Рабочая программа по литературе 10 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по литературе 10 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русская литература
10 кл
02.11.2021
Рабочая программа по литературе 10 класс
. Календарно-тематическое планирование составлено на основе пособия, входящего в УМК – Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций/Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова.
Литература ФГОС 10 кл лебедев.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

И.о. директора школы

_______________

О.В.Рубинова

Приказ №______

от ________2021

 

 

 

Рабочая программа

учителя русского языка и литературы

высшей  квалификационной категории

Окуневой Людмилы Александровны

«Литература»

 Среднее общее образование, 10 класс

(базовый уровень)

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________Е.В.Корниенко

______________2021

 

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

__________Н.И. Макарова

_____________2021

 

 

 

2021-2022 учебный год

 

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Тип программы: программа среднего общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса.

Название, автор и год издания предметной учебной программы, на основе которой разработана рабочая программа: - Рабочая программа по литературе для 10-11 классов. Литература. Примерные рабочие программы. Предметная линияучебников под ред. В. П. Журавлева, Ю. В. Лебедева. 10—11 классы :учеб.пособие для общеобразоват. организаций : базовый уровень /А. Н. Романова, Н. В. Шуваева; [под ред. В. П. Журавлева, Ю. В. Лебедева]. — М. : Просвещение, 2019. — 112 с. Календарно-тематическое планирование составлено на основе пособия, входящего в УМК – Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций/Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова.-М.: Просвещение, 2014.-320 с.

Уровень освоения содержания образования по предмету: базовый.

Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогических работников МБОУ «СОШ № 18» программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
  • для администрации МБОУ «СОШ № 18» программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования.

Категория обучающихся: учащиеся 10 А класса МБОУ «СОШ № 18».

Сроки освоения программы: 2021/2022 учебный год.

Объем учебного времени: 105 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 3 часа в неделю.

Формы контроля: устный опрос, домашняя работа, письменные работы (самостоятельные работы, проверочные работы, тестирование, контрольные работы,  практические работы, зачеты, проекты).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Планируемые  результаты освоения учебного предмета

Изучение русской классической литературы в 10 классе по программе В. П. Журавлева, Ю. В. Лебедева направлено на достижение следующих личностных результатов образования:

— формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, создателя великой литературы, носителя высоких духовных идеалов;

— формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальныеи общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в

которых воплощены данные ценности;

— формирование нравственной чуткости, совестливости, чувства

справедливости;

воспитание готовности к служению Отечеству, его защите на примересудеб писателей и образов литературных героев, вызывающих восхищение и уважение своим служением России;

— формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, благодаря освоению результатов современного литературоведения и обращению к лучшим образцам литературной критики;

— развитие способности понимать диалог культур, а также различныхформ общественного сознания посредством сопоставления научных, художественных и иных интерпретаций литературных произведений, сопоставления творчества зарубежных и русских авторов, обеспечивающегоосознание учеником своего места в поликультурном мире;

— формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствиис традиционными национальными и общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоениянравственных основ художественной словесности XIX века, участия вдискуссиях по нравственной и философской проблематике литературныхпроизведений;

— формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, обогащение опыта сотрудничества сосверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской,проектной и других видах деятельности, развитие способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общиецели и сотрудничать для их достижения на основе практического опытаучебной деятельности в классе, самостоятельного чтения литературныхпроизведений, участия в коллективных исследовательских и творческих

проектах, предусмотренных программой учебного курса 10 класса;

— формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства и привлечения других видов искусства на уроках литературы, воспитания хорошего вкуса, сознательногоотношения к литературе, умения отличать высокие образцы искусстваот произведений массовой культуры; — подготовка к осознанному выбору будущей профессии и возможностейреализации собственных жизненных планов при помощи накопления опытадеятельности в гуманитарной области, освоения некоторых элементовпрофессиональной деятельности учёного-филолога, критика, редактора,журналиста, писателя и т. д.;

— формирование глубокого уважения к духовному наследию, воплощённому в русской классической литературе XIX века, осознание неразрывной связи между ценностями православной культуры и достижениями отечественной словесности при всей сложности их взаимодействияв художественной практике конкретных писателей.

Достижение личностных результатов среднего общего образования, отражённых в ФГОС, обеспечивается на уроках литературы средствами, органичными для данного учебного предмета, и в формах, обусловленныхего спецификой. Можно предложить формулировку наиболее конкретныхи проверяемых результатов в области формирования личности ученика, егосистемы нравственных координат и ценностей, соотносимых с личностными характеристиками выпускника по ФГОС. Учитель литературы можетоценить личностные результаты обучения, взаимодействуя с учащимися науроках, организуя внеурочную и внеклассную работу школьников, анализируя письменные работы и проектную деятельность учеников.

Результаты изучения предмета«Литература» на ступени СОО

Российская гражданская идентичность,патриотизм, уважение к своему народу,чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважениегосударственных символов (герб, флаг,гимн). Сформированное уважение к русскойклассической литературе, осознаниеценности художественного наследиярусских писателей XIX—XX веков какнеотъемлемая часть формированияроссийской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своемународу, чувства ответственности передРодиной, гордости за свой край, своюРодину.Осознание ценности художественногонаследия писателей народов России,понимание плодотворного характеравзаимодействия национальных культурнародов, проживающих на территорииРоссии, способность привести примеры взаимообогащающего культурногообмена в области художественной словесности XIX—XX веков.Гражданская позиция активного иответственного члена российскогообщества, осознающего свои конституционные права и обязанности,уважающего закон и правопорядок,обладающего чувством собственного достоинства. Сформированность представлений отрадиционных национальных и общечеловеческих гуманистических и демократических ценностях, воплощённыхв лучших произведениях отечественной литературы XIX—XX веков.

Предметные результаты изучения учебногопредмета «Литература» в 10 классе

Предметные результаты изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования не требуют уточнения, они являютсяобязательными для организаций, реализующих программы среднего общегообразования. Однако перечень предметных результатов может быть дополнен и расширен для предлагаемой авторской учебной программы в связис её спецификой, позволяющей добиться, помимо общеобязательных предметных результатов, ещё некоторых дополнительных итогов обучения. Этидополнительные результаты обеспечиваются вариативной частью содержа-

ния образования, спецификой авторской научно-методической концепции,отражённой в

Таким образом, применение данной Рабочей программы предусматриваетдостижение следующих предметных результатов.

Выпускник на базовом уровне научится:

— демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общиетемы или проблемы;

— в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

· обосновывать выбор художественного произведения для анализа,приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и егопроблематику (содержащиеся в нём смыслы и подтексты);

· использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указаниена фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующиеанализа;

· давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показыватьих развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итогераскрывая сложность художественного мира произведения;

· анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: местаи времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

· определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

· анализировать авторский выбор определённых композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязьопределённых частей текста способствуют формированию его общей структуры и обусловливают эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определённого зачина и концовки произведения, выбор между счастливой и трагической развязкой, открытым и закрытым финалом);

· анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того,что в нём подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория,гипербола и т. п.);

— осуществлять следующую продуктивную деятельность:

· давать развёрнутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанныепроизведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мирапроизведения, понимание принадлежности произведения к литературномунаправлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

· выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

— давать историко-культурный комментарий к тексту произведения(в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированнойбиблиотеки, исторических документов и т. п.);

— анализировать художественное произведение в сочетании воплощенияв нём объективных законов литературного развития и субъективных черт

авторской индивидуальности;

— анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей,психологией и др.);

— анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического илилирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

— о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

— о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

— о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

— об историко-культурном подходе в литературоведении;

— об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

— о наиболее ярких или характерных чертах литературных направленийили течений;

— имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечнымиобразами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

— о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом,эпохой.

