Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
• укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
• формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
• овладение школой движений;
• развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
• выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
• формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Личностные, метапредметные, планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.
- проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
- оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
• ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
• раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
• ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
• организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
• характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Способы физкультурной деятельности
Выпускник научится:
• отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
• организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
• измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
Выпускник получит возможность научиться:
• вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
• целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
• выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
• выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
• выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств;
• выполнять организующие строевые команды и приёмы;
• выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
• выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);
• выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
• выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
• сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
• выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
• играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
• выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
• выполнять передвижения на лыжах (для снежных регионов России)
Содержание учебного предмета
4 класс – 3часа в неделю (102 ч)
Легкая атлетика. 12 ч
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Подвижные игры.15 ч
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
Гимнастика 18 ч.
Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение, через вис сзади согнувшись со сходом вперед ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Подвижные игры.3 ч
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
Лыжная подготовка 21 ч.
Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъемы; торможение.
Подвижные игры.20 ч
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Легкая атлетика. 13 ч
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Тематическое планирование
№ |
Раздел |
Количество часов (программа) |
Количество часов (рабочая программа) |
Контроль |
1 |
Легкая атлетика. |
12 |
11 |
|
2 |
Подвижные игры. |
15 |
15 |
|
3 |
Гимнастика |
18 |
18 |
|
4 |
Подвижные игры |
3 |
3 |
|
5 |
Лыжная подготовка |
21 |
21 |
|
6 |
Подвижная игра |
20 |
20 |
|
7 |
Лёгкая атлетика |
13 |
13 |
|
|
|
|
|
|
Итого: |
102 |
102 |
|
Проверка нормативов проводится в течение учебного года с целью контроля уровня физической подготовленности учащихся на разных этапах обучения.
Контрольные упражнения |
Уровень |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
|
Мальчики |
Девочки |
|||||
Подтягивание в висе, кол-во раз |
6 |
4 |
3 |
|
|
|
Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз |
|
|
|
18 |
15 |
10 |
Бег 60 м с высокого старта, с |
10.0 |
10.8 |
11.0 |
10.3 |
11.0 |
11.5 |
Бег 1000 м, мин. с |
4.30 |
5.00 |
5.30 |
5.00 |
5.40 |
6.30 |
Ходьба на лыжах 1 км, мин. с |
7.00 |
7.30 |
8.00 |
7.30 |
8.00 |
8.30 |
Календарно-тематическое планирование
|
№ |
Т е м а |
Характеристика видов деятельности учащихся |
Примечание |
Дата по плану |
Дата по факту |
|||
|
|
Лёгкая атлетика. 12ч |
Усваивают правила соревнований в беге, прыжках и метаниях. Демонстрируют вариативные упражнения в ходьбе для развития координационных способностей. Выбирают индивидуальный темп ходьбы, контролируют его по частоте сердечных сокращений. Включают упражнения в ходьбе в различные формы занятий по физической культурею Описывают технику выполнения беговых упражнений, осваивают ее самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение беговых упражнений. Применяют беговые упражнения для развития координационных, скоростных способностей. Выбирают индивидуальный темп ходьбы и бега, контролируют его по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе освоения беговых и прыжковых упражнений, при этом соблюдая правила безопасности. Демонстрируют вариативное выполнение прыжковых упражнений. Применяют прыжковые упражнения для развития скоростно-силовых и координационных способностей.
Руководствуются правилами игр, соблюдают правила безопасности. Организуют и проводят совместно со сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство. Описывают технику игровых действий и приёмов, осваивают их самостоятельно, выявляют и устраняют типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками во время совместной игровой деятельности. Используют действия подвижных игр для развития координационных способностей и физических качеств.
