Рабочая программа по финансовой грамотности 5-9 классы
Оценка 5

Рабочая программа по финансовой грамотности 5-9 классы

Оценка 5
doc
11.09.2022
Рабочая программа по финансовой грамотности 5-9 классы
финансовая грамотность 5-9.doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новочановская средняя общеобразовательная школа

Барабинского района Новосибирской области

 

                                                       

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

на педагогическом совете

протокол №___от_________

УТВЕРЖДАЮ

директор школы /И.А.Женгульдинова/

Приказ №___ от___________

 

 

 

 

 

Рабочая программа

учебного предмета «Финансовая грамотность»

для основного общего образования

Срок реализации 4 года

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Драгунова Олеся Сергеевна

учитель истории и обществознания


 

Пояснительная записка

 

Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5, 7-9 классов в сфере экономики семьи.

Цели и задачи курса:

- находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Использовать тексты различные по оформлению, стилистике, форме

- анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте,  овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.  Для развития мышления, использования в повседневной жизни  и обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики 

- оценивать и интерпретировать различные поставленные перед учащимися проблемы в рамках предметного содержания

- оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений. Для развития мышления, использования в повседневной жизни  и обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям.

 

Особенность изучения курса:

Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений

 

Рабочая программа по Финансовой грамотности (базовый уровень) для 5,7,8,9 классов является  частью основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ Новочановской СОШ.  и разработана в соответствии с  нормативными документами  и методическими материалами:

1)      Авторской программы по финансовой грамотности, 5—7 классы, авторы программы: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.

2)      Авторской программой по финансовой грамотности. 8–9 классы общеобразоват.орг. Авторы программы: Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.

 

Место предмета в учебном плане

 

Класс

Часов в неделю

Часов в год

5

0,5

17

7

0,5

17

8

0,5

17

9

0,5

17

Итого

2,5

68

 

           

 

 

 

Результаты освоения курса

 

Личностные результаты:

- воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания  и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства;

- сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов; 

- готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности..

 

Метапредметные результаты:

1. Регулятивные УУД:

- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); 

- умение на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 

- умение не определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения

находить и извлекать информацию в различном контексте

2. Познавательные УУД:

- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;  - умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) подкрепление изученных положений конкретными примерами.

3. Коммуникативные УУД:

 - способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога. 

 

Предметные результаты:

- принимать рациональные финансовые решения  в сфере управления личными финансами;

- проводить своевременный финансовый анализ;

- ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;

- планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;

- определять направления взаимодействия граждан с фондовыми и валютными ранками;

- основам взаимодействия с кредитными организациями;

- основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;

 - основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;

- выбирать страховые продукты и страховые компании;

- принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;

- составлять личный финансовый план;

- определять и анализировать проблему,  определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения; 

- владеть умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки; 

- владеть умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов; 

- уметь устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами; 

- уметь осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки; 

- вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; - анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.

 

Содержание курса 5,7-9 классы

Управление денежными средствами. 

Деньги: что это такое? Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи. Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет. Урок повторения и контроля.

Способы повышения семейного благосостояния. 

Для чего нужны финансовые организации. Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций. Для чего нужно осуществлять финансовое планирование. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах. Практическая работа. Выполнение тренировочных заданий

Риски в мире денег. 

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца. ОЖС: болезнь, потеря работы, техногенные катастрофы. Чем поможет страхование. Какие бывают финансовые риски. Что такое финансовые пирамиды. Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля.

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем. 

Что такое банк и чем он может быть вам полезен. Польза и риски банковских карт. Что такое бизнес. Как создать свое дело. Что такое валютный рынок и как он устроен. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте. Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля.

Человек и государство: как они взаимодействуют. 

Что такое налоги и зачем их платить. Какие налоги мы платим. Что такое пенсия и как сделать её достойной. Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля. Итоговое повторение.

Управление финансовыми средствами.

Финансовая грамотность: определение цели и задач курса. С деньгами на ты или зачем быть финансово-грамотным. Основные термины и понятия ФГ. Человеческий капитал: как применить свой человеческий капитал.  Принятие решений: какие бывают решения, как принимать решения, как определить цель, как подобрать альтернативы, как выбрать лучший вариант, как принимать решения, связанные с деньгами? Производственный цикл. Производитель и потребитель. Домашняя бухгалтерия. Экономикам потребителя. Семейный бюджет: источники доходов. Семейный бюджет: статьи расходов. Активы и пассивы семьи: каковы ваши активы и пассивы семьи. Рациональное поведение потребителя: как вести учет активов и пассивов семьи. Способы повышения семейного благосостояния: как оптимизировать расходы как составить бюджет.  Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах. Личный финансовый план. Путь к достижению цели: как определить свои финансовые цели; как подобрать альтернативные способы достижения своих финансовых целей; как выбрать стратегию достижения своих финансовых целей; что делать после составления личного финансового плана. Кейс.  Использование SWOTанализа для выбора карьеры. 

Депозит.

Риски в мире денег: накопления и инфляция; депозит и какова его природа; условия депозита; управление рисками по депозиту. Деньги: свойства, функции, монетарные реформы. Инфляция: причины, виды, последствия; как рассчитывается инфляция; как рассчитать «свою» инфляцию.

Финансовые махинации.   

Финансовые пирамиды. Махинации с банковскими картами. Махинации с кредитами. Махинации с инвестициями.  

Страхование. 

Страхование: виды страхования и страховых продуктов. Инвестируй в себя или что такое личное страхование. Как использовать страхование в повседневной жизни.

