Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»
Оценка 4.8

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
13.08.2018
Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»
Презентация "Бальмонт и Революция"
конспект урока.docx
Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Вичугская коррекционная школа­интернат № 1» Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края» Разработала: учитель Солоникова Н.М. Вичуга 2017 СОДЕРЖАНИЕ 1. Методические рекомендации к уроку. 2. Конспект занятия. 3. Список литературы. 4. Приложения. Методические рекомендации к уроку. Методическая разработка представляет собой план­конспект урока литературы с применением технологии проблемного обучения,  активных форм и методов обучения, элементов   технологии   критического   мышления,   метода   проектов,     позволяющих быстро включиться в работу, сделать выводы, составить опорный конспект.  Методическая разработка урока на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского   края»  представляет   собой   опыт   проведения     урока   с   применением инновационной   технологии   обучения   (технология   проблемного   обучения,   формы   и методы работы:  лекция с элементами беседы, словесный метод, фронтальный опрос, опережающее задание, словарная работа, самостоятельная   работа, проектный метод, исследовательский   метод,     объяснительно­иллюстративный,   работа   с   кластером). Использование   на   уроке   данной   технологии   позволяет   повысить   эффективность обучения,  быстро   включиться   в   работу,   организовать  исследовательскую   учебно­ познавательную деятельность. 2017 год  ­ юбилейный год русской истории. Февральская, а затем Октябрьская  революции изменили привычный уклад жизни. День Октябрьской революции 1917 года, является памятной датой России и  отмечается в соответствии с Федеральным законом N 32­ФЗ "О днях воинской славы и  памятных датах России" от 13 марта 1995 года.  Урок   знакомит учащихся  с восприятием  Октябрьской революции поэтами– современниками этого времени. Историческое событие  предстанет  в творчестве  поэтов Ивановского края, чьи произведения не  изучаются в школе.  Урок разработан  для обучающихся 10 класса, возраст: 15 – 16 лет.  Урок литературы в 10­м классе   Тема:  «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края». Продолжительность урока: 40 минут Форма урока: урок­исследование Ведущие методы и приёмы обучения: исследовательский, проблемный, наглядно­ демонстрационный,   словесная   передача   и   восприятие   информации   (беседа,   диалог), метод контроля (фронтальный опрос, самостоятельная работа). Тип урока: комбинированный Используемые технологии: информационно­коммуникационные технологии,  групповая работа, метод проектов, технология проблемного обучения.   Цели урока:  Предметные: дать обзор поэзии Ивановского края периода Октябрьской  революции; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла  высокие и патриотические чувства с глубокими  переживаниями лирического  героя.  Метапредметные: развивать познавательные способности учащихся;  коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий  потенциал учащихся.  Личностные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма. Методические приемы: работа в группах, чтение и анализ стихотворений, защита  проекта, беседа, межпредметные связи (связь литературы с историей и информатикой). Оборудование: мультимедийная презентация «Октябрьская революция глазами  поэтов Ивановского края»; медиапроектор; памятка “Анализ стихотворения”, кластер. Перед уроком группы получают задание и, используя  материалы  сети Интернет,  готовят выступление  ­ анализ  стихотворения.  Тема мини­проектов «Приметы времени в стихотворениях   поэтов Ивановского  края. Октябрьская революция». План урока. 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Определение темы урока. 4. Мотивация к учебной деятельности. 5. Работа по теме. Защита проектов обучающихся. 6. Закрепление. 7. Рефлексия. Итоги урока. Технологическая карта урока. Этап урока 1.Организационн ый момент. 2.Актуализация  знаний. 3.Определение  темы урока. 4.Работа по теме.  Защита проектов  обучающихся. 5.Закрепление. Формируемые УУД Самоопределение к деятельности. Выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Учиться работать по предложенному плану, выдвигать свой план. Умение отвечать за себя и других участников учебного процесса. Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения Формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю. Подготовка к изучению новых знаний, постановка учебной задачи Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания — и уметь на него отвечать; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий (алгоритма), прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Закрепление и повторение изученного, ,включение нового знания в систему знаний и повторение Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке Оценивание собственной деятельности, определение позиции ученика. Формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации 5. Рефлексия.  