|
|
|
|
|||
|
1 |
Правила безопасного поведения и техники безопасности. |
|
|
|
||||
|
2 |
Стартовый разгон |
|
|
|
||||
3 |
Высокий старт |
|
|
|
|||||
4 |
Челночный бег 3*10 |
|
|
|
|||||
5 |
Бег 30м |
|
|
|
|||||
6 |
Прыжок в длину |
|
|
|
|||||
7 |
Многоскоки. Метание мяча |
|
|
|
|||||
8 9 |
Метание мяча. |
|
|
|
|||||
10 |
Встречные эстафеты |
|
|
|
|||||
11 |
Круговая эстафета |
|
|
|
|||||
12 |
Бег 1000метров |
|
|
|
|||||
|
Подвижные игры 15 ч |
|
|
|
|||||
13 |
Инструктаж по ТБ. Стойка игрока |
|
|
|
|||||
14 |
Остановки и передвижения в стойке баскетболиста |
|
|
|
|||||
15 16 |
Ловля и передача мяча |
|
|
|
|||||
17 |
Передача мяча от груди снизу, сверху, одной рукой от плеча. |
|
|
|
|||||
18 |
Ловля и передача мяча в движении |
|
|
|
|||||
19 20 |
Ведение мяча. |
|
|
|
|||||
21 |
Ведение мяча с изменением направления движения |
|
|
|
|||||
22 |
Ведение мяча с изменением направления движения и скорости движения |
|
|
|
|||||
23 24 25 |
Броски в кольцо |
|
|
|
|||||
26 |
Передачи в тройках |
|
|
|
|||||
27 |
Эстафеты |
|
|
|
|||||
|
|
Гимнастика. 18 ч |
Объясняют названия и назначения гимнастических снарядов. Руководствуются правилами безопасности. Осваивают комплексы утренней зарядки и ЛФК, технику упражнений в лазании и перелезании, на гимнастическом бревне и скамейке, танцевальных упражнений, опорных прыжков, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности. Описывают состав и содержание ОРУ с предметами и без них, технику гимнастических упражнений, в лазании и перелезании, опорных прыжков, на гимнастическом бревне и скамейке, танцевальных упражнений, составляют комбинации из числа разученных упражнений. Оказывают помощь сверстникам при освоении ими новых упражнений, анализируют их технику, выявляют ошибки и помогают в их исправлении. Различают строевые команды и точно выполняют строевые приемы. Составляют комбинации из числа разученных упражнений и выполняют их.
|
|
|
|
|||
|
28 |
Инструктаж по т/б. Кувырки вперед слитно |
|
|
|
||||
29 |
Кувырки вперед слитно |
|
|
|
|||||
30 |
Перекатом назад стойка на лопатках |
|
|
|
|||||
31 |
Кувырок назад в группировке |
|
|
|
|||||
32 |
Кувырок назад в группировке. Мост с помощью и самостоятельно. |
|
|
|
|||||
33 34 |
Акробатические комбинации. |
|
|
|
|||||
35 36 |
Упражнения на равновесие |
|
|
|
|||||
37 |
Смешанные висы. |
|
|
|
|||||
38 |
Упражнения в упорах |
|
|
|
|||||
39 |
Комплекс аэробики |
|
|
|
|||||
40 41 42 |
Опорный прыжок |
|
|
|
|||||
43 |
Прыжки со скакалкой. Лазание и перелезание |
|
|
|
|||||
44 |
Лазанье и перелезание. |
|
|
|
|||||
45 |
Эстафеты с элементами акробатики |
|
|
|
|||||
|
|
Подвижные игры 3 ч |
Применяют передвижение на лыжах для развития координационных способностей и выносливости, контролируют скорость бега на лыжах по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах, соблюдают правила техники безопасности. Применяют правила подбора одежды для занятий бегом на лыжах. Используют бег на лыжах в организации активного отдыха.
Руководствуются правилами игр, соблюдают правила безопасности. Организуют и проводят совместно со сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство. Описывают технику игровых действий и приёмов, осваивают их самостоятельно, выявляют и устраняют типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками во время совместной игровой деятельности. Используют действия подвижных игр для развития координационных способностей и физических качеств.
Закрепляют в играх изучаемые навыки. Руководствуются правилами игр, соблюдают правила безопасности. Организуют и проводят совместно со сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство. Описывают технику игровых действий и приёмов, осваивают их самостоятельно, выявляют и устраняют типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками во время совместной игровой деятельности. Используют действия подвижных игр для развития координационных способностей и физических качеств. Используют подвижные игры для активного отдыха.
