УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ СОШ пос. МИС
____________________ Жало М.С.
Приказ № _____ от _______________
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пос. МИС
Рабочая программа по химии
8 класс
Составитель:
учитель химии
Мачука Л. М.
2021-2022 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе: авторской программы Н.Е.Кузнецовой, (Н. Е. Кузнецова, Н. Н. Гара. Химия: рабочая программа: базовый уровень: 8-9 классы — М. :Вентана-Граф , 2020 г)
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю, 34 учебных недели - Годовой календарный график школы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
По окончании 8 класса обучающийся научится:
- характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
- описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
- раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
- раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
- различать химические и физические явления;
- называть химические элементы;
- определять состав веществ по их формулам;
- определять валентность атома элемента в соединениях;
- определять тип химических реакций;
- называть признаки и условия протекания химических реакций;
- выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
- составлять формулы бинарных соединений;
- составлять уравнения химических реакций;
- соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
- пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
- вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
- вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
- вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
- характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
- получать, собирать кислород и водород;
- распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
- раскрывать смысл закона Авогадро;
- раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
- характеризовать физические и химические свойства воды;
- раскрывать смысл понятия «раствор»;
- вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
- приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
- называть соединения изученных классов неорганических веществ;
- характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
- определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
- составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
- проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
- распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
По окончании 8 класса обучающийся получит возможность научиться:
- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
- составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
- использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
- критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
- осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
- создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
По окончании 8 класса обучающийся научится
-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
-выявлять причины и следствия простых явлений;
-осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
-составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
-преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-считывать информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего их толкование;
-создавать модели и схемы для решения задач;
-переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот;
-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
-участвовать в проектно- исследовательской деятельности;
-проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-давать определение понятиям;
-устанавливать причинно-следственные связи.
По окончании 8 класса обучающийся получит возможность научиться:
-решать творческие задачи;
- представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация).
Регулятивные:
По окончании 8 класса обучающийся научится:
-формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;
-планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
-осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
-работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы);
-собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать ее достоверность;
По окончании 8 класса обучающийся получит возможность научиться:
-определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;
-работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете;
-использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
-ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
-определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать;
-с помощью учителя выбирать, грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
-осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
-понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
-использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
-объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, не добросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ;
-осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
-описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
-применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
-выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль; -характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;
-приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;
-описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;
Коммуникативные:
По окончании 8 класса обучающийся научится:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
-соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
-пользоваться адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии;
-формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их;
-координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего.
-устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
-спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
-планировать общие способы работы;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
По окончании 8 класса обучающийся получит возможность научиться:
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов
разрешения конфликтов;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
-владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
-следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
Личностные результаты
По окончании 8 класса обучающийся сформирует:
- излагать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями;
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
-постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе ив рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
-оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
-формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
По окончании 8 класса обучающийся получит возможность сформировать:
-обсуждать и оценивать свои достижения и достижения других обучающихся;
-следовать этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;
-соотносить свои взгляды и принципы с научными возникавшими мировоззренческими системами.
Содержание учебного предмета
Введение (2 ч)
Предмет и задачи химии. Физическое тело. Вещество. Природные и синтетические вещества. Химия как часть естествознания. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Правила ТБ, приемы обращения с лабораторным оборудованием, нагревательными приборами. Строение пламени, техника химического эксперимента.
Практическая работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»
РАЗДЕЛ 1
Вещества и химические явления с позиций атомно- молекулярного учения
ТЕМА 1 Химические элементы и вещества в свете атомно- молекулярного учения (11 ч)
Явления физические и химические, признаки химических реакций, условия возникновения и протекания химических реакций, агрегатное состояние.Физические свойства, агрегатное состояние, химический элемент, простые и сложные вещества, атомы, молекулы, кристаллические решетки. Закон постоянства состава, химические формулы, качественный и количественный состав вещества.
Относительная атомная масса, вычисление молекулярной массы по формуле. Вычисление массовой доли элементов в химическом соединении. Периодический закон. Периодическая система, период, группа, подгруппа. Валентность: постоянная , переменная, правило четности- нечетности. Составление формул по валентности.
Количество вещества, моль, число Авогадро, расчеты по формуле. Молярная масса
Контрольная работа № 1 «Химические знаки и формулы»
ТЕМА 2 Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии ( 6 ч)
Химическая реакция, условия и признаки химических реакций, классификация химических реакций по поглощению или выделению энергии, законы сохранения массы и энергии. Химическое уравнение, коэффициент, индекс. Алгоритм решения задач по уравнениям реакций. Реакции разложения, соединения, обмена, замещения.
ТЕМА 3 Методы изучения химии (1 ч)
Методы: наблюдение, описание, сравнение, химический эксперимент. Индикаторы.
Химический язык: термины, названия, символы, формулы, уравнения.
