Урок по творчеству Максима Горького предназначен для учащихся старшей возрастной группы. Тема любви одна из ведущих в творчестве писателей. Интересен взгляд М.Горького на эту тему. Школьникам предлагается осмыслить следующие рассказы писателя " О настоящей любви", "Отшельник". Творчество связано с личной жизнью писателя, поэтому есть материал на уроке, упоминающий женщин, которых Горький любил.Урок по теме любви в творчестве М.Горького
Муниципальное общеобразовательное
учреждение
«Школа №123»
Конспект урока литературы
«Для любви живут люди»
(10-11 класс)
Учитель:
Потапова Е.В
Нижний Новгород2017г.
Конспект урока «Для любви живут люди»
(Тема любви в рассказах М. Горького)
Оборудование: Презентация о женщинах Горького: Е.П.Волжиной,
М.Ф.Андреевой, М.И.Закревской, Каминской О.Ю. М.И.Будберг, тексты.
Цель урока: познакомить учащихся с рассказами Горького о любви.
Задачи:
Образовательные: рассказать о роли женщин в жизни писателя, дать
представление о концепции любви в рассказах, обратить внимание на
значимость данной темы в творчестве писателя; активизировать
познавательную деятельность, развивать умение анализировать
прозаический текст, развивать умение работать в группе
коммуникативных
Развивающие: создать условия для развития
навыков через разнообразные виды речевой деятельности
(монологическая, диалогическая речь);создать условия для развития
таких аналитических способностей учащихся,
как умение
анализировать, сравнивать , обобщать познавательные объекты,
делать выводы;содействовать формированию
самостоятельной
познавательной деятельности
Воспитательная:
отношения к
положительное отношение к творчеству писателя
Планируемые результаты: понимание значимости темы любви в
творчестве Горького, умение работать с материалом, отбирать в нём
необходимое для работы, умение работать в группе
способствовать формированию ценностного
любви; создать условия для формирования
Предварительная работа: Заранее прочесть рассказы Горького «О
первой любви», «Отшельник», «Рассказ о безответной любви»
Индивидуальные задания : рассказы о женщинах Горького (Волжиной
Е.П., Андреевой М.Ф., М.И.Закревская, Будберг М.И.,Каминская О.Ю.)
Посетить музейную экскурсию в Музее-квартире А.М.Горького
(ул.Семашко д.19)
( «Целую твою руку…» (Е.П. Пешкова. Страницы жизни)
Выставка посвящена жене и другу А.М. Горького Екатерине Павловне
Пешковой. Личные вещи, фотографии, письма, книги и документы
разных лет воссоздают образ этой женщины. Именно Екатерине
Павловне были адресованы проникновенные стоки А.М. Горького: «С
глубоким чувством благодарности, с искренним уважением целую твоюруку… Ты из тех людей, которым не надо говорить слова, они понимают
и молчание».
Выставка рассказывает о знакомстве Е.П. Пешковой с А.М. Горьким, их
отношениях, её помощи горьковским музеям и участии в Горьковских
чтениях, в издании книг по горьковедению, в работе в Институте
мировой литературы им. А.М. Горького РАН.
Экспонаты выставки раскрывают и неизвестные до последнего времени
факты биографии жены писателя – её работу в Политическом Красном
Кресте, который она возглавляла с 1917 по 1937 год).
Ход урока
I Организационный момент
II Беседа:
Вспомните произведения М.Горького,прочитанные вами. (Ответы ребят)
Слово учителя:
М.Горький известен вам как создатель
автобиографической трилогии, автор «Сказок об Италии», драмы «На
дне»,рассказов «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». Своей творческой
задачей писатель считал пробуждение в человеке гордости самим
собой. «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он –
всё!»- так говорил сам Горький.
Этот человек был знаком с Лениным, Сталиным. Вёл активную
общественную жизнь. Имя Горького больше ассоциируется с
революционной деятельностью, вождями, художниками.
Но к каждому человеку в жизни приходит любовь. М.Горький – не
исключение. Рядом с ним будет его супруга Е.П. Волжина, её Горький
считал «лучшим другом жизни»; « как комета» ,ворвётся в его жизнь
М. Ф.Андреева, М.И.Будберг станет для писателя «добрым ангелом». В
школьной программе нет рассказов о любви, а ведь без них нельзя
полностью отразить многогранность и гуманность таланта автора. В
рассказе «Коновалов» герой произносит: «Без любви какой-нибудь
жить человеку невозможно; затем ему и душа дана, чтоб он мог
любить…»
Работа с понятием
Любовь – 1)чувство глубокой и самоотверженной привязанности,
сердечного влечения. 2)склонность, пристрастие к чему-нибудь
(С.И.Ожегов «Словарь русского языка»)
III Работа по теме урокаПрезентация о женщинах М.Горького. Девушки кратко рассказывают
по очереди о КаминскойО.Ю.,
Е.П.Волжиной, М.И.Закревской
М.Ф.Андреевой, М.И.Будберг,
Слово учителя : В письме к Р.Роллану от 7 декабря 1922 года Алексей
Максимович сообщит, что пишет рассказы о любви «к людям, женщине,
о любви женщины к миру». Обратимся к текстам этих рассказов.
Работа по текстам ( в группах):
Рассказ «О первой любви».(гр.1)
История создания: время написания – 20-е годы. Горький работает над
«Делом Артамоновых», приступает к работе над «Климом Самгиным».
Автор рассказывает о проблемах социального бытия, о том, как человек
стремится переделать обстоятельства. Герой бросается в анализ
любовных отношений. Размышления о превратностях и парадоксах
любви рождаются у Горького в то время, когда его собственная жизнь
изменилась. В его судьбе появляется М.И.Закревская. Находясь в
Германии, Горький думает о России и вспоминает свою молодость, свою
первую любовь, а именно отношения с Каминской, которые длились 2
года. После разрыва отношений они встречаются спустя 30 лет.
1.Как называет главный герой Алексей своего любимого человека?
Упоминается ли имя?(Жена, женщина, жена)
2.Как эта женщина проявляет себя в любви?
3.Что значит для неё любовь? Ищем цитаты.(для неё сама жизнь-
любовь. Всё подчинено её законам, во власти которой находится душа
и тело человека.)
4.Почему любящим не суждено быть вместе? (Ольга не чувствует
прочность союза, она заключила, что их отношения – ошибка)
Вывод. Какую любовь изображает Горький?
Любовь земная(не возвышенная). Ольга воплощает своего рода культ
любви. Но
всякий культ требует концентрации сил: духовных,
телесных – и всегда деформирует какие-то иные сферы жизни. Герой
становится рыцарем другого культа- творчества, в его основе лежит
постоянное беспокойство познания мира. Любовь героев не делает их
счастливыми.
Рассказ «Отшельник»(1922г) (гр.2)
1. Кто такой отшельник? Объясните, как вы понимаете значение этого
слова. Обращение к толковому словарю.
1.Кто главный герой рассказа? Действительно ли он отшельник?2.Знакомо ли чувство любви Савелу? (выбираем, читаем, комментируем
цитаты)
3.Какие чувства вызывает у вас главный герой?
Вывод . Какую любовь изображает Горький?
Любовь земная (не возвышенная), плотская. Образ главного героя
противоречивый. Мы чувствуем авторскую симпатию, а с другой
стороны- несогласие с его определёнными действиями. Здесь понятие
любви более широкое, на первом плане – любовь –сочувствие по
отношению ко всем людям.
«Рассказ о безответной любви»(1923г.) (гр.3)
Из истории создания: в 1934 году Горький говорил : « Да, рассказец мой
против вакханалии сердца… «Рассказ о безответной любви»- моя
полемика с « Гранатовым браслетом» Куприна».
1.С чего начинается рассказ? Назовите героев произведения.
2.Чем жертвует Лариса во имя сцены? ( оставляет семью).Имеет ли она
успех в театре? (он не соответствует её ожиданиям)
3.Что заменило ей успех на сцене? (успех у мужчин)
4.Почему мужчины обращали на неё внимание? Прочтите описание
героини. (Её портрет таит в себе черты светской львицы, игра
превращается в охоту)
5. Что происходит с Торсуевым при встрече с Добрыниной?
6. Осознаёт ли героиня губительную силу своей красоты? Обратите
внимание на её фамилию.
7. Что является кульминацией рассказа?
Вывод. Какую любовь изображает Горький?
Трагическая любовь, которая унижает человека. Человек превращается
в раба своего чувства, теряя человеческое достоинство.
1.В чем полемика с Куприным? Горький считал, что любовь прекрасна,
когда она взаимна. Писатель против пути раба любви.
2. Можно ли героя Куприна назвать рабом любви?(герой Куприна
поднят на высоту духовной свободы, для него любовь- высокое
поэтическое чувство, которое перерождает героиню, у Горького герой
мелок и жалок).
IV Закрепление изученного материалаКакую концепцию любви дает Горький в своих рассказах? Он против
«какой-нибудь» любви. Можно вершить судьбы людей, ломать
общественный строй, заниматься разного рода деятельностью, но без
настоящей любви не мыслима жизнь человека.
V Подведение итогов урока
Л.Н.Толстой говорил Горькому : «Женщин вы, должно быть, не
понимаете, они у вас не удаются, ни одна. Не помнишь их…»
Можно ли согласиться с утверждением Толстого?
Горький записывал свои высказывания об любви. Послушайте их
( высказывания записаны на демонстрационном экране)
«Истинная любовь бьет сердце, как молния, и нема, как молния».
«Любовь - это желание жить».
«Жизнь без любви не жизнь, существование».
«Высота культуры определяется отношением к женщине».
«Есть любовь, которая мешает человеку жить».
У Горького целый ряд определений и афоризмов о любви, причем он
сосредоточивается не на идеальном, а на «земном» смысле этого
феномена. Любовь, объясняет он, - самое красивое и творящее чувство,
но в иерархии потребностей человека ей предшествуют жажда жизни и
труд, обеспечивающие его физическое существование. Тем не менее и
любовь –«чувство сугубо земное». «Она рождается, расцветает и
умирает...»