Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ с.Сосновка Бековского района Пензенской области, учебного плана МБОУ СОШ с.Сосновка Бековского района Пензенской области, положения о рабочих программах МБОУ СОШ с.Сосновка Бековского района Пензенской области, Федерального перечня учебников, авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2013.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
изобразительное искусство. 5-7 класс.
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно - ориентационной сфере:
Осмысленное и эмоционально- ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях искусства;
Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;
В трудовой сфере:
Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
В познавательной сфере:
Овладение средствами художественного изображения;
Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки;
Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно-ориентационной сфере:
Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
В трудовой сфере;
Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;
Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
В познавательной деятельности;
Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно-ориентационной сфере:
Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
В познавательной сфере;
Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;
Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
В коммуникативной сфере:
Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;
Диалогический подход к освоению произведений искусства;
Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
В трудовой сфере;
Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области живописи, графики, дизайна, декоративно- прикладного искусства).
2. Содержание учебного предмета.
5 класс 34 ч.
I раздел
«Древние корни народного искусства» (10 ч)
Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Пензенской области и народно-праздничными обрядами.
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция, декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
1 тема. Древние образы в народном искусстве
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).
Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага.
2-3 тема. Убранство русской избы
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир).
Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни.
Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.
4 тема. Внутренний мир русской избы
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.
Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)
Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.
5 тема. Конструкция, декор предметов народного быта
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.).
Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.
6 тема. Русская народная вышивка
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.
Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.
Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы..
7-8 тема. Народный праздничный костюм
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.
Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.
9 тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы)
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.
II раздел
«Связь времен в народном искусстве» (8 ч)
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского промысла. При изучении Борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
10 тема. Древние образы в современных народных игрушках
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.
Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи.
11 тема. Искусство Гжели
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.
Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью.
Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.
12 тема. Городецкая роспись.
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.
Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.) украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.
13-14 тема. Хохлома.
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор,. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.
Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик, «Травная роспись».
Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись.
Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы.
15 тема Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.
Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага
16 тема Искусство Семикаракорской керамики. Истоки и современное развитие промысла.
Краткие сведения из истории возникновения гончарного промысла Семикаракор. Своеобразие формы и декора семикаракорской керамики. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях Семикаракорских мастеров. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией.
Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка), используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение объемной формы характерным узором Семикаракорской росписи.
Материалы: пластилин, банка, стеки.
17 тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».
Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.
К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.
III раздел
Декор – человек, общество, время. (10ч)
Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.
Ознакомление с гербами и эмблемами Ростовской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»
О чём рассказывают нам гербы Ростовской области.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
18 тема. Зачем людям украшения.
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.
Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.
Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями.
Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.
19-20 тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства.
Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.).
Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
Задание: 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знаки-символы.
2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества.
Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.
21-22-23 тема. Одежда «говорит» о человеке.
Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы хуп века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.
Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве хуп века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.
Задание: 1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий.
2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции.
3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы хуп века высших и низших сословий общества в технике «коллаж».
Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки.
24-25 тема. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком - знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. Сопоставление отличительных признаков костюма различных стран и эпох. Закрепление пройденного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».
Задание: выполнение итоговой коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).
Материалы: бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы.
26 тема. О чём рассказывают нам гербы Ростовской области.
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов Ростова и городов Ростовской области. История создания герба Ростова, Ростовской области и районных центров. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности.
Задания: Создание по образцу гербов Ростова и Ростовской области (коллективная работа).
Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы.
27 тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.
Задания: выполнение различных аналитически - творческих заданий, например рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку..
IV раздел.
Декоративное искусство в современном мире. (7 ч)
Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.
Современное выставочное искусство.
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно)
Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».
28-29 тема. Современное выставочное искусство.
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).
Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.
Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале
30-31 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.
Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках.
2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».
Материалы: бумага, кисти, гуашевые краски, фломастеры.
32 тема. Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».
Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции.
Реализация разнообразных творческих замыслов, учетом свойств тканных и нетканых материалов.
Технология работы с нетрадиционными материалами. Постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину.
Оформление школьной выставки по итогам года
Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов тканных и нетканых материалов.
2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».
Материалы: материалы для аппликации: ткань цветная и однотонная, рогожка, сезаль, веревки, ленты, тесьма
6 класс.
Искусство в жизни человека - 34 часа
Раздел 1: Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Изобразительный язык и художественный образ. Виды изобразительного искусства. Творчество художника и творчество зрителя. Зрительские умения. Изобразительная деятельность как школа активного восприятия реальности: соотношение понятий «смотреть» и «видеть» в художественной культуре человека. Выразительное значение средств языка изображения. Фактура и характеристики художественных материалов как средств выражения. Форма, пятно, линия, объём, цвет. Ритм и пропорции. Роль и значение искусства в жизни людей.
Первая четверть посвящена осмыслению, систематизации уже имеющихся знаний об изобразительном искусстве и получению новых. Как часто мы встречаемся с изобразительным искусством, какое место оно занимает в нашей жизни? Зачем уметь надо рисовать? Что значит понимать искусство и почему надо этому учиться? Почему в истории человечества никогда не существовало общества без искусства? На эти вопросы должен уметь ответить каждый ребёнок.
В изобразительном искусстве (как и в любом другом виде искусства) всегда два полюса — художник (композитор, писатель, режиссёр) и зритель (слушатель, читатель). В любой из этих деятельностей необходимо творчество. И творить искусство, и воспринимать его подросток обучается через личное творчество.
Учащиеся знакомятся с основами языка изображения, обобщают опыт владения художественными материалами, известными им с начальной школы, а также получают знания по применению этих материалов при создании художественного образа в графике, живописи, скульптуре. Две темы посвящены характеристике цвета, особенностям «живописного» цвета, понятию колорита в работах мастеров живописи. Заключительная тема четверти обобщает знания учащихся о средствах выразительности графики, живописи, скульптуры с целью создания художественного образа.
Раздел 2: Мир наших вещей. Натюрморт
Роль воображения в творчестве художника, умение изображать фантазии и умение изображать реальность. Изображение предметного мира в изобразительном искусстве! разных эпох. Навыки графического изображения предметов. Понятие о конструкции предмета и его форме. Представления о композиции и навыки композиционного решения натюрморта. Художественно-выразительные средства изображения! в натюрморте. Графический и живописный натюрморт: навыки изобразительной деятельности. Натюрморт как отражение мировоззрения художника и его времени. Натюрморт как творческая лаборатория художника. Натюрморт в искусстве XX века.
Раздел 3: Вглядываясь в человека. Портрет
Приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Портрет как выражение идеалов своего времени. Изображение головы человека в графике, живописи и скульптуре. Сходство внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства создания портрета. Великие портретисты в истории культуры. Портрет в русском искусстве. Судьба портрета в отечественном и зарубежном современном искусстве.
Основная задача этой четверти — приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Приобщение к культуре — это не столько получение знаний, сколько воспитание чувства сопричастности переживаниям, выраженным в произведениях искусства. Каждый учащийся может и должен, стать наследником огромного культурного достояния предков. На уроках изобразительного искусства происходит его первоначальное встраивание в эту культуру.
Задачи приобщения к жанру портрета — это также развитие наблюдательности, глазомера, композиционного мышления и креативности. Искусство портрета требует специальных умений: умения видеть общую конструкцию и форму объекта, умения устанавливать основные пропорции головы, а также умения взглянуть по-новому на уже знакомое.
Раздел 4: Человек и пространство. Пейзаж
Изображение природы в искусстве разных эпох. Различные способы изображения пространства и их мировоззренческий смысл. Жанр пейзажа в европейском искусстве. Правила построения перспективы. Образ природы в произведениях изобразительного искусства. Пейзаж как выражение духовной жизни общества. Изображение природы как выражение впечатлений и переживаний художника. Становление национального пейзажа в отечественном искусстве. Национальный образ пейзажа и воплощение образа Родины.
7 класс.
Изображение фигуры человека и образ человека (9 ч.)
Образ человека стоит в центре искусства. Представление о красоте человека менялись в истории искусства. Овладение первичными навыками изображения фигуры и передача движений человека. Художественно-практическая работа учащихся связана содержательно с изучением истории искусства и развитием навыков восприятия. Изображение фигуры человека в истории искусства. Изображение человека в древних культурах. Красота и совершенство конструкции идеального тела человека (Древняя Греция)
Пропорции и строение фигуры человека. Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека и их индивидуальная изменчивость.
Лепка фигуры человека. Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Шедевры мирового искусства.
Наброски фигуры человека с натуры. Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве (урок обобщения и систематизации знаний). Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.
Поэзия повседневности (7 ч.)
Учащиеся должны осознать, что в произведениях бытового жанра, при изображении самых простых, обычных действий людей художник способен раскрыть глубину и поэзию понимания мира и себя в этом мире.
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Картины мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов.
Творчество великих художников, художников передвижников. Государственная Третьяковская галерея.
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Понятие жанр в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, мифологический, исторический жанры и тематическое богатство внутри них.
Сюжет и содержание в картине. Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.
Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Произведения искусства на тему будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни.
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Бытовые сюжеты на тему жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе.
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник - это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т.е. превращение обычного в необычное.
Великие темы жизни (10 ч.)
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи – фрески. Фрески в эпоху возрождения. Мозаика.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Картина – философское размышление. Беседа о великих русских живописцах 19 столетия.
Процесс работы над тематической картиной. Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурного материала.
Библейские темы в изобразительном искусстве. Вечные темы в искусстве. Особый язык изображения в искусстве средних веков. Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и ее особое значение. Великие русские иконописцы.
Монументальная скульптура и образ истории народа. Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа. Героические образы в скульптуре. Мемориалы.
Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве.
Место и роль картины в искусстве XX века (урок обобщения материала). Множественность направлений и языков изображения в искусстве 20 века. Трагические темы в искусстве середины века. Возрастание личностной позиции художника во второй половине 20 века. Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы и человека.
Реальность жизни и художественный образ. (9 ч.)
Материал четверти посвящен итоговым теоретическим знаниям об искусстве. Главная задача изучения искусства – обучение ребенка живому восприятию ради нового понимания и богатого переживания жизни. Художественно-творческие проекты: выражение идеи; замысел, эскизы.
Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения. Известные иллюстраторы книги.
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Конструктивное начало – организующее начало в изобразительном произведении. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины. Декоративное значение произведений изобразительного искусства.
Зрительские умения и их значение для современного человека. Язык искусства и средство выразительности. Понятие «художественный образ». Творческий характер зрительского восприятия..
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве (импрессионизм и реализм). Стиль как художественное выражение восприятия мира. Направление в искусстве как идейное объединение художников.
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника. Великие художники в истории искусства и их произведения.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре (обобщение и систематизация изученного материала). Музеи мира. История становления. Представление о роли художественного музея в национальной и мировой культуре, высочайшие ценности музейных собраний и естественной потребности людей в общении с искусством.
3. Тематическое планирование.
5 класс
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - 34 часа
№п/п |
Содержание |
Кол-во часов |
1 |
«Древние корни народного искусства» |
10 |
2 |
«Связь времен в народном искусстве» |
7 |
3 |
«Декор - человек, общество, время» |
10 |
4 |
«Декоративное искусство в современном мире». |
7 |
|
Всего |
34 |
6 класс
«Изобразительное искусство в жизни человека» - 34 часа
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка |
8 |
2 |
Мир наших вещей. Натюрморт |
8 |
3 |
Вглядываясь в человека. Портрет |
9 |
4 |
Человек и пространство. Пейзаж |
9 |
Всего |
34 |
7 класс
«Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов.
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Изображение фигуры человека и образ человека |
9 |
2 |
Поэзия повседневности ( |
7 |
3 |
Великие темы жизни |
9 |
4 |
Реальность жизни и художественный образ |
9 |
Всего |
34 |
5 класс
№ |
Тема урока |
Часы |
Древние корни народного искусства (10 часов) |
||
1 |
Древние образы в народном искусстве. |
1 |
2-3 |
Убранство русской избы. |
2 |
4 |
Внутренний мир русской избы |
1 |
5 |
Конструкция и декор предметов народного быта Русские прялки. |
1 |
6 |
Русская народная вышивка |
1 |
7-8 |
Народный праздничный костюм. |
2 |
9-10 |
Народные праздничные обряды. Обобщение темы. |
2 |
Связь времен в народном искусстве (8 часов). |
||
11 |
Древние образы в современных народных игрушках. |
1 |
12 |
Искусство Гжели. |
1 |
13 |
Городецкая роспись |
1 |
14-15 |
Хохлома. |
2 |
16 |
Жостово. Роспись по металлу. |
1 |
17 |
Истоки и современное развитие керамики. Семикаракорская керамика. |
1 |
18 |
Роль народных промыслов в современной жизни. Обобщение темы |
1 |
Декор – человек, общество, время (9 часов) |
||
19 |
Зачем людям украшения. |
1 |
20-21 |
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. |
2 |
22-23 |
Одежда «говорит» о человеке. |
2 |
24-25 |
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» |
2 |
26 |
О чём рассказывают нам гербы Ростовской области. |
1 |
27 |
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). |
1 |
Декоративное искусство в современном мире (7 часов). |
||
28-30 |
Современное выставочное искусство. |
3 |
31-32 |
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) |
2 |
33-34 |
Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!». |
2 |
6 класс
№ |
Тема урока |
Кол |
|
Виды изобразительного искусства (8часов) |
|||
1 |
Изобразительное искусство в семье пластических искусств |
1 |
|
2 |
Рисунок- основа изобразительного творчества |
1 |
|
3 |
Линия и ее выразительные возможности. |
1 |
|
4 |
Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен |
1 |
|
5 |
Цвет, основы цветоведения. |
1 |
|
6 |
Цвет в произведениях живописи |
1 |
|
7 |
Объемные изображения в скульптуре |
1 |
|
8 |
Основы языка изображения |
1 |
|
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов) |
|||
9
|
Реальность и фантазия в творчестве художника |
1 |
|
10 |
Изображение предметного мира |
1 |
|
11 |
Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира. |
1 |
|
12 |
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива |
1 |
|
13 |
Освещение. Свет и тень. |
1 |
|
14 |
Натюрморт в графике. |
1 |
|
15 |
Цвет в натюрморте |
1 |
|
16 |
Выразительные возможности натюрморта. |
|
|
Вглядываясь в человека Портрет (11часов) |
|||
17 |
Образ человека, главная тема искусства |
1 |
|
18 |
Конструкция головы человека и ее пропорции. |
2 |
|
19 |
Графический портретный рисунок и выразительность образа. |
2 |
|
20 |
Портрет в графике. |
2 |
|
21-22 |
Портрет в скульптуре. |
2 |
|
23 |
Сатирические образы человека. |
1 |
|
24 |
Образные возможности освещения в портрете |
1 |
|
25 |
Портрет в живописи. |
1 |
|
26 |
Роль цвета в портрете. |
1 |
|
27 |
Великие портретисты. |
1 |
|
|
Человек и пространство в изобразительном искусстве (8часов) |
||
28 |
Жанры в изобразительном искусстве. |
1 |
|
29 |
Правила воздушной и линейной перспективы. |
1 |
|
30 |
Пейзаж- большой мир. Организация пространства. |
1 |
|
31 |
Пейзаж- настроение. Природа и художник. |
1 |
|
32-33 |
.Городской пейзаж |
2 |
|
34 |
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. |
1 |
|
35. |
Итоговый урок |
1 |
7 класс
№ п/п |
Название раздела, темы урока |
Кол-во часов |
Изображение фигуры человека и образ человека. (8часов) |
||
1 |
Изображение человека в истории искусства. |
1 |
2 |
Пропорции и строение фигуры человека. |
1 |
3-4 |
Красота фигуры человека в движении. |
2 |
5 |
Великие скульпторы. |
1 |
6 |
Изображение фигуры человека |
1 |
7 |
Набросок фигуры человека. |
1 |
8 |
Человек и его профессия. |
1 |
Поэзия повседневности. Бытовой жанр в изобразительном искусстве. (7 часов) |
||
9 |
Тематическая (сюжетная) картина. |
1 |
10 |
Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Что я знаю о «малых голландцах». |
1 |
11 |
Возникновение и развитие бытового жанра в искусстве России. Родоначальники бытового жанра в России: А. Венецианов, И. Федотов. |
1 |
12 |
Передвижники. |
1 |
13 |
Третьяковская галерея. |
1 |
14-15 |
Создание картины «Жизнь моей семьи». |
2 |
Великие темы жизни. (10 часов) |
||
16 |
Историческая тема в искусстве. Творчество В.И.Сурикова. |
1 |
17-18 |
Сложный мир исторической картины. |
2 |
19 |
Зрительские умения и их значение для современного человека. |
1 |
20 |
Великие темы жизни в творчестве русских художников. Карл Брюллов «Последний день Помпеи». История одной картины. |
1 |
21 |
Сказочно-былинный жанр. «Волшебный мир сказки». |
1 |
22 |
Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь. |
1 |
23 |
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. |
1 |
24 |
Эрмитаж - сокровищница мировой Культуры. |
1 |
25 |
Знакомые картины художников. |
1 |
Реальность жизни и художественный образ. (8 часов) |
||
26-29 |
Плакат и его виды. Шрифты. |
4 |
30-33 |
Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации. |
3 |
34 |
Человек и мир искусства. |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.