рабочая программа по геометрии 7 класс

  • docx
  • 31.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала р.п. 7 кл геометрия .docx

Рассмотрена:

на заседании ШМО МКОУ «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа»

Руководитель МО

__________/Е.Н. Минакова/

Протокол №__1____

от __30 августа____ 2024 года

 

 

Утверждена:

директором  МКОУ «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа»

___________________/Т. В. Бондаренко/

 

Приказ № 1-64

от  31 августа 2024 года

ПРИНЯТА:

на заседании педагогического совета МКОУ «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа»

Протокол №__1_

от   31 августа____2024 года

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

по геометрии

основного общего образования

 

 7 класс


учителя

 Феденко Маргариты Сергеевны

(первая квалификационная категория).

2024 – 2025 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Геометрия как один из основных разделов школьной математики, имеющий своей целью обеспечить изучение свойств и размеров фигур, их отношений и взаимное расположение, опирается на логическую, доказательную линию.

Ценность изучения геометрии на уровне основного общего образования заключается в том, что обучающийся учится проводить доказательные рассуждения, строить логические умозаключения, доказывать истинные утверждения и строить контрпримеры к ложным, проводить рассуждения «от противного», отличать свойства от признаков, формулировать обратные утверждения.

Второй ценностью изучения геометрии является использование её как инструмента при решении как математических, так и практических задач, встречающихся в реальной жизни. Обучающийся должен научиться определить геометрическую фигуру, описать словами данный чертёж или рисунок, найти площадь земельного участка, рассчитать необходимую длину оптоволоконного кабеля или требуемые размеры гаража для автомобиля. Этому соответствует вторая, вычислительная линия в изучении геометрии. При решении задач практического характера обучающийся учится строить математические модели реальных жизненных ситуаций, проводить вычисления и оценивать адекватность полученного результата.

Крайне важно подчёркивать связи геометрии с другими учебными предметами, мотивировать использовать определения геометрических фигур и понятий, демонстрировать применение полученных умений в физике и технике.

Эти связи наиболее ярко видны в темах «Векторы», «Тригонометрические соотношения», «Метод координат» и «Теорема Пифагора».

Учебный курс «Геометрия» включает следующие основные разделы содержания: «Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин», «Декартовы координаты на плоскости», «Векторы», «Движения плоскости», «Преобразования подобия».

Общее число часов, рекомендованных для изучения учебного курса «Геометрия» в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю

 

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ГЕОМЕТРИЯ»

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит», — писал великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. И в этом состоит одна из двух целей обучения геометрии как составной части математики в школе. Этой цели соответствует доказательная линия преподавания геометрии. Следуя представленной рабочей программе, начиная с седьмого класса на уроках геометрии обучающийся учится проводить доказательные рассуждения, строить логические умозаключения, доказывать истинные утверждения и строить контрпримеры к ложным, проводить рассуждения от «противного», отличать свойства от признаков, формулировать обратные
утверждения. Ученик, овладевший искусством рассуждать, будет применять его и в окружающей жизни.

Как писал геометр и педагог Игорь Федорович Шарыгин, «людьми, понимающими, что такое доказательство, трудно и даже невозможно манипулировать». И в этом состоит важное
воспитательное значение изучения геометрии, присущее именно отечественной математической школе. Вместе с тем авторы программы предостерегают учителя от излишнего формализма, особенно в отношении начал и оснований геометрии. Французский математик Жан Дьедонне по этому поводу высказался так: «Что касается деликатной проблемы введения «аксиом», то мне кажется, что на первых порах нужно вообще избегать произносить само это слово. С другой же стороны, не следует упускать ни одной возможности давать примеры логических заключений, которые куда в большей мере, чем идея аксиом, являются истинными и единственными двигателями математического мышления».

Второй целью изучения геометрии является использование её как инструмента при решении как математических, так и практических задач, встречающихся в реальной жизни. Окончивший курс геометрии школьник должен быть в состоянии определить геометрическую фигуру, описать словами данный чертёж или рисунок, найти площадь земельного участка, рассчитать необходимую длину оптоволоконного кабеля или требуемые размеры гаража для автомобиля. Этому соответствует вторая, вычислительная линия в изучении геометрии в школе. Данная практическая линия является не менее важной, чем первая. Ещё Платон предписывал, чтобы «граждане Прекрасного города ни в коем случае не оставляли геометрию, ведь немаловажно даже побочное её применение — в военном деле да, впрочем, и во всех науках — для лучшего их усвоения: мы ведь знаем, какая бесконечная разница существует между человеком причастным к геометрии и непричастным». Для этого учителю рекомендуется подбирать задачи практического характера для рассматриваемых тем, учить детей строить математические модели реальных жизненных ситуаций, проводить вычисления и оценивать адекватность полученного результата. Крайне важно подчёркивать связи геометрии с другими предметами, мотивировать использовать определения геометрических фигур и понятий,
демонстрировать применение полученных умений в физике и технике. Эти связи наиболее ярко видны в темах «Векторы», «Тригонометрические соотношения», «Метод координат» и «Теорема Пифагора».

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану в 7классе изучается учебный курс «Геометрия», который включает следующие основные разделы содержания: «Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин», а также «Декартовы координаты на плоскости», «Векторы», «Движения плоскости» и «Преобразования подобия». Учебный план предусматривает изучение геометрии на базовом уровне, исходя из 68 учебных часов в учебном году.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ГЕОМЕТРИЯ»

Начальные понятия геометрии. Точка, прямая, отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла. Ломаная, многоугольник. Параллельность и перпендикулярность прямых.

   Основные построения с помощью циркуля и линейки. Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, их свойства.

Равнобедренный и равносторонний треугольники. Неравенство треугольника.

Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников.

   Свойства и признаки параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника.

Прямоугольный треугольник. Свойство медианы прямоугольного треугольника, проведённой к гипотенузе. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Прямоугольный треугольник с углом в 30°.

   Неравенства в геометрии: неравенство треугольника, неравенство о длине ломаной, теорема о большем угле и большей стороне треугольника. Перпендикуляр и наклонная.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Освоение учебного курса «Геометрия» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

   Личностные результаты освоения программы учебного курса «Геометрия» характеризуются:    Патриотическое воспитание:
  
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.

   Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
  
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.

   Трудовое воспитание:
  
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
  
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.

   Эстетическое воспитание:
  
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.

   Ценности научного познания:
  
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации;    овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира;    овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.

   Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:    готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
  
сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.

   Экологическое воспитание:
  
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
  
осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.

   Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

—  готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

—  необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

—  способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Геометрия» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.

1)   Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).

Базовые логические действия:

—  выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

—  воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;

—  выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

—  делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

—  разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;

—  выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

—  использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;

—  проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;

—  самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;

—  прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

—  выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;

—  выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

—  выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

—  оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

   2)  Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.

Общение:

—  воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;

—  в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;

—  представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.

Сотрудничество:

—  понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;

—  принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;

—  участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);

—  выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;

—  оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.

   3)  Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.

   Самоорганизация:
  
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль:

—  владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

—  предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;

—  оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

   Освоение учебного курса «Геометрия» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов:

—  Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи. Измерять линейные и угловые величины. Решать задачи на вычисление длин отрезков и величин углов.

—  Делать грубую оценку линейных и угловых величин предметов в реальной жизни, размеров природных объектов. Различать размеры этих объектов по порядку величины.

—  Строить чертежи к геометрическим задачам.

—  Пользоваться признаками равенства треугольников, использовать признаки и свойства равнобедренных треугольников при решении задач.

—  Проводить логические рассуждения с использованием геометрических теорем.

—  Пользоваться признаками равенства прямоугольных треугольников, свойством медианы, проведённой к гипотенузе прямоугольного треугольника, в решении геометрических задач.

—  Определять параллельность прямых с помощью углов, которые образует с ними секущая. Определять параллельность прямых с помощью равенства расстояний от точек одной прямой до точек другой прямой.