Итоги урока. Ход урока Наши внуки будут удивляться, Перелистывая страницы учебника: "Четырнадцатый... семнадцатый...  девятнадцатый... Как они жили!.. Бедные!.. Бедные!.." Илья Эренбург 1. Организационный момент. (Слайд 1,2) 2. Актуализация знаний. (тестирование,фронтальный опрос, формулирование гипотезы  исследования) Ответьте на вопросы и разгадайте шифр: Какого писателя XX  в. называли  «Буревестником  революции»? а) А. П. Чехова ­ 2 б) М. Горького ­ 1 в) В. Маяковского­ 8  г) С. А. Есенина ­ 7 Укажите, в каком  произведении М.  Горького поставлена  проблема о двух  типах гуманизма. а) «Мать» ­ 5 б) «Старуха  Изергиль» ­ 4 в) «На дне» ­ 9 г) «Челкаш» ­ 3 Назовите поэта,  являющегося  футуристом.  Кто из литературных  деятелей ХХ века был  удостоен Нобелевской  премии? а) С. А. Есенин  ­6  б) А.А.Блок­ 3 в)В.Маяковский ­ 1 г)А.А.Ахматова­ 9 А) М.Горький ­ 9 Б) И.А.Бунин,  А.И.Солженицын,­ 7 В) А.А.Ахматова,  С.А.Есенин,­5 Г) В.В.Маяковский,  М.А.Шолохов.­ 4 1917. Какие исторические события произошли в 1917 году? Сообщение учащегося. (Слайд 3) «Две русских революции 1917 года» (историческая справка). 1917 год можно разделить на две части: февральская и октябрьская революции. В 1914 году Российская империя вступила в Первую мировую войну, которая  неожиданно затянулась и окончательно показала слабость страны. (Слайд 4) В феврале 1917 года Николаю ІІ перестали подчиняться отдельные военные  части, находящиеся в тылу. В Петрограде и Москве началось восстание. Поэтому  император решил написать манифест об отречении от престола. (Слайд 5) Февральская  революция 1917 г. выросла из экономического, социального и политического кризиса,  переживаемого Россией во время войны: «верхи» не могли, а «низы» не хотели жить по­ старому.  До ближайших выборов (как тогда говорили «созыв Учредительного  собрания») было сформировано Временное правительство. Итогом этой революции  можно считать объявление политических свобод и, как следствие, политический  амнистии, после чего на свободу вышли активисты большевицкой и эсеровской партий.  В сентябре 1917 года Россия впервые в своей истории была провозглашена  республикой. (Слайд 6) Однако затем была октябрьская революция. (Слайд 7) 7 ноября в Петрограде произошел захват власти, вместо Временного правительства к  власти пришли большевики во главе с В.Лениным. Эти события позже назовут  октябрьской революцией, но не столько из­за событий октября, сколько из­за того,  какие изменения эти события принесли России и всей Восточной Европе. Через день  после захвата власти большевики пообещали людям две долгожданных вещи: мир и  землю. После прихода большевиков к власти на территории России начинается  гражданская война, продлившаяся до 1921 года. (Слайд 8) Главным долгосрочным итогом октября 1917 года было создание и существование  около 70 лет первого в мире социалистического государства. Таким образом, если говорить о главном итоге двух революций 1917 года, то это  гибель Российской империи и создание предпосылок для образования СССР, что  изменило ход истории не только России, но в целом мировой цивилизации. Две  революции 1917 года стали одновременно самыми большими и самыми последними  в трехсотлетней истории Российской империи. 3. Определение темы урока. Революция 1917 года стали очень значимыми событиями в истории России и судьбе  русских людей. Жизнь поменялась кардинальным образом, и перемены сопровождались кровью, смертью, тысячами сломанных жизней, душевными трагедиями огромного  количества людей. Этот страшный период в своих произведениях запечатлели многие писатели –  современники тех событий. Ребята, вспомните, пожалуйста, кто из русских поэтов писал стихотворения о  революции? Предполагаемый ответ. А. Блок, С. Есенин,  В. Маяковский. Наш   край,   Ивановская  земля  в   литературе   известен,   как     о   русский   Манчестер   с середины   XIX века, когда стало ясно, что ивановское пространство отличается от других   мест   серединной   русской   провинции   небывалым   фабрично­промышленным ростом. (Слайд 9,10) Академик В.П. Безобразов в своем блестящем «очерке» «Село Иваново» пишет: «Мы до   сих   пор   нигде   не   замечали   таких   резких,   как   в   Иванове,   проявлений   этого общественного,   или социального вопроса,   этой   общечеловеческой   вражды   между богатством и нищетой».  Как вы думаете, при таком положении вещей могли ли рабочие Иваново­Вознесенска  быть в стороне от революции? А поэты обойти эту тему в своем творчестве? Попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего занятия. Предполагаемый ответ. Наверное, сегодня на уроке мы будем рассматривать тему   революции в творчестве поэтов города Иваново.(Слайд 11) Сегодня на уроке­исследовании нам предстоит выяснить, какое отражение нашла  Октябрьская революции в лирике поэтов Ивановского края. 4. Мотивация учебной деятельности. Сегодняшнее занятие – это урок­исследование. Гипотеза исследования:   Революция нашла яркое отражение в творчестве многих поэтов Ивановского края.  Нам предстоит выяснить