Усваивают правила соревнований в беге, прыжках и метаниях. Демонстрируют вариативные упражнения в ходьбе для развития координационных способностей. Выбирают индивидуальный темп ходьбы, контролируют его по частоте сердечных сокращений. Включают упражнения в ходьбе в различные формы занятий по физической культурею Описывают технику выполнения беговых упражнений, осваивают ее самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение беговых упражнений. Применяют беговые упражнения для развития координационных, скоростных способностей. Выбирают индивидуальный темп ходьбы и бега, контролируют его по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе освоения беговых и прыжковых упражнений, при этом соблюдая правила безопасности. Демонстрируют вариативное выполнение прыжковых упражнений. Применяют прыжковые упражнения для развития скоростно-силовых и координационных способностей. Описывают технику метания малого мяча разными способами, осваивают ее самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют выриативное выполнение метательных упражнений. Применяют упражнения в метании малого мяча для развития координационных, скоростно-силовых способностей, контролируют физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. |
|
|
|
|||
|
46 |
Инструктаж ПТБ |
|
|
|
||||
47 |
Подвижная игра: «Передал мяч садись», «Метко в цель». |
|
|
|
|||||
48 |
Подвижная игра: «Удочка», «Охотники и утки» |
|
|
|
|||||
|
Лыжная подготовка 21 ч |
|
|
|
|||||
49 50 |
Техника безопасности при занятии на лыжах. Попеременный двухшажный ход. |
|
|
|
|||||
51 52 |
Попеременный двухшажный ход. |
|
|
|
|||||
53 54 |
Спуск со склона в средней стойке. Попеременный двухшажный ход. |
|
|
|
|||||
55 56 |
Оновременный двухшажный ход. |
|
|
|
|||||
57 |
Оновременный двухшажный ход. Преодоление ворот при спуске. |
|
|
|
|||||
58 59 |
Поворот переступанием в движении. |
|
|
|
|||||
60 61 |
Поворот переступанием в движении. Подъём полуёлочкой на склон. |
|
|
|
|||||
62 63 |
Торможение упором. Торможение плугом. |
|
|
|
|||||
64 65 |
Передвижение на лыжах до 2км. |
|
|
|
|||||
66 67 68 |
Лыжные гонки на 1км. |
|
|
|
|||||
|
Подвижные игры 20 ч |
|
|
|
|||||
69 70 |
Ловля и передача мяча |
|
|
|
|||||
71 |
Ведение мяча |
|
|
|
|||||
72 |
Ведение мяча с изменением направления |
|
|
|
|||||
73 74 75 |
Броски мяча |
|
|
|
|||||
76 77 |
перемещение, броски, передачи. |
|
|
|
|||||
78 |
Эстафеты с элементами баскетбола |
|
|
|
|||||
79 80 |
Учебная игра |
|
|
|
|||||
81 |
Подвижная игра «Пионербол» одним мячом по упрощённым правилам |
|
|
|
|||||
82 |
Подвижная игра «Пионербол» |
|
|
|
|||||
83 |
Верхняя передача мяча над собой |
|
|
|
|||||
84 85 |
Нижняя передача мяча над собой |
|
|
|
|||||
86 |
Верхняя передача мяча в парах |
|
|
|
|||||
87 |
Нижняя передача мяча в парах |
|
|
|
|||||
88 89 |
Верхняя и нижняя передачи мяча в парах |
|
|
|
|||||
|
Легкая атлетика 13 ч |
|
|
|
|||||
90 |
Правила безопасного поведения и техники безопасности по легкой атлетике. Бег |
|
|
|
|||||
91 |
Прыжок в длину с места. |
|
|
|
|||||
92 |
Прыжок в высоту с бокового разбега способом «перешагивание». |
|
|
|
|||||
93 |
Прыжок в длину в шаге |
|
|
|
|||||
94 |
Прыжок в длину с 7-9 шагов разбега. |
|
|
|
|||||
95 |
Переменный бег |
|
|
|
|||||
96 |
Эстафетный бег. |
|
|
|
|||||
97 |
Низкий старт |
|
|
|
|||||
98 |
Бег 30 метров. |
|
|
|
|||||
99 |
Челночный бег 3х10м. |
|
|
|
|||||
100 |
Бег 1000м. |
|
|
|
|||||
101 |
Метание мяча на дальность. |
|
|
|
|||||
102 |
Развитие координационных способностей. |
|
|
|
|||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.