МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
при Посольстве России в Мозамбике
Рассмотрено: руководитель МС _________/____________/ ФИО Протокол №_____ от «____ » августа 20___ г. |
Согласовано: зам. директора по УВР _________/____________/ ФИО от «___» сентября 20___ г. |
Утверждено: директор школы ______/_____________ / ФИО Приказ № ____ от «___» сентября 20____ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету география
уровень образования основного общего образования, 5 класс
34 часа
Программу составил:
Сальников Евгений Александрович
МАПУТУ, 2020 год
Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа реализуется в УМК по географии для 5 – 9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева
Рабочая программа по географии составлена на основе:
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
- примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
- программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно–общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
-комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
-целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно–общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
-умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
-умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
-предпрофильной ориентации.
Общая характеристика курса географии
География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально–экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Цели географии:
-формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
-формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
-понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
-познание основных природных, социально– экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;
-формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
-формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
-формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
-формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
-формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
-понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
-всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
-выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также, формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно–деятельностного, историко–проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Содержание курса географии 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо–картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.
Место географии в базисном учебном плане
География в основной школе изучается с 5 класса. Общее число учебных часов в 5 классе 34 часа (1 час в неделю).
В соответствии с базисным учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.
Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.
Содержание учебного предмета.
География Земли.
Раздел 1. Источники географической информации.
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Раздел 2. Природа Земли и человек.
Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.
Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России ;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
- формирование основ социально – критического мышления;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно–исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результами освоения географии являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатами освоения географии являются:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения ;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
При изучении географии в 5 классе ученик научится:
1) использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
2) анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
3) находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
4) определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
5) выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
6) составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
7) представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
8) различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
9) использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
10) проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
11) оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
При изучении географии в 5 классе ученик получит возможность научиться:
1) работать с различными источниками географической информации и приборами;
2) ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
3) читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
4) строить простые планы местности;
5) создавать простейшие географические карты различного содержания;
6) моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
7) использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
8) воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
9) создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
10) самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли.
Тематическое планирование.
№ п/п |
Название раздела, темы урока |
Количество часов |
Оборудование |
|
Развитие географических знаний о Земле |
5 |
|
1 |
Географические методы изучения окружающей среды |
1 |
Карта полушарий |
2 |
Развитие географических знаний о Земле |
1 |
Иллюстрации учебника, презентация |
3 |
Выдающиеся географические открытия |
1 |
Карта маршрутов важнейших путешествий, презентация |
4 |
Современный этап научных географических исследований. |
1 |
презентация |
5 |
Контрольная работа « Развитие географических знаний о Земле» |
1 |
|
|
Земля – планета Солнечной системы |
5 |
|
6 |
Земля – планета Солнечной системы |
1 |
Карта звездного неба, солнечной системы |
7 |
Форма, размеры и движение Земли. |
1 |
Глобус, Карта полушарий |
8 |
Пояса освещённости. Часовые пояса. |
1 |
Иллюстрации учебника, карта часовых поясов, презентация |
9 |
Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли |
1 |
Теллурий, таблицы |
10 |
Контрольная работа «Земля – планета Солнечной системы» |
1 |
|
|
План и карта |
11 |
|
11 |
Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности. |
1 |
Топографическая карта, план местности, атлас, компас |
12 |
Масштаб и его виды. |
1 |
Презентация, атлас |
13 |
Практическая работа «Определение масштаба» |
1 |
|
14 |
Изображение земной поверхности на плоскости.
|
1 |
Топографическая карта, план местности, атлас |
15 |
Практическая работа «Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности» |
1 |
Топографическая карта, план местности, атлас |
16 |
Географическая карта – особый источник информации. |
1 |
Карта полушарий, физическая карта России |
17 |
Градусная сетка |
1 |
Глобус, Карта полушарий |
18 |
Географическая широта. |
1 |
Глобус, Карта полушарий |
19 |
Географическая долгота. Географические координаты. |
1 |
Глобус, Карта полушарий |
20 |
Решение практических задач по плану и карте. |
1 |
Глобус, Карта полушарий |
21 |
Контрольная работа « План и карта» |
1 |
|
|
Человек на Земле |
3 |
|
22 |
Заселение человеком Земли |
1 |
Карта плотность населения мира |
23 |
Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города. |
1 |
Презентация, Иллюстрации учебника |
24 |
Практическая работа «Многообразие стран мира» |
1 |
Политическая карта мира |
|
Литосфера – твердая оболочка Земли |
10 |
|
25 |
Земная кора и литосфера. |
1 |
Иллюстрации учебника, презентация |
26 |
Горные породы, минералы, полезные ископаемые. |
1 |
Коллекции горных пород и полезных ископаемых |
27 |
Литосферные плиты, их движение и взаимодействие
|
1 |
Тектоническая карта мира, Иллюстрации учебника, презентация |
28 |
Землетрясение и вулканизм. |
1 |
Презентация, видеофильм |
29 |
Рельеф Земли. Равнины. |
1 |
Карта полушарий, видеоролик |
30 |
Рельеф Земли. Горы. |
1 |
Карта полушарий, видиоролик |
31 - 32 |
Выполнение проекта « Скульптурный портрет планеты» |
2 |
Карта полушарий Иллюстрации учебника, презентация |
33 |
Человек и литосфера. |
1 |
Презентация, видеоролик |
34 |
Повторение курса географии 5 класса |
1 |
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
По плану |
По факту |
Основное содержание урока |
Универсальные учебные действия |
Домашнее задание |
||||||||||||
|
|
|
|
|
личностные |
предметные |
метапредметные |
|
||||||||||
|
Развитие географических знаний о Земле – 5 ч. |
|||||||||||||||||
1 |
Географические методы изучения окружающей среды |
4.09
|
|
Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды |
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; |
Определять понятие « география» Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Различать природные и антропогенные географически объекты. |
Познавательные Выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии Создание историко-географического образа объектов Земли Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное Устанавливать основные приемы работы с учебником
|
П. 1 Стр. 4 - 7 |
||||||||||
2 |
Развитие географических знаний о Земле |
11. 09 |
|
Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей.
|
Показывать по картам территории древних государств. Находить информацию (Интернет и другие источники) о накоплении географических знаниях в древних государствах. |
Регулятивные Работа с картой, сравнение современной карты с древними Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях Познавательные Поиск информации по накоплению географических знаний Коммуникативные Самостоятельный анализ, умение слушать другого |
П.2 Стр. 10- 12 |
|||||||||||
3 |
Выдающиеся географические открытия |
18. 09 |
|
Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизациА.и. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама Х. Колумб Ф Магеллан, Ф. Дрейк, А. Тасман, Дж. Кук Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев Р. Амундсен Р. Пири
|
Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернет и других источниках) о путешествиях и путешественниках эпохи ВГО Обсуждать значение открытий Нового Света и всей эпохи ВГО. |
Познавательные Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте Поиск информации о путешественниках Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте Коммуникативные Обсуждение значения открытий Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях |
П. 3 Стр.13 - 15 |
|||||||||||
4 |
Современный этап научных географических исследований. |
25. 09 |
|
Источники географической информации. Географические информационные системы Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей |
|
Выявлять особенности изучения географии на современном этапе.
|
Познавательные Поиск информации о путешественниках Определение значения географических исследований для жизни общества Регулятивные Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт Работа с учебником, с атласом Коммуникативные Обсуждение значения географической науки в парах, группах |
П. 4 Стр. 16 - 18 |
||||||||||
5 |
Контрольная работа «Развитие географичес-ких знаний о Земле» |
2. 10 |
|
Тестовая контрольная работа из заданий разного вида |
|
Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий |
|
Повтор. пройден. материал |
||||||||||
Земля – планета Солнечной системы – 5 ч |
||||||||||||||||||
6 |
Земля – планета Солнечной системы |
9. 10 |
|
Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса н Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. |
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; |
|
Регулятивные Познавательные Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы Описание уникальных особенностей Земли как планеты Коммуникативные Оценить действие партнеров |
П.5 Стр.20 – 21 |
||||||||||
7 |
Форма, размеры и движение Земли. |
16. 10 |
|
Форма и размеры Земли. Движение Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги. |
|
Познавательные Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси Регулятивные Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» Анализ положения Земли в определённых точках орбиты и объяснение смены времён года (Составление и анализ схемы «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца» Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное Коммуникативные Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений |
П. 6 Стр. 22 – 24 |
|||||||||||
8 |
Пояса освещённости. Часовые пояса. |
23. 10 |
|
Неравномерное распределение тепла на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь. Пояса освещенности |
|
П. 7 Стр. 25 - 26 |
||||||||||||
9 |
Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли |
6.11 |
|
|
П. 7 Стр. 26 – 27 |
|||||||||||||
10 |
Контрольная работа «Земля – планета Солнечной системы» |
13.11 |
|
Тестовая контрольная работа из заданий разного вида
|
|
Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий |
|
Повтор. пройден. материал |
||||||||||
План и карта – 11 ч. |
||||||||||||||||||
11 |
Ориентирова-ние и способы ориентирова-ния на местности. План местности. |
20.11 |
|
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде План местности. Особенности изображения местности на плане Условные знаки. |
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; |
Распознавать условные знаки планов местности Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Использовать оборудование для глазомерной съемки. Составлять простейшие планы местности небольшого участка. |
Познавательные Иметь представления о понятиях Знать определение «Азимут» и уметь определять его Регулятивные Умение работать с измерительными приборами Научиться читать план местности с помощью условных знаков Коммуникативные Умение слушать товарища Соблюдать правила поведения в кабинете |
П. 8 Стр. 30- 32 |
||||||||||
12 |
Масштаб и его виды. |
27.11 |
|
Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. |
Определять по топографической карт расстояние между географическими объектами и помощью линейного и именованного масштаб. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот. |
Познавательные Иметь представления о понятиях Регулятивные Умение работать с измерительными приборами Коммуникативные Работа в группе |
П. 9 Стр. 33 - 34 |
|||||||||||
13 |
Практическая работа «Определение масштаба» |
4.12 |
|
П. 9 Стр. 35 |
||||||||||||||
14 |
Изображение земной поверхности на плоскости.
|
11.12 |
|
Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали. |
Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа. Распознавать высоты (глубины) на физической карте с помощью шкалы высот и глубин. Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением ее глубины. |
Познавательные Знакомство с условными знаками, изображающими неровности земной поверхности Регулятивные решение задач по определению абсолютной и относительной высоты Уметь составлять план местности простейшим способом Коммуникативные работа в группах |
П. 10 Стр. 36 - 37 |
|||||||||||
15 |
Практическая работа «Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности»
контрольная
|
18.12 |
|
Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности Топографическая карта Способы глазомерной съемки местности. |
П.11 Стр.38 - 39 |
|||||||||||||
16 |
Географичес-кая карта – особый источник информации. |
25.12 |
|
Глобус – объемная модель Земли. Географическая карта, ее отличие от плана. Свойства географической карты. Легенды карты, виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. |
Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимки. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые Читать карты различных вдов на основе анализа легенды. Определять зависимость подробности карт от ее масштаба. Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территории. Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений объектов. Анализировать атласы и различать его карты по охвату территории и тематике. |
Познавательные Регулятивные Овладение умением читать карты различных видов, находить черты их сходства и отличия. Коммуникативные Формировать компетентности в общении. |
П.12 Стр.40 - 43 |
|||||||||||
17 |
Градусная сетка. |
15.01 |
|
Градусная сетка, ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте |
|
Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы. Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначения сетки параллелей и меридианов. |
Познавательные Регулятивные Знать определения «широта и долгота», уметь определять их на глобусе и карте коммуникативные Самостоятельный анализ .умение слушать другого |
П. 13 Стр.44 – 47 |
||||||||||
18 |
Географичес-кая широта. |
22.01 |
|
Географические координаты. Географическая широта. Определение географической широты объектов
Географическая долгота. Определение географической долготы объектов. Часовые пояса. |
П. 14 Стр.48 - 50 |
|||||||||||||
19 |
Географичес-кая долгота. Географичес-кие координаты. |
29.01 |
|
|
Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Определять расстояние с помощью градусной сетки. |
Познавательные Отработка навыков по определению географических координат Регулятивные Определение расстояний с помощью градусной сети |
П. 15 Стр.51 - 53 |
|||||||||||
20 |
Решение практических задач по плану и карте. |
5.02 |
|
П.16 Стр. 54 - 56 |
||||||||||||||
21 |
Контрольная работа по теме «План и карта» |
12.02 |
|
Тестовая контрольная работа из заданий разного вида |
Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий |
|
Повтор. пройден. материал |
|||||||||||
Человек на Земле – 3 ч. |
||||||||||||||||||
22 |
Заселение человеком Земли |
19.02 |
|
Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. |
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; |
|
КоммуникативныеОрганизовывать работу в паре Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное Устанавливать основные приемы работы с учебником |
П. 17 Стр.58 - 60 |
||||||||||
23 |
Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города. |
26.02 |
|
Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. |
|
КоммуникативныеУмение слушать товарища Соблюдать правила поведения в кабинете |
П. 18 Стр. 61 - 63 |
|||||||||||
24 |
Практическая работа «Многообра-зие стран мира» контр |
4.03 |
|
|
Коммуникативные Позитивная самооценка Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное Устанавливать основные приемы работы с учебником
|
П. 19 Стр. 64 - 66 |
||||||||||||
Литосфера – твердая оболочка Земли – 10 ч. |
||||||||||||||||||
25 |
Земная кора и литосфера. |
11.03 |
|
Внешние и внутренние силы Земли Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора Типы земной коры, ее строение под материками и океанами |
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; |
Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Анализировать схему «Типы земной коры » Анализировать схемы строения земной коры и литосферы.