Финансовые организации. 

Банковская система: расчетно – кассовые операции. Кредиты и денежно-кредитная политика. Четыре правила, которые помогут достичь цели. Ценные бумаги. Акции. Что должен знать начинающий инвестор. Биржи и основы инвестирования. Финансовые инструменты и основы инвестирования. Пять простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами. Банковская карта. Платить и зарабатывать банковской картой. Банковская карта. Твой безопасный банк в кармане. Вклады: как сохранить и преумножить. 

Налоги.

Зачем платить налоги? Знание о налогах: как рассчитать НДФЛ для обычных доходов; нестандартная ставка НДФЛ; как уменьшить выплаты по НДФЛ с помощью налоговых вычетов; подача налоговой декларации; как взымается имущественный налог.

Пенсия.

Все о будущей пенсии для учебы и жизни. Пенсионная система: что такое пенсия, какой она бывает; пенсионная система в России; как сформировать частную пенсию

 

 

 

 


Тематическое планирование 5 класс.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Что такое деньги и откуда они взялись. Современные деньги России и других стран.

1

 

2

Семья как потребитель.

1

 

3

Хозяйственная деятельность семьи.

1

 

4

Потребности человека и семьи.

1

 

5

Элементы семейного хозяйства.

1

 

6

Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве.

1

 

7

Что такое бюджет семьи.

1

 

8

Что кладут в потребительскую корзину.

1

 

9

Доходы и расходы семьи.

1

 

10

Бюджет семьи.

1

 

11

Ресурсосбережение основа финансового благополучия.

1

 

12

Банковская карта Виды банковских карт.

1

 

 13

Как умно управлять своими деньгами.

1

 

 14

Как сделать сбережения.

1

 15

Кредиты. Виды кредитов.

1

 

 16

Налоги.

1

 

 17

Социальные пособия.

1

 

 


Тематическое планирование 7 класс.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Роль денег в нашей жизни.

1

 

2

Структура доходов семьи.

1

 

3

Зарплата как источник дохода.

1

 

4

Структура семейных расходов. Контроль семейных расходов.

1

 

5-6

Составление, анализ семейного бюджета.

2

 

7

Что такое финансовое мошенничество.

1

 

8

Фальшивые деньги. 

1

 

9

Кредиты. Виды кредитов.

1

 

10

Микрофинансированнные кооперативы.

1

 

11

Банковска карта.

1

 

12

Кредитная карта.

1

 

13

Возможности банковской карты.

1

 

14

Социальные службы.

1

 

15

Пенсионная система РФ.

1

 

16

Налоговая система РФ.

1

 

17

Итоговая работа по курсу Финансовая грамотность.

1

 

 

 

 


 

Тематическое планирование 8 класс.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Деньги. Виды денег.

1

 

2

Банки. История развития банков.

1

3

Денежные переводы, счета и вклады.

1

 

4

Кредитные продукты.

1

 

5

Виды кредитов и их свойства.

1

 

6

Безналичные переводы и платежи, способы их осуществления. Электронные деньги.

1

 

7

Что такое кредитная история.

1

 

8

Микрофинансовые организации.

1

 

9

Инфляция. Причины и последствия.

1

 

10

Что такое страхование, как оно работает.

1

 

11

Мошенничество на финансовых рынках.

1

 

12

Права потребителя. Федеральный Закон "О защите прав потребителей".

1

 

13

Личный и семейный бюджет

1

 

14

Цели планирования составление плана.

1

 

15

Информационное общество. Портал государственных услуг.

1

 

16

Подоходный налог. Налог на имущество.

1

17

Государственное пенсионное страхование. Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?

1

 

 


Тематическое планирование 9 класс.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Современные деньги России и других стран.

1

 

2

Что такое семейный бюджет. Зарплата как источник дохода.

1

 

3

Структура семейных расходов.

1

 

4

Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет.

1

 

5

Практическая работа. Составление, семейного бюджета.

1

 

6

Что такое финансовое мошенничество.

1

 

7

Что такое пенсия. Пенсионное законодательство Российской Федерации. Как определить размер будущей пенсии.

1

 

8

Банки и их функции.

1

 

9

Договор банковского вклада и банковского счёта.

1

 

10

Банковский кредит и условия его предоставления.

1

 

11

Банковские карты. Виды банковских карт.

1

 

12

Практическая работа. Банковские карты.  Зачет.

1

 

13

Налог. Какие налоги вам предстоит платить.

1

 

14

Информационное общество. Портал государственных услуг.

1

 

15

Защита прав потребителя при расчётах за товары и услуги.

1

 

16

Что нужно знать при оформлении на работу.

1

 

17

Практическая работа. Финансовая грамотность. Зачёт.

1

 

 

Список литературы:

1.      Интернет ресурсы:

2.       Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования».

3.      Информационное общество. Портал государственных услуг.


4.     

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Пояснительная записка Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5, 7-9 классов в сфере экономики семьи

Пояснительная записка Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5, 7-9 классов в сфере экономики семьи

Результаты освоения курса Личностные результаты : - воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее…

Результаты освоения курса Личностные результаты : - воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее…

Содержание курса 5,7-9 классы

Содержание курса 5,7-9 классы

Страхование. Страхование: виды страхования и страховых продуктов

Страхование. Страхование: виды страхования и страховых продуктов

Тематическое планирование 5 класс

Тематическое планирование 5 класс

Тематическое планирование 7 класс

Тематическое планирование 7 класс

Тематическое планирование 8 класс

Тематическое планирование 8 класс

Тематическое планирование 9 класс

Тематическое планирование 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.09.2022