Рабочая программа по географии на основе ФГОСТ для 9 класса
Оценка 5

Рабочая программа по географии на основе ФГОСТ для 9 класса

Оценка 5
docx
30.09.2020
Рабочая программа по географии на основе ФГОСТ для 9 класса
пр.гео 9кл.docx

                                                     Рабочая программа по предмету география для 9 класса.

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе Федерального государст­венного стандарта общего образования. Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Данная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.

Изучение географии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях населения и хозяйства разных территорий России; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Учебное обеспечение по географии (9 класс)

Серия УМК «Полярная звезда».  География. 9 класс: учеб.  для общеобразовательных организаций\А.И.Алексеев и др. – М.: Просвещение, 2019.

Место предмета в базисном учебном плане

Министерством образования РФ разработаны и утверждены федеральный компонент Государственного стандарта общего образования и федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений (см. приказ министра образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и приказ министра образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»).

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в IX классе — 68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Под региональным компонентом содержания географического образования понимается педагогически отобранный материал в контексте базового содержания предмета «География».

В 9 классе изучается вторая часть курса «География России» - «Хозяйство и географические регионы», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Регионы России».

Содержание программы включает ряд новых подходов.

При изучении раздела I «Хозяйство России» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматриваются ста­новление и развитие экономики страны, ее особенности; при характеристике отраслей и межот­раслевых комплексов дается сравнение с мировыми показателями, другими странами и региона­ми. Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов дается с учетом произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни России.

Раздел II «Регионы России» включает темы: «Европейская часть России» и «Азиатская часть России». Среди новых направлений в содержании данного раздела необходимо выделить сле­дующие:

формирование образов отдельных территорий, раскрытие их специфических черт за счет комплексной (физико-, экономике-, социально- и культурно-географической) характеристики;

углубление и расширение знаний об отраслях хозяйства в каждом районе. Дается более полная характеристика отраслей специализации данной территории. Это позволяет широко про­водить аналогии, сравнения при изучении других районов.

В заключительной части учебника «Россия в мире» рассматриваются внешние экономиче­ские связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией, раскрываются их су­ществующие и перспективные хозяйственные и социальные связи.

В программу внесены следующие изменения:

Отдельным уроком вынесен практикум «Нанесение на контурную карту субъектов РФ (республики, края, АО) и их столиц».

Увеличено количество оценочных практических работ с 12 до 16: Нанесение на контурную карту эконо­мических рай­онов, входя­щих в состав Центральной России, отра­жение особен­ностей геогра­фического по­ложения; Нанесение на к/к субъектов Северо-Западного района и выпускаемую в них продукцию; Нанесение на к/к субъектов Северного Кавказа; Нанесение на к/к субъектов Восточно-Сибирского района и выпускаемую в них продукцию.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содер­жания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, историче­ского, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географиче­ской информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.).

Изучение данного курса географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

ориентирования на местности, плане, карте; в статистических материалах;

соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Ставится также цель: обобщить изученный материал на более высоком мировоззренческом уровне и подготовить учащихся к восприятию нового курса 10 класса «Экономическая и соци­альная география мира», дать логическое завершение курсу «География России».

Результаты усвоения географического содержания проверяются на основе требований к уровню подготовки учеников, заложенных в Государственном стандарте.

В результате изучения географии ученик 9 класса должен

знать/понимать

основные географические понятия и термины; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

составлять краткую экономико-географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

чтения карт различного содержания;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Приоритетные направления в преподавании предмета

Выбор методики преподавания в новых условиях определяется некоторыми общими принципами:

переходом к деятельностному и личностно-ориентированному образованию;

переходом от освоения определенной суммы знаний к умениям их применять, самостоятельно добывать, пополнять и развивать;

вариативностью образования;

приближением образования к современным потребностям страны, востребованностью его результатов к практической деятельности и повседневной жизни.

Важной частью учебного процесса является контроль, учет и оценка достижений обучающихся всех компонентов содержания географического образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру), а также оценка динамики личностного развития обучающихся (проявление познавательного интереса к предмету, (самостоятельность, организованность, умение работать в группе, эмпатия и толерантность).

Важное место отводится в курсе самооценке. Главный смысл самооценки заключается в развитии умений самоконтроля у ученика, самостоятельной экспертизы собственной деятельности.

Основными функциями самооценки являются:

констатирующая (что я знаю хорошо, а что недо­статочно);

побудительная (мне многое удалось выяснить, но в этом вопросе я не разобрался);

проектированная (что мне еще необходимо изучить).

На каждом уроке используются тематические географические карты. В зависимости от типа урока и его целей используется сопровождение объяснения новой темы урока или ее закрепление слайдами презентации, выполненной самостоятельно учителем, готовые электронные уроки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

КОМПЕТЕНЦИИ

Общеучебные

Формирование знаний о родной стране и подведение учащихся к пониманию своего места в стране и мире

Формирование целостного и территориально дифференцированного образа России

Предметно

ориентированные

Усвоение знаний о всеобщей связи явлений при изучении природы, населения, рассматриваемых в их историческом развитии

Изучение территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы

Усвоение образов мест разного масштаба

Понимание России через разнообразие ее регионов и их взаимосвязь

Осознание учащимися своей включенности в жизнь страны путем привязки содержания курса к жизни каждого из них

Подготовка обучающихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде

 

 

 

 

СТРУКТУРА КУРСА

МОДУЛЬ (ГЛАВА)

Примерное количество часов

1

Хозяйство России

21

Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование

Главные отрасли и межотраслевые комплексы

4

 

17

2

Районы России

46

Европейская часть России

Центральная Россия

Европейский Северо-Запад

Европейский Север

Европейский Юг

Поволжье

Урал

30

8

4

4

6

2

4

Азиатская часть России

Сибирь

Дальний Восток

16

5

6

3

Россия в мире

1

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Модуль (глава)

Тема

Хозяйство России

1

Группировка отраслей по различным показателям

2

Анализ эконо­мических карт для определе­ния типов территориальной структуры хозяйства

3

Нанесение на контурную карту субъектов РФ (республики, края, АО) и их столиц

4

Определение по картам ос­новных рай­онов выращи­вания зерно­вых и техниче­ских культур

5

Размещение основных отраслей животноводства

6

Изучение на примере своей местности обеспеченности населения продуктами питания

7

Оценка при­родных ресур­сов и пути ре­шения эколо­гических про­блем, связан­ных с развити­ем отрасли

8

Составление характеристи­ки одного из угольных бас­сейнов по кар­там и стати­стическим ма­териалам

9

Чтение карт, характери­зующих осо­бенности гео­графии отрас­лей ТЭК (ос­новные рай­оны добычи, транспорти­ровка, перера­ботка и ис­пользование топливных ре­сурсов)

10

Обозначение на к/к крупнейших электростанций России

11

Объяснение влияния раз­личных факто­ров на разме­щение метал­лургического производства

12

Изучение особенностей внутриотрас­левых связей на примере машиностроения

13

Составление схемы межот­раслевых свя­зей химиче­ской промыш­ленности

14

Сравнение транспортной обеспеченно­сти отдельных районов Рос­сии (на основе карт)

15

Составление маршрута для разных видов туризма в своем крае или схемы предприятий сферы обслу­живания (по группам)

16

Сравнение размещения главных промышленных и сельскохозяй­ственных рай­онов страны с главной поло­сой расселения и с благоприят­ным по природ­ным условиям положением территорий

Районы России

17

Составление туристическо­го маршрута по Волге, опреде­ление целей поездки

18

Нанесение на контурную карту эконо­мических рай­онов, входя­щих в состав Центральной России, отра­жение особен­ностей геогра­фического по­ложения

19

Выявление и анализ условий для разви­тия хозяйства Центрального экономического района

20

Составление географиче­ских маршру­тов по досто­примечатель­ным местам Центральной России (па­мятники при­роды, культурно-исторические объек­ты, националь­ные святыни России)

