РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов протокол № _____ от «____» _________________ |
СОГЛАСОВАНА на заседании Методического совета школы протокол № _____ от «____» _________________ |
«УТВЕРЖДАЮ» Луговская О.М. директор МБОУ Большевистская СОШ приказ № _____ от «____» _________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по забайкаловедению
начального общего образования (2-4кл)
УМК Е.А.Игумнова, О.В.Корсун, Е.В.Добрынина, Н.В.Храмцова,
О.И.Казанова, И.Б.Барахоева.
Учитель: Синицына Е.С.
с. Большевик, 2016
• ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для реализации регионального компонента Базисного учебного плана общеобразовательных школ Забайкальского края.
Актуальность создания данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края.
Важность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, формирует гражданские позиции. Оно играет существенную педагогическую роль в эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
В процессе изучения краеведения решаются следующие задачи:
• формирование начальных практических навыков исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с литературно-краеведческой информацией;
• экологическое воспитание (показать влияние человеческой деятельности на природные сообщества взаимосвязь человека с природой, воспитывать чувство ответственности за окружающую нас природу стремление не только сохранить, но и возродить то, что исчезло по вине человека.).
• воспитание любви и ответственного отношения к людям, живущим на забайкальской земле, к родному краю, к родной культуре, чувство гордости за свою малую Родину как часть великой России;
• воспитание россиянина, гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности и традиции своего народа, заботящегося о процветании своей Родины, своего народа и региона.
• развитие логического мышления, речи, памяти.
• развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты.
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• выработка активной жизненной позиции, воспитание творческого отношения к жизни и стремление к постоянному развитию и самообразованию.
1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Забайкаловедение
2 класс (34 часа, 1 час в неделю)
«В некотором царстве, в некотором государстве…» (4 часа).
Сказки коренных жителей Забайкальского края (бурят, эвенков и «гуранов»).
«Легенды Забайкалья» (3 часа).
Сказания и легенды Е.Иманаковой, Г.Юргенсона, Н.Кузакова о происхождении природных богатств края
«Весёлые страницы»(8 часов).
Стихи о детях, животных, природе Н.Ярославцева, Г.Пахомова, Г.Граубина, Б.Макарова, Г.Климович; рассказы для детей А.Озориной, Б.Кузника, Э.Кузник.
«Наш край вчера и сегодня»(6 часов).
Литературные произведения Н.Суханова, Ю.Курц, В.Карабанова, А.Жамбалона, Б.Костюковского, Ц.Жамбалова о декабристах, казаках, чабанах, о людях населяющих агинские степи и таёжные деревни.
«Я шагаю по нашему краю…» (13 часов).
Произведения поэтов И.Луговского, Г.Граубина, Ю.Курц, Н.Ярославцева, В.Сажина, Б.Макарова, Н.Савостина и писателей В.Новолодского, М.Вишнякова, Е.Куренной, В.Никонова, Н.Ганьшиной, Г.Граубина о богатейшей природе родного края.
ВВЕДЕНИЕ. Цели и задачи курса «Забайкаловедение». Забайкалье – удивительный край.
3 класс
Прощание с забайкальским летом (3 часа).
Тема: Сенокос на лугу. Значение разнотравья забайкальских лугов и степей для выпаса животных. Пора сенокоса.
Тема: Ягоды. Ягоды Забайкалья. Правила сбора ягод. Пожар – главный враг лесных ягод. Ядовитые и несъедобные ягоды.
Тема: Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Осенняя пора в Забайкалье (6 часов).
Тема: Дары полей и огородов. Условия выращивания и хранения овощей. Сбор урожая на полях и дачах Забайкалья.
Тема: Первые заморозки. Начало заморозков. Влияние заморозков на растения и животных. Опасности первого льда.
Тема: Золотой наряд. Красота забайкальской осени. Почему листья меняют свой цвет. Хвойные и лиственные деревья осенью.
Тема: Кедровые орешки. Значение кедровой сосны для людей и животных. Распространение кедра в Забайкалье. Защита кедра – дело серьезное.
Тема: Кто где живёт? Разнообразие растений и животных Забайкалья. Взаимосвязь растений, животных и среды обитания.
Тема: Журавли на полях. Оседлые, кочующие, перелетные птицы Забайкалья. Торейские озера – журавлиные места.
