Рабочая программа по кружку "Юнный армеец"

  • docx
  • 24.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП - Юный армеец (5-8 кл.).docx

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  пос. Уральский» Свердловской области

 

 

«ПРИНЯТО»

на заседании педагогического совета

Протокол № 19

от «30» августа 2021 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «СОШ пос. Уральский»

________ А.С. Привалов

Приказ № 231-ОД

от «30» августа 2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа социально-гуманитарной направленности

«Юный армеец»

 

 

 

 

Возраст учащихся:   11 - 15 лет

 

Срок реализации общеобразовательной общеразвивающей программы: 1 год

 

ФИО, должность автора-разработчика общеобразовательной общеразвивающей программы: Морозова Ольга Владимировна, учитель физической культуры, Голик Владимир Николаевич, учитель физической культуры, ОБЖ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пгт. Уральский

                                                                         2021 год

                                                   Пояснительная записка

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования РФ определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.

Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине. Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.

Адресат общеразвивающей программы: курс обучения 1 год с детьми  школьного возраста 11 – 15 лет. Наполняемость группы 8 – 15 человек.

Режим занятий: занятия проводятся по 40 минут – 1 занятие 1 раз в неделю.

Объём общеразвивающей программы: 38 часов за учебный год.

Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год.

Уровень сложности: базовый.

Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная (в том числе дифференцированная по сложности).

Перечень видов занятий: лекция, беседа, практические занятия (устные и письменные задания, практические работы, тренировки), семинар и др.

Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы:  устные опросы, письменные опросы, беседа, наблюдения, самостоятельные работы, участие в конкурсах различного уровня и др.

Цель: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, формированию у детей чувства гражданского и воинского долга, гордости за нашу страну, совершенствованию морально - психологического состояния и эмоционально-волевых качеств характера. Физическая и моральная подготовка к суровым условиям военной службы, профессиональное ориентирование и подготовка к поступлению в военные и другие учебные заведения, привитие начальных военных знаний и навыков.

Задачи программы

Обучающие:

· комплексная подготовка к службе в Вооруженных силах России;

· формирование профессионально значимых качеств и умений;

· формирование знаний о здоровом образе жизни;

· использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности в повседневной жизни;

· профессиональная ориентация подростков;

Развивающие:

· формирование потребности у учащихся в постоянном пополнении своих знаний в укреплении своего здоровья;

· развитие навыков самообслуживания;

· формирование потребности к самообразованию, самоопределению, самореализации и выработке адекватной самооценки;

· формирование способности действовать в экстремальных ситуациях;

· развитие лидерских качеств, способности в критической ситуации взять на себя всю полноту ответственности за себя и всех членов коллектива;

· развитие памяти, мышления, совершенствование рефлексов.

Воспитательные:

· пропаганда героических традиций Отечества;

· воспитание морально-волевых качеств;

· воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения;

· воспитание ответственности за порученное дело;

· формирование качеств, необходимых при действиях в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.

· формирование взаимоуважения, взаимопонимания, взаимопомощи;

· воспитание у учащихся чувства уважения к российской армии, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;

· воспитание осознанной верности конституционному и военному долгу.

· подготовка юношей и девушек к ежегодной районной военно-спортивной игре «Зарница».

Содержание общеразвивающей программы

Учебный (тематический) план

п/п

Название

раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.                   

Вводное занятие. Меры безопасности.

1

1

0

Беседа

2.                   

Строевая подготовка. Команды и порядок их подачи. Обязанности перед построением и в строю.

1

0

1

Выполнение

практических заданий.

3.                   

Строевая стойка. Выполнение команд: «Смирно», «Вольно», «Заправиться» и «Отставить»

1

0

1

Выполнение

практических заданий.

4.                   

Повороты на месте

3

1

2

Практикум

5.                   

Стрельба из пневматической винтовки

3

1

2

Беседа. Выполнение

6.                   

Медико-санитарная подготовка. Наложение повязок. Наложение шин. Остановка кровотечения, искусственное дыхание и прямой массаж  сердца.

2

1

1

Просмотр видео.  Отработка упражнений

7.                   

Наложение шин.

1

0,5

0,5

Выполнение

практических заданий.

8.                   

Остановка кровотечения.

1

0,5

0,5

Просмотр видео. Выполнение практических заданий

9.                   

Искусственное дыхание и прямой массаж  сердца.

1

0,5

0,5

Выполнение

практических заданий.

10.                

РХБЗ. Надевание противогаза, надевание ОЗК.

4

1

3

Практическое занятие

11.                

Огневая подготовка. Разборка и сборка АКМ. Снаряжения магазина.

1

1

0

Тренировочные занятия

12.                

Разборка и сборка АКМ. Снаряжения магазина.

3

0

3

Тренировочные занятия

13.                

Стрельба из пневматической винтовки.

3

1

2

Тренировочные занятия

14.                

Строевая подготовка. Движение строевым шагом

1

0

1

Отработка упражнений

15.                

Повороты в движении.

1

0

1

Отработка упражнений

16.                

Воинское приветствие.

1

0

1

Отработка упражнений

17.                

Выход из строя.

1

0

1

Отработка упражнений

18.                

Подход к начальнику.

1

0

1

Отработка упражнений

19.                

Прохождение торжественным маршем.

1

0

1

Марш

20.                

Прохождение с песней.

1

0

1

Исполнение песни

21.                

Комплексные тренировочные занятия для подготовки к игре «Зарница»

6

1

5

Тренировочные занятия. Коллективный анализ работы

Содержание учебного плана

Строевая подготовка. Команды и порядок их подачи. Обязанности перед построением и в строю.

Строевая стойка. Выполнение команд: «Смирно», «Вольно», «Заправиться»и «Отставить»

Повороты на месте

Стрельба из пневматической винтовки

Медико - санитарная подготовка, наложение повязок, Наложение шин, остановка кровотечения, искусственное дыхание и прямой массаж  сердца. РХБЗ

Надевание противогаза, надевание  ОЗК.

Огневая подготовка. Разборка и сборка АКМ. Снаряжения магазина. Стрельба из пневматической винтовки.

Строевая подготовка. Движение строевым шагом. Повороты в движении. Воинское приветствия, выход из строя, подход к начальнику.

Прохождение торжественным маршем. Прохождение с песней.

Комплексные тренировочные занятия для подготовки к игре «Зарница».

Планируемые результаты

Метапредметные  результаты обучения:

Регулятивные УУД:  

· умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий ,корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области туристический подготовки , собственные возможности её решения;

· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД: 

· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

· освоение приёмов действий строевую, огневую, медицинскую подготовку в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

· формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли

Личностные результаты обучения:

· формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

· усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

· формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

· развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;                       

Предметные результаты обучения:

· формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения, формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

· понимание личной и общественной значимости современной Армии.

· понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от экстремизма и терроризма;

· понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

формирование установки на здоровый образ жизни, формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

· выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.);

· экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;

· знание и умение строевую подготовку, огневую подготовку, медицинскую подготовку;

· умение оказать первую помощь пострадавшим.    

                                       Организационно-педагогические условия

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение: учебный класс, стадион, спортивный зал.

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

Фонд оценочных средств:

- вводный контроль - в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление пройденного материала. Вводный контроль может заключаться, как в форме устного опроса, так и в форме выполнения практических заданий;

- текущий контроль - в процессе проведения занятия, направленный на закрепление технологических правил решения изучаемой задачи;

- тематический контроль проводится по завершении изучения  раздела программы в форме устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ.

Формы итоговой аттестации

Аттестация учащихся проводится 2 раза в учебном году: промежуточная - в I полугодии (декабрь), итоговая - во II полугодии (май). Промежуточная/итоговая аттестация проводится педагогом дополнительного образования без привлечения администрации школы.

Формы промежуточной/итоговой аттестации учащихся: тестирование, открытое занятие, выполнение задания (работы), защита проекта, тестирование, беседа, участие в выставке и другое.

Результаты промежуточной/итоговой аттестации учащихся оцениваются таким образом, чтобы можно было определить уровень освоения. По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни:

- высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся имеет высокие достижения в представлении  результатов работы кружка (секции);

- средний – усвоение программы в полном объеме, в представлении  результатов работы кружка (секции) участие принимал;

- ниже среднего (достаточный) – усвоение программы в полном объеме, участия в представлении результатов работы кружка (секции) не принимал.

Список литературы

Для педагога

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральные законы Российской Федерации: "Об обороне", статусе военнослужащих", воинской обязанности и военной службе", гражданской обороне", защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Военное издательство, 1994.

4. Военный энциклопедический словарь. - М.: Военное издательство, 1983.

5. Вестник военной информации. Агентство "Военинформ" Министерства обороны РФ и Российское информационное агентство "Новости", 1998, N 1-12.

6. На службе отечеству: Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) Вооруженных Сил РФ. - М.: Русь РКБ, 1998.

7. Военная психология и педагогика. Учебное пособие / Под общей редакцией генерал-полковника В.Ф.Кулакова. - М.: Совершенство, 1998.

8. Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту. - М.: Изд-во Всероссийской газеты "Нива России", 1997.

9. Фредерик де Мулинен. Право воина: Руководство для Вооруженных Сил. - Международный комитет Красного Креста, 1993.

10. Отечество. Честь. Долг: Учебно-методическое пособие по общественно- государственной подготовке для руководителей учебных групп/Под общей редакцией генерал-полковника В.Ф.Кулакова. - М., 1998.

11. Журнал "ОБЖ. Основы безопасности жизни". Поурочное планирование программы "Основы безопасности жизнедеятельности" (автор - А.Смирнов).

Для учащихся и их родителей (законных представителей)

1. Андрейчук В.И. Как себя защитить. – Л.: ГДОИФК. 1990.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. – М.: Провящение,1985.

3. Витренко Н.С., Костров А.М., Подготовка учащихся общеобразовательных школ по гражданской обороне: Учебное пособие по гражданской обороне. –М.: Энергоатомиздат,1986.

4. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М. Мысль, 1983.

5. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М: Зеркало, 1994.

6. На службе Отечеству: Кн. для чтения по общественно государственной подготовке солдат(матросов), сержантов(старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Русь РКБ, 1998.

7. Никифоров Ю.Б. Аутотренинг + физкультура. – М.: Советский спорт, 1989.

8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М: Воениздат 1994.

9. Орлов Б.Н. и др. Ядовитые животные и растения СССР.-М.: Высшая школа, 1990.

10. Основы медицинских знаний учащихся: Пробный учебник для средних учебных заведений / Под редакцией М.И. Гоголева. – М.: Просвещение,1991.

11. Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. –М.: Медицина, 1989.

12. Сорокин Ю.К. Атлетическая подготовка допризывника. –М.: Советский спорт, 1990.

13. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для преподавателей. СПб., 1992.

14. Топоров И.К. Окружающий мир и Основы безопасности жизнедеятельности. Учеб для учащихся 10-11 кл. –М.: Просвящение, 1999.

15. Цивилюк Г.Е. Азы личной безопасности. –М: Просвящение, 1997.

16. Чеурин Г.С. Школа экологического выживания: Пособие по курсу ОБЖ. – Алматы. Рауан. 1994.