Урок по творчеству Максима Горького предназначен для учащихся старшей возрастной группы. Тема любви одна из ведущих в творчестве писателей. Интересен взгляд М.Горького на эту тему. Школьникам предлагается осмыслить следующие рассказы писателя " О настоящей любви", "Отшельник". Творчество связано с личной жизнью писателя, поэтому есть материал на уроке, упоминающий женщин, которых Горький любил.Урок по теме любви в творчестве М.Горького
Горький (урок) Потапова Е.В..docx
Муниципальное общеобразовательное
учреждение
«Школа №123»
Конспект урока литературы
«Для любви живут люди»
(10-11 класс)
Учитель:
Потапова Е.В
Нижний Новгород 2017г.
Конспект урока «Для любви живут люди»
(Тема любви в рассказах М. Горького)
Оборудование: Презентация о женщинах Горького: Е.П.Волжиной,
М.Ф.Андреевой, М.И.Закревской, Каминской О.Ю. М.И.Будберг, тексты.
Цель урока: познакомить учащихся с рассказами Горького о любви.
Задачи:
Образовательные: рассказать о роли женщин в жизни писателя, дать
представление о концепции любви в рассказах, обратить внимание на
значимость данной темы в творчестве писателя; активизировать
познавательную деятельность, развивать умение анализировать
прозаический текст, развивать умение работать в группе
коммуникативных
Развивающие: создать условия для развития
навыков через разнообразные виды речевой деятельности
(монологическая, диалогическая речь);создать условия для развития
таких аналитических способностей учащихся,
как умение
анализировать, сравнивать , обобщать познавательные объекты,
делать выводы;содействовать формированию
самостоятельной
познавательной деятельности
Воспитательная:
отношения к
положительное отношение к творчеству писателя
Планируемые результаты: понимание значимости темы любви в
творчестве Горького, умение работать с материалом, отбирать в нём
необходимое для работы, умение работать в группе
способствовать формированию ценностного
любви; создать условия для формирования
Предварительная работа: Заранее прочесть рассказы Горького «О
первой любви», «Отшельник», «Рассказ о безответной любви»
Индивидуальные задания : рассказы о женщинах Горького (Волжиной
Е.П., Андреевой М.Ф., М.И.Закревская, Будберг М.И.,Каминская О.Ю.)
Посетить музейную экскурсию в Музее-квартире А.М.Горького
(ул.Семашко д.19)
( «Целую твою руку…» (Е.П. Пешкова. Страницы жизни)
Выставка посвящена жене и другу А.М. Горького Екатерине Павловне
Пешковой. Личные вещи, фотографии, письма, книги и документы
разных лет воссоздают образ этой женщины. Именно Екатерине
Павловне были адресованы проникновенные стоки А.М. Горького: «С
глубоким чувством благодарности, с искренним уважением целую твою руку… Ты из тех людей, которым не надо говорить слова, они понимают
и молчание».
Выставка рассказывает о знакомстве Е.П. Пешковой с А.М. Горьким, их
отношениях, её помощи горьковским музеям и участии в Горьковских
чтениях, в издании книг по горьковедению, в работе в Институте
мировой литературы им. А.М. Горького РАН.
Экспонаты выставки раскрывают и неизвестные до последнего времени
факты биографии жены писателя – её работу в Политическом Красном
Кресте, который она возглавляла с 1917 по 1937 год).
Ход урока
I Организационный момент
II Беседа:
Вспомните произведения М.Горького,прочитанные вами. (Ответы ребят)
Слово учителя:
М.Горький известен вам как создатель
автобиографической трилогии, автор «Сказок об Италии», драмы «На
дне»,рассказов «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». Своей творческой
задачей писатель считал пробуждение в человеке гордости самим
собой. «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он –
всё!»- так говорил сам Горький.
Этот человек был знаком с Лениным, Сталиным. Вёл активную
общественную жизнь. Имя Горького больше ассоциируется с
революционной деятельностью, вождями, художниками.
Но к каждому человеку в жизни приходит любовь. М.Горький – не
исключение. Рядом с ним будет его супруга Е.П. Волжина, её Горький
считал «лучшим другом жизни»; « как комета» ,ворвётся в его жизнь
М. Ф.Андреева, М.И.Будберг станет для писателя «добрым ангелом». В
школьной программе нет рассказов о любви, а ведь без них нельзя
полностью отразить многогранность и гуманность таланта автора. В
рассказе «Коновалов» герой произносит: «Без любви какой-нибудь
жить человеку невозможно; затем ему и душа дана, чтоб он мог
любить…»
Работа с понятием
Любовь – 1)чувство глубокой и самоотверженной привязанности,
сердечного влечения. 2)склонность, пристрастие к чему-нибудь
(С.И.Ожегов «Словарь русского языка»)
III Работа по теме урока Презентация о женщинах М.Горького. Девушки кратко рассказывают
по очереди о КаминскойО.Ю.,
Е.П.Волжиной, М.И.Закревской
М.Ф.Андреевой, М.И.Будберг,
Слово учителя : В письме к Р.Роллану от 7 декабря 1922 года Алексей
Максимович сообщит, что пишет рассказы о любви «к людям, женщине,
о любви женщины к миру». Обратимся к текстам этих рассказов.
