УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС
№ п/п |
Название раздела, темы раздела |
Количество часов |
Содержание |
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
1. |
Что изучает история Средних веков |
1 |
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники. |
Исследуют место эпохи Средневековья в истории с помощью ленты времени. Изучают историческую карту мира Средневековья. |
Раздел I. СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ (VI-XI вв.) (5 часов) |
||||
2. |
Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках |
1 |
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. |
Показывают на карте территорию расселения германцев, кельтов и славян вдоль границ Римской империи. Рассказывают об образе жизни, традициях и верованиях варваров. империи. |
3. |
Христианская церковь в раннее Средневековье |
1 |
Христианская церковь. |
Поясняют значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига. Обобщают события истории франков и выделять её этапы. |
4. |
Возникновение и распад империи Карла Великого. |
1 |
Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. |
Объясняют причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья. С помощью карты рассказывают о внешней политики Карла Великого. Сравнивают политику Карла и Хлодвига. Комментируют последствия Верденского раздела. |
5. |
Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках. |
1 |
Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. |
Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнивать королевскую власть во Франции и Германии. Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей |
6. |
Англия в раннее Средневековье |
1 |
Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание. |
Отвечают на вопросы. Соотносят между собой названия. |
Раздел II. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ В VI-XI ВЕКАХ (2 часа) |
||||
7. |
Византия- государственное устройство и культура |
1 |
Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов. |
Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей. Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого. Объяснять неудачи Юстиниана в попытке возродить Римскую империю. Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя. Анализировать отношения Византии с соседними народами. Доказывать, что Византия – наследница мира Античности и стран Востока. Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на при- мере храма Святой Софии. Устанавливать аналогию между византийской и римской школами. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры; по- чему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись |
8. |
Образование славянских государств |
1 |
Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши. |
Составлять логически стройный рас- сказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывать, сколько лет разделяет образование Византии и Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши. Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян. Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб славянских государств. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника |
Раздел III. АРАБЫ В VI-XI ВВ. (2 часа) |
||||
9. |
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад |
1 |
Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. |
Изучают по карте особенности Аравии. Рассказывают об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова. Сравнивают образ жизни арабов и европейцев |
10. |
Культура стран халифата |
1 |
Культура арабов. Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература. |
Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой. Рассказывать о развитии научных областей, об учёных. Составлять сообщение с презентацией в PowerPoint об арабских учёных и их достижениях; развёрнутый план параграфа. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника |
Раздел IV. ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ (2 часа) |
||||
11. |
В рыцарском замке |
1 |
Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей |
с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры. Объясняют смысл феодальных отношений. Анализируют роль замка в культуре Средневековья. Рассказывают о воспитании рыцаря, его снаряжении, раз-влечениях |
12. |
Средневековая деревня и ее обитатели |
1 |
Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община. |
Группируют информацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Объясняют, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом. Анализируют положение земледельца, его быт и образ жизни. Составляют кроссворд по одному из пунктов параграфа. Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. |
Раздел V. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ (2 часа) |
||||
13. |
Средневековый город |
1 |
Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии.
|
Составляют рассказ по иллюстрациям к параграфу. Устанавливают связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве Выделяют условия возникновения и развития городов. |
14. |
Горожане и их образ жизни |
1 |
Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики |
С помощью карты определяют центры ремесла и торговли. Анализируют, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе |
Раздел VI. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В XI-XIII ВЕКАХ.КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ. (2 часа) |
||||
15. |
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. |
1 |
Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков. Крестовые походы феодалов, последствия. |
Характеризуют положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества. Объясняют причины усиления королевской власти. Рассказывают о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Называют причины появления движения еретиков. |
16. |
Крестовые походы |
1 |
Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев. |
Определяют по карте путь Крестовых походов, комментируют его основные события. Устанавливают связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе. Объясняют цели различных участников Крестовых походов. Сравнивают итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов. |
Раздел VII. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (6 часов) |
||||
17. |
Как происходило объединение Франции |
1 |
Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения. |
Обсуждают в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Объясняют причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля |
18. |
Что англичане считают началом своих свобод |
1 |
Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны |
Рассказывают о причинах утверждения нормандской династии на английском троне. Группируют материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем. |
19. |
Столетняя война |
1 |
Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны. |
Находят и показывают на карте основные места военных сражений. Логично рассказывают о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составляют доклад о подвиге Жанны д'Арк. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон |
20. |
Усиление королевской власти во Франции и Англии |
1 |
Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII. |
Рассказывают о последствиях Столетней войны для Франции и Англии. Выделяют особенности завершения процесса объединения Франции. Объясняют сущность единой централизованной власти в французском государстве. Анализируют процессы объединения в Англии и Франции. |
21. |
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове |
1 |
Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании.