Таким образом, в результате освоения курса 10 класса ученики узнают:

— основные особенности становления реализма в русской литературе вконтексте европейского литературного процесса;

— важнейшие черты русского реализма, обусловившие национальноесвоеобразие русской классики XIX века;

— проявившиеся во второй половине XIX века особенности русского романтизма как литературного направления, имена и произведения русскихписателей второй половины XIX века, в творчестве которых проявилисьчерты романтизма;

— ключевые факты творческих биографий Бальзака, Стендаля, Диккенсаи Мопассана, их роль в развитии реализма как литературного направленияи формировании жанров романа, новеллы, названия ключевых произведений Бальзака, Стендаля, Диккенса и Мопассана, содержание одного из произведений каждого автора;

— основные факты биографии и творчества И. С. Тургенева, содержаниеромана «Отцы и дети»;

— важнейшие факты биографии и творчества И. А. Гончарова, связьтрёх романов писателя с ключевыми проблемами эпохи, общие сюжетно-композиционные решения, характерные для романов Гончарова, содержаниеромана «Обломов»;

— проблематику пьес А. Н. Островского, социальные и психологическиепроблемы, поднятые драматургом в пьесах «Банкрот», «Гроза», «Бесприданница», «Лес»; содержание драмы «Гроза» и пьес А. Н. Островского, прочитанных самостоятельно;

— основные факты биографии и творчества Ф. И. Тютчева, А. А. Фета,А. К. Толстого, ведущие мотивы лирики каждого автора, произведения(фрагменты), характеризующие мироощущение поэта или важные для неготемы творчества;

— основные факты творческой биографии Н. А. Некрасова;

— основные мотивы лирики Некрасова, особенности его поэтическогоязыка;

— содержание поэмы «Кому на Руси жить хорошо?», образы персонажей, их роль в развитии авторской идеи;

— признаки эпопеи как литературного жанра, черты эпопеи в поэмеН. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»;

— важнейшие факты творческой биографии М. Е. Салтыкова-Щедрина,основные идейные предпосылки его литературного творчества, содержаниеотдельных фрагментов сатиры «История одного города»;

— факты биографии Ф. М. Достоевского, названия и общую проблематику его основных произведений, содержание романа «Преступление и наказание», значение отдельных эпизодов романа, их место в повествовании;

— основные факты биографии Л. Н. Толстого, особенности важнейшихэтапов его духовной эволюции и творчества, творческую историю романа«Война и мир», в том числе автобиографическое значение некоторых образов и мотивов романа, основные сюжетные линии произведения, историческую основу событий, изображённых Толстым;

— основные факты биографии А. П. Чехова, сюжеты 3—4 рассказов писателя, относящихся к разным периодам творчества, содержание комедии«Вишнёвый сад», систему образов пьесы, специфику жанра комедии «Вишнёвый сад», особенности конфликта;

— основные особенности жанров рецензии, отзыва, аннотации, требования к докладу, реферату, сочинению на литературную или литературоведческую тему;

получат возможность узнать:

— основные факты творческой истории романа Н. Г. Чернышевского«Что делать?», фабулу романа и имена главных героев;

— основные особенности творчества Н. С. Лескова, позицию писателя вобщественном и литературном движении второй половины XIX века;

— основные признаки европейской «новой драмы» рубежа веков, сюжети главных героев пьес Г. Ибсена («Нора») и Б. Шоу («Пигмалион»);

— основные направления русской литературной критики второй половины XIX века;

— имена и работы наиболее известных художников — иллюстраторовпроизведений русских писателей второй половины XIX века;

— наиболее интересные, качественные кинематографические интерпретации произведений русской литературной классики XIX века;

научатся:

— раскрывать идею прочитанного произведения писателя второй половины XIX века, аргументированно излагать авторскую позицию, опираясьна анализ конкретных эпизодов, образов произведения;

— создавать устное монологическое высказывание в жанре отзыва о творчестве писателя второй половины XIX века, составлять рассказ (сообщение)о писателе, используя материалы учебника и дополнительные источники;

— воспроизводить сжато сюжет романа, рассказа, пьесы, передавать содержание отдельных ключевых эпизодов, сопоставлять фрагменты произведения;

— характеризовать героев романа, повести, рассказа, пьесы в общей системе персонажей, используя понятия: главный — второстепенный герой,антитеза, дополнение, сходство—различие и т. п.; раскрывать образы главныхи второстепенных, а также эпизодических персонажей, объяснять их рольв развитии действия, определять приёмы создания образа персонажа, в томчисле речевую характеристику, создавать словесный портрет героя с использованием цитат из произведения, объяснять значение образов персонажейдля раскрытия авторского замысла, создавать комплексную характеристикугероя, сравнительную характеристику персонажей, выявлять авторское отношение к персонажу, опираясь на анализ текста;

— формулировать историко-культурные, философские, нравственно-этические проблемы, которые нашли отражение в художественном мире произведения;

— передавать сжато содержание отдельных эпизодов произведения и раскрывать их сюжетно-композиционное и характерологическое значение;

— определять средства изображения внутреннего мира главных героевавтором, оценивать чувства героев, мотивы их поведения;

— характеризовать основные элементы изображённого мира (пейзаж, интерьер, вещный мир, деталь и т. д.) в контексте авторской идеи;

— определять конфликт в драматическом произведении;

— определять жанр пьесы (комедия, драма, трагедия), указывая конкретные признаки жанра в произведении;

— определять основные стадии развития действия и композиционнуюроль конкретных сцен пьесы;

— заучивать наизусть и выразительно читать лирические стихотворенияразных жанров Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. К. Толстого, Н. А. Некрасова,фрагменты прозаических произведений И. С. Тургенева, И. А. Гончарова,Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, сцены из пьес А. Н. Островского;

— определять эмоционально-образное содержание лирического произведения, давать характеристику лирического героя;

— определять средства художественной выразительности и раскрывать ихроль в лирическом произведении;

— сопоставлять лирические стихотворения одного автора и стихотворения разных поэтов, близкие по теме;

— выполнять формальный анализ стихотворений, определяя особенностистрофики, ритмической организации, способы рифмовки и другие особенности текста;

— выделять сквозные темы, идеи, мотивы, образы в творчестве поэта,сопоставляя прочитанные произведения разных жанров;

— раскрывать смысл художественного иносказания в прозе М. Е. Салтыкова-Щедрина (сказках и фрагментах «Истории одного города»), интерпретировать эпизоды, содержащие иронию, гротеск, сарказм;

— приводить примеры «диалектики души» и «диалектики характера» впроизведениях Л. Н. Толстого, примеры психологизма в прозе И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского;

— анализировать авторскую позицию в произведениях, определять средства её воплощения в тексте;

— формулировать собственную точку зрения на изображённое писателем явление действительности, аргументируя своё согласие или несогласие с авторской позицией, формулировать и аргументированно защищатьсвою точку зрения по определённой нравственной или мировоззренческойпроблеме, участвовать в дискуссии, соблюдая корректное поведение и правила устного общения;

— использовать термины, описывающие художественный мир литературного произведения, особенности историко-литературного процесса (в соответствии с содержанием программы 10 класса);

— составлять конспект, тезисный план статьи учебника;

— создавать сочинение в жанре ответа на проблемный вопрос на литературную или нравственно-философскую тему, затронутую писателем, обращаться к тексту произведения для аргументирования и иллюстрированиясобственной позиции;

получат возможность научиться:

— соотносить проблематику романа «Что делать?» с фактами жизниН. Г. Чернышевского и общественной ситуацией 50—60-х гг. XIX века, передавать содержание прочитанных фрагментов романа «Что делать?», объяснять значение иносказаний, использованных автором для выражения егосоциально-философских идей;

— демонстрировать особенности сказовой манеры Н. С. Лескова на примерах из прочитанных произведений;

— использовать дополнительные источники для оценки фактов и исторических лиц, выведенных писателем в литературном произведении;

— в устной и письменной форме давать отзыв об иллюстрации к произведению русской литературы второй половины XIX века, фрагменте кинофильма, спектакля, сопоставляя произведение и его интерпретации в другихвидах искусства;

— в устной и письменной форме давать отзыв о кинофильме, спектакле,сопоставляя пьесу и её сценические или кинематографические интерпретации;

— писать рецензии на фильм, снятый по мотивам литературного произведения;

— составлять конспект, тезисный план литературно-критической статьи;

— самостоятельно формулировать позицию критика на основе прочитанного законченного по смыслу фрагмента статьи;

— сопоставлять различные суждения литературных критиков о герое произведения, авторской позиции, используя фрагменты литературно-критических статей;

— приводить цитаты, тезисы литературных критиков в качестве аргументов в собственных устных и письменных высказываниях на литературнуютему.

