Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02 06 2020 г ).
![]() |
Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным
и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии
и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.
Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
В поурочно-тематическом планировании последовательность уроков соответствует действующему УМК.
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы». Освоение содержания курса
«География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Учебным планом на изучение географии отводится по одному часу в неделю в 6 классе, всего - 35 часов.
![]() |
Раздел 1. Оболочки Земли
Гидросфера и методы её изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы.
Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солёность и температура океанических вод. Океанические течения. Тёплые и холодные течения. Способы изображения на географических картах океанических течений, солёности и температуры вод Мирового океана на картах. Мировой океан и его части. Движения вод Мирового океана: волны; течения, приливы и отливы. Стихийные
явления в Мировом океане. Способы изучения и наблюдения за загрязнением вод Мирового океана. Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах.
Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим реки.
Озёра. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Озёра сточные и бессточные. Профессия гидролог. Природные ледники: горные и покровные. Профессия гляциолог.
Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Условия образования межпластовых вод. Минеральные источники.
Многолетняя мерзлота. Болота, их образование.
Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты. Человек и гидросфера. Использование человеком энергии воды.
Использование космических методов в исследовании влияния человека на гидросферу.
1. Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.
2. Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану в форме презентации.
3. Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы.
Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы.
Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха и его графическое отображение. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей. Годовой ход температуры воздуха.
Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров. Бризы. Муссоны.
Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков.
Погода и её показатели. Причины изменения погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря.
Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Адаптация человека к климатическим условиям. Профессия метеоролог. Основные метеорологические данные и способы отображения состояния погоды на метеорологической карте. Стихийные явления в атмосфере. Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным климатом. Профессия климатолог. Дистанционные методы в исследовании влияния человека на воздушную оболочку
Земли.
1. Представление результатов наблюдения за погодой своей местности.
2. Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды.
Биосфера — оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф и геоэколог. Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира.
Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Жизнь в Океане. Изменение животного и растительного мира Океана с глубиной и географической широтой.
Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле. Исследования и экологические проблемы.
1. Характеристика растительности участка местности своего края.
Природно-территориальные комплексы
Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природно-территориальный комплекс. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Круговороты веществ на Земле. Почва, её строение и состав. Образование почвы и плодородие почв. Охрана почв.
Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО.
1. Характеристика локального природного комплекса по плану.
![]() |
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Базовые логические действия
— Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
— устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
— выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
— Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;
— проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно- следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и
явлениями;
— оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и
явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
— Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
— оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
— систематизировать географическую информацию в разных формах.
Общение
— Формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
— Принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических
проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
— сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
— Самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
— Владеть способами самоконтроля и рефлексии;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
— Осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
— Описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;
— находить информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о природе своей местности, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач, и извлекать её из различных источников;
— приводить примеры опасных природных явлений в геосферах и средств их предупреждения;
— сравнивать инструментарий (способы) получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли;
— различать свойства вод отдельных частей Мирового океана;
— применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и отливы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
— классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам;
— различать питание и режим рек;
— сравнивать реки по заданным признакам;
— различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды» и применять их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
— устанавливать причинно-следственные связи между питанием, режимом реки и климатом на территории речного бассейна;
— приводить примеры районов распространения многолетней мерзлоты;
— называть причины образования цунами, приливов и отливов;
— описывать состав, строение атмосферы;
— определять тенденции изменения температуры воздуха, количества атмосферных осадков и атмосферного давления в зависимости от географического положения объектов; амплитуду температуры воздуха с использованием знаний об особенностях отдельных компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических задач;
— объяснять образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных бризов, муссонов; годовой ход температуры воздуха и распределение атмосферных осадков для отдельных территорий;
— различать свойства воздуха; климаты Земли; климатообразующие факторы;
— устанавливать зависимость между нагреванием земной поверхности и углом падения солнечных лучей; температурой воздуха и его относительной влажностью на основе данных эмпирических наблюдений;
— сравнивать свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря; количество солнечного тепла, получаемого земной поверхностью при различных углах падения солнечных лучей;
— различать виды атмосферных осадков;
— различать понятия «бризы» и «муссоны»;
— различать понятия «погода» и «климат»;
— различать понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «верхние слои атмосферы»;
— применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
— выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных климатических изменениях из различных источников для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
— проводить измерения температуры воздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер) и представлять результаты наблюдений в табличной и (или) графической
форме;
— называть границы биосферы;
— приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах;
— различать растительный и животный мир разных территорий Земли;
— объяснять взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном комплексе;
— сравнивать особенности растительного и животного мира в различных природных зонах;
— применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природно- территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
— сравнивать плодородие почв в различных природных зонах;
— приводить примеры изменений в изученных геосферах в результате деятельности человека на примере территории мира и своей местности, путей решения существующих экологических проблем.
