Рабочая программа по курсу родная литература 5-9 класс
Оценка 5

Рабочая программа по курсу родная литература 5-9 класс

Оценка 5
docx
03.09.2020
Рабочая программа по курсу родная литература 5-9 класс
программа родная литература.docx

 

 

 

 

 

 

рабочая программА по учебному предмету

родная (русская) литература

основного общего образования

5 – 9  классы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Воловикова С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по родной (русский) литературе для 5-9 классов составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования.

Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.  

Задачи:

v    формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

v     обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

v     приобщение к литературному наследию своего народа;

v     формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

v    формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

v    обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

 

Общая характеристика учебного курса

 

 ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру.   Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.  Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

Содержание программыкаждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.  Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции. 

В программе представлены следующие разделы:

v    Устное народное творчество.

v    Древнерусская литература.

v    Русская литература XVIII в.

v    Русская литература XIX в.

v    Русская литература XX в.

Место учебного курса «Родная литература»

Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной русский язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью. 

Программа учебного предмета «Родная (русская) литература» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана на 17 часов. 

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5

0,5

17

6

0,5

17

7

0,5

17

8

0,5

17

9

0,5

17

Итого

2,5

85

 

В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.

Контрольные работы: в V- IX классах - 2 сочинения.

Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки; нестандартные уроки: зачёт, семинар.   Виды и формы контроля: 

·                   письменный ответ на вопрос;

·                   выразительное чтение (чтение наизусть);

·                   сочинение на литературоведческую тему;

·                   проект.  

 

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Родная (русская) литература»

 

Личностные результатыизучения предмета родная (русская) литература являются: 

Ø    воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

Ø    формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

Ø    развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Ø    осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Ø    развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Ø    устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

Ø     потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Учащийся  научится:

ü    понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

ü    уважительно относиться к родной литературе;

ü    оценивать свои и чужие поступки;

ü    проявлять внимание, желание больше узнать. 

ü    понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

ü    анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

 

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД. 

Регулятивные УУД

Ø     формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей; 

Ø     анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

Ø    совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

Ø     работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

Ø    в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:

ü    планированию пути достижения цели;

ü    установлению целевых приоритетов; 

ü    оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

ü    учитывать условия выполнения учебной задачи;

ü    осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

 Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений. 

 

Познавательные УУД:

Ø    овладение навыками смыслового чтения;

Ø    извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

Ø    владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

Ø    перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст); 

Ø    излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 

Ø    пользоваться словарями, справочниками; 

Ø    осуществлять анализ и синтез; 

Ø    устанавливать причинно-следственные связи; 

Ø    строить рассуждения.

 Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения. 

Учащийся научится:

ü    строить сообщение в устной форме;

ü    находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

ü    ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

ü    анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

ü    осуществлять синтез как составление целого из частей;

ü    проводить сравнение;

ü    устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

ü    проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. 

ü    осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

ü    обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

 

Коммуникативные УУД:

Ø    умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Ø    планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

Ø    учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

Ø    уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; 

Ø    слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Ø     уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя; 

Ø     уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя); 

Ø    оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра; 

Ø     выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Учащийся научится:

ü    устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

ü    аргументировать свою точку зрения;

ü    задавать вопросы.

ü    продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

ü    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

ü    брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9  классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.

 

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

Ø    осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

Ø    понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

Ø    развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

Ø    овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

Ø    формирование умений воспринимать, анализировать,критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся научится:

ü    владеть различными видами пересказа,

ü    пересказывать сюжет;

ü    выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

ü    характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

ü    находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

ü    определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

ü    выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

ü    выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

ü    ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

ü     пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

 

 

 

Устное народное творчество

Учащийся научится:

·                   видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

·                   пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;

·                   учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

 

Древнерусская литература

Учащийся научится:

·                   характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;

·                   характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;

·                   формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

 

Русская литература XIX—XX вв.

Учащийся  научится:

·                   осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

·                   выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

·                   воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

·                   характеризовать нравственную позицию героев;

·                   формулировать художественную идею произведения;

·                   формулировать вопросы для размышления;

·                   участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;

·                   давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

·                   создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

·                   сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;

·                   выразительно читать произведения лирики;

·                   вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

 

5 класс

 

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны; различать основные нравственно-эстетические понятия; выражать положительное отношение к процессу познания.

Ученик получит возможность научиться:

уважительно относиться к родной литературе;

оценивать свои и чужие поступки.

самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия.  Ученик научится:

воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Ученик получит возможность научиться:

учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого из его частей; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Ученик получит возможность научиться:

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

первоначальному умению смыслового восприятия текста;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

 

Предметные результаты обучения

Устное народное творчество

Ученик научится:

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок , видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;

учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки.

Ученик получит возможность научиться:

сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

сочинять сказку (в том числе и по пословице).

 

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX-

XX             вв.

Ученик научится:

осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

Ученик получит возможность научиться:

сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

 

6                                класс

 

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё;

оценивать свои и чужие поступки;

проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться:

понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится:

планированию пути достижения цели;

установлению целевых приоритетов;

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:

учитывать условия выполнения учебной задачи; выделять альтернативные способы достижения цели;

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится:

устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

аргументировать свою точку зрения;

задавать вопросы;

осуществлять контроль;

составлять план текста.

Ученик получит возможность научиться:

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

брать     на себя инициативу в организации совместного действия

(деловое лидерство).

Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится:

пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение  и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

проводить сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Предметные результаты обучения

Устное народное творчество

Ученик научится:

видеть черты русского национального характера в героях русских былин;

учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы

Ученик получит возможность научиться:

рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор; сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;

сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России.

Ученик научится:

осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

Ученик получит возможность научиться:

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

 

7 класс

 

Личностные универсальные действия

Ученик научится:

понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Ученик получит возможность научиться:

осознавать эстетическую ценность русской литературы;

 

оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

контролировать свои действия принимать решения в проблемных ситуациях.

оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).

Ученик получит возможность научиться:

основамсаморегуляции осуществлению познавательной рефлексии.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

организовывать деловое сотрудничество;

осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера;

оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

вступать в диалог;

в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий. Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;

находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей

Ученик получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).

Предметные результаты обучения

Устное народное творчество

Ученик научится:

осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения,

сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями.

Ученик получит возможность научиться:

сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

 

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX вв. Русская литература XX

Ученик научится:

осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

воспринимать  художественный  текст  как  произведение  искусства,  послание  автора читателю, современнику и потомку;

определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями

Ученик получит возможность научиться:

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

 

дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

 

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

 

8          класс

 

Личностные универсальные учебныедействия Ученик научится:

осознавать эстетическую ценность русской литературы; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики. Ученик получит возможность научиться:

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится:

осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции;

корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Ученик получит возможность научиться:

адекватной оценке трудностей.

адекватной       оценке      своих      возможностей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

 

работать в группе;

осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.

Ученик получит возможность научиться:

оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности;

осуществлять коммуникативную рефлексию. Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,

устанавливать аналогии.

Ученик получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез        как    составление                  целого  из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;

произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Предметные результаты обучения

Устное народное творчество

Ученик научится:

осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

 

целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания

Ученик получит возможность научиться:

сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор.

 

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв.

Ученик научится:

осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться:

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

 

9 класс

 

Личностные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

проявлять готовность к самообразованию.

Выпускник  получит возможность научиться:

Определять гуманистические, демократические и традиционные ценности;



многонационального российского общества;

определять необходимость ответственности и долга перед Родиной;

понимать ценность жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней;

осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;

развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, через творческую деятельность эстетического характера.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится

основам прогнозирования.

Ученик получит возможность научиться:

основамсаморегуляции эмоциональных состояний;

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия. Ученик научится:

отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной и внутренней речи.

Ученик получит возможность научиться:

устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечить обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

всовместной деятельности четко формулировать цели группы и позволить её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);

 

обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Использовать знаково-символические средства, в том числе схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач.

Ученик получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять  синтез   как       составление        целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей;

произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

 

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—ХХ вв.

Ученик научится:

осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

определять    для себя актуальную   и                     перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться:

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

 

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

 

2.Содержание учебного предмета

5 класс

Своеобразие родной литературы.Родная литература как национально-культурная ценность народа.

Русский фольклор.«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления ооценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках .

Древнерусская литература.Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

Легенды и предания. О граде Китеже. Атаман Кудеяр. Легенда о Кургане.Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных преданий  и их подвиги во имя мира на родной земле.еория литературы. Летопись (начальное представление). 

Из литературы XVIII века.Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…».

Из литературы XIX века.Басни. Толстой Л.Н «Два товарища», «Лгун», «Отец и  сыновья».

Поэтический образ Родины. Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег».

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь».

Литература  XX века. Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща».Гайдар А.П. «Тимур  и его  команда».  Пантелеев Л. «Шкидские  рассказы».Паустовский К.Г. «Заячьи лапы».

Пришвин  М.М. «Остров спасения»

Родная природа в произведениях поэтов ХХ века. Рубцов Н.М. «Родная деревня»

Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…». Самойлов Д. «Сказка».

Берестов В. «Почему-то в детстве…»

 

6 класс

1.Своеобразие родной литературы. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни.

2.Русский фольклор. Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

Сказка «Два Ивана – солдатских сына».

Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений.

3.Древнерусская литература. «Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.

4.Литература XIX века. Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».

Ф.М. Достоевский. «Мальчики».Сострадание и сопереживание в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Роль семьи в воспитании ребёнка.

Поэтический образ Родины.И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений.

Литература XXвека. Л.А. Чарская.  Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе..

А.И. Приставкин.Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.

А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе. Настоящая любовь.

Р.П. Погодин «Время говорит – пора».Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни.Позиция автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.

Стихи о прекрасном и неведомом. А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь», Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи», А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре».Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя.

7класс

1.Русский фольклор. Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич», «Святогор- богатырь».

2.Древнерусская литература.«Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности.

«Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

Литература XVIII века. А.Сумароков. «Эпиграмма».

В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина».

Литература XIX века. Дедушка И.А.Крылов и его басни. А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца.

И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. «Певцы». Роль таланта

(на выбор).А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы».А.И.Куприн.«Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».

Литература XX века.

А.Аверченко. Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе.

Сатирические произведения. Сатира. Юмор.Тэффи. «Свои и чужие».. Проблема взаимоотношений между своими и чужими.М.Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе.Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты (внешней и внутренней.)В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.

8 класс.

1.Введение.Своеобразие курса родной литературы в 8 классе.Значение художественного произведения в культурном наследии страны.

2.Из устного народного творчества.

Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской литерату Роль народных песен ("Как во городе было во Казани" и "Не шуми, мати зеленая дубравушка" и другие) в произведениях Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан» или Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений Пушкина и Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклор в поэме – это пословицы, сказочные персонажи, загадки).

Древнерусская литература. А.Никитин. «Хождение за три моря» или «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в1468 гг.

Литература XVIII века. Карамзин Н.М. Повесть « Евгений и Юлия». Произведение «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть». Система образов.

Литература XIX века. А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.Н.П.Вагнер "Христова детка"или Павел Засодимский «В метель и вьюгу». Рождественские рассказы. Мотив "божественного дитя".

Поэзия 19 века.А. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин". Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.

Теория литературы: лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды

Литература XX века. А.Т. Аверченко «Специалист» или другое произведение писателя. Сатирические и юмористические рассказы писателя. Тонкий юмор и грустный смех

писателя.

Проза о Великой Отечественной войне.  Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). -Изображение жизни мальчишек во времяВеликой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости.

Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная книга».(По выбору). –Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие блокадные дни.

Современная литература.

Проза о подростках и для подростков последних десятилетий. Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведений.

Д.Доцук. Рассказ о писательнице. "Голос"- повесть о том, как побороть страхи. Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых.

Н. Назаркин «Мандариновые острова» (фрагменты)-повесть о мальчишкахкоторые едва ли не большую часть своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать,придумывать воображаемые миры.

9 класс.

Древнерусскаялитература. Особенности развития древнерусской литературы.

«Задонщина». Тема единения Русской земли.

Из литературы XVIII века. «История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М.Карамзина.

Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова.

Из литературы XIX века.   Образ родной природы в стихах поэтов XIX в.Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н.

Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.

Из литературы XX века. И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень».А.Толстой. «Русский характер» -своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них. Психологизм рассказа Юрия Казакова «Запах хлеба». (илиК.Г.Паустовский. «Телеграмма». Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа). А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья.

Глубина философского обобщения в рассказе А. Платонова «В прекрасном и яростном мире».

Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы  Великой Отечественной войны.

Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки».

Е. Габова.  Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема отсутствия понимания между людьми.

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.

 

 

3.Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы.

5 класс

Наименование разделов, тем

Тема  урока

Количество часов

1

Своеобразие родной литературы.

Родная литература как национально-культурная ценность народа

1

 

2

Русский фольклор.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо».Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках

3

 

3

Древнерусская литература.

Легенды и предания. О граде Китеже. Атаман Кудеяр. Легенда о Кургане.

1

 

4

Из литературы XVIII века

 

Михаил Васильевич Ломоносов.«Лишь только дневный шум умолк…».

1

 

5

Из литературы XIX века.

 

Поэтический образ Родины

Басни. Толстой Л.Н«Два товарища», «Лгун», «Отец и  сыновья».

1

 

Даль В.И. Сказка «Что значит  досуг?».

1

 

Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег».

1

 

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь».

1

 

6

Литература  XX века

 

 

 

Родная природа

в произведениях поэтов ХХ века

Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща».

1

 

Гайдар А.П. «Тимур  и его  команда». 

2

 

Пантелеев Л. «Шкидские  рассказы».

1

 

Пришвин  М.М. «Остров спасения»

1

 

Рубцов Н.М. «Родная деревня»

Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…».

1

 

Самойлов Д. «Сказка».

Берестов В. «Почему-то в детстве…»

1

 

 

Всего

 

17

 

 

6 класс

 

Наименование разделов, тем

Тема урока

Количество часов

1.

Своеобразие родной литературы.

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни.

1

2.

Русский фольклор.

Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

Сказка «Два Ивана – солдатских сына».

Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений.

2

3.

Древнерусская литература.

«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.

1

4.

Литература XIX века

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».

1

Ф.М. Достоевский. «Мальчики».Сострадание и сопереживание в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Роль семьи в воспитании ребёнка.

1

 

Поэтический образ Родины.

И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений.

2

5.

Литература XXвека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стихи о прекрасном и неведомом

Л.А. Чарская.  Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе..

1

А.И. Приставкин.Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказаВыразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

1

Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.

1

А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе. Настоящая любовь.

1

Р.П. Погодин «Время говорит – пора».Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни.Позиция автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.

2

А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь», Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи», А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре».Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя.

3

 

Всего

 

17

 

 

7 класс

 

Наименование разделов, тем

Тема

Количество часов

1

Русский фольклор

Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич», «Святогор- богатырь»

1

2

Древнерусская литература

«Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности.

«Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

2

3

Литература XVIII века.

А.Сумароков. «Эпиграмма».

В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина»

1

4

Литература XIX века.

Дедушка И.А.Крылов и его басни.

1

А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».

1

И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. «Певцы». Роль таланта

(на выбор).

1

А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы».

2

А.И.Куприн.«Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».

2

5.

Литература XXвека.

А.Аверченко.«Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе.

Сатирические произведения. Сатира. Юмор.

1

Тэффи. «Свои и чужие».. Проблема взаимоотношений между своими и чужими.

1

М.Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе.

1

Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты (внешней и внутренней).

1

В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.

1

Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.

1

 

Всего

 

17

 

8 класс

 

Наименование разделов, тем

Тема

Количество часов

1

Введение.

Своеобразие курса родной литературы в 8 классе.

Значение художественного произведения

 в культурном наследии страны

1

2

Из устного народного творчества.

Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской литературе. Роль народных песен ("Как во городе было во Казани" и "Не шуми, мати зеленая дубравушка" и другие) в произведениях Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан» или Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений Пушкина и Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклор в поэме – это пословицы, сказочные персонажи, загадки).

ры.

2

3

Древнерусская литература.

А.Никитин. «Хождение за три моря», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в1468 гг.

2

4

Литература XVIII века.

Карамзин Н.М. Повесть

«Евгений и Юлия». Произведение «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть». Система образов

2

5

 

Литература XIX века.

А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.

2

Н.П.Вагнер "Христова детка", Павел Засодимский «В метель и вьюгу». Рождественские рассказы. Мотив "божественного дитя".

2

Поэзия 19 века.

А. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин". Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.

Теория литературы: лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды

1

6

Литература XX века.

А.Т. Аверченко «Специалист» или другое произведение писателя. Сатирические и юмористические рассказы писателя. Тонкий юмор и грустный смех

писателя.

2

7

Проза о Великой Отечественной войне.

Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). -Изображение жизни мальчишек во время

 Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости.

 

1

8

Современная литература.

Проза о подростках и для подростков последних десятилетий.

Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведений.

Д.Доцук. Рассказ о писательнице. "Голос"- повесть о том, как побороть страхи. Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых.

Н. Назаркин «Мандариновые острова»

(фрагменты)-повесть о мальчишках,

которые едва ли не большую часть

своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать,

 придумывать воображаемые миры

2

 

Всего

 

17

 

9 класс

 

Наименование разделов, тем

Тема

Количество часов

1

Древнерусская

Литература.

 

Особенности развития древнерусской литературы.

«Задонщина». Тема единения Русской земли..

1

 

2

Из литературы XVIII века.

 

«История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М.Карамзина.

1

Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова.

1

3

Из литературы XIX.

Образ родной природы в стихах поэтов XIX в.Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н.

1

Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа

1

4

Из литературы XX века.

И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень».

1

А.Толстой. «Русский характер» -своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. 

1

Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.

2

Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них. 

1

Психологизм рассказа Юрия Казакова «Запах хлеба». (илиК.Г.Паустовский. «Телеграмма». Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа)

1

А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья.

1

Глубина философского обобщения в рассказе А. Платонова «В прекрасном и яростном мире».

1

Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы  Великой Отечественной войны.

1

 

 

Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки»

1

Е. Габова.  Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема отсутствия понимания между людьми.

1

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя

1

 

Всего

 

17

 

 

Примерные темы проектных и исследовательских работ

5 – 6 класс

 

1.      Книги вчера, сегодня, завтра

2.      Литература и мой край

3.      Мои ровесники в литературных произведениях

4.      Знаменитые поэты и писатели моего города

5.      Что читают мои одноклассники

6.      Новаторство А.П.Чехова и значение его творчества

7 - 8 класс

1.      Говорящие фамилии в произведениях писателей

2.      Литературные премии

3.      Памятники литературным героям

4.      Символика яблока в русской литературе

5.      Образы растений и цветов в литературе

6.      Песни Б Окуджавы о Великой Отечественной войне

8 – 9 классы

 

1.      Штампы и стереотипы в современной публичной речи.

2.      Мудрость слова

3.      Мой Высоцкий

4.      Что читают в моем классе


 

5.     

А по учебному предмету родная (русская) литература основного общего образования 5 – 9 классы

А по учебному предмету родная (русская) литература основного общего образования 5 – 9 классы

Пояснительная записка Рабочая программа по родной (русский) литературе для 5-9 классов составлена на основе

Пояснительная записка Рабочая программа по родной (русский) литературе для 5-9 классов составлена на основе

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике

Устное народное творчество. v

Устное народное творчество. v

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родная (русская) литература»

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Родная (русская) литература»

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения

Учащийся научится : ü планированию пути достижения цели; ü установлению целевых приоритетов; ü оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что…

Учащийся научится : ü планированию пути достижения цели; ü установлению целевых приоритетов; ü оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что…

Средством развития познавательных

Средством развития познавательных

Учащийся научится: ü устанавливать и вырабатывать разные точки зрения; ü аргументировать свою точку зрения; ü задавать вопросы

Учащийся научится: ü устанавливать и вырабатывать разные точки зрения; ü аргументировать свою точку зрения; ü задавать вопросы

Учащийся научится: ü владеть различными видами пересказа, ü пересказывать сюжет; ü выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу; ü характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;…

Учащийся научится: ü владеть различными видами пересказа, ü пересказывать сюжет; ü выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу; ü характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;…

Интернете. Устное народное творчество

Интернете. Устное народное творчество

Личностные универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия

Ученик получит возможность научиться: учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы

Ученик получит возможность научиться: учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы

Ученик получит возможность научиться: сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и…

Ученик получит возможность научиться: сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и…

Личностные универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия

Ученик получит возможность научиться: продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить…

Ученик получит возможность научиться: продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить…

Предметные результаты обучения

Предметные результаты обучения

Древнерусская литература. Русская литература

Древнерусская литература. Русская литература

Ученик научится: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои…

Ученик научится: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои…

Ученик получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов; записывать, фиксировать информацию с помощью…

Ученик получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов; записывать, фиксировать информацию с помощью…

Ученик получит возможность научиться: сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера; выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь…

Ученик получит возможность научиться: сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера; выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь…

Личностные универсальные учебныедействия

Личностные универсальные учебныедействия

Ученик получит возможность научиться: оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности; осуществлять коммуникативную рефлексию

Ученик получит возможность научиться: оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности; осуществлять коммуникативную рефлексию

Интернет; записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов

Интернет; записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов

Ученик получит возможность научиться: сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и…

Ученик получит возможность научиться: сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и…

Ученик получит возможность научиться: выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; сопоставлять…

Ученик получит возможность научиться: выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; сопоставлять…

Выпускник получит возможность научиться:

Выпускник получит возможность научиться:

Родиной; понимать ценность жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней; осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности…

Родиной; понимать ценность жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней; осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности…

Использовать знаково-символические средства, в том числе схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач

Использовать знаково-символические средства, в том числе схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач

Ученик получит возможность научиться: выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; сопоставлять…

Ученик получит возможность научиться: выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; сопоставлять…

Содержание учебного предмета 5 класс

Содержание учебного предмета 5 класс

Литература XX века. Пермяк

Литература XX века. Пермяк

Литература XX века. Л.А. Чарская

Литература XX века. Л.А. Чарская

Литература XIX века. Дедушка

Литература XIX века. Дедушка

Литература XVIII века. Карамзин

Литература XVIII века. Карамзин

Древнерусскаялитература. Особенности развития древнерусской литературы

Древнерусскаялитература. Особенности развития древнерусской литературы

Захар Прилепин. «Белый квадрат»

Захар Прилепин. «Белый квадрат»

Наименование разделов, темТема урока

Наименование разделов, темТема урока

Стихи о прекрасном и неведомом

Стихи о прекрасном и неведомом

Литература XVIII века . А.Сумароков

Литература XVIII века . А.Сумароков

Пушкина и Некрасова (поэма «Кому на

Пушкина и Некрасова (поэма «Кому на

Всего 17 9 класс №Наименование разделов, темТема

Всего 17 9 класс №Наименование разделов, темТема

Екимов Б.П. «Ночь исцеления».

Екимов Б.П. «Ночь исцеления».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2020