—  Решать задачи на клетчатой бумаге.

—  Проводить вычисления и находить числовые и буквенные значения углов в геометрических задачах с использованием суммы углов треугольников и многоугольников, свойств углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей. Решать практические задачи на нахождение углов.

—  Владеть понятием геометрического места точек. Уметь определять биссектрису угла и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек.

—  Формулировать определения окружности и круга, хорды и диаметра окружности, пользоваться их свойствами. Уметь применять эти свойства при решении задач.

—  Пользоваться простейшими геометрическими неравенства ми, понимать их практический смысл.

—  Проводить основные геометрические построения с помощью циркуля и линейки.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

 

Тема урока

Дата проведения

Домашнее задание

 

Кол-во

часов

По плану

Фактич.

 

 

Начальные геометрические сведения – 11 ч

1

1 четверть

Возникновение геометрии из практики. Точка, прямая, отрезок,  ломаная, многоугольник.

1

5.09

 

с.3-4, п.1-2, № 4,№ 6

 

2

Луч и угол. Градусная мера угла. Измерение углов.

1

8.09

 

п.3-4, № 9, № 13

 

3

Сравнение отрезков и углов. Равенство фигур.

1

12.09

 

п.5-6, №19, № 22

 

4

Измерение отрезков. Единицы измерения длины.

1

15.09

 

п.7-8, № 27, № 31(б)

 

5

Градусная мера угла. Измерение углов на местности.

1

19.09

 

п.9-10, № 47(а)

 

6

Вертикальные и смежные углы.

1

22.09

 

п.11, № 68

 

7

Решение задач по теме: «Вертикальные и смежные углы.»

1

26.09

 

п.11, № 82(а)

 

8

  Перпендикулярные прямые.

1

29.09

 

П. 12

 

9

Построение прямых углов на местности

1

3.10

 

п.13

 

10

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Начальные геометрические сведения»

1

6.10

 

п.1-13, № 52

 

11

Контрольная работа № 1  по теме: «Начальные геометрические сведения».

1

10.10

 

повторить основные понятия

 

Треугольники – 18

12

Анализ контрольной работы. Треугольник. Виды треугольников.

1

13.10

 

п.14, № 93

 

13

 Первый признак равенства треугольников.

1

17.10

 

п.15, № 101(а)

 

14

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников

1

20.10

 

п.15, № 102

 

15

Перпендикуляр  к прямой. Расстояние от точки до прямой. Высоты, медианы, биссектрисы треугольника.  Промежуточный контроль.

1

24.10

 

п.16 -17№ 105

 

16

Свойства  равнобедренного треугольника.

1

27.10

 

п.18, № 117

 

17

2 четверть

 Решение задач на применение свойств равнобедренного треугольника

1

7.11

 

п.18, № 116

 

18

Второй признак равенства треугольников.

1

10.11

 

п.19, № 127

 

19

Решение задач на применение  второго признака равенства треугольников.

1

14.11

 

п.19, № 131

 

20

Третий признак равенства треугольников.

1

17.11

 

п.20, № 141

 

21

   Решение задач на применение третьего  признака равенства треугольников.

1

21.11

 

п.19, № 147

 

22

Решение задач на применение  признаков равенства треугольников.

1

24.11

 

п.20, № 134

 

23

Окружность. Хорда. диаметр и их свойства

1

28.11

 

п.21-22, № 150

 

24

Задачи на построение: деление отрезка пополам,  построение перпендикулярных прямых

1

1.12

 

п.23, № 153

 

25

Задачи на построение: построение биссектрисы угла,  построение угла, равного данному.

1

5.12

 

п.23,№ 159(а)

 

26

Решение задач на построение

1

8.12

 

п.22, 23, № 151

 

27

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Треугольники»

1

12.12

 

п.14-23, № 161

 

28

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Треугольники»

 

15.12

 

п.14-23,167(а)

 

29

Контрольная работа № 2  по теме: «Треугольники».

