Опыт использования регионального репозитория по учебной дисциплине «Родная литература»
Оценка 4.7

Опыт использования регионального репозитория по учебной дисциплине «Родная литература»

Оценка 4.7
Исследовательские работы +1
docx
русская литература
10 кл—11 кл +1
27.01.2023
Опыт использования регионального репозитория по учебной дисциплине «Родная литература»
Опыт использования материалов регионального репозитория по УД Родная литература. Орлова В.В..docx

Опыт использования регионального репозитория по учебной дисциплине «Родная литература»

Доклад подготовила: Орлова Влада Владимировна, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «Челябинский механико-технологический техникум»

Дисциплина «Родная литература» является относительно новой для системы СПО. В связи с этим преподавателям и обучающимся пришлось столкнуться с рядом сложностей во время учебного процесса. Настоящий доклад посвящен подробному анализу материалов регионального репозитория и практическому применению представленных материалов на занятиях.

План:

1. Структура репозитория

2. Сложности, с которыми сталкивается преподаватель и обучающийся на уроках по дисциплине «Родная литература»

3. Решения, которые предлагает региональный репозиторий

4. Обратная связь

5. Пожелания

Структура репозитория.

Региональный репозиторий по УД «Родная литература» состоит из 5 разделов:

1) Раздел «Лекции, опорные конспекты, лекционные материалы» включает в себя краткую биографию писателей, слово об изучаемом произведении, а также видеоматериал, позволяющий ознакомиться с содержанием произведения;

2) Раздел «Лабораторные и практические работы» содержит тексты (лирика) или отрывки (эпос и драма) с перечнем заданий для анализа. Задания четко структурированы и позволяют понять не только представленный отрывок (эпос и драма), но и дать обучающему возможность раскрыть тему, идею, проблемы произведения;

3) Раздел «Контрольно-измерительные материалы» также содержит тексты или отрывки из них с заданиями повышенной сложности (провести анализ без опоры на вопросы, узнать автора произведения и его название). Поскольку комплексный анализ произведения является одним из самых сложных для обучающихся типа заданий, репозиторий позволяет опираться на материалы следующего раздела:

4) Раздел «Самостоятельная работа студентов», в котором содержится план анализа эпического, драматического и лирического произведения, а также план анализ эпизодов. Помимо этого, в данном разделе представлен фрагмент рабочей тетради;

5) Раздел «Интернет-ресурсы». Один из значимых разделов в рамках курса по причине отсутствия аккредитованных учебников. В разделе содержится подборка материалов: ссылки на статьи, посвященные биографиям писателей и рецензиям на произведения, буктрейлеры, видео-интервью с писателями и их лекции. Материал подобран тщательно и позволяет ознакомиться с жизнью и творчеством автора и сделать обзор на произведения, не вошедшие в программу.

Сложности, с которыми сталкивается преподаватель и обучающийся на уроках по дисциплине «Родная литература».

Среди многочисленных затруднений мы выделили 3 наиболее актуальных:

1) Большое количество времени на поиск и обработку нового материала для качественного проведения занятий. Поскольку в настоящее время разработанные учебники по дисциплине отсутствуют, материал преподаватель вынужден подбирать, опираясь на различные Интернет-ресурсы, что значительно увеличивает потраченное на подготовку время. Более того, план проведения каждого занятия преподаватель также составляет с опорой на найденный материал.

2) Художественную литературу тяжело достать даже в городских библиотеках. Мы провели небольшое исследование, связавшись с несколькими библиотеками города Челябинск в поисках печатной версии произведений. В результате исследования мы выяснили, что, к примеру, роман А. Дементьева «Прииск в тайге» имеется только в Публичной библиотеке в единственном экземпляре 1976 года. Следовательно, использование текстов произведений с учетом наполняемости одной группы от 25 человек на занятиях практически невозможно.

3) Профессиональное ориентирование. В настоящее время для ГБПОУ «Челябинский механико-технологический техникум» и ряда других учебных заведений, участвующих в кластерах образовательной программы «Профессионалитет», такое ориентирование является не рекомендацией, а требованием.

Какие решения предлагает региональный репозиторий?

1) Как уже было отмечено, в структуре репозитория имеется раздел «Интернет-ресурсы», позволяющий использовать уже отобранные материалы, показывать на занятиях отрывки из лекций, буктрейлеров или же интервью с писателями. Это значительно сокращает время на подготовку к занятиям, делает работу с обучающимися разнообразной, позволяет делать упор на качестве занятия.

2) Приведенные в репозитории отрывки из текстов большого жанра (романы, повести, пьесы) проанализированы разработчиками и отобраны с учетом понимания тем, проблем и идеи произведения. Отрывки занимают немного места, что позволяет вывести текст на проектор во время занятия или же распечатать с небольшой потерей материала. Также ознакомиться с содержанием произведений теперь можно с помощью небольших видео обзоров, отрывков из кинофильмов или сериалов. Это значительно ускоряет работу как преподавателя, так и обучающегося.