Забайкальская суровая зима (12 часов).
Тема: Природа готовится к зиме. Значение листопада в жизни растений. Зимние квартиры животных.
Тема: Зимние запасы животных. Запасливые звери.
Тема: Вышел соболь на охоту. Жизнь соболя. Природное сообщество леса.
Тема: Белый ковёр. Особенности зимы в Забайкалье. Зима на реке.
Тема: Охотники и браконьеры. Правила охоты. Помощники охотника – лайки. Браконьеры.
Тема: Зимняя погода. Особенности погоды зимой в Забайкалье. Охрана здоровья в зимний период.
Тема: Что такое дым? Источники дыма. Влияние дыма на здоровье человека.
Тема: Зимующие птицы. Испытание для птиц – зимние морозы. Питание птиц в зимний период.
Тема: Идём по следу. Страницы «белой книги природы». Следы разных животных.
Тема: Пришли дзерены. Жизнь забайкальской антилопы. Охрана дзеренов от браконьеров.
Тема: Красная книга. Охрана редких и исчезающих животных Забайкалья. Красная книга – сигнал бедствия.
Тема: Белый месяц. Признаки приближающейся весны. Народные праздники прощания с зимой и встречи весны у русского и бурятского народа.
Долгожданная весна (9 часов).
Тема: Жизнь подо льдом. Особенности жизни растений и животных подо льдом. Характеристика природных явлений: замор, нерест, ледоход.
Тема: Береги воду. Использование воды человеком. Загрязнение воды. Подземная вода. Минеральные воды. Способы экономии воды.
Тема: Весеннее пробуждение. Жизнь растений весной. Цветение деревьев и кустарников. Опасности для человека в лесу весной. Меры профилактики от укусов таёжными клещами.
Тема: История консервной банки. Борьба с мусором. Вторичная переработка. Забайкалье – наш дом, мы должны соблюдать чистоту в нём.
Тема: Летят птицы. Перелётные птицы Забайкалья. Изучение птиц.
Тема: Первоцветы. Виды цветущих растений ранней весной. Сохранение первоцветов.
Тема: Пожар в лесу. Причины возникновения лесных пожаров. Вред и последствия пожаров.
Тема: Время сажать деревья. Значение озеленения городов и посёлков для жизни человека. Породы деревьев, используемых в озеленении в Забайкалье.
Тема: Раны земли. Причины возникновения оврагов. Борьба с оврагами.
Лето пришло.(4 часа).
Тема: Птицы на гнёздах. Жизнь птиц летом. Забота о потомстве. Правила поведения у обнаруженного гнезда.
Тема: Жизнь муравейника. Как живут муравьи. Наблюдения за деятельностью муравьёв. Охрана муравейников.
Тема: Твой летний отдых. Правила летнего отдыха на природе. Забота о здоровье летом. Места отдыха в Забайкалье. Виды активного отдыха.
Тема: Забайкалье – моя Родина. Любовь к Родине начинается с охраны природы.
4 класс (17 часов, 1 час в 2 недели)
Сибирь. Забайкалье. Город Чита (3 часов).
Историко-географическое изучение Забайкальского края. Географическое положение. Соседи Забайкальского края: регионы России (Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Иркутская и Амурская области), соседние страны (Китай, Монголия).
Символика Забайкальского края и города Читы.
Столица Забайкальского края. Происхождение названия города. Памятные места и достопримечательности города. Музеи, театры, памятники культуры. Предприятия, культурные и образовательные учреждения города.
Общественный транспорт, правила поведения в транспорте и на дорогах.
Города Забайкальского края (3 часов)
Города – исторические центры культуры Забайкалья (Нерчинск, Сретенск, Петровский-Завод). Градообразующие предприятия, история возникновения городов Краснокаменск, Балей, Борзя. Достопримечательности городов, связанные с разными периодами истории страны.
Народы, населяющие Забайкальский край (2 часов).
Связь поколений и времён в истории родного города (села). Коренные народности, населяющие Забайкальский край. Традиции, обычаи, культура. Многонациональный характер культуры забайкальцев. Фольклор. Уважение культуры разных народов.
Забайкальские деятели культуры, науки, промышленности и сельского хозяйства.
Моя семья (2 часа).
