Методическая разработка урока литературы в 10 классе (профильное обучение) по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?" "Будущее светло и прекрасно"
Оценка 4.6

Методическая разработка урока литературы в 10 классе (профильное обучение) по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?" "Будущее светло и прекрасно"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
19.06.2019
Методическая разработка урока литературы в 10 классе (профильное обучение) по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?" "Будущее светло и прекрасно"
Данная разработка представляет собой материал урока-исследования в 10 профильном(гуманитарном) классе по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?". Разработка поможет организовать исследовательскую работу с учащимися как на уроке, так и в процессе подготовки к нему учащихся.В ходе исследования осуществляется деятельностный подход в организации образовательного процесса, поскольку учащиеся привлекаются к самостоятельному изучению романа, аспектному его анализу, структурированию изученного материала.
Литература 10 класс будущее чернышевский.docx
Литература 10 класс.(профиль) Урок­ исследование . «Будущее светло и прекрасно». Черты социальной утопии в  романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?» Цели:  1. пробудить интерес к актуальным проблемам, поднимаемым  Чернышевским на страницах романа “Что делать?”, систематизировать,  обобщить и углубить полученные ранее знания, стимулировать  “маленькие открытия” при самостоятельном анализе художественного  текста; 2. развивать речь учащихся, навыки литературоведческого анализа,   работы с разными источниками информации, поиска ответа на  проблемный вопрос, построения развернутого, аргументированного  выступления и культуры полемики; 3. формировать ценностные компетенции, пробуждать творческое и  нравственное начало в учащихся. Если к правде святой Мир дороги найти не умеет –  Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой! В. Курочкин (перевод из Беранже) 1862 Словарная работа.  Ригоризм – чрезмерная строгость, прямолинейность в соблюдении  нравственных принципов в поведении. Ригорист – человек, отличающийся ригоризмом. Утопия – нечто фантастическое, несбыточное, неосуществимая мечта I.Актуализация. 1) Вспомните , кого и почему называет счастливыми Н.А.Некрасов  в поэме  «Кому на Руси жить хорошо»?  2) О какой рати и силе поёт в своей песенке Гриша Добросклонов?  3) В письме к Герцену Чернышевский писал: «К топору зовите Русь...  помните, что сотни лет уже губит Русь вера в добрые намерения царей».  Почему Чернышевский и Некрасов верят в «очищающую» силу «топора»? А  что будет после революции? Ответы на эти вопросы мы попробуем найти в  романе «Что делать?» Основные вопросы: 1.Каким рисует будущее Н.Г.Чернышевский?  2. В  чем полемичность и утопичность  представлений в Четвёртом сне  Веры Павловны  картины «идеального»  будущего, воплощения «мечты человечества»?  II. Подготовка к исследованию . О романе «Что делать?» А. В. Луначарский писал: "Построение романа идет  по четырем поясам: пошлые люди, новые люди, высшие люди и сны". Вся  структура романа вмещается в эти слова: 1.Вспомним структуру романа. Определим ее, анализируя оглавление. Главы 1. Дурак Связь с сюжетом. Сны. Интригующая завязка 2. Первое следствие дурацкого дела Аллегорический призыв к революции 3. Предисловие Разговор с двумя типами читателей:  уважаемые "благородный"  и  "проницательный" 4. Глава первая "Жизнь Веры  Павловны в родительском доме" Старый мир 5. Глава вторая "Первая любовь и  законный брак" Новые люди: Лопухов, Кирсанов,  Вера Павловна. Первый сон. 6. Глава третья "Замужество и вторая  любовь" 7. Глава четвертая "Второе  замужество" 8. Глава пятая "Новые лица и  развязка" 9. Глава шестая "Перемена  декораций" Новые люди и новая жизнь Веры  Павловны. Второй сон. Третий сон.  Особенный человек Мечты о будущем. Четвертый сон. Предчувствие революции Итог 2.      Почему именно эти четыре "пояса" выделил  А.В.Луначарский? Как вы  понимаете эти слова? 4.                    "Четвертый сон" о будущем. ­  Зачем перед "четвертым сном", рассказывающим о будущем, дан рассказ о  Рахметове? Почему Рахметова называют «особенным человеком»? Сообщение ученика о Рахметове. ­ Что такое ригоризм? Почему Рахметова называют ригористом? Итак, Рахметов в романе Чернышевского – «особенный человек»,  ригорист, человек «другой породы», т.е. профессиональный революционер. Умный, одарённый, отличающийся редкой трудоспособностью, он заранее  готовит себя к революционной работе. Огромно его желание освободить народ от угнетения. «Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы,  прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди  задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей  мало… Это цвет лучших людей, это двигатель двигателей, это соль соли  земли», ­ писал с восхищением Чернышевский. Перед «Четвёртым сном Веры Павловны», повествующем о будущем, дан  рассказ о Рахметове, чтобы увидеть, ради чего ведётся революционная борьба. Итог этой борьбы – светлое будущее. III. Работа с текстом. Вопросы к мини­исследованию по главе  «Четвёртый сон Веры Павловны» Рассмотрим, как показано будущее в романе. Работа в группах. 1 гр. Художники­дизайнеры. 1.Прочитайте   начало   «Четвёртого   сна   Веры   Павловны».   Каким   пейзажем открывается сон? Какова роль в этом описании «Майской ночи» Гёте? 2.Найдите описание природы, города, архитектурных сооружений в  главках 8­10. В чём привлекательность картин  будущего ? 2гр.Историки. 1.Почему   в   сне   о   будущем   говорится   о   далеком   прошлом?   Какие   эпохи сменяются в главках 1­4, в чём их сходство и различие? Какие слова были главными в эти эпохи? Чего нет в этих эпохах? 2.О какой царице идет речь в главках 5­6? Как объясняет свое появление спутница   Верочки?   Почему   она   появилась   только   во   время   французской революции?   Можно   ли     услышать   отголоски   французской   революции   в   6 главе, провозглашавшей свободу, равенство и братство? 3гр. Философы. 1.Как показаны недостатки политического устройства эпох вплоть до времени Веры   Павловны?   (Главки1­4)   Какую   роль   играют   Астарта,   Афродита, Непорочность,   Равноправность?   О   чем   рассуждает   автор   по   отношению   к женщине? 2.В   чём   особенность   устройства   будущего?  Как   живут,   трудятся   люди   и почему   они   так   счастливы?   (Конец   главки   10)  Можно   ли   считать   его прекрасным? Возможно ли такое общество, где все будут равны и счастливы? 4гр.Критики. 1.Что зашифровано в строках из одних точек, после которых дана картина счастливого будущего? Какая логика заключена в следующей цепочке: сон о подвале ­­   сон   о   грязи ­­   рассказ   о   Рахметове ­­   обращение   в   прошлое, повествующее   об   изменении   отношения   к   женщине ­­   несколько   строчек отточий ­­ счастливое будущее?  2.О какой «сестре сестёр», «невесте своих женихов» идёт речь в главке 8? Как показано будущее в главках 8­10? Есть ли что­то приемлемое для нас, в наше время? Что в нарисованной картине утопично? Почему «Что делать?» можно   назвать   романом­утопией?  Прочитайте  вслух   главку11.В   чём   вы видите  силу и слабость позиции автора «Что делать?»? IV.Подведение итогов.  Таблица для заполнения учащимися. Каковы причины  изменения  общества? Что приведёт к  прекрасному  будущему? В чём  привлекательность картин будущего? Земля прекрасна, но люди живут пошло,  грязно, словно в  подвале, они  несвободны,  женщина унижена.  Нет равноправия.  Без равноправия,  свободы люди  несчастны. Особенные люди,  приведут к  изменению строя.  «Сестра сестёр»,  «невеста своих  женихов»­ революция, к   которой готовит  себя Рахметов.  Новую жизнь  построят «новые  люди», готовые   трудиться на благо  общества. Природа очень  красивая, природа  радует. Дивный город, много  чудных храмов,  всюду статуи. Прекрасные  библиотеки, музеи,  театры. Народ прекрасен, он  деятельный, живой,  весёлый. Много  молодых, долго не  стареют Дети любят  трудиться Всё делают за людей машины Возможно  ли  воплощение в  жизни такой идеи Чернышевского,  или «мечты  человечества»? Идеальное  общество  невозможно,  но невозможно.  Попытки внедрить рай на  земле силой всегда  вели в тупик. В  этом великая  трагедия и Великой французской  революции, и  Великой  Октябрьской  революции. Роман  "Что делать?" ­­ это  роман­утопия, потому что в нём  даётся изображение  идеального  общества, даны  нереальные планы  социальных  преобразований".  Во время труда  люди поют: им весело работать. Люди счастливы,  потому что живут  свободно, разумно, творчески,  развивая и  совершенствуя свои способности,  наслаждаясь гармонической  полнотой  существования. Источником их  жизни является  труд. «…будущее светло и  прекрасно…» Попытки внедрить рай на земле силой всегда вели в тупик. В этом  великая трагедия и Великой французской революции, и Великой  Октябрьской революции. Но общество без воли к золотому веку ужасно. Нельзя допускать,  чтобы уничтожилась вера в благоустройство мира, и в человеческую, и  в свою душу. Ибо именно это та сила, которая удерживает цивилизацию в равновесии. Идеальное общество невозможно, но невозможно и общество без  идеалов, без воли к гармонии. Эта воля противостоит силам  экономических и политических страстей. Общество должно иметь своих Дон Кихотов как противовес всякой  корысти, иначе оно превратится в тоталитарное общество. Чернышевский был в поиске истины.     Его идея – пафос изменения  жизни, и этим, даже критикуя его, нельзя пренебречь. Особенно сегодня,  когда мир, говоря словами Л. Толстого, завалился и остались одни  бессмысленные развалины. Роман "Что делать?" ­­ это роман­утопия. Словарь дает такое  определение этого жанра: "Утопия (греч. ­­ благословенное место, которого  нет) ­­ изображение идеального общества, нереальные планы социальных  преобразований". Название происходит от наименования книги Томаса Мора. Д.