Работа по текстам ( в группах):
Рассказ «О первой любви».(гр.1)
История создания: время написания – 20-е годы. Горький работает над
«Делом Артамоновых», приступает к работе над «Климом Самгиным».
Автор рассказывает о проблемах социального бытия, о том, как человек
стремится переделать обстоятельства. Герой бросается в анализ
любовных отношений. Размышления о превратностях и парадоксах
любви рождаются у Горького в то время, когда его собственная жизнь
изменилась. В его судьбе появляется М.И.Закревская. Находясь в
Германии, Горький думает о России и вспоминает свою молодость, свою
первую любовь, а именно отношения с Каминской, которые длились 2
года. После разрыва отношений они встречаются спустя 30 лет.
1.Как называет главный герой Алексей своего любимого человека?
Упоминается ли имя?(Жена, женщина, жена)
2.Как эта женщина проявляет себя в любви?
3.Что значит для неё любовь? Ищем цитаты.(для неё сама жизнь-
любовь. Всё подчинено её законам, во власти которой находится душа
и тело человека.)
4.Почему любящим не суждено быть вместе? (Ольга не чувствует
прочность союза, она заключила, что их отношения – ошибка)
Вывод. Какую любовь изображает Горький?
Любовь земная(не возвышенная). Ольга воплощает своего рода культ
любви. Но
всякий культ требует концентрации сил: духовных,
телесных – и всегда деформирует какие-то иные сферы жизни. Герой
становится рыцарем другого культа- творчества, в его основе лежит
постоянное беспокойство познания мира. Любовь героев не делает их
счастливыми.
Рассказ «Отшельник»(1922г) (гр.2)
1. Кто такой отшельник? Объясните, как вы понимаете значение этого
слова. Обращение к толковому словарю.
1.Кто главный герой рассказа? Действительно ли он отшельник? 2.Знакомо ли чувство любви Савелу? (выбираем, читаем, комментируем
цитаты)
3.Какие чувства вызывает у вас главный герой?
Вывод . Какую любовь изображает Горький?
Любовь земная (не возвышенная), плотская. Образ главного героя
противоречивый. Мы чувствуем авторскую симпатию, а с другой
стороны- несогласие с его определёнными действиями. Здесь понятие
любви более широкое, на первом плане – любовь –сочувствие по
отношению ко всем людям.
«Рассказ о безответной любви»(1923г.) (гр.3)
Из истории создания: в 1934 году Горький говорил : « Да, рассказец мой
против вакханалии сердца… «Рассказ о безответной любви»- моя
полемика с « Гранатовым браслетом» Куприна».
1.С чего начинается рассказ? Назовите героев произведения.
2.Чем жертвует Лариса во имя сцены? ( оставляет семью).Имеет ли она
успех в театре? (он не соответствует её ожиданиям)
3.Что заменило ей успех на сцене? (успех у мужчин)
4.Почему мужчины обращали на неё внимание? Прочтите описание
героини. (Её портрет таит в себе черты светской львицы, игра
превращается в охоту)
5. Что происходит с Торсуевым при встрече с Добрыниной?
6. Осознаёт ли героиня губительную силу своей красоты? Обратите
внимание на её фамилию.
7. Что является кульминацией рассказа?
Вывод. Какую любовь изображает Горький?
Трагическая любовь, которая унижает человека. Человек превращается
в раба своего чувства, теряя человеческое достоинство.
1.В чем полемика с Куприным? Горький считал, что любовь прекрасна,
когда она взаимна. Писатель против пути раба любви.
2. Можно ли героя Куприна назвать рабом любви?(герой Куприна
поднят на высоту духовной свободы, для него любовь- высокое
поэтическое чувство, которое перерождает героиню, у Горького герой
мелок и жалок).
IV Закрепление изученного материала Какую концепцию любви дает Горький в своих рассказах? Он против
«какой-нибудь» любви. Можно вершить судьбы людей, ломать
общественный строй, заниматься разного рода деятельностью, но без
настоящей любви не мыслима жизнь человека.
V Подведение итогов урока
Л.Н.Толстой говорил Горькому : «Женщин вы, должно быть, не
понимаете, они у вас не удаются, ни одна. Не помнишь их…»
Можно ли согласиться с утверждением Толстого?
Горький записывал свои высказывания об любви. Послушайте их
( высказывания записаны на демонстрационном экране)
«Истинная любовь бьет сердце, как молния, и нема, как молния».
«Любовь - это желание жить».
«Жизнь без любви не жизнь, существование».
«Высота культуры определяется отношением к женщине».
«Есть любовь, которая мешает человеку жить».
У Горького целый ряд определений и афоризмов о любви, причем он
сосредоточивается не на идеальном, а на «земном» смысле этого
феномена. Любовь, объясняет он, - самое красивое и творящее чувство,
но в иерархии потребностей человека ей предшествуют жажда жизни и
труд, обеспечивающие его физическое существование. Тем не менее и
любовь –«чувство сугубо земное». «Она рождается, расцветает и
умирает...»
Урок литературы "Для любви живут люди"
Урок литературы "Для любви живут люди"
Урок литературы "Для любви живут люди"
Урок литературы "Для любви живут люди"
Урок литературы "Для любви живут люди"
Урок литературы "Для любви живут люди"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.