Рабочая программа по географии
Оценка 4.6

Рабочая программа по географии

Оценка 4.6
docx
география
6 кл
14.01.2023
Рабочая программа по географии
география 6.docx

Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02 06 2020 г ).


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным

и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии

и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.

Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.

В поурочно-тематическом планировании последовательность уроков соответствует действующему УМК.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:

1)  воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;

2)  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;

3)  воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

4)  формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;

5)  формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

6)   формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы». Освоение содержания курса

«География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».

Учебным планом на изучение географии отводится по одному часу в неделю в 6 классе, всего - 35 часов.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Оболочки Земли

Тема 1. Гидросфера водная оболочка Земли

Гидросфера и методы её изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы.

Исследования вод Мирового океана. Профессия океанолог. Солёность и температура океанических вод. Океанические течения. Тёплые и холодные течения. Способы изображения на географических картах океанических течений, солёности и температуры вод Мирового океана на картах. Мировой океан и его части. Движения вод Мирового океана: волны; течения, приливы и отливы. Стихийные

явления в Мировом океане. Способы изучения и наблюдения за загрязнением вод Мирового океана. Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах.

Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим реки.

Озёра. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Озёра сточные и бессточные. Профессия гидролог. Природные ледники: горные и покровные. Профессия гляциолог.

Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Условия образования межпластовых вод. Минеральные источники.

Многолетняя мерзлота. Болота, их образование.

Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты. Человек и гидросфера. Использование человеком энергии воды.

Использование космических методов в исследовании влияния человека на гидросферу.

Практические работы

1.  Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.

2.  Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану в форме презентации.

3.  Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их систематизация в форме таблицы.

Тема 2. Атмосфера воздушная оболочка Земли

Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы.

Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха и его графическое отображение. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей. Годовой ход температуры воздуха.

Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Роза ветров. Бризы. Муссоны.

Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков.

Погода и её показатели. Причины изменения погоды.

Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря.

Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Адаптация человека к климатическим условиям. Профессия метеоролог. Основные метеорологические данные и способы отображения состояния погоды на метеорологической карте. Стихийные явления в атмосфере. Современные изменения климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным климатом. Профессия климатолог. Дистанционные методы в исследовании влияния человека на воздушную оболочку

Земли.

Практические работы


1.  Представление результатов наблюдения за погодой своей местности.

2.  Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости между данными элементами погоды.

Тема 3. Биосфера — оболочка жизни

Биосфера оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф и геоэколог. Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира.

Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Жизнь в Океане. Изменение животного и растительного мира Океана с глубиной и географической широтой.

Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле. Исследования и экологические проблемы.

Практические работы

1. Характеристика растительности участка местности своего края.

Заключение

Природно-территориальные комплексы

Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природно-территориальный комплекс. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Круговороты веществ на Земле. Почва, её строение и состав. Образование почвы и плодородие почв. Охрана почв.

Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Практическая работа (выполняется на местности)

1. Характеристика локального природного комплекса по плану.



ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.

Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).

Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.

Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим


занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:

Овладению универсальными познавательными действиями:

Базовые логические действия

    Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;

    устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;

    выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;

    выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

    выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;

    самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия


    Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;

    формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

    формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;

    проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно- следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и

явлениями;

    оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;

    самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;

    прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и

явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.

Работа с информацией

    Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

    выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;

    находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;

    самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;

    оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

    систематизировать географическую информацию в разных формах.

Овладению универсальными коммуникативными действиями:

Общение

    Формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;

    в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

    сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

    публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.

Совместная деятельность (сотрудничество)

    Принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических


проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

    планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

    сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.

Овладению универсальными учебными регулятивными действиями: Самоорганизация

    Самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

    составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.

Самоконтроль (рефлексия)

    Владеть способами самоконтроля и рефлексии;

    объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

    вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

    оценивать соответствие результата цели и условиям.

 

Принятие себя и других:

    Осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

    признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Описывать по физической карте полушарий, физической карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;

    находить информацию об отдельных компонентах природы Земли, в том числе о природе своей местности, необходимую для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач, и извлекать её из различных источников;

    приводить примеры опасных природных явлений в геосферах и средств их предупреждения;

    сравнивать инструментарий (способы) получения географической информации на разных этапах географического изучения Земли;

    различать свойства вод отдельных частей Мирового океана;


    применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и отливы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

    классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам;

    различать питание и режим рек;

    сравнивать реки по заданным признакам;

    различать понятия «грунтовые, межпластовые и артезианские воды» и применять их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

    устанавливать причинно-следственные связи между питанием, режимом реки и климатом на территории речного бассейна;

    приводить примеры районов распространения многолетней мерзлоты;

    называть причины образования цунами, приливов и отливов;

