Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Новомихайловская средняя общеобразовательная школа
ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО
Решением методического объединения Заместитель директора по УВР
учителей___________________
_________________________ ______________ /__________/
Протокол № ________________ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«Основы экономических знаний»
для 11 класса |
Составитель: Свиридова Т.Ю.
учитель экономики
высшей квалификационной категории
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы экономических знаний» для 11 класса МКОУ Новомихайловская СОШ составлена основе нормативно-правовых документов:
1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, с изм., внесенными приказами Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69);
4. Приказ Министерства Просвещения РФ № 345 от 28.12.2018 года "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями: Приказ Министерства Просвещения РФ № 233 от 08.05.2019 года "О внесении изменений в Федеральный перечень учебников"; Приказ Министерства Просвещения РФ № 632 от 22.11.2019 года "О внесении изменений в Федеральный перечень учебников"; Приказ Министерства Просвещения РФ № 249 от 18.05.2020 года "О внесении изменений в Федеральный перечень учебников");
5. Постановление Главного санитарного врача РФ № 16 от 30.06.2020г. «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной структуры и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции»;
6. Примерные программы по экономике и на основе учебника И.В. Липсица «Основы экономических знаний» - автор программы (М. Вита-Пресс 2010г.).
7. Устав МКОУ Новомихайловская СОШ;
8. Учебного плана МКОУ Новомихайловская СОШ.
Цель программы состоит в том, чтобы сформировать у школьника выпускника адекватные представления о сути экономических процессов и явлений.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих задач:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Уровень программы: базовый,
11 класс – 17 часов в год: во втором полугодии, 1 час в неделю.
Место программы в учебном плане: данный спецкурс относится к компоненту общеобразовательного учреждения
Формы и методы преподавания, используемые педагогические технологии.
1. демонстрация
2. беседы
3. рассказ
4. дискуссия
5. работа с книгой
6. деловые игры
7. сообщения
8. работа в группах
9. Метод проектов
Используемые формы и методы:
Цель |
Формы и методы |
Формирование понятийного аппарата учащихся |
Изучение логики составления определения, тестовые и логические задания на систему запоминания, понимания и воспроизведения основных понятий и терминов; игровые моменты. |
Психологическая и технологическая подготовка обучающихся к ЕГЭ. |
Контроль знаний в форме тестов с различными типами заданий. |
Восполнение пробелов в усвоении курса отдельных учащихся (отсутствие базовых знаний, пропуски уроков и т.п.) |
Индивидуальные карточки - задания (работа с текстом учебника) |
Развитие умений работать с печатной информацией. |
Различные варианты работы с текстом: устный конспект, перевод текста в схему или таблицу, ответы на поставленные учителем вопросы; постановка вопросов по тексту; составление тестов и т.д. |
Используемая система оценивания:
№ |
Виды письменных работ учащихся. |
Виды устных работ учащихся |
1 |
Тесты разного уровня |
Работа над понятиями |
2 |
Письменные источники (документы) |
Работа в группах при дискуссиях, дебатах – анализ явлений и ситуаций. |
3 |
Составление плана ответа |
Ответы на вопросы по содержанию параграфа. |
4 |
Эссе |
Устные сообщения по дополнительному материалу. |
5 |
Решения практических задач. |
Публичная защита проекта. |
7 |
Составление кластера – схемы. |
Участие в ролевых играх. |
8 |
Составление таблицы |
Объяснение внутренних и внешних связей (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека) |
9 |
Подготовка письменных сообщений, рефератов. |
Оценка различных суждений о социальных объектах. |
Контроль знаний, умений и навыков на уроках экономики осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, проверки выполнения домашнего задания, тестирования, защиты доклада и реферата.
В течение учебного года осуществляется текущий и промежуточный контроль.
Формы промежуточного контроля: обобщающие уроки в конце каждой четверти и итоговые контрольные работы (тестирование).
Выведение итоговых отметок осуществляется по четвертям и за год. Отметка является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки обучающегося по предмету в каждом классе: усвоение теоретического и практического материала, компетенций.
2. Содержание программы
Урок 1. Инфляция и безработица. Рынок труда и безработица. (1ч)
Инфляция. Индексация цен и темп инфляции. Возможные причины и последствия инфляции. Измерение инфляции: индексы цен, темп инфляции. Номинальные и реальные величины. Рынок труда и его особенности. Факторы, влияющие на ситуацию на рынке труда (демографические, социальные). Экономически активное население. Ставка заработной платы. Повременная и сдельная оплата труда. Условия труда. Занятость, безработица. Основные критерии отнесения людей к категории безработных. Фрикционная, структурная и циклическая безработицы. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы. Социальные последствия безработицы. Государственная политика в области занятости. Мобильность рабочей силы.
Урок 2. Изменения результатов экономической деятельности страны. Экономический рост и развитие. (1ч)
Круговой поток товаров ресурсов и денежных платежей в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономические циклы. Экономический рост и развитие. Методы начисления ВВП. Экономический рост. Темп роста. Порочный круг бедности. Качество жизни. Индекс человеческого развития.
Урок 3. Фискальная политика. (1ч)
Фискальная политика. Цели и инструменты фискальной политики. Изменения объема государственных закупок, изменение налоговой политики и политики перераспределения через трансферты. Меры фискальной политики, направленные на стабилизацию экономического развития.
Урок 4. Монетарная политика. (1ч)
Фискальная политика. Цели и инструменты фискальной политики. Изменения объема государственных закупок, изменение налоговой политики и политики перераспределения через трансферты. Меры фискальной политики, направленные на стабилизацию экономического развития.
Урок 5 -6. Международная торговля. Регулирование внешней торговли и протекционизм. (2ч)
Международная торговля. Импорт. Экспорт. Принцип абсолютного преимущества. Протекционизм – цели и средства (экспортные и импортные торговые барьеры)
Урок 7 - 8. Место России в международной торговле. Закономерности развития мировой торговли. (2ч)
Место России в международной торговле. Ассоциации свободной торговли. Таможенные союзы. Демпинг. Валютный рынок.
Урок 9. Международная финансовая система (1ч)
Валюта. Обменный курс валюты. Факторы, влияющие на обменный курс валюты. Система с фиксированными и плавающими курсами.
Урок 10-11. Предпринимательство. Организация предприятия. (2ч)
Предпринимательство и бизнес. Предприниматель и мотивация его деятельности. Роль и цели фирм в экономике. Экономические основы деятельности фирмы. Предприниматель и создание фирм. Основные организационные формы бизнеса в России. Рассмотреть понятие фирма; ее основные виды. А так же экономические условия деятельности фирмы. Организационно-правовые формы ведения бизнеса по российскому законодательству.
Урок 12-13. Финансирование бизнеса и финансовый учет (2ч)
Уставной капитал и источники его формирования. Капиталовложения (инвестиции). Основной и оборотный капитал. Амортизация. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги и их виды (акции, облигации). Бухгалтерский учет. Баланс фирмы. Отчет о прибылях и убытках.
Урок 14. Рыночные преобразования в России в 90-ые гг. 20 века. (1ч)
Эволюция экономических систем. Становление современной рыночной экономики России. Россия в мировой экономике. Особенности современной экономики России.
Урок 15. Преобразования в социальной сфере. (1ч)
Уровень жизни. Потребительские расходы населения. Прожиточный минимум. Дифференциация доходов. Реформирование. Перестройка.
Урок 16. Потенциал России и возможности экономического роста. (1ч)
Формирование экономики переходного типа в РФ. Динамика развития России.
Урок 17. Итоговый тест. (1ч.) Обобщение пройденного материала.
3. Учебно – тематический план
11 класс: всего в год 17ч., из них: 11ч. теории и 6ч. практических занятий
№ п/п |
Раздел Тема урока |
Кол-во часов |
Практическая работа |
1 |
Инфляция и безработица. Рынок труда и безработица. |
1 |
- |
2 |
Изменение результатов экономической деятельности страны. Экономический рост и развитие |
1 |
- |
3 |
Фискальная политика |
1 |
- |
4 |
Монетарная политика |
1 |
- |
5 |
Международная торговля. Регулирование внешней торговли и протекционизм |
2 |
1 |
6 |
Место в России в международной торговле. Закономерности развития мировой торговли. |
2 |
- |
7 |
Международная финансовая система. Обобщение полученных знаний |
1 |
1 |
8 |
Предпринимательство. Организация предприятия. |
2 |
1 |
9 |
Финансирование бизнеса и финансовый учет. |
2 |
1 |
10 |
Рыночное преобразование в России в 90-ые годы. 20 века |
1 |
- |
11 |
Преобразование в социальной сфере |
1 |
1 |
12 |
Потенциал России и развитие экономического роста. Обобщение пройденного материала |
1 |
- |
13 |
Итоговый тест |
1 |
1 |
|
Итого |
17 |
6 |
4. Требования к уровню подготовки:
В результате
изучения экономики ученик должен
знать/понимать:
5. смысл основных теоретических положений экономической науки;
6. основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;
уметь:
1. приводить примеры: взаимодействия рынков, прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли;
2. описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
3. объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
4. сравнивать/различать: спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
5. вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса/предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, смету/бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
6. применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары
7. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
владеть компетенциями: познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной, социально- трудовой.
5. Перечень учебно-методического обеспечения:
Для учащихся:
Для учителя:
Дополнительная литература
Автономов В.С. Введение в экономику. – М: Вита-Пресс, 1999.
Неровня Т.Н. История экономики. Ростов н/ Д.: «Феникс» 1999 г.
Основы потребительских знаний. – М.: ИИЦ «Спрос», 2006.
Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. М.: Вита – Пресс, 2005 г.
Сборник практических заданий: “Сборник дач по экономике” С.Равичев, С.Григорьев, Москва. Вита Пресс. 2010
Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. М.: Вита – Пресс, 2004 г.
Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс. Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов. М.: «Начала – Пресс», 1995 г.
Литература для учащихся:
Автономов В.С. Введение в экономику. – М: Вита-Пресс, 1999.
Бизнес. Энциклопедия для детей /под ред. М. Аксенова. М.: «Мир энциклопедий», 2005.
Липсиц И.В. Экономика. В 2-х книгах. – М.: Вита-пресс, 2007.
Электронно-образовательные ресурсы и Интернет ресурсы:
1.Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа: http://www.rusedu.ru
2.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http:// schoolcollection.edu.ru
3.Интернет-портал «Рrо школу.ru». – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru
4.Презентации PowerPoint (обществознание). – Режим доступа: http://mirppt.ucoz.ru/index/ prezentacii_po_obshhestvoznaniju/0-13
5.http://economicus.ru
6. ido.rudn.ru
7. ecsocman.edu.ru - Федеральный образовательный портал "Экономика, Социология, Менеджмент.
8.http://www.finansy.ru
Календарно – тематическое планирование курса «Основы экономических знаний»
11 класс (17ч.)
№ урока |
Дата |
Вид контроля |
Тема урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Форма контроля |
Домашнее задание |
||||
1 |
В Т |
Инфляция и безработица. Рынок труда и безработица. |
Инфляция. Возможные причины и последствия инфляции. Измерение инфляции: индексы цен, темп инфляции. Номинальные и реальные величины. Экономическая природа рынка труда. Заработная плата, минимальная заработная плата. Социальные проблемы рынка труда |
Знать: понятие инфляция. Возможные причины и социально-экономические последствия инфляции. Уметь: использовать данные об индексах цен и темпе инфляции в экономических расчетах. Анализировать причины и последствия инфляции в конкретных экономических ситуациях. Знать: особенности формирования спроса и предложения труда; особенности рынка труда; что такое заработная плата и от чего она зависит |
работа в группах
Опрос
Практическая работа
Решение задач |
Задание №10 |
|||||
2
|
П
|
Изменение результатов экономической деятельности страны. Экономический рост и развитие. |
Круговой поток товаров ресурсов и денежных платежей в экономике. ВВП. ВНП. Методы начисления ВВП. Экономический рост. Темп роста. Порочный круг бедности. Качество жизни. Индекс человеческого развития. |
Знать о понятии «экономический рост»; факторах ускорения экономического роста; экономическом развитии; цикличности экономического роста и методах её регулирования Уметь: анализировать статистические данные по основным макроэкономическим показателям |
индивидуальная работа по карточкам
Опрос Практическая работа
Решение задач |
С.235 вопросы для обсуждения
задание №10-11
|
|||||
|
|||||||||||
3 |
Т |
Фискальная политика |
Фискальная политика. Цели и инструменты фискальной политики. Изменения объема государственных закупок, изменение налоговой политики и политики перераспределения через трансферты. Меры фискальной политики, направленные на стабилизацию экономического развития. |
Знать о понятии «фискальная политика»;
Уметь: анализировать статистические данные по основным макроэкономическим показателям |
Опрос
Практическая работа
|
||||||
4 |
Т |
Монетарная политика |
Монетарная политика. Цели и инструменты монетарной политики: изменение нормы обязательных банковских резервов, изменение учетной ставки. Операции на открытом рынке. Меры монетарной политики, направленные на стабилизацию экономического развития. Взаимосвязь монетарной и фискальной политики. |
Знать о понятии «монетарная политика»;
Уметь: анализировать статистические данные по основным макроэкономическим показателям |
Опрос
Практическая работа
Составление кластера |
Задание 3 |
|||||
Мировая экономика ( 5ч.) |
|||||||||||
5-6 |
П
|
Международная торговля. Регулирование внешней торговли и протекционизм. |
Международная торговля. Импорт. Экспорт. Принцип абсолютного преимущества. Протекционизм – цели и средства (экспортные и импортные торговые барьеры) Ассоциации свободной торговли. Таможенные союзы. Демпинг. Валютный рынок. |
Знать: понятие импорт, экспорт, принципы абсолютного и относительного экономического преимущества, Объяснить, кому выгодна политика протекционизма. Показать выгоду от внешней торговли и международной специализации на условных и практических примерах. |
фронтальный опрос
Опрос
Практическая работа
Составление схемы |
С.250 вопросы для обсуждения |
|||||
7-8 |
Т
|
Место России в международной торговле. Закономерности развития мировой торговли |
|||||||||
9 |
П |
Международная финансовая система |
Валюта. Обменный курс валюты. Факторы, влияющие на обменный курс валюты. Система с фиксированными и плавающими курсами. |
Знать: механизмы формирования валютных курсов Использовать данные о валютных курсах в экономических расчетах. Анализировать изменения валютного курса в результате изменения спроса или предложения иностранной валюты. |
Опрос
Работа с документами
|
|
|||||
Предпринимательство. Бизнес. ( 4 ч.) |
|||||||||||
10-11
|
П
|
Предпринимательство. Организация предприятия.
|
Предпринимательство и бизнес. Предприниматель и мотивация его деятельности. Рассмотреть понятие фирма; ее основные виды. А так же экономические условия деятельности фирмы. Организационно-правовые формы ведения бизнеса по российскому законодательству. |
Знать: что такое фирма, цели создания фирмы; экономические основы деятельности фирмы уметь: представлять и понимать различия между краткосрочным и долгосрочным периодом работы фирмы; рассчитывать средние, общие и предельные издержки фирмы. Анализировать и сравнивать основные черты предпринимательской деятельности и работы по найму. Различать и сравнивать различные организационно-правовые формы ведения бизнеса. |
Работа по карточкам Тест
Опрос
Работа в группах |
С.143-161 С.161 - 173 вопросы для обсуждения |
|||||
12-13 |
Т
|
Финансирование бизнеса и финансовый учет |
Уставной капитал и источники его формирования. Капиталовложения (инвестиции). Основной и оборотный капитал. Амортизация. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги и их виды (акции, облигации). Бухгалтерский учет. Баланс фирмы. Отчет о прибылях и убытках. |
Знать: что такое основной и оборотный капитал. Амортизация. Основные источники финансирования бизнеса. Уметь: Принимать самостоятельные решения на основе описания ситуаций, в ходе деловых игр. Анализировать и сравнивать основные черты предпринимательской деятельности и работы по найму. |
Опрос
Работа в группах
Решение задач
Работа с документами |
Вопросы для обсуждения |
|||||
Экономика России (3 ч. + 1ч. тест) |
|||||||||||
14 |
П
|
Рыночные преобразования в России в 90-е гг. XX в. |
Реформирование экономики России. Инвестиционный комплекс. Либерализация экономики. Переходная экономика. |
Уметь: - объяснять, в чем состоит причина экономической отсталости; - описывать глобальные экономические проблемы |
Опрос
|
||||||
15 |
Т |
Преобразования в социальной сфере |
Уровень жизни. Потребительские расходы населения. Прожиточный минимум. Дифференциация доходов. Реформирование. Перестройка |
Знать особенности социально- экономического развития., государственная политика в социальной сфере. Знать: - наиболее актуальные для России глобальные проблемы; - чем отличаются экономический рост и экономическое развитие; - что такое устойчивое развитие. |
Опрос
Работа с документами
Составление схемы |
Вопросы для обсуждения |
|||||
16 |
Т |
Потенциал России и возможности экономического роста |
Формирование экономики переходного типа в РФ. Динамика развития России. |
Знать: - определение рыночной экономики; - экономическую историю России до 1917 г.; - особенности административно-командной экономики СССР; - проведенные реформы и их суть Знать: основные экономические показатели и социальные показатели. Уметь давать оценку основным финансовым показателям |
Опрос
Самостоятельная работа |
Вопросы для обсуждения |
|||||
17 |
И |
Контрольная работа |
Обобщить знания по курсу
|
Уметь отвечать на вопросы теста |
тест |
||||||
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.