Рабочая программа по физике для всех специальностей СПО
Оценка 4.7

Рабочая программа по физике для всех специальностей СПО

Оценка 4.7
doc
23.12.2021
Рабочая программа по физике  для всех специальностей СПО
ПУП 03. ФИЗИКА 2021.doc

        Управление образования и науки липецкой области

УТВерждаю:

Директор Г(О)Б ПОУ

«Задонский политехнический техникум»

 

 В.В. Дорохин 

«

 

»

 

20

 

г.

 

 

 

 

 

 

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

ООП.03 «ФИЗИКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 г.


Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета «Физика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профес­сионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (Письмо Минобрнауки России от 20.02.2017 № 06-156 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям"), примерной основной образовательной программы среднего общего образования (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) и на основе учебного плана по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО):

23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей;

35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования;

19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов;

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) старший техник;

35.02.08. Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Разработчик: Акатова Галина Сергеевна, преподаватель физики

СОГЛАСОВАНО:

Рассмотрено Педагогическим советом

Г(О) Б ПОУ «Задонский политехнический техникум»

Протокол №

от «

»

20

г.

 

Одобрено:

Председатель цикловой методической комиссии общеобразовательных, общих гуманитарных и социальных

дисциплин

Согласовано:

Заместитель директора

по УПР

Т.Н.Аксенова

Е.А.Позднякова


СОДЕРЖАНИЕ

 

1

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

4

2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

                                             

11

3

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

13

4

Учебно-методическое и материально-Техническое обеспечение программы учебноГО предмета                                   

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           


Уровень обучения - углубленный

1.     ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Освоение содержания учебного предмета «Физика» направлено на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования:

личностных:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы должны отражать:

для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

– признание не отчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав, и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 

– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

личностные результаты в сфере отношений, обучающихся с окружающими людьми:

– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;

личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей;

личностные результаты в сфере отношения, обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

–   физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности;

метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;

метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы должны отражать:

для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;

предметные результаты:

требования к предметным результатам освоения углубленного курса физики должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

1)     сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях;

2)     сформированность умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств, объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями;

3)     владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;

4)     владение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;

5)     сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности.

В результате изучения ПУП. 03 Физика на углубленном уровне среднего общего образования студент научится:

          объяснять и анализировать роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;

          характеризовать взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

          характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

          понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

          владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

          самостоятельно конструировать экспериментальные установки для проверки выдвинутых гипотез, рассчитывать абсолютную и относительную погрешности;

          самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

          решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с опорой как на известные физические законы, закономерности и модели, так и на тексты с избыточной информацией;

          объяснять границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

          выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

          характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, и роль физики в решении этих проблем;

          объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

          объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

Студент на углубленном уровне получит возможность научиться:

          проверять экспериментальными средствами выдвинутые гипотезы, формулируя цель исследования, на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

          описывать и анализировать полученную в результате проведенных физических экспериментов информацию, определять ее достоверность;

          понимать и объяснять системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

          решать экспериментальные, качественные и количественные задачи олимпиадного уровня сложности, используя физические законы, а также уравнения, связывающие физические величины;

          анализировать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов;

          формулировать и решать новые задачи, возникающие в ходе учебно-исследовательской и проектной деятельности;

          усовершенствовать приборы и методы исследования в соответствии с поставленной задачей;

          использовать методы математического моделирования, в том числе простейшие статистические методы для обработки результатов эксперимента.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Физика и естественно-научный метод познания природы

Физика – фундаментальная наука о природе. Научный метод познания мира. Взаимосвязь между физикой и другими естественными науками. Методы научного исследования физических явлений. Погрешности измерений физических величин. Моделирование явлений и процессов природы. Закономерность и случайность. Границы применимости физического закона. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура.

 

Раздел 2. Механика

Предмет и задачи классической механики. Кинематические характеристики механического движения. Модели тел и движений. Равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение. движение тела, брошенного под углом к горизонту. Движение точки по окружности. Поступательное и вращательное движение твердого тела.

Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Движение небесных тел и их искусственных спутников. Явления, наблюдаемые в неинерциальных системах отсчета.

Импульс силы. Закон изменения и сохранения импульса. Работа силы. Закон изменения и сохранения энергии.

Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия твердого тела в инерциальной системе отсчета. Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов. Закон сохранения энергии в динамике жидкости и газа.

Механические колебания и волны. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Превращения энергии при колебаниях. Вынужденные колебания, резонанс.