З. Дать развёрнутый ответ на вопрос урока: В чем полемичность и  утопичность  представлений в Четвёртом сне Веры Павловны   картины «идеального»  будущего?  Таблица для заполнения учащимися. Каковы причины  изменения  общества? Что приведёт к  прекрасному  будущему? В чём  привлекательность картин будущего? Таблица для заполнения учащимися. Каковы причины  изменения  общества? Что приведёт к  прекрасному  будущему? В чём  привлекательность картин будущего? Таблица для заполнения учащимися. Каковы причины  изменения  общества? Что приведёт к  прекрасному  будущему? В чём  привлекательность картин будущего? Возможно  ли  воплощение в  жизни такой идеи Чернышевского,  или «мечты  человечества»? Возможно  ли  воплощение в  жизни такой идеи Чернышевского,  или «мечты  человечества»? Возможно  ли  воплощение в  жизни такой идеи Чернышевского,  или «мечты  человечества»? Таблица для заполнения учащимися. Каковы причины Что приведёт к  В чём  Возможно  ли изменения  общества? прекрасному  будущему? привлекательность картин будущего? Таблица для заполнения учащимися. Каковы причины  изменения  общества? Что приведёт к  прекрасному  будущему? В чём  привлекательность картин будущего? Земля прекрасна, но   люди   живут пошло,   грязно, в   словно подвале,   они несвободны, женщина унижена.   Нет равноправия. Без равноправия, свободы   люди несчастны.     «Сестра Особенные люди, приведут к изменению строя. сестёр», «невеста   своих женихов»­ революция,   к которой   готовит себя   Рахметов. Новую   жизнь построят  «новые люди»,   готовые трудиться   на благо общества. Природа очень  красивая, природа радует. Дивный город,  много чудных  храмов, всюду  статуи. Прекрасные  библиотеки,  музеи, театры. Народ прекрасен,  он деятельный,  живой, весёлый.  Много молодых,  долго не стареют Дети любят  трудиться Всё делают за  людей машины Во время труда  люди поют: им весело  работать. Люди  счастливы,  потому что  живут свободно, разумно,  творчески,  развивая и  совершенствуя воплощение в  жизни такой идеи Чернышевского,  или «мечты  человечества»? Возможно  ли  воплощение в  жизни такой идеи  Чернышевского,  или «мечты  человечества»? Идеальное  общество  невозможно,  но невозможно.  Попытки  внедрить рай на  земле силой всегд а вели в тупик. В  этом великая  трагедия и  Великой  французской  революции, и  Великой  Октябрьской  революции. Роман  "Что делать?" ­­  это роман­утопия,  потому что в нём  даётся  изображение  идеального  общества, даны  нереальные планы  социальных  преобразований". свои способности, наслаждаясь гармонической  полнотой  существования. Источником их  жизни является  труд. «…будущее  светло и  прекрасно…» Работа в группах. 1 гр. Художники­дизайнеры. 1.Прочитайте   начало   «Четвёртого   сна   Веры   Павловны».   Каким   пейзажем открывается сон? Какова роль в этом описании «Майской ночи» Гёте? 2.Найдите описание природы, города, архитектурных сооружений в  главках 8­10. В чём привлекательность картин  будущего ? 2гр.Историки. 1.Почему   в   сне   о   будущем   говорится   о   далеком   прошлом?   Какие   эпохи сменяются в главках 1­4, в чём их сходство и различие? Какие слова были главными в эти эпохи? Чего нет в этих эпохах? 2.О какой царице идет речь в главках 5­6? Как объясняет свое появление спутница   Верочки?   Почему   она   появилась   только   во   время   французской революции?   Можно   ли     услышать   отголоски   французской   революции   в   6 главе, провозглашавшей свободу, равенство и братство? 3гр. Философы. 1.Как показаны недостатки политического устройства эпох вплоть до времени Веры   Павловны?   (Главки1­4)   Какую   роль   играют   Астарта,   Афродита, Непорочность,   Равноправность?   О   чем   рассуждает   автор   по   отношению   к женщине? 2.В   чём   особенность   устройства   будущего?  Как   живут,   трудятся   люди   и почему   они   так   счастливы?   (Конец   главки   10)  Можно   ли   считать   его прекрасным? Возможно ли такое общество, где все будут равны и счастливы? 4гр.Критики. 1.Что зашифровано в строках из одних точек, после которых дана картина счастливого будущего? Какая логика заключена в следующей цепочке: сон о подвале ­­   сон   о   грязи ­­   рассказ   о   Рахметове ­­   обращение   в   прошлое, повествующее   об   изменении   отношения   к   женщине ­­   несколько   строчек отточий ­­ счастливое будущее?  2.О какой «сестре сестёр», «невесте своих женихов» идёт речь в главке 8? Как показано будущее в главках 8­10? Есть ли что­то приемлемое для нас, в наше время? Что в нарисованной картине утопично? Почему «Что делать?» можно   назвать   романом­утопией?  Прочитайте  вслух   главку11.В   чём   вы видите  силу и слабость позиции автора «Что делать?»?

