рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс УМК "Школа России"

  • doc
  • 30.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала изо.doc

 

 

 

 

Пояснительная записка

       Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  На основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Целями изучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе являются:

формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Задачи преподавания изобразительного искусства:

1) формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

2) формирование художественно-творческой активности школьника;

3) овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и      навыков.

Планируемые результаты освоения учебного предмет

Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения учебного предмет

 

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

   чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

   уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

   понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

   сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

   сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

   развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

   овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;

   умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;

   умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

Познавательные:

   освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

   овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

   формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

   освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

   овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

 

Регулятивные:

   умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

   умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

   осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более       высоких и оригинальных творческих результатов.

 

Коммуникативные:

   овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

   использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

 

 

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

•   различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участ­вовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

         различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

         эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка;

         узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различ­ные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружа­ющего мира и жизненных явлений;

         приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

         воспринимать произведения изобразительного искус­ства, участвовать в обсуждении их содержания и выра­зительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

         видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре);

         высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

         создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

         использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплоще­ния собственного художественно-творческого замысла;

         различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с по­мощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

         создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: переда­вать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; пе­редавать характерные черты внешнего облика, одежды, укра­шений человека;

         наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы раз­личной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;

         использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предме­тов быта; использовать ритм и стилизацию форм для созда­ния орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведе­ний народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

         пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

         моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

         выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

         осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

         выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, че­ловека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

         передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта.

Выпускник получит возможность научиться:

         видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

         понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

         изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

         изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

 

 

Содержание программы

4 класс – 1 час в неделю (34часа)  

 

Каждый народ-художник (изображение, украшение,  постройка в творчестве народов всей земли)

 Истоки родного искусства – 8 час.

Пейзаж родной земли.

Красота природы в произведениях русской живописи.

Деревня — деревянный мир.

Украшения избы и их значение.

Красота человека.

Образ русского человека в произведениях художников.

Календарные праздники.

Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей Земли – 7 час.

Родной угол.

Древние соборы.

 Города Русской земли.

Древнерусские воины-защитники.

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

Узорочье теремов.

Пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ — художник- 11 час.

Страна Восходящего солнца.

Образ художественной культуры Японии.

Образ женской красоты.

Народы гор и степей.

Юрта как произведение архитектуры.

Города в пустыне.

Древняя Эллада.

Мифологические представления Древней Греции.

Европейские города Средневековья

Образ готического храма.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Искусство объединяет народы – 8 час.

Материнство.

Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.

Мудрость старости.

Сопереживание.

Герои - защитники.

Героическая тема в искусстве разных народов.

Юность и надежды.

Искусство народов мира (обобщение темы).

 

Тематический план

 

Содержание программного материала

Количество часов  (программа)

Количество часов (рабочая программа)

1

 Истоки   родного  искусства

2

 Древние  города  нашей  земли

3

 Каждый  народ- художник

11ч

11ч

4

 Искусство  объединяет  народы

 

Итого:

34 часа

34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Тема урока.

 

Характеристика деятельности обучающихся

Примечание

Дата по плану

Дата по факту

Истоки   родного  искусства        8ч

 

 

 

1

Пейзаж  родной  земли.

Овладение  живописными  навыками

Формирование  потребностей  в  общении  с  искусством, природой

 

 

 

2

Пейзаж  родной  края.

Овладение  живописными  навыками

Формирование   потребности  в самостоятельной  творческой деятельности

 

 

 

3

Изображение  избы  или  её  моделирование  из  бумаги.

Овладение  навыками  конструирова-ния

Формирование  чувства  гордости  за культуру  и  искусство  Родины

 

 

 

4

Изображение  избы  или  её  моделирование  из  бумаги (образ  русской  деревни).

Овладение  навыками  коллективной  деятельности

Формирование  чувства  гордости  за культуру  и  искусство  Родины

 

 

 

5

Изображение  женских  образов  в  народных  костюмах.

Овладение  навыками   изображения  фигуры  человека

Понимание  особой  роли  искусства в  жизни  общества и  отдельного  человека

 

 

 

6

Изображение  мужских  образов  в  народных  костюмах.

Овладение  навыками   изображения  фигуры  человека

Понимание  особой  роли  искусства в  жизни  общества и  отдельного  человека

 

 

 

7

Изображение  сцен  труда  из  крестьянской  жизни.

Приобретение умения изображать сцены  труда

Воспевание  труда

 

 

 

8

Народные  праздники.

Овладение  на  практике  элементарными  основами  композиции

Эстетическая  оценка  красоты  и  значение  народных 

праздников

 

 

 

Древние  города  нашей  земли   7ч

 

 

 

9

Родной  угол.

Приобретение умения создавать  макет  древнерусского  города

Эстетическая  оценка  красоты  древнерусской архитектуры

 

 

 

10

Древние  соборы.

Овладение  навыками   изображения   или  конструирова-ния  древнерус-ского каменного  храма

Эстетическая  оценка  красоты  древнерусской храмовой архитектуры

 

 

 

11

Города  Русской  земли.

Овладение  навыками   коллективной  работы

Формирование  интереса  к истории  своей  страны

 

 

 

12

Древнерусские  воины – защитники.

Развитие навыка изображения  фигуры  человека

Формирование  чувства  гордости  за  искусство  своей  Родины

 

 

 

13

Новгород, Псков, Владимир, Суз-даль, Москва.

Умение  анализировать ценность  и  неповтори-мость  древнерусской  архитектуры

Эстетическая  оценка  красоты  древнерусского города

 

 

 

14

Узорочье  теремов

Приобретение умения выражать  в  изображении узорочье интерьера  терема

Эстетическая  оценка  красоты  древнерусских теремов

 

 

 

15

Пир  в  теремных  палатах.

Создание  праздничного  панно

Формирование  интереса  к истории  своей  страны

 

 

 

Каждый  народ- художник           11ч

 

 

 

16

Страна  восходящего  солнца. Знакомство со страной.

Овладение  живописными  навыками

Формирование  уважительного  отношения к культуре  и  искусству

других  народов

 

 

 

17

Страна  восходящего  солнца. Изображения  фигуры  человека

 

Развитие навыка изображения  фигуры  человека

Освоение  новых  эстетических представлений о  красоте  мира

 

 

 

18

Страна  восходящего  солнца. Коллективная работа.

Овладение  навыками   коллективной  работы

Формирование  уважительного  отношения к культуре  и  искусству

других  народов

 

 

 

19

Народы  гор и степей.

Овладение  живописными  навыками

Освоение  новых  эстетических представлений о  красоте  мира

 

 

 

20

Города  в пустыне

Овладение  навыками     конструирования  из бумаги

(аппликация) древнего среднеазиатского  города

Формирование  уважительного  отношения к культуре  и  искусству

других  народов

 

 

 

21

Древняя Эллада. Знакомство с древнегреческой  архитектурой

 

Умение  анализировать ценность  и  неповторимость  древнегреческой  архитектуры

Формирование  уважительного  отношения к культуре  и  искусству

других  народов

 

 

 

22

Древняя Эллада. Изображения   древнегреческого храма.

 

Овладение  навыками   изображения   или  конструирования  древнегреческого храма

Освоение  новых  эстетических представлений о  красоте  мира

 

 

 

23

Древняя Эллада. Создание  праздничного  панно.

Создание  праздничного  панно(коллективная  работа)

Формирование художественно-творческого  мышления,

фантазии

 

 

 

24

Европейские  города  Средневековья. Изображения  архитектурных  элементов  города.

Развитие навыка изображения  архитектурных  элементов  города

Формирование  уважительного  отношения к культуре  и  искусству

других  народов

 

 

 

25

Европейские  города  Средневековья. Изображения людей.  

Развитие навыка изображения людей  (городской толпы)

Формирование художественно-творческого  мышления,

фантазии

 

 

 

26

Многообразие  художественных  культур в мире.

Осознание цельности  каждой  культуры

Формирование  уважительного  отношения к культуре  и  искусству

других  народов

 

 

 

Искусство  объединяет  народы 8ч

 

 

 

27

Материнство.

Развитие навыка композиционного изображения  

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

 

 

 

28

Мудрость  старости.

Развитие навыка восприятия произведений  искусства

Воспитание  уважения  к  старости, мудрости.

 

 

 

29

Сопереживание.

Отклик  на  образы  страдания в  произведениях  искусства.

Овладение  навыками  выражения художественными  средствами своего  отношения к горю, печали

Эмоциональный  отклик  на  образы  страдания в  произведениях  искусства

 

 

 

30

Сопереживание. Выражения своего  отношения к горю, печали.

Овладение  навыками  выражения художественными  средствами своего  отношения к горю, печали

Эмоциональный  отклик  на  образы  страдания в  произведениях  искусства

 

 

 

31

Герои-защитники.

Овладение  навыками  изображения  в  объёме

Эстетическая  оценка  памятников героям

 

 

 

32

Герои-защитники. Композиционное  построение  в  скульптуре.

Овладение  навыками  композиционного  построения  в  скульптуре

Понимание  и сопереживание чувствам  людей

 

 

 

33

Юность  и  надежды.

Развитие навыка композиционного изображения  

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

 

 

 

34

Искусство  народов  мира.

Обсуждение работ, обмен  мнениями

Формирование   эстетических  потребностей  в  общении  с  искусством