Поперечные и продольные волны. Энергия волны. Интерференция и дифракция волн. Звуковые волны.

 

Раздел 3. Молекулярная физика и термодинамика

Предмет и задачи молекулярно-кинетической теории (МКТ) и термодинамики.

Экспериментальные доказательства МКТ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией поступательного теплового движения молекул идеального газа.

Модель идеального газа в термодинамике: уравнение Менделеева–Клапейрона, выражение для внутренней энергии. Закон Дальтона. Газовые законы.

Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы. Преобразование энергии в фазовых переходах. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики.

Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Цикл Карно. Экологические проблемы теплоэнергетики.

 

Раздел 4. Электродинамика

Предмет и задачи электродинамики. Электрическое взаимодействие. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность и потенциал электростатического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Разность потенциалов. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Энергия электрического поля.

Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Плазма. Электролиз. Полупроводниковые приборы. Сверхпроводимость.

Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Принцип суперпозиции магнитных полей. Магнитное поле проводника с током. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца.

Поток вектора магнитной индукции. Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля. Магнитные свойства вещества.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс. Переменный ток. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Производство, передача и потребление электрической энергии. Элементарная теория трансформатора.

Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение. Принципы радиосвязи и телевидения.

Геометрическая оптика. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Оптические приборы.

Волновые свойства света. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Поляризация света. Дисперсия света. Практическое применение электромагнитных излучений.

 

Раздел 5. Основы специальной теории относительности

Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Энергия и импульс свободной частицы. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.

 

Раздел 6. Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра

Предмет и задачи квантовой физики.

Тепловое излучение. Распределение энергии в спектре абсолютно черного тела.

Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А.Г. Столетова, законы фотоэффекта. Уравнение А. Эйнштейна для фотоэффекта.

Фотон. Опыты П.Н. Лебедева и С.И. Вавилова. Гипотеза Л. де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-­волновой дуализм. Дифракция электронов. Давление света. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

Модели строения атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Н. Бора. Спонтанное и вынужденное излучение света.

Состав и строение атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра.

Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции, реакции деления и синтеза. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез.

Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Ускорители элементарных частиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерный перечень практических и лабораторных работ (на выбор учителя)

Прямые измерения:

          измерение мгновенной скорости с использованием секундомера или компьютера с датчиками;

          сравнение масс (по взаимодействию);

          измерение сил в механике;

          измерение температуры жидкостными и цифровыми термометрами;

          оценка сил взаимодействия молекул (методом отрыва капель);

          измерение термодинамических параметров газа;

          измерение ЭДС источника тока;

          измерение силы взаимодействия катушки с током и магнита помощью электронных весов;

          определение периода обращения двойных звезд (печатные материалы).

Косвенные измерения:

          измерение ускорения;

          измерение ускорения свободного падения;

          определение энергии и импульса по тормозному пути;

          измерение удельной теплоты плавления льда;

          измерение напряженности вихревого электрического поля (при наблюдении электромагнитной индукции);

          измерение внутреннего сопротивления источника тока;

          определение показателя преломления среды;

          измерение фокусного расстояния собирающей и рассеивающей линз;

          определение длины световой волны;

          определение импульса и энергии частицы при движении в магнитном поле (по фотографиям).

Наблюдение явлений:

          наблюдение механических явлений в инерциальных и неинерциальных системах отсчета;

          наблюдение вынужденных колебаний и резонанса;

          наблюдение диффузии;

          наблюдение явления электромагнитной индукции;

          наблюдение волновых свойств света: дифракция, интерференция, поляризация;

          наблюдение спектров;

          вечерние наблюдения звезд, Луны и планет в телескоп или бинокль.

Исследования:

          исследование равноускоренного движения с использованием электронного секундомера или компьютера с датчиками;

          исследование движения тела, брошенного горизонтально;

          исследование центрального удара;

          исследование качения цилиндра по наклонной плоскости;

          исследование движения броуновской частицы (по трекам Перрена);

          исследование изопроцессов;

          исследование изохорного процесса и оценка абсолютного нуля;

          исследование остывания воды;

          исследование зависимости напряжения на полюсах источника тока от силы тока в цепи;

          исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения на ней;

          исследование нагревания воды нагревателем небольшой мощности;

          исследование явления электромагнитной индукции;

          исследование зависимости угла преломления от угла падения;

          исследование зависимости расстояния от линзы до изображения от расстояния от линзы до предмета;

          исследование спектра водорода;

          исследование движения двойных звезд (по печатным материалам).

