Рабочая программа по кружку "Хочу всё знать"
Оценка 5

Рабочая программа по кружку "Хочу всё знать"

Оценка 5
docx
08.01.2024
Рабочая программа по кружку "Хочу всё знать"
рп хочу всё знать.docx

 

 

Рабочая программа

 

Курс внеурочной деятельности:

 

«Хочу всё знать»

 

3 часа в неделю (всего 102 часа)

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: учитель начальных классов

Степанян Г.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Согласно ФГОС нового поколения для общеобразовательных учреждений Российской Федерации обязательной является организация занятий по внеурочной деятельности. Одним из направлений внеурочной деятельности является научно-познавательное направление, которое предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учёт личностного опыта школьников, их склонностей, интересов и развитие способностей. Достичь этого можно путем включения в обучение задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки программного материала. Решать такие задачи во внеурочной деятельности и призвана программа «Хочу все знать»

Актуальность работы кружка - необходимость развития интеллектуальных способностей обучающихся с учетом их индивидуальных способностей.

Разработка программы обусловлена потребностью:

 - Более глубокой подготовки к участию обучающихся в интеллектуальных и предметных конкурсах, олимпиадах;

 - В творческих и интеллектуально развитых личностях;

 - Самосовершенствование личности школьника.

         Программа кружка направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся в основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творчества мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

        Материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий учащимся расширить свои знания о закономерностях родного языка и представления по математике. Рассматриваемый материал выходит за рамки традиционной программы и вносит элемент неожиданности в сочетании с различными нестандартными формулировками. Задания могут носит комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем. Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы школьного курса, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех учащихся.

         Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать учебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает, возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счет выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.

         В последние годы все более распространенной формой соревнований научно-познавательного направления являются олимпиады среди школьников по разным научным дисциплинам. Одним из направлений деятельности кружка является подготовка к участию обучающихся в предметных олимпиадах, международных конкурсах.

         Программа кружка предусматривает командные игры и, следовательно, развивает у детей не только определенные знания, но и умения общаться, позволяет научиться диалогу работы в группе. Интеллектуальные игры формируют атмосферу сотрудничества, взаимного доверия и уважения.

         Занятия кружка, рассчитаны на 102 часа (3 раза в неделю), дополняет базовую программу, способствуют развитию познавательной активности учащихся. Занятия посещают учащиеся 4 класса.

Цель программы: создание условий для интеллектуального развития школьников.

Задачи:

 - Способствовать развитию интереса к школьным предметам;

 - Углубить знания, умения и навыки по русскому языку, математике, окружающему миру, литературе в процессе знакомства с различными видами заданий на смекалку и логику;

 - Учить самостоятельно добывать информацию из дополнительных источников;

 - Воспитывать творческую и познавательную активность учащихся и способствовать развитию логического, образного и креативного мышления путем решения нестандартных задач;

 - Выявлять одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты путем анализа результативности учебного труда и стимулировать их творческую деятельность;

 - Развивать умения работать в группе и в команде;

 - Воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции;

 - Развивать скорость мышления и эрудированность.

Главные принципы реализации программы:
 - Непрерывность и систематичность школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.

 - Гуманизм в межличностных отношениях.

 - Научность и интегративность.

 - Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

 - Применение принципов развивающего обучения.

 - Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития. 


В процессе реализации программы используются следующие технологии:
 - Технология проблемного обучения;

 - Игровые технологии;

 - Технологии проектного обучения;

 - Технологии личностно-ориентированного обучения;

 - Развитие критического мышления;


Направления деятельности кружка:
 - Организация и проведение фронтальной, индивидуальной работы с детьми, а так же и групповых занятий; 

 - Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам различного уровня;

 - Проведение внутри кружковых интеллектуальных игр;

 - Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с детьми;


Виды работы:
 - Поиск, отбор, анализ информации по сети Интернет, библиотеки и другим источникам, что позволит развить такие навыки, как способность мыслить, принимать решения;

 - Исследовательская деятельность ( подбор источников информации),

 - Работа со справочными материалами, частично-поисковые задания (мини-исследования)

 - Выполнение практических заданий, направленных на разнообразные варианты работы с различными источниками информации;

 - Обсуждение промежуточных и итоговых результатов в группах, что способствует развитию таких навыков, как коммуникабельность, умение работать в коллективе, умение обосновывать свою точку зрения.

Занятия проводятся в форме игр, соревнований и непосредственно общения обучающихся друг с другом и педагогом.

