Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для 7 класса разработана на основе программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности» для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.
Цели и задачи изучения элективного курса
Цель: заложить у учащихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка, создание собственных текстов, а также знакомство с основными видами и жанрами словесности.
Задачи:
-учить читать и понимать любой текст (в том числе художественный)
-учить анализировать текст с учетом поставленной учебной задачи
-учить создавать собственный текст
-учить правильно определять роль ритма и интонации в стихах и прозе
-познакомить детей с родами, видами и жанрами словесности
-раскрыть перед детьми своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно школьному учебному плану на изучение элективного курса «Русская словесность» в 7 классе отводится 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих, личностных , метапредметных и предметных результатов.
1.Личностные результаты 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
2.Метапредметные результаты
- Регулятивные УУД. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Использование знаково-символических средств представления информации. . Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
- Познавательные УУД. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русская словесность». Умение работать в материальной и информационной среде общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русская словесность». Изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов.
- Коммуникативные УУД. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
3.Предметные результаты
Выпускник научится |
Выпускник получит возможность научиться |
Позитивно относиться к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов; использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; освоит первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи. |
Сформировать представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; овладеть первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; понимать , что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учиться творческому употреблению родного языка. |
Содержание учебного предмета
1. Слово и словесность. Цели и задачи курса
Язык и слово. Цели и задачи курса.
Русская словесность, её происхождение и развитие.
2. Разновидности употребления языка.
Разговорный язык, его особенности.
Литературный язык.
Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка.
3. Формы словесного выражения
Устная и письменная форма словесного выражения.
Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.
4. Стилистическая окраска слова. Стиль
Стилистические возможности лексики и фразеологии.
Стиль как разновидность употребления языка.
5. Произведение словесности. Роды, виды и жанры произведений словесности
Понятия рода, вида и жанра.
6. Устная народная словесность, её виды и жанры
Эпические виды народной словесности.
Лирические виды народной словесности.
Драматические виды народной словесности.
7. Духовная литература, её жанры
Библия: уникальность жанра этой Книги.
Жанры библейских книг.
Своеобразие стиля Библии.
8. Эпические произведения, их виды
Виды эпических произведений.
Литературный герой в рассказе и повести.
Языковые средства изображения характера.
Сюжет рассказа и повести. Этапы сюжета.
Композиция рассказа и повести. Автор и рассказчик в эпическом произведении.
9. Лирические произведения, их виды
Виды лирики.
Своеобразие языка лирического произведения.
Лирический герой.
Композиция лирического стихотворения.
10. Драматические произведения, их виды
Виды драматического рода словесности.
Герои драматического произведения и языковые способы их изображения.
Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции.
11. Лиро-эпические произведения, их виды
Лиро-эпические виды и жанры.
Черты эпического рода словесности в балладе и поэме.
Повести в стихах и стихотворения в прозе.
Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения.
12.Взаимовлияние произведений словесности
Цитата, эпиграф, реминисценция.
Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей.
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов |
Количество часов |
1 |
Слово и словесность. Цели и задачи курса |
|
2 |
Разновидности употребления языка |
|
3 |
Формы словесного выражения |
|
4 |
Стилистическая окраска слова. Стиль. |
|
5 |
Произведение словесности. |
|
6 |
Устная народная словесность |
|
7 |
Духовная литература |
|
8 |
Эпические произведения |
|
9 |
Лирические произведения |
|
10 |
Драматические произведения |
|
11 |
Лиро-эпические произведения |
|
12 |
Взаимовлияние произведений словесности |
|
Календарное планирование
№ |
Дата |
Наименование разделов и тем занятий |
Кол-во часов |
Примечание |
1 |
|
Язык и слово. Русская словесность. |
1 |
|
2 |
|
Разговорный язык. |
1 |
|
3 |
|
Литературный язык. Язык художественной литературы. |
1 |
|
4 |
|
Устная и письменная форма словесного выражения. |
1 |
|
5 |
|
Диалог и монолог. |
1 |
|
6 |
|
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. |
1 |
|
7 |
|
Стилистические возможности лексики и фразеологии. |
1 |
|
8 |
|
Стиль как разновидность употребления языка. |
1 |
|
9 |
|
Понятия рода, вида и жанра. |
1 |
|
10 |
|
Эпические виды народной словесности. |
1 |
|
11 |
|
Лирические виды народной словесности. |
1 |
|
12 |
|
Драматические виды народной словесности. |
1 |
|
13 |
|
Библия: уникальность жанра этой Книги. Своеобразие стиля Библии. |
1 |
|
14 |
|
Эпические произведения. |
1 |
|
15 |
|
Литературный герой. |
1 |
|
16 |
|
Языковые средства изображения характера. |
1 |
|
17 |
|
Сюжет рассказа и повести. Этапы сюжета. |
1 |
|
18 |
|
Композиция рассказа и повести. |
1 |
|
19 |
|
Автор и рассказчик в эпическом произведении. |
1 |
|
20 |
|
Виды лирики. |
1 |
|
21 |
|
Виды лирики. Лирические произведения |
1 |
|
22 |
|
Своеобразие языка лирического произведения |
1 |
|
23 |
|
Лирический герой. |
1 |
|
24 |
|
Композиция лирического стихотворения |
1 |
|
25 |
|
Виды драматического рода словесности. |
1 |
|
26 |
|
Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. |
1 |
|
27 |
|
Особенности драматического конфликта, сюжета, композиции |
1 |
|
28 |
|
Лиро-эпические виды и жанры. |
1 |
|
29 |
|
Повести в стихах и стихотворения в прозе. |
1 |
|
30 |
|
Р/Р. Повести в стихах и стихотворения в прозе. |
1 |
|
31 |
|
Значение стихотворной и прозаической формы словесного выражения содержания произведения. |
1 |
|
32 |
|
Цитата, эпиграф, реминисценция. |
1 |
|
33 |
|
Пословицы и загадки, герои и сюжет народной словесности в произведениях русских писателей. |
1 |
|
34 |
|
Итоговое занятие. Викторина |
1 |
|
Учебно-методическое обеспечение и материально-техническое обеспечение.
Учебно-методическая литература для учителя
1.Альбеткова Р.И. Русская словесность. Учебное пособие для 7 класса. М.: Дрофа, 2007
2.Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности». М.: Дрофа, 2010
2. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык.5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И.Харитонова. – М.: Дрофа,2010
Учебно-методическая литература для учащихся
1.Ашукин Н.С., Ашукина М.Г.Крылатые слова . – М.: «Правда», 1996
2.Ожегов С.И., Шведова Н.А. Толковый словарь русского языка. М. Просвещение, 2005
3.Шанский Н.М. В мире слов: кн. для учителя.М.: Просвещенипе, 2006
Технические средства обучения
1.Компьютер
2.Проектор
3.Экран
Интернет-ресурсы
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении.
http://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 129»
Согласовано: Утверждаю:
Заседание МО Директор МБОУ СШ № 129
Протокол № 1 от 31.08.2020 ___________ Г.В. Сафиянова
Руководитель МО Приказ №03-02-184 от 28.08.2020г.
Сафоклова И.В.
Зам. директора по УВР
Зыблева С.Г.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Русская словесность»
7 класс
Разработала программу
учитель русского языка и литературы
Сафоклова И.В.
2020 год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.