Метапредметные результаты изучения учебногопредмета «Литература» в 10 классе

Изучение литературы как учебного предмета способствует достижениюметапредметных результатов освоения основной образовательной программы.

Конкретизация метапредметных результатов для систематического контроля за их формированием связана с указанием предметной области, сферы реальной действительности, конкретных специфических объектов, дляосвоения которых применяются универсальные учебные действия в рамкахпредмета «Литература». Также можно обозначить некоторые специфическиесредства обучения и характерные для данной дисциплины виды деятельности учащихся, способствующие достижению метапредметных результатов:

— умение самостоятельно определять цели деятельности на уроках литературы и составлять планы деятельности при выполнении самостоятельной работы на уроке и домашнего задания; самостоятельно осуществлять,контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы (учебник, рекомендованную учителем литературу, тематические сайты сети Интернет и другие источники знаний по литературе) для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;

выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

— умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности на уроке литературы и при выполнении групповых и коллективных учебных заданий, творческих, исследовательских проектов вобласти изучения литературы XIX — начала XXI века, учитывать позициидругих участников деятельности, в том числе в процессе интерпретациихудожественного произведения или оценки литературного явления, историко-литературного факта, эффективно разрешать конфликты;

— владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в области изучения литературы XIX — начала XXIвека, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач в области изучениялитературы XIX — начала XXI века, применению различных методов познания (изучение источников, анализ художественных и научных текстов, компаративный анализ, контекстный анализ и др.);

— готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации (словари, научные и научно-популярные литературоведческие издания, литературно-критические статьи, публицистическиетексты на литературные темы, авторские информационные ресурсы,учебники, учебные пособия по литературе XIX — начала XXI века, сообщения учителя, сообщения других участников образовательного процесса

и др.), критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемуюиз различных источников;

— умение использовать средства информационных и коммуникационныхтехнологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных иорганизационных задач, возникающих в процессе изучения литературы в10—11 классах, с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

— умение определять назначение и функции различных социальныхинститутов и институций, в том числе таких, как литературная деятельность, авторское право, научно-исследовательская деятельность поизучению отечественной и мировой литературы, профессиональная деятельность филолога, писателя, журналиста, издательского работника;

— умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей,в том числе опираясь на опыт нравственно-эстетического освоения произведений художественной литературы, в которых воплощены традиционные ценности русской культуры;

— владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства дляучастия в конкретных видах деятельности на уроках литературы (опрос,беседа, дискуссия, выполнение контрольных и самостоятельных работ,различных заданий), для создания собственных устных и письменных высказываний на нравственно-этические, литературные и литературовед-

ческие темы;

— владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований,границ своего знания и незнания в области изучаемого предмета («Литература»), новых познавательных задач и средств их достижения.

 

2.      СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ВВЕДЕНИЕ

Цели изучения литературы в 10 классе, задачи литературоведения какнауки. Значение целостного изучения творческого пути писателя, рольгенетических, диалогических и типологических связей в анализе литературного произведения. Краткая характеристика таких научных направлений,как историческая поэтика, сравнительно-историческое литературоведение, историко-функциональное изучение литературы.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМАВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА

Русская литература XIX века на этапе становления реализма как литературного направления. Своеобразие становления реализма в русской литературе в контексте европейского литературного процесса и общекультурногоразвития европейских стран. Национальное своеобразие русского реализма,стремящегося к широте изображения жизни в общенациональном ракурсе,шекспировской полноте постижения человеческих характеров, христианскому гуманизму в оценке окружающего мира. Эволюция русского реализма от первых десятилетий XIX века к 1840-м годам и ко второй половиневека: от пушкинского универсализма к индивидуальным стилям писателей1860—1870-х годов, от образцовых статей В. Г. Белинского к несколькимнаправлениям в литературной критике, отстаивающим противоположныеобщественные и эстетические позиции.

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГОРОМАНА XIX ВЕКА

Формирование и развитие реализма в зарубежной прозе XIX века. Творчество наиболее крупных представителей этого литературного направления:Стендаля, Бальзака, Диккенса.

Стендаль. Обзор жизни и творчества писателя. Герой-индивидуалист вромане Стендаля «Красное и чёрное». Судьба личности в контексте масштабных исторических событий в романе «Пармская обитель».

Оноре де Бальзак. Краткая характеристика жизни и творчества писателя. Замысел «Человеческой комедии». Социально-психологический анализсовременного общества в романах «Евгения Гранде» и «Отец Горио», новелле «Гобсек». Значение романов Бальзака для развития русской литературы.

Чарльз Диккенс. Краткая характеристика жизни и творчества писателя.Гуманистический пафос прозы Диккенса. «Рождественская песнь в прозе». Рождественские повести Диккенса. Религиозно-философская основапроизведений, утверждающих способность человека к нравственному возрождению. Роман «Домби и сын». Мастерство писателя, соединившего психологизм и социальную проблематику, жёсткую критику буржуазного общества и горячую веру в человека.

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ

Становление писателя, формирование его убеждений. Важнейшие особенности мироощущения писателя, его умение прочувствовать красоту преходящих мгновений, «уловить современность в её преходящих образах».«Записки охотника». Творческая история цикла, его художественное своеобразие.Повести «Муму» и «Постоялый двор». Роман «Рудин» — произведение,в котором выразился трагизм поколения 1840-х годов, приверженцев философского идеализма, мало знакомых с практической жизнью. Повести о трагическом смысле любви и природы: «Поездка в Полесье», «Фауст», «Ася».Роман «Дворянское гнездо». Проблематика романа, роль любовного сюжета в художественном мире произведения. Образ Лизы Калитиной в контексте традиций русской литературы.

Роман «Накануне». Образы Инсарова и Елены, цена жизненного выборагероев. Особенности тургеневского романа. Сложность общественно-политической позиции Тургенева, его стремление снять противоречия и крайности непримиримых общественных течений 1860—1870-х годов. Разрыв с«Современником», значение споров о романе «Накануне» в современнойТургеневу критике.Роман «Отцы и дети». Творческая история романа, этапы работы Тургенева над произведением о поколении нигилистов, прототипы образа Евгения Базарова. Трагический характер конфликта, в котором «обе стороны до известной степени правы». Споры Базарова с Павлом Петровичем,сильные и слабые стороны в позициях каждой из конфликтующих сторон.Базаров и Аркадий. Внутренний конфликт в душе Базарова. Испытаниегероя любовью, его мировоззренческий кризис. Базаров под крышей родительского дома. Второй круг жизненных странствий Базарова. Противоречивые стороны натуры героя, рост его личности, одиночество Базарова средипротивников и мнимых единомышленников. Трагическое разрешение центральной коллизии романа. Авторское отношение к герою. «Отцы и дети»в русской критике.Творческий кризис Тургенева и его отражение в романе «Дым». Общественный подъём 1870-х годов. Роман «Новь». Отношение писателя к революционному народничеству. Творческий путь И. С. Тургенева в конце1860-х — 1870-е годы. Последние годы жизни писателя.Стихотворения в прозе: основные мотивы, переклички стихотворений спрозой Тургенева, особенности жанра стихотворений в прозе.

НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

Биография Чернышевского, формирование его взглядов. Эстетическиевоззрения Чернышевского.Роман «Что делать?». Творческая история произведения, его жанровое

своеобразие. Значение романа «Что делать?» в истории русской литературы и революционного движения. Художественная специфика произведения:композиция романа, система образов, реальность и сны, особые группыперсонажей: «старые люди», «новые люди», «особенный человек». Мораль«новых людей», их взгляды на любовь и семейные отношения, основанныена вере в добрую природу людей, наделённых инстинктом общественнойсолидарности. Утопическое изображение общества будущего в четвёртом снеВеры Павловны.Каторга и ссылка Чернышевского. Роман «Пролог». Эволюция взглядовписателя.

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ

Биография писателя. Своеобразие художественного таланта Гончарова.Роман «Обыкновенная история»: поиск золотой середины между беспочвенной мечтательностью и расчётливым прагматизмом.Цикл очерков «Фрегат „Паллада“». Наблюдения писателя и результат егоразмышлений о противоположности прагматичного европейского мира и са-

мобытной русской цивилизации.Роман «Обломов». Образ Ильи Ильича Обломова в контексте художественного мира романа, полнота и сложность его характера. Образ Захара,его роль в романе. Истоки характера героя в эпизоде «Сон Обломова». Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл житейского противостоянияи взаимной душевной привязанности героев. Обломов и Ольга Ильинская.Проявление лучших душевных качеств героев в истории их любви. Неизбежность драматического финала любовной истории. Обломов и АгафьяПшеницына. Историко-философский смысл романа. Н. А. Добролюбов иА. В. Дружинин о романе «Обломов».Творческая история романа «Обрыв». Ключевые образы романа: Райский,бабушка, Марфенька, Вера, нигилист Марк Волохов. Философский смыслсюжета: судьба Веры и судьба будущей России. «Обрыв» в оценке русскойкритики.

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ

Жизнь и творчество драматурга, общенациональное содержание творчества Островского.Исторические и семейные истоки художественной индивидуальности драматурга. Проблематика и художественное своеобразие комедий Островского«Свои люди — сочтёмся», «Бедность не порок», созданных в период сотрудничества писателя с редакцией журнала «Москвитянин». Сближение Островского с кругом «Современника». Расширение тематического диапазона его драм.Драма «Гроза». Творческая история произведения. «Гроза» как русскаятрагедия. Конфликт и расстановка действующих лиц. Катастрофическоесостояние мира и его отражение в характерах героев драмы. Общенациональный масштаб художественного обобщения. Образы грозы и Волги впьесе. Религиозная основа бытового конфликта в семействе Кабановых.Образ главной героини, народные истоки характера Катерины. Особенности трагической коллизии в пьесе, её социальные и религиозные корни.Н. А. Добролюбов и А. А. Григорьев о «Грозе» Островского.Творческая эволюция драматурга. Своеобразие пьес Островского конца 1860—1870-х годов, по-новому развивающих прежние мотивы. Весенняясказка «Снегурочка». Фольклорная образность и философские мотивы пьесы. Драма «Бесприданница». Глубина социально-психологических характеристик героев пьесы. Поэтичность и драматизм образа Ларисы.Неповторимый национальный облик драматургии Островского, рольОстровского в создании русского театра.

ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ

Становление личности поэта. Связь поэзии Тютчева с традициями егодревнего рода, с историей и природой Орловщины. Тютчев и поколениелюбомудров, философские и политические взгляды поэта-дипломата. Философская проблематика и художественное своеобразие поэзии Тютчева.Стихотворения: «Silentium!», «14 декабря 1825 года», «Не то, что мните вы, природа...», «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Цицерон»,

«День и ночь», «О, как убийственно мы любим...», «Весь день она лежалав забытьи...», «Наш век», «Над этой тёмною толпой...», «Неман», «Эти бедные селенья...», «Есть в осени первоначальной...», «Умом Россию непонять...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас — ивсё былое...»).Поэзия Тютчева в контексте русского литературного развития: общественные истоки трагических мотивов тютчевской лирики. Основные темытворчества поэта-философа. Мир природы в поэзии Тютчева. Любовная

лирика Тютчева, её биографическое и философское содержание. Трагические противоречия бытия, хаос и космос в лирике Тютчева. Тема России,историософские взгляды поэта. Поэтическое открытие русского космоса взрелых произведениях Тютчева.

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ

Народные истоки мироощущения Некрасова, близость поэта к народу,его способность выразить одухотворённую красоту страдания и высокиеидеалы народа.Детство и отрочество Некрасова, семья поэта, впечатления детских июношеских лет, сформировавшие характер Некрасова. Петербургские мытарства. Встреча с В. Г. Белинским. Некрасов — журналист и издатель.Лирика Некрасова. Стихотворения «В дороге», «Тройка», «На Волге»,«Вчерашний день, часу в шестом...», «Я не люблю иронии твоей...», «Мыс тобой бестолковые люди...», «Еду ли ночью по улице тёмной...», «Внимая ужасам войны...», «Поэт и Гражданин», «Размышления у парадно-

го подъезда», «Зелёный Шум», «Влас», «Элегия» («Пускай нам говоритизменчивая мода...»), «Блажен незлобивый поэт...», «ОМуза! я у дверигроба...». Основные мотивы лирики поэта. Звучание темы поэтическогопризвания в стихотворениях Некрасова. Народ в лирике Некрасова. Поэтическое многоголосие: особенности поэтики Некрасова, основанные наего художественной отзывчивости к народной судьбе и народной речи.

Своеобразие сатирических стихов Некрасова. Тонкий психологизм и наблюдательность поэта при создании сатирических масок.Своеобразие любовной лирики Некрасова: глубокое постижение женской души, соединение социальных и личных мотивов в стихотворенияхо любви.Поиск героя нового времени в поэме «Саша».Поэзия Некрасова в преддверии реформы 1861 года, поворот в художественных исканиях Некрасова, попытка создать собирательный образ народа-героя в поэме «Тишина».Поэма «Коробейники». Закономерный этап творческой эволюции Некрасова: открытый выход не только к народной теме, но и к народу какчитателю.Поэма «Мороз, Красный нос». Трагедия одной крестьянской семьи исудьба всего русского народа. Национальные черты образов Дарьи и Прокла.Историко-героические поэмы «Дедушка» и «Русские женщины».

Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Творческая история произведения. Жанр и композиция поэмы-эпопеи. Роль фольклорных мотивовв художественном мире произведения. Проблема завершённости-незавершённости.Образ крестьян-правдоискателей в начале поэмы, первоначальные представления странников о счастье. Перелом в направлении поисков «счастливого». Ключевые образы поэмы (Яким Нагой, ЕрмилГирин, МатрёнаТимофеевна, Савелий и др.), постепенное рождение в сознании народа образа другого «счастливца», борца за духовные святыни. Работа Некрасованад финальной частью поэмы, вера поэта в пробуждение народных сил,нескорое, но неизбежное утверждение народной Правды.«Последние песни». Годы болезни Некрасова, проблематика его последних лирических произведений.

АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ

Биография и творческий путь Фета.«Шёпот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад.Лежали...», «Это утро, радость эта...», «Учись у них — у дуба, у берёзы...», «Целый мир от красоты...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На стоге сена ночью южной...», «Ещё майская ночь...», «Ятебе ничего не скажу...», «Как беден наш язык! Хочу и не могу...», «Пчёлы»,«Вечер».Стихи Фета о назначении поэзии. Сознательность выбора поэтом ролизащитника «чистого искусства», философские основания житейской и эстетической программы Фета.Место Фета в русской поэзии второй половины XIX века. Светлый, жизнеутверждающий характер лирики поэта. Основные особенности поэтикиФета, его важнейшие художественные открытия: метафоричность, импрессионистичность, музыкальность, интуитивность, символизм и т. д. Любовная лирика Фета. Природа в поэзии Фета. Преображение житейских впечатлений в поэтический образ. Стихотворения Фета в контексте литературнойтрадиции.