21

Сравнение экономико-географического положения Центрально­Черноземного и Центрально­го районов, его влияния на при­роду, жизнь людей и хо­зяйство

22

Определение факторов, обуславливающих развитие автомобилестроения в Волго-Вятском экономическом районе

23

Нанесение на к/к субъектов Северо-Западного района и выпускаемую в них продукцию

24

Составление географиче­ского описа­ния путешест­вия от Фин­ского залива до Рыбинска водным путем

25

Выявление и анализ условий для разви­тия хозяйства Европейского Севера

26

Определение связи между природными ресурсами и особенно­стями хозяйственной специализации Европейского Севера

27

Составление туристическо­го маршрута по Карелии, Мурманской, Архангель­ской, Вологод­ской областям

28

Нанесение на контурную карту крупней­ших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух го­родов по транс­портно-геогра­фическому по­ложению, исто­рико-культур­ной и хозяйст­венной роли в жизни страны

29

Нанесение на к/к субъектов Северного Кавказа

30

Сравнение западной и восточной частей Север­ного Кавказа по природным условиям, раз­витию АПК и рекреацион­ного хозяйства

31

Сравнительная физико-гео­графическая характеристи­ка Черного и Азовского морей

32

Сравнение экономико- географиче­ского положе­ния Урала и Поволжья

33

Сравнение черной метал­лургии Урала и Центрально-­Черноземного района

34

Выявление экологических проблем, свя­занных с горно­добывающей индустрией

35

Определение сходства и раз­личий в релье­фе, климате и внутренних водах Сибири и Европейской части России

36

Разработка перспективных направлений развития хо­зяйства Сибири

37

Нанесение на к/к субъектов Западно-Сибирского района. Выявление и анализ усло­вий для разви­тия хозяйства района

38

Составление характеристи­ки одного из нефтяных бас­сейнов Запад­ной Сибири

39

Анализ взаи­модействия природы и человека на при­мере освоения озера Байкал

40

Нанесение на к/к субъектов Восточно-Сибирского района и выпускаемую в них продукцию

41

Нанесение на к/к субъектов Дальневосточного района

42

Сравнение и оценка природных особенностей отдельных территорий Дальнего Востока

43

Сравнение природы и хо­зяйственного использования морей Дальне­го Востока и арктических морей

44

Анализ взаи­модействия природы и человека на примере Дальнего Востока

45

Определение перспективы дальнейшего экономическо­го развития Дальнего Востока

                                                   

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ урока

Кол-во часов

Тема урока

Вид урока

Элементы обязательного минимума

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Практические работы

Домашнее зада

ние

Раздел I. Хозяйство России (21 ч)

Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование(4 ч)

1

1

Введение. Понятие хо­зяйства. Его структура

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний

Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства - первичный, вто­ричный, третичный. Изме­нение структуры хозяйства России

Объясняют понятия: экономика, хозяйство, отрасли промышленно­сти, межотраслевые комплексы. Классифи­цируют предприятия по отраслям и секторам хозяйства

Фронтальный, вопросы после параграфа

1.Группировка отраслей по различным показателям

§1

2

  1

Этапы разви­тия хозяйства

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Этапы развития хозяйства России. Циклические зако­номерности развития хозяй­ства. Особенности индуст­риального пути развития России

Называют этапы раз­вития хозяйства России. Характеризуют изме­нения, происходящие в структуре хозяйства на современном этапе

Индивидуальный. Анализ рис. 2, вопросы

§2,

вопросы

3

1

Географиче­ское райони­рование

Урок-практикум.

Географическое райониро­вание. Его виды (по одно­родности и по связям). При­родное и экономическое районирование России. Гео­графические районы России. Административно-террито­риальное деление (АТД) как один из видов районирова­ния

Называют и сравнива­ют виды районирова­ния, показывают на карте географические и экономические рай­оны России, составля­ют схему АТД своего района

Анализ рис. 5, самостоятельная работа.

2.Анализ эконо­мических карт для определе­ния типов территориальной структуры хозяйства

§3

4

1

Географиче­ское райони­рование

Урок-практикум

Административно-территориальное деление

Назавают и показывают на карте субъекты АТД России

Практическая работа в контурных картах

3.Нанесение на контур. карту субъектов РФ (республики, края, АО) и их столиц

Повторение пройденного

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (17 ч)

5

1

Топливно­энергетиче­ский ком­плекс. Угольная промышлен­ность

Урок изучения ново­го материала и закре­пления новых знаний.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и его значе­ние в развитии хозяйства России в условиях ее север­ного положения с учетом размеров территории. Структура ТЭК, его связи с другими отраслями хозяй­ства. Угольная промышлен­ность. Основные угольные бассейны. Социальные про­блемы угольных районов

Анализ рис. 22- 24, карт атласа. Практическая ра­бота.

4. Составление характеристи­ки одного из угольных бас­сейнов по кар­там и стати­стическим ма­териалам

§4

6

1

Нефтяная промышлен­ность

Уроки-практикумы.

Этапы развития нефтяной промышленности. Основные районы добычи, транспортировки и перера­ботки нефти. Нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы. Роль нефтяной промышленности во внеш­ней торговле России

Знают районы добычи нефти. Называ­ют и показывают важ­нейшие магистральные нефтепроводы. Характеризуют роль нефтяной промышленности во внешней торговле Рос­сии

Анализ рисунковкарт атласа. Практическая ра­бота.

5. Чтение карт, характери­зующих осо­бенности гео­графии отрас­лей ТЭК (ос­новные рай­оны добычи, транспорти­ровка, перера­ботка и ис­пользование топливных ре­сурсов)

§5

7

1

Газовая промышлен­ность

Уроки-практикумы.

Этапы развития газовой промышленности. Районы добычи га­за. Газопроводы. Газ - со­временный вид топлива. Роль газовой промышленности во внеш­ней торговле России

Знают районы добычи газа. Называ­ют и показывают важ­нейшие магистральные газопроводы. Характеризуют роль газовой промышленности во внешней торговле Рос­сии

Анализ рисунков карт атласа. Практическая ра­бота.

6. Чтение карт, характери­зующих осо­бенности гео­графии отрас­лей ТЭК (ос­новные рай­оны добычи, транспорти­ровка, перера­ботка и ис­пользование топливных ре­сурсов)

§6

8

1

Электроэнер­

гетика

Урок закрепления новых знаний.

Энергосистемы. Типы элек­тростанций, их специфика и особенности влияния на окружающую среду. Гео­графия электроэнергетики. Проблемы ТЭК России

Знают основные типы электростанций, назы­вают и показывают самые мощные из них, предлагают пути реше­ния проблем ТЭК Рос­сии

Анализ рисунков карт атласа. Практическая работа. Тестирование.

7. Обозначение на к/к крупнейших электростанций России

§7

9

1

Металлурги­ческий ком­плекс. Черная металлургия

Слайд-лекция

Металлургический ком­плекс, его значение в хозяй­стве. Черная ме­таллургия, структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география черной металлургии

Знают факторы разме­щения, особенности отрасли и ее значение в хозяйстве страны. Называют и показыва­ют основные центры черной металлургии

Фронтальный. Анализ карт атласа. Тестирование.

§8

10

1

Металлурги­ческий ком­плекс. Цветная металлургия

Урок-практикум.

Цветная ме­таллургия, структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география цветной металлургии

Знают факторы разме­щения, особенности отрасли и ее значение в хозяйстве страны. Называют и показыва­ют основные центры цветной металлургии

Практическая ра­бота.

8. Объяснение влияния раз­личных факто­ров на разме­щение метал­лургического производства

§9

11

1

Машино­строитель­ный ком­плекс

Урок-практикум

Машиностроение - «отрасль свободного размещения», его роль и место в хозяйст­венной жизни страны. Ори­ентация на квалифициро­ванные кадры и удобные связи с другими городами - поставщиками деталей, по­требителями продукции, научными базами. Специализация и кооперирование. Роль крупных заводов-лидеров в хозяйстве страны

Объясняют понятия: кооперирование, предметная и подетальная специализация, приво­дят примеры внутриот­раслевых связей маши­ностроения

Анализ рисунков, практическая ра­бота..

9. Изучение особенностей внутриотрас­левых связей на примере машиностро­ения

§10,

вопрос

12

1

Химическая

промышлен­

ность

Урок-практику м. Слайд-лекция

Структура химической про­мышленности и уникаль­ность отрасли. Производст­во минеральных удобрений. Химия полимеров. Химиче­ская промышленность и ок­ружающая среда. Понятие инфраструктуры

Называют отраслевой состав химической промышленности, опи­сывают ее влияние на окружающую среду, составляют схемы межотраслевых связей

Анализ рисунков, практическая работа.

10. Составление схемы межот­раслевых свя­зей химиче­ской промыш­ленности

§ 11,

вопро

сы

13

1

Лесопромышленный комплекс

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний.

Специфика и структура лес­ного комплекса России. Ос­новные отрасли и законо­мерности их размещения. Представление о лесопро­мышленном комплексе. Проблемы лесного ком­плекса

Знают состав и струк­туру лесного комплек­са. Прогнозируют пер­спективы развития лесопромышленных комплексов

Индивидуальный, анализ рисунков, вопросы и зада­ния.

11. Оценка при­родных ресур­сов и пути ре­шения эколо­гических про­блем, связан­ных с развити­ем отрасли

§ 12,

вопросы

14

1

Сельское хо­зяйство. Рас­тениеводство

Урок-исследование.

Сельское хозяйство, его главные особенности. Структура сельскохозяйст­венных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география рас­тениеводства

Знают отрасли и гео­графию растениеводст­ва, приводят примеры, доказывающие зависи­мость растениеводства от агроклиматических условий

Тестирование

12. Определение по картам ос­новных рай­онов выращи­вания зерно­вых и техниче­ских культур

§13,

вопросы

15

1

Сельское хозяйство. Животновод­ство.

Урок-практикум.

Животноводство, его струк­тура. Влияние природных условий на содержание ско­та. География животновод­ства

Знают отрасли и гео­графию животноводст­ва, объясняют зональ­ную специализацию сельского хозяйства на основе анализа и со­поставления несколь­ких тематических карт

Практическая ра­бота

13. Размещение основных отраслей животноводства

§ 14

16

1

Агропро­мышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового ма­териала.

Агропромышленный ком­плекс. Состав, структура, проблемы развития. Легкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География легкой и пищевой промышленности

Знают состав и струк­туру агропромышлен­ного комплекса (АПК), характеризуют осо­бенности развития лег­кой и пищевой про­мышленности

Фронтальный, анализ рисунков, вопросы и зада­ния

14. Изучение на примере своей местности обеспеченности населения продуктами питания

 §15

17

1

Транспорт

Урок-практикум.

Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта по технико-экономическим особенностям и воздейст­вию на окружающую среду. Отличительные особенности транспортной сети страны. Проблемы транспортного комплекса

Определяют роль транспорта в развитии хозяйства страны, срав­нивают различные ви­ды транспорта по тех­нико-экономическим особенностям и воздей­ствию на окружающую среду

Анализ рисунков, карт атласа, прак­тическая работа.

15. Сравнение транспортной обеспеченно­сти отдельных районов Рос­сии (на основе карт)

§16, 17

задания

18

1

Военно-промышленный комплекс

Урок-исследование

ВПК, его состав, место и роль в жизни современного общества. География российского ВПК. Города науки и технополисы.

Знают и показавают на карте России города науки и технополисы. Приводят примеры наукоемкости производства в России.

Учебное исследование по картам. Решение географических задач

Конспект

19

1

Социальная инфраструкту ра.

Урок закрепления новых знаний, прак­тикум.

Сфера обслуживания. Рек­реационное хозяйство. Его структура. Виды туризма. Рекреационные районы

Объясняют понятия сфера обслуживания, рекреационное хозяй­ство

Групповая работа или индивидуальная (разработка маршрута или схема)

16. Составление маршрута для разных видов туризма в своем крае или схемы предприятий сферы обслу­живания (по группам)

§ 18, 19 вопросы и задания

20

1

Информационная инфраструктура

Урок-диалог

Информационная инфра­структура. Значение инфор­мации для современного общества. Влияние телеком­муникаций на территориаль­ную организацию общества и образ жизни людей

Объясняют возможно­сти каждого вида связи и влияние телекомму­никаций на территори­альную организацию общества и образ жизни людей

Тестирование

§ 20

21

1

Обоб­щение зна­ний по раз­делу «Хозяй­ство России»

Урок обобщения и систематизации знаний

Умеют находить приме­нение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Тести­рование. Решение творческих задач

Повторение пройденного

Раздел II. Регионы России (46 ч)

Европейская часть России (30 ч)

22

1

Восточно-

Европейская

равнина

Вводная лекция с элементами беседы

Восточно-Европейская рав­нина. Тектоника и рельеф, климат, реки. Природно­-хозяйственные зоны

Характеризуют особенности географического положения и при­роды Европейской Рос­сии

Анализ рисов, вопросы и за­дания

конспект

23

1

Волга

Урок-практикум

Волга. Природные особен­ности и хозяйственное ис­пользование до и после строительства ГЭС. Преоб­разование речных систем и экологические проблемы

Описывают роль Волги в истории России, ее хозяйстве и культуре, называют и показыва­ют города и ГЭС по течению реки, состав­ляют маршрут путеше­ствия

Практическая ра­бота

17.Составление туристическо­го маршрута по Волге, опреде­ление целей поездки

Повторение пройденного

Тема 1. Центральная Россия (8ч)

24

1

Пространство Центральной России

Урок-исследование. Слайд-лекция

Центральная Россия. Состав территории. Историческое ядро Русского государства. Географическое положение, его изменение в различные периоды

Называют экономиче­ские районы, входящие в состав Центральной России, характеризуют ее экономико-природ­ное и политико-геогра­фическое положение и изменение его во вре­мени

Самостоятельная работа с контур­ной картой.

18.Нанесение на контурную карту эконо­мических рай­онов, входя­щих в состав Центральной России, отра­жение особен­ностей геогра­фического по­ложения

§ 21, под­готовить сообще­ния о цен­трах на­родных художест­венных промы­слов

25

1

Центральная Россия: освоение территории и население

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Центральный район, его особое значение в жизни России. Особенности насе­ления, район-«локомотив», центр науки и культуры. Памятники природы, исто­рии и культуры. Народные промыслы

Называют и показыва­ют области, входящие в состав района. Ха­рактеризуют особен­ности населения рай­она, описывают один из центров народных художественных про­мыслов

Сообщения (пре­зентации) уча­щихся

§22

26

1

Центральная Россия: хозяйство

Слайд-лекция

Старопромышленный район страны. Роль географическо­го фактора в его формирова­нии. Развитие хозяйства рай­она. Отрасли специализации, их изменение в 1990-х гг.

Выделяют и объясняют роль ЭГП в развитии хозяйства. Находят в разных источниках и анализируют инфор­мацию, необходимую для изучения террито­рии, ее обеспеченности природными и челове­ческими ресурсами, хо­зяйственного потенциала

Анализ таблиц, карт атласа.

§23

 

27

1

Центральная Россия: хозяйство

Урок-практикум.

Развитие хозяйства рай­она. Отрасли специализации, их изменение в 1990-х гг.

Выделяют и объясняют роль ЭГП в развитии хозяйства. Находят в разных источниках и анализируют инфор­мацию, необходимую для изучения террито­рии, ее обеспеченности природными и челове­ческими ресурсами, хо­зяйственного потенциала

Решение творческих задач, практическая работа.

19.Выявление и анализ условий для разви­тия хозяйства Центрального района

§24

28

1

Центрально­-

Черноземный

район

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала.

Центрально-Черноземный район. Этапы освоения тер­ритории и развития хозяйст­ва. Природные ресурсы. «Русский чернозем». Эрозия почв и борьба с ней. Агро­промышленный комплекс района. Развитие промыш­ленности. Курская магнит­ная аномалия (КМА) и чер­ная металлургия. Территориальная структура и города

Называют и показыва­ют области, входящие в состав района. Приводят примеры центров производства важнейших видов про­дукции

Эвристическая беседа, исследо­вание по картам атласа, тестиро­вание

20. Сравнение экономико-географического положения Центрально­Черноземного и Центрально­го районов, его влияния на при­роду, жизнь людей и хо­зяйство

§25

29

1

Волго-Вят­ский район

Урок изучения ново­го материала и закрепления новых знаний.

Волго-Вятский район, его внутренняя неоднородность. Народы, их историко-куль­турные особенности. Ниж­ний Новгород и его окруже­ние

Показывают области, входящие в состав рай­она, называют народы. Выделяют и объясняют роль ЭГП и природных ресурсов в развитии хозяйства. Характери­зуют отрасли специа­лизации

Исследование по картам и дру­гим источникам информации

21. Определение факторов, обуславливающих развитие автомобилестро­енияв Волго-Вятском экономическом районе

конспект

30

1

Москва -

столица

России

Урок-диалог.

Москва - столица России. Москва - центр инноваций. Крупнейший центр науки и высшего образования, по­литический и финансовый центр. Московская агломе­рация

Объясняют понятия: столичные функции, Московская агломера­ция, называют пробле­мы города, предлагают пути их решения

Фронтальный, вопросы и зада­ния.

§26

31

1

Обобщающий урок по теме «Центральная Россия»

Урок обобщения и систематизации знаний

Умеют находить приме­нение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Тести­рование. Решение творческих задач

Повторение пройденного

 

Тема 2. Европейский Северо-Запад (4ч)

 

32

1

Пространство Северо-Запада

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний.

Географическое положение района как «окна в Европу», его значение в разные пе­риоды российской истории. Особенности природы

Характеризуют гео­графическое положение района.

Анализ рисунков и карт.

22.Нанесение на к/к субъектов Северо-Западного района и выпускаемую в них продукцию

§27

 

33

1

Северо-Запад: «окно в Европу»

Урок-исследование

Географическое положение района как «окна в Европу», его значение в разные пе­риоды российской истории. Особенности природы

Описывают влияние Балтийского моря на хозяйственную специализацию района

Вопросы и за­дания

23.Составление географиче­ского описа­ния путешест­вия от Фин­ского залива до Рыбинска водным путем

§28

34

1

Северо-Запад: хозяйство

Урок-практикум

Старопромышленный район страны. Роль географическо­го фактора в его формирова­нии. Развитие хозяйства рай­она. Отрасли специализации.

Выделяют и объясняют роль ЭГП в развитии хозяйства. Находят в разных источниках и анализируют инфор­мацию, необходимую для изучения террито­рии, ее обеспеченности природными и челове­ческими ресурсами, хо­зяйственного потенциала

Анализ таблиц, карт атласа, решение творческих задач, практическая работа.

24. Выявление и анализ условий для разви­тия хозяйства Северо-Западного района

§ 29

 

35

1

Санкт-Петер­бург – культурная столица России

Урок-путешествие. Слайд-лекция.

Санкт-Петербург, его осно­вание и этапы развития. Особенности промышлен­ности города на разных эта­пах развития. Новые хозяй­ственные задачи. Проблема наводнений. Петербург как центр рус­ской культуры. Планировка и внешний облик города. Пригороды Петербурга. Наука и образование

Сравнивают два про­мышленных гиганта: Москву и Санкт- Петербург, приводят примеры их влияния на окружающее хозяй­ственное пространство. Характеризуют функ­ции столичного горо­да, анализируют ин­формацию, получен­ную из различных ис­точников, выступают с сообщениями, пре­зентациями

Фронтальный, вопросы и зада­ния. Заслушивание сообщений, защи­та презентаций

§30

Тема 3. Европейский Север (4ч)

36

1

Пространство Европейского Севера

Вводная лекция с элементами беседы.

Европейский Север. Гео­графическое положение, особенности природы. Моря Белое и Баренцево: природ­ные особенности, пути хо­зяйственного использова­ния, место в русской куль­туре и истории. Поморы

Называют и показыва­ют области, входящие в состав района. Выделяют и объясняют роль ГП, природных условий и ресурсов в развитии хозяйства

Анализ картосхе­мы, вопросы и зада­ния.

25.Выявление и анализ условий для разви­тия хозяйства Европейского Севера

§31

 

37

1

Европейский Север: освоение территории и население

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала.

Этапы освоения и заселения территории. Изменение ро­ли района в жизни России. Родина русских землепро­ходцев.

 

 

Знают этапы освоения и заселения территории, объясняют причины

§32

 

38

1

Европейский Север: хозяйство и проблемы

Урок-путешествие

Смена отраслей специализации

Объясняют причины изменений роли района в жизни России, харак­теризуют отрасли спе­циализации

Составление схе­мы: хозяйствен­ная специализа­ция Европейского Севера.

26. Определение связи между природными ресурсами и особенно­стями хозяйственной специализации Европейского Севера

§33

 

39

1

Обобщающий урок по теме «Северо-Западный район и Европейский Север»

Урок обобщения и систематизации знаний

Умеют находить приме­нение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Тести­рование. Решение творческих задач

§34

 

Тема 4.  Европейский Юг (6ч)

40

1

Пространство Европейского Юга

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала.

Европей­ский Юг. Особенности гео­графического положения и разнообразие природы.

Называют и показыва­ют области, края и рес­публики, входящие в состав района. Выде­ляют и объясняют осо­бенности географиче­ского положения и раз­нообразие природы

Анализ картосхе­мы на с. 167, рис. 106, 107 (те­матические кар­ты), вопросы на с. 171.

27.Нанесение на к/к субъектов Европейского Юга

§35

41

1

Европейский Юг. Население

Урок комплексного применения знаний. Слайд-лекция

Европейский Юг как место встречи цивилизаций, культур, на­родов.

Называют на­роды, приводят приме­ры использования при­родных ресурсов, влия­ния окружающей среды на формирование куль­туры народов

Анализ тематиче­ских карт и дру­гих источников географических знаний.

§36

 

42

1

Европейский Юг. Население

Урок комплексного применения знаний.

Этническое, религи­озное, культурное разнооб­разие района

Показывают республи­ки, входящие в состав района, называют на­роды, приводят приме­ры

Анализ тематических карт

Контурная карта

 

43

1

Европейский Юг. Освоение территории и хозяйство.

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция

История заселения района.

История присоединения к России и заселения рус­скими

Объясняют внутрен­нюю неоднородность территории.

Анализ тематиче­ских карт и дру­гих источников географических знаний.

§37

 

44

1

Европейский Юг. Освоение территории и хозяйство.

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция

Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Район с наи­лучшими в России условиями для сельского хозяйства. Аг­ропромышленный комплекс, его структура. Другие отрас­ли промышленности. Рекреа­ционные зоны

Сравнива­ют природно-хозяй­ственные зоны, харак­теризуют агропро­мышленный комплекс и другие отрасли про­мышленности

Практическая

работа

28. Сравнение западной и восточной частей Север­ного Кавказа по природным условиям, раз­витию АПК и рекреацион­ного хозяйства

§38

 

45

1

Южные моря России

Урок-практикум

Черное и Азовское моря, их природа и хозяйственное использование. Транспорт­ное и рекреационное значение морей. Новороссийск - крупнейший порт России. Каспийское море, его при­рода. История освоения. Колебания уровня моря, их экологические и хозяйст­венные последствия. Рыб­ные богатства Каспия. Нефть и газ. Дербент - са­мый древний из городов России

Характеризуют осо­бенности природы и хозяйственного ис­пользования Черного и Азовского морей, приводят примеры объектов природного и культурного наследия России

Исследование по картам атласа и дополнитель­ным источникам информации, бе­седа

29. Сравнительная физико-гео­графическая характеристи­ка Черного и Азовского морей

Доклад об экологических проблемах Европейского Юга.

 

Тема 5. Поволжье (2ч)

 

46

1

Пространство Поволжья. Освоение территории.

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала.

Поволжье. Географическое положение. Волга как глав­ная ось хозяйства и расселе­ния и как природно-хозяйственная граница. Протяжен­ность территории и измене­ние природных условий

Называют и показыва­ют области, входящие в состав района. Выделяют и объясняют особенности географи­ческого положения, природных условий и ресурсов

Анализ картосхе­м, тематических карт, вопросы 

 

§39,40

 

47

1

Поволжье: население, хозяйство, проблемы.

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала.

Этническая и культурная неоднородность района. Изменение хозяйства района на различных этапах его развития. Современные от­расли специализации. Последствия строительства ГЭС, экологические конфликты и пути их решения. Крупнейшие города района (Казань, Самара, Волго­град), особенности их экономико-географического положения и этапы развития

Знают этапы хозяйственного освоения тер­ритории и особенности состава населения. Сравнивают два города (на выбор) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны

Практическая ра­бота

30. Нанесение на контурную карту крупней­ших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух го­родов по транс­портно-геогра­фическому по­ложению, исто­рико-культур­ной и хозяйст­венной роли в жизни страны

§41,42

 

Тема 6. Урал (4ч)

 

48

1

Пространство Урала.

Урок-практикум. Слайд-лекция

Урал как природный и как экономический район. Предуралье и Зауралье. Пограничность положения Урала в при­родном и социально-экономическом отношении. Неоднородность природных условий. Спектры широтной и высотной поясности

Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района. Опре­деляют особенности географического поло­жения, природных ус­ловий и ресурсов Се­верного, Среднего и Южного Урала, Предуралья и Зауралья

Анализ картосхем, рисунков, тематических карт.

31.Сравнение экономико- географиче­ского положе­ния Урала и Поволжья

§43

 

49

1

Урал: население и города.

Урок-исследование

Население Урала. Динамика численности населения, демографических процессов.

Национальный состав.

Крупнейшие города. Соци­альные, экономические и экологические проблемы. Охрана природы

Характеризуют уро­вень урбанизации и на­циональный состав на­селения. Оценивают экологическую ситуа­цию

Исследование по картам атласа и дополнитель­ным источникам информации.

§44

50

1

Урал: освоение территории и хозяйство

Урок-исследование

Этапы освоения и развития хозяйства Урала, изменение его роли в хозяйстве России. Современная структура хо­зяйства, ее проблемы. Закрытые города. Конверсия военно-промышленного комплекса

Определяют этапы ос­воения и развития про­мышленности Урала, изменение его роли в хозяйстве страны. Характеризуют отрас­ли специализации и проблемы их развития

Сравнительная таблица.

32. Сравнение черной метал­лургии Урала и Центрально­Черноземного района

§45

51

1

Обобщение знаний по теме «Европей­ская часть России»

Урок обобщения и систематизации знаний

Общие черты и проблемы западных районов России. Пути решения проблем

Характеризуют образы разных районов Евро­пейской части России, находят общие черты и проблемы, предлага­ют пути решения про­блем

Тестирование, решение творческих задач.

§46

 

 

Азиатская часть России (16ч)

 

52

1

Пространство

Сибири

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства

Описывают природу Сибири, определяют черты сходства и раз­личия в природе и ус­ловиях ведения хозяй­ства Сибири и Европей­ской части России

Анализ рисунков, сопоставле­ние тематических карт

33.Определение сходства и раз­личий в релье­фе, климате и внутренних водах Сибири и Европейской части России

§ 47

 

53

1

Природа и ресурсы гор Южной Сибири

Урок закрепления новых знаний

Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и гор­ные реки. Высотная пояс­ность

Объясняют разнообра­зие природных ланд­шафтов и полезных ис­копаемых гор Южной Сибири

Анализ рисунков, вопросы и задания

34. Нанесение на контурную карту основных горных систем и вершин Южной Сибири

Учить номенклатуру

 

54

1

Арктические

моря

Урок-исследование

Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Север­ный морской путь, его зна­чение

Приводят примеры хо­зяйственной деятельно­сти населения, связан­ной с арктическими мо­рями, описывают влия­ние морей на климат внутренних районов Сибири

Работа с темати­ческими картами атласа и вопроса­ми

Доклад о морях и мореплавателях

 

55

1

Население

Сибири

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Население Сибири. Этниче­ский состав. Особенности «сибирских русских»

Описывают этниче­скую карту Сибири, особенности характера «сибирских русских»

Работа с картой народов и вопро­сами

Доклад о каком-либо народе Сибири

 

56

1

Сибирь: освоение территории и хозяйство

Урок решения задач

Хозяйственное освоение Сибири. Первые города: Тобольск, Мангазея. Этапы развития хозяйства и сдвиги в размещении населения. Изменения в хозяйстве по­сле распада СССР. Геогра­фические различия в осво­ении территории. Зона Край­него Севера

Называют причины и этапы хозяйственного освоения Сибири. Приводят примеры разли­чий в степени освоен­ности территории, предлагают перспек­тивные направления развития хозяйства Сибири

Поиск ответов на проблемные вопросы в раз­личных источни­ках географиче­ской информации

36.Разработка перспективных направлений развития хо­зяйства Сибири

§48

 

Тема 7. Западная Сибирь (2ч)

 

57

1

Западная Сибирь. Природные усло­вия и ресурсы

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового ма­териала.

Западная Сибирь. Особен­ности природы. Природно­хозяйственные зоны. Полезные ископаемые

Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района, опре­деляют особенности географического поло­жения, анализируют условия для развития хозяйства

Тестирование, анализ физиче­ской карты, схе­мы и диаграмм

37.Нанесение на к/к субъектов Западно-Сибирского района. Выявление и анализ усло­вий для разви­тия хозяйства района

§49

 

 

58

1

Западно-

Сибирский

район

Урок-практикум. Слайд-лекция

Главная топливная база страны. Металлургия. ВПК. Сельское хозяйство

Приводят примеры ис­пользования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружа­ющей среды, ее влия­ния на формирование районов разной спе­циализации

Индивидуальный опрос, исследова­ние по картам ат­ласа.

38.Составление характеристи­ки одного из нефтяных бас­сейнов Запад­ной Сибири

Составить кроссворд

Тема 8. Восточная Сибирь (3ч)

59

1

Восточная

Сибирь

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция

Восточная Сибирь. Природ­ные условия. Тектоника и полезные ископаемые, их выборочная разработка. Каскады ГЭС. Природно­хозяйственные зоны

Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района, харак­теризуют природные ресурсы и факторы, за­трудняющие их осво­ение

Тестирование, анализ рисунков.

§50

60

1

Байкал

Урок-исследование

Байкал - жемчужина Рос­сии. Происхождение озера, особенности байкальской воды. Хозяйственное использование и экологиче­ские проблемы Байкала в российской культуре

Объясняют происхож­дение озера и особен­ности байкальской во­ды, приводят примеры хозяйственного исполь­зования, предлагают пути решения экологи­ческих проблем

Практическая

работа

39.Анализ взаи­модействия природы и человека на при­мере освоения озера Байкал

§51

 

61

1

Хозяйство

района

Урок-практикум. Слайд-лекция

Хозяйство Восточной Сиби­ри. Гидроэлектроэнергетика, цветная металлургия. Лес­ной комплекс. ВПК. Сель­ское хозяйство. Экологиче­ские проблемы

Определяют условия для развития отраслей специализации, характеризуют их особенно­сти, прогнозируют пер­спективы дальнейшего развития региона

Составление схе­мы «Хозяйство Восточной Сиби­ри».

40. Нанесение на к/к субъектов Восточно-Сибирского района и выпускаемую в них продукцию

Повторение пройденного

 

Тема 9. Дальний Восток (6ч)

 

62

1

Пространство Дальнего Востока

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Дальний Восток. Формиро­вание территории. Границы с Китаем и Японией, их из­менения

Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района, оцени­вают важность страте­гического экономико­-географического поло­жения района, показы­вают современные гра­ницы и пограничные государства

Тестирование, анализ рисунков

41.Нанесение на к/к субъектов Дальневосточного района

§52

 

63

1

Дальний Восток: освоение территории

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Открыватели Дальнего Востока.

Этапы освоения и развития Дальнего Востока, изменение его роли в хозяйстве России.

Определяют этапы ос­воения и развития  Дальневосточного региона, изменение его роли в хозяйстве страны.

Сравнительная таблица.

42. Оформление к\к по этапам освоения Дальневосточного региона.

§53

 

64

1

Дальний Восток: население

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Население района. История заселения. Национальный состав. Местные народы.

Население Дальнего Востока. Этниче­ский состав.

Знают этапы освоения тер­ритории и особенности состава населения и их размещения. 

Анализируют плотность населения в разных районах Дальнего Востока, объясняют   при­чины ее различий и преобладание город­ского населения.

Работа с картой народов и вопро­сами

43. Оформление к\к этнического состава и миграции населенияДальневосточного региона.

рисунок народов Дальнего Востока

 

65

1

Дальний Восток: хозяйство

Уроки-практикумы.

Изменение хозяйства района на различных этапах его развития.

Знают этапы хозяйственного освоения тер­ритории

Практическая ра­бота

44. Нанесение на контурную карту крупней­ших городов Дальнего Востока.

§54

 

66

1

Дальний Восток: хозяйство и перспективы

Урок-исследование. Слайд-лекция

Изменение хозяйства района на различных этапах его развития. Современные от­расли специализации.

Транспорт­ные связи.

 Перспективы Дальневосточного региона.

Называют отрасли специализации, харак­теризуют транспортные пути, приводят приме­ры возможного сотрудничества с пограничными государствами

Учебное исследо­вание по картам атласа и дополни­тельным источ­никам информа­ции.

Вопросы и зада­ния, тестирование.

§55

 

67

1

Моря Тихого океана

Урок-практикум

Моря Тихого океана: Берин­гово, Охотское, Японское. Особенности природы и хо­зяйственное использование

Характеризуют осо­бенности природы, хо­зяйственное использо­вание морей и морских путей, предлагают пу­ти развития Дальнего Востока как рекреаци­онной зоны

Сравнительная таблица; прогноз развития Дальне­го Востока как рекреационной зоны

45.Сравнение природы и хо­зяйственного использования морей Дальне­го Востока и арктических морей

§56

 

Тема 10. Россия в мире (1ч)

 

68

1

Россия в мировом хозяйстве и мировой политике

Лекция с элементами практической работы

Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хо­зяйстве в разные историче­ские периоды. Современная внешняя торговля России. Место России в мировой политике в различные исто­рические периоды. Россия и сопредельные страны

Приводят примеры внутригосударственных и внешних экономиче­ских связей России. Сравнивают положение России в мире в раз­личные исторические периоды

Беседа. Составление раз­вернутого плана по ходу лекции

46.Определение экономической роли России в мире на раз­ных этапах исторического развития

Повторение пройденного

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

Учебная карта «Агроклиматические ресурсы России»

Учебная карта «Климатическая карта России»

Учебная карта «Месторождение полезных ископаемых России»

Учебная карта «Российская Федерация» (политико-административная)

Учебная карта «Российская Федерация» (социально-экономическая)

Учебная карта «Российская Федерация» (физическая)

Учебная карта «Тектоника и минеральные ресурсы России»

Агропром.комплекс России

Адм-террит.устройство РФ

Европ.юг России. Физ.карта/Природ.зоны,биол.ресурсы России

Европейский Север России

Европейский Юг России. Физич.карта.

Лесной комплекс России/ Поволжье.

Поволжье.Физ.карта/ Западная Сибирь

Топлив.промыш.России/Вост.Сиб, Даль.Восток. Соц-эк.карта

Урал.Физ.карта

Химическая и нефтяная промышленность РФ

Центр.Россия.Физ.карта/ Сев-Зап. Сев.Россия. Физ. Карта

Электроэнергетика РФ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Практическая работа № 3. Нанесение на контурную карту субъектов РФ (республики, края, АО) и их столиц

Ход работы

Нанесите на контурную карту:

1.Границы Российской Федерации

2. границы, название республик, входящих в состав РФ и их столицы.

3. Границы, названия автономных округов и их центры

4. Границы, названия краев и их краевые центры

Практическая работа № 6. Изучение на примере своей местности обеспеченности населения продуктами питания

Ход   работы:

        Дайте  комплексную  экономико-географическую  характеристику  местного  предприятия  АПК (по  выбору  учащегося),  используя  различные  источники  информации  по  типовому  плану:

Название  предприятия.

К  какой  отрасли  хозяйства  относится  данное  предприятие.

Местонахождение  предприятия.

Специализация  предприятия.

Размеры  предприятия.

Территориально - производственные  связи  предприятия:  основные  поставщики  оборудования,  сырья  и  важнейшие  потребители  готовой  продукции.

Проблемы  и  перспективы  развития.

Вывод  о  значении  и  развитии  предприятия.

Практическая работа № 8. Составление характеристи­ки одного из угольных бас­сейнов по кар­там и стати­стическим ма­териалам

Ход работы

Используя карты и статистические материалы составьте характеристику угольного бассейна по плану.

ПЛАН

1. Географическое положении бассейна.

- в какой части страны находится

-между каким параллелями и меридианами

2. Особенности ЭГП:

- природные условия;

- способ добычи;

- удаление от районов потребления.

3. Качество.

4. Экологические проблемы, связанные с добычей и транспортировкой.

5. Экономические проблемы и перспективы эксплуатации

Вариант 1. Подмосковный бассейн

Вариант 2. Донбасс

Вариант 3. Кузбасс

Вариант 4. Печерский бассейн

Вариант 5. Канско-Ачинский бассейн

Практическая работа № 10. Обозначение на к/к крупнейших электростанций России

Ход работы

Используя карты атласа, нанесите на контурную карту «Электроэнергетика» с помощью условных знаков основные электростанции России: ТЭС, ГЭС, АЭС, ГеоТЭС, ПЭС. Подпишите их названия.

Практическая работа № 14. Сравнение транспортной обеспеченно­сти отдельных районов Рос­сии (на основе карт)

Ход работы

Определите ГП округов

Проанализируйте статистические сведения о населении этих территорий

Проанализируйте таблицу «Транспортная обеспеченность федеральных округов»

По имеющимся данным составьте карту «Транспорт округов». Выберите способы картографического изображения и составьте легенду – перечень условных знаков карты.

Подумайте, какой другой информацией вы можете дополнить карту и какими способами картографического изображения ее представить.

Проанализируйте получившуюся карту и сделайте выводы о транспортной обеспеченности рассматриваемых территорий.

Представьте карту и свои выводы

Федеральный округ

Железнодорожный транспорт

Автомобильный транспорт

Протяженность
внутренних водных путей,
км

Протяженность дорог,
тыс. км

Густота
дорог,
км на 10 000 км2

Протяженность
дорог,
тыс. км

Густота дорог,
км на 1 000 км2

Россия

85,2

50

546,3

32

101 679

Центральный

17,0

263

122,2

188

590

  13,0

78

67,3

40

17 197

Южный

8,5

145

65,0

110

4 527

Приволжский

14,8

143

129,7

125

9 414

Уральский

8,5

48

36,6

20

13 007

Сибирский

14,7

29

91,7

18

27 843

Дальне-восточный

8,0

13

33,5

5,4

24 101

 

Практическая работа № 18. Нанесение на контурную карту эконо­мических рай­онов, входя­щих в состав Центральной России, отра­жение особен­ностей геогра­фического по­ложения

Ход работы

На контурной карте Центральной России обозначьте:

1. Государственную границу России и границы Центрального, Центрально-Черноземного и Волго-Вятского экономических районов.

2. Подпишите названия соседних стран и экономических районов.

3. Условными знаками обозначьте месторождения:

- бурого угля (Щёкино, Сафоново), торфа ( Шатура ), фосфоритов ( Воскресенск, Егорьевск, Брянск ), керамических глин (Ликино-Дулёво, Гжель, Конаково ), стекольных песков (Гусь-Хрустальный, Дятьково) - ЦЭР;

- торфа ( Городец ), фосфоритов ( Рудничный ), район распространения лесных ресурсов ( Кировская область и Марийская Республика )-ВВР;

- железных руд (Михайловское, Яковлевское, Лебединское) и район распространения почвенных ресурсов – ЦЧР.

Практическая работа № 21. Сравнение экономико-географического положения Центрально­Черноземного и Центрально­го районов, его влияния на при­роду, жизнь людей и хо­зяйство

Ход   работы:

         Используя  типовой  план  экономико-географической  характеристики  района,  текст  учебника,  карты  атласа,  справочную  и  другую литературу,  составьте  сравнительную  экономико-географическую  характеристику  ЦЭР и ЦЧР.

Составьте  сравнительную  экономико-географическую  характеристику  двух  экономических районов  в  виде  таблицы:

План

Черты  сходства

Черты  различия

ЦЭР

ЦЧР

Состав  района

 

 

 

 

Размеры  территории

 

 

 

 

Географическое  положение

 

 

 

 

Природные  условия  и  ресурсы

 

 

 

 

Характерные  черты  населения

 

 

 

 

Отрасли  специализации  промышленности

 

 

 

 

Отрасли  специализации  сельского  хозяйства

 

 

 

 

Особенности  развития  транспорта  и  непроизводственной  сферы

 

 

 

 

Проблемы  и  перспективы  развития

 

 

 

 

Вывод  о  развитии  районов

 

 

Практическая работа № 22. Определение факторов, обуславливающих развитие автомобилестроения в Волго-Вятском экономическом районе

Практическая работа № 23. Нанесение на к/к субъектов Северо-Западного района и выпускаемую в них продукцию

Практическая работа № 26. Определение связи между природными ресурсами и особенно­стями хозяйственной специализации Европейского Севера

Ход работы

Изучив тематические карты Европейского Севера, выявите примеры хозяйственной деятельности людей на данной территории. Объясните причины.

Выявите отрицательное воздействие человека на природу.

Смоделируйте прогнозы отрицательного влияния на экологию

Предложите пути выхода из неблагоприятной экологической ситуации.

Практическая работа № 28. Нанесение на контурную карту крупней­ших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух го­родов по транс­портно-геогра­фическому по­ложению, исто­рико-культур­ной и хозяйст­венной роли в жизни страны

Ход работы

На контурной карте Поволжья обозначьте:

Государственную границу России и границу Поволжского экономического района;

Подпишите названия соседних стран и экономических районов;

Подпишите Каспийское море;

Условными знаками обозначьте месторождения нефти (Ромашкинское, Мухановское), природного газа (Астраханское, Саратов, Ики-Бурул), серы (Астрахань и Самара), поваренной соли (Баскунчак);

Условными знаками обозначьте районы распространения рыбных и почвенных ресурсов;

Условными знаками обозначьте Волжскую, Саратовскую и Волгоградскую ГЭС, Балаковскую и Димитровградскую АЭС, Заинскую ГРЭС;

Условными знаками обозначьте и подпишите названия главных промышленных центров ( Казань, Набережные Челны, Ульяновск, Самару, Тольятти, Чапаевск, Сызрань, Саратов, Энгельс, Балаково, Пензу, Волгоград, Волжский, Камышин, Астрахань ) и отметьте отрасли их промышленной специализации );

Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Поволжского экономического района.

Практическая работа № 29. Нанесение на к/к субъектов Северного Кавказа

Ход   работы:

На  контурной  карте  Европейского  Юга  (Северного  Кавказа)  обозначьте:

Государственную границу  России  и  границу  Северо-Кавказского  экономического  района;

Подпишите  названия  соседних  стран  и  экономических  районов;

Подпишите  моря,  омывающие  берега  района,  включая  Каспийское  море;

Условными  знаками  обозначьте  месторождения  нефти  (Гудермес, Избербаш, Ахтырский),  природного  газа  (Ставрополь, Мирное, Тахта),  каменного  угля  (Шахты),  полиметаллических  (Садон),  вольфрамовых  и  молибденовых  руд  (Тырныауз),  цементного  сырья  (Новороссийск),  минеральных  вод  (Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Сочи);

Условными знаками  обозначьте  районы  распространения  почвенных  и  рекреационных ресурсов;

Условными  знаками  обозначьте  и  подпишите  названия  главных  промышленных  центров  (Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Волгодонск, Краснодар, Новороссийск, Туапсе, Ставрополь, Невинномысск, Майкоп, Черкесск, Нальчик, Владикавказ, Грозный, Махачкалу)  и  отметьте  отрасли  их  промышленной  специализации );

Различными  цветами  заштрихуйте  главные  сельскохозяйственные  регионы  Северного  Кавказа;

Условными  знаками обозначьте  важнейшие  морские  порты  региона  (Таганрог,  Новороссийск,  Туапсе,  Махачкалу).

Условными  знаками  обозначьте  и  подпишите  названия  городов - курортов  (Анапу, Сочи, Ейск, Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки).

Практическая работа № 32. Сравнение экономико- географиче­ского положе­ния Урала и Поволжья

Ход   работы:

         Используя  типовой  план  экономико-географической  характеристики  района,  текст  учебника,  карты  атласа,  справочную  и  другую литературу,  составьте  сравнительную  экономико-географическую  характеристику  Урала и Поволжья.

Составьте  сравнительную  экономико-географическую  характеристику  двух  экономических районов  в  виде  таблицы:

План

Черты  сходства

Черты  различия

Уральский

Поволжский

Состав  района

 

 

 

 

Размеры  территории

 

 

 

 

Географическое  положение

 

 

 

 

Природные  условия  и  ресурсы

 

 

 

 

Характерные  черты  населения

 

 

 

 

Отрасли  специализации  промышленности

 

 

 

 

Отрасли  специализации  сельского  хозяйства

 

 

 

 

Особенности  развития  транспорта  и  непроизводственной  сферы

 

 

 

 

Проблемы  и  перспективы  развития

 

 

 

 

Вывод  о  развитии  районов

 

 

Практическая работа № 37. Нанесение на к/к субъектов Западно-Сибирского района. Выявление и анализ усло­вий для разви­тия хозяйства района

Ход   работы:

 На  контурной  карте  Западной  Сибири  обозначьте:

Государственную границу  России  и  границу  Западно-Сибирского  экономического  района;

Подпишите  названия  соседних  стран  и  экономических  районов;

Подпишите  моря,  омывающие  берега  района;

Условными  знаками  обозначьте  месторождения  нефти  (Самотлор,  Салымское, Сургут, Варьеганское),  природного  газа  (Новый  Уренгой,  Ямбург, Медвежье, Заполярное),  каменного  угля  (Новокузнецк,  Кемерово),  полиметаллических  руд  (Салаир, Орловское),  поваренной  (Бурла)  и  глауберовой  соли  (Кучук);

Условными  знаками  обозначьте  и  подпишите  названия  главных  промышленных  центров  (Тюмень,  Сургут,  Нижневартовск,  Омск,  Новосибирск,  Томск,  Барнаул,  Рубцовск,  Новоалтайск,  Кемерово,  Новокузнецк,  Белово,  Прокопьевск,  Анжеро-Судженск,  Ленинск-Кузнецкий)  и  отметьте  отрасли  их  промышленной  специализации;

Различными  цветами  заштрихуйте  главные  сельскохозяйственные  регионы  Западной  Сибири.

Практическая работа № 40. Нанесение на к/к субъектов Восточно-Сибирского района и выпускаемую в них продукцию

На  контурной  карте  Восточной  Сибири  и  Дальнего  Востока обозначьте:

Государственную границу  России  и  границу  Восточно-Сибирского  экономического  района;

Подпишите  названия  соседних  стран  и  экономических  районов;

Подпишите  моря  и  океаны,  омывающие  берега  района;

Условными  знаками  обозначьте  месторождения  полезных ископаемых;

Условными  знаками  обозначьте  и  подпишите  названия  главных  промышленных  центров   и  отметьте  отрасли  их  промышленной  специализации;

Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Западной Сибири.

Практическая работа № 41. Нанесение на к/к субъектов Дальневосточного района

Ход  работы:

На  контурной  карте  Дальнего  Востока  (Восточной  Сибири  и  Дальнего  Востока)  обозначьте:

Государственную границу  России  и  границу  Дальневосточного  экономического  района;

Подпишите  названия  соседних  стран  и  экономических  районов;

Подпишите  моря  и  океаны,  омывающие  берега  района;

Условными  знаками  обозначьте  месторождения  нефти  (Оха),  природного  газа  (Средневилюйское),  каменного  угля  (Нерюнгри,  Сангар,  Средний  Ургал,  Партизанск,  Бошняково),  бурого  угля  (Райчихинск,  Бикин,  Артём,  Углегорск),  полиметаллических  руд  (Дальнегорск),  оловянных  руд  (Певек,  Депутатский,  Эссе-Хайя,   Кавалерово, Перевальное),  золота  (Дукат,  Усть-Нера,  Нежданинское,  Аллах-Юнь,   Золотая  Гора),  поваренной  соли  (Кемпендяй),  алмазов  (Мирный,  Айхал,  Эбеляхское);

Условными  знаками  обозначьте  и  подпишите  названия  главных  промышленных  центров  (Хабаровск,  Комсомольск-на-Амуре,  Владивосток,  Находка,  Дальнегорск,  Благовещенск,  Якутск,  Магадан,  Петропавловск-Камчатский)  и  отметьте  отрасли  их  промышленной  специализации;

Различными  цветами  заштрихуйте  главные  сельскохозяйственные  регионы  Дальнего  Востока;

Условными знаками  обозначьте  важнейшие  морские  порты:  Владивосток,  Находку,  Холмск, Ванино,  Магадан,  Петропавловск-Камчатский,  Николаевск-на-Амуре,  Тикси,  Певек.


 

Рабочая программа по предмету география для 9 класса

Рабочая программа по предмету география для 9 класса

Учебное обеспечение по географии (9 класс)

Учебное обеспечение по географии (9 класс)

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений

В программу внесены следующие изменения:

В программу внесены следующие изменения:

Результаты усвоения географического содержания проверяются на основе требований к уровню подготовки учеников, заложенных в

Результаты усвоения географического содержания проверяются на основе требований к уровню подготовки учеников, заложенных в

Приоритетные направления в преподавании предмета

Приоритетные направления в преподавании предмета

Важное место отводится в курсе самооценке

Важное место отводится в курсе самооценке

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА КОМПЕТЕНЦИИ

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА КОМПЕТЕНЦИИ

СТРУКТУРА КУРСА №

СТРУКТУРА КУРСА №

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Обозначение на к/к крупнейших электростанций

Обозначение на к/к крупнейших электростанций

Обозначение на к/к крупнейших электростанций

Обозначение на к/к крупнейших электростанций

Обозначение на к/к крупнейших электростанций

Обозначение на к/к крупнейших электростанций

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № урока

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № урока

Этапы развития хозяйства России

Этапы развития хозяйства России

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (17 ч) 51Топливно­энергетиче­ский ком­плекс

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (17 ч) 51Топливно­энергетиче­ский ком­плекс

Уроки-практикумы.Этапы развития нефтяной промышленности

Уроки-практикумы.Этапы развития нефтяной промышленности

Электроэнер­ гетика Урок закрепления новых знаний

Электроэнер­ гетика Урок закрепления новых знаний

Металлурги­ческий ком­плекс. Цветная металлургияУрок-практикум

Металлурги­ческий ком­плекс. Цветная металлургияУрок-практикум

Специализация и кооперирование

Специализация и кооперирование

Проблемы лесного ком­плекса Знают состав и струк­туру лесного комплек­са

Проблемы лесного ком­плекса Знают состав и струк­туру лесного комплек­са

Легкая и пищевая промышленность

Легкая и пищевая промышленность

Военно-промышленный комплексУрок-исследованиеВПК, его состав, место и роль в жизни современного общества

Военно-промышленный комплексУрок-исследованиеВПК, его состав, место и роль в жизни современного общества

Объясняют возможно­сти каждого вида связи и влияние телекомму­никаций на территори­альную организацию общества и образ жизни людейТестирование§ 20 211Обоб­щение зна­ний по раз­делу «Хозяй­ство

Объясняют возможно­сти каждого вида связи и влияние телекомму­никаций на территори­альную организацию общества и образ жизни людейТестирование§ 20 211Обоб­щение зна­ний по раз­делу «Хозяй­ство

ГЭС. Преоб­разование речных систем и экологические проблемы

ГЭС. Преоб­разование речных систем и экологические проблемы

Памятники природы, исто­рии и культуры

Памятники природы, исто­рии и культуры

Выделяют и объясняют роль ЭГП в развитии хозяйства

Выделяют и объясняют роль ЭГП в развитии хозяйства

Территориальная структура и города

Территориальная структура и города

Центральная Россия»Урок обобщения и систематизации знанийУмеют находить приме­нение геоинформации, включая карты,

Центральная Россия»Урок обобщения и систематизации знанийУмеют находить приме­нение геоинформации, включая карты,

Урок-практикумСтаропромышленный район страны

Урок-практикумСтаропромышленный район страны

Планировка и внешний облик города

Планировка и внешний облик города

Знают этапы освоения и заселения территории, объясняют причины §32 381Европейский

Знают этапы освоения и заселения территории, объясняют причины §32 381Европейский

Европей­ский Юг. Особенности гео­графического положения и разнообразие природы

Европей­ский Юг. Особенности гео­графического положения и разнообразие природы

Европейский Юг. Освоение территории и хозяйство

Европейский Юг. Освоение территории и хозяйство

История освоения. Колебания уровня моря, их экологические и хозяйст­венные последствия

История освоения. Колебания уровня моря, их экологические и хозяйст­венные последствия

Поволжье: население, хозяйство, проблемы

Поволжье: население, хозяйство, проблемы

Пространство Урала.Урок-практикум

Пространство Урала.Урок-практикум

Национальный состав. Крупнейшие города

Национальный состав. Крупнейшие города

Обобщение знаний по теме «Европей­ская часть

Обобщение знаний по теме «Европей­ская часть

Высотная пояс­ностьОбъясняют разнообра­зие природных ланд­шафтов и полезных ис­копаемых гор

Высотная пояс­ностьОбъясняют разнообра­зие природных ланд­шафтов и полезных ис­копаемых гор

Изменения в хозяйстве по­сле распада

Изменения в хозяйстве по­сле распада

Сибирский районУрок-практикум

Сибирский районУрок-практикум

Хозяйственное использование и экологиче­ские проблемы

Хозяйственное использование и экологиче­ские проблемы

Тестирование, анализ рисунков 41

Тестирование, анализ рисунков 41

Работа с картой народов и вопро­сами 43

Работа с картой народов и вопро­сами 43

Моря Тихого океанаУрок-практикумМоря

Моря Тихого океанаУрок-практикумМоря

Россия в мировом хозяйстве и мировой политике

Россия в мировом хозяйстве и мировой политике

Поволжье.Физ.карта/ Западная Сибирь

Поволжье.Физ.карта/ Западная Сибирь

Дайте комплексную экономико-географическую характеристику местного предприятия

Дайте комплексную экономико-географическую характеристику местного предприятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2020