Прогнозируемые результаты:
 - Совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся по русскому языку, математике, окружающему миру, литературе;

 - Формирование представлений о методах и способах выполнения различных интеллектуальных заданий;

 - Умение применять изученные методы при решении олимпиадных задач;

 - Умение применять полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях;

 - Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

 - Развитие творческого и логического мышления учащихся, памяти;

 - Рост личностных достижений;


После изучения курса программы, обучающиеся должны уметь:
 - Воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки информации;

 - Определять учебную задачу;

 - Ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументированно доказывать свою точку зрения;

 - Владеть своим вниманием;

 - Сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления, владеть рациональными приёмами запоминания;

 - Владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;

 - Использовать основные приёмы мыслительной деятельности;

 - Самостоятельно мыслить и творчески работать;

 - Владеть нормами нравственных и межличностных отношений.


        Кружок для обучающихся 4 класса «Хочу всё знать» в связи с его содержанием и способами организации внеурочной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения материала:

Личностными результатами является формирование следующих умений:
 - самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения ( основы общечеловеческих нравственных ценностей).

 - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

 - обмениваться друг с другом информацией и выражать свое мнение.


Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:
 - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя

 - проговаривать последовательность действий

 - учиться высказывать своё предположение (версию)

 - учиться работать по предложенному учителем плану

 - учиться отличать верно выполненное задание от неверного.


Познавательные УУД:
 - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

 - делать предварительный отбор источников информации.

 - добывать новые знания: находить ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в дополнительной литературе.

 - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности

 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.


Коммуникативные УУД:
 - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста)

 - слушать и понимать речь других

- вырабатывать общее решение

 - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.


Предметными результатами является сформированность следующих умений:
 - анализировать и решать задачи повышенной трудности;

 - решать нестандартные логические задачи;

 - решать ребусы и головоломки;


Контроль за усвоением знаний:

Любая дидактика предполагает контроль за усвоением знаний, умений и унверсальных учебных действий. В связи с этим оценивание идет следующими двумя способами:

1.    
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение обучающимися продуктивных заданий. Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения.

2.    
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важных понятий, законов и правил. Преимущества такой проверки знаний и умений состоят в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладает ученик. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, школьники под руководством учителя обращаются к дополнительной литературе. Это лишний раз учит работе с книгой и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.

3.    
Школьники видят результаты своей работы постоянно, эту роль играет «Портфолио», в которое помещаются оригиналы или копии выполненных учеником заданий, работ, а также свидетельства участников, дипломы, сертификаты, грамоты и т.д.

Формы подведения итогов:
 - участие в игровых конкурсных соревнованиях среди участников кружка (конкурс, блиц-турнир, поле чудес, кто хочет стать математиком, крестики-нолики, умники и умницы)

 - участие в проектной деятельности (выпуск газет, создание презентаций)

 - участие в школьных олимпиадах

- участие в конкурсах интеллектуалов

Информационные источники:

1.    
ФГОС

2.    
Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Наглядная геометрия». 1-4 классы. – М.: ВАКО: 2004

3.    
Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2004. – 240 с. – (Мастерская учителя)

4.    
Ю.н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева, С.В. Машкова Юный эколог, 1-4 классы: программа кружка.

5.    
Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 3-4 классы./Т.П. Быкова. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 142, (2) с. (серия «УМК»)

6.    
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс/ сост.Е.В. Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009

7.    
Н.Н. Карягина, Е.Н. Перепелицина Развитие орфографической грамотности младших школьников: технология работы.

8.    
Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы. – М.: ВАКО, 2013. – 368с. – (Мастерская учителя)

9.    
Интернет – ресурсы

10.
Медиа-ресурсы

 


 

Рабочая программа Курс внеурочной деятельности: «Хочу всё знать» 3 часа в неделю (всего 102 часа)

Рабочая программа Курс внеурочной деятельности: «Хочу всё знать» 3 часа в неделю (всего 102 часа)

Пояснительная записка. Согласно

Пояснительная записка. Согласно

В последние годы все более распространенной формой соревнований научно-познавательного направления являются олимпиады среди школьников по разным научным дисциплинам

В последние годы все более распространенной формой соревнований научно-познавательного направления являются олимпиады среди школьников по разным научным дисциплинам

Научность и интегративность. -

Научность и интегративность. -

Занятия проводятся в форме игр, соревнований и непосредственно общения обучающихся друг с другом и педагогом

Занятия проводятся в форме игр, соревнований и непосредственно общения обучающихся друг с другом и педагогом

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения материала:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения материала:

Предметными результатами является сформированность следующих умений: - а нализировать и решать задачи повышенной трудности; - решать нестандартные логические задачи; - решать ребусы и головоломки;

Предметными результатами является сформированность следующих умений: - а нализировать и решать задачи повышенной трудности; - решать нестандартные логические задачи; - решать ребусы и головоломки;

Информационные источники: 1.

Информационные источники: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2024