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ

Жизненный и творческий путь А. К. Толстого, зарождение и созреваниеего страсти к искусству. Нравственная твёрдость писателя, последовательнаязащита им интересов русской литературы.«То было раннею весной...», «Средь шумного бала, случайно...»,

«Меня, во мраке и в пыли...», «Край ты мой, родимый край...», «Колокольчики мои...», «Двух станов не боец, но только гость случайный...».Лирика А. К. Толстого: основные мотивы, неповторимое своеобразие поэзии А. К. Толстого, прочно укоренённой в традициях русской классическойлитературы.Былины и баллады А. К. Толстого. «Василий Шибанов», «Илья Муромец», «Садко». Отражение историософских взглядов автора в его исторических балладах и стилизованных былинах. Драматические произведенияА. К. Толстого, трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоан-

нович» и «Царь Борис».Сатирические произведения А. К. Толстого. Литературная маска КозьмыПруткова: от литературной пародии до политической сатиры. «Плоды раздумья». Стихотворения «Мой портрет», «Моё вдохновение», «Перед морем

житейским», «Осень. С персидского, из Ибн-Фета».

МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Драматическая судьба писателя-сатирика. Общественно-политическая позиция Салтыкова-Щедрина.«История одного города». Необычность жанровой формы произведения, роль фантастических образов. Пародия, гротеск, гиперболизация как

способы раскрытия авторского замысла. Обличение тёмных сторон «глуповской истории», понимаемой как история народа, отступившего от христианских заповедей.

Общественный роман «Господа Головлёвы». История создания романа-хроники, место произведения в творчестве писателя.«Сказки» Салтыкова-Щедрина. «Пропала совесть», «Рождественская сказка», «Самоотверженный заяц», «Карась-идеалист», «Премудрый пискарь»,«Христова ночь». Проблемно-тематические группы сатирических сказок

писателя. Социальное и религиозно-философское содержание сказок, ихидейно-художественное своеобразие.Творчество Салтыкова-Щедрина как свидетельство духовного взлёта русской словесности в XIX веке: созидательная роль обличительной литературы,опирающейся на прочные нравственные основы национальной культуры.

ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ

Биография Достоевского, формирование его личности и жизненной позиции. Семья писателя, первые детские впечатления. Отрочество в Военно-инженерном училище.

Начало литературной деятельности. «Бедные люди», причина высокойоценки романа Белинским и Некрасовым. Увлечение идеями социалистов-утопистов. Участие Достоевского в деятельности кружка Петрашевского,арест, гражданская казнь и ссылка писателя. Сибирь и каторга. Формирование нового взгляда писателя на Россию и русский народ.Почвенничество Достоевского, связь его убеждений с христианскимиидеями и философскими исканиями эпохи. Воплощение почвенническихвзглядов Достоевского в «Пушкинской речи».Роман «Преступление и наказание». Творческие истоки произведения,жанровое своеобразие «идеологического» романа. Антигуманный и богоборческий смысл теории Раскольникова, связь болезненных заблуждений героя

с трагедиями петербургских трущоб. Идея и натура Раскольникова: глубинапсихологического анализа душевных терзаний героя. Духовный путь Раскольникова. Роль Сони Мармеладовой и её христианской веры в нравственном возрождении главного героя. «Преступление и наказание» в русскойкритике.

«Идиот» — роман о «положительно прекрасном» человеке, трагизм образа главного героя — князя Мышкина. Спор с нигилизмом в романе «Бесы».Поверка господствующих идей современной европейской цивилизации в романе «Подросток». Роман «Братья Карамазовы» как синтез художественно-философских исканий писателя, глубокое исследование духовной болезнисовременного общества — карамазовщиныи её нравственных последствий. Жанровое своеобразие романов Достоевского как идеологических, полифонических, романов-трагедий.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКАВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Расстановка общественных сил в 1860-е годы, причина размежевания общества на западников и славянофилов. Взгляд славянофилов и западниковна пути русской истории и будущее России. «Эстетическая критика» либеральных западников П. В. Анненкова, А. В. Дружинина, публиковавшихсяв журналах «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Русскийвестник».«Реальная критика» революционеров-демократов. Анализ литературногопроизведения как повод для осмысления социальных и политических проб-

лем современности в статьях Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова.Общественная и литературно-критическая программа нигилистов, критиков журнала «Русское слово» Д. И. Писарева и В. А. Зайцева, причины ихполемики с журналом «Современник».Литературно-критическая позиция славянофилов К. С. Аксакова иА. С. Хомякова, развитие и преломление их идей в литературно-критической позиции почвенников А. А. Григорьева и Н. Н. Страхова, соратников Ф. М. Достоевского и сотрудников его журналов «Время» и «Эпоха».

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

Родовое гнездо. Традиции дворянского рода, к которому принадлежалписатель. Детство, ранние годы Л. Н. Толстого в семье, обстановка родственного тепла и доброты, сформировавшая душевный склад писателя.Отрочество и юность. Годы учения Толстого в Казанском университете ипопытка начать государственную службу, увлечение руссоистскими идеямии самоанализом, отразившееся в дневниках.Диалектика трёх эпох развития человека в трилогии Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Художественное новаторство произведенияо духовном становлении человека. Чернышевский о «диалектике души»Л. Н. Толстого. От «диалектики души» — к «диалектике характера».Л. Н. Толстой — участник Крымской войны. Художественные открытияписателя во время военной кампании 1853—1855 годов. Итог размышлений писателя об истинном и ложном патриотизме — «Севастопольскиерассказы».Творчество Л. Н. Толстого начала 1860-х годов. Повесть «Казаки» и рассказ «Люцерн», связанные размышлениями писателя о современной цивилизации. Общественная и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого. Его работав Яснополянской школе для крестьянских детей.

Роман-эпопея «Война и мир». Творческая история романа, логикаизменения авторского замысла. «Война и мир» как роман-эпопея: жанровое своеобразие произведения, его отличие от классического романа исходство с героическим эпосом прошлого. Композиция «Войны и мира».Структура романа как цепь ярких жизненных картин, связанных в единоехудожественное полотно глубокой «мыслью народной». Семейная жизнь ижизнь историческая, изображённые в неразрывном единстве. Война и миркак два универсальных состояния общей жизни людей в художественноммире произведения. Народ и толпа, Наполеон и Кутузов: противопоставление эгоистической личности и общенародного единства, которое ярче всего реализуется в контрастных образах Наполеона и Кутузова. Изображениенародного характера войны 1812 года и антивоенный пафос романа. Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова, нравственно-психологический облик героев, их духовный путь, авторское отношение к героям. Художественное значение подробного психологического анализа в прозеЛ. Н. Толстого. «Текучесть человека», таящая возможности бесконечногообновления, нравственного совершенствования. Образ Платона Каратаева.Наташа Ростова, причины её особенного влияния на окружающих людей.Эпилог «Войны и мира», его полемический характер. Значение эпилога вхудожественном мире романа, свидетельствующего о неразрешённости основных конфликтов общенациональной жизни.«Анна Каренина». Роман, в котором Л. Н. Толстой развивает «мысльсемейную». Неизбежность гибели героини как следствие душевного тупика,распада духовных связей между людьми в условиях современной цивилизации.Религиозно-этические взгляды Л. Н. Толстого. Важнейшие основы философского учения, с позиции которого писатель разворачивает критику современных ему общественных институтов: церкви, государства, собственности

и семьи. Противоречивость и глубина исканий Л. Н. Толстого, несводимыхк догматическому «толстовству». Идейно-художественное своеобразие романа «Воскресение».Последние годы жизни писателя, его тайный уход из Ясной Поляны и

смерть.

НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ

Детство и взросление писателя, непростая школа жизни, через которуюпришлось пройти Лескову. Вхождение в литературу: первые публикации начинающего писателя, его конфликт с революционно-демократическими кругами, оставивший отпечаток на всей литературной карьере Лескова. Своеобразие общественно-политической позиции Лескова.