|
Познавательные Регулятивные Уметь выделять внутренние оболочки Земли и выявлять их особенности. Коммуникативные Оценить действия партнеров |
П.20 Стр.68 - 70 |
||||||||||
26 |
Горные породы, минералы, полезные ископаемые.
|
18.03 |
|
Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр. |
Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород и их свойствами. Анализировать схему преобразования горных пород. |
Познавательные Сравнивать свойства горных пород различного происхождения, определять горные породы по их свойствам Коммуникативные работа в группах Регулятивные Сравнивать горные породы различного происхождения, определять горные породы по их свойствам |
П.21 Стр.71 - 73 |
|||||||||||
27 |
Литосферные плиты, их движение и взаимодейст-вие |
1.04 |
|
Движение земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения и их причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения. Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеаническое огненное кольцо. |
Анализировать схемы строения земной коры и литосферы. Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит. Выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит |
Познавательные Регулятивные Уметь подбирать критерии для составления сравнения типов земной коры, сравнивать и анализировать модели строения земной коры и литосферы. Формировать умения работать с тематической картой (устанавливать соответствия границ и столкновения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействия литосферных плит) Коммуникативные Работа в группе |
П.22 Стр.74 - 76 |
|||||||||||
28 |
Землетрясение и вулканизм. |
8.04 |
|
Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений на Земле. Наносить на контурную карту области распространения землетрясений. Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения вулканизма Устанавливать с помощью географических карт главные пояса вулканизма на Земле. Наносить на контурную карту области распространения суши. Горы и равнины, особенности их образования. |
Познавательные Регулятивные Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма. Участвовать в обсуждении чрезвычайных ситуаций, приводить примеры Коммуникативные Организовывать работу в паре |
П. 23 Стр.77 - 79 |
||||||||||||
29 |
Рельеф Земли. Равнины. |
15.04 |
|
Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши. Горы и равнины особенности их образования. Различие равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнины по карте. |
|
Распознавать на физических картах и планах разные формы рельефа. Выполнять практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты. Выявлять расположение крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. |
Познавательные Распознавать на физических картах разные формы рельефа, определять количественные и качественные характеристики Регулятивные Уметь распознавать на физических картах горы и равнины с разной абсолютной высотой. Выполнять практические задания по карте и плану. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит Коммуникативные Оценить действие партнеров |
П. 24 Стр.80 - 83 |
||||||||||
30 |
Рельеф Земли. Горы. |
22.04 |
|
Различие гор по высоте, возрасту и размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. |
|
Распознавать на физических картах и планах разные формы рельефа. Выполнять практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа. Анализировать иллюстрации и выявлять процессы действующие на разрушения гор. |
П. 25 Стр. 84 - 87 |
|||||||||||
31- 32 |
Выполнение проекта «Скульптур-ный портрет планеты» |
29.04 6.05
|
|
Разработка проекта « Скульптурный портрет планеты» Правила работы с контурной картой |
|
Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах на континентах Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию(в Интернете и других источниках) |
коммуникативные Самостоятельный анализ, умение слушать другого |
П. 26 Стр. 88 - 89 |
||||||||||
33 |
Человек и литосфера. |
13.05 |
|
Значение литосферы для человека Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу. |
|
|
Репродуктивные Готовить информа-цию для обсуждения проблемы воздейст-вия деятельности человека на земную кору Коммуникативные Формировать компетентности в общении. |
П. 27 Стр. 90 - 92 |
||||||||||
34 |
Повторение курса географии 5 класса
|
20.05 |
|
|
Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий |
|
|
|||||||||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.