
docx
14.09.2020
Рабочая программа по элективному курсу "Словесность" (7 класс)
Элективный курс Словесность (7 класс).docx

Пояснительная записка

 

Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для 7 класса разработана на основе программы  Р.И.Альбетковой  «Основы русской словесности. От слова к словесности» для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.

 

Цели и задачи изучения элективного курса

 Цель: заложить у учащихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка, создание собственных текстов, а также знакомство с основными видами и жанрами словесности.

 Задачи:

-учить читать и понимать любой текст (в том числе художественный)

-учить анализировать текст с учетом поставленной учебной задачи

-учить создавать собственный текст

-учить правильно определять роль ритма и интонации в стихах и прозе

-познакомить детей с родами, видами и жанрами словесности

-раскрыть перед детьми своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств

 

 Место учебного предмета в  учебном плане

Согласно школьному учебному плану на изучение элективного курса «Русская словесность» в 7 классе отводится 34 часа в год.

 

 Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих, личностных , метапредметных и предметных результатов.

1.Личностные результаты  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

2.Метапредметные результаты

- Регулятивные УУД. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.  Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Использование знаково-символических средств представления информации. .  Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

- Познавательные УУД. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русская словесность». Умение работать в материальной и информационной среде общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русская словесность». Изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов.

- Коммуникативные УУД. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

3.Предметные результаты

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

 Позитивно относиться к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов; использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; освоит первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

 Сформировать  представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; овладеть первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; понимать , что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учиться творческому употреблению родного языка.

 

Содержание  учебного предмета 

1. Слово и словесность. Цели и задачи курса

Язык и слово. Цели и задачи курса.

Русская словесность, её происхождение и развитие.

2. Разновидности употребления языка.

Разговорный язык, его особенности.

Литературный язык.

Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка.

3. Формы словесного выражения

Устная и письменная форма словесного выражения.

Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности.

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.

 4. Стилистическая окраска слова. Стиль

Стилистические возможности лексики и фразеологии.

Стиль как разновидность употребления языка.

5. Произведение словесности. Роды, виды и жанры произведений словесности

Понятия рода, вида и жанра.

 6. Устная народная словесность, её виды и жанры

Эпические виды народной словесности.

Лирические виды народной словесности.

Драматические виды народной словесности. 

7. Духовная литература, её жанры

 Библия: уникальность жанра этой Книги.

Жанры библейских книг.

Своеобразие стиля Библии. 

8. Эпические произведения, их виды

Виды эпических произведений.

Литературный герой в рассказе и повести.

Языковые средства изображения характера.

Сюжет рассказа и повести. Этапы сюжета.

Композиция рассказа и повести. Автор и рассказчик в эпическом произведении. 

9. Лирические произведения, их виды

Виды лирики.

Своеобразие языка лирического произведения.

Лирический герой.

 Композиция лирического стихотворения.

 10. Драматические произведения, их виды

Виды драматического рода словесности.

Герои драматического произведения и языковые способы их изображения.

Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. 

11. Лиро-эпические произведения, их виды

Лиро-эпические виды и жанры.

Черты эпического рода словесности в балладе и поэме.

Повести в стихах и стихотворения в прозе.

Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения.

12.Взаимовлияние произведений словесности

Цитата, эпиграф, реминисценция.

Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в      произведениях русских писателей.

 

Тематическое планирование

 

п/п

Наименование разделов

Количество  часов

1

Слово и словесность. Цели и задачи курса

 

2

Разновидности употребления языка

 

3

Формы словесного выражения

 

4

Стилистическая окраска слова. Стиль.

 

5

Произведение словесности.

 

6

Устная народная словесность

 

7

Духовная литература

 

8

Эпические произведения

 

9

Лирические произведения

 

10

Драматические произведения

 

11

Лиро-эпические произведения

 

12

Взаимовлияние произведений словесности

 

 

Календарное  планирование

Дата

Наименование разделов и тем занятий

Кол-во

часов

Примечание

1

 

Язык и слово. Русская словесность.