    описывать состав, строение атмосферы;

    определять тенденции изменения температуры воздуха, количества атмосферных осадков и атмосферного давления в зависимости от географического положения объектов; амплитуду температуры воздуха с использованием знаний об особенностях отдельных компонентов природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических задач;

    объяснять образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных бризов, муссонов; годовой ход температуры воздуха и распределение атмосферных осадков для отдельных территорий;

    различать свойства воздуха; климаты Земли; климатообразующие факторы;

    устанавливать зависимость между нагреванием земной поверхности и углом падения солнечных лучей; температурой воздуха и его относительной влажностью на основе данных эмпирических наблюдений;

    сравнивать свойства атмосферы в пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря; количество солнечного тепла, получаемого земной поверхностью при различных углах падения солнечных лучей;

    различать виды атмосферных осадков;

    различать понятия «бризы» и «муссоны»;

    различать понятия «погода» и «климат»;

    различать понятия «атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «верхние слои атмосферы»;

    применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

    выбирать и анализировать географическую информацию о глобальных климатических изменениях из различных источников для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

    проводить измерения температуры воздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер) и представлять результаты наблюдений в табличной и (или) графической


форме;

    называть границы биосферы;

    приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах;

    различать растительный и животный мир разных территорий Земли;

    объяснять взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном комплексе;

    сравнивать особенности растительного и животного мира в различных природных зонах;

    применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природно- территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

    сравнивать плодородие почв в различных природных зонах;

    приводить примеры изменений в изученных геосферах в результате деятельности человека на примере территории мира и своей местности, путей решения существующих экологических проблем.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Оболочки Земли

1.1.

Гидросфера

9

0

3

01.09.2022

Называть части гидросферы;

Письменный

https://resh.edu.ru/subject/less on/7184/start/296857/ https://resh.edu.ru/subject/less on/7183/start/251760/ https://resh.edu.ru/subject/less on/7188/start/252134/

 

водная оболочка

 

 

13.11.2022

 

 

Описывать круговорот воды в природе;

 

 

контроль;

Земли

 

Называть источник энергии круговорота воды в природе;

Устный

 

 

Определять по картам и различать свойства вод отдельных частей Мирового океана;

опрос;

 

 

Применять понятия «гидросфера», «круговорот воды», «цунами», «приливы и отливы» для

Практическая

 

 

решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

работа;

 

 

Определять по картам направления тёплых и холодных океанических течений;

 

 

 

Приводить примеры стихийных явлений в Мировом океане;

 

 

 

Называть причины цунами, приливов и отливов;

 

 

 

Применять понятия «река», «речная система», «речной бассейн», «водораздел» для объяснения

 

 

 

особенностей питания, режима, характера течения рек;

 

 

 

Различать понятия «питание» и «режим реки»;

 

 

 

Классифицировать объекты гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по

 

 

 

заданным признакам;

 

 

 

Сравнивать реки по заданным признакам (при выполнении практической работы 1);

 

 

 

Давать географическую характеристику одного из крупнейших озёр России и оформлять в виде

 

 

 

презентации (при выполнении в групповой форме практической работы 2);

 

 

 

Приводить примеры использования человеком воды;

 

1.2.

Атмосфера

11

0

2

14.11.2022

описывать строение атмосферы;

Письменный

https://resh.edu.ru/subject/less on/7189/start/290759/ https://resh.edu.ru/subject/less on/7190/start/308271/ https://resh.edu.ru/subject/less on/7182/start/252008/

 

 

воздушная оболочка

 

 

19.02.2023

 

 

сравнивать свойства воздуха в разных частях атмосферы;

 

 

контроль;

 

 

сравнивать содержание различных газов в составе воздуха;

Устный

 

 

сравнивать свойства воздуха в континентальных и морских воздушных массах (температура

опрос;

 

 

воздуха, влажность, запылённость);

Практическая

 

 

сравнивать свойства воздуха в континентальных и морских воздушных массах (температура

работа;

 

 

воздуха, влажность, запылённость);

 

 

 

применять понятия «атмосферное давление», «ветер», «атмосферные осадки», «воздушные

 

 

 

массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

 

 

 

определять различие в температуре воздуха и атмосферном давлении на разной высоте над

 

 

 

уровнем моря при решении практико-ориентированных задач;

 

 

 

различать виды облаков и связанные с ними типы погоды; проводить измерения основных

 

 

 

элементов погоды с использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр,

 

 

 

барометр, анемометр, флюгер);

 

 

 

называть причины образования облаков, тумана;

 

 

 

различать виды атмосферных осадков;

 

 

 

различать понятия «погода» и «климат», «бриз» и «муссон»;

 

 

 

объяснять годовой ход температуры воздуха на разных географических широтах;

 

 

 

различать климатические пояса Земли;

 

 

 

приводить примеры стихийных явлений в атмосфере;

 

 

 

устанавливать зависимость между температурой воздуха и его относительной влажностью на

 


основе анализа графиков суточного хода температуры воздуха и относительной влажности (при

выполнении практической работы 2);

выражать свою точку зрения по проблеме глобальных климатических изменений;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  

                                                                  

1.3.