Семья как традиционная ячейка общества. Роль семьи в общественной жизни. Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя, отчество. Занятия членов семьи. Взаимоотношения между членами семьи, соседями, сверстниками. Культура общения с людьми.
История края (5 часов).
История освоения забайкальской земли. Первый ссыльный в Забайкалье – протопоп Аввакум. Декабристы и их вклад в развитие Забайкалья.
Выдающиеся люди, оставившие свой след в истории Забайкалья (П.А. Кропоткин, Н.Г. Чернышевский).
Неразрывная связь истории края с историей страны. Гражданская война и образование Дальневосточной республики. Годы Великой Отечественной войны и вклад наших земляков в победу над врагом.
Байкало-Амурская магистраль – яркая страница нашей истории.
Мой край – моя Россия (2 часа).
Полезные ископаемые, добываемые в нашем крае. Роль Забайкальского края в экономической и культурной жизни России и современном мире.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс
Личностные
универсальные учебные действии
Ученик научится:
- осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;
Ученик получит возможность научиться:
Регулятивные универсальные учебные действии
Ученик научится:
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные универсальные учебные действии
Ученик научится:
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- пользоваться словарями, справочниками;
Ученик получит возможность научиться:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- осуществлять анализ и синтез;
- строить рассуждения.
Коммуникативные
универсальные учебные действия
Ученик научится:
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- слушать и
слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
Ученик получит возможность научиться:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
Ученик получит возможность научиться:
-
осознанно,
правильно, выразительно читать вслух;
-относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
- различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
- делить текст на части, составлять простой план;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять рассказ-характеристику героя;
3 класс
Личностные
универсальные
учебные действия
Ученик
научится:
- самостоятельно познавать окружающий мир;
- самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
- чувству сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
- ориентироваться в поведении на принятые моральные нормы;
- понимать красоту природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать нравственное содержание собственных поступков, поступков окружающих;
- ценностям природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
- сопереживать другим лицам, в том числе историческим лицам.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- контролировать и оценивать свои действия.
- пользоваться энциклопедиями, словарями.
Ученик получит возможность научиться:
- выполнять действия по плану;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять записи указанной учителем информации об окружающем мире;
пользоваться знаками, символами, схемами, таблицами, приведенными в учебной литературе;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- находить в содружестве с одноклассниками способы решения учебной задачи;
- умению смыслового восприятия учебного текста, выделять информацию в соответствии с учебной задачей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям без указания количества групп;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опыт;
-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
Ученик получит возможность научиться:
- анализировать и оценивать свое общение с точки зрения правил этики общения;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы на основе обобщения знаний;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- устанавливать причинно-следственные связи.
- сравнивать, сопоставлять предметы и явления природы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- строить сообщения в соответствии с учебной задачей;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- договариваться, приходить к общему решению;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Ученик получит возможность научиться:
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Предметные
универсальные учебные действия
Ученик научится:
- различать природные сообщества Забайкальского края: лес, степь, луг, река, озеро;
- соблюдать правила поведения в природной среде;
Ученик получит возможность научиться:
- характеризовать особенности погоды в разное время года, типичные для Забайкальского края;
- показывать на глобусе, картах мира и Российской Федерации географическое положение Забайкальского края;
- проводить наблюдения за погодой в различные сезоны года;
- наблюдать сезонные изменения в жизни растений и животных в Забайкалье;
- устанавливать простейшие взаимосвязи между природными объектами;
- ухаживать за растениями в классной комнате, растениями уголка природы.
4 класс
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- самостоятельно познавать окружающий мир;
- самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
- чувству сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
- чувству уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- ориентироваться в поведении на принятые моральные нормы;
- понимать красоту природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Ученик получит возможность научиться:
- ценностям природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- контролировать и оценивать свои действия.
- пользоваться энциклопедиями, словарями.
Ученик получит возможность научиться:
- выполнять действия по плану;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять записи указанной учителем информации об окружающем мире;
пользоваться знаками, символами, схемами, таблицами, приведенными в учебной литературе;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- находить в содружестве с одноклассниками способы решения учебной задачи;
- умению смыслового восприятия учебного текста, выделять информацию в соответствии с учебной задачей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям без указания количества групп;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опыт;
-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
Ученик получит возможность научиться:
- анализировать и оценивать свое общение с точки зрения правил этики общения;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы на основе обобщения знаний;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- устанавливать причинно-следственные связи.
- сравнивать, сопоставлять предметы и явления природы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- строить сообщения в соответствии с учебной задачей;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- договариваться, приходить к общему решению;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Ученик получит возможность научиться:
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Предметные
универсальные учебные действия
Ученик научится:
- называть города Забайкальского края; основные достопримечательности своего населённого пункта; народы, населяющие Забайкальский край; распространённые в Забайкалье современные профессии и ремёсла коренных народов края.
- характеризовать значение труда как основы жизни каждого человека и общества в целом; роль Забайкальского края в экономической и культурной жизни России и современного мира.
Ученик получит возможность научиться:
- показывать на глобусе, карте мира и карте Российской Федерации географическое положение Забайкальского края, столицу и свой населенный пункт;
- соблюдать правила поведения в транспорте, на дороге;
- соблюдать основные правила этикета общения в семье и школе.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
Урок |
Тема |
Кол-вол часов |
|
Раздел 1. В некотором царстве, в некотором государстве. |
4 |
||
1 |
Введение |
1 |
|
2 |
Молодец ГуунСээжэ, сын старика Таряаши (бурятская народная сказка) |
1 |
|
3 |
Про Кота Котофеича (русская сказка Забайкалья) |
1 |
|
4 |
Эвенк и змея. |
1 |
|
|
Раздел 2 Легенды Забайкалья. |
3 |
|
5 |
Е.Иманакова. сказание о рождении Даурии. Г.Юргенсон. Аквамарин -камень дружбы и верности |
1 |
|
6 |
Н.Кузаков. Вещий ворон |
1 |
|
7 |
Н.Пахомов. Алханай |
1 |
|
|
Раздел 3 Весёлые страницы. |
8 |
|
8 |
Н.Ярославцев. Почему растут усы. Гости. Частушки. |
1 |
|
9 |
Г.Пахомов. Нофелет. Тикота. Живое зеркальце. Страшилка. |
1 |
|
10-11 |
Г.Граубин. Зубрила. Окно. Косолапый музыкант. Кряква. Грибовоз |
2 |
|
12 |
Б.Макаров. Земляника. Жук. Г.Климович. Ночь |
1 |
|
13 |
А.Озорнина. Ссора. |
1 |
|
14 |
Б.Кузник, Э.Кузник. Первая втреча |
1 |
|
15 |
Б.Макаров. Наш щенок. Слепая свинья. |
1 |
|
|
Раздел 4 Наш край вчера и сегодня. |
6 |
|
16 |
Н.Суханов. Древние тропинки |
1 |
|
17 |
Ю.Курц. Казачья походная. Старинный восковой гимн Забайкальского казачества. |
1 |
|
18 |
В.Карабанов. Павел Маккавеев |
1 |
|
19 |
А.Жамбалон. Маленький чабан |
1 |
|
20 |
Б.Костюковский. Нянька |
1 |
|
21 |
Ц.Жамбалов. «Погоди-ка, сынок…» |
1 |
|
|
Раздел 5 Я шагаю по нашему краю. |
13 |
|
22 |
И.Луговской. Лесная загадка. Рассказ охотника |
1 |
|
23 |
Г.Граубин. Певучие градусы. Замарашка |
1 |
|
24 |
Ю.Курц. Февраль-бокогрей. |
1 |
|
25 |
В.Новолодский. Подснежники. Г.Граубин. Подснежники |
1 |
|
26 |
Н.Ярославцев. Живые звёздочки. В.Сажин. «Солнце село за сопками» Б.Макаров. Подсолнух. |
1 |
|
27 |
Г.Граубин. Отрывок из книги «Четырёхэтажная тайга» |
1 |
|
28 |
М.Вишняков. Полосатые друзья. Н.Савостин. Олень. Б.Макаров. Соболь. |
1 |
|
29 |
Г.Граубин. Как в тереме живут (глава из книги «Моя страна Сибирь») |
1 |
|
30 |
Е.Куренной. Кедровкины кладовые |
1 |
|
31-32 |
В.Никонов. Малыш (глава из повести «Приключения сохатёнка» |
2 |
|
33 |
Н.Ганьшина. Надувной глобус. Моей собаки колли |
1 |
|
34 |
Экскурсия в краеведческий музей |
1 |
|
3 класс
Урок |
Тема |
Кол-вол часов |
|
Раздел 1 Прощание с забайкальским летом. |
3 |
||
1 |
Введение |
1 |
|
2 |
Сенокос на лугу |
1 |
|
3 |
Ягоды |
1 |
|
|
Раздел 2 Осенняя пора в Забайкалье. |
6 |
|
4 |
Грибы |
1 |
|
5 |
Дары полей и огородов |
1 |
|
6 |
Первые заморозки |
1 |
|
7 |
Золотой наряд |
1 |
|
8 |
Кедровые орешки |
1 |
|
9 |
Кто где живет? |
1 |
|
|
Раздел 3 Забайкальская суровая зима. |
12 |
|
10 |
Журавли на полях |
1 |
|
11 |
Природа готовится к зиме |
1 |
|
12 |
Зимние запасы животных |
1 |
|
13 |
Вышел соболь на охоту |
1 |
|
14 |
Белый ковер |
1 |
|
15 |
Охотники и браконьеры |
1 |
|
16 |
Зимняя погода |
1 |
|
17 |
Что такое дым? |
1 |
|
18 |
Зимующие птицы |
1 |
|
19 |
Идем по следу |
1 |
|
20 |
Пришли дзерены |
1 |
|
21 |
Красная книга |
1 |
|
|
Раздел 4 Долгожданная весна |
9 |
|
22 |
Белый месяц |
1 |
|
23 |
Жизнь подо льдом |
1 |
|
24 |
Береги воду |
1 |
|
25 |
Весеннее пробуждение |
1 |
|
26 |
История консервной банки |
1 |
|
27 |
Летят птицы |
1 |
|
28 |
Первоцветы |
1 |
|
29 |
Пожар в лесу |
1 |
|
30 |
Время сажать деревья |
1 |
|
|
Раздел 5 Лето пришло. |
4 |
|
31 |
Раны земли |
1 |
|
32 |
Птицы на гнёздах |
1 |
|
33 |
Жизнь муравейника |
1 |
|
34 |
Твой летний отдых. Забайкалье – моя Родина |
1 |
|
|
Итого: |
34 |
|
4 класс
Урок |
Тема |
Кол-вол часов |
|
Раздел 1 Сибирь. Забайкалье. Город Чита |
3 |
1-2
|
Историко-географическое изучение Забайкальского края. Соседи Забайкальского края. Конкурс рисунков. Символика Забайкальского края и города Читы. |
2 |
3 |
Экскурсия. Памятные места и достопримечательности города. |
1 |
|
Раздел 2 Города Забайкальского края. |
3 |
4 |
Города– исторические центры культуры Забайкалья. История возникновения городов Краснокаменск, Балей, Борзя. |
1
|
5 |
Проект «Создание карты района». |
1 |
6 |
Создание книжки-раскладушки «Улицы родного города (села)». |
1 |
|
Раздел 3 Народы, населяющие Забайкальский край |
2 |
7 |
Связь поколений и времён в истории родного города (села). Коренные народности, населяющие Забайкальский край. |
1
|
8 |
Проект «Люди города (села)» |
1 |
|
Раздел 4 Моя семья. |
2 |
9 |
Семья как традиционная ячейка общества. |
1 |
10 |
Проект «Моя родословная» |
1 |
|
Раздел 5 История края. |
5 |
11
|
История освоения забайкальской земли. Выдающиеся люди, оставившие свой след в истории Забайкалья (П.А. Кропоткин, Н.Г. Чернышевский). |
1
|
12 |
Гражданская война и образование Дальневосточной республики |
1 |
13 |
Экскурсия в музей. Годы Великой Отечественной войны и вклад наших земляков в победу над врагом. |
1 |
14 |
Байкало-Амурская магистраль – яркая страница нашей истории. |
1 |
15 |
Конкурс детского творчества. |
1 |
|
Раздел 6 Мой край – моя Россия |
2 |
16
|
Полезные ископаемые, добываемые в нашем крае. Роль Забайкальского края в экономической и культурной жизни России и современном мире. |
1
|
17 |
Интерактивная игра «Знаешь ли ты свой край?» |
1 |
|
Итого: |
17 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.