МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРВОАВГУСТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ДМИТРИЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Принята на заседании педагогического совета протокол № __ от _______20___ г. Председатель педагогического совета __________Т.А.Васекина |
Утверждена приказом № 1- от _____ 2021 г. Директор школы __________ С.П. Шалыгина |
Рабочая программа
учебного предмета
«Всебщая история. История России»
( 6 класс)
2021 - 2022 учебный год
Составитель:
Малыхина Евгения Сергеевна, учитель истории и обществознания
МКОУ «Первоавгустовская СОШ»
квалификационная категория
п. Первоавгустовский
2021г.
I. Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории 6 класса.
В результате изучения истории ученик должен знать:
- основные этапы и ключевые события истории средних веков стран Западной и Центральной Европы в V—XIII вв. и истории России с древности до XV в.
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
- важнейшие исторические события и их участников;
- даты важнейших исторических событий;
- периодизацию исторических событий;
уметь:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
- характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
- читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- различать причину и следствие исторических событий, явлений;
- выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры)
Личностные результаты:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта
предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а такжедостижений других обучающихся под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;_
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты:
• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
• анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Мо-
сковской Руси;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);
• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
II. Содержание тем учебного курса.
Всеобщая история.
«История Средних веков» (17 часов).
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Западная и Центральная Европа в V—XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан.
Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
История России.
«История России с древности до XV в.» (53 часа).
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Древнерусское государство (IX - начало XII в.)
Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.).
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время.
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба с внешней агрессией в XIII в.
Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.).
Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
III. Тематическое планирование.
Всеобщая история. «История Средних веков» (17 часов)
№ раздела |
Название темы (раздела) |
Количество часов |
|
Введение. Живое Средневековье |
1 |
Тема 1. |
Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) |
3 |
Тема 2. |
Византийская империя и славяне в VI – XI вв. |
1 |
Тема 3. |
Арабы в VI-XI вв. |
1 |
Тема 4. |
Феодалы и крестьяне. |
1 |
Тема 5. |
Средневековый город в Западной и Центральной Европе. |
1 |
Тема 6. |
Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы. |
2 |
Тема 7. |
Образование централизованных государств в Западной Европе в XI—XV вв. |
3 |
Тема 8. |
Славянские государства и Византия в XIV-XV веках |
1 |
Тема 9. |
Культура Западной Европы в Средние века |
1 |
Тема 10. |
Страны Азии, Америки и Африки в Средние века
|
1 |
|
Повторение и контроль
|
1 |
|
Итого |
17 |
История России. «История России с древности до XV в.» (53 часов)
№ раздела |
Название темы (раздела) |
Количество часов |
|
Введение. Наша Родина — Россия |
2 |
Тема 1. |
Народы и государства на территории нашей страны в древности |
7 |
Тема 2. |
Русь в IX — первой половине XII в. |
17 |
Тема 3. |
Русь в середине ХII — начале XIII в. |
6 |
Тема 4. |
Русские земли в середине XIII — XIV в. |
12 |
Тема 5. |
Формирование единого Русского государства |
6 |
|
Итоговое повторение |
3 |
|
Итого |
53 |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. «История средних веков»(17 часов) |
||||
1 |
Введение. Живое Средневековье |
1 |
|
|
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) (3 часа) |
||||
2 |
Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность |
1 |
|
|
3 |
Западная Европа в IX – XI веках Культура Западной Европы в раннее Средневековье |
1 |
|
|
4 |
Обобщающий урок по теме «Становление средневековой Европы» |
1 |
|
|
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI – XI вв. (1 час) |
||||
5 |
Византия при Юстиниане. Культура Византии Образование славянских государств |
1 |
|
|
Тема 3. Арабы в VI-XI вв. (1 час) |
||||
6 |
Арабский мир в VI – XI вв. |
1 |
|
|
Тема 4. Феодалы и крестьяне. (1 час) |
||||
7 |
В рыцарском замке Средневековая деревня и ее обитатели |
1 |
|
|
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (1 час) |
||||
8 |
Формирование средневековых городов Горожане и их образ жизни |
1 |
|
|
Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы. (2 часа) |
||||
9 |
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики |
1 |
|
|
10 |
Крестовые походы |
1 |
|
|
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе в XI—XV вв. (3 часа) |
||||
11 |
Как происходило объединение Франции Что англичане считают началом своих свобод Столетняя война |
1 |
|
|
12 |
Крестьянские восстания во Франции и в Англии. Усиление королевской власти в конце XVв. во Франции и Англии. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. |
1 |
|
|
13 |
Обобщающий урок по теме «Западная Европа (XI - XV вв.)» |
1 |
|
|
Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках (1 час) |
||||
14 |
Германия и Италия в XII - XV вв. Гуситское движение в Чехии Завоевания турками – османами Балканского полуострова |
1 |
|
|
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века (1 час) |
||||
15 |
Образование и философия. Средневековая литература и искусство Культура Раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. |
1 |
|
|
Тема 10. Страны Азии, Америки и Африки в Средние века (1 часа) |
||||
16 |
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века |
1 |
|
|
Итоговое повторение (1 час) |
||||
17 |
Повторение и контроль |
1 |
|
|
ИСТОРИЯ РОССИИ. «История России с древности до XV в.» (53 часа) |
||||
18-19 |
Введение. Наша Родина — Россия |
2 |
|
|
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (7 часов) |
||||
20 |
Древние люди и их стоянки на территории современной России |
1 |
|
|
21 |
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. |
1 |
|
|
22-23 |
Образование первых государств |
2 |
|
|
24 |
Восточные славнее и их соседи |
1 |
|
|
25 |
Повторение и контроль |
1 |
|
|
26 |
Курский край в древности |
1 |
|
|
Тема 2. Русь в IX — первой половине XII в. (17 часов) |
||||
27 |
Первые известия о Руси |
1 |
|
|
28 |
Становление древнерусского государства |
1 |
|
|
29-30 |
Правление князя Владимира. Крещение Руси |
2 |
|
|
31 |
Русское государство при Ярославе Мудром |
1 |
|
|
32 |
Культура Древней Руси IX – XII вв. |
1 |
|
|
33 |
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. |
1 |
|
|
34 |
Быт и нравы Древней Руси |
1 |
|
|
35-37 |
Общественный строй и церковная организация на Руси. Место и роль Руси в Европе. |
3 |
|
|
38-39 |
Культурное пространство Европы и культура Руси |
2 |
|
|
40-41 |
Повседневная жизнь населения |
2 |
|
|
42 |
Обобщающий урок по теме «Русь в IX – первой половине XIIв.» |
1 |
|
|
43 |
Курский край в IX – первой половине XIIв |
1 |
|
|
Тема 3. Русь в середине ХII — начале XIII в. (6 часов) |
||||
44 |
Политическая раздробленность на Руси
|
1 |
|
|
45-46 |
Главные политические центры: Новгородская земля, Киевское Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества |
2 |
|
|
47 |
Южные и Юго-западные русские княжества |
1 |
|
|
48 |
Обобщающий урок по теме: Русь в середине ХII — начале XIII в |
1 |
|
|
49 |
Курский край в середине ХII — начале XIII в. |
1 |
|
|
Тема 4. Русские земли в середине XIII — XIV в. (12 часов) |
||||
50 |
Монгольская Империя и изменения политической карты мира |
1 |
|
|
51 |
Батыево нашествие на Русь |
1 |
|
|
52-53 |
Северо-Западная Русь между востоком и Западом |
2 |
|
|
54-55 |
Литовское государство и Русь |
2 |
|
|
56 |
Культура русских земель в XII - XIII вв. |
1 |
|
|
57 |
Усиление Московского княжества |
1 |
|
|
58 |
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. |
1 |
|
|
59 |
Развитие культуры русских земель во второй половине XIII-XIV |
1 |
|
|
60 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь во второй половине XII - XIII в..» |
1 |
|
|
61 |
Курский край в середине XIII — XIV в. |
1 |
|
|
Тема 5. Формирование единого Русского государства (6 часов) |
||||
62 |
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV вв. |
1 |
|
|
63 |
Московское княжество в первой половине XV вв. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. |
1 |
|
|
64 |
Распад золотой орды и его последствия |
1 |
|
|
65 |
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. |
1 |
|
|
66 |
Московское государство и его соседи во второй половине XV вв. Русская православная церковь. Человек в Российском государстве XV вв. |
1 |
|
|
67 |
Курский край в начале XV вв. |
1 |
|
|
Итоговое повторение (3 часа) |
||||
68 |
Итоговое повторение. |
1 |
|
|
69 |
Подготовка к выпускной проверочной работе |
1 |
|
|
70 |
Итоговая контрольная работа по курсу «История России с древнейших времен до конца XV в.» |
1 |
|
|
|
Итого |
70 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.