Методическая разработка урока литературы в 10 классе (профильное обучение) по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?" "Будущее светло и прекрасно"

Методическая разработка урока литературы в 10 классе (профильное обучение) по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?" "Будущее светло и прекрасно"

Методическая разработка урока литературы в 10 классе (профильное обучение) по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?" "Будущее светло и прекрасно"

Методическая разработка урока литературы в 10 классе (профильное обучение) по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?" "Будущее светло и прекрасно"

Методическая разработка урока литературы в 10 классе (профильное обучение) по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?" "Будущее светло и прекрасно"

Методическая разработка урока литературы в 10 классе (профильное обучение) по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?" "Будущее светло и прекрасно"

Методическая разработка урока литературы в 10 классе (профильное обучение) по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?" "Будущее светло и прекрасно"

Методическая разработка урока литературы в 10 классе (профильное обучение) по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?" "Будущее светло и прекрасно"

Методическая разработка урока литературы в 10 классе (профильное обучение) по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?" "Будущее светло и прекрасно"

Методическая разработка урока литературы в 10 классе (профильное обучение) по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?" "Будущее светло и прекрасно"

Методическая разработка урока литературы в 10 классе (профильное обучение) по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?" "Будущее светло и прекрасно"

Методическая разработка урока литературы в 10 классе (профильное обучение) по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?" "Будущее светло и прекрасно"

Методическая разработка урока литературы в 10 классе (профильное обучение) по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?" "Будущее светло и прекрасно"

Методическая разработка урока литературы в 10 классе (профильное обучение) по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?" "Будущее светло и прекрасно"

Методическая разработка урока литературы в 10 классе (профильное обучение) по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?" "Будущее светло и прекрасно"

Методическая разработка урока литературы в 10 классе (профильное обучение) по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?" "Будущее светло и прекрасно"

Методическая разработка урока литературы в 10 классе (профильное обучение) по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?" "Будущее светло и прекрасно"

Методическая разработка урока литературы в 10 классе (профильное обучение) по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?" "Будущее светло и прекрасно"

Методическая разработка урока литературы в 10 классе (профильное обучение) по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?" "Будущее светло и прекрасно"

Методическая разработка урока литературы в 10 классе (профильное обучение) по роману Н.Г.Чернышевского "Что делать?" "Будущее светло и прекрасно"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2019