Оценка 4.6
Документация
docx
русская литература
10 кл
06.07.2020
Petya.grobov@mail.ru
Открытый урок 10 класс. А.Н. Островский создатель русского национального театра. Драма «Гроза».
Открытый урок. А.Н. Островский создатель русского национального театра. Драма «Гроза»..docx

Тема: А.Н. Островский создатель русского национального театра. Драма «Гроза».

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, показать вклад А.Н. Островского в развитие драматургии, соотнести факты биографии писателя с его литературной деятельностью.

Воспитательная: воспитывать у учащихся стремление достойно противостоять жизненным ситуациям, воспитывать уважение и интерес к русской литературе.

Развивающая: развивать умение выделять главное в изучаемом материале, отвечать на вопросы учителя.

План урока:

1.Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя.

3.Слово о писателе.

4.Чтение и анализ текста.

5.Итог урока.

6.Задание на дом.

Оборудование: портрет писателя, текст пьесы, обобщающая таблица «Жизнь и творчество А.Н. Островского.

Ход урока

 

1.Оргмомент

Добрый день! Сегодня у нас необычный урок.

      Во-первых, к нам пришли гости.

Во-вторых, мы отправимся в путешествие.

 

2.Вступительное слово учителя

Для того, чтобы отправится в путешествие нам нужно собрать необходимый багаж знаний. Для этого мы  проверим домашнее задание.

Проверка домашнего задания.

Деление по группам. (Зеленая карточка №1)

1 гр. Детские годы.

2 гр. Юношеские годы.

3гр. Начало творческого пути.

4 гр. Творческая история «Грозы».

Вывод: Все, что мы сейчас узнали о жизни и творчестве Островского несомненно имело отражение в его произведениях.

3. Целеполагание.

- И.А. Гончаров говорил к 35-летию театральной деятельности Островского

«У нас есть свой, русский, национальный театр». Он, по спра­ведливости, должен называться «Театр Островского»

И.А. Гончаров.

«Грозу» не Островский написал… «Грозу» Волга написала»

С.А. Юрьев

 

- Давайте сформулируем тему урока.

(А.Н. Островский создатель русского театра.  Драма «Гроза»)

Какие задачи мы с вами поставим сегодня на уроке? Что мы хотим узнать о драматурге?

-познакомиться с  пьесой А.Н. Островского «Гроза».

- рассмотреть жизнь города Калинова, увидеть его внешний вид, жителей, истинных хозяев города.

-А вы знаете, что Кинешма-земля А.Н. Островского.

  Как в своем дневнике писал о Кинешме А.Н. Островский, жизнь и творчество которого тесно связаны с этим удивительным городом.

«Что за реки, что за горы, что за леса… Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он давно бы превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии, Италии… А какие там люди!» 

(1 Остановка Слайд) Мы с вами отправляемся в музей-заповедник А.Н.Островского с.Щелыково.

На слайде вы видите усадьбу Щелыково, в которой Александр Николаевич проводил каждое лето. Главный дом, построенный в 18 в, ни разу не перестраивался. Здесь им было написано двенадцать пьес.

Какие пьесы были написаны в Щелыково? («Лес», «Бесприданница», «Снегурочка» «Гроза»)

 

(2 Остановка Слайд) Отправляемся в Кинешемский Драматический театр им. Островского.

Кинешемский драматический театр является одним из старейших театров провинциальной России, был основан в 1897 году. Это единственный театр, который носит название А.Н. Островского с первого дня существования и создан при участии членов семьи драматурга.

А вы знаете, что сегодня  в драматическом театре им. Островского идет Драма «Гроза», давайте зайдем в театр.

(постановка 1 действия драмы «грозы»)

Как выглядит внешне город Калинов?

(Калинов – провинциальный город России, находится на самом берегу Волги. Город, по мнению жильцов красивый. Кулигин: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется».

- Кто живёт в городе Калинове? Какое производят впечатление? (Работаем по первому действию).

- Характеризуем по вариантам (Карточка № 2 желтого цвета):

1.Дикой – д.1-е, явл.1,2,3

2.Борис – д.1-е, явл.2,3

3.Кабаниха – д.1-е, явл.1,3,5

4.Катерина – д.1-е, явл.5,6,7

5.Тихон – д.1-е, явл.5,6

6.Кулигин – д.1-е, явл.1,3

Дикой – «крикун», груб; основной интерес – деньги, с которыми он не хочет расставаться. Дикой обсчитывает мужиков, творит произвол, не даёт ни гроша, не обругав при этом, не уважает своих домашних, также кричит на них.

- Почему он кричит? (Чувствует себя хозяином, считает, что ему всё можно делать).

Борис – племянник Дикого. Приехал из Москвы, живёт у дяди, потому что Дикой должен отдать ему наследство, если Борис будет почтителен.

- Как Дикой относится к своему племяннику? Как вы считаете, отдаст ли он Борису наследство? Почему?

(Дикой не испытывает никаких чувств к племяннику, более того, понимая, что Борис полностью зависит от него, откровенно над ним куражится. Наследство Дикой скорее всего не отдаст, ведь тем самым он «обкрадёт» самого себя).

Кабаниха – «ханжа» (лицемер, прикрывающейся добродетельностью и набожностью). «Точит» своих близких; считает, что если не соблюдать «законов», порядка не будет, любит читать нравоучения детям, боится, что её перестанут слушать: «Не очень-то нынче старших уважают».

Тихон – сын Кабанихи; безвольный, не протестующий своей «маменьке». Хочет убедить её в своём послушании, не смеет перечить, только вздыхает «в сторону»: «Ах ты, господи», пьёт, когда мать этого не видит. Но открыто не протестует.

Катерина – жена Тихона; зачахла в доме Кабановых, где «…всё как будто из-под неволи». Она уже начинает понимать, что долго ей такой жизни не выдержать. Катерина верит в Бога, боится той любви, которая в неё зародилась не к мужу. Но не из-за Кабанихи, а из-за того, что измена – страшный грех.

- Противостоит ли Катерина Кабанихе в первом действии? Докажите.

(Да, Катерина говорит Кабанихе в ответ на несправедливые обвинения: «…за что ж ты меня обижаешь?», «Напраслину-то кому терпеть приятно!»)

Кулигин – мечтатель, романтик, чувствует красоту. Он мечтает создать вечный двигатель, а на заработанные деньги  помогать людям. Именно Кулигин говорит о жестоких нравах города. Но в то же время он советует «…угождать как-нибудь самодурам». (Самодур – человек, который действует по своей прихоти и по личному произволу, унижая достоинство других).  

- Итак, кто, по вашему мнению, является истинными хозяевами города?

(Кабаниха и Дикой)

- Какими чертами они обладают, что их объединяет? (Записываем)

(Власть денег, уверенность в своей правоте, защита старых традиций, деспотизм, самодурство, бездушие, невежество).

Таким образом, суть города Калинова  - это не только его внешний вид, жители,  но и его фон – природный, интеллектуальный, нравственный.  

Именно путешествие по Волге оставило у Островского несомненный след в его творчестве, поскольку именно красота этих мест он и описывает в «Грозе».

5.Рефлексия.

( Карточка №3 красного цвета)

6.Задание на дом

Мини-сочинение
«Кто, по вашему мнению, встанет на сторону Катерины? Почему?»

 

 


Тема: А.Н. Островский создатель русского национального театра

Тема: А.Н. Островский создатель русского национального театра

Давайте сформулируем тему урока

Давайте сформулируем тему урока

Катерина – д.1-е, явл.5,6,7 5

Катерина – д.1-е, явл.5,6,7 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2020