Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новочановская средняя общеобразовательная школа
Барабинского района Новосибирской области
СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете протокол №___от_________ |
УТВЕРЖДАЮ директор школы /И.А.Женгульдинова/ Приказ №___ от___________ |
Рабочая программа
учебного предмета «Финансовая грамотность»
для основного общего образования
Срок реализации 4 года
Составитель:
Драгунова Олеся Сергеевна
учитель истории и обществознания
Пояснительная записка
Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5, 7-9 классов в сфере экономики семьи.
Цели и задачи курса:
- находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Использовать тексты различные по оформлению, стилистике, форме
- анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте, овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое. Для развития мышления, использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям, не связанным с прикладным использованием математики
- оценивать и интерпретировать различные поставленные перед учащимися проблемы в рамках предметного содержания
- оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений. Для развития мышления, использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования по специальностям.
Особенность изучения курса:
Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений
Рабочая программа по Финансовой грамотности (базовый уровень) для 5,7,8,9 классов является частью основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ Новочановской СОШ. и разработана в соответствии с нормативными документами и методическими материалами:
1) Авторской программы по финансовой грамотности, 5—7 классы, авторы программы: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.
2) Авторской программой по финансовой грамотности. 8–9 классы общеобразоват.орг. Авторы программы: Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2017.
Класс |
Часов в неделю |
Часов в год |
5 |
0,5 |
17 |
7 |
0,5 |
17 |
8 |
0,5 |
17 |
9 |
0,5 |
17 |
Итого |
2,5 |
68 |
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
- воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства;
- сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
- готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности..
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные УУД:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умение на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- умение не определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения
находить и извлекать информацию в различном контексте
2. Познавательные УУД:
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; - умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) подкрепление изученных положений конкретными примерами.
3. Коммуникативные УУД:
- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
Предметные результаты:
- принимать рациональные финансовые решения в сфере управления личными финансами;
- проводить своевременный финансовый анализ;
- ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;
- планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;
- определять направления взаимодействия граждан с фондовыми и валютными ранками;
- основам взаимодействия с кредитными организациями;
- основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;
- основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;
- выбирать страховые продукты и страховые компании;
- принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;
- составлять личный финансовый план;
- определять и анализировать проблему, определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
- владеть умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
- владеть умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
- уметь устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
- уметь осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
- вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; - анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
Содержание курса 5,7-9 классы
Управление денежными средствами.
Деньги: что это такое? Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи. Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет. Урок повторения и контроля.
Способы повышения семейного благосостояния.
Для чего нужны финансовые организации. Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций. Для чего нужно осуществлять финансовое планирование. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах. Практическая работа. Выполнение тренировочных заданий
Риски в мире денег.
ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца. ОЖС: болезнь, потеря работы, техногенные катастрофы. Чем поможет страхование. Какие бывают финансовые риски. Что такое финансовые пирамиды. Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля.
Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.
Что такое банк и чем он может быть вам полезен. Польза и риски банковских карт. Что такое бизнес. Как создать свое дело. Что такое валютный рынок и как он устроен. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте. Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля.
Человек и государство: как они взаимодействуют.
Что такое налоги и зачем их платить. Какие налоги мы платим. Что такое пенсия и как сделать её достойной. Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля. Итоговое повторение.
Управление финансовыми средствами.
Финансовая грамотность: определение цели и задач курса. С деньгами на ты или зачем быть финансово-грамотным. Основные термины и понятия ФГ. Человеческий капитал: как применить свой человеческий капитал. Принятие решений: какие бывают решения, как принимать решения, как определить цель, как подобрать альтернативы, как выбрать лучший вариант, как принимать решения, связанные с деньгами? Производственный цикл. Производитель и потребитель. Домашняя бухгалтерия. Экономикам потребителя. Семейный бюджет: источники доходов. Семейный бюджет: статьи расходов. Активы и пассивы семьи: каковы ваши активы и пассивы семьи. Рациональное поведение потребителя: как вести учет активов и пассивов семьи. Способы повышения семейного благосостояния: как оптимизировать расходы как составить бюджет. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах. Личный финансовый план. Путь к достижению цели: как определить свои финансовые цели; как подобрать альтернативные способы достижения своих финансовых целей; как выбрать стратегию достижения своих финансовых целей; что делать после составления личного финансового плана. Кейс. Использование SWOTанализа для выбора карьеры.
Депозит.
Риски в мире денег: накопления и инфляция; депозит и какова его природа; условия депозита; управление рисками по депозиту. Деньги: свойства, функции, монетарные реформы. Инфляция: причины, виды, последствия; как рассчитывается инфляция; как рассчитать «свою» инфляцию.
Финансовые махинации.
Финансовые пирамиды. Махинации с банковскими картами. Махинации с кредитами. Махинации с инвестициями.
Страхование.
Страхование: виды страхования и страховых продуктов. Инвестируй в себя или что такое личное страхование. Как использовать страхование в повседневной жизни.
Финансовые организации.
Банковская система: расчетно – кассовые операции. Кредиты и денежно-кредитная политика. Четыре правила, которые помогут достичь цели. Ценные бумаги. Акции. Что должен знать начинающий инвестор. Биржи и основы инвестирования. Финансовые инструменты и основы инвестирования. Пять простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами. Банковская карта. Платить и зарабатывать банковской картой. Банковская карта. Твой безопасный банк в кармане. Вклады: как сохранить и преумножить.
Налоги.
Зачем платить налоги? Знание о налогах: как рассчитать НДФЛ для обычных доходов; нестандартная ставка НДФЛ; как уменьшить выплаты по НДФЛ с помощью налоговых вычетов; подача налоговой декларации; как взымается имущественный налог.
Пенсия.
Все о будущей пенсии для учебы и жизни. Пенсионная система: что такое пенсия, какой она бывает; пенсионная система в России; как сформировать частную пенсию
Тематическое планирование 5 класс.
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
1 |
Что такое деньги и откуда они взялись. Современные деньги России и других стран. |
1 |
|
2 |
Семья как потребитель. |
1 |
|
3 |
Хозяйственная деятельность семьи. |
1 |
|
4 |
Потребности человека и семьи. |
1 |
|
5 |
Элементы семейного хозяйства. |
1 |
|
6 |
Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве. |
1 |
|
7 |
Что такое бюджет семьи. |
1 |
|
8 |
Что кладут в потребительскую корзину. |
1 |
|
9 |
Доходы и расходы семьи. |
1 |
|
10 |
Бюджет семьи. |
1 |
|
11 |
Ресурсосбережение основа финансового благополучия. |
1 |
|
12 |
Банковская карта Виды банковских карт. |
1 |
|
13 |
Как умно управлять своими деньгами. |
1 |
|
14 |
Как сделать сбережения. |
1 |
|
15 |
Кредиты. Виды кредитов. |
1 |
|
16 |
Налоги. |
1 |
|
17 |
Социальные пособия. |
1 |
|
Тематическое планирование 7 класс.
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
1 |
Роль денег в нашей жизни. |
1 |
|
2 |
Структура доходов семьи. |
1 |
|
3 |
Зарплата как источник дохода. |
1 |
|
4 |
Структура семейных расходов. Контроль семейных расходов. |
1 |
|
5-6 |
Составление, анализ семейного бюджета. |
2 |
|
7 |
Что такое финансовое мошенничество. |
1 |
|
8 |
Фальшивые деньги. |
1 |
|
9 |
Кредиты. Виды кредитов. |
1 |
|
10 |
Микрофинансированнные кооперативы. |
1 |
|
11 |
Банковска карта. |
1 |
|
12 |
Кредитная карта. |
1 |
|
13 |
Возможности банковской карты. |
1 |
|
14 |
Социальные службы. |
1 |
|
15 |
Пенсионная система РФ. |
1 |
|
16 |
Налоговая система РФ. |
1 |
|
17 |
Итоговая работа по курсу Финансовая грамотность. |
1 |
|
Тематическое планирование 8 класс.
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
1 |
Деньги. Виды денег. |
1 |
|
2 |
Банки. История развития банков. |
1 |
|
3 |
Денежные переводы, счета и вклады. |
1 |
|
4 |
Кредитные продукты. |
1 |
|
5 |
Виды кредитов и их свойства. |
1 |
|
6 |
Безналичные переводы и платежи, способы их осуществления. Электронные деньги. |
1 |
|
7 |
Что такое кредитная история. |
1 |
|
8 |
Микрофинансовые организации. |
1 |
|
9 |
Инфляция. Причины и последствия. |
1 |
|
10 |
Что такое страхование, как оно работает. |
1 |
|
11 |
Мошенничество на финансовых рынках. |
1 |
|
12 |
Права потребителя. Федеральный Закон "О защите прав потребителей". |
1 |
|
13 |
Личный и семейный бюджет |
1 |
|
14 |
Цели планирования составление плана. |
1 |
|
15 |
Информационное общество. Портал государственных услуг. |
1 |
|
16 |
Подоходный налог. Налог на имущество. |
1 |
|
17 |
Государственное пенсионное страхование. Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать? |
1 |
|
Тематическое планирование 9 класс.
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
1 |
Современные деньги России и других стран. |
1 |
|
2 |
Что такое семейный бюджет. Зарплата как источник дохода. |
1 |
|
3 |
Структура семейных расходов. |
1 |
|
4 |
Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет. |
1 |
|
5 |
Практическая работа. Составление, семейного бюджета. |
1 |
|
6 |
Что такое финансовое мошенничество. |
1 |
|
7 |
Что такое пенсия. Пенсионное законодательство Российской Федерации. Как определить размер будущей пенсии. |
1 |
|
8 |
Банки и их функции. |
1 |
|
9 |
Договор банковского вклада и банковского счёта. |
1 |
|
10 |
Банковский кредит и условия его предоставления. |
1 |
|
11 |
Банковские карты. Виды банковских карт. |
1 |
|
12 |
Практическая работа. Банковские карты. Зачет. |
1 |
|
13 |
Налог. Какие налоги вам предстоит платить. |
1 |
|
14 |
Информационное общество. Портал государственных услуг. |
1 |
|
15 |
Защита прав потребителя при расчётах за товары и услуги. |
1 |
|
16 |
Что нужно знать при оформлении на работу. |
1 |
|
17 |
Практическая работа. Финансовая грамотность. Зачёт. |
1 |
|
Список литературы:
1. Интернет ресурсы:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.