Управление образования и молодежной политики администрации Городецкого муниципального округа , муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы «Радуга»
Структурное подразделение ЦДЮТиЭ
Номинация «Литературное краеведение»
Возрастная категория: средняя
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся "Отечество"
«Река жизни» Рассказы современного нижегородского писателя Решемкина Владимира Константиновича.
Адрес школы: 606531 Нижегородская область Городецкий район, д.Федурино, ул. Центральная д.19 Тел. 8(83161)41-6-34 Руководитель: педагог ЦДЮТиЭ Шкарина Людмила Николаевна Тел 89043996210
|
Работу выполнил член краеведческого объединения «Литературное краеведение» учащаяся 5 класса МБОУ «Федуринская ОШ» Фалева Алена Сергеевна Тел.89302866476 afaleva2@gmail.com
|
Городецкий район
2023 г.
Оглавление
1. Актуальность……………………………………………………1-2 стр.
2. Цель и задачи……………………………………………………2-3 стр.
3. Исследовательская часть.……………………………………..3-9 стр.
4. Заключение………………………………………………………9-10 стр.
5. Приложение……………………………………………………...11-15стр.
«Река жизни» Рассказы современного нижегородского писателя Решемкина Владимира Константиновича.
Актуальность.
Какая книга лежит у вас на прикроватной тумбочке?
У меня – «Река жизни» современного писателя Решемкина Владимира Константиновича, современного нижегородского писателя.
Я очень люблю читать. Любовь к чтению досталась мне от моей любимой бабушки, Фалевой Нины Александровны, проработавшей в школе почти 50 лет, к сожалению, в 2021 году нас покинувшей. Люблю читать разную литературу: от классики до фэнтези. Почему же так поменялся читательский вкус? Отчасти потому, что немного устала от путешествий в выдуманном мире, где яркие краски и чудесные перевоплощения. Просто хочется историй из жизни, таких, которые можно «примерить» на себя, почувствовать что-то близкое, родное твоему сердцу.
Ну и, конечно же, этот интерес усиливается, потому что недавно подружилась с самим автором этих жизненных рассказов – Владимиром Константиновичем Решемкиным. Этому замечательному человеку сейчас 79 лет, однако выглядит он энергичным, бодрым и целеустремлённым. Возможно, если в душе человека живёт доброта, время его не старит. А дядя Вова ( так называю его я) по-настоящему добрый и отзывчивый человек, он очень легко и непринуждённо общается с моими родителями. Несмотря на такую разницу в возрасте, мы можем беседовать о жизни, смеяться, шутить, понимая друг друга. У Владимира Константиновича на побережье Горьковского моря в коттеджном посёлке «Дубровка» загородный дом, в который любит приезжать из шумного Нижнего. Сначала с ним познакомился мой папа, он принёс почитать первую книгу. Первой встречи с писателем я ждала с небольшим страхом. А зря Владимир Константинович оказался простым, открытым человеком и приятным собеседником. И на моё предложение прийти к нам в школу на "Классные встречи" откликнулся с радостью.
Узнав лично писателя, мне захотелось более внимательно прочитать его произведения, понять нравственные уроки, разобраться в понимании жизненных ценностей.
Цель моей работы: выявление особенностей в понимании основных тем рассказов В. К. Решемкина: смысла жизни, родной природы, малой родины.
Задачи:
-познакомиться с жизнью и творчеством Решемкина В.К.
-отбор для чтения и анализа рассказов из различных сборников
-интерпретация и анализ рассказов, наблюдения за образами, сюжетами, проблемами.
- подведение итогов .
Исследовательская часть.
В чем смысл человеческой жизни? Наверное, в том, чтобы достойно прожить эту жизнь, которая даëтся один раз. В любой ситуации оставаться человеком, а не бездуховной "машиной", выбравшей для себя деньги, власть, карьеру, Об этом размышляли писатели 19, 20 и 21 века. Современные писатели, продолжая традиции великих предшественников, поднимают такие проблемы, как честь, долг, совесть, гуманность, любовь к Родине и родной природе. Эти темы вечны, они вне времени и пространства, поэтому мы с головой погружаемся в чтение, хочется читать и перечитывать , потому что в героях узнаёшь себя и испытываешь те же чувства, что и они.
Такими для меня стали книги современного писателя Решемкина
В.К. : "Рассказы", "Невоенный путь", " Река жизни ", " Память моя", " Исповедь рыболова".
Интересно, что инженер авиационной радиосвязи становится писателем в 75 лет! Как правило, в талантливом человеке живёт несколько дарований. Наверное, это тот случай.
О жизни писателя В.К. Решемкина в книгах не написано, поэтому узнать о ней я смогла из нашего разговора, задав ему несколько вопросов.
-Где вы родились? Какая у вас была семья? Какие были мечты в детстве? Кем планировали стать, когда вырастете?
- Я родился 18 июля 1944г. в Кинешме, Ивановской области.
Мама, Александра Степановна Решемкина (в девичестве Баранычева) 1924г. рождения, из семьи крестьян. Родилась и жила до 17-ти лет в деревне Погорелка, Пучежского района, Ивановской области.
Отец, Решемкин Константин Васильевич, 1913г. рождения, из семьи ремесленников. Его отец вместе с пятью сыновьями работал в своей столярной мастерской в деревне Стояниха, Кинешемского района. После революции 1917 года был раскулачен, а сыновья разъехались по стране.
Мой отец был отличным столяром. Он остановился в городе Свердловске и работал до 1943ьгода на Урал-маш заводе, где делали танки для фронта. После аварии в цехе ,где он работал, ковш с расплавленным металлом опрокинулся возле отца, и брызгами обожгло ему всю грудь. После лечения отец уехал в Кинешму, где и познакомился с моей мамой.
Через год после моего рождения в семье родилась сестра Лена. Жили мы очень трудно и бедно. Мама устроилась на работу на почту, где и проработала всю жизнь. Отец работал в разных организациях завхозом.
Родителям некогда было заниматься моей учёбой. Только, если я приносил плохие оценки, отец меня порол ремнём. Я учился в трёх школах: в 1-ой начальной (по четвёртый класс), во 2-ой семилетней (по седьмой класс) и в 3-ей средней (по десятый). Хорошо помню первую учительницу Марию Григорьевну. Она часто меня наказывала, оставляя после уроков стоять возле её стола. Она проверяла наши тетради, а я молча стоял и смотрел на неё. Ещё помню, что во втором классе, когда умер Сталин, она стояла и плакала. А после всех нас отпустила домой. В шестом классе у нас появился новый классный руководитель – Семён Давыдович Брук. Он преподавал нам английский язык. Это был высокий и красивый мужчина. Он пару раз поговорил со мной, и я начал серьёзно учиться. До этого я был серый троечник, а седьмой класс я закончил без одной тройки. Десять классов я закончил один в выпуске 1961 года с серебряной медалью.
С шестого класса я бросил шляться по задворкам с пацанами и заниматься хулиганством. Стал ходить в городской Дом пионеров в кружок фотолюбителей и художественного выпиливания. А ещё там была хорошая библиотека, где я брал домой интересные книги фантастические и приключенческие. Про капитана Немо, Дерсу Узолу и другие.
В девятом классе к нам в школу пришёл новый учитель физкультуры. Оказалось, что он ёще и тренер по плаванию. Он организовал секцию плавания, в которую я сразу записался. Никакого бассейна в городе не было и плавали мы на речке, где в тёплое время были натянуты веревочные дорожки и стояли деревянные плотики в ограждении. Всё остальное время учитель занимался с нами общефизической подготовкой. В конце зимы в десятом классе на тренировке при прыжках в высоту я повредил колено. Эта травма испортила мне всю жизнь.
- Вы переехали в Нижний Новгород. Каким был город тогда? Какая была атмосфера?
- В город Горький я приехал летом 1961 года для поступления в Политехнический институт на радиофак. Электроника «Украины» поборола все остальные мои увлечения. Отец напутствовал меня перед отъездом словами: «Езжай, езжай. Тебя с пинками оттуда проводят домой». Я должен был обязательно поступить в институт, чтобы не возвращаться в ненавистную Кинешму.
На вступительных экзаменах я, как медалист, сдавал только три экзамена и получил 3,4 и 5. Это был проходной балл. Я успокоился только тогда, когда увидел свою фамилию в списке принятых студентов. Общежитие мне не дали, так как по справке о доходах семьи получалось, что слишком много родители зарабатывали (350-мама и 400-папа). И проживание в Горьком стало для меня второй проблемой после поступления в ВУЗ.