3) Задания разделов «Лабораторные и практические работы» и «Самостоятельная работа студентов» позволяют обратиться к профессиям от XII века до наших дней. В качестве примера мы провели практические занятия по разделам «Урал – страна легенд. Фольклор на Урале» и «Жанровые особенности сказов П.П. Бажова». Ниже представлены цели работ, курсивом выделены цели, направленные на профессиональное ориентирование и на развитие сразу нескольких образовательных компетенций (ОК):

Цели работ:

студент должен уметь:

ü извлекать из разных источников и преобразовывать информацию по теме;

ü анализировать литературоведческие термины;

ü приводить примеры, которые позволяют лучше узнать историю и культуру региона;

ü самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

ü Иметь представление о   своеобразии языка сказов как живой разговорной речи русского народа.

В рамках тем обучающиеся готовили и представляли в группах небольшие проекты, где сделали обзор на особенности профессии токаря, столяра, плотника в сказах П.П. Бажова на примере героев, изучили легенды подземных ходов Великого Тагила, ознакомившись с особенностей работы шахтера и электромонтера, попытались провести цепи электричества по подземным ходам.

Также в материалах репозитория представлен фрагмент рабочей тетради, которую обучающиеся заполнили с помощью знаний, полученных на экскурсиях по Уралу (Ильменский заповедник, Чебаркуль, оружейный завод Златоуста) и экскурсии на Таганай, известный своими легендами и преданиями.

Обратная связь.

Материалы репозитория должны быть полезны как преподавателям, так и обучающимся. В связи с этим нами было составлено анкетирование, которое включает в себя 4 вопроса:

      Достаточно ли вам материала из репозитория для подготовки?

      Насколько разнообразна работа на уроке с применением репозитория? (по шкале от 1 до 10, где 10 – высшая оценка)

      Хватает ли анализа эпизодов художественных текстов, приведенных в репозитории, для понимания темы, идеи, проблем произведения?

      Насколько знания, полученные на занятиях, соприкасаются с профессией? (по шкале от 1 до 10, где 1 – вообще не соприкасаются, а 10 – интерес к профессии на занятии возникает)

Анкетирование прошли 4 группы 1ых курсов в составе 102-х человек. Результаты представлены на графиках ниже:

 

 

 

Полученные результаты говорят о том, что большинство обучающихся действительно высоко оценивает работу с применением материалов репозитория, отмечает разнообразие занятий и глубже понимает связь литературы с профессиями.

Пожелания.

В рамках данного исследования учтены пожелания преподавателей и обучающихся – непосредственных участников образовательного процесса:

1) Возможность добавления тестирований в репозиторий. Это полезно для быстрой и качественной проверки усвоения материала, а также для самостоятельной работы студента в дистанционном формате.

2) Включение некоторых уральских писателей в программу, например, творчество Б. Ручьева и М. Львова. К сожалению, многие преподаватели отметили, что Б. Ручьев и М. Львов не изучаются в рамках дисциплины, хотя их наравне с Л. Татьяничевой можно считать писателями-классиками Урала.

3) Возможность делиться в репозитории собственным опытом (добавление раздела «конференция», запись открытых уроков и т.д.). Это позволило бы обмениваться опытом и идеями творческой реализации материала коллег, обсуждать и корректировать учебные занятия, открывать новые возможности репозитория.

В заключение мы хотели бы поблагодарить разработчиков и добавить, что региональный репозиторий действительно разработан с учетом интереса и преподавателей, и обучающихся, структурирован и тщательно отобран.


 

Опыт использования регионального репозитория по учебной дисциплине «Родная литература»

Опыт использования регионального репозитория по учебной дисциплине «Родная литература»

Раздел «Контрольно-измерительные материалы» также содержит тексты или отрывки из них с заданиями повышенной сложности (провести анализ без опоры на вопросы, узнать автора произведения и его…

Раздел «Контрольно-измерительные материалы» также содержит тексты или отрывки из них с заданиями повышенной сложности (провести анализ без опоры на вопросы, узнать автора произведения и его…

Более того, план проведения каждого занятия преподаватель также составляет с опорой на найденный материал

Более того, план проведения каждого занятия преподаватель также составляет с опорой на найденный материал

Это значительно ускоряет работу как преподавателя, так и обучающегося

Это значительно ускоряет работу как преподавателя, так и обучающегося

Уралу (Ильменский заповедник, Чебаркуль, оружейный завод

Уралу (Ильменский заповедник, Чебаркуль, оружейный завод

Полученные результаты говорят о том, что большинство обучающихся действительно высоко оценивает работу с применением материалов репозитория, отмечает разнообразие занятий и глубже понимает связь литературы с…

Полученные результаты говорят о том, что большинство обучающихся действительно высоко оценивает работу с применением материалов репозитория, отмечает разнообразие занятий и глубже понимает связь литературы с…

Пожелания. В рамках данного исследования учтены пожелания преподавателей и обучающихся – непосредственных участников образовательного процесса: 1)

Пожелания. В рамках данного исследования учтены пожелания преподавателей и обучающихся – непосредственных участников образовательного процесса: 1)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2023