Рабочая программа по курсу "ОРКСЭ. Основы светской этики"

  • docx
  • 01.10.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала светская этика.docx

I. СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА «ОРКСЭ. Основы светской этики»:

Россия – наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия. О философии и этике. Мораль и нравственность Образцы нравственности в культурах разных народов. Гуманисты мира. Гуманисты России. Писатели-гуманисты. Труд как нравственная ценность. Нравственные традиции предпринимательства. Меценатство. Нравственность в наше время. Что такое добродетель. Аристотель о добродетелях. Нравственные качества. Сократ. Нравственный выбор. Справедливость. Терпение и терпимость. Милосердие — «милость сердца». Десять заповедей - основа нравственного закона. Десять заповедей и мораль в современном обществе. Совесть. Долг. Ответственность. «Золотое правило нравственности». Этика и этикет. Государство, основанное на справедливости. Этика религиозная и светская. Образование как нравственная норма. Отношение к другим людям и к самому себе. Великие мыслители о дружбе. О самовоспитании. Патриотизм как нравственная категория. Эмоциональный интеллект и язык общения. Человек - венец творения. Россия - наш общий дом. Проект.

 

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ  ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «ОРКСЭ. Основы светской этики»:

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Гражданско-патриотического воспитания:

- становление ценностного отношения к своей Родине - России;

- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

- уважение к своему и другим народам;

- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственного воспитания:

- признание индивидуальности каждого человека;

- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:

- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

- бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:

- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:

- бережное отношение к природе;

- неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

- первоначальные представления о научной картине мира;

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

базовые логические действия:

- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

- объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

базовые исследовательские действия:

- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

- выбирать источник получения информации;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

общение:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

- признавать возможность существования разных точек зрения;

- корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

- готовить небольшие публичные выступления;

- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

совместная деятельность:

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

- ответственно выполнять свою часть работы;

- оценивать свой вклад в общий результат;

- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

самоорганизация:

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

- выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- формирование умения строить суждения оценочного характера о роли личных усилий для нравственного развития человека;

- формирование умения анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;

- способность осуществлять и обосновывать нравственный выбор, опираясь на принятые в обществе нормы морали и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести;

- знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина;

- формирование умения соотносить поведение и поступки человека с основными нормами российской светской (гражданской) этики;

- формирование умения строить суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, коллектива, семьи, общества;

- знание и готовность ориентироваться на российские традиционные семейные ценности, нравственные нормы поведения в коллективе, обществе, соблюдать правила этикета;

- понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;

- формирование умения объяснять значение слов "милосердие", "сострадание", "прощение", "дружелюбие";

- формирование умения приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в истории России, современной жизни;

- готовность проявлять открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждать любые случаи унижения человеческого достоинства.

 

4 класс:

- выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;

- выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;

- выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;

- рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России;

- раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;

- высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;

- первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;

- раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;

- рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;

- раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;

- распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;

- рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;

- рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона;

- раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России;

- объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности;

- первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;

- приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;

- выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;

- называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

- выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.

 

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

 

п/п

Разделы, темы учебного занятия (урока)

 

 

Количество часов

 

 

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Деятельность учителя с учётом программы воспитания

Модуль «Основы светской этики»

1

Россия – наша Родина

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2018/12/16/konspekt-uroka-rossiya-nasha-rodina-s-prezentatsiey

- создавать доверительный психологический климат в классе во время урока;

 

- реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности: анализ проблемных ситуаций;

 

- способствовать формированию духовно-нравственной личности, умению работать в группе, уважать мнение товарища, развить чувство толерантности, взаимопомощи и поддержки;

 

- формировать у обучающихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом;

 

- опираться на жизненный опыт обучающихся с учетом воспитательных базовых национальных ценностей;

 

- общаться с обучающимися (в диалоге), признавать их достоинства, понимать и принимать их;

 

- формировать ценностное отношение обучающихся к своей Родине - России;

 

- побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

 

- акцентировать внимание обучающихся на нравственных проблемах, связанных с научными открытиями, изучаемыми на уроке; помочь обучающимся взглянуть на учебный материал сквозь призму человеческих ценностей;

 

- формировать у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира;

 

- помочь обучающимся осознать свою этнокультурную и российскую гражданскую идентичность;

 

- формировать у обучающихся уважение к своему и другим народам;

 

- формировать представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

 

- помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной                    ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью;

 

- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности;

 

- формировать у обучающихся гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мир;

 

-  формировать у обучающихся культуру

здорового и безопасного образа жизни;

 

- формировать уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

 

- управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в

процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную

деятельность;

 

- высказывать свой интерес к увлечениям, мечтам, жизненным планам, проблемам детей в контексте содержания учебного предмета;

 

- организовывать для обучающихся ситуации контроля и оценки (как учебных достижений отметками, так и моральных, нравственных, гражданских поступков);

 

- находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися;

 

- организовывать работу с социально значимой информацией.

2

Духовные ценности человечества. Культура. Религия

1

 

https://videouroki.net/razrabotki/urok-orksie-v-4-klassie-na-tiemu-kul-tura-i-rielighiia.html

3

О философии и этике

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/11/07/prezentatsiya-dialog-o-filosofii-i-etike-orkse

4

Мораль и нравственность

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/11/07/prezentatsiya-moral-i-nravstvennostorkse-urok-no

5

Образцы нравственности в культурах разных народов

1

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-orkes-obrazci-kulturi-narodov-klass-2296492.html

6

Гуманисты мира

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2018/11/08/hristianstvo-i-gumanizm

7

Гуманисты России. Писатели-гуманисты

1

https://videouroki.net/blog/velikie-gumanisty-evropy.html

8

Труд как нравственная ценность

1

https://infourok.ru/konspekt-uroka-orkse-na-temu-trud-5275209.html

9

Нравственные традиции предпринимательства

1

https://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-trudovaya-moral-2186730.html

10

Меценатство

1

https://rosuchebnik.ru/material/razgovor-o-blagotvoritelnosti-16938/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru

11

Нравственность в наше время

1

https://videouroki.net/video/22-sledovat-nravstvennoj-ustanovke.html

12

Что такое добродетель. Аристотель о добродетелях

1

https://infourok.ru/otkritiy-urok-po-orkse-uchenie-aristotelya-o-dobrodetelyah-klass-2587859.html

13

Нравственные качества. Сократ

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/11/07/prezentatsiya-sud-nad-sokratom-orkse-urok-no-9-k

14

Нравственный выбор

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2017/04/28/nravstvennyy-vybor

15

 

Справедливость

1

https://videouroki.net/razrabotki/orkse-spraviedlivost.html

16

Терпение и терпимость

1

https://infourok.ru/urok-po-orkse-po-teme-terpenie-i-terpimost-4-klass-4320484.html

17

Милосердие — «милость сердца»

1

https://videouroki.net/razrabotki/biesieda-milosierdiie.html

18

Десять заповедей - основа нравственного закона

1

https://videouroki.net/video/11-zapovedi.html

19

Десять заповедей и мораль в современном обществе

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2019/11/07/urok-po-orkse-v-4-klasse-desyat-zapovedey

20

Совесть

1

https://videouroki.net/razrabotki/4-klass-priezientatsiia-k-uroku-orkse-opk-soviest-i-raskaianiie.html

21

Долг

1

https://videouroki.net/razrabotki/modul-osnovy-svietskoi-etiki-urok-moral-nyi-dolgh.html

22

Ответственность

1

https://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-s-priezientatsiiei-po-orkse-na-tiemu-otvietstviennost.html

23

«Золотое правило нравственности»

1

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-orkse-na-temu-zolotoe-pravilo-nravstvennosti-klass-3677262.html

24

Этика и этикет

1

https://videouroki.net/razrabotki/konspekt-uroka-po-orkse-dlya-nachalnykh-klassov-etiket.html

25

Государство, основанное на справедливости

1

https://infourok.ru/urok-16-orkse-gosudarstvo-osnovannoe-na-spravedlivosti-4166597.html

26

Этика религиозная и светская

1

https://infourok.ru/etika-i-etiket-klass-orkse-1233675.html

27

Образование как нравственная норма

1

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-orkse-obrazovanie-kak-nravstvennaya-norma-5511447.html

28

Отношение к другим людям и к самому себе

1

https://videouroki.net/video/21-zhit-vo-blago-sebe-i-drugim.html

29

Великие мыслители о дружбе

1

https://videouroki.net/razrabotki/razrabotka-uroka-po-kursu-orkse-druzhba-4-klass.html

30

О самовоспитании

1

https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-uroka-orkse-etika-o-vospitanii-samogo-sebya-1409228.html

31

Патриотизм как нравственная категория

1

https://videouroki.net/razrabotki/konspekt-i-prezentatsiya-k-uroku-orkse-patriotizm-i-patriot-rasshirenie-temy-zashchitniki-otechestva.html

32

Эмоциональный интеллект и язык общения

1

https://infourok.ru/emocionalnyj-intellekt-i-obshenie-5580713.html

33

Человек - венец творения

1

https://infourok.ru/prezentaciya-po-opk-na-temu-chelovek-venec-tvoreniya-4154023.html

34

Россия - наш общий дом. Проект

1

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2015/04/05/nash-dom-rossiya

 

 

 

Итого за 1 четверть

8

 

 

Итого за 2 четверть

8

 

 

Итого за 3 четверть

10

 

 

Итого за 4 четверть

8

 

 

Итого:

34

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru