I. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОРКСЭ. Основы светской этики»:
Россия – наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия. О философии и этике. Мораль и нравственность Образцы нравственности в культурах разных народов. Гуманисты мира. Гуманисты России. Писатели-гуманисты. Труд как нравственная ценность. Нравственные традиции предпринимательства. Меценатство. Нравственность в наше время. Что такое добродетель. Аристотель о добродетелях. Нравственные качества. Сократ. Нравственный выбор. Справедливость. Терпение и терпимость. Милосердие — «милость сердца». Десять заповедей - основа нравственного закона. Десять заповедей и мораль в современном обществе. Совесть. Долг. Ответственность. «Золотое правило нравственности». Этика и этикет. Государство, основанное на справедливости. Этика религиозная и светская. Образование как нравственная норма. Отношение к другим людям и к самому себе. Великие мыслители о дружбе. О самовоспитании. Патриотизм как нравственная категория. Эмоциональный интеллект и язык общения. Человек - венец творения. Россия - наш общий дом. Проект.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОРКСЭ. Основы светской этики»:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине - России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- уважение к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
базовые исследовательские действия:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- формирование умения строить суждения оценочного характера о роли личных усилий для нравственного развития человека;
- формирование умения анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;
- способность осуществлять и обосновывать нравственный выбор, опираясь на принятые в обществе нормы морали и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести;
- знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина;
- формирование умения соотносить поведение и поступки человека с основными нормами российской светской (гражданской) этики;
- формирование умения строить суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, коллектива, семьи, общества;
- знание и готовность ориентироваться на российские традиционные семейные ценности, нравственные нормы поведения в коллективе, обществе, соблюдать правила этикета;
- понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;
- формирование умения объяснять значение слов "милосердие", "сострадание", "прощение", "дружелюбие";
- формирование умения приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в истории России, современной жизни;
- готовность проявлять открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждать любые случаи унижения человеческого достоинства.
4 класс:
- выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
- выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
- выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
- рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России;
- раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;
- высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;
- первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
- раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
- рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
- раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;
- распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;
- рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
- рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона;
- раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России;
- объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности;
- первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;
- приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
- выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
- называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
- выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Разделы, темы учебного занятия (урока) |
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Деятельность учителя с учётом программы воспитания |
Модуль «Основы светской этики» |
||||
1 |
Россия – наша Родина |
1 |
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2018/12/16/konspekt-uroka-rossiya-nasha-rodina-s-prezentatsiey |
- создавать доверительный психологический климат в классе во время урока;
- реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности: анализ проблемных ситуаций;
- способствовать формированию духовно-нравственной личности, умению работать в группе, уважать мнение товарища, развить чувство толерантности, взаимопомощи и поддержки;
- формировать у обучающихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом;
- опираться на жизненный опыт обучающихся с учетом воспитательных базовых национальных ценностей;
- общаться с обучающимися (в диалоге), признавать их достоинства, понимать и принимать их;
- формировать ценностное отношение обучающихся к своей Родине - России;
- побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- акцентировать внимание обучающихся на нравственных проблемах, связанных с научными открытиями, изучаемыми на уроке; помочь обучающимся взглянуть на учебный материал сквозь призму человеческих ценностей;
- формировать у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира;
- помочь обучающимся осознать свою этнокультурную и российскую гражданскую идентичность;
- формировать у обучающихся уважение к своему и другим народам;
- формировать представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
- помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью;
- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности;
- формировать у обучающихся гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мир;
- формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
- формировать уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
- высказывать свой интерес к увлечениям, мечтам, жизненным планам, проблемам детей в контексте содержания учебного предмета;
- организовывать для обучающихся ситуации контроля и оценки (как учебных достижений отметками, так и моральных, нравственных, гражданских поступков);
- находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися;
- организовывать работу с социально значимой информацией. |
2 |
Духовные ценности человечества. Культура. Религия |
1
|
https://videouroki.net/razrabotki/urok-orksie-v-4-klassie-na-tiemu-kul-tura-i-rielighiia.html |
|
3 |
О философии и этике |
1 |
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/11/07/prezentatsiya-dialog-o-filosofii-i-etike-orkse |
|
4 |
Мораль и нравственность |
1 |
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/11/07/prezentatsiya-moral-i-nravstvennostorkse-urok-no |
|
5 |
Образцы нравственности в культурах разных народов |
1 |
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-orkes-obrazci-kulturi-narodov-klass-2296492.html |
|
6 |
Гуманисты мира |
1 |
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2018/11/08/hristianstvo-i-gumanizm |
|
7 |
Гуманисты России. Писатели-гуманисты |
1 |
https://videouroki.net/blog/velikie-gumanisty-evropy.html |
|
8 |
Труд как нравственная ценность |
1 |
https://infourok.ru/konspekt-uroka-orkse-na-temu-trud-5275209.html |
|
9 |
Нравственные традиции предпринимательства |
1 |
https://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-trudovaya-moral-2186730.html |
|
10 |
Меценатство |
1 |
https://rosuchebnik.ru/material/razgovor-o-blagotvoritelnosti-16938/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru |
|
11 |
Нравственность в наше время |
1 |
https://videouroki.net/video/22-sledovat-nravstvennoj-ustanovke.html |
|
12 |
Что такое добродетель. Аристотель о добродетелях |
1 |
https://infourok.ru/otkritiy-urok-po-orkse-uchenie-aristotelya-o-dobrodetelyah-klass-2587859.html |
|
13 |
Нравственные качества. Сократ |
1 |
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/11/07/prezentatsiya-sud-nad-sokratom-orkse-urok-no-9-k |
|
14 |
Нравственный выбор |
1 |
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2017/04/28/nravstvennyy-vybor |
|
15
|
Справедливость |
1 |
https://videouroki.net/razrabotki/orkse-spraviedlivost.html |
|
16 |
Терпение и терпимость |
1 |
https://infourok.ru/urok-po-orkse-po-teme-terpenie-i-terpimost-4-klass-4320484.html |
|
17 |
Милосердие — «милость сердца» |
1 |
https://videouroki.net/razrabotki/biesieda-milosierdiie.html |
|
18 |
Десять заповедей - основа нравственного закона |
1 |
https://videouroki.net/video/11-zapovedi.html |
|
19 |
Десять заповедей и мораль в современном обществе |
1 |
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2019/11/07/urok-po-orkse-v-4-klasse-desyat-zapovedey |
|
20 |
Совесть |
1 |
https://videouroki.net/razrabotki/4-klass-priezientatsiia-k-uroku-orkse-opk-soviest-i-raskaianiie.html |
|
21 |
Долг |
1 |
https://videouroki.net/razrabotki/modul-osnovy-svietskoi-etiki-urok-moral-nyi-dolgh.html |
|
22 |
Ответственность |
1 |
https://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-s-priezientatsiiei-po-orkse-na-tiemu-otvietstviennost.html |
|
23 |
«Золотое правило нравственности» |
1 |
https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-orkse-na-temu-zolotoe-pravilo-nravstvennosti-klass-3677262.html |
|
24 |
Этика и этикет |
1 |
https://videouroki.net/razrabotki/konspekt-uroka-po-orkse-dlya-nachalnykh-klassov-etiket.html |
|
25 |
Государство, основанное на справедливости |
1 |
https://infourok.ru/urok-16-orkse-gosudarstvo-osnovannoe-na-spravedlivosti-4166597.html |
|
26 |
Этика религиозная и светская |
1 |
https://infourok.ru/etika-i-etiket-klass-orkse-1233675.html |
|
27 |
Образование как нравственная норма |
1 |
https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-orkse-obrazovanie-kak-nravstvennaya-norma-5511447.html |
|
28 |
Отношение к другим людям и к самому себе |
1 |
https://videouroki.net/video/21-zhit-vo-blago-sebe-i-drugim.html |
|
29 |
Великие мыслители о дружбе |
1 |
https://videouroki.net/razrabotki/razrabotka-uroka-po-kursu-orkse-druzhba-4-klass.html |
|
30 |
О самовоспитании |
1 |
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-uroka-orkse-etika-o-vospitanii-samogo-sebya-1409228.html |
|
31 |
Патриотизм как нравственная категория |
1 |
https://videouroki.net/razrabotki/konspekt-i-prezentatsiya-k-uroku-orkse-patriotizm-i-patriot-rasshirenie-temy-zashchitniki-otechestva.html |
|
32 |
Эмоциональный интеллект и язык общения |
1 |
https://infourok.ru/emocionalnyj-intellekt-i-obshenie-5580713.html |
|
33 |
Человек - венец творения |
1 |
https://infourok.ru/prezentaciya-po-opk-na-temu-chelovek-venec-tvoreniya-4154023.html |
|
34 |
Россия - наш общий дом. Проект |
1 |
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2015/04/05/nash-dom-rossiya |
|
|
|
|||
|
Итого за 1 четверть |
8 |
|
|
|
Итого за 2 четверть |
8 |
|
|
|
Итого за 3 четверть |
10 |
|
|
|
Итого за 4 четверть |
8 |
|
|
|
Итого: |
34 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.