Рабочая программа по географии для СПЛ
Оценка 4.9

Рабочая программа по географии для СПЛ

Оценка 4.9
docx
26.01.2022
Рабочая программа по географии для СПЛ
рабочая программа география.docx

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

профессионального образования города Севастополь

«Севастопольский судостроительный колледж»

 

 

 

                                             УТВЕРЖДАЮ 

                                                                  Директор ГБОУ ПО «ССК»

                                                                         ______________ Г. Ю. Косенко

                                                                        «____» ____________ 2019 года

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины:

УД. 02 ГЕОГРАФИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Севастополь 2019

 

Рабочая программа учебной дисциплины «География» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География»,  в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

 

 

Организация – разработчик: ГБОУПО ССК

Разработчик:

Семенюк Александра Сергеевна – преподаватель истории и географии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5

2.      СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

8

3.      условия реализации  учебной дисциплины

 

18

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. паспорт   ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ

 

1.1. Область применения   программы

 

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» предназначена для изучения географии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессиям: Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)                                   15.01.05 Слесарь – монтажник судовой 26.01.03.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «География» относится к циклу «Общеобразовательная подготовка».

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Содержание программы «География» направлено на достижение следующих целей:

- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;

- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;

- воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;

- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

- нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;

- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.

 

1.4. Результаты усвоения учебной дисциплины.

Освоение содержания учебной дисциплины «География», обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

 

личностных:

−− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

−− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;

−− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

−− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

−− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

−− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

−− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

−− креативность мышления, инициативность и находчивость;

 

метапредметных:

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

−− умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

−− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

−− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

−− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

−− представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;

−− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;

 

предметных:

−− владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

−− владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

−− сформированность системы комплексных социально ориентированных гео-графических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

−− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

−− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

−− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

−− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

−− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

 

1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося  - 108 часов, в том числе:

-          обязательная учебная  аудиторная нагрузка обучающегося 72 часа;

-          самостоятельная работа обучающегося  - 36 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

 

            практические занятия

18

Внеаудиторная самостоятельная работа

36

Итоговая аттестация в форме  зачета

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «ГЕОГРАФИЯ»

                                             

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Введение. Источники географической

информации

География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий НПО.

1

Объяснение междисциплинарных связей географии. Название традиционных и новых источников географической информации. Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии.

Тема 1.

Источники географической информации

 

Содержание учебного материала

1

 

Объяснение междисциплинарных связей географии.

Название традиционных и новых источников географической

 информации.

Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии.

Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы.

Международные сравнения.

Практические занятия

Ознакомление с географическими картами различной тематики.

Нанесение основных географических объектов на контурную карту.

Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы.

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Использование статистических материалов и геоинформационных систем.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Проработка  дополнительной литературы с использованием рекомендаций преподавателя.

Тема 2.

Политическое устройство мира

Содержание учебного материала

2

Умение показывать на карте различные страны мира.

Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира.

Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами

государственного устройства в различных регионах мира.

Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально-экономического развития.

Умение приводить примеры и характеризовать различные

типы стран по уровню социально-экономического развития.

Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения.

Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима.

Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.

Практические занятия

2

Ознакомление с политической картой мира.

Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов.

Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения.

Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Проработка  дополнительной литературы с использованием рекомендаций преподавателя.

Индивидуальный проект: «Новейшие изменения политической карты мира».

Тема 3.

География мировых природных ресурсов

Содержание учебного материала

2

Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения.

Выделение различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны.

Умение называть основные показатели качества жизни населения.

Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее  разнородным расовым, этническим и религиозным

составом населения.

Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения.

Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения.

Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей  долей городского населения. Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегаполисы.

Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории

мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.

Практические занятия

1

Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.

Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения.

Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.

Самостоятельная работа обучающихся

6

Проработка  дополнительной литературы с использованием рекомендаций преподавателя.

Индивидуальный проект: «Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира», «Типы природопользования в различных регионах и странах мира».

Тема 4.

География населения мира

Содержание учебного материала

4

Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной  деятельности человека.

Выделение различных типов природопользования.

Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира.

Умение показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов.

Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана.

Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика.

Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.

Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира.

Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.

Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления.

Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.

Практические занятия

2

Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира.

Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира.

Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира.

Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.

Сравнительная оценка культурных традиций различных народов.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Проработка  дополнительной литературы с использованием рекомендаций преподавателя.

Индивидуальный проект: «Особенности современного воспроизводства мирового населения»,  «Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты», «Качество жизни населения в различных странах и регионах мира»,  «Языки народов мира», «Современные международные миграции населения», «Особенности урбанизации в развивающихся странах», «Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира».

Тема 5.

Мировое хозяйство

Содержание учебного материала

2

Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование». Выделение характерных черт современной научно-технической революции. Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки. Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности.

Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития. Выделение характерных черт «зеленой революции». Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья. Умение показывать на карте и характеризовать основные

горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира. Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов. Выделение стран с наиболее высоким уровнем развития

машиностроения. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон,

синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей. Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров. Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог. Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира. Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма. Умение объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности.

Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами.

Современные особенности развития мирового хозяйства

Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности.

Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.

Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.

География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные

направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.

Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.

4

География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.

4

География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские

торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.

Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.

4

Практические занятия

2

Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.

Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира.

Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.

Самостоятельная работа обучающихся

6

Проработка  дополнительной литературы с использованием рекомендаций преподавателя.

Индивидуальный проект: «Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки», «Мировые» города и их роль в современном развитии мира», «Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства», «Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа», «Крупнейшие автомобилестроительные компании мира», «Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства», «Международный туризм в различных странах и регионах мира».

Тема 6.

Регионы мира

Содержание учебного материала

4

Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы.Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов.

Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные

и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании. Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии. Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии. Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения.  Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным

составом населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие

города и городские агломерации, основные горно-промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии. Умение показывать на карте различные страны Африки. Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения.

Умение объяснять причины экономической отсталости стран Африки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горно-промышленные и сельскохозяйственные районы Африки. Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки.

Выделение отраслей международной специализации Канады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горно-промышленные и сельскохозяйственные районы. Умение объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США. Умение показывать на карте различные страны Латинской Америки.Сопоставление стран Латинской Америки по площади

территории, численности населения и уровню экономического развития.

Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения. Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения.

Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горно-промышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки. Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике. Умение объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании. Выделение отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горно-промышленные и сельскохозяйственные районы.

География населения и хозяйства Зарубежной Европы

Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной

специализации. Территориальная структура хозяйства.

Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

География населения и хозяйства Зарубежной Азии

Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной

специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

6

География населения и хозяйства Африки

Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

4

География населения и хозяйства Северной Америки

Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной

специализации. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.

4

География населения и хозяйства Латинской Америки

Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

4

География населения и хозяйства Австралии и Океании

Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.

2

Практические занятия

6

Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства.

Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира.

Самостоятельная работа обучающихся

8

Проработка  дополнительной литературы с использованием рекомендаций преподавателя.

Индивидуальный проект:

- «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы»;

- «Запад и Восток Германии сегодня»;

- «Этнолингвистический и религиозный состав населения   субрегионов Зарубежной Азии»;

- «Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае»;

- «Особенности политической карты Африки»;

- «Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки»;

- «Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом»;

- «Географический рисунок хозяйства США»;

- «Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки»;

- «Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии».

 

 

Тема 7.

Россия в современном мире

 

Содержание учебного материала

2

Умение объяснять современные особенности экономико-

географического положения России.

Выделение основных товарных статей экспорта и импорта России.

Умение называть ведущих внешнеторговых партнеров России.

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития.

Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.

Практические занятия

1

Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России.

Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.

Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами России.

Составление карт (картосхем) внешнеторговых связей России.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Проработка  дополнительной литературы с использованием рекомендаций преподавателя.

Индивидуальный проект: «Особенности современного экономико-географического положения России», «Внешняя торговля товарами России».

Тема 8.

Географические аспекты современных

глобальных проблем человечества

Содержание учебного материала

1

Выделение глобальных проблем человечества.

Умение приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения.

Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Практические занятия

2

Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Проработка  дополнительной литературы с использованием рекомендаций преподавателя.

Индивидуальный проект: «Глобальная проблема изменения климата».

 

Зачет

2

 

 

Всего:

108

 

 

 

 

 

                                                                                                                                         

 


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета  «География».

 

Оборудование учебного кабинета:

-   посадочные места по количеству обучающихся;

-   рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

 

- ПК;

 

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:

 

1.      Кузнецов А.П. География 10-11 классы. Базовый уровень. – М.: Издательство «Вертикаль», 2014.

 2. Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова   Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. - М„ 20005.

 

Дополнительные источники:

 

1.    Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. - М., 2005.

2.     Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. - М., 2005.

3.     Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнике «Экономическая и социальная география мира». - М., 2005.

4.     Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл.-М.,2005

5.     Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ПРПО. - М., 2008.

6.     Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М., 2008

7.     Петрова Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и ответах. - М., 2007.

8.     Атлас экономической и социальной географии мира. - М.: АСТ- ПРЕСС, 2002.

Интернет-источники:

 

1.                            Экономико-географическое расположение России Форма доступа: http://geography.kz/slovar/ekonomiko-geograflcheskoe-polozhenie-rossii/

2.                            География России Форма доступа: http://geography.kz/rossiya/

3.                            Экономическая география Форма доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/153191/

4.                            Экономико-географические карты. Форма доступа: http://dic.academic.rU/dic.nsf/bse/l 53186/%D0%AD%D0%BA%D0%BE% D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%BE

5.                  Географический атлас учителя средней школы. Большой атлас географических карт России и мира. Атлас карт по географии для учителя и ученика. Форма доступа: http://kontur-map.ru/geographical_atlas_scool_techer_579244.html

 Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – Режим доступа:  http://fcior.edu.ru

Электронная библиотека. Электронные учебники. - Режим доступа: http://subscribe.ru/group/mehanika-studentam/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

 

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины «География»  обучающиеся должны достичь следующих результатов:

личностных:

−− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

−− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;

−− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

−− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

−− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

−− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

−− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

−− креативность мышления, инициативность и находчивость;

 

метапредметных:

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

−− умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

−− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

−− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

−− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

−− представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;

−− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;

 

предметных:

−− владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

−− владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

−− сформированность системы комплексных социально ориентированных гео-графических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

−− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

−− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

−− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

−− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

−− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

 

1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

 

2.  Выявление мотивации к изучению нового материала.

 

3. Текущий контроль в форме:

- защиты практических занятий;

 - тестирования;

- домашней работы;

 - отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление реферата,    информационного сообщения).

 

 

4. Итоговая аттестация  в форме зачета.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города

Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города

Рабочая программа учебной дисциплины «География » разработана на основе требований

Рабочая программа учебной дисциплины «География » разработана на основе требований

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ 1

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ 1

−− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; −− сформированность коммуникативной компетентности в общении…

−− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; −− сформированность коммуникативной компетентности в общении…

Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальная учебная нагрузка обучающегося - 108 часов, в том числе: - обязательная учебная аудиторная нагрузка обучающегося 72 часа; -…

Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальная учебная нагрузка обучающегося - 108 часов, в том числе: - обязательная учебная аудиторная нагрузка обучающегося 72 часа; -…

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины «ГЕОГРАФИЯ»

Тематический план и содержание учебной дисциплины «ГЕОГРАФИЯ»

Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально-экономического развития

Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально-экономического развития

Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегаполисы

Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегаполисы

Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегаполисы

Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегаполисы

Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов

Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов

Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов

Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов

Умение объяснять причины экономической отсталости стран

Умение объяснять причины экономической отсталости стран

Латинской Америки. Выделение отраслей международной специализации в

Латинской Америки. Выделение отраслей международной специализации в

Проработка дополнительной литературы с использованием рекомендаций преподавателя

Проработка дополнительной литературы с использованием рекомендаций преподавателя

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Форма доступа: http :// kontur - map

Форма доступа: http :// kontur - map

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения

также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; −− умение ориентироваться в различных источниках географической…

также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; −− умение ориентироваться в различных источниках географической…

В результате изучения учебной дисциплины «География» обучающиеся должны достичь следующих результатов: личностных : −− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию…

В результате изучения учебной дисциплины «География» обучающиеся должны достичь следующих результатов: личностных : −− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2022