Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс

  • docx
  • 03.09.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала изо 5 кл.docx

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

       В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

       Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

·              воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

·              формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

·              формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

·              формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

·              развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

·              формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

·              осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

·              развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

·              умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

·              умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·              умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

·              умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

·              владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·              умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

·              формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативногомышления, художественного вкуса и творческого воображения;

·              развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

·              освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

·              воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

·              приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

·              приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной дея­тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

·              развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

·              осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

·              развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

                         Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).

Учащиеся  научатся:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);
  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся получат возможность научиться

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
  • передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
  • владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.  

Планируемые результаты

Содержание программы

 

по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс

«Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов

 

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

 

Содержание

Кол-во часов

«Древние корни народного искусства»

8

«Связь времен в народном искусстве»

8

«Декор - человек, общество, время»

10

«Декоративное искусство в современном мире».

8

Всего

34

 

I четверть

«Древние корни народного искусства» (9 ч)

 

          Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно-праздничными обрядами.

 

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция, декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.Народные праздничные обряды.

 

1 тема. Древние образы в народном искусстве

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жиз­ни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обо­значение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Задание:выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).

Материалы:гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бу­мага.

 

2-3 тема. Убранство русской избы

Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир).

Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни.

Задание:создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома  (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, рас­тительными и зооморфными мотивами, геометрическими элемен­тами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

Материалы:сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.

 

4 тема. Внутренний мир русской избы

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика  (потолок — небо,   пол — земля,   подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крес­тьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предме­тов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Задание:изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)

Материалы:карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.

 

5 тема. Конструкция, декор предметов народного быта

Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы тру­да — область конструктивной фантазии, умелого владения мате­риалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народ­ного быта, выявление символического значения декоративных эле­ментов.

Задание:выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.).

Материалы:смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.

 

6 тема. Русская народная вышивкаЧувашская вышивка

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнамен­тальных построений в вышивках на полотенце.

Задание:создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

Материалы:гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы..

 

7-8 тема. Народный праздничный костюм

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разно­образие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи це­лостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в об­разном строе народной праздничной одежды.

Задание: создание эскизов народного праздничного костю­ма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.

Материалы:бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мел­ки, пастель.

 

9 тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Календарные народные праздники — это способ участия чело­века, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символичес­кое значение.

Активная беседа по данной проблематике сопровождается про­смотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как вы­ступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.

 

II четверть

«Связь времен в народном искусстве» (8 ч)

 

       Включение детей  в поисковые группы по изучению  традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с Филимоновской, Дымковской, Каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях Старооскольского  промысла.  При изучении  Борисовской керамики  обратить  внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.

 

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Чувашское национальное искусство. Истоки и современное развитие промысла.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

 

10 тема. Древние образы в современных народных игрушках

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различ­ным художественным промыслам. Единство формы и декора в иг­рушке. Цветовой строй и основные элементы росписи Филимоновской, Дымковской, Каргопольской и других местных форм иг­рушек.

Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украше­ние ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.

Материалы:пластилин или глина, стеки, подставка для леп­ки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие ки­сти для росписи.

 

11 тема. Искусство Гжели

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптур­ность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с рас­тяжением, дополненный изящной линией.

Задание:изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью.

Материал:белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.

 

12 тема. Городецкая роспись.

Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры.Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Ос­новные приемы городецкой росписи.

Задание:выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.)  украшение его традиционными элементами и мотивами городец­кой росписи.

Материалы:гуашь, большие и маленькие кисти, тонирован­ная под дерево бумага.

 

13 тема. Хохлома.

Краткие сведения из  истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор,. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.

Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик,«Травная роспись».

Материалы:гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись.

Зрительный ряд:слайды и репродукции с изображением про­изведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы.

 

14темаИскусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов. 

Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага

 

 

15 тема  Чувашское национальное  искусство. Истоки и современное развитие промысла.

Краткие сведения из истории возникновения гончарного промысла, чувашского орнамента и национальной вышивки. Своеобразие формы и декора керамики. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях чувашских   мастеров. Сочетание прямой волнистой и сочетания геометрических узоров.

Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка), используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение объемной формы характерным узором-чувашским орнаментом

Материалы: пластилин, банка, стеки.

 

16-17 тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».

Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обоб­щения информации о тех промыслах, которые не были затрону­ты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.

К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.

 

III четверть

Декор – человек, общество, время. (10ч)

 

Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.

 

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке.

Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

О чём рассказывают нам гербы Чувашскойреспублики.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

 

18 тема.  Зачем людям украшения.

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - ­значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить соци­альную роль ее хозяина. Эта роль ска­зывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.

Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.

Задание: рассмотрение и обсужде­ние (анализ) разнообразного зритель­ного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями.

Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.

 

19-20 тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Роль декоративно-прикладного ис­кусства в Древнем Египте. Подчеркива­ние власти, могущества, знатности еги­петских фараонов с помощью декора­тивно-прикладного искусства.

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.).

Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.

Задание: 1. Выполнение эскиза ук­рашения (солнечного ожерелья, под­вески, нагрудного украшения-пектора­ли, браслета и др.), в котором исполь­зуются характерные знаки-символы.

2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества.

Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.

 

21-22-23 тема. Одежда «говорит» о человеке.

Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламента­ция в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы хуп века (эпоха ба­рокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнеки­тайское своими формами, орнаменти­кой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же ­выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчер­кивать определенные общности людей по классовому, сословному и профес­сиональному признакам.

Черты торжественности, параднос­ти, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве хуп века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обще­стве. Одежда буржуазии, простых горо­жан.

Задание:1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий.

2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции.

3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы хуп века высших и низших сословий общества в технике «коллаж».

Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки.

 

24-25  тема. Коллективная работа

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком - знаком положения человека в обществе, его роли в обще­стве. Сопоставление отличительных признаков костюма различных стран и эпох. Закрепление пройденного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

Задание:выполнение итоговой коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебе­ли и отдельных предметов, а также раз­ных по величине фигур людей в наряд­ных костюмах; соединение деталей в общую композицию).

Материалы: бумага, гуашь, большие и ма­ленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы.

 

26 тема. О чём рассказывают нам гербы Канаша и Чувашской республики

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов Белгорода и городов  Белгородской области. История создания герба Белгорода, Белгородской области и районных центров. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности.

Задания: Создание по образцу гербов Белгорода и Белгородской области (коллективная работа).

Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы.

 

27  тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, про­изведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.

Задания: выполнение различных аналитически - творческих заданий, например рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку.

 

IV четверть

Декоративное искусство в современном мире. (8 ч)

 

 Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.

 

Современное выставочное искусство.

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (Витраж)

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства ( мозаичное панно)

Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

 

28-29 тема. Современное выставочное искусство.

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладно­го искусства (художественная керами­ка, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

Современное понимание красоты профессиональными художниками ­мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведе­ний яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

Пластический язык материала, его роль в создании художественного обра­за. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Задание: восприятие (рассматрива­ние) различных произведений совре­менного декоративного искусства; рас­суждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании де­коративного образа в конкретном мате­риале, с пониманием выражения «про­изведение говорит языком материала» на примере экспозиции музея, создание дневника экскурсии.

 

30-31 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (Витраж)

Коллективная реализация в конк­ретном материале разнообразных твор­ческих замыслов.

Технология работы, постепенное, поэтапное выпол­нение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление об­щей композиции на фрагменты. Соеди­нение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее де­коративное панно.

Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках.

2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими рука­ми».

Материалы: бу­мага, кисти, гуашевые краски, фломастеры.

 

32-34 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (мозаичное панно, аппликация, игрушка из мочала )

Коллективная реализация в конк­ретном материале разнообразных твор­ческих замыслов.

Технология работы с бумагой, постепенное, поэтапное выпол­нение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление об­щей композиции на фрагменты. Соеди­нение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее де­коративное панно.

Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов бумаги

2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим  кабинет своими рука­ми».

Материалы: материалы для аппли­кации: цветная, бархатная, гофрированная, салфеточная, оберточная, жатая бу­мага,.

 

34 тема. Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

Роль выразительных средств (фор­ма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной компози­ции.

Реализация разнообразных твор­ческих замыслов, учетом свойств  тканных и нетканых материалов.

Технология работы с нетрадиционными материалами. Постепенное, поэтапное выпол­нение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину.

 Оформление школьной выставки по итогам года

Задания:1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов тканных и нетканых материалов.

2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими рука­ми».

Материалы: материалы для аппли­кации: ткань цветная и однотонная, рогожка, сизаль, веревки, ленты, тесьма и т. д.

 

Учебник: Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс. М «Просвещение» 2013 г

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

по предмету «Изобразительное искусство»5 класс

 

Учебно-методическое обеспечение

1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011.

2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011.

3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

4. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»   в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области».

5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).

6. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы:  проект. – 2-е изд. - М.Просвещение, 2011. – 176с. – (Стандарты второго поколения).

 

 

 

Дополнительные пособия для учителя:

 

1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.

2.Виноградова Г.Г.  Изобразительное искусство в школе.

3.И. П. Волков. Художественная студия в школе

4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для  учителя. - М.: Просвещение,  1991.-159с.

5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе

6.  Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:

 Просвещение,2006

7. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.

8. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.

9.  Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.  3-е изд. М., 1998.

10. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.

11. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:

 учебник. 3-е изд. М., 1997.

 

Технические средства обучения

·              Компьютер, проектор

Методический фонд

·              Репродукции картин  художников.

·              Муляжи для рисования

·              Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

·              Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)

·              Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).

·              Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

 

Формы и средства контроля

по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс

 

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

 

 Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля.

Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля.

Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.

Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:

- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);

- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);

-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).

Формы контроля знаний, умений, навыков ( стартовый,текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность. Оригинальность суждений

Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Требования к проверке успеваемости:

1) объективность– ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;

2) гласность– доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;

3) систематичность– проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;

4) всесторонность– учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;

5) индивидуализация учета– видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;


Отметка

Показатели оценки результатов учебной деятельности

 

Оценка «5» (отлично)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

Обучающийся осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, фантазийного и абстрактного характера.

     Демонстрирует свободное владение программным учебным материалом, передача основных закономерностей композиционного и колористического решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету.

 

Оценка «4» (хорошо)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные зна­ния на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки.

Обучающийся воспроизводит содержания учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с натуры с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем.

     Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (тоновом) решении образа, передача в рисунке общих и отличительных (индивидуальных) признаков объекта, самостоятельный выбор сюжета композиции, использование нетрадиционных размеров формата для решения художественного замысла

 

Оценка «3» (удовлетворительно)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видо­измененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.

     Демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнавание и различение отдельных специальных терминов, осуществление практических действий по рекомендациям и указаниям учителя при выполнении линейно-конструктивного рисунка объекта.

Обучающийся воспроизводит в устной или письменной форме фрагмента содержания теоретического учебного материала.

 

Оценка «2» (неудов-но)

ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.

 

 

                 

                Тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе (ФГОС)

 

Тема года: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

 

 

№ урока

 

Тема

урока

 

Тип урока

 

Вид урока

 

 

 Основные виды

учебной

деятельности учащихся

 

Универсальные  учебные действия

Предметные

знания

Мтапредметные результаты

Личностные

результаты

 

Древние корни народного искусства (8)

1

 

Древние образы в народном искусстве.

Урок изучения и первичного закрепления новых

знаний

 

 

ДПИ

 

 

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту.

Сравнивать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок.

Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы.

Солярные знаки, древо жизни, символы, конь, птица, мать земля, птица- счастья

 

 

 

 

 

 

 Познавательные: определять

принадлежность на основе выделения

существенных признаков

 

 Коммуникативные: аргументировать свою

позицию.

 

Регулятивные: выбирать действие в соответствии  с поставленной задачей.

 

Доброжелательность эмоционально-

нравственная отзывчивость.

2

Убранство русской избы.

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тематическое рисование

 

 

Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России .Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

Народное искусство, декор, изба, тесовая кровля, охлупень, слеги, причелина.

Познавательные:  рассуждать о характерных признаках  народного жилища.

 

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

 

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

 

Ценностное отношение к культуре своего края.

3

Внутренний мир русской избы

Урок комплексного применения знаний

Тематическое рисование

 

Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома его символика (потолок – небо, пол - земля, подпол - подземный мир, окна- очи) Печное пространство, красный угол, круг предметов быта

Познавательные: узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома.

 

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

 

Самооценка на основе критериев успешной деятельности.

 

4

 

 

Конструкция и декор предметов народного быта Русские прялки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 

 

 

ДПИ

 

 

 

 

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

Орнамент. Народный быт, тема росписи прялки

 

Познавательные: использовать общие приемы задач.

 

Коммуникативные: формировать собственную позицию.

 

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

 

Ценностное отношение к природному миру.

5

Русская народная вышивка

Чувашская вышивка

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 

 

 

Анализировать и понимать особенности образного языка  народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

 Крестьянская вышивка- хранительница древних образов и мотивов

Символика вышивки,

орнамент

 

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

 

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

 

Регулятивные: составлять план последовательности действий

подбор иллюстративного материала о народном костюме

уважительное отношение к иному мнению

6

Народный праздничный костюм.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 

Тематическое рисование

 

 

 

 

 

Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением  предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия.

Народный праздничный костюм, целостный художественный образ. Формы и декор женских головных уборов.

Орнамент в одежде и головных уборах

Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи.

 

Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме.

 

Регулятивные:

определять последовательность действий

Уважительное отношение к труду и культуре своего народа

7-8

Народные праздничные обряды. Обобщение темы.

Урок обобщения и систематизации знаний

 

Груп

поваярабо

та

 

 

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции.

Календарные  праздники: история их возникновения, магический смысл.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

 

Уважительное отношение к труду и культуре своего народа

 

Связь времен в народном искусстве (9)

9-10

Древние образы в современных народных игрушках.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 

 

ДПИ

 

 

 

 

 

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старо Оскольскую глиняную игрушку.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием  выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции  чувашской игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

 Народные промыслы: Дымково, Каргополь, Филимоново

Живучесть древних обрядов в современных народных игрушках, их сказочный реализм

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.

 

Коммуникативные:

задавать вопросы;

вести устный диалог

осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

 

Регулятивные:

Адекватно использовать речь;

Составлять план работы по достижению планируемого результата.

 

Ценностное отношение к труду и культуре

11

Искусство Гжели.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 

ДПИ

 

 

 

 

 

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского

кистевого мазка - «мазка с тенями».

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

Промысел Гжель

Возникновение и развитие гжельского промысла

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

 

Уважительное отношение к народным традициям

12

Городецкая роспись

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 

ДПИ

 

 

 

 

 

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца.

Промысел Городец  Возникновение и развитие городецкого промысла Деревянные подносы, разделочные доски, сундуки с Городецской росписью.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

 

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

 

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Подбор материала о хохломе

уважительное отношение к народным традициям

13

Хохлома.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 

 

ДПИ

 

 

 

 

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

Промысел  Хохлома Возникновение и развитие промысла хохлома

Познавательные: сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда

Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

 

Подбор материала о жостовских подносах

ценностное отношение к природному миру.

14

Жостово. Роспись по металлу.

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 

ДПИ

 

 

 

 

 

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Осваивать основные приемы жостовского письма.

Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

Промысел Жостово

Возникновение и развитие художественного жостовского промысла

Подносы с жостовской росписью, фрагменты росписи,  трафареты

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

 

Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме.

 

Регулятивные: определять последовательность действий.

 

Уважительное отношение к труду и культуре своего народа

15-16

 

Щепа. Роспись по дереву.

Истоки и современное развитие промысла.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 

ДПИ

 

 

 

 

 

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям чувашской культуры.

Сравнивать сочетание орнамента чувашской керамики и вышивки  с традиционными цветами гончарных промыслов России.

Осознавать взаимосвязь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях чувашских  мастеров.

Осваивать приемы ручного декорирования (налепы) на основе традиций гончарных изделий чувашских  мастеров.

Создавать орнаментальную

композицию с использованием древнейших знаков-символов, используемых в декоре гончарных изделий юга России.