Рассказ «Леди Макбет Мценского уезда». Глубокое знание русской жизни, отразившееся в трагической истории Катерины Измайловой.«Соборяне». Хроника Лескова, раскрывшая богатые возможности русского народа. Трагический финал произведения и вера автора в торжествохристианских идеалов.«Очарованный странник». Повесть-хроника Лескова, продолжающаятему народной судьбы. Образ Ивана Флягина, богатырство главного героя,его художественная одарённость, стихийность, неподвластная разуму буйнаяширота проявлений, граничащая с безумием, неумирающие сердечность исовестливость героя. Формирование типа «русского праведника» в прозе Лескова. Художественный мир писателя. Характерные особенности писательской манеры Лескова: анекдотизм, ослабление сюжетности, сказовое началоповествования и другие.

СТРАНИЦЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫКОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА

Творчество авторов рубежа веков, ярко воплотивших в своих произведениях новые явления в литературе.Генрик Ибсен. Обзор творчества писателя, новаторские черты его драматургии, пьеса «Кукольный дом» («Но€ра»).Ги де Мопассан. Основные этапы творческой биографии писателя, рольМопассана в развитии жанра новеллы, социально-психологическая коллизияв новелле «Ожерелье».Джордж Бернард Шоу. Обзор творчества писателя. Пьеса «Пигмалион», в которой древний миф об ожившей статуе получает парадоксальноеистолкование и становится ироническим вызовом современному буржуазному обществу.

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

Особенности художественного мироощущения Чехова. Истоки чеховскогостиля, основанного на недоверии к отвлечённой теории, отмеченного сдержанностью, недоговорённостью, эстетическим совершенством.Труд самовоспитания. Детство и юность Чехова, жизненные правила,привитые ему в семье. Формирование убеждений будущего писателя.Ранний период творчества. Особенность поэтики, специфика приёмов

комического изображения жизни в ранних рассказах Чехова.Творчество второй половины 1880-х годов. «Горе», «Тоска», «Рассказ госпожи NN». Поиск Чеховым «живых душ» в эпоху безвременья. Обращениеписателя к народной и детской темам.Повесть «Степь» как итог творчества Чехова 1880-х годов. Символическоезначение образа степи, безграничной, как душа народа. Путешествие Чехована остров Сахалин как важный этап в гражданском становлении писателя. Повести Чехова, созданные в 1890-е годы: «Дуэль», «Попрыгунья», «Домс мезонином», герои которых, страдающие самодовольством, близорукой самонадеянностью, прозревают в драматических обстоятельствах и осознают

свою неправоту. Трагедия доктора Рагина в рассказе «Палата № 6».Деревенская тема. Повести «Мужики» и «В овраге». Тема неблагополучиярусской жизни, распада, охватившего даже народный мир с его вековымиустоями.Рассказ «Студент». Преодоление главным героем охватившего его духовного смятения, утверждение высокой природы духовных борений человека.«Маленькая трилогия». Рассказы, входящие в трилогию: «Человек вфутляре», «Крыжовник», «О любви», как этапы художественного исследования основ современного общества, где люди задыхаются в «футлярномсуществовании», не находя сил вырваться из него.Рассказ «Ионыч». История постепенного омертвения души доктораСтарцева. Пошлость обыденной жизни и неспособность персонажей противостоять её неумолимому действию.Повесть «Дама с собачкой». Стремление Чехова отыскать в повседневности выход в одухотворённую и осмысленную жизнь.Художественное своеобразие чеховской драматургии. Пьесы «Чайка»,«Дядя Ваня», «Три сестры», их творческая история и сценическая судьба.Комедия «Вишнёвый сад». Своеобразие конфликта и его разрешение впьесе. Двойственное освещение действующих лиц, своеобразие авторскоговзгляда на героев. Представители разных поколений, охваченные общим недовольством жизнью и в равной степени беспомощные перед ней. Лиризми комическое начало в художественном мире пьесы. Жанровое своеобразиекомедии Чехова.

МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Своеобразие русской классики XIX века, ренессансной по своему масштабу, стремящейся к воплощению общенациональных и общечеловеческихидеалов, утверждению христианской духовности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Тема

Кол – во часов

Р/р

1

Введение

1

 

2

Становление реализма как направления в европейской литературе

3

 

3

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество

10

 

4

Н. Г. Чернышевский. Жизнь и

творчество

2

 

5

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество

10

3

6

А. Н. Островский. Жизнь и творчество

7

 

7

Поэзия Ф. И. Тютчева

2

 

8

Русская поэзия во второй половине XIX века (обзор)

1

 

9

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество

12

3

10

Поэзия А. А. Фета

2

 

11

Творчество А. К. Толстого

3 + (резерв 2 часа)

 

12

М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество

4

 

13

Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество

8

 

14

Русская литературная критика второй половины XIX века

2

 

15

Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество

18

3

16

Творчество Н. С. Лескова

3

 

17

Зарубежная проза и драматургия конца XIX — начала ХХ века (обзор)

2

 

18

А. П. Чехов. Жизнь и

творчество

8

 

19

Заключение

1

 

20

Итоговая работа

4

4

 

Итого:

105

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Календарно-тематическое планирование

 

Тема

Дата проведения

Примечание

План

Факт

Введение 1 час

1

Становление реализма в русской литературеXIX века

01.09-02.09

 

 

Становление реализма как направления в европейской литературе 3 часа

 

2

Реализм как литературное направлениеи методв искусстве

01.09-02.09

 

 

 

3

Страницы истории западноевропейского романа ХIХ века

04.09-09.09

 

 

4

Страницы истории западноевропейского Романа ХIХ века.Ч. Диккенс

04.09-09.09

 

 

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество 10 часов

5

Судьба писателя. Формирование общественных взглядов И. С. Тургенева

04.09-09.09

 

 

 

6

Преходящее и вечное в художественном мире И. С. Тургенева

11.09-16.09

 

 

 

7

Творческая история романа «Отцы и дети». Герой 60-х годов XIX века нигилист Базаров

11.09-16.09

 

 

8

Споры партий и конфликт поколений в романе

11.09-16.09

 

 

9

Сатирическое изображение Тургеневым представителей «отцов» и«детей».  Базаров в кругу единомышленников

18.09-23.09

 

 

10

Базаров и Аркадий Кирсанов. Испытание дружбой

18.09-23.09

 

 

11

Внутренний конфликт Базарова. Испыта-ние любовью

18.09-23.09

 

 

 

12

Базаров и его родители. Тургеневское изо-бражение путей преодоления конфликта поколений

25.09-30.09

 

 

13

Базаров как«трагическоелицо». Финалромана

25.09-30.09

 

 

14

Творчество Тургенева в конце1860-х — начале1880-х годов

25.09-30.09

 

 

Н. Г. Чернышевский. Жизнь итворчество 2ч

15

Жизнь и творчество Н. Г. Чернышевского. История создания романа «Что делать?»

02.10-07.10

 

 

16

Своеобразие жанра романа «Что делать?».Основные элементы его художественного мира. Сюжет романа как развёрнутый ответ на вопрос, вынесенный в название

02.10-07.10

 

 

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество  10 ч

17

Личность писателя. Своеобразие худо-жественного таланта Гончарова

02.10-07.10

 

 

18

Роман «Обломов». Реалистические приёмы изображения героя в первой части

09.10-14.10

 

 

19

Полнота и сложность образа Обломова, истоки характера главного героя

09.10-14.10

 

 

20

Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл сопоставления героев в романе

09.10-14.10

 

 

21

Обломов и Ольга Ильинская: испытание героя любовью

16.10-21.10

 

 

22

Финал романа. Авторская оценка жизнен-ного пути героя. Историко-философский смысл произведения

16.10-21.10

 

 

 

23

Роман «Обломов» в других видах искусства

16.10-21.10

 

 

24

Р. р. Классное сочинение

23.10-28.10

 

 

25

Р. р. Классное сочинение

23.10-28.10

 

 

26

Р. р. Классное сочинение

23.10-28.10

 

 

А. Н. Островский. Жизнь и творчество 7 ч

27

Личность и творчествоА. Н. Островского

06.11-11.11

 

 

 

28

Творческая история и конфликт драмы «Гроза».Изображение Островским драматических противоречий русской жизни в кризисную эпоху

06.11-11.11

 

 

29

Нравы городаКалинова

06.11-11.11

 

 

30

Образ Катерины Кабановой. Народные истокиеё характера.Суть конфликта героини с «тёмным царством»

13.11-18.11

 

 

31

Катерина в системе образовдрамы «Гроза»

13.11-18.11

 

 

32

Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее вдраме Островского

13.11-18.11

 

 

33

Художественноесвоеобразиепьес Островского

20.11-25.11

 

 

Поэзия Ф. И. Тютчева 2 ч

34

Хаос и космос впоэзииФ. И. Тютчева

20.11-25.11

 

 

35

Любовьв лирикеФ. И. Тютчева

20.11-25.11

 

 

Русская поэзия во второй половине XIX века (обзор) — 1 ч

36

Две ветви русской поэзии во второй половине XIX века.Причины исмысл споров о «чистом» и «гражданском»искусстве

27.11-02.12

 

 

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество 12 ч

37

Личность и творчество поэта. Народные истоки мироощущения Н. А. Некрасова

27.11-02.12

 

 

38

Тема гражданской ответственности поэта перед народом в лирике Некрасова

27.11-02.12

 

 

39

Художественное своеобразие лирики Некрасова. Новизна содержания и поэтического языка

04.12-09.12

 

 

40

«Кому на Руси жить хорошо». Историко-культурная основа произведения

04.12-09.12

 

 

41

Своеобразие композициии языка поэмы,роль фольклорно-сказочных мотивов в поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо»

04.12-09.12

 

 

42

Изменение крестьянских представлений о счастье

11.12-16.12

 

 

43

Крестьянские судьбы в изображении Не-красова: Яким Нагой и Ермил Гирин

11.12-16.12

 

 

 

44

Вера поэта в духовнуюсилу, богатырство народа. Матрёна Тимофеевна и дед Савелий

11.12-16.12

 

 

45

Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый финал произведения. Неразрешённость вопроса о народной судьбе

18.12-23.12

 

 

46

Р. р. Классное сочинение

18.12-23.12

 

 

47

Р. р. Классное сочинение

18.12-23.12

 

 

48

Р. р. Классное сочинение

25.12-30.12

 

 

Поэзия А. А. Фета 2 ч

49

«Остановленные мгновения» в стихотворениях А. А. Фета

25.12-30.12

 

 

50

Характерные особенности лирики Фета,её новаторские черты

25.12-30.12

 

 

Творчество А. К. Толстого 3 ч

 

51

Стремление к пушкинской гармониии творческая самобытность поэзииА. К. Толстого

15.01-20.01

 

 

52

Образ Козьмы Пруткова, его место в русской поэзии

15.01-20.01

 

 

53

Универсальный талант А. К. Толстого:поэта, драматурга, прозаика

15.01-20.01

 

 

54

Резервные часы для проведения проверочных и контрольныхработ, уроков-зачётов или уроков подготовки к сочинению, работы над ошибками

22.01-27.01

 

 

55

Резервные часы для проведения проверочных и контрольныхработ, уроков-зачётов илиу роков подготовки к сочинению, работы над ошибками

22.01-27.01

 

 

М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество 4 ч

56

Проблематика и жанровое своеобразие сатиры «Историяодного города»

22.01-27.01

 

 

57

Глуповские градоначальники: гротескное изображение пороков государственной власти в России

29.01-03.02

 

 

58

Народ в «Истории одного города». Размышления автора о прошлом и будущем России

29.01-03.02

 

 

59

Тема народного счастья в русской литературе разных эпох

29.01-03.02

 

 

Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество 8 ч

60

Судьба писателя, трагические обстоятельства, сформировавшие его мировоззрение

05.02-10.02

 

 

61

Атмосфера 1860-х годов и её отражение в романе «Преступление инаказание»

05.02-10.02

 

 

62

Петербургские углы. "Униженные и оскорбленные" в романе

05.02-10.02

 

 

63

Теория Раскольникова как причина его преступления. Глубина психологического анализа в романе

12.02-17.02

 

 

64

Идея и натура Раскольникова. Наказание героя

12.02-17.02

 

 

 

65

Второстепенные персонажи, их роль в повествовании

12.02-17.02

 

 

 

66

Раскольников и Сонечка. Нравственное возрождение героя

19.02-24.02

 

 

 

67

Раскольников вэпилоге романа.Нравственныйсмысл произведения, его связь с почвенническими взглядамиФ. М. Достоевского

19.02-24.02

 

 

Русская литературная критика второй половины XIX века 2 ч

68

Русская литературная критика второй половины XIX века(обзор).

19.02-24.02

 

 

69

Русская литературная критика второй половины XIX века(обзор).

26.02-03.03

 

 

Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество  18 ч

 

70

Этапы биографии писателя и их отражениев творчестве

26.02-03.03

 

 

71

Лев Толстой как мыслитель

26.02-03.03

 

 

72

 

«Война и мир» как роман-эпопея. Творческая история произведения

05.03-10.03

 

 

 

73

Сатирическое изображение большого света в романе.ПротивостояниеПьера Безухова пошлости и пустоте петербургского общества

05.03-10.03

 

 

 

74

Семьи Ростовых и Болконских:различие семейного уклада и единство нравственных идеалов

05.03-10.03

 

 

 

75

Изображение в романе войны 1805—1807 годов. Аустерлицкое сражение, его роль в судьбе князя Андрея Болконского

12.03-17.03

 

 

76

Образ Наташи Ростовой

12.03-17.03

 

 

77

Война 1812 годав судьбах героев романа. Изображение Л. Н. Толстым народного характера войны

12.03-17.03

 

 

 

78

Наполеон иКутузов. ВзглядТолстого на роль личности в истории

19.03-24.03

 

 

 

79

Народность в понимании Толстого. Пьер Безухов и Платон Каратаев

19.03-24.03

 

 

 

80

Духовные искания любимых героев Толстого:Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростовых

19.03-24.03

 

 

 

81

Духовные искания любимыхгероев Толстого:Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростовых

02.04-07.04

 

 

 

82

Финал произведения. Смысл названия романа-эпопеи«Война и мир»

02.04-07.04

 

 

 

83

Образы героевЛ. Н. Толстогов интерпретации художников,музыкантов, кинематографистов

02.04-07.04

 

 

 

84

Образы героевЛ. Н. Толстогов интерпретации художников,музыкантов, кинематографистов

09.04-14.04

 

 

 

85

Классное сочинение по романуЛ. Н. Толстого«Война и мир»

09.04-14.04

 

 

 

86

Классное сочинение по романуЛ. Н. Толстого«Война и мир»

09.04-14.04

 

 

 

87

Классное сочинение по романуЛ. Н. Толстого«Война и мир»

16.04-21.04

 

 

Творчество Н. С. Лескова 3 ч

 

88

Самобытностьталанта и особенность идейной позицииН. С. Лескова

16.04-21.04

 

 

89

Пестрота русского мира в хронике Лескова"Очарованный странник"

16.04-21.04

 

 

 

90

Формирование типа русского праведника в трагическихобстоятельствахжизни. СудьбаИвана Флягина

23.04-28.04

 

 

Зарубежная проза и драматургия конца XIX — начала ХХ века (обзор) 2 ч

91

Творческий путь Ибсена. Особенности его драматургии

23.04-28.04

 

 

92

Пьесы  Б. Шоу. Социальная проблематика пьес. Юмор и сатира в драматургии Б. Шоу

23.04-28.04

 

 

А. П. Чехов. Жизнь и творчество 8ч

93

Личность писателя. Особенности его художественного мироощущения

30.04- 05.05

 

 

94

Борьба живого и мёртвогов рассказахА. П. Чехова. Практикум

30.04- 05.05

 

 

95

 

Борьба живого и мёртвого в рассказахА. П. Чехова. Практикум

30.04- 05.05

 