|
Объясняют причины и особенности Реконкисты. Характеризуют сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова |
22. |
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веках |
1 |
Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.
|
Находят на карте и комментируют местоположение страны, отдельных её частей. |
Раздел VIII. СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ В VIV- XV веках (2 часа) |
||||
23. |
Гуситское движение в Чехии |
1 |
Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско. |
Характеризуют Чехию в XIV в. Рассказывают об отношении общества к католической церкви. Выделяют главное в информации об Яне Гусе. Оценивают поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки. Называют итоги и последствия гуситского движения. |
24. |
Завоевание турками-османами Балканского полуострова |
1 |
Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии. Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей.
|
Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны. Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов. Называть последствия падения Византии. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника |
Раздел IX. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА (4 часов) |
||||
25. |
Образование и философия. |
1 |
Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов. Развитие знаний и церковь.
|
Объясняют причины изменения представлений у средневекового европейца о мире. Объясняют значение понятия «корпоративное общество». Излагают смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении.. |
26. |
Средневековая литература и искусство |
1 |
Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. |
Оценивают образование и его роль в средневековых городах |
27. |
Культура Раннего Возрождения |
1 |
Искусство раннего Возрождения. |
Сопоставляют представление о мире человека раннего Средневековья и в поздний его период |
28. |
Научные открытия и изобретения |
1 |
Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания. |
Анализируют последствия развития мореплавания. Выполняют самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника |
Раздел X. НАРОДЫ АЗИИ, АМЕРИКИ И АФРИКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА (1 час) |
||||
29. |
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века |
1 |
Народы Америки. Государства. Культура. Государства и народы Африки. |
Составляют и рассказывают «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, |
30. |
Итоговое повторение по курсу «Средние века» |
1 |
|
Выполнение тестовых заданий в форме ЕГЭ. |
Учебно-тематический план по Истории России 6 класс
№ п/п |
Название раздела, темы раздела |
Количество часов |
Содержание урока |
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
1. |
Наша Родина - Россия |
1 |
Наша Родина – Россия. (Введение). Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России. |
Показывать на карте территорию современной России. Называть источники по российской истории. |
Раздел 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч) |
||||
2. |
Древние люди и их стоянки на территории современной России |
1 |
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. |
Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.
|
3. |
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники |
1 |
Понятие «Неолитическая революция». Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники |
Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств.
|
4. |
Образование первых государств |
1 |
Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы. Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э. Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. |
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий |
5. |
Восточные славяне и их соседи |
1 |
Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. |
Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия. Описывать жизнь и быт, верования славян. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань |
6. |
История заселения родного края. Модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения» |
1 |
|
|
Раздел 2. Русь в IX – первой половине XII в (11 часов) |
||||
7. |
Первые известия о Руси |
1 |
Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. |
Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Объяснять смысл понятий государство, князь, дружина, полюдье |
8-9 |
Становление Древнерусского государства |
2 |
Образование государства Русь. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. |
Показывать на исторической карте тер-риторию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет». Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами.
|
10. |
Правление князя Владимира. Крещение Руси |
1 |
Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Русь в конце X – начале XII в. |
Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича. Составлять характеристику Владимира Святославича. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Давать оценку значения принятия христианства на Руси. Объяснять смысл понятий митрополит, епископ |
11. |
Русское государство при Ярославе Мудром |
1 |
Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Русская Правда. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. |
Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику. Составлять характеристику Ярослава Мудрого. Объяснять смысл понятий наместник, посадник, усобицы. Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды. Объяснять смысл понятий боярин, вотчина, холоп |
12. |
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах |
1 |
Правление Владимира Мономаха в Киеве. |
Составлять характеристику Владимира Мономаха. Объяснять смысл понятий удел, политическая раздробленность. Называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности |
13. |
Общественный строй и церковная организация на Руси. Модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения». |
1 |
Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. |
Рассказывать о отношениях Руси с соседними народами и государствами.
|
14. |
Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения» |
1 |
Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. |
Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства. Объяснять смысл понятий мозаика, фреска, миниатюра, житие |
15. |
Повседневная жизнь населения. Модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения» |
1 |
Быт и образ жизни разных слоёв населения |
Характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества. Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации) о каком-либо древнерусском городе (по выбору учащегося) |
16. |
Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок. Модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения» |
1 |
|
Систематизировать исторический материал о Древней Руси. Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы. Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории Древней Руси по образцу ГИА (в упрощённом варианте) |
17. |
Урок истории и культуры родного края в древности. Модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения» |
1 |
|
|
Раздел 3. Русь в середине XII – начале XIII в. (5 ч) |
||||
18. |
Политическая раздробленность в Европе и на Руси |
1 |
Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель – самостоятельных государств. Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве». |
Объяснять смысл понятий удел, политическая раздробленность. Называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности |
19. |
Владимиро-Суздальское княжество |
1 |
Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, экономического и социально-политического развития. Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князья Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, их внутренняя и внешняя политика. |
Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества. Составлять характеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. |
20. |
Новгородская республика |
1 |
Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли |
Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества. Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики.
|
21. |
Южные и юго-западные русские княжества |
1 |
Особенности географического положения и политического развития Киевского, Черниговского, Галицко-Волынского княжеств. |
Показывать на исторической карте территорию Галицко-Волынского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Галицко-Волынского княжества. |
22. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в сер. XII- сер. XIII века» |
1 |
|
Выполнять тестовые контрольные задания по истории Руси с сер.XII-XIII века |
Раздел 4. Русские земли в середине XIII-XIV веках (10 ч) |
||||
23. |
Монгольская империя и изменение политической картины мира |
1 |
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. |
Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.
|
24. |
Батыево нашествие на Русь |
1 |
Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. |
Объяснять причины успеха монголов |
25. |
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом |
1 |
Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. |
Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище. Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель. Начать составление характеристики Александра Невского. |
26. |
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура |
1 |
Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Народные выступления против ордынского господства. Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. |
Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения. Завершить составление характеристики Александра Невского. Объяснять смысл понятий баскак, ярлык, «выход» |
27. |
Литовское государство и Русь |
1 |
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. |
Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского. Характеризовать политику литовских князей. Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счёт русских земель. Характеризовать значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому |
28. |
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси |
1 |
Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. |
Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты |
29. |
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. |
1 |
Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Сергий Радонежский. |
Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты. Раскрывать значение Куликовской битвы. Готовить сообщение или презентацию о Куликовской битве, используя миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище» Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея |
30. |
Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв |
1 |
Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях. |
Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период. Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала). Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры.
|
31. |
Родной край в истории и культуре Руси. Модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения» |
1 |
|
|
32 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в сер. XIII-XIV вв» |
1 |
|
Выполнять тестовые контрольные задания по истории Руси с сер.XIII-XIV в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте) |
Раздел 5. Формирование единого Русского государства (8 ч) |
||||
33. |
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. |
1 |
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. |
Планировать свою работу на уроке; Раскрывать смысл понятий: централизация; Показывать на исторической карте государства Европы и русские княжества; Сравнивать главные причины централизации на Руси и в Европе; Соотносить информацию из разных источников (текст учебника, иллюстрации, карта); |
34. |
Московское княжество в первой половине XV в. |
1 |
Характер экономического развития русских земель. Расширение международных связей Московского государства. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. |
Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси. Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой. Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Тёмного. Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы |
35. |
Распад Золотой Орды и его последствия |
1 |
Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством. |
Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты. Раскрывать значение Куликовской битвы. Готовить сообщение или презентацию о Куликовской битве, Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея |
36. |
Московское государство и его соседи во второй половине XV в. |
1 |
Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. |
Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство. Начать составление характеристики Ивана III. Объяснять значение создания единого Русского государства |
37. |
Русская православная церковь в XV-нач. XVIвв. |
1 |
Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. |
Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Объяснять значение выражения «Москва — Третий Рим». Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси |
38. |
Человек в Российском государстве второй пол. XV в. |
1 |
Структура русского средневекового общества. |
Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в. Выполнять тестовые
|
39. |
Формирование культурного пространства единого Российского государства. Модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения» |
1 |
. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения. |
Выполнять контрольные задания по истории Руси с древнейших времён до конца XIV в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте) |
40. |
Урок истории и культуры родного края. Модуль «Проектно-исследовательская деятельность в ходе изучения краеведения» |
1 |
|
Защита проектов. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.