![]() |
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Дата изучения |
Виды деятельности |
Виды, формы контроля |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||||
Раздел 1. Оболочки Земли |
||||||||
1.1. |
Гидросфера — |
9 |
0 |
3 |
01.09.2022 |
Называть части гидросферы; |
Письменный |
https://resh.edu.ru/subject/less on/7184/start/296857/ https://resh.edu.ru/subject/less on/7183/start/251760/ https://resh.edu.ru/subject/less on/7188/start/252134/ |
водная оболочка |
13.11.2022 |
Описывать круговорот воды в природе; |
контроль; |
|||||
Земли |
|
Называть источник энергии круговорота воды в природе; |
Устный |
|||||
|
|
Определять по картам и различать свойства вод отдельных частей Мирового океана; |
опрос; |
|||||
|
|
Применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и отливы» для |
Практическая |
|||||
|
|
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; |
работа; |
|||||
|
|
Определять по картам направления тёплых и холодных океанических течений; |
|
|||||
|
|
Приводить примеры стихийных явлений в Мировом океане; |
|
|||||
|
|
Называть причины цунами, приливов и отливов; |
|
|||||
|
|
Применять понятия «река», «речная система», «речной бассейн», «водораздел» для объяснения |
|
|||||
|
|
особенностей питания, режима, характера течения рек; |
|
|||||
|
|
Различать понятия «питание» и «режим реки»; |
|
|||||
|
|
Классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по |
|
|||||
|
|
заданным признакам; |
|
|||||
|
|
Сравнивать реки по заданным признакам (при выполнении практической работы № 1); |
|
|||||
|
|
Давать географическую характеристику одного из крупнейших озёр России и оформлять в виде |
|
|||||
|
|
презентации (при выполнении в групповой форме практической работы № 2); |
|
|||||
|
|
Приводить примеры использования человеком воды; |
|
|||||
1.2. |
Атмосфера — |
11 |
0 |
2 |
14.11.2022 |
описывать строение атмосферы; |
Письменный |
https://resh.edu.ru/subject/less on/7189/start/290759/ https://resh.edu.ru/subject/less on/7190/start/308271/ https://resh.edu.ru/subject/less on/7182/start/252008/ |
воздушная оболочка |
19.02.2023 |
сравнивать свойства воздуха в разных частях атмосферы; |
контроль; |
|||||
|
|
сравнивать содержание различных газов в составе воздуха; |
Устный |
|||||
|
|
сравнивать свойства воздуха в континентальных и морских воздушных массах (температура |
опрос; |
|||||
|
|
воздуха, влажность, запылённость); |
Практическая |
|||||
|
|
сравнивать свойства воздуха в континентальных и морских воздушных массах (температура |
работа; |
|||||
|
|
воздуха, влажность, запылённость); |
|
|||||
|
|
применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные |
|
|||||
|
|
массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; |
|
|||||
|
|
определять различие в температуре воздуха и атмосферном давлении на разной высоте над |
|
|||||
|
|
уровнем моря при решении практико-ориентированных задач; |
|
|||||
|
|
различать виды облаков и связанные с ними типы погоды; проводить измерения основных |
|
|||||
|
|
элементов погоды с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, |
|
|||||
|
|
барометр, анемометр, флюгер); |
|
|||||
|
|
называть причины образования облаков, тумана; |
|
|||||
|
|
различать виды атмосферных осадков; |
|
|||||
|
|
различать понятия «погода» и «климат», «бриз» и «муссон»; |
|
|||||
|
|
объяснять годовой ход температуры воздуха на разных географических широтах; |
|
|||||
|
|
различать климатические пояса Земли; |
|
|||||
|
|
приводить примеры стихийных явлений в атмосфере; |
|
|||||
|
|
устанавливать зависимость между температурой воздуха и его относительной влажностью на |
|
основе анализа графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности (при |
выполнении практической работы № 2); |
выражать свою точку зрения по проблеме глобальных климатических изменений; |
1.3. |
Биосфера — оболочка жизни |
5 |
0 |
1 |
20.02.2023 26.03.2023 |
характеризовать существенные признаки биосферы; называть границы биосферы; приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах в Мировом океане с глубиной и географической широтой; приводить примеры густо и малозаселённых территорий мира; приводить примеры экологических проблем, связанных с биосферой; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации; составлять план учебного исследования по установлению причинно-следственных связей изменения животного и растительного мира океана с глубиной и географической широтой; описывать растительность, устанавливать связи между компонентами природы (при выполнении практической работы № 1); |
Письменный контроль; Устный опрос; Практическая работа; |
https://resh.edu.ru/subject/less on/7181/start/308334/ https://resh.edu.ru/subject/less on/7179/start/251915/ |
Итого по разделу |
25 |
|
||||||
Раздел 2. Заключение |
||||||||
2.1. |
Природно- территориальные |
4 |
0 |
1 |
27.03.2023 30.05.2023 |
Применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природно- территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) |
Письменный контроль; |
https://resh.edu.ru/subject/less on/7180/start/251946/ |
|
комплексы |
|
|
|
|
практико-ориентированных задач; |
Устный |
|
|
|
|
|
|
|
приводить примеры взаимосвязи оболочек Земли; |
опрос; |
|
|
|
|
|
|
|
сравнивать почвы разных природных зон по естественному плодородию; |
Практическая |
|
|
|
|
|
|
|
называть факторы, влияющие на образование почвы; |
работа; |
|
|
|
|
|
|
|
объяснять взаимосвязи компонентов природно-территориального комплекса (при выполнении |
|
|
|
|
|
|
|
|
практической работы № 1); |
|
|
|
|
|
|
|
|
описывать круговороты вещества на Земле; |
|
|
|
|
|
|
|
|
приводить примеры природных объектов списка Всемирного наследия ЮНЕСКО; |
|
|
|
|
|
|
|
|
называть причины необходимости охраны природы; сохранения биоразнообразия планеты; |
|
|
|
|
|
|
|
|
извлекать информацию о выявления примеров путей решения экологических проблем из |
|
|
|
|
|
|
|
|
различных источников; |
|
|
Итого по разделу: |
4 |
|
||||||
Резервное время |
5 |
|
||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
35 |
0 |
7 |
|
![]() |
Сроки изучения |
№ п/п урока |
Наименование тем, уроков |
Лабораторные, практические, творческие |
Контрольные |
Примечания Практическое задание |
Общая часть курса (35ч, из них 5ч – резервное время) |
|||||
|
1. |
Тема 1 Гидросфера — водная оболочка (10ч) Состав и строение гидросферы Гидросфера — водная оболочка Земли. Части гидросферы, их соотношение. Свойства воды. Мировой круговорот воды в природе |
|
|
|
|
2. |
Мировой океан Мировой океан, его части. Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Жизнь в Океане |
|
|
|
|
3. |
Острова и полуострова. Типы островов. Рельеф дна Мирового океана. Использование карт для определения географического положения и описания морей, океанов. Практическая работа: описание океана и моря на основе анализа географических карт |
1 |
|
|
|
4. |
Решение практических задач по карте |
|
|
|
|
5. |
Воды Океана Температура и солёность вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Волны. Океанические течения, приливы, отливы |
|
|
|
|
6. |
Реки Земли Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки. Речная система, речной бассейн, водораздел. |
|
|
|
|
7. |
Режим реки, его зависимость от климата. Изменения в жизни рек. Речная долина. Равнинные и горные реки, их особенности. Практическая работа: сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам |
|
|
1 |
|
8. |
Озёра, подземные воды и ледники Озёра, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озёр. Крупнейшие пресные и солёные озёра мира и нашей страны. Сточные и бессточные озёра. Пруды и водохранилища. Образование болот, их хозяйственное значение и использование. Описание озера по карте. Практическая работа: характеристика одного из крупнейших озёр России по плану |
|
|
1 |
|
9. |
Подземные воды, их происхождение и виды, использование человеком. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле, условия возникновения, распространение. Покровные и горные ледники |
|
|
|
|
10. |
Гидросфера и человек Значение гидросферы для человека. Охрана гидросферы |
|
|
|
|
11. |
Тема 2. Атмосфера — воздушная оболочка (10ч) Состав и строение атмосферы Состав атмосферного воздуха. Строение атмосферы, её границы. Тропосфера, стратосфера, озоновый слой. Значение атмосферы для жизни на Земле. Атмосферные явления |
|
|
|
|
12. |
Тепло в атмосфере Нагревание воздуха тропосферы. Понижение температуры в тропосфере с высотой. Температура воздуха. Термометр. Средняя суточная температура, её определение. Суточный и годовой ход температуры воздуха. Суточная и годовая амплитуда температуры воздуха. Практическая работа: определение по статистическим данным тенденций изменения температуры воздуха в зависимости от географического положения объектов |
|
|
1 |
|
13. |
Зависимость суточного и годового хода температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам |
|
|
|
|
14. |
Атмосферное давление. Ветер Атмосферное давление, единицы его измерения. Барометр. |
|
|
|
|
15. |
Ветер, причины его образования. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон. Практическая работа: построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным календаря погоды |
1 |
|
|
|
16. |
Влага в атмосфере Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Гигрометр. Облака и их виды |
|
|
|
|
17 |
Облачность и её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Практическая работа: определение по статистическим данным тенденций изменения количества атмосферных осадков в зависимости от географического положения объектов |
|
|
1 |
|
18 |
Погода и климат Элементы и явления погоды. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства. Отличие климата от погоды. Климатообразующие факторы |
|
|
|
|
19 |
Решение практических задач с использованием информации о погоде Метеорологические приборы и инструменты. Измерение элементов погоды с помощью метеоприборов. Карты погоды, их чтение. Прогнозы погоды. Практическая работа: организация наблюдений за погодой с помощью метеоприборов |
|
|
1 |
|
20 |
Атмосфера и человек Значение атмосферы для человека. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности |
|
|
|
|
21. |
Тема 3. Биосфера — оболочка жизни (5ч) Биосфера — земная оболочка Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Границы распространения жизни на Земле. Разнообразие органического мира Земли, приспособление организмов к среде обитания |
|
|
|
|
22. |
Биосфера — сфера жизни Круговорот веществ в биосфере. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане |
|
|
|
|
23. |
Почва как особое природное образование Почва — особый природный слой. Плодородие — важнейшее свойство почвы. В. В. Докучаев — основатель науки о почвах — почвоведения. Типы почв |
|
|
|
|
24. |
Биосфера и человек Расы и народы мира, их отличительные особенности. Человек — часть биосферы. |
|
|
|
|
25. |
Значение биосферы для человека. Влияние человека на биосферу |
|
|
|
|
26. |
Тема 4. Географическая оболочка (5ч) Географическая оболочка. Свойства и закономерности географической оболочки. Природные зоны Земли, культурные ландшафты, природное и культурное наследие |
|
|
|
|
27. |
Географическая оболочка: состав, границы и взаимосвязи между её составными частями. Свойства географической оболочки. |
|
|
|
|
28. |
Природные зоны Земли. Карта природных зон |
|
|
|
|
29. |
Понятие «культурный ландшафт». Основные виды культурных ландшафтов |
|
|
|
|
30. |
Природное и культурное наследие. Объекты Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Практическая работа: составление списка интернет-ресурсов, содержащих информацию о состоянии окружающей среды своей местности |
|
|
|
|
31. |
Резервное время |
|
|
|
|
32. |
Резервное время |
|
|
|
|
33. |
Резервное время |
|
|
|
|
34. |
Резервное время |
|
|
|
|
35. |
Резервное время |
|
|
|
![]() |
Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие. География, 6 класс/ Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант:
А.И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. География. 5—6 классы. Учебник В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 5—6 классы
Атлас. 5—6 классы
https://resh.edu.ru/subject/4/6/ https://uchi.ru/main
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Слайд-проектор Экран настенный Компьютер учителя
Глобус физический Компас-азимут Барометр-анероид Нивелир
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.