 Промыслы как искусство художественного сувенира

Место производственных  промыслов  в быту и интерьере

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

 

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

 

Регулятивные: составлять план последовательности действий

Уважительное отношение к народным традиции ям и мастеров своего края

 

17

Роль народных промыслов в современной жизни. Обобщение темы

Урок обобщения и систематизации знаний

Групповая работа

 

 

 

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.

Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.

Участвовать в презентации выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».

 Иметь представление о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального искусства.

 

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

 

Регулятивные: адекватно использовать речь.

 

Уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

 

Декор – человек, общество, время (10)

 

18

Зачем людям украшения.

 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Урок обобщения и систематизации знаний

Тематическое рисование

 

 

 

 

 

 

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде все­го как социального знака, определяю­щего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

 

Выявлять и объяснять, в чем за­ключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях деко­ративно-прикладного искусства.

Участвовать в диалоге о том,

зачем людям украшения, что значит украсить вещь.

 

 Символика цвета Что значит – украсить Цветовое богатство окружающего мира. Видение прекрасного в предметах и явлениях Одежда и убранство людей различных стран

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

 

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий

Подбор материала по теме

уважительное отношение к иному мнению

19

Искусство Древнего

Египта

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Декоративное рисование

 

 

Эмоционально воспринимать, раз­личать по характерным признакам произведения декоративно-прикладно­го искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материа­ла) по декоративно-прикладному искус­ству Древнего Египта.

Создавать эскизы украшений (брас­лет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного ис­кусства Древнего Египта.

Овладевать навыками декоратив­ного обобщения в процесс е выполне­ния практической творческой работы.

 

Роль декоративного искусства в эпоху Древней Египта

Костюм, стиль, хитон, гиматий, хламида, диплоидий

Изображение костюма эпохи Древней Греции

Познавательные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности;

Коммуникативные:

проявлять активность,

выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своих действий;

адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей;

вносить необходимые изменения в действие

Самооценка на основе критериев успешной деятельности

20

Одежда «говорит о человекеДревняя Греция

Урок - практикум

Коллективная работа

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий.

Соотносить образный строй одеж­ды с положением ее владельца в обще­стве.

Участвовать

в индивидуальной и коллективной формах дея­тельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий сти­левое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

 

Отличительные черты искусства Древней Греции. Стили греческой вазописи

Орнаменты характерные для греческой вазописи

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

 

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

 

Регулятивные: составлять план последовательности действий

Уважительное отношение к  иному  мнению.

21

Искусство древнего Китая

Урок - практикум

Декоративное рисование

 

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов древнего Китая и у людей разных сословий.

Соотносить образный строй одеж­ды с положением ее владельца в обще­стве.

Участвовать

в индивидуальной и коллективной формах дея­тельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий сти­левое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей

Китай. Особенности одежды.

Различия одежды слоев общества

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

 

Регулятивные: составлять план последовательности действий

Уважительное отношение к  иному  мнению.

22

Современная одежда

 

Декоративное рисование

 

 

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов и у  современных людей разных сословий.

Соотносить образный строй одеж­ды с положением ее владельца в обще­стве.

Участвовать

в индивидуальной и коллективной формах дея­тельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий сти­левое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей

Иллюстрированный материал с изображением элементов костюма и орнаментах современной одежде.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

 

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

 

Регулятивные: составлять план последовательности действий

Уважительное отношение к  иному  мнению

23

О чём рассказывают нам гербы

Урок изучения и закрепления знаний

 

Декоративное рисование

 

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элемен­тов в гербе родного города и городов области.

Определять, называть символичес­кие элементы герба и использовать их при создании герба.

Находить в рассматриваемых гер­бах связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную компози­цию герба, в соответствии с традициями цветово­го и символического изображения гербов чувашской  республики

История появления гербов. Государственная символика

Плакаты с изображением герба. Схемы- таблицы с основными элементами классических гербов

 

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

 

Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.

 

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

 

Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

24

Эмблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок изучения и закрепления знаний

 

Декоративное рисование

 

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элемен­тов в эмблемы  городов области, организаций.

Определять, называть символичес­кие элементы эмблемы и использовать их при создании герба.

Находить в рассматриваемых гер­бах связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную компози­цию эмблемы, в соответствии с традициями цветово­го и символического изображения

 

Символический характер декоративного искусства на примере эмблем

 

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

 

Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.

