Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новоярковская средняя общеобразовательная школа
Барабинского района Новосибирской области
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
На педагогическом совете Директор школы _______/Т.Л. Стадникова/
Протокол №______ от ____________г Приказ №_______ от ______________г
Рабочая программа по элективному курсу
«Финансовая грамотность»
для 5-6 классов на 2022-2023 учебный год
Финансовая грамотность 5 класс (0,5/17)
Финансовая грамотность 6 класс (0,5/17)
Ступень: основное общее образование
Уровень изучения: базовый
Составитель: Гонтар Ольга Владимировна, учитель математики
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для учащихся 5 - 6 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
4. Авторская программа «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 5 - 9 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015).
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5-6 классов в сфере экономики семьи.
Цель обучения: формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами.
Задачи:
· формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе;
· приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
· осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
· овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
· развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
· участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
· формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
· понимание цели своих действий;
· планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
· проявление познавательной и творческой инициативы;
· оценка правильности выполнения действий;
· самооценка и взаимооценка;
· адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
· составление текстов в устной и письменной формах; - готовность слушать собеседника и вести диалог;
· готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
· определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
· понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
· понимание и правильное использование экономических терминов; - освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
· приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
· развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
· развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание обучения
Доходы и расходы семьи
Деньги. Доходы семьи. Расходы семьи. Семейный бюджет.
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Страхование. «Семейный бюджет».
Семья и государство: как они взаимодействуют
Налоги. Социальные пособия. Государство – это мы.
Финансовый бизнес: чем он может помочь семье
Как спасти деньги от инфляции. Банковские услуги. Собственный бизнес. Валюта в современном мире. Благотворительность. Личный финансовый план.
Что такое финансовая грамотность
Потребительская культура
Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы». Круглый стол «Поговорим о культуре питания».
Потребитель и закон
Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». Интерактивная беседа «Психология потребителя». Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».
Потребитель – король на рынке
Познавательная беседа «Что такое рынок?» Ролевая игра «Виды и способы торговли». Решение экономических задач «Дешевле только даром».
Куда уходят деньги?
Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов». Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». Познавательная беседа «Каждый платит налоги».
Информация для потребителя
Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды». Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах». Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает». Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е».
Искусство покупать
Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты питания?» Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» Познавательная беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго». Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять».
Потребительская культура в сфере услуг
Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами». Выступления «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».
Кто защищает права потребителей
Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей». Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?» Правовая консультация «Кто защищает потребителя?»
Место предмета в учебном плане
Класс |
Часов в неделю |
Часов в год |
Учебник |
5 |
0,5 |
17 |
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5 - 9 классы обещеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. |
6 |
0,5 |
17 |
|
Итого |
|
Рабочая программа содержит часть, формируемую участниками образовательных отношений (ЧФУОО), в объеме 100% от общего количества часов.
Планируемые результаты обучения в 5-6 классе
Выпускник на базовом уровне научится:
· осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
· овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
· формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
· понимание цели своих действий;
· планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
· проявление познавательной и творческой инициативы;
· составление текстов в устной и письменной формах;
· готовность слушать собеседника и вести диалог;
· готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
· развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
· оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
· адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
· умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
· определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание обучения в 5-6 классе
Доходы и расходы семьи
Деньги. Доходы семьи. Расходы семьи. Семейный бюджет.
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Страхование. Ролевая игра «Семейный бюджет»
Семья и государство: как они взаимодействуют
Налоги. Социальные пособия. Проект «Государство — это мы!»
Финансовый бизнес: чем он может помочь семье
Как спасти деньги от инфляции. Банковские услуги. Собственный бизнес. Валюта в современном мире. Благотворительность. Личный финансовый план
Что такое финансовая грамотность
Тематическое планирование в 5 классе
Тема занятия |
Количество часов |
Раздел 1. Доходы и расходы семьи |
10 |
Введение |
1 |
Деньги |
2 |
Доходы семьи |
2 |
Расходы семьи |
2 |
Семейный бюджет |
2 |
Доходы и расходы семьи |
1 |
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься |
7 |
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться |
2 |
Страхование |
2 |
«Семейный бюджет» |
2 |
Что такое финансовая грамотность |
1 |
Итого |
17 |
Тематическое планирование в 6 классе
Тема занятия |
Количество часов |
Раздел 1. Семья и государство: как они взаимодействуют |
6 |
Налоги |
2 |
Социальные пособия |
2 |
«Государство — это мы!» |
2 |
Раздел 2. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье |
11 |
Как спасти деньги от инфляции |
2 |
Банковские услуги |
2 |
Собственный бизнес |
2 |
Валюта в современном мире |
2 |
Благотворительность |
2 |
Личный финансовый план |
1 |
Итого |
17 |
Методическое и материально – техническое обеспечение
· Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5 - 9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
· Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–9 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлю- гова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
· Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5 - 9 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
· Интернет-ресурсы:
1. Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» — http://www.dostatok.ru.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 5 класс
№ |
Тема/ Тема урока |
Кол-во часов |
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС |
Дата |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|
|||
Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 ч) |
||||||
1/1 |
Введение |
1 |
Познакомиться с понятием финансовой грамотности
|
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно. Познавательные: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления |
Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала |
|
2/2 |
Деньги |
1 |
Объяснять проблемы бартерного обмена, описывать свойства предмета, играющего роль денег, перечислять виды денег, приводить примеры товарных денег, сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег, составлять задачи с денежными расчетами, объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться, знать, что денежной системой страны управляет центральный банк, объяснять, почему изготовление фальшивых денег-преступление |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно. Познавательные: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления |
Формирование осознанного понимания значения денег в жизни общества и человека |
|
3/3 |
Деньги |
1 |
Cоставлять задачи с денежными расчетами, объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться, знать, что денежной системой страны управляет центральный банк, объяснять, почему изготовление фальшивых денег-преступление |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно. Познавательные: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления |
Формирование осознанного понимания значения денег в жизни общества и человека |
|
4/4 |
Доходы семьи |
1 |
Описывать и сравнивать источники доходов семьи, виды заработной платы, знать особенности труда несовершеннолетних, объяснять, как связаны профессии и образование, объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии, объяснять причины различий в заработной плате |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
|
5/5 |
Доходы семьи |
1 |
Oбъяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии, объяснять причины различий в заработной плате |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
|
6/6 |
Расходы семьи |
1 |
Объяснять причины, по которым люди делают покупки, описывать направления расходов семьи, классифицировать виды благ, рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
|
7/7 |
Расходы семьи |
1 |
Классифицировать виды благ, рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
|
8/8 |
Семейный бюджет |
1 |
Составлять семейный бюджет на условных примерах, сравнивать доходы и расходы и принимать решения, объяснять причины, по которым люди делают сбережения, описывать формы сбережений, описывать последствия превышения расходов над доходами |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
|
9/9 |
Семейный бюджет |
1 |
Объяснять причины, по которым люди делают сбережения, описывать формы сбережений, описывать последствия превышения расходов над доходами |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
|
10/10 |
Доходы и расходы семьи |
1 |
Научиться систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде семейного бюджета; понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
Формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях убежденности и важности ответственного и взрослого поведения |
|
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (7 ч) |
||||||
1/11 |
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться |
1 |
Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи, определять последствия таких событий для бюджета семьи, различать обязательное и добровольное страхование, объяснять, почему существует обязательное страхование, почему государство платит заболевшему человеку, сравнивать различные виды страхования |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории |
|
2/12 |
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться |
1 |
Oбъяснять, почему существует обязательное страхование, почему государство платит заболевшему человеку, сравнивать различные виды страхования |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории |
|
3/13 |
Страхование |
1 |
Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи, определять последствия таких событий для бюджета семьи, различать обязательное и добровольное страхование, объяснять, почему существует обязательное страхование, почему государство платит заболевшему человеку, сравнивать различные виды страхования |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории |
|
4/14 |
Страхование |
1 |
Oбъяснять, почему существует обязательное страхование, почему государство платит заболевшему человеку, сравнивать различные виды страхования |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории |
|
5/15 |
«Семейный бюджет» |
1 |
Научиться систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде семейного бюджета; понимать роль нравственных норм как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении |
Коммуникативные: определять собственное отношение к явлениям современной жизни Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию |
|
6/16 |
«Семейный бюджет» |
1 |
Уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; понимать значение коммуникации в межличностном общении |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать |
Формирование ответственного отношения к саморазвитию |
|
7/17 |
Что такое финансовая грамотность |
1 |
Объяснять понятие финансовой грамотности, значение ее для человека и общества |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 6 класс
№ |
Тема/ Тема урока |
Кол-во часов |
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС |
Дата |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|
|||
Раздел 1. Семья и государство: как они взаимодействуют (6 ч) |
||||||
1/1 |
Налоги |
1 |
Объяснять, почему государство собирает налоги, приводить примеры налогов, описывать, как и когда платятся налоги, объяснять, почему вводятся акцизные налоги, описывать последствия невыплаты налогов для граждан, приводить приметы уплаты налогов в семье |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории |
|
2/2 |
Налоги |
1 |
Объяснять, почему государство собирает налоги, приводить примеры налогов, описывать, как и когда платятся налоги, объяснять, почему вводятся акцизные налоги, описывать последствия невыплаты налогов для граждан, приводить приметы уплаты налогов в семье |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории |
|
3/3 |
Социальные пособия |
1 |
Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат, находить информацию о социальных выплатах |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории |
|
4/4 |
Социальные пособия |
1 |
Объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат, находить информацию о социальных выплатах |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории |
|
5/5 |
Государство – это мы |
1 |
Как принять решение о налогах и сборах |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории |
|
6/6 |
Государство – это мы |
1 |
Как принять решение о налогах и сборах |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории |
|
Раздел 2. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (11 ч) |
||||||
1/7 |
Как спасти деньги от инфляции |
1 |
Объяснять понятие инфляции, причины обесценивания денег, приводить примеры способов сохранить деньги от инфляции |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории |
|
2/8 |
Как спасти деньги от инфляции |
1 |
Объяснять понятие инфляции, причины обесценивания денег, приводить примеры способов сохранить деньги от инфляции |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории |
|
3/9 |
Банковские услуги |
1 |
Приводить примеры банковских услуг, описывать условия вкладов и кредитов, находить информацию о вкладах и кредитах, объяснять причины и последствия решений о взятии кредита |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории |
|
4/10 |
Банковские услуги |
1 |
Приводить примеры банковских услуг, описывать условия вкладов и кредитов, находить информацию о вкладах и кредитах, объяснять причины и последствия решений о взятии кредита |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории |
|
5/11 |
Собственный бизнес |
1 |
Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнес-план, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории |
|
6/12 |
Собственный бизнес |
1 |
Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса, объяснять, почему государство поддерживает малый бизнес, объяснять, что такое бизнес-план, приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории |
|
7/13 |
Валюта в современном мире |
1 |
Приводить примеры валют разных стран, объяснять, что такое валютный курс, находить информацию о валютных курсах, проводить расчеты с валютными курсами |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории |
|
8/14 |
Валюта в современном мире |
1 |
Приводить примеры валют разных стран, объяснять, что такое валютный курс, находить информацию о валютных курсах, проводить расчеты с валютными курсами |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям |
Формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию |
|
9/15 |
Благотворительность |
1 |
Объяснять причины и виды благотворительности, роль благотворительности для общества и человека |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации |
Формирование ответственного отношения к саморазвитию |
|
10/16 |
Благотворительность |
1 |
Объяснять причины и виды благотворительности, роль благотворительности для общества и человека |
Коммуникативные: определять собственное отношение к явлениям современной жизни Регулятивные: составлять план последовательности действий. Познавательные: анализировать, сравнивать |
Формирование ответственного отношения к саморазвитию |
|
11/17 |
Личный финансовый план |
1 |
Объяснять, что такое финансовый план, перечислять основные компоненты финансового плана, объяснять значение финансового плана для человека |
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей Познавательные: анализировать, сравнивать |
Формирование ответственного отношения к саморазвитию |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.