Биосфера оболочка жизни

5

0

1

20.02.2023

26.03.2023

характеризовать существенные признаки биосферы; называть границы биосферы;

приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания в разных природных зонах в Мировом океане с глубиной и географической широтой;

приводить примеры густо и малозаселённых территорий мира; приводить примеры экологических проблем, связанных с биосферой;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации; составлять план учебного исследования по установлению причинно-следственных связей изменения животного и растительного мира океана с глубиной и географической широтой; описывать растительность, устанавливать связи между компонентами природы (при выполнении практической работы 1);

Письменный контроль; Устный опрос;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/subject/less on/7181/start/308334/ https://resh.edu.ru/subject/less on/7179/start/251915/

Итого по разделу

25

 

Раздел 2. Заключение

2.1.

Природно- территориальные

4

0

1

27.03.2023

30.05.2023

Применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природно- территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и (или)

Письменный контроль;

https://resh.edu.ru/subject/less on/7180/start/251946/

 

комплексы

 

 

 

 

практико-ориентированных задач;

Устный

 

 

 

 

 

 

 

приводить примеры взаимосвязи оболочек Земли;

опрос;

 

 

 

 

 

 

 

сравнивать почвы разных природных зон по естественному плодородию;

Практическая

 

 

 

 

 

 

 

называть факторы, влияющие на образование почвы;

работа;

 

 

 

 

 

 

 

объяснять взаимосвязи компонентов природно-территориального комплекса (при выполнении

 

 

 

 

 

 

 

 

практической работы 1);

 

 

 

 

 

 

 

 

описывать круговороты вещества на Земле;

 

 

 

 

 

 

 

 

приводить примеры природных объектов списка Всемирного наследия ЮНЕСКО;

 

 

 

 

 

 

 

 

называть причины необходимости охраны природы; сохранения биоразнообразия планеты;

 

 

 

 

 

 

 

 

извлекать информацию о выявления примеров путей решения экологических проблем из

 

 

 

 

 

 

 

 

различных источников;

 

 

Итого по разделу:

4

 

Резервное время

5

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

35

0

7

 



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

Сроки изучения

№ п/п урока

Наименование тем, уроков

Лабораторные, практические, творческие

Контрольные

Примечания

Практическое задание

Общая часть курса (35ч, из них 5ч – резервное время)

 

1.

Тема 1 Гидросфера — водная оболочка (10ч)

Состав и строение гидросферы

Гидросфера — водная оболочка Земли. Части гидросферы, их соотношение. Свойства воды. Мировой круговорот воды в природе

 

 

 

 

2.

Мировой океан

Мировой океан, его части. Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Жизнь в Океане

 

 

 

 

3.

Острова и полуострова. Типы островов. Рельеф дна Мирового океана. Использование карт для определения географического положения и описания морей, океанов. Практическая работа: описание океана и моря на основе анализа географических карт

1

 

 

 

4.

Решение практических задач по карте

 

 

 

 

5.

Воды Океана

Температура и солёность вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Волны. Океанические течения, приливы, отливы

 

 

 

 

6.

Реки Земли

Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки. Речная система, речной бассейн, водораздел.

 

 

 

 

7.

Режим реки, его зависимость от климата. Изменения в жизни рек. Речная долина. Равнинные и горные реки, их особенности.

Практическая работа: сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам

 

 

1

 

8.

Озёра, подземные воды и ледники

Озёра, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озёр. Крупнейшие пресные и солёные озёра мира и нашей страны. Сточные и бессточные озёра. Пруды и водохранилища. Образование болот, их хозяйственное значение и использование. Описание озера по карте.

Практическая работа: характеристика одного из крупнейших озёр России по плану

 

 

1

 

9.

Подземные воды, их происхождение и виды, использование человеком. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле, условия возникновения, распространение. Покровные и горные ледники

 

 

 

 

10.

Гидросфера и человек

Значение гидросферы для человека. Охрана гидросферы

 

 

 

 

11.

Тема 2. Атмосфера — воздушная оболочка (10ч)

Состав и строение атмосферы

Состав атмосферного воздуха. Строение атмосферы, её границы. Тропосфера, стратосфера, озоновый слой. Значение атмосферы для жизни на Земле. Атмосферные явления

 

 

 

 

12.