 

Проверка гипотез (в том числе имеются неверные):

          при движении бруска по наклонной плоскости время перемещения на определенное расстояния тем больше, чем больше масса бруска;

          при движении бруска по наклонной плоскости скорость прямо пропорциональна пути;

          при затухании колебаний амплитуда обратно пропорциональна времени;

          квадрат среднего перемещения броуновской частицы прямо пропорционален времени наблюдения (по трекам Перрена);

          скорость остывания воды линейно зависит от времени остывания;

          напряжение при последовательном включении лампочки и резистора не равно сумме напряжений на лампочке и резисторе;

          угол преломления прямо пропорционален углу падения;

          при плотном сложении двух линз оптические силы складываются;

 

Конструирование технических устройств:

          конструирование наклонной плоскости с заданным КПД;

          конструирование рычажных весов;

          конструирование наклонной плоскости, по которой брусок движется с заданным ускорением;

          конструирование электродвигателя;

          конструирование трансформатора;

          конструирование модели телескопа или микроскопа.

 


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Объем учебного предмета ПУП 03. Физика и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

-

в том числе:

-

внеаудиторная самостоятельная работа

-

Промежуточная аттестация в форме       экзамена

2

 

 

 

Тематический план по разделам

Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторные занятия.

 

1.      Физика и естественно-научный метод познания природы

2

2. Механика

28

3. Молекулярная физика и термодинамика

29

4. Электродинамика

40

5. Основы специальной теории относительности

2

6. Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра

16

Итого

117


 

Тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа студента

Обязательная аудиторная нагрузка

 

 

 

 

Всего часов

Лекций

Практических и лабораторных занятий

1

2

3

4

5

6

7

 

Раздел 1. Физика и естественно-научный метод познания природы

2

 

2

2

0

1

Физика — фундаментальная наука о природе. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей

2

 

2

2

-

Раздел 2. Механика

28

 

28

18

10

Тема 2.1. Кинематика

6

 

6

4

2

2

Предмет и задачи классической механики. Кинематические характеристики механического движения

2

 

2

2

-

3

Виды механического движения.  Движение точки по окружности

2

 

2

2

-

4

Практическая работа №1 Расчет основных кинематических величин.

2

 

2

-

2

 

Тема 2.2. Законы механики Ньютона

8

 

8

4

4

5

Законы механики

2

 

2

2

 

6

Законы всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Движение небесных тел и их искусственных спутников

2

 

2

2

 

7

Практическая работа №2. Применение основных законов динамики.

2

 

2

-

2

8

Лабораторная работа №1.  Изучение особенностей силы трения (скольжения).

2

 

2

-

2

 

Тема 2.3. Законы сохранения в механике. Статика

8

 

8

6

2

9

Импульс силы. Законы изменения и сохранения в механике. Работа силы

2

 

2

2

-

10

Равновесие материальной точки и твердого тела

2

 

2

2

-

11

Практическая работа №3. Законы изменения и сохранения в механике

2

 

2

-

2

12

Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов.

2

 

2

2

-

 

Тема 2.4. Механические колебания и волны

6

 

6

4

2

13

Механические колебания и его характеристики. Превращения энергии при колебаниях

2

 

2

2

-

14

Поперечные и продольные волны. Характеристики и свойства механических волн

2

 

2

2

-

15

Практическая работа № 4. Расчёт основных характеристик механических колебаний.

2

 

2

-

2

 

Раздел 3. Молекулярная физика и термодинамика

29

 

29

21

8

 

Тема 3.1. Основы молекулярно-кинетической теории

6

 

6

6

0

16

Предмет и задачи молекулярно-кинетической теории (МКТ) и термодинамики.
Экспериментальные доказательства МКТ.

2

 

2

2

-

17

Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества.

2

 

2

2

-

18

Модель идеального газа. Давление газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией поступательного теплового движения молекул идеального газа

2

 

2

2

-

 

Тема 3.2. Агрегатные состояния вещества.

4

 

4

4

0

19

Фазовые переходы. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.

2

 

2

2

-

20

Модель строения жидкостей и  твердых тел

2

 

2

2

-

 

Тема 3.3. Основы термодинамики

19

 

19

11

8

21

Модель идеального газа в термодинамике: уравнение Менделеева–Клапейрона, выражение для внутренней энергии.

2

 

2

2

-

22

Закон Дальтона. Газовые законы

2

 

2

2

-

23

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии.

2

 

2

2

-

24

Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс.

2

 

2

2

-

25

Применение газовых законов  термодинамики

1

 

1

1

-

 

2 семестр

 

 

 

 

 

26

Практическая  работа  №5 Расчет параметров состояния идеального газа

2

 

2

 

2

27

Практическая работа № 6. Изучение газовых законов

2

 

2

 

2

28

Практическая работа №7. Изучение первого закона термодинамики

2

 

2

 

2

29

Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины.  Экологические проблемы теплоэнергетики.

2

 

2

2

 

30

Практическая работа №8. КПД тепловых двигателей. Модели тепловых двигателей

2

 

2

 

2

 

Раздел 4. Электродинамика

40

 

40

16

24

 

Тема 4.1. Электрическое поле

6

 

6

2

4

31

Электрическое взаимодействие. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Конденсатор

2

 

2

2

 

32

Практическая работа №9.  Расчет основных электростатических величин.

2

 

2

 

2

33

Практическая работа №10. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Конденсаторы

2

 

2

 

2

 

Тема 4.2. Законы постоянного тока

8

 

8

2

6

34

Электродвижущая сила. Законы Ома электрической цепи. Электрический ток в различных средах

2

 

2

2

 

35

Практическая работа №11. Расчет электродинамических величин и электрических цепей

2

 

2

 

2

36

Практическая работа №12. Законы Ома, удельного сопротивление проводника.

2

 

2

 

2

37

 Лабораторная работа №2. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

2

 

2

 

2

 

Тема 4.3. Магнитное поле

4

 

4

2

2

38

Магнитное поле.  Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу.

2

 

2

2

 

39

Практическая работа №13. Расчет силы Ампера и силы Лоренца.

2

 

2

 

2

 

Тема 4.4. Электромагнитная индукция

6

 

6

2

4

40

Поток вектора магнитной индукции. Явление электромагнитной индукции.

2

 

2

2

 

41

Практическая работа №14.  Электромагнитная индукция. Самоиндукция

2

 

2

 

2

42

Лабораторная работа №3. Изучение явления электромагнитной индукции

2

 

2

 

2

 

Тема 4.5. Электромагнитные колебания

8

 

8

4

4

43

Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.

2

 

2

2

 

44

Переменный ток. Производство, передача и потребление электрической энергии.

2

 

2

2

 

45

Практическая работа №15. Переменный электрический ток. Трансформаторы.

2

 

2

 

2

46

Практическая работа № 16. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока

2

 

2

 

2

 

Тема 4.6 Электромагнитные волны

4

 

4

2

2

47

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

2

 

2

2

 

48

Практическая работа №17. Расчет основных характеристик электромагнитных волн.

2

 

2

 

2

 

Тема 4.7 Геометрическая и волновая оптика

4

 

4

2

2

49

Геометрические и волновые свойства света.

2

 

2

2

 

50

Практическая работа №18 Построение изображений в линзах

2

 

2

 

2

 

Раздел 5. Основы специальной теории относительности

2

 

2

2

0

51

 Основы специальной теории относительности

2

 

2

2

 

 

Раздел 6. Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра

16

 

16

10

6

 

Тема 6.1. Квантовая оптика

8

 

8

6

2

52

Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект.

2

 

2

2

 

53

Фотон.  Корпускулярно-¬волновой дуализм.

2

 

2

2

 

54

Давление света. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

2

 

2

2

 

55

Практическая работа № 18. Фотоэффект. Законы фотоэффекта

2

 

2

 

2

 

Тема 6.2. Физика атома и атомного ядра

6

 

6

4

2

56

Модели строения атома. Состав и строение атомного ядра.  

2

 

2

2

 

57

Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции, реакции деления и синтеза.

2

 

2

2

 

58

Практическая работа №19 Энергия связи. Дефект массы. Законы радиоактивности, закон радиоактивного распада

2

 

2

 

2

59

Итоговая контрольная работа

2

 

2

-

2

 

Всего

117

 

117

-

-

 

Экзамен

2

-

2

-

-

 

ИТОГО

119

-

119

67

50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

4.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебноГО предмета

Освоение программы учебного предмета «Физика» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

В состав кабинета физики входит лаборатория с лаборантской комнатой. Помещение кабинета физики должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся1.

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебного предмета «Физика», входят:

      многофункциональный комплекс преподавателя;

      наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты: «Физические величины и фундаментальные константы», «Международная система единиц СИ», «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов);

      информационно-коммуникативные средства;

      экранно-звуковые пособия;

      комплект электроснабжения кабинета физики;

      технические средства обучения;

      демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);

      лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);

      статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;

      вспомогательное оборудование;

      комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

      библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного предмета «Физика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен физическими энциклопедиями, атласами, словарями и хрестоматией по физике, справочниками по физике и технике, научной и научно-популярной литературой естественно-научного содержания.

В процессе освоения программы учебного предмета «Физика» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по физике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).

1 Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении обще­образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

 

                                      Рекомендуемая литература

Для студентов

1.      Касьянов В.А. Физика. 10 кл. Углубленный уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений/В.А. Касьянов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. – 447, [1]с.:ил

2.      Касьянов В.А. Физика. 11 кл. Углубленный уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений/В.А. Касьянов. – 4-е изд., – М.: Дрофа, 2017. – 463 [1]с.:ил. 7л цв.вкл.

3.      Мякишев Г. Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10: учеб. для общеобразоват. организаций/ Г. Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. Н.А. Парфентьевой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017 - 416 с.; ил. – (Классический курс)

4.      Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика 11: учеб. для общеобразоват. организаций/ Г. Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. Н.А. Парфентьевой. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017 - 432 с.: [4]л. ил. – (Классический курс)

5.      Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. /В.Ф. Дмитриева – 8-е изд., стер— М.: Издательский центр «Академия», 2015 – 448 с.

6.      Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. /В.Ф. Дмитриева – 8-е изд., стер— М.: Издательский центр «Академия», 2014.

7.      Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева, А.В. Коржуев, О. В. Муртазина. — М.: Издательский центр «Академия», 2015.

8.      Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования/А.В. Фирсов; под ред. Т.И. Трофимовой. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 352 с

 

Для преподавателей

1.      Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.

2.      Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».

3.      Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

4.      Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

5.      Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 5 декабря 2017 г. № 06-1793 «Методические рекомен6дации по организации прохождения обучающимися профессионального обучения одновременно с пролучением среднего общего образования, в том числе с использованием инфраструктуры профессиональных образовательных организаций»

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Управление образования и науки липецкой области

Управление образования и науки липецкой области

Рабочая программа разработана на основе требований

Рабочая программа разработана на основе требований

СОДЕРЖАНИЕ 1 ПЛАНИРУЕМЫЕ

СОДЕРЖАНИЕ 1 ПЛАНИРУЕМЫЕ

Уровень обучения - углубленный 1

Уровень обучения - углубленный 1

России как к Родине (Отечеству): – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе

России как к Родине (Отечеству): – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе

Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм…

Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм…

России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение…

России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение…

ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение…

ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение…

Студент на углубленном уровне получит возможность научиться: – проверять экспериментальными средствами выдвинутые гипотезы, формулируя цель исследования, на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов; –…

Студент на углубленном уровне получит возможность научиться: – проверять экспериментальными средствами выдвинутые гипотезы, формулируя цель исследования, на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов; –…

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила (ЭДС)

Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила (ЭДС)

Примерный перечень практических и лабораторных работ (на выбор учителя)

Примерный перечень практических и лабораторных работ (на выбор учителя)

Проверка гипотез (в том числе имеются неверные): – при движении бруска по наклонной плоскости время перемещения на определенное расстояния тем больше, чем больше масса бруска;…

Проверка гипотез (в том числе имеются неверные): – при движении бруска по наклонной плоскости время перемещения на определенное расстояния тем больше, чем больше масса бруска;…

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Объем учебного предмета

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Объем учебного предмета

Тематический план № п/п

Тематический план № п/п

Поперечные и продольные волны

Поперечные и продольные волны

Тема 4.1. Электрическое поле 6 6 2 4 31

Тема 4.1. Электрическое поле 6 6 2 4 31

Практическая работа №17. Расчет основных характеристик электромагнитных волн

Практическая работа №17. Расчет основных характеристик электромагнитных волн

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебноГО предмета

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебноГО предмета

Библиотечный фонд может быть дополнен физическими энциклопедиями, атласами, словарями и хрестоматией по физике, справочниками по физике и технике, научной и научно-популярной литературой естественно-научного содержания

Библиотечный фонд может быть дополнен физическими энциклопедиями, атласами, словарями и хрестоматией по физике, справочниками по физике и технике, научной и научно-популярной литературой естественно-научного содержания

1. организации прохождения обучающимися профессионального обучения одновременно с пролучением среднего общего образования, в том числе с использованием инфраструктуры профессиональных образовательных организаций»

1. организации прохождения обучающимися профессионального обучения одновременно с пролучением среднего общего образования, в том числе с использованием инфраструктуры профессиональных образовательных организаций»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2021