В конце августа 1961 года мама поехала со мной в Горький. Здесь жила её двоюродная сестра, Анна, которую я никогда не видел. Она с нами не очень «роднилась». Анна жила в своём доме с садом. Внутри дом сиял хрусталём и был увешан коврами. Анна жила одна и за десять рублей в месяц согласилась меня поселить. Но и с проживанием у неё возникли проблемы, когда я принёс ей в конце месяца, получив первую зарплату на заводе, десять рублей в качестве оплаты за проживание, то Анна потребовала двадцать рублей. Она вспомнила про вечерние чаи. Я дрожащей рукой вынул вторую десятку из кармана и отдал ей. У меня осталось только десять рублей на проживание в течение месяца.
Через два дня я нашёл другую квартиру вблизи своего завода. Тогда не было интернета, и квартиру я искал методом обхода домов и опрашивания старушек на лавочках. За два первых года моей самостоятельной жизни в Горьком я сменил четыре квартиры, точнее не квартиры, а койкоместа или углы.
В свой приезд мама познакомила меня с ещё одной своей родственницей, звали её также Аня, тётя Аня. Она была очень добра ко мне и стала меня привечать в своём доме. Когда я приходил к ней, то она всегда кормила меня вкусной едой. Сама садилась напротив и рассказывала про свои беды.
- Как поменялись ваши взгляды на мир в университете?
- Когда я переехал в общежитие, я собрал черно-белый и цветной телевизоры, которые отвёз родителям. А ещё собрал самый мощный на то время магнитофон «Тембр», которым пользовался много лет.
Во время учёбы я очень старался получать хорошие оценки на экзаменах. Иногда мои старания выводили меня на повышенную стипендию в 42 рубля (обычная – 35р.) это если всё сдавал на 5. После каждого экзамена я бежал на главпочтамт, заказывал трёхминутный междугородний телефонный разговор с Кинешмой на рабочий телефон мамы и делился с ней своей радостью про отличную оценку.
За пять с половиной лет учёбы в институте со мной много чего произошло. Я полностью вошёл в выбранную специальность радиоинженера. Получил теоретические знания и практический опыт. Научился самостоятельно выживать без чьей-либо помощи. Два месяца рыл землю на целине. Женился и развёлся. Заработал хороший средний балл в дипломе по окончании учёбы, что дало мне возможность при распределении выбрать место работы в престижном НИИ радиосвязи.
- С кем вы начали дружить с работы? Как вы проводили время?
- Работа в НИИ началась у меня успешно. Я попал на новое для авиационной радиосвязи направление. В коллективе лаборатории были все молодые инженеры, с которыми я быстро подружился. Мы стали вместе семьями отмечать праздники.
- Какой была работа в «Полёте»? Почему вам это было интересно и важно?
- В «Полёте» меня захлестнула моя исследовательская работа по новому виду модуляции, которая обеспечивала работу наших самолётов, летающих на сверхзвуковых скоростях. Я готов был оставаться в лаборатории и после окончания рабочего дня, а утром бегом бежал к своей установке. За несколько лет работы мне с коллегами удалось довести свои изобретения до серийного внедрения.
- Что вас вообще вдохновляло всю жизнь? Что заставляло строить усадьбу, покорять новые вершины?
-Я очень многое, если не всё, делал для себя. С шестого класса у меня было огромное чувство ответственности за себя и мою семью. Я понимал, что если со мной что-то случится, то моя семья просто не выживет. Сегодня мне идёт 79 год, а моей жене – 77 год. Мы вырастили и выучили двух успешных и красивых детей. А дети на нашу радость подарили нам шесть внуков. Все члены нашей большой семьи здоровы и, как говорит мой сын, никто не голодает. Я считаю, что с Божьей помощью моя жизнь удалась!
Вся жизнь Писателя В.К. Решемкина в книгах .
Меня очень тронул рассказ из его детства "Ураган
на Волге" из сборника "Река жизни". Это произошло, когда
Владимиру Константиновичу исполнилось десять лет и он перешёл в четвертый
класс. Их места с билетами третьего класса находились в носовом отсеке на
главной палубе. Это вроде каюты без дверей с жесткими лавками. Билетов было
только два: на маму и на Вову. Сестре билет не покупали из-за её малого
возраста.
Сидя в ресторане на второй палубе, они увидели,
как по правому борту парохода на безоблачном небе появилась небольшая тёмная
тучка, которая быстро приближалась к ним и становилась всё темнее и темнее.
Ветер усиливался с каждой минутой. Мама увела детей вниз на свои места. Вскоре
всё вокруг потемнело, а было около трёх часов дня.
Огромные волны били в борт парохода,
перехлëстывали главную палубу. Начался настоящий ураган на Волге, и их
пароход оказался в самом эпицентре, его болтало как щепку.
