муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский» Свердловской области
«ПРИНЯТО» на заседании педагогического совета Протокол № 19 от «30» августа 2021 г. |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «СОШ пос. Уральский» ________ А.С. Привалов Приказ № 231-ОД от «30» августа 2021 г.
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Юный армеец»
Возраст учащихся: 11 - 15 лет
Срок реализации общеобразовательной общеразвивающей программы: 1 год
ФИО, должность автора-разработчика общеобразовательной общеразвивающей программы: Морозова Ольга Владимировна, учитель физической культуры, Голик Владимир Николаевич, учитель физической культуры, ОБЖ.
пгт. Уральский 2021 год |
Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования РФ определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине. Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
Адресат общеразвивающей программы: курс обучения 1 год с детьми школьного возраста 11 – 15 лет. Наполняемость группы 8 – 15 человек.
Режим занятий: занятия проводятся по 40 минут – 1 занятие 1 раз в неделю.
Объём общеразвивающей программы: 38 часов за учебный год.
Срок освоения общеразвивающей программы: 1 год.
Уровень сложности: базовый.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная (в том числе дифференцированная по сложности).
Перечень видов занятий: лекция, беседа, практические занятия (устные и письменные задания, практические работы, тренировки), семинар и др.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: устные опросы, письменные опросы, беседа, наблюдения, самостоятельные работы, участие в конкурсах различного уровня и др.
Цель: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, формированию у детей чувства гражданского и воинского долга, гордости за нашу страну, совершенствованию морально - психологического состояния и эмоционально-волевых качеств характера. Физическая и моральная подготовка к суровым условиям военной службы, профессиональное ориентирование и подготовка к поступлению в военные и другие учебные заведения, привитие начальных военных знаний и навыков.
Задачи программы:
Обучающие:
· комплексная подготовка к службе в Вооруженных силах России;
· формирование профессионально значимых качеств и умений;
· формирование знаний о здоровом образе жизни;
· использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности в повседневной жизни;
· профессиональная ориентация подростков;
Развивающие:
· формирование потребности у учащихся в постоянном пополнении своих знаний в укреплении своего здоровья;
· развитие навыков самообслуживания;
· формирование потребности к самообразованию, самоопределению, самореализации и выработке адекватной самооценки;
· формирование способности действовать в экстремальных ситуациях;
· развитие лидерских качеств, способности в критической ситуации взять на себя всю полноту ответственности за себя и всех членов коллектива;
· развитие памяти, мышления, совершенствование рефлексов.
Воспитательные:
· пропаганда героических традиций Отечества;
· воспитание морально-волевых качеств;
· воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения;
· воспитание ответственности за порученное дело;
· формирование качеств, необходимых при действиях в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.
· формирование взаимоуважения, взаимопонимания, взаимопомощи;
· воспитание у учащихся чувства уважения к российской армии, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
· воспитание осознанной верности конституционному и военному долгу.
· подготовка юношей и девушек к ежегодной районной военно-спортивной игре «Зарница».
Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Вводное занятие. Меры безопасности. |
1 |
1 |
0 |
Беседа |
2. |
Строевая подготовка. Команды и порядок их подачи. Обязанности перед построением и в строю. |
1 |
0 |
1 |
Выполнение практических заданий. |
3. |
Строевая стойка. Выполнение команд: «Смирно», «Вольно», «Заправиться» и «Отставить» |
1 |
0 |
1 |
Выполнение практических заданий. |
4. |
Повороты на месте |
3 |
1 |
2 |
Практикум |
5. |
Стрельба из пневматической винтовки |
3 |
1 |
2 |
Беседа. Выполнение |
6. |
Медико-санитарная подготовка. Наложение повязок. Наложение шин. Остановка кровотечения, искусственное дыхание и прямой массаж сердца. |
2 |
1 |
1 |
Просмотр видео. Отработка упражнений |
7. |
Наложение шин. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выполнение практических заданий. |
8. |
Остановка кровотечения. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Просмотр видео. Выполнение практических заданий |
9. |
Искусственное дыхание и прямой массаж сердца. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Выполнение практических заданий. |
10. |
РХБЗ. Надевание противогаза, надевание ОЗК. |
4 |
1 |
3 |
Практическое занятие |
11. |
Огневая подготовка. Разборка и сборка АКМ. Снаряжения магазина. |
1 |
1 |
0 |
Тренировочные занятия |
12. |
Разборка и сборка АКМ. Снаряжения магазина. |
3 |
0 |
3 |
Тренировочные занятия |
13. |
Стрельба из пневматической винтовки. |
3 |
1 |
2 |
Тренировочные занятия |
14. |
Строевая подготовка. Движение строевым шагом |
1 |
0 |
1 |
Отработка упражнений |
15. |
Повороты в движении. |
1 |
0 |
1 |
Отработка упражнений |
16. |
Воинское приветствие. |
1 |
0 |
1 |
Отработка упражнений |
17. |
Выход из строя. |
1 |
0 |
1 |
Отработка упражнений |
18. |
Подход к начальнику. |
1 |
0 |
1 |
Отработка упражнений |
19. |
Прохождение торжественным маршем. |
1 |
0 |
1 |
Марш |
20. |
Прохождение с песней. |
1 |
0 |
1 |
Исполнение песни |
21. |
Комплексные тренировочные занятия для подготовки к игре «Зарница» |
6 |
1 |
5 |
Тренировочные занятия. Коллективный анализ работы |
Содержание учебного плана
Строевая подготовка. Команды и порядок их подачи. Обязанности перед построением и в строю.
Строевая стойка. Выполнение команд: «Смирно», «Вольно», «Заправиться»и «Отставить»
Повороты на месте
Стрельба из пневматической винтовки
Медико - санитарная подготовка, наложение повязок, Наложение шин, остановка кровотечения, искусственное дыхание и прямой массаж сердца. РХБЗ
Надевание противогаза, надевание ОЗК.
Огневая подготовка. Разборка и сборка АКМ. Снаряжения магазина. Стрельба из пневматической винтовки.
Строевая подготовка. Движение строевым шагом. Повороты в движении. Воинское приветствия, выход из строя, подход к начальнику.
Прохождение торжественным маршем. Прохождение с песней.
Комплексные тренировочные занятия для подготовки к игре «Зарница».
Планируемые результаты
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий ,корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области туристический подготовки , собственные возможности её решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· освоение приёмов действий строевую, огневую, медицинскую подготовку в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
· формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли
Личностные результаты обучения:
· формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
· усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
· развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Предметные результаты обучения:
· формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения, формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
· понимание личной и общественной значимости современной Армии.
· понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от экстремизма и терроризма;
· понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
· выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.);
· экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
· знание и умение строевую подготовку, огневую подготовку, медицинскую подготовку;
· умение оказать первую помощь пострадавшим.
Организационно-педагогические условия
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: учебный класс, стадион, спортивный зал.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Фонд оценочных средств:
- вводный контроль - в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление пройденного материала. Вводный контроль может заключаться, как в форме устного опроса, так и в форме выполнения практических заданий;
- текущий контроль - в процессе проведения занятия, направленный на закрепление технологических правил решения изучаемой задачи;
- тематический контроль проводится по завершении изучения раздела программы в форме устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ.
Формы итоговой аттестации
Аттестация учащихся проводится 2 раза в учебном году: промежуточная - в I полугодии (декабрь), итоговая - во II полугодии (май). Промежуточная/итоговая аттестация проводится педагогом дополнительного образования без привлечения администрации школы.
Формы промежуточной/итоговой аттестации учащихся: тестирование, открытое занятие, выполнение задания (работы), защита проекта, тестирование, беседа, участие в выставке и другое.
Результаты промежуточной/итоговой аттестации учащихся оцениваются таким образом, чтобы можно было определить уровень освоения. По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни:
- высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся имеет высокие достижения в представлении результатов работы кружка (секции);
- средний – усвоение программы в полном объеме, в представлении результатов работы кружка (секции) участие принимал;
- ниже среднего (достаточный) – усвоение программы в полном объеме, участия в представлении результатов работы кружка (секции) не принимал.
Список литературы
Для педагога
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральные законы Российской Федерации: "Об обороне", "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Военное издательство, 1994.
4. Военный энциклопедический словарь. - М.: Военное издательство, 1983.
5. Вестник военной информации. Агентство "Военинформ" Министерства обороны РФ и Российское информационное агентство "Новости", 1998, N 1-12.
6. На службе отечеству: Книга для чтения по общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) Вооруженных Сил РФ. - М.: Русь РКБ, 1998.
7. Военная психология и педагогика. Учебное пособие / Под общей редакцией генерал-полковника В.Ф.Кулакова. - М.: Совершенство, 1998.
8. Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту. - М.: Изд-во Всероссийской газеты "Нива России", 1997.
9. Фредерик де Мулинен. Право воина: Руководство для Вооруженных Сил. - Международный комитет Красного Креста, 1993.
10. Отечество. Честь. Долг: Учебно-методическое пособие по общественно- государственной подготовке для руководителей учебных групп/Под общей редакцией генерал-полковника В.Ф.Кулакова. - М., 1998.
11. Журнал "ОБЖ. Основы безопасности жизни". Поурочное планирование программы "Основы безопасности жизнедеятельности" (автор - А.Смирнов).
Для учащихся и их родителей (законных представителей)
1. Андрейчук В.И. Как себя защитить. – Л.: ГДОИФК. 1990.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. – М.: Провящение,1985.
3. Витренко Н.С., Костров А.М., Подготовка учащихся общеобразовательных школ по гражданской обороне: Учебное пособие по гражданской обороне. –М.: Энергоатомиздат,1986.
4. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М. Мысль, 1983.
5. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М: Зеркало, 1994.
6. На службе Отечеству: Кн. для чтения по общественно государственной подготовке солдат(матросов), сержантов(старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Русь РКБ, 1998.
7. Никифоров Ю.Б. Аутотренинг + физкультура. – М.: Советский спорт, 1989.
8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М: Воениздат 1994.
9. Орлов Б.Н. и др. Ядовитые животные и растения СССР.-М.: Высшая школа, 1990.
10. Основы медицинских знаний учащихся: Пробный учебник для средних учебных заведений / Под редакцией М.И. Гоголева. – М.: Просвещение,1991.
11. Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. –М.: Медицина, 1989.
12. Сорокин Ю.К. Атлетическая подготовка допризывника. –М.: Советский спорт, 1990.
13. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для преподавателей. СПб., 1992.
14. Топоров И.К. Окружающий мир и Основы безопасности жизнедеятельности. Учеб для учащихся 10-11 кл. –М.: Просвящение, 1999.
15. Цивилюк Г.Е. Азы личной безопасности. –М: Просвящение, 1997.
16. Чеурин Г.С. Школа экологического выживания: Пособие по курсу ОБЖ. – Алматы. Рауан. 1994.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.