Тема: А.Н. Островский создатель русского национального театра. Драма «Гроза».
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, показать вклад А.Н. Островского в развитие драматургии, соотнести факты биографии писателя с его литературной деятельностью.
Воспитательная: воспитывать у учащихся стремление достойно противостоять жизненным ситуациям, воспитывать уважение и интерес к русской литературе.
Развивающая: развивать умение выделять главное в изучаемом материале, отвечать на вопросы учителя.
План урока:
1.Оргмомент.
2.Вступительное слово учителя.
3.Слово о писателе.
4.Чтение и анализ текста.
5.Итог урока.
6.Задание на дом.
Оборудование: портрет писателя, текст пьесы, обобщающая таблица «Жизнь и творчество А.Н. Островского.
Ход урока
1.Оргмомент
Добрый день! Сегодня у нас необычный урок.
Во-первых, к нам пришли гости.
Во-вторых, мы отправимся в путешествие.
2.Вступительное слово учителя
Для того, чтобы отправится в путешествие нам нужно собрать необходимый багаж знаний. Для этого мы проверим домашнее задание.
Проверка домашнего задания.
Деление по группам. (Зеленая карточка №1)
1 гр. Детские годы.
2 гр. Юношеские годы.
3гр. Начало творческого пути.
4 гр. Творческая история «Грозы».
Вывод: Все, что мы сейчас узнали о жизни и творчестве Островского несомненно имело отражение в его произведениях.
3. Целеполагание.
- И.А. Гончаров говорил к 35-летию театральной деятельности Островского
«У нас есть свой, русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского»
И.А. Гончаров.
«Грозу» не Островский написал… «Грозу» Волга написала»
С.А. Юрьев
- Давайте сформулируем тему урока.
(А.Н. Островский создатель русского театра. Драма «Гроза»)
Какие задачи мы с вами поставим сегодня на уроке? Что мы хотим узнать о драматурге?
-познакомиться с пьесой А.Н. Островского «Гроза».
- рассмотреть жизнь города Калинова, увидеть его внешний вид, жителей, истинных хозяев города.
-А вы знаете, что Кинешма-земля А.Н. Островского.
Как в своем дневнике писал о Кинешме А.Н. Островский, жизнь и творчество которого тесно связаны с этим удивительным городом.
«Что за реки, что за горы, что за леса… Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он давно бы превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии, Италии… А какие там люди!»
(1 Остановка Слайд) Мы с вами отправляемся в музей-заповедник А.Н.Островского с.Щелыково.
На слайде вы видите усадьбу Щелыково, в которой Александр Николаевич проводил каждое лето. Главный дом, построенный в 18 в, ни разу не перестраивался. Здесь им было написано двенадцать пьес.
Какие пьесы были написаны в Щелыково? («Лес», «Бесприданница», «Снегурочка» «Гроза»)
(2 Остановка Слайд) Отправляемся в Кинешемский Драматический театр им. Островского.
Кинешемский драматический театр является одним из старейших театров провинциальной России, был основан в 1897 году. Это единственный театр, который носит название А.Н. Островского с первого дня существования и создан при участии членов семьи драматурга.
А вы знаете, что сегодня в драматическом театре им. Островского идет Драма «Гроза», давайте зайдем в театр.
(постановка 1 действия драмы «грозы»)
Как выглядит внешне город Калинов?
(Калинов – провинциальный город России, находится на самом берегу Волги. Город, по мнению жильцов красивый. Кулигин: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется».
- Кто живёт в городе Калинове? Какое производят впечатление? (Работаем по первому действию).
- Характеризуем по вариантам (Карточка № 2 желтого цвета):
1.Дикой – д.1-е, явл.1,2,3
2.Борис – д.1-е, явл.2,3
3.Кабаниха – д.1-е, явл.1,3,5
4.Катерина – д.1-е, явл.5,6,7
5.Тихон – д.1-е, явл.5,6
6.Кулигин – д.1-е, явл.1,3
Дикой – «крикун», груб; основной интерес – деньги, с которыми он не хочет расставаться. Дикой обсчитывает мужиков, творит произвол, не даёт ни гроша, не обругав при этом, не уважает своих домашних, также кричит на них.
- Почему он кричит? (Чувствует себя хозяином, считает, что ему всё можно делать).
Борис – племянник Дикого. Приехал из Москвы, живёт у дяди, потому что Дикой должен отдать ему наследство, если Борис будет почтителен.
- Как Дикой относится к своему племяннику? Как вы считаете, отдаст ли он Борису наследство? Почему?
(Дикой не испытывает никаких чувств к племяннику, более того, понимая, что Борис полностью зависит от него, откровенно над ним куражится. Наследство Дикой скорее всего не отдаст, ведь тем самым он «обкрадёт» самого себя).
Кабаниха – «ханжа» (лицемер, прикрывающейся добродетельностью и набожностью). «Точит» своих близких; считает, что если не соблюдать «законов», порядка не будет, любит читать нравоучения детям, боится, что её перестанут слушать: «Не очень-то нынче старших уважают».
Тихон – сын Кабанихи; безвольный, не протестующий своей «маменьке». Хочет убедить её в своём послушании, не смеет перечить, только вздыхает «в сторону»: «Ах ты, господи», пьёт, когда мать этого не видит. Но открыто не протестует.
Катерина – жена Тихона; зачахла в доме Кабановых, где «…всё как будто из-под неволи». Она уже начинает понимать, что долго ей такой жизни не выдержать. Катерина верит в Бога, боится той любви, которая в неё зародилась не к мужу. Но не из-за Кабанихи, а из-за того, что измена – страшный грех.
- Противостоит ли Катерина Кабанихе в первом действии? Докажите.
(Да, Катерина говорит Кабанихе в ответ на несправедливые обвинения: «…за что ж ты меня обижаешь?», «Напраслину-то кому терпеть приятно!»)
Кулигин – мечтатель, романтик, чувствует красоту. Он мечтает создать вечный двигатель, а на заработанные деньги помогать людям. Именно Кулигин говорит о жестоких нравах города. Но в то же время он советует «…угождать как-нибудь самодурам». (Самодур – человек, который действует по своей прихоти и по личному произволу, унижая достоинство других).
- Итак, кто, по вашему мнению, является истинными хозяевами города?
(Кабаниха и Дикой)
- Какими чертами они обладают, что их объединяет? (Записываем)
(Власть денег, уверенность в своей правоте, защита старых традиций, деспотизм, самодурство, бездушие, невежество).
Таким образом, суть города Калинова - это не только его внешний вид, жители, но и его фон – природный, интеллектуальный, нравственный.
Именно путешествие по Волге оставило у Островского несомненный след в его творчестве, поскольку именно красота этих мест он и описывает в «Грозе».
5.Рефлексия.
( Карточка №3 красного цвета)
6.Задание на дом
Мини-сочинение
«Кто, по вашему мнению, встанет на сторону Катерины? Почему?»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.