Рабочая программа по курсу _В мире профессий_ 5 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по курсу _В мире профессий_ 5 класс

Оценка 4.9
doc
13.05.2024
Рабочая программа по курсу _В мире профессий_ 5 класс
Рабочая программа по курсу _В мире профессий_ 5 класс.doc

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Департамент Смоленской области по образованию и науке‌‌ 

‌Администрация города Смоленска‌

МБОУ «СШ №17 им. Героя Российской Федерации А.Б. Буханова»

 

РАССМОТРЕНО

Руководитель кафедры учителей начальных классов

__________

 Протокол №
от 29.08.2023 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора, курирующий начальное общее образование

__________М.М. Атрощенкова

от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

И.о. директора МБОУ "СШ №17 им. Героя РФ А. Б. Буханова"

___________М.М. Атрощенкова

Приказ №51/1
от 31.08.2023 г.

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Я в мире профессий»

для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.)

5 класс

 

 

 

 

 

 

г. Смоленск, 2023

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я в мире профессий» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обучающихся с ОВЗ, на основе Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с ЗПР, сборника программ (Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с.).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

Профессиональная ориентация в школе призвана решать задачу формирования личности работника нового типа, способного выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда, что обеспечит более эффективное использование кадрового потенциала страны и рациональное регулирование рынка труда.

Программа профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования должна помочь формированию у обучающихся готовности к выбору направления профильного образования и способности ориентироваться в сложном мире труда.

У подростков важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей. Программа курса «В мире профессий» помогает расширить представления детей о мире профессий и научит детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа курса «В мире профессий» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся пятых классов. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Отличительными особенностями программы курса внеурочной деятельности «Я в мире профессий» являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.

 

Цель программы – оказание учащимся психолого-педагогической и информационной поддержки в формировании жизненного и профессионального самоопределения.

Основные задачи реализации Программы:

- формирование у учащихся ценностного отношения к трудовому становлению;

- обеспечение развития у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;

- формирование у обучающихся готовности к принятию осознанного решения при проектировании своего образовательно-профессионального маршрута по завершении обучения в основной школе;

- приобщение детей к работе со справочной и энциклопедической литературой.

Профессиональная ориентация обучающихся реализует следующие принципы:

- доступность, познавательность и наглядность;

- учет возрастных особенностей;

- сочетание теоретических и практических форм деятельности;

- психологическая комфортность.

На этом возрастном этапе важно не определить, кем стать в профессии, а только подвести школьника к формированию готовности и способности к самостоятельному выбору профессиональной деятельности и/ или направления профильного образования.

Основной метод: Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности.

Формы организации занятий: беседы, игры-викторины, описание профессии, сочинения, экскурсии, встречи с представителями разных профессий.

Программа курса внеурочной деятельности «Я в мире профессий» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект. Программа курса «В мире профессий» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей.

МЕСТО ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я В МИРЕ ПРОФЕССИЙ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Программа рассчитана на 34 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю в 5 классе.

Срок реализации – 1 год.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

1. Вводное занятие (1 час)

2. Мир профессий (32 часа) включает следующие темы:

2.1.Многообразие мира профессий

2.2. «Кем быть, каким быть?». Конкурс рисунков «Профессии, которые нас окружают» (2 часа)

2.3. Профессии моего города

2.4. Профессии моих родителей (мамы)

2.5. Профессии моих родителей (папы)

2.6. Профессии школы

2.7. Профессии прошлого

2.8. Профессии будущего

2.9. Профессия «повар». Экскурсия в столовую

2.10. Профессии «учитель», «воспитатель»

2.11. Профессии «психолог», «социальный педагог»

2.12. Профессия «библиотекарь»

2.13. Профессия «юрист»

2.14. «Что мы узнали»

2.15. Профессии сферы услуг

2.16. «Я б в спасатели пошел, пусть меня научат». Профессия «спасатель», «пожарный»

2.17. Экскурсия в пожарную часть

2.18. Мир интересных профессий

2.19. «Почему нравится профессия»

2.20. Профессия «писатель»

2.21. Морское путешествие: матрос, рулевой моторист, судоводитель, электромеханик

2.22. Профессии авиации (диспетчер, пилот, стюардесса, радист, кассир)

2.23. Игротека «Угадай профессию»

2.24. Профессии XXI века. Информационные и компьютерные технологии

2.25. Профессии нашего региона

2.26. Человек – техника. Типы профессий

2.27. Человек – природа. Типы профессий.

2.28. Человек – человек. Типы профессий

Человек – знак. Типы профессий.

2.29. Человек – художественный образ. Типы профессий.

3. Заключительное занятие (1 час).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Содержание программы курса «В мире профессий», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «В мире профессий» можно считать следующее:

овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;

формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия: предвосхищать результат; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия: ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; установление причинно-следственных связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Всего часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

1. Вводное занятие

1

Библиотека ЦОК

2

2. Мир профессий

32

Библиотека ЦОК

3

3. Заключительное занятие

1

Библиотека ЦОК

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

1. Вводное занятие

1

 

 

 

Библиотека ЦОК

2. Мир профессий (32 часа)

2

Многообразие мира профессий

1

 

 

 

3-4

«Кем быть, каким быть?» Конкурс рисунков «Профессии, которые нас окружают»

2

 

 

 

5

Профессии моего города

1

 

 

 

6

Профессии моих родителей

1

 

 

 

7

«Профессии моих родителей»

1

 

 

 

8

Профессии школы

1

 

 

 

9

Профессии прошлого

1

 

 

 

10

Профессии будущего

1

 

 

 

11

Профессия «повар». Экскурсия в столовую

1

 

 

 

12

Профессии «учитель», «воспитатель»

1

 

 

 

13

Профессии «психолог», «социальный педагог»

1

 

 

 

14

Профессия «библиотекарь»

1

 

 

 

15

Профессия «юрист»

1

 

 

 

16

«Что мы узнали»

1

 

 

 

17

Профессии сферы услуг

1

 

 

 

18

«Я б в спасатели пошел, пусть меня научат». Профессия «спасатель», «пожарный»

1

 

 

 

19

Экскурсия в пожарную часть

1

 

 

 

20

Мир интересных профессий

1

 

 

 

21

«Почему нравится профессия»

1

 

 

 

22

Профессия «писатель»

1

 

 

 

23

Морское путешествие: матрос, рулевой моторист, судоводитель, электромеханик

1

 

 

 

24

Профессии авиации (диспетчер, пилот, стюардесса, радист, кассир)

1

 

 

 

25

Игротека «Угадай профессию»

1

 

 

 

26

Профессии XXI века. Информационные и компьютерные технологии

1

 

 

 

27

Профессии нашего региона

1

 

 

 

28

Человек – техника. Типы профессий

1

 

 

 

29

Человек – природа. Типы профессий.

1

 

 

 

30

Промежуточная аттестация. Мониторинг индивидуальных достижений

1

 

1

 

31

Человек – человек. Типы профессий

1

 

 

 

32

Человек – знак. Типы профессий.

1

 

 

 

33

Человек – художественный образ. Типы профессий.

1

 

 

 

34

Заключительное занятие

1

 

1

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Журкова, А.Я.Чистякова, С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах : учеб, пособие / А.Я. Журкова, С.Н. Чистякова. –М,: ВАКО, 2015.- 105с

2. Григорьев Д.В. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. Москва «Просвещение».2014.- 211с.

 3. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. -М.: ИПИ РАО, 2010.

4. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. –М.: «Знание», 2001.

5. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. –М.: «Инноватор», 1997.

 6. Горбунова М.В. 1000 профессий традиционных, новых, редких: краткий энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009

 7. Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. –Ростовна-Дону: «Феникс», 2013.

 8. Климов Е.А. Путь в профессионализм. –М.: Флинта, 2003.

 9. Лопатина А. и Скребцова М. Секреты Мастерства. 62 урока о профессиях и мастерах. – М.: «Амрита – Русь», 2011

10. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Библиотека ЦО


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я в мире профессий» составлена в соответствии с требованиями

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я в мире профессий» составлена в соответствии с требованиями

Основные задачи реализации Программы: - формирование у учащихся ценностного отношения к трудовому становлению; - обеспечение развития у школьников отношения к себе как к субъекту будущего…

Основные задачи реализации Программы: - формирование у учащихся ценностного отношения к трудовому становлению; - обеспечение развития у школьников отношения к себе как к субъекту будущего…

Вводное занятие (1 час) 2. Мир профессий (32 часа) включает следующие темы: 2

Вводное занятие (1 час) 2. Мир профессий (32 часа) включает следующие темы: 2

Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: предвосхищать результат; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; концентрация воли для преодоления…

Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: предвосхищать результат; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; концентрация воли для преодоления…

Заключительное занятие 1

Заключительное занятие 1

Профессии XXI века. Информационные и компьютерные технологии 1 27

Профессии XXI века. Информационные и компьютерные технологии 1 27
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2024