 

Регулятивные: составлять план последовательности действий

Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

25

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Урок обобщения и систематизации знаний

Декоративное рисование

 

 

 

 

 

 

Эмоционально воспринимать, раз­личать по характерным признакам произведения декоративно-прикладно­го искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материа­ла) по декоративно-прикладному искус­ству Древнего Египта.

Создавать эскизы украшений (брас­лет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного ис­кусства Древнего Египта.

Овладевать навыками декоратив­ного обобщения в процесс е выполне­ния практической творческой работы.

 

 Уметь видеть в произведениях декоративно прикладного искусства красоту различных эпох

Познавательные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности;

 

Коммуникативные:

проявлять активность,

выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

 

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своих действий;

адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей;

вносить необходимые изменения в действие.

 

принести иллюстративный материал

 по теме

самооценка на основе критериев успешной деятельности

26

Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

Урок обобщения и

систематизации знаний

Урок - практикум

Коллективная работа

 

Высказываться

о многообразии форм и декора в одежде народов раз­ных стран и у людей разных сословий.

Участвовать в поисковой деятель­ности, в подборе зрительного и позна­вательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

Соотносить образный строй одеж­ды с положением ее владельца в обще­стве.

Участвовать в коллективной форме дея­тельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий сти­левое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

Уметь видеть в произведениях декоративно прикладного искусства красоту различных эпох ДПИ в повседневной жизни человека

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

 

Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности.

 

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

 

доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению.

27

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

Урок обобщения и систематизации знаний

 

 

Декоративное рисование

 

 

 

 

 

Участвовать в итоговой игре-вик­торине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

Распознавать и систематизиро­вать зрительный материал по декора­тивно-прикладному искусству и систематизировать его по соци­ально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладно­го искусства и его отличии от искус­ства народного (крестьянского).

Использовать в речи новые худо­жественные термины.

 

ДПИ в повседневной жизни человека

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

 

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

 

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Подбор информации о современном ДПИ

Ценностное отношение к труду и культуре своего народа

 

Декоративное искусство в современном мире (8)

28-29

Современное выставочное искусство.

Керамика

Соленное тесто

Урок закрепления новых  знаний

Декоративное рисование

 

 

Ориентироваться в широком раз­нообразии современного декоративно­-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения худо­жественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоратив­но-прикладного искусства.

Находить и определять в произве­дениях декоративно-прикладного искус­ства связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

 

 Художник - керамист, кузнец, ткач.

Различие между выставочными произведениями искусства и изделиями массового производства Знать видимые ДПИ и особенности его языка

Познавательные:

узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства;

 

Коммуникативные:

обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.

 

Регулятивные:

преобразовать познавательную задачу в практическую

Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности

30-31

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства

1.Аппликация

2 Витраж

Урок комплексного применения знаний

Декоративное рисование

 

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, колла­жей, декоративных украшений интерь­еров школы.

Пользоваться языком декоративно-­прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объ­емных декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вес­ти работу по принципу «от простого к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Различие современных художественных дисциплин

 

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

 

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

Регулятивные:

 

применять установленные правила в решении задачи

Уважительное отношение к иному мнению

 

32-33

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства

1. Батик

2.Игрушки из мочалки.

Урок комплексного применения знаний

Декоративное рисование

 

 

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, колла­жей, декоративных украшений интерь­еров школы.

Пользоваться языком декоративно-­прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объ­емных декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вес­ти работу по принципу «от простого ­к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Различие современных художественных дисциплин

 

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

 

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве

 

Регулятивные:

применять установленные правила в решении задачи.

 

уважительное отношение к иному мнению

34

Создание декоративной композиции  панно

«Здравствуй, лето!».

Урок комплексного применения знаний

Декоративное рисование

 

 

Разрабатывать, создавать эскизы панно, колла­жей, декоративных украшений интерь­еров школы.

Пользоваться языком декоративно-­прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вес­ти работу по принципу «от простого ­к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Иллюстрированный материал с изображением декоративной композиции

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

 

Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю

 

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

 

 Показывает эстетические чувства

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru