МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №17 ГОРОДА БЕЛОГОРСК»
676850, Амурская обл., г.Белогорск, ул.Ленина, 100, тел. 8(41641)27359, e-mail: bel_school_17@obramur.ru
РАССМОТРЕНО на заседании ПМЛ Протокол №____ от___________ Руководитель _________/Е.А.Гусенкова/ |
СОГЛАСОВАНО зам.директора по УВР «23» августа 2021г. _____________/А.П.Буянова/
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СШ №17 ____________ В.С. Скачкова приказ №___ от «23» августа 2021г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
на 2021-2023 год
7-9 класс
Разработана Гусенковой Екатериной Андреевной,
учителем математики
первой квалификационной категории
г. Белогорск
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии для 7-9 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577).
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями).
- Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
- Приказа Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Примерной рабочей программы по геометрии 7-9 классов В.Ф. Бутузов – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016-31с;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов учителя от 07.04.2016 г. протокол № 6 педагогического совета МАОУ СШ № 17.
- Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СШ №17 на 2018-2023 годы.
- Учебного плана МАОУ СШ №17.
Рабочая программа, согласно учебному плану рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
При реализации рабочей программы используется учебник:
«Геометрия 7 – 9» классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. – М.: Просвещение, 2018.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного курса «Геометрия» на уровне основного общего образования обеспечивает достижение следующих предметных образовательных результатов:
7 класс
- Распознавать изученные геометрические фигуры, определять их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи.
- Измерять линейные и угловые величины.
- Решать задачи на вычисление длин отрезков и величин углов.
- Делать грубую оценку линейных и угловых величин предметов в реальной жизни, размеров природных объектов.
- Различать размеры этих объектов по порядку величины.
- Строить чертежи к геометрическим задача.
- Пользоваться признаками равенства треугольников, использовать признаки и свойства равнобедренных треугольников при решении задач.
- Проводить логические рассуждения с использованием геометрических теорем.
- Пользоваться признаками равенства прямоугольных треугольников, свойством медианы, проведённой к гипотенузе прямоугольного треугольника, в решении геометрических задач.
- Определять параллельность прямых с помощью углов, которые образует с ними секущая.
- Определять параллельность прямых с помощью равенства расстояний от точек одной прямой до точек другой прямой.
- Решать задачи на клетчатой бумаге.
- Проводить вычисления и находить числовые и буквенные значения углов в геометрических задачах с использованием суммы углов треугольников и многоугольников, свойств углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей.
- Решать практические задачи на нахождение углов.
- Владеть понятием геометрического места точек.
- Уметь определять биссектрису угла и серединный перпендикуляр к отрезку как геометрические места точек.
- Формулировать определения окружности и круга, хорды и диаметра окружности, пользоваться их свойствами.
- Уметь применять эти свойства при решении задач.
- Владеть понятием описанной около треугольника окружности, уметь находить её центр.
- Пользоваться фактами о том, что биссектрисы углов треугольника пересекаются в одной точке, и о том, что серединные перпендикуляры к сторонам треугольника пересекаются в одной точке
- Владеть понятием касательной к окружности, пользоваться теоремой о перпендикулярности касательной и радиуса, проведённого к точке касания.
- Пользоваться простейшими геометрическими неравенствами, понимать их практический смысл.
- Проводить основные геометрические построения с помощью циркуля и линейки
8 класс
- Распознавать основные виды четырёхугольников, их элементы, пользоваться их свойствами при решении геометрических задач.
- Применять свойства точки пересечения медиан треугольника (центра масс) в решении задач.
- Владеть понятием средней линии треугольника и трапеции, применять их свойства при решении геометрических задач.
- Пользоваться теоремой Фалеса и теоремой о пропорциональных отрезках, применять их для решения практических задач.
- Применять признаки подобия треугольников в решении геометрических задач.
- Пользоваться теоремой Пифагора для решения геометрических и практических задач.
- Строить математическую модель в практических задачах, самостоятельно делать чертёж и находить соответствующие длины.
