Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс

  • docx
  • 25.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала забайкал.docx

                                                                   РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО

учителей начальных классов

протокол _____

от «____» _________________

СОГЛАСОВАНА

на заседании Методического совета школы

протокол _____

от «____» _________________

«УТВЕРЖДАЮ»

Луговская О.М.

директор МБОУ Большевистская СОШ

приказ _____

от «____» _________________

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по забайкаловедению

начального общего образования (2-4кл)

УМК  Е.А.Игумнова, О.В.Корсун, Е.В.Добрынина, Н.В.Храмцова,

О.И.Казанова, И.Б.Барахоева.

 

 

                                               Учитель: Синицына Е.С.

                                                        

 

 

с. Большевик, 2016

 

 

 

         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа предназначена для реализации регионального компонента Базисного учебного плана общеобразовательных школ Забайкальского края.

Актуальность создания  данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной  из  главных  ступеней   духовно-нравственного  развития  ребёнка,  определённых  в  «Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  является  «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края.

Важность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, формирует гражданские позиции. Оно играет существенную педагогическую роль в эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

В процессе изучения краеведения решаются следующие задачи:

        формирование начальных практических навыков исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с литературно-краеведческой информацией;

        экологическое воспитание (показать влияние человеческой деятельности на природные сообщества взаимосвязь человека с природой, воспитывать чувство ответственности за окружающую нас природу стремление не только сохранить, но и возродить то, что исчезло по вине человека.).

        воспитание любви и ответственного отношения к людям, живущим на забайкальской земле, к родному краю, к родной культуре, чувство гордости за свою малую Родину как часть великой России;

        воспитание россиянина, гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности и традиции своего народа, заботящегося о процветании своей Родины, своего народа и региона.

        развитие логического мышления, речи, памяти.

        развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты.

        развитие познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

        выработка активной жизненной позиции, воспитание творческого отношения к жизни и стремление к постоянному развитию и самообразованию.

 

 

 

  

1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Забайкаловедение

2 класс (34 часа, 1 час в неделю)

 

 «В некотором царстве, в некотором государстве…» (4 часа).

 Сказки коренных жителей Забайкальского края (бурят, эвенков и «гуранов»).

 «Легенды Забайкалья» (3 часа).

Сказания и легенды  Е.Иманаковой, Г.Юргенсона, Н.Кузакова о происхождении природных богатств края

 «Весёлые страницы»(8 часов).  

Стихи о детях, животных, природе Н.Ярославцева, Г.Пахомова, Г.Граубина, Б.Макарова, Г.Климович; рассказы для детей А.Озориной, Б.Кузника, Э.Кузник.

«Наш край вчера и сегодня»(6 часов).

Литературные произведения Н.Суханова, Ю.Курц, В.Карабанова, А.Жамбалона, Б.Костюковского, Ц.Жамбалова о декабристах, казаках, чабанах, о людях населяющих агинские степи и таёжные деревни.

 «Я шагаю по нашему краю…» (13 часов).

Произведения поэтов И.Луговского, Г.Граубина, Ю.Курц, Н.Ярославцева, В.Сажина, Б.Макарова, Н.Савостина и писателей В.Новолодского, М.Вишнякова, Е.Куренной, В.Никонова, Н.Ганьшиной, Г.Граубина о богатейшей природе родного края.

ВВЕДЕНИЕ. Цели и задачи курса «Забайкаловедение». Забайкалье – удивительный край.

 

3 класс

Прощание с забайкальским летом (3 часа).

Тема: Сенокос на лугу. Значение разнотравья забайкальских лугов и степей для выпаса животных. Пора сенокоса.

Тема: Ягоды. Ягоды Забайкалья. Правила сбора ягод. Пожар – главный враг лесных ягод. Ядовитые и несъедобные ягоды.

Тема: Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Осенняя пора в Забайкалье (6 часов).

Тема: Дары полей и огородов. Условия выращивания и хранения овощей. Сбор урожая на полях и дачах Забайкалья.

Тема: Первые заморозки. Начало заморозков. Влияние заморозков на растения и животных. Опасности первого льда.

