Рабочая программа по курсу "ОРКСЭ. Основы светской этики"
Оценка 4.8

Рабочая программа по курсу "ОРКСЭ. Основы светской этики"

Оценка 4.8
docx
01.10.2024
Рабочая программа по курсу "ОРКСЭ. Основы светской этики"
светская этика.docx

I. СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА «ОРКСЭ. Основы светской этики»:

Россия – наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия. О философии и этике. Мораль и нравственность Образцы нравственности в культурах разных народов. Гуманисты мира. Гуманисты России. Писатели-гуманисты. Труд как нравственная ценность. Нравственные традиции предпринимательства. Меценатство. Нравственность в наше время. Что такое добродетель. Аристотель о добродетелях. Нравственные качества. Сократ. Нравственный выбор. Справедливость. Терпение и терпимость. Милосердие — «милость сердца». Десять заповедей - основа нравственного закона. Десять заповедей и мораль в современном обществе. Совесть. Долг. Ответственность. «Золотое правило нравственности». Этика и этикет. Государство, основанное на справедливости. Этика религиозная и светская. Образование как нравственная норма. Отношение к другим людям и к самому себе. Великие мыслители о дружбе. О самовоспитании. Патриотизм как нравственная категория. Эмоциональный интеллект и язык общения. Человек - венец творения. Россия - наш общий дом. Проект.

 

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ  ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «ОРКСЭ. Основы светской этики»:

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Гражданско-патриотического воспитания:

- становление ценностного отношения к своей Родине - России;

- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

- уважение к своему и другим народам;

- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственного воспитания:

- признание индивидуальности каждого человека;

- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:

- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

- бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:

- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:

- бережное отношение к природе;

- неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

- первоначальные представления о научной картине мира;

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

базовые логические действия:

- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

- объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

базовые исследовательские действия:

- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

- выбирать источник получения информации;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

общение:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

- признавать возможность существования разных точек зрения;

- корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

- готовить небольшие публичные выступления;

- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

совместная деятельность:

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

- ответственно выполнять свою часть работы;

- оценивать свой вклад в общий результат;

- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

самоорганизация:

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

- выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- формирование умения строить суждения оценочного характера о роли личных усилий для нравственного развития человека;

- формирование умения анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;

- способность осуществлять и обосновывать нравственный выбор, опираясь на принятые в обществе нормы морали и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести;

- знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина;

- формирование умения соотносить поведение и поступки человека с основными нормами российской светской (гражданской) этики;

- формирование умения строить суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, коллектива, семьи, общества;

- знание и готовность ориентироваться на российские традиционные семейные ценности, нравственные нормы поведения в коллективе, обществе, соблюдать правила этикета;

- понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;

- формирование умения объяснять значение слов "милосердие", "сострадание", "прощение", "дружелюбие";

- формирование умения приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в истории России, современной жизни;

- готовность проявлять открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждать любые случаи унижения человеческого достоинства.

 

4 класс:

- выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;

- выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;

- выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;

- рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России;

- раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;

- высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;

- первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;

- раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;

- рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;

- раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;

- распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;

- рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;

- рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона;

- раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России;

- объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности;

- первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;

- приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;

- выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;

- называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

- выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.

 

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

 

п/п

Разделы, темы учебного занятия (урока)

 

 

Количество часов

 

 

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Деятельность учителя с учётом программы воспитания

Модуль «Основы светской этики»

1

Россия – наша Родина

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2018/12/16/konspekt-uroka-rossiya-nasha-rodina-s-prezentatsiey

- создавать доверительный психологический климат в классе во время урока;

 

- реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности: анализ проблемных ситуаций;

 

- способствовать формированию духовно-нравственной личности, умению работать в группе, уважать мнение товарища, развить чувство толерантности, взаимопомощи и поддержки;

 

- формировать у обучающихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом;

 

- опираться на жизненный опыт обучающихся с учетом воспитательных базовых национальных ценностей;

 

- общаться с обучающимися (в диалоге), признавать их достоинства, понимать и принимать их;

 

- формировать ценностное отношение обучающихся к своей Родине - России;

 

- побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

 

- акцентировать внимание обучающихся на нравственных проблемах, связанных с научными открытиями, изучаемыми на уроке; помочь обучающимся взглянуть на учебный материал сквозь призму человеческих ценностей;

 

- формировать у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира;

 

- помочь обучающимся осознать свою этнокультурную и российскую гражданскую идентичность;

 

- формировать у обучающихся уважение к своему и другим народам;

 

- формировать представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

 

- помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной                    ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью;

 

- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности;

 

- формировать у обучающихся гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мир;

 

-  формировать у обучающихся культуру

здорового и безопасного образа жизни;

 

- формировать уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

 

- управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в

процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную

деятельность;

 

- высказывать свой интерес к увлечениям, мечтам, жизненным планам, проблемам детей в контексте содержания учебного предмета;

 

- организовывать для обучающихся ситуации контроля и оценки (как учебных достижений отметками, так и моральных, нравственных, гражданских поступков);

 

- находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися;

 

- организовывать работу с социально значимой информацией.

2

Духовные ценности человечества. Культура. Религия

1

 

https://videouroki.net/razrabotki/urok-orksie-v-4-klassie-na-tiemu-kul-tura-i-rielighiia.html

3

О философии и этике

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/11/07/prezentatsiya-dialog-o-filosofii-i-etike-orkse

4

Мораль и нравственность

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/11/07/prezentatsiya-moral-i-nravstvennostorkse-urok-no

5

Образцы нравственности в культурах разных народов

1

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-orkes-obrazci-kulturi-narodov-klass-2296492.html

6

Гуманисты мира

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2018/11/08/hristianstvo-i-gumanizm

7

Гуманисты России. Писатели-гуманисты

1

https://videouroki.net/blog/velikie-gumanisty-evropy.html

8

Труд как нравственная ценность

1

https://infourok.ru/konspekt-uroka-orkse-na-temu-trud-5275209.html

9

Нравственные традиции предпринимательства

1

https://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-trudovaya-moral-2186730.html

10

Меценатство

1

https://rosuchebnik.ru/material/razgovor-o-blagotvoritelnosti-16938/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru

11

Нравственность в наше время

1

https://videouroki.net/video/22-sledovat-nravstvennoj-ustanovke.html

12

Что такое добродетель. Аристотель о добродетелях

1

https://infourok.ru/otkritiy-urok-po-orkse-uchenie-aristotelya-o-dobrodetelyah-klass-2587859.html

13

Нравственные качества. Сократ

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/11/07/prezentatsiya-sud-nad-sokratom-orkse-urok-no-9-k

14

Нравственный выбор

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2017/04/28/nravstvennyy-vybor

15

 

Справедливость

1

https://videouroki.net/razrabotki/orkse-spraviedlivost.html

16

Терпение и терпимость

1

https://infourok.ru/urok-po-orkse-po-teme-terpenie-i-terpimost-4-klass-4320484.html

17

Милосердие — «милость сердца»

1

https://videouroki.net/razrabotki/biesieda-milosierdiie.html

18

Десять заповедей - основа нравственного закона

1

https://videouroki.net/video/11-zapovedi.html

19

Десять заповедей и мораль в современном обществе

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2019/11/07/urok-po-orkse-v-4-klasse-desyat-zapovedey

20

Совесть

1

https://videouroki.net/razrabotki/4-klass-priezientatsiia-k-uroku-orkse-opk-soviest-i-raskaianiie.html

21

Долг

1

https://videouroki.net/razrabotki/modul-osnovy-svietskoi-etiki-urok-moral-nyi-dolgh.html

22

Ответственность

1

https://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-s-priezientatsiiei-po-orkse-na-tiemu-otvietstviennost.html

23

«Золотое правило нравственности»

1

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-orkse-na-temu-zolotoe-pravilo-nravstvennosti-klass-3677262.html

24

Этика и этикет

1

https://videouroki.net/razrabotki/konspekt-uroka-po-orkse-dlya-nachalnykh-klassov-etiket.html

25

Государство, основанное на справедливости

1

https://infourok.ru/urok-16-orkse-gosudarstvo-osnovannoe-na-spravedlivosti-4166597.html

26

Этика религиозная и светская

1

https://infourok.ru/etika-i-etiket-klass-orkse-1233675.html

27

Образование как нравственная норма

1

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-orkse-obrazovanie-kak-nravstvennaya-norma-5511447.html

28

Отношение к другим людям и к самому себе

1

https://videouroki.net/video/21-zhit-vo-blago-sebe-i-drugim.html

29

Великие мыслители о дружбе

1

https://videouroki.net/razrabotki/razrabotka-uroka-po-kursu-orkse-druzhba-4-klass.html

30

О самовоспитании

1

https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-uroka-orkse-etika-o-vospitanii-samogo-sebya-1409228.html

31

Патриотизм как нравственная категория

1

https://videouroki.net/razrabotki/konspekt-i-prezentatsiya-k-uroku-orkse-patriotizm-i-patriot-rasshirenie-temy-zashchitniki-otechestva.html

32

Эмоциональный интеллект и язык общения

1

https://infourok.ru/emocionalnyj-intellekt-i-obshenie-5580713.html

33

Человек - венец творения

1

https://infourok.ru/prezentaciya-po-opk-na-temu-chelovek-venec-tvoreniya-4154023.html

34

Россия - наш общий дом. Проект

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2015/04/05/nash-dom-rossiya

 

 

 

Итого за 1 четверть

8

 

 

Итого за 2 четверть

8

 

 

Итого за 3 четверть

10

 

 

Итого за 4 четверть

8

 

 

Итого:

34

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

I . СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО

I . СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО

Ценности научного познания: - первоначальные представления о научной картине мира; - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании

Ценности научного познания: - первоначальные представления о научной картине мира; - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями : самоорганизация : - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; - выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль: -…

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями : самоорганизация : - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; - выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль: -…

России, современной жизни; - готовность проявлять открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждать любые случаи унижения человеческого достоинства

России, современной жизни; - готовность проявлять открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждать любые случаи унижения человеческого достоинства

России; - объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности; - первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия…

России; - объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности; - первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия…

Родине - России; - побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - акцентировать внимание обучающихся на нравственных проблемах, связанных с научными открытиями,…

Родине - России; - побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - акцентировать внимание обучающихся на нравственных проблемах, связанных с научными открытиями,…

Духовные ценности человечества

Духовные ценности человечества

Духовные ценности человечества

Духовные ценности человечества

Эмоциональный интеллект и язык общения 1 https://infourok

Эмоциональный интеллект и язык общения 1 https://infourok
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2024