ТЕМА 4 Вещества в окружающей нас природе и технике (6 ч)
Чистые вещества и смеси веществ, гомогенные и гетерогенные смеси, идентификация веществ.Раствор, растворимость, насыщенный и перенасыщенный растворы.Массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация.
Практическая работа № 2 «Очистка веществ».
Практическая работа № 3 «Растворимость веществ».
Практическая работа № 4. «Приготовление растворов заданной концентрации».
ТЕМА 5 Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение. (5 ч)
Законы Гей- Люссака и Авогадро. Решение задач на основании газовых законов. Состав воздуха, инертные газы, молекулярная масса воздуха, относительная плотность газов.
Характеристика кислорода как химического элемента и простого вещества, термическое разложение, катализаторы, оксиды.
Практическая работа № 5 «Получение кислорода и изучение его свойств»
Контрольная работа № 2 «Расчеты на основании закона Авогадро, уравнения химических реакций»
ТЕМА 6 Основные классы неорганических соединений (15 ч)
Понятие оксиды (кислотные, основные, амфотерные). Щелочи, нерастворимые, основания, гидроксогруппы. Понятие кислота, кислотный остаток. Соли, составление формул солей.
Химические свойства кислотных и основных оксидов. Химические свойства кислот, классификация, индикаторы, реакция нейтрализации. Химические свойства оснований, реакция нейтрализации, индикаторы. Классификация солей, химические свойства. Генетическая связь между неорганическими веществами.
Практическая работа № 6 «Исследование свойств оксидов, кислот, оснований».
Контрольная работа № 3 «Соли, кислоты, основания»
РАЗДЕЛ 2
Вещества и химические реакции в свете электронной теории.
ТЕМА 7 Строение атома Периодический закон и периодическая система элементов Д. И. Менделеева ( 5 ч)
Ядро, протон, нейтрон, электрон, заряд ядра, химический элемент, изотопы. Атомная орбиталь, электронное облако, строение электронных оболочек атомов 1-20 элементов ПСХЭ. Периодический закон. Электроотрицательность.
ТЕМА 8 Строение вещества(5 ч)
Химическая связь, валентность, валентные электроны. Ковалентная полярная и неполярная связь. Ионная химическая связь, катионы, анионы. Степень окисления. Типы кристаллических решеток.
ТЕМА 9 Химические реакции в свете электронной теории(5 ч)
Окислительно- восстановительные реакции, окислитель, восстановитель. Метод электронного баланса, окисление, восстановление. Классификация реакций.
Контрольная работа № 4 «Химические реакции в свете электронной теории».
ТЕМА 10 Водород рождающий воду и энергию (3 ч)
Водород.Оксид водорода, химические свойства воды.
Практическая работа № 7 «Получение водорода и исследование его свойств».
ТЕМА 11 Галогены ( 4 ч)
Строение атомов галогенов, степени окисления, свойства галогенов. Свойства хлороводорода, качественная реакция на соляную кислоту.
Практическая работа № 8 «Получение соляной кислоты и опыты с ней».
Тематическое планирование
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Из них количество к/р, пр/р |
1 |
Введение |
2 |
п/р -1 |
2 |
Химические элементы и вещества в свете атомно- молекулярного учения |
11 |
к/р -1 |
3 |
Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии. |
6 |
|
4 |
Методы изучения химии. |
1 |
|
5 |
Вещества в окружающей нас природе и технике. |
6 |
п/р- 3 |
6 |
Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение. |
5 |
к/р – 1 , п/р – 1 |
7 |
Основные классы неорганических соединений. |
15 |
к/р – 1 , п/р – 1 |
8 |
Строение атома Периодический закон и периодическая система элементов Д. И. Менделеева. |
5 |
|
9 |
Строение вещества. |
5 |
|
10 |
Химические реакции в свете электронной теории. |
5 |
к/р -1 |
11 |
Водород рождающий воду и энергию |
3 |
п/р -1 |
12 |
Галогены |
4 |
п/р -1 |
Календарно - тематическое планирование
№ |
Наименование разделов и тем
|
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
Введение 2 ч |
|||
1 |
Беседы по ОТ. Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии. |
|
|
2 |
Практическая работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием» |
|
|
РАЗДЕЛ 1 Вещества и химические явления с позиций атомно- молекулярного учения |
|||
ТЕМА 1 Химические элементы и вещества в свете атомно- молекулярного учения 11 ч |
|||
3 |
Понятие «вещество» в физике и химии. Описание физических свойств веществ. |
|
|
4 |
Химические элементы. Простые и сложные вещества. |
|
|
5 |
Закон постоянства состава. Химические формулы. Атомно- молекулярное учение в химии. |
|
|
6 |
Масса атома. Относительные атомная и молекулярная массы. |