Тема: Золотой наряд. Красота забайкальской осени. Почему листья меняют свой цвет. Хвойные и лиственные деревья осенью.

Тема: Кедровые орешки. Значение кедровой сосны для людей и животных. Распространение кедра в Забайкалье. Защита кедра – дело серьезное.

Тема: Кто где живёт? Разнообразие растений и животных Забайкалья. Взаимосвязь растений, животных и среды обитания.

Тема: Журавли на полях. Оседлые, кочующие, перелетные птицы Забайкалья. Торейские озера – журавлиные места.

Забайкальская суровая зима (12 часов).

Тема: Природа готовится к зиме. Значение листопада в жизни растений. Зимние квартиры  животных.

Тема: Зимние запасы животных. Запасливые звери.

Тема: Вышел соболь на охоту. Жизнь соболя. Природное сообщество леса.

Тема: Белый ковёр. Особенности зимы в Забайкалье. Зима на реке.

Тема: Охотники и браконьеры. Правила охоты. Помощники охотника – лайки. Браконьеры.

Тема: Зимняя погода. Особенности погоды зимой в Забайкалье. Охрана здоровья в зимний период.

Тема: Что такое дым? Источники дыма. Влияние дыма на здоровье человека.

Тема: Зимующие птицы. Испытание для птиц – зимние морозы. Питание птиц в зимний период.

Тема: Идём по следу. Страницы «белой книги природы». Следы разных животных.

Тема: Пришли дзерены. Жизнь забайкальской антилопы. Охрана дзеренов от браконьеров.

Тема: Красная книга. Охрана редких и исчезающих животных Забайкалья. Красная книга – сигнал бедствия.

Тема: Белый месяц. Признаки приближающейся весны. Народные праздники прощания с зимой и встречи весны у русского и бурятского народа.

Долгожданная весна (9 часов).

Тема: Жизнь подо льдом. Особенности жизни растений и животных подо льдом. Характеристика природных явлений: замор, нерест, ледоход.

Тема: Береги воду. Использование воды человеком. Загрязнение воды. Подземная вода. Минеральные воды. Способы экономии воды.

Тема: Весеннее пробуждение. Жизнь растений весной. Цветение деревьев и кустарников. Опасности для человека в лесу весной. Меры профилактики от укусов таёжными клещами.

Тема: История консервной банки. Борьба с мусором. Вторичная переработка. Забайкалье – наш дом, мы должны соблюдать чистоту в нём.

Тема: Летят птицы. Перелётные птицы Забайкалья. Изучение птиц.

Тема: Первоцветы. Виды цветущих растений ранней весной. Сохранение первоцветов.

Тема: Пожар в лесу. Причины возникновения лесных пожаров. Вред и последствия пожаров.

Тема: Время сажать деревья. Значение озеленения городов и посёлков для жизни человека. Породы деревьев, используемых в озеленении в Забайкалье.

Тема: Раны земли. Причины возникновения оврагов. Борьба с оврагами.

Лето пришло.(4 часа).

Тема: Птицы на гнёздах. Жизнь птиц летом. Забота о потомстве. Правила поведения у обнаруженного гнезда.

Тема: Жизнь муравейника. Как живут муравьи. Наблюдения за деятельностью муравьёв. Охрана муравейников.

Тема: Твой летний отдых. Правила летнего отдыха на природе. Забота о здоровье летом. Места отдыха в Забайкалье. Виды активного отдыха.

Тема: Забайкалье – моя Родина. Любовь к Родине начинается с охраны природы.

 

 

4 класс (17 часов, 1 час в 2 недели)

      

Сибирь. Забайкалье. Город Чита (3 часов).

Историко-географическое изучение Забайкальского края. Географическое положение. Соседи Забайкальского края: регионы России (Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Иркутская и Амурская области), соседние страны (Китай, Монголия).

Символика Забайкальского края и города Читы.

Столица Забайкальского края. Происхождение названия города. Памятные места и достопримечательности города. Музеи, театры, памятники культуры. Предприятия, культурные и образовательные учреждения города.

Общественный транспорт, правила поведения в транспорте и на дорогах.

Города Забайкальского края (3 часов)

Города – исторические центры культуры Забайкалья (Нерчинск, Сретенск, Петровский-Завод). Градообразующие предприятия, история возникновения городов Краснокаменск, Балей, Борзя. Достопримечательности городов, связанные с разными периодами истории страны.

Народы, населяющие Забайкальский край (2 часов).

Связь поколений и времён в истории родного города (села). Коренные народности, населяющие Забайкальский край. Традиции, обычаи, культура. Многонациональный характер культуры забайкальцев. Фольклор. Уважение культуры разных народов.

Забайкальские деятели культуры, науки, промышленности и сельского хозяйства.

Моя семья (2 часа).

Семья как традиционная ячейка общества. Роль семьи в общественной жизни. Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя, отчество. Занятия членов семьи. Взаимоотношения между членами семьи, соседями, сверстниками. Культура общения с людьми.

История края (5 часов).

История освоения забайкальской земли. Первый ссыльный в Забайкалье – протопоп Аввакум. Декабристы и их вклад в развитие Забайкалья.

Выдающиеся люди, оставившие свой след в истории Забайкалья   (П.А. Кропоткин, Н.Г. Чернышевский).

Неразрывная связь истории края с историей страны. Гражданская война и образование Дальневосточной республики. Годы Великой Отечественной войны и вклад наших земляков в победу над врагом.

Байкало-Амурская магистраль – яркая страница нашей истории.

Мой край – моя Россия (2 часа).

Полезные ископаемые, добываемые в нашем крае. Роль Забайкальского края в экономической и культурной жизни России и современном мире.

 

 

 

 

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2 класс


                              Личностные универсальные учебные действии

Ученик научится:

- осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;

Ученик получит возможность научиться:

 

                              Регулятивные  универсальные учебные действии

Ученик научится:

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 

Познавательные универсальные учебные действии

Ученик научится:

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- пользоваться словарями, справочниками;

Ученик получит возможность научиться:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- осуществлять анализ и синтез;

- строить рассуждения.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:

 - слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Ученик получит возможность научиться:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.


                     Предметные универсальные учебные действия
Ученик научится:

- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

Ученик получит возможность научиться:
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

-относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

- различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

- делить текст на части, составлять простой план;

- подробно и выборочно пересказывать текст;

- составлять рассказ-характеристику героя;

 

 

3 класс


                                          Личностные
универсальные учебные действия
Ученик научится:

- самостоятельно познавать окружающий мир;

 - самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

- чувству сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

- ориентироваться в поведении на принятые моральные нормы;

- понимать красоту природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Ученик получит возможность научиться:

- понимать нравственное содержание собственных поступков, поступков окружающих;

- ценностям природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

- сопереживать другим лицам, в том числе историческим лицам.

 

Регулятивные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- контролировать и оценивать свои действия.

- пользоваться энциклопедиями, словарями.

Ученик получит возможность научиться:

- выполнять действия по плану;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

 

Познавательные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

- осуществлять записи указанной учителем информации об окружающем мире;

пользоваться знаками, символами, схемами, таблицами, приведенными в учебной литературе;

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- находить в содружестве с одноклассниками способы решения учебной задачи;

 - умению смыслового восприятия учебного текста, выделять информацию в соответствии с учебной задачей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям без указания количества групп;

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения;

 - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опыт;

-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

Ученик получит возможность научиться:

- анализировать и оценивать свое общение с точки зрения правил этики общения;

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы на основе обобщения знаний;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- устанавливать причинно-следственные связи.

- сравнивать, сопоставлять предметы и явления природы.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- строить сообщения в соответствии с учебной задачей;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- договариваться, приходить к общему решению;

 - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Ученик получит возможность научиться:

- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

 

Предметные универсальные учебные действия
Ученик научится:

-  различать природные сообщества Забайкальского края: лес, степь, луг, река, озеро;

-  соблюдать правила поведения в природной среде;

Ученик получит возможность научиться:

- характеризовать особенности погоды в разное время года, типичные для Забайкальского края;

- показывать на глобусе, картах мира и Российской Федерации географическое положение Забайкальского края;

- проводить наблюдения за погодой в различные сезоны года;

- наблюдать сезонные изменения в жизни растений и животных в Забайкалье;

- устанавливать простейшие взаимосвязи между природными объектами;

- ухаживать за растениями в классной комнате, растениями  уголка природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 класс

                                           Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- самостоятельно познавать окружающий мир;

 - самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

- чувству сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

- чувству уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- ориентироваться в поведении на принятые моральные нормы;

- понимать красоту природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Ученик получит возможность научиться:

- ценностям природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

 

Регулятивные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- контролировать и оценивать свои действия.

- пользоваться энциклопедиями, словарями.

Ученик получит возможность научиться:

- выполнять действия по плану;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

 

Познавательные универсальные учебные действия.

Ученик научится:

- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

- осуществлять записи указанной учителем информации об окружающем мире;

пользоваться знаками, символами, схемами, таблицами, приведенными в учебной литературе;

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- находить в содружестве с одноклассниками способы решения учебной задачи;

 - умению смыслового восприятия учебного текста, выделять информацию в соответствии с учебной задачей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям без указания количества групп;

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения;

 - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опыт;

-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

Ученик получит возможность научиться:

- анализировать и оценивать свое общение с точки зрения правил этики общения;

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы на основе обобщения знаний;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- устанавливать причинно-следственные связи.

- сравнивать, сопоставлять предметы и явления природы.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- строить сообщения в соответствии с учебной задачей;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- договариваться, приходить к общему решению;

 - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Ученик получит возможность научиться:

- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

 

Предметные универсальные учебные действия
Ученик научится:

- называть города Забайкальского края; основные достопримечательности своего населённого пункта;  народы, населяющие Забайкальский край; распространённые в Забайкалье современные профессии и ремёсла коренных народов края.

-  характеризовать значение труда как основы жизни каждого человека и общества в целом;  роль Забайкальского края в экономической и культурной жизни России и современного мира.

Ученик получит возможность научиться:

- показывать на глобусе, карте мира и карте Российской Федерации географическое положение Забайкальского края, столицу и свой населенный пункт;

- соблюдать правила поведения в транспорте, на дороге;

- соблюдать основные правила этикета общения в семье и школе.

 

 

 

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

Урок

Тема

Кол-вол часов

              

                   Раздел 1. В некотором царстве, в некотором государстве.

 

4

1

Введение

1

2

Молодец ГуунСээжэ, сын старика Таряаши (бурятская народная сказка)

1

3

Про Кота Котофеича  (русская сказка Забайкалья)

1

4

Эвенк и змея.

1

 

 

Раздел 2 Легенды Забайкалья.

 

3

5

Е.Иманакова. сказание о рождении Даурии. Г.Юргенсон. Аквамарин -камень дружбы и верности

1

6

Н.Кузаков. Вещий ворон

1

7

Н.Пахомов. Алханай

1

 

                  

Раздел 3 Весёлые страницы.

 

8

8

Н.Ярославцев. Почему растут усы. Гости. Частушки.

1

9

Г.Пахомов. Нофелет. Тикота. Живое зеркальце. Страшилка.

1

10-11

Г.Граубин. Зубрила. Окно. Косолапый музыкант. Кряква. Грибовоз

2

12

Б.Макаров. Земляника. Жук. Г.Климович. Ночь

1

13

А.Озорнина. Ссора.

1

14

Б.Кузник, Э.Кузник. Первая втреча

1

15

Б.Макаров. Наш щенок. Слепая свинья.

1

 

 

Раздел 4 Наш край вчера и сегодня.

 

6

16

Н.Суханов. Древние тропинки

1

17

Ю.Курц. Казачья походная. Старинный восковой гимн Забайкальского казачества.

1

18

В.Карабанов. Павел Маккавеев

1

19

А.Жамбалон. Маленький чабан

1

20

Б.Костюковский. Нянька

1

21

Ц.Жамбалов. «Погоди-ка, сынок…»

1

 

 

Раздел 5  Я шагаю по нашему краю.

 

13

22

И.Луговской. Лесная загадка. Рассказ охотника

1

23

Г.Граубин. Певучие градусы. Замарашка

1

24

Ю.Курц. Февраль-бокогрей.

1

25

В.Новолодский. Подснежники. Г.Граубин. Подснежники

1

26

Н.Ярославцев. Живые звёздочки. В.Сажин. «Солнце село за сопками» Б.Макаров. Подсолнух.

1

27

Г.Граубин. Отрывок из книги «Четырёхэтажная тайга»

1

28

М.Вишняков. Полосатые друзья. Н.Савостин. Олень. Б.Макаров.  Соболь.

1

29

Г.Граубин. Как в тереме живут (глава из книги «Моя страна Сибирь»)

1

30

Е.Куренной. Кедровкины кладовые

1

31-32

В.Никонов. Малыш (глава из повести «Приключения сохатёнка»

2

33

Н.Ганьшина. Надувной глобус. Моей собаки колли

1

34

Экскурсия в краеведческий музей

1

 

3 класс

Урок

Тема

Кол-вол часов

 

Раздел 1 Прощание с забайкальским летом.

 

3

1

Введение

1

2

Сенокос на лугу

1

3

Ягоды

1

 

 

Раздел 2 Осенняя пора в Забайкалье.

 

6

4

Грибы

1

5

Дары полей и огородов

1

6

Первые заморозки

1

7

Золотой наряд

1

8

Кедровые орешки

1

9

Кто где живет?

1

 

 

Раздел 3 Забайкальская суровая зима.

 

12

10

Журавли на полях                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

1

11

Природа готовится к зиме

1

12

Зимние запасы животных

1

13

Вышел соболь на охоту

1

14

Белый ковер

1

15

Охотники и браконьеры

1

16

Зимняя погода

1

17

Что такое дым?

1

18

Зимующие птицы

1

19

Идем по следу

1

20

Пришли дзерены

1

21

Красная книга

1

 

 

Раздел 4   Долгожданная весна

 

9

22

Белый месяц

1

23

Жизнь подо льдом

1

24

Береги воду

1

25

Весеннее пробуждение

1

26

История консервной банки

1

27

Летят птицы

1

28

Первоцветы

1

29

Пожар в лесу

1

30

Время сажать деревья

1

 

 

Раздел 5 Лето пришло.

 

4

31

Раны земли

1

32

Птицы на гнёздах

1

33

Жизнь муравейника

1

34

Твой летний отдых. Забайкалье – моя Родина

1

 

Итого:

34

 

 

 

                                                      4 класс

Урок

Тема

Кол-вол часов

 

 

Раздел 1 Сибирь. Забайкалье. Город Чита

 

3

1-2

 

 

Историко-географическое изучение Забайкальского края.

 Соседи Забайкальского края. Конкурс рисунков.

Символика Забайкальского края и города Читы.

2

3

Экскурсия. Памятные места и достопримечательности города.

1

 

 

Раздел 2  Города Забайкальского края.

 

3

4

Города– исторические центры культуры Забайкалья.

История возникновения городов Краснокаменск, Балей, Борзя.

1

 

5

Проект «Создание карты района».

1

6

Создание книжки-раскладушки «Улицы родного города (села)».

1

 

 

Раздел 3 Народы, населяющие Забайкальский край

 

2

7

Связь поколений и времён в истории родного города (села).

Коренные народности, населяющие Забайкальский край.

1

 

8

Проект «Люди города (села)»

1

 

 

Раздел 4 Моя семья.

 

2

9

Семья как традиционная ячейка общества.

1

10

Проект «Моя родословная»

1

 

 

Раздел 5 История края.

 

5

11

 

История освоения забайкальской земли.

Выдающиеся люди, оставившие свой след в истории Забайкалья   (П.А. Кропоткин, Н.Г. Чернышевский).

1

 

12

Гражданская война и образование Дальневосточной республики

1

13

Экскурсия в музей. Годы Великой Отечественной войны и вклад наших земляков в победу над врагом.

1

14

Байкало-Амурская магистраль – яркая страница нашей истории.

1

15

Конкурс детского творчества.

1

 

 

Раздел 6 Мой край – моя Россия

 

2

16

 

Полезные ископаемые, добываемые в нашем крае. Роль Забайкальского края в экономической и культурной жизни России и современном мире.

1

 

17

Интерактивная игра «Знаешь ли ты свой край?»

1

 

Итого:

17