1

 

2

 

Разговорный язык.

1

 

3

 

Литературный язык. Язык художественной литературы.

1

 

4

 

Устная и письменная форма словесного выражения.

1

 

5

 

Диалог и монолог.

1

 

6

 

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.

1

 

7

 

Стилистические возможности лексики и фразеологии.

1

 

8

 

Стиль как разновидность употребления языка.

1

 

9

 

Понятия рода, вида и жанра.

1

 

10

 

Эпические виды народной словесности.

1

 

11

 

Лирические виды народной словесности.

1

 

12

 

Драматические виды народной словесности.

1

 

13

 

Библия: уникальность жанра этой Книги. Своеобразие стиля Библии.

1

 

14

 

Эпические произведения.

1

 

15

 

Литературный герой.

1

 

16

 

Языковые средства изображения характера.

1

 

17

 

Сюжет рассказа и повести. Этапы сюжета.

1

 

18

 

Композиция рассказа и повести.

1

 

19

 

Автор и рассказчик в эпическом произведении.

1

 

20

 

Виды лирики.

1

 

21

 

Виды лирики. Лирические произведения

1

 

22

 

Своеобразие языка лирического произведения

1

 

23

 

Лирический герой.

1

 

24

 

Композиция лирического стихотворения

1

 

25

 

Виды драматического рода словесности.

1

 

26

 

Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции.

1

 

27

 

Особенности драматического конфликта, сюжета, композиции

1

 

28

 

Лиро-эпические виды и жанры.

1

 

29

 

Повести в стихах и стихотворения в прозе.

1

 

30

 

Р/Р. Повести в стихах и стихотворения в прозе.

1

 

31

 

Значение стихотворной и прозаической формы словесного выражения содержания произведения.

1

 

32

 

Цитата, эпиграф, реминисценция.  

1

 

33

 

Пословицы и загадки, герои и сюжет народной словесности в      произведениях русских писателей.

1

 

34

 

Итоговое занятие. Викторина

1

 

 

Учебно-методическое обеспечение и материально-техническое обеспечение.

Учебно-методическая литература для учителя

1.Альбеткова Р.И. Русская словесность. Учебное пособие для 7 класса. М.: Дрофа, 2007

2.Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности». М.: Дрофа, 2010

2. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык.5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И.Харитонова. – М.: Дрофа,2010

 

Учебно-методическая литература для учащихся

1.Ашукин Н.С., Ашукина М.Г.Крылатые слова . – М.: «Правда», 1996

2.Ожегов С.И., Шведова Н.А. Толковый словарь русского языка. М. Просвещение, 2005

3.Шанский Н.М. В мире слов: кн. для учителя.М.: Просвещенипе, 2006

 

Технические средства обучения

1.Компьютер

2.Проектор

3.Экран

Интернет-ресурсы

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении.

http://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 129»

 

 

 

 

 

 

Согласовано:                                                                   Утверждаю:

Заседание МО                                                                  Директор  МБОУ СШ № 129

Протокол № 1 от 31.08.2020                                                  ___________ Г.В. Сафиянова

Руководитель МО                                                           Приказ №03-02-184 от 28.08.2020г.

Сафоклова И.В.                                                                    

Зам. директора по УВР                

Зыблева С.Г.

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по учебному предмету

«Русская словесность»

 7 класс

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Разработала  программу

                                                                                              учитель русского языка                                         и литературы

                                                                                                              Сафоклова И.В.

 

 

 

 

 

2020 год


 

Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для 7 класса разработана на основе программы

Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для 7 класса разработана на основе программы

Коммуникативные УУД. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач

Коммуникативные УУД. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач

Лирические виды народной словесности

Лирические виды народной словесности

Календарное планирование №

Календарное планирование №

Учебно-методическое обеспечение и материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение и материально-техническое обеспечение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2020