На их глазах члены команды парохода начали
бегать по палубе и надевать спасательные пояса. Мама подняла сиденья их полок и
вынула из ящиков под ними два спасательных пробковых пояса, затем обмотала
ремешками Вову и сестру. Ей самой не хватило пояса, так как билета было только
два, а свой пояс она отдала сестрëнке. Когда Владимир очнулся, за бортом
стоял плотный туман. Мама не спала и сидела рядом с дочкой.
Только поздним вечером они пришли в Пучеж с
опозданием на сутки
Меня тронул поступок мамы. Она могла забрать
спасательный пояс себе, так как он принадлежит ей по билету, но она одела его
на свою маленькую дочь, у которой пояса и билета не было. Вот она- огромная
сила материнской любви!
Еще меня удивил рассказ, связанный с профессией
автора, "Посадка поперëк полосы" из сборника "Река
жизни". Ситуация там создалась близкая к критической.
С утра всё было как обычно: полëтное
здание, медосмотр, получение парашютов, инструктаж каждому на своё рабочем
месте. Основной задачей в этом полёте была отработка связи с подводной лодкой,
находящейся в погруженном состоянии. Для этого командные сигналы с борта
передавались через мощный сверх длинноволновый передатчик, подключённый к
выпускной тросовой антенне, длиной восемь километров.
Через два часа полëта с Земли сообщили,
что к ним приближается мощный грозовой фронт и приказано срочно вернуться на
аэродром.
Когда командир самолёта - левый лётчик понял,
что гроза их настигает, то приказал отрубить антенну.
Перед посадкой прозвучала громкая команда:
" Всем занять свои места и пристегнуться ремнями". Само приземление
прошло вроде как обычно. Только самолёт долго катился до остановки. Когда
двигатели остановились, в самолёте всё стихло, но команды на выход не
последовало. Освещение в салонах выключилось. Все молча сидели в темноте в
своих креслах. Так прошло около получаса.
Владимир Константинович был старшим в
лëтной бригаде, и все ждали от него решений. Он пошёл к кабине экипажа, но
она была пуста. Никого из экипажа, а там должны были быть командир - левый
лëтчик, правый лётчик, штурман и борт инженер, в кабине не было. Никто не
знал, что случилось с самолётом.
Только через час за ними пришёл автобус с
представителями "ИЛ". Всех посадили в него и отвезли в гостиницу без
расспросов.
Только на другой день они узнали, что командир
экипажа ошибся в управлении закрылками, и самолёт съехал с бетонной полосы
далеко на грунт. Лётная бригада Владимира Константиновича в тот раз осталась
жива.
К моему удивлению, все лëтчики вели себя
спокойно, даже тогда, когда они ничего не знали: где они, останутся ли они
живы,- всё равно сохраняли спокойствие.
Меня очень заинтересовал рассказ "Река
Белая" из сборника "Исповедь рыболова", понравится он и истинным
рыбакам.
В ледниках главного хребта Большого Кавказа, у
вершин Фишт и Оштен зарождается и несёт по предгорьям свои белесые воды река
Белая через каньоны Ходжоха к плотине города Майкопа и далее к плотине а городе
Белореченск. Её длина 273 километра.
В Белой выше Белореченской плотины водится рыба
в основном 3-х видов: усач, голавль и чернопуз. Ещё попадаются сомы и жерехи
(местное название белизна)
Специфика ловли состоит в том, что плавание на
надувной лодке по этой реке очень сложное. Необходимо не столько ловить рыбу,
сколько заниматься водным слаломом с большим риском для жизни.
Особая острота ощущений достигается при ночных
заплывах .
Рыба ловится хорошо. За час ловли улов крупной
рыбы составляет до двадцати килограммов. В реке уровень воды и её цвет меняется
очень резко. Особенно сложно ловить в мутной глинистой воде. Вода в реке мягкая и холодная. А рыба настолько
жирная, что пересушенная на солнце, она вся истекает и остаются только кожа и
кости.
Река интересна и тем, что её русло каждый год
существенно изменяется.
Меня очень заинтересовал этот рассказ тем, что
тут описывается удивительно красивая река и очень интересные рыбы. Рассказ хоть
и небольшой, но в нём много новой информации
Особое место в рассказах отводится «собачьей» теме. Мне эти рассказы очень нравятся, потому что сама люблю собак.
Когда у сына Алексея родился четвёртый ребёнок, в
их семье прибавилась ещё одна собачка. Все собачки этой породы отличаются
светло-голубым цветом глаз. Назвали её Умка. Герда приняла Умку, как свою
младшую сестру, позволяла ей лазать по себе и кусать за уши. Чтобы собаки не
перепутывали свои будки, на каждой написали крупными буквами имена хозяек -
"ГЕРДА" и "УМКА". Собачки обычно ночевали каждая в своём
домике, но в холодное время Умка забиралась спать к Герде. У Герды была очень
большая и тёплая шерсть, а у Умки - короткая.
Умка выросла своенравной убеганкой и охотницей.
Стенку в вольере она перепрыгивала, затем пролезала через подкоп под забором и
пропадала в окрестностях коттеджа в поисках добычи.
Но и здесь Умке оказалось скучно. Она регулярно
делала подкопы под забором и убегала на промысел. Обычно часа через 3-4 она
появлялась у своей будки с курицей в зубах.
Мне очень понравился рассказ про Умку, потому
что я очень люблю собак, особенно таких хитрых и умных. А эта девочка ещё и
очень милая, хоть и воровка.
Сейчас с Владимиром Константиновичем живёт
собака Ассоль. Ей уже 14 лет. Он в ней души не чает, она даже спит на кровати
дяди Вовы. Моя мама её тоже очень любит, но побаивается, а вот я сразу
подружилась с Ассолькой.
Заключение
И в героях рассказов, и в самом В. К. Решемкине присутствуют все качества, которые должен иметь настоящий человек. К огромному сожалению, таких людей сейчас очень-очень мало. Если бы каждый вкладывал частичку себя в то, что он делает, то наша жизнь была бы намного светлее и добрее. И хочется желать только одного: чтобы мир был мир во всем мире, чтобы таких неравнодушных людей, как Владимир Константинович, было намного больше, потому что, читая его произведения, зная о его добрых делах, ты набираешься опыта, многое берешь на заметку. Его жизнь и творчество являются уроком для меня, потому что по ним я учусь жизни. Хочется посоветовать прочитать произведения В. К. Решемкина всем людям от мала до велика, потому что каждый в них найдет многое для себя.
Приложения.
1.Список использованной литературы:
Книги автора Решемкина В.К.
1.Решемкин В.К.«Невоенный путь». Издательство DELIBRI. Москва.2021
2. Решемкин В.К «Память моя». Нижний Новгород. 1994 – 2022 г.г.
3. Решемкин В.К «Река жизни». Нижний Новгород. 2021 год
4.Решемкин В.К «Рассказы» Издательство DELIBRI. Москва.2021
5 Решемкин В.К.«Исповедь рыболова». (вторая редакция) Издательство DELIBRI. Москва.2021
6. Решемкин В.К «Исповедь рыболова» - 2004 г.
7 Решемкин В.К «Былое и всякое» – 2006 г.
8. Решемкин В.К «Путешествие в детство» - 2009 г.
9. Решемкин В.К.«Мошна» - 2013 г.
10. Решемкин В.К.«Охотничьи рассказы» - 2020 г.
Методическая литература
1. Белоусов Д.А. Литературно-краеведческий кружок в сельской школе: книга для учителя. Из опыта внеклассной работы / под ред. М.Д. Янко. – М: Просвещение, 1987. – С. 55.
2. Богуславский С.Р. Школьный литературный клуб: книга для учителя: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989. – С. 99.
3. Вавилова Л.Г. Региональный компонент в работе учителя-словесника.// Педагогическое обозрение. – 2007. - № 4.
4. Калашникова О.М. Метод исследования и интепретирования при работе с текстами на уроках литературного краеведения. // Педагогическое обозрение. – 2007. - № 4.
Фотографии.
Фотография из личного архива Решемкина В.К. Любимое дело - рыбалка |
|
Фотография из личного архива Решемкина В.К.
У Тёмы красивая волнистая шерсть на спинке. |
|
Генеалогическое древо Фотография из книги |
|
Фотография из личного архива Решемкина В.К. Здесь родители: Константин Васильевич и Александра Степановна. В.К. здесь два года, сестре Лене – восемь месяцев. 1946 год. |
|
Фотография из личного архива Решемкина В.К.Награды за «Невоенный путь»
|
|
|
Фотография из личного архива автора работы Фалевой А.
Часть книг Владимира Константиновича
Ноябрь 2023 г. |
|
Фотография из личного архива автора работы Фалевой А Ноябрь 2023 г. |
Фотография из личного архива автора работы Фалевой А Декабрь 2023 г. Классные встречи |
|
|
Фотография из личного архива автора работы Фалевой А Декабрь 2023 г. Классные встречи |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.