- Владеть понятиями синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника.
- Пользоваться этими понятиями для решения практических задач.
- Вычислять (различными способами) площадь треугольника и площади многоугольных фигур (пользуясь, где необходимо, калькулятором).
- Применять полученные умения в практических задачах.
- Владеть понятиями вписанного и центрального угла, использовать теоремы о вписанных углах, углах между хордами (секущими) и угле между касательной и хордой при решении геометрических задач.
- Владеть понятием описанного четырёхугольника, применять свойства описанного четырёхугольника при решении задач.
- Применять полученные знания на практике — строить математические модели для задач реальной жизни и проводить соответствующие вычисления с применением подобия и тригонометрии (пользуясь, где необходимо, калькулятором).
9 класс
- Знать тригонометрические функции острых углов, находить с их помощью различные элементы прямоугольного треугольника («решение прямоугольных треугольников»).
- Находить (с помощью калькулятора) длины и углы для нетабличных значений.
- Пользоваться формулами приведения и основным тригонометрическим тождеством для нахождения соотношений между тригонометрическими величинами.
- Использовать теоремы синусов и косинусов для нахождения различных элементов треугольника («решение треугольников»), применять их при решении геометрических задач.
- Владеть понятиями преобразования подобия, соответственных элементов подобных фигур.
- Пользоваться свойствами подобия произвольных фигур, уметь вычислять длины и находить углы у подобных фигур.
- Применять свойства подобия в практических задачах.
- Уметь приводить примеры подобных фигур в окружающем мире.
- Пользоваться теоремами о произведении отрезков хорд, о произведении отрезков секущих, о квадрате касательной.
- Пользоваться векторами, понимать их геометрический и физический смысл, применять их в решении геометрических и физических задач.
- Применять скалярное произведение векторов для нахождения длин и углов.
- Пользоваться методом координат на плоскости, применять его в решении геометрических и практических задач.
- Владеть понятиями правильного многоугольника, длины окружности, длины дуги окружности и радианной меры угла, уметь вычислять площадь круга и его частей.
- Применять полученные умения в практических задачах.
- Находить оси (или центры) симметрии фигур, применять движения плоскости в простейших случаях.
- Применять полученные знания на практике — строить математические модели для задач реальной жизни и проводить соответствующие вычисления с применением подобия и тригонометрических функций (пользуясь, где необходимо, калькулятором).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 класс
1. Основные понятия геометрии (12 часов)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения».
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа; фронтальная работа; групповая форма работы.
Основные виды учебной деятельности: устные упражнения, самостоятельные работы, практические работы, самостоятельная работа с учебником.
2. Треугольники (18 часов)
Треугольник и его элементы, равные треугольники. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Окружность и ее элементы Задачи на построение с помощью циркуля и линейки. Контрольная работа №2 по теме «Треугольники».
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа; фронтальная работа; групповая форма работы.
Основные виды учебной деятельности: самостоятельные работы, математические диктанты, практические работы, проблемные ситуации, взаимообъяснение, решение задач, практической направленности, составление словаря терминов и понятий.
3. Параллельные прямые (13 часов)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые».
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа; фронтальная работа; групповая форма работы.
Основные виды учебной деятельности: самостоятельные работы, практические работы, выполнение заданий по разграничению понятий, взаимные вопросы и задания групп, задачи с «исторической» фабулой.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (19 часов)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам. Контрольная работа №4 по теме «Сумма углов треугольника», контрольная работа по теме №5 «Прямоугольный треугольник», итоговая контрольная работа.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа; фронтальная работа; групповая форма работы.
Основные виды учебной деятельности: самостоятельные работы, практические работы, работа с раздаточным материалом, анализ проблемных ситуаций, опорные задачи, дифференцированные задания, тестирование.
5. Итоговое повторение (6 часов)
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа; фронтальная работа; групповая форма работы.
Основные виды учебной деятельности: самостоятельные работы, практические работы, исследовательские работы, решение задач, практической направленности, проекты.
8 класс
1.Четырехугольники (14 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии. Контрольная работа № 1 «Четырёхугольники».
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая форма работы.
Основные виды учебной деятельности: устные упражнения, самостоятельные работы, самостоятельная работа с учебником.
2. Площадь (14 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора. Контрольная работа № 2 «Площадь».
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая форма работы.
Основные виды учебной деятельности: самостоятельные работы, математические диктанты, практические работы, проблемные ситуации, взаимообъяснение, решение задач практической направленности.
3. Подобные треугольники (18 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Контрольная работа № 3: «Признаки подобия треугольников». Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Контрольная работа № 4 «Подобные треугольники».
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах, групповая форма работы.
Основные виды учебной деятельности: самостоятельные работы, самостоятельная работа с учебником, выполнение заданий по разграничению понятий, взаимные вопросы и задания групп.
4. Окружность (17 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности. Контрольная работа № 5: «Окружность». Итоговая контрольная работа.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая форма работы.
Основные виды учебной деятельности: самостоятельные работы, практические работы, работа с раздаточным материалом, анализ проблемных ситуаций, дифференцированные задания, тестирование.
5. Повторение. Решение задач (5 часов) Четырёхугольники. Площадь. Теорема Пифагора. Подобные треугольники. Окружность.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая форма работы.
Основные виды учебной деятельности: самостоятельные работы, практические работы, исследовательские работы, решение задач, практической направленности, проекты.
9 класс
1. Вводное повторение (2 часа)
Повторение курса 7-8 классов.
2. Векторы (9 часов)
Понятие о векторах. Сумма и разность векторов, умножение вектора на скаляр. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Векторный методы решения геометрических задач. Контрольная работа № 1 по теме «Векторы».
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая форма работы.
Основные виды учебной деятельности: устные упражнения, самостоятельные работы, самостоятельная работа с учебником.
3. Метод координат (10 часов)
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач. Контрольная работа №2 по теме «Метод координат».
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая форма работы.
Основные виды учебной деятельности: устные упражнения, самостоятельные работы, самостоятельная работа с учебником.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (11 часов)
Скалярное произведение векторов. Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Контрольная работа №3 по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов».
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая форма работы.
Основные виды учебной деятельности: устные упражнения, самостоятельные работы, самостоятельная работа с учебником.
5. Длина окружности и площадь круга (12 часов)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга. Контрольная работа №4 по теме «Длина окружности и площадь круга»
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая форма работы. Основные виды учебной деятельности: самостоятельные работы, математические диктанты, практические работы, решение задач практической направленности.
6. Движения (8 часов)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения. Контрольная работа №5 по теме «Движения»
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая форма работы.
Основные виды учебной деятельности: устные упражнения, самостоятельные работы, самостоятельная работа с учебником.
7. Начальные сведения из стереометрии (7 часов)
Геометрические тела и их свойства. Правильные многогранники. Тела и поверхности вращения.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая форма работы.
8. Об аксиомах геометрии (2 часа)
9. Повторение. Решение задач (7 часов)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 9 класса). Умение работать с различными источниками информации.
Тематическое планирование
7 класс
№ |
Тема |
Количество часов |
I |
Начальные геометрические сведения |
12 |
1 |
Прямая и отрезок. |
2 |
2 |
Луч и угол. |
1 |
3 |
Сравнение отрезков и углов. |
1 |
4 |
Измерение отрезков. |
2 |
5 |
Измерение углов. |
1 |
6 |
Перпендикулярные прямые. |
5 |
II |
Треугольники |
18 |
1 |
Первый признак равенства треугольников. |
3 |
2 |
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. |
3 |
3 |
Второй и третий признаки равенства треугольников. |
5 |
4 |
Задачи на построение. |
7 |
III |
Параллельные прямые |
13 |
1 |
Признаки параллельности двух прямых. |
4 |
2 |
Аксиома параллельных прямых. |
9 |
IV |
Соотношения между сторонами и углами треугольника |
19 |
1 |
Сумма углов треугольника. |
2 |
2 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. |
4 |
3 |
Прямоугольные треугольники. |
7 |
4 |
Построение треугольника по трем элементам. |
6 |
V |
Повторение |
6 |
ИТОГО |
68 |
8 класс
№ |
Тема |
Количество часов |
I |
Четырехугольники |
14 |
1 |
Многоугольники. |
2 |
2 |
Параллелограмм и трапеция. |
6 |
3 |
Прямоугольник, ромб, квадрат. |
6 |
II |
Площадь |
14 |
1 |
Площадь многоугольника. |
2 |
2 |
Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. |
6 |
3 |
Теорема Пифагора. |
6 |
III |
Подобные треугольники |
18 |
1 |
Определение подобных треугольников. |
2 |
2 |
Признаки подобия треугольников |
6 |
3 |
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. |
5 |
4 |
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. |
5 |
IV |
Окружность |
17 |
1 |
Касательная к окружности. |
3 |
2 |
Центральные и вписанные углы. |
4 |
3 |
Четыре замечательные точки треугольника. |
4 |
4 |
Вписанная и описанная окружности. |
6 |
V |
Повторение |
5 |
ИТОГО |
68 |
9 класс
№ |
Тема |
Количество часов |
I |
Повторение. |
2 |
II |
Векторы |
9 |
1 |
Понятие вектора. |
2 |
2 |
Сложение и вычитание векторов. |
3 |
3 |
Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. |
4 |
III |
Метод координат |
10 |
1 |
Координаты вектора. |
2 |
2 |
Простейшие задачи в координатах. |
2 |
3 |
Уравнение окружности и прямой. |
6 |
IV |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. |
11 |
1 |
Синус, косинус, тангенс угла. |
3 |
2 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. |
4 |
3 |
Скалярное произведение векторов. |
4 |
V |
Длина окружности и площадь круга |
12 |
1 |
Правильные многоугольники. |
5 |
2 |
Длина окружности и площадь круга. |
7 |
VI |
Движения |
8 |
1 |
Понятие движения. |
3 |
2 |
Параллельный перенос и поворот. |
5 |
VII |
Начальные сведения из стереометрии |
7 |
1 |
Многогранники. |
4 |
2 |
Тела и поверхности вращения. |
3 |
VIII |
Об аксиомах геометрии |
2 |
IX |
Повторение. |
7 |
ИТОГО |
68 |
Аннотация к рабочей программе
Алгебра |
|
Класс |
7-9 |
Количество часов |
68 год (2 в неделю) |
Составитель рабочей программы |
Гусенкова Екатерина Андреевна |
Программа |
Примерная программа основного общего образования по по геометрии 7-9 классов В.Ф. Бутузов – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2019-31с;
|
Основной учебник |
«Геометрия 7 – 9» классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. – М.: Просвещение, 2018.
|
Цель |
Способствовать развитию у обучающихся проводить доказательные рассуждения, строить логические умозаключения, доказывать истинные утверждения и строить контрпримеры к ложным, проводить рассуждения «от противного», отличать свойства от признаков, формулировать обратные утверждения. |
Задачи |
- развивать умения наблюдать, сравнивать, находить закономерности; -развивать способности аргументированно обосновывать свои действия и выводы, формулировать утверждения; - учить строить математические модели реальных жизненных ситуаций, проводить вычисления и оценивать адекватность полученного результата. |
Содержание |
7 класс Начальные геометрические сведения 12 часов Треугольники 18 часов Параллельные прямые 13 Соотношения между сторонами и углами треугольника 19 часов Повторение 6 часов
8 класс Четырехугольники 14 часов Площадь 14 часов Подобные треугольники 18 часов Окружность 17 часов Повторение 5 часов
9 класс Векторы 9 часов Метод координат 10 часов Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. 11 часов Длина окружности и площадь круга 12 часов Движения 8 часов Начальные сведения из стереометрии 7 часов Об аксиомах геометрии 2 часа Повторение 9 часов |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.