1

19.12

 

повторить основные понятия

 

Параллельные прямые - 10

30

Анализ контрольной работы.  Параллельные и пересекающиеся прямые.

1

22.12

 

п.24

 

31

 Промежуточный контроль.  Признаки параллельности двух прямых.

1

26.126.12

 

п.25, № 192

 

32

   Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.                                                                                     Практические способы построения параллельных прямых

1

29.12

 

П. 37 п.26, № 194

 

33

3 четверть

 Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых»

1

9.01

 

п.25-26, Д.М. с. 59 № 1-3

 

34

Понятие об аксиоматике. Аксиома параллельных прямых.

1

12.01

 

п. 27-28

 

35

   Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей

1

16.01

 

п.29 № 208(а)

 

36

Углы с соответственно параллельными или перпендикулярными сторонами

1

19.01

 

п.30 № 214

 

37

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

1

23.01

 

п.25-30

 

38

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Параллельные прямые»

1

26.01

 

п.25-30

 

39

  Контрольная работа № 3  по теме: «Параллельные  прямые»

1

30.01

 

повторить основные понятия

 

Соотношения между сторонами и углами треугольника - 16

40

Анализ контрольной работы. Теорема о сумме углов треугольника.

1

2.02

 

п.31, № 228 (а,б)

 

41

Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники.

1

6.02

 

п.32, № 234

 

42

Зависимость между величинами сторон и углов  треугольника

1

9.02

 

п.33

 

43

Зависимость между величинами сторон и углов  треугольника.

1

13.02

 

п.33

 

44

Неравенство треугольника.

1

16.02

 

п.34,

 

45

   Свойства прямоугольных треугольников.

1

20.02

 

п.35, № 265

 

46

Признаки равенства прямоугольных треугольников

1

23.02

 

п.36, № 276

 

47

Свойство медианы прямоугольного

треугольника. Прямоугольный треугольник с  углом в 30°

 

27.02

 

 П. 35

 

48

Решение задач на применение свойств и признаков равенства  прямоугольных треугольников

1

1.03

 

п.35-36

 

49

Решение задач на применение свойств и признаков равенства  прямоугольных треугольников.

1

5.03

 

п.35-36

 

50

Построение треугольника по трем элементам.

 

1

12.03

 

п.38

 

51

Построение треугольника по трем элементам

 

1

15.03

 

п.38

 

52

Промежуточный контроль. Построение треугольника по трем элементам..

1

19.03

 

п.38

 

53

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника»

1

22.03

 

п.31-38

 

 54

4 четверть

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника».

1

2.04

 

п.31-38

 

55

Контрольная работа № 4  по теме: «Соотношение между  сторонами и углами треугольника».

1

5.04

 

повторить основные понятия

 

Окружность – 7 ч

56

Геометрические места точек.

Свойства биссектрисы угла

 

9.04

 

п. 39

 

57

Свойства серединного

перпендикуляра

 

12.04

 

п.40

 

58

Касательная к окружности.

Свойства диаметров  и хорд окружности.  Вписанная в угол окружность.

 

16.04

 

п.41

 

59

Три случая взаимного

расположения окружности и прямой.

Касательная к окружности

 

19.04

 

п.42

 

60

Окружность, описанная около треугольника и вписанная в треугольник

 

23.04

 

п.43

 

61

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Окружность»

 

26.04

 

 

 

62

Контрольная работа №  по теме: «Окружность»

 

30.04

 

повторить основные понятия

 

Обобщение и повторение – 6

63

Анализ контрольной работы. Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»

1

3.05

 

задание на карточках

 

64

Решение задач по теме «Признаки равенства прямоугольных треугольников»

1

7.05

 

задание на карточках

 

65

Решение задач по теме «Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей».        

1

10.05

 

задание на карточках

 

66

Решение задач по теме: «Окружность и ее элементы»

1

14.05

 

задание на карточках

 

67

Промежуточный контроль. Итоговая контрольная работа

1

17.05

 

повторить основные понятия

 

68

Обобщающий урок

1

21.05

 

 

 

 

 


 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru