Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. На основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Целями изучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе являются:
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи преподавания изобразительного искусства:
1) формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
2) формирование художественно-творческой активности школьника;
3) овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Планируемые результаты освоения учебного предмет
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмет
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
Регулятивные:
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные:
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
• видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре);
• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание программы
4 класс – 1 час в неделю (34часа)
Каждый народ-художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)
Истоки родного искусства – 8 час.
Пейзаж родной земли.
Красота природы в произведениях русской живописи.
Деревня — деревянный мир.
Украшения избы и их значение.
Красота человека.
Образ русского человека в произведениях художников.
Календарные праздники.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли – 7 час.
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник- 11 час.
Страна Восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии.
Образ женской красоты.
Народы гор и степей.
Юрта как произведение архитектуры.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Мифологические представления Древней Греции.
Европейские города Средневековья
Образ готического храма.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы – 8 час.
Материнство.
Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои - защитники.
Героическая тема в искусстве разных народов.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
Тематический план
№ |
Содержание программного материала |
Количество часов (программа) |
Количество часов (рабочая программа) |
1 |
Истоки родного искусства |
8ч |
8ч |
2 |
Древние города нашей земли |
7ч |
7ч |
3 |
Каждый народ- художник |
11ч |
11ч |
4 |
Искусство объединяет народы |
8ч |
8ч |
|
Итого: |
34 часа |
34 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока.
|
Характеристика деятельности обучающихся |
Примечание |
Дата по плану |
Дата по факту |
Истоки родного искусства 8ч |
|
|
|
||
1 |
Пейзаж родной земли. |
Овладение живописными навыками Формирование потребностей в общении с искусством, природой |
|
|
|
2 |
Пейзаж родной края. |
Овладение живописными навыками Формирование потребности в самостоятельной творческой деятельности |
|
|
|
3 |
Изображение избы или её моделирование из бумаги. |
Овладение навыками конструирова-ния Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины |
|
|
|
4 |
Изображение избы или её моделирование из бумаги (образ русской деревни). |
Овладение навыками коллективной деятельности Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины |
|
|
|
5 |
Изображение женских образов в народных костюмах. |
Овладение навыками изображения фигуры человека Понимание особой роли искусства в жизни общества и отдельного человека |
|
|
|
6 |
Изображение мужских образов в народных костюмах. |
Овладение навыками изображения фигуры человека Понимание особой роли искусства в жизни общества и отдельного человека |
|
|
|
7 |
Изображение сцен труда из крестьянской жизни. |
Приобретение умения изображать сцены труда Воспевание труда |
|
|
|
8 |
Народные праздники. |
Овладение на практике элементарными основами композиции Эстетическая оценка красоты и значение народных праздников |
|
|
|
Древние города нашей земли 7ч |
|
|
|
||
9 |
Родной угол. |
Приобретение умения создавать макет древнерусского города Эстетическая оценка красоты древнерусской архитектуры |
|
|
|
10 |
Древние соборы. |
Овладение навыками изображения или конструирова-ния древнерус-ского каменного храма Эстетическая оценка красоты древнерусской храмовой архитектуры |
|
|
|
11 |
Города Русской земли. |
Овладение навыками коллективной работы Формирование интереса к истории своей страны |
|
|
|
12 |
Древнерусские воины – защитники. |
Развитие навыка изображения фигуры человека Формирование чувства гордости за искусство своей Родины |
|
|
|
13 |
Новгород, Псков, Владимир, Суз-даль, Москва. |
Умение анализировать ценность и неповтори-мость древнерусской архитектуры Эстетическая оценка красоты древнерусского города |
|
|
|
14 |
Узорочье теремов |
Приобретение умения выражать в изображении узорочье интерьера терема Эстетическая оценка красоты древнерусских теремов |
|
|
|
15 |
Пир в теремных палатах. |
Создание праздничного панно Формирование интереса к истории своей страны |
|
|
|
Каждый народ- художник 11ч |
|
|
|
||
16 |
Страна восходящего солнца. Знакомство со страной. |
Овладение живописными навыками Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов |
|
|
|
17 |
Страна восходящего солнца. Изображения фигуры человека
|
Развитие навыка изображения фигуры человека Освоение новых эстетических представлений о красоте мира |
|
|
|
18 |
Страна восходящего солнца. Коллективная работа. |
Овладение навыками коллективной работы Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов |
|
|
|
19 |
Народы гор и степей. |
Овладение живописными навыками Освоение новых эстетических представлений о красоте мира |
|
|
|
20 |
Города в пустыне |
Овладение навыками конструирования из бумаги (аппликация) древнего среднеазиатского города Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов |
|
|
|
21 |
Древняя Эллада. Знакомство с древнегреческой архитектурой
|
Умение анализировать ценность и неповторимость древнегреческой архитектуры Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов |
|
|
|
22 |
Древняя Эллада. Изображения древнегреческого храма.
|
Овладение навыками изображения или конструирования древнегреческого храма Освоение новых эстетических представлений о красоте мира |
|
|
|
23 |
Древняя Эллада. Создание праздничного панно. |
Создание праздничного панно(коллективная работа) Формирование художественно-творческого мышления, фантазии |
|
|
|
24 |
Европейские города Средневековья. Изображения архитектурных элементов города. |
Развитие навыка изображения архитектурных элементов города Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов |
|
|
|
25 |
Европейские города Средневековья. Изображения людей. |
Развитие навыка изображения людей (городской толпы) Формирование художественно-творческого мышления, фантазии |
|
|
|
26 |
Многообразие художественных культур в мире. |
Осознание цельности каждой культуры Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов |
|
|
|
Искусство объединяет народы 8ч |
|
|
|
||
27 |
Материнство. |
Развитие навыка композиционного изображения Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости |
|
|
|
28 |
Мудрость старости. |
Развитие навыка восприятия произведений искусства Воспитание уважения к старости, мудрости. |
|
|
|
29 |
Сопереживание. Отклик на образы страдания в произведениях искусства. |
Овладение навыками выражения художественными средствами своего отношения к горю, печали Эмоциональный отклик на образы страдания в произведениях искусства |
|
|
|
30 |
Сопереживание. Выражения своего отношения к горю, печали. |
Овладение навыками выражения художественными средствами своего отношения к горю, печали Эмоциональный отклик на образы страдания в произведениях искусства |
|
|
|
31 |
Герои-защитники. |
Овладение навыками изображения в объёме Эстетическая оценка памятников героям |
|
|
|
32 |
Герои-защитники. Композиционное построение в скульптуре. |
Овладение навыками композиционного построения в скульптуре Понимание и сопереживание чувствам людей |
|
|
|
33 |
Юность и надежды. |
Развитие навыка композиционного изображения Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости |
|
|
|
34 |
Искусство народов мира. |
Обсуждение работ, обмен мнениями Формирование эстетических потребностей в общении с искусством |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.