Тепло в атмосфере

Нагревание воздуха тропосферы. Понижение температуры в тропосфере с высотой. Температура воздуха. Термометр. Средняя суточная температура, её определение. Суточный и годовой ход температуры воздуха. Суточная и годовая амплитуда температуры воздуха.

Практическая работа: определение по статистическим данным тенденций изменения температуры воздуха в зависимости от географического положения объектов

 

 

1

 

13.

Зависимость суточного и годового хода температуры воздуха от высоты Солнца над горизонтом. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам

 

 

 

 

 

14.

Атмосферное давление. Ветер

Атмосферное давление, единицы его измерения. Барометр.

 

 

 

 

15.

Ветер, причины его образования. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон.

Практическая работа: построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным календаря погоды

1

 

 

 

16.

Влага в атмосфере

Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Гигрометр. Облака и их виды

 

 

 

 

17

Облачность и её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли.

Практическая работа: определение по статистическим данным тенденций изменения количества атмосферных осадков в зависимости от географического положения объектов

 

 

1

 

18

Погода и климат

Элементы и явления погоды. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства. Отличие климата от погоды. Климатообразующие факторы

 

 

 

 

19

Решение практических задач с использованием информации о погоде

Метеорологические приборы и инструменты. Измерение элементов погоды с помощью метеоприборов. Карты погоды, их чтение. Прогнозы погоды.

Практическая работа: организация наблюдений за погодой с помощью метеоприборов

 

 

1

 

20

Атмосфера и человек

Значение атмосферы для человека. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности

 

 

 

 

21.

Тема 3. Биосфера — оболочка жизни (5ч)

Биосфера — земная оболочка

Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Границы распространения жизни на Земле. Разнообразие органического мира Земли, приспособление организмов к среде обитания

 

 

 

 

22.

Биосфера — сфера жизни

Круговорот веществ в биосфере. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане

 

 

 

 

23.

Почва как особое природное образование

Почва — особый природный слой. Плодородие — важнейшее свойство почвы. В. В. Докучаев — основатель науки о почвах — почвоведения. Типы почв

 

 

 

 

24.

Биосфера и человек

Расы и народы мира, их отличительные особенности. Человек — часть биосферы.

 

 

 

 

25.

Значение биосферы для человека. Влияние человека на биосферу

 

 

 

 

26.

Тема 4. Географическая оболочка (5ч)

Географическая оболочка. Свойства и закономерности географической оболочки. Природные зоны Земли, культурные ландшафты, природное и культурное наследие

 

 

 

 

 

27.

Географическая оболочка: состав, границы и взаимосвязи между её составными частями. Свойства географической оболочки.

 

 

 

 

28.

Природные зоны Земли. Карта природных зон

 

 

 

 

29.

Понятие «культурный ландшафт». Основные виды культурных ландшафтов

 

 

 

 

30.

Природное и культурное наследие. Объекты Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Практическая работа: составление списка интернет-ресурсов, содержащих информацию о состоянии окружающей среды своей местности

 

 

 

 

31.

Резервное время

 

 

 

 

32.

Резервное время

 

 

 

 

33.

Резервное время

 

 

 

 

34.

Резервное время

 

 

 

 

35.

Резервное время

 

 

 



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие. География, 6 класс/ Акционерное общество

«Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

А.И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. География. 5—6 классы. Учебник В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 5—6 классы

Атлас. 5—6 классы

 

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru/subject/4/6/ https://uchi.ru/main



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Слайд-проектор Экран настенный Компьютер учителя

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Глобус физический Компас-азимут Барометр-анероид Нивелир


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе

Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Представление результатов наблюдения за погодой своей местности

Представление результатов наблюдения за погодой своей местности

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно…

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно…

Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания; — формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и…

Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания; — формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и…

Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:

Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:

Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических задач; — объяснять образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных бризов, муссонов; годовой ход температуры…

Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических задач; — объяснять образование атмосферных осадков; направление дневных и ночных бризов, муссонов; годовой ход температуры…

Земли; — объяснять взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном комплексе; — сравнивать особенности растительного и животного мира в различных природных зонах; — применять понятия «почва», «плодородие…

Земли; — объяснять взаимосвязи компонентов природы в природно-территориальном комплексе; — сравнивать особенности растительного и животного мира в различных природных зонах; — применять понятия «почва», «плодородие…

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Биосфера — оболочка жизни 5 0 1 20

Биосфера — оболочка жизни 5 0 1 20

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Пруды и водохранилища. Образование болот, их хозяйственное значение и использование

Пруды и водохранилища. Образование болот, их хозяйственное значение и использование

Ветер, причины его образования

Ветер, причины его образования

Тема 3. Биосфера — оболочка жизни (5ч)

Тема 3. Биосфера — оболочка жизни (5ч)

Резервное время 34

Резервное время 34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2023