|
|
7 |
Массовые доли элементов в соединениях. |
|
|
8 |
Химическая формула. Система химических элементов Д. И. Менделеева |
|
|
9 |
Валентность химических элементов. |
|
|
10 |
Составление формул по валентности. |
|
|
11 |
Количество вещества. Моль. Молярная масса. |
|
|
12 |
Обобщение и систематизация знаний |
|
|
13 |
Контрольная работа № 1 «Химические знаки и формулы» |
19.10 |
|
ТЕМА 2 Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии. 6 ч |
|||
14 |
Химические реакции и признаки их протекания. Тепловой эффект химической реакции. Законы сохранения массы и энергии. |
|
|
15 |
Составления уравнений химической реакции. |
|
|
16 |
Расчеты по уравнениям химических реакций. |
|
|
17 |
Расчеты по уравнениям химических реакций. |
|
|
18 |
Типы химических реакций. |
|
|
19 |
Обобщение. |
|
|
ТЕМА 3 Методы изучения химии. 1 ч |
|||
20 |
Методы химии. Химический язык. |
|
|
ТЕМА 4 Вещества в окружающей нас природе и технике. 6 ч |
|||
21 |
Чистые вещества и смеси. |
|
|
22 |
Практическая работа № 2 «Очистка веществ». |
|
|
23 |
Растворы. Растворимость веществ. |
|
|
24 |
Практическая работа № 3 «Растворимость веществ». |
|
|
25 |
Способы выражения концентрации растворов. |
|
|
26 |
Практическая работа № 4. «Приготовление растворов заданной концентрации». |
|
|
ТЕМА 5 Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение. 5 ч |
|||
27 |
Законы Гей-Люссака и Авогадро. Расчеты на основании закона Авогадро. |
|
|
28 |
Воздух – смесь газов. Относительная плотность газов. |
|
|
29 |
Кислород – химический элемент и простое вещество. Свойства и применение кислорода. |
|
|
30 |
Практическая работа № 5 «Получение кислорода и изучение его свойств» |
|
|
31 |
Контрольная работа № 2 «Расчеты на основании закона Авогадро, химические реакции» |
|
|
|
ТЕМА 6 Основные классы неорганических соединений. 15 ч |
||
32 |
Оксиды. |
|
|
33 |
Основания – гидроксиды основных оксидов. |
|
|
34 |
Кислоты. |
|
|
35 |
Соли: состав и номенклатура. |
|
|
36 |
Химические свойства оксидов. |
|
|
37 |
Химические свойства кислот. |
|
|
38 |
Химические свойства кислот. |
|
|
39 |
Щелочи, их свойства, получение. |
|
|
40 |
Нерастворимые основания. |
|
|
41 |
Получение и свойства нерастворимых оснований. |
|
|
42 |
Амфотерность. |
|
|
43 |
Химические свойства солей. |
|
|
44 |
Классификация и генетическая связь неорганических соединений. |
|
|
45 |
Практическая работа № 6 «Исследование свойств оксидов, кислот, оснований». |
|
|
46 |
Контрольная работа № 3 «Соли, кислоты, основания» |
|
|
РАЗДЕЛ 2 Вещества и химические реакции в свете электронной теории |
|||
ТЕМА 7 Строение атома Периодический закон и периодическая система элементов Д. И. Менделеева. 5 ч |
|||
47 |
Состав и важнейшие характеристики атома. Изотопы. Химические элементы. |
|
|
48 |
Строение электронных оболочек атомов. |
|
|
49 |
Современная трактовка периодического закона. Периодическая система в свете теории строения атома. |
|
|
50 |
Характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в периодической системе. |
|
|
51 |
Проверочная работа «Периодическая система» |
|
|
ТЕМА 8 Строение вещества. 5 ч |
|||
52 |
Ковалентная связь. |
|
|
53 |
Виды ковалентной связи и ее свойства. |
|
|
54 |
Ионная связь. |
|
|
55 |
Степень окисления. |
|
|
56 |
Кристаллическое состояние веществ. |
|
|
ТЕМА 9 Химические реакции в свете электронной теории. 5 ч |
|||
57 |
Окислительно-восстановительные реакции. |
|
|
58 |
Составление уравнений окислительно- восстановительных реакций. |
|
|
59 |
Составление уравнений окислительно- восстановительных реакций. |
|
|
60 |
Сущность и классификация химических реакций в свете электронной теории. |
|
|
61 |
Контрольная работа № 4 «Химические реакции в свете электронной теории». |
|
|
ТЕМА 10 Водород рождающий воду и энергию 3 ч |
|||
62 |
Водород как химический элемент и простое вещество. |
|
|
63 |
Практическая работа № 7 «Получение водорода и исследование его свойств». |
|
|
64 |
Вода – оксид водорода. Пероксид водорода. |
|
|
ТЕМА 11 Галогены 4 ч |
|||
65 |
Строение атомов галогенов. Галогены – простые вещества. |
|
|
66 |
Хлороводород, соляная кислота и их свойства. |
|
|
67 |
Практическая работа № 8 «Получение соляной кислоты и опыты с ней». |
|
|
68 |
Обобщение по теме |
|
|
Согласовано:
Протокол педагогического совета № 6
от 30.08 2021 г
Согласовано:
Заместитель директора по УВР ____________В. А. Кудрявцева
30 августа 2021 г
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.