 

 

96

«Вишнёвый сад». Особенности конфликта, система персонажей в пьесе

07.05-12.05

 

 

97

Уходящее поколение владельцев сада: Раневская, Гаев

07.05-12.05

 

 

98

Молодые герои пьесы: Лопахин,Варя, Петя,Аня. Отношениеавтора к героям

07.05-12.05

 

 

99

Черты «новой драмы» в комедии «Вишнёвыйсад» и других пьесахА. П. Чехова

14.05-19.05

 

 

100

Черты «новойдрамы» в комедии «Вишнёвыйсад» и других пьесахА. П. Чехова

14.05-19.05

 

 

Заключение 1 ч

101

Нравственные уроки русской литературыXIX века

14.05-19.05

 

 

Итоговая работа 4 ч

102

Подготовка и проведение работы в форме итогового сочинения

21.05-26.05

 

 

103 

Подготовка и проведение работы в форме итогового сочинения

21.05-26.05

 

 

104

Подготовка и проведение работы в форме итогового сочинения

21.05-26.05

 

 

105

Подготовка и проведение работы в форме итогового сочинения

28.05-31.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение2

Контрольно-измерительные материалы

Название раздела,

темы

Наименование контрольных работ

Примерная тематика сочинений

Русская литература первой половины XIX века

Домашнее сочинение по русской литературе первой половины XIX века

1) Какие мысли и чувства вызвала у вас философская лирика Пушкина? (На примере двух произведений).

2) Стихотворение Пушкина «Вновь я посетил…» (Восприятие, истолкование, оценка).

3) «Пророк» Лермонтова и Пушкина. (Сопоставительный анализ стихотворений).

4) Как сказалось противоречие мечты и действительности в судьбе Пискарёва? (По повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»).

5) Почему русская классика первой половины XIX века воспринимается как современная литература?

Русская литература второй половины XIX века. И.А.Гончаров

 

 

Урок№25

Классное сочинение по роману И.Гончарова «Обломов»

1) В чём трагедия жизни главного героя романа «Обломов»?

2) Есть ли в Штольце черты обломовщины?

3) Почему роман Ольги и Обломова – «бурный и предельно духовный»?

4) Можно ли сравнить Ольгу Ильинскую с Татьяной Лариной?

5) Каковы ваши впечатления от чтения первого дня жизни Обломова?

Русская литература второй половины XIX века. А.Н.Островский. Пьеса «Гроза»

Классное сочинение по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

1) Смысл заглавия пьесы «Гроза».

2) Был ли иной путь у Катерины?

3) Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из V действия пьесы «Гроза»).

4) Почему Катерина названа «лучом света в тёмном царстве»?

5) Почему Варвара не может понять страданий Катерины?

Русская литература второй половины XIX века. И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»

 

Урок№42

Классное сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

1) Почему Базаровы нужны России?

2) «Умереть так, как умер Базаров, всё равно, что сделать великий подвиг» (Писарев).

3) Что делает Базарова героем своего времени?

4) В чём смысл испытания Базарова любовью?

5) Что критикует Тургенев в «отцах» и в чём расходится с «детьми»?

Русская литература второй половины XIX века. НекрасовН.А.

 

Урок№52

Классное сочинение по творчеству Некрасова

1) Как понимают счастье герои и автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

Образ  женщины в поэзии Некрасова

Русская литература второй половины XIX века. Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

 

Урок№77

Классное сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

1) Мастерство Достоевского в создании характера героя (на примере любого персонажа).

2) Признание Раскольникова в преступлении. (Анализ эпизода из 8 главы 6 части романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).

3) Какова роль первого сна Раскольникова в сюжете романа?

4) Почему Раскольников признаётся Соне в убийстве?

5) Что заставило Раскольникова явиться с повинной?

Русская литература второй половины XIX века. Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир»

 

Урок№89

 

Подготовка к сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1) Я читал роман «Война и мир»…

2) «Чтобы жить честно…» (о нравственном кодексе героев).

3) Почему князь Андрей и Пьер – друзья?

4) Поведение человека на войне (по роману «Война и мир»).

5) Какое место в жизни толстовских героев занимает любовь?

Русская литература второй половины XIX века. А.П.Чехов

 

Урок№102

Классное сочинение по творчеству Чехова

1) Проблема счастья в пьесе Чехова «Вишнёвый сад».

2) Если бы сад не продали?.. (По пьесе «Вишнёвый сад»).

3) Роль художественной детали в рассказах Чехова.

4) Как человек превращается в обывателя (по рассказам Чехова).

5) В чём заключается своеобразие системы образов в чеховской пьесе «Вишнёвый сад»?

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «С редняя общеобр азовательная школа № 18» «УТВЕРЖДАЮ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «С редняя общеобр азовательная школа № 18» «УТВЕРЖДАЮ»

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Тип программы: программа среднего общего образования

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Тип программы: программа среднего общего образования

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета

XIX века, осознание неразрывной связи между ценностями православной культуры и достижениями отечественной словесности при всей сложности их взаимодействияв художественной практике конкретных писателей

XIX века, осознание неразрывной связи между ценностями православной культуры и достижениями отечественной словесности при всей сложности их взаимодействияв художественной практике конкретных писателей

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: — давать историко-культурный комментарий к тексту произведения(в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированнойбиблиотеки, исторических документов и…

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: — давать историко-культурный комментарий к тексту произведения(в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированнойбиблиотеки, исторических документов и…

Интернет; — об историко-культурном подходе в литературоведении; — об историко-литературном процессе

Интернет; — об историко-культурном подходе в литературоведении; — об историко-литературном процессе

Толстым; — основные факты биографии

Толстым; — основные факты биографии

Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. К

Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. К

XIX века, фрагменте кинофильма, спектакля, сопоставляя произведение и его интерпретации в другихвидах искусства; — в устной и письменной форме давать отзыв о кинофильме, спектакле,сопоставляя пьесу…

XIX века, фрагменте кинофильма, спектакля, сопоставляя произведение и его интерпретации в другихвидах искусства; — в устной и письменной форме давать отзыв о кинофильме, спектакле,сопоставляя пьесу…

ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных иорганизационных задач, возникающих в процессе изучения литературы в10—11 классах, с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических…

ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных иорганизационных задач, возникающих в процессе изучения литературы в10—11 классах, с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических…

Формирование и развитие реализма в зарубежной прозе

Формирование и развитие реализма в зарубежной прозе

Значение романа «Что делать?» в истории русской литературы и революционного движения

Значение романа «Что делать?» в истории русской литературы и революционного движения

Тютчева.Стихотворения: «Silentium!» , «14 декабря 1825 года», «Не то, что мните вы, природа

Тютчева.Стихотворения: «Silentium!» , «14 декабря 1825 года», «Не то, что мните вы, природа

Целый мир от красоты...», «Одним толчком согнать ладью живую

Целый мир от красоты...», «Одним толчком согнать ладью живую

Пушкинской речи». Роман «Преступление и наказание»

Пушкинской речи». Роман «Преступление и наказание»

Война и миркак два универсальных состояния общей жизни людей в художественноммире произведения

Война и миркак два универсальных состояния общей жизни людей в художественноммире произведения

Особенности художественного мироощущения

Особенности художественного мироощущения

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Приложение Календарно-тематическое планирование №

Приложение Календарно-тематическое планирование №

Гончарова 02.10-07.10 18

Гончарова 02.10-07.10 18

Кому на Руси жить хорошо» 04.12-09

Кому на Руси жить хорошо» 04.12-09

Преступление инаказание» 05.02-10

Преступление инаказание» 05.02-10

Духовные искания любимыхгероев

Духовные искания любимыхгероев

XIX века 14.05-19.05

XIX века 14.05-19.05

XIX века. А.Н.Островский. Пьеса «Гроза»

XIX века. А.Н.Островский. Пьеса «Гроза»

Русская литература второй половины

Русская литература второй половины
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2021