Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Богатства русского языка"

  • docx
  • 11.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП Богатства РЯ 9 кл..docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Татарская гимназия с отделением искусств г.Белебея»

муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета.

Протокол №1

от «30» августа   2024 г.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Д.Ф.Хабибрахманов

Приказ №296

от «30» августа    2024 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

 

«Богатства русского языка»

 

 

 

Возраст обучающихся: 9 классы

 

Срок реализации: 1 год

 

Составители: Шакирова Финзира Галимзяновна, Дрёмина Люзия Вагизовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белебей – 2024

 

I.                   Планируемые результаты

 

Личностными результатами освоения программы являются:

 

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 

Метапредметными результатами освоения программы являются:

 

1)способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы сети «Интернет»; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

2)умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

4) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

 

Предметными результатами освоения программы являются:

 

·            овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способствовать к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

·            умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения  их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

·            умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

·            способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

·            владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог – расспрос, диалог – побуждение, диалог – обмен мнениями; сочетание разных видов диалога);

·            соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

·            способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

·            понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

·            осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.                Содержание программы

 

Основные правила выразительного чтения текста

Интонация. Основные элементы интонации. Орфоэпические нормы русского языка.

Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста.

Чтение  в темпе, соответствующем коммуникативной задаче                                                               

Пересказ текста с включением приведённого высказывания

Способы запоминания текста

 Пересказ прочитанного текста с  сохранением  всех  основных  микротем  исходного текста с соблюдением  фактологической  точности.

Уместное, логичное  включение  приведенного  высказывания в текст. Применение способов цитирования.

 

Культура ведения монолога

Типы речи, композиция текстов, соответствующих различным типам речи. Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в  выстраивании  монолога  (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации.

 

 Основные правила ведения диалога

Ведение диалога по  поставленным вопросам   с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего  мнения, умение обращаться с грамматическими структурами, использование  необходимого  словарного запаса, правильное употребление  формулы речевого этикета.

 

Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования

Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка.

Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста

 

Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос.

Прямое и переносное значение слова. Отработка умения определять значение слова в тексте. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. Синонимы.

Трудные случаи правописания

Трудные случаи пунктуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Тематическое планирование

 

Тема занятия

Количество часов

1

Введение. Значимость слова. Эстетика в употреблении слов

1

2

Основные правила выразительного чтения текста

1

3

 Пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты).

1

4

Как построить монологическое высказывание по одной из выбранных тем с опорой на план.

1

5

Монологическое высказывание. Использование клише.

1

6

Диалог (интервью). Диалог по заданной теме.

1

7-8

Практическое занятие. Устное собеседование на заданные темы

2

9

Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

1

10

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Абзац

1

11

Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

1

      12

Структурные особенности сжатого изложения. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

1

13

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение. Отработка приёма упрощение.

 1

14

Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.

1

15

Понятие о сочинении-рассуждении. Структура сочинения на лингвистическую тему.

1

16

Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

1

17

Фактические ошибки. Речевые ошибки. Грамматические ошибки

1

18-19

Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения  по пониманию смысла предложения, взятого из авторского текста

 2

20-21

Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения на заданную проблему с умением приводить аргументы из текста и из собственного опыта

2

22

Понимание текста. Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

1

23

Выразительные средства. Эпитеты, метафора, метонимия и др.

1

24

Фонетика.

1

25

Правописание корней, приставок, суффиксов.

1

26

Словосочетание. Способы связи в словосочетании

1

27

Грамматическая основа предложения.

Сложноподчиненное предложение. Типы СПП

1

28

Предложения с обособленными членами.

1

29

Знаки препинания в простом осложненном предложении.

1

30

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1

31

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

1

32

Сложные предложения с различными видами связи.

1

33

Сложные бессоюзные предложения.

1

34

Повторение изученного

1

 

Календарно-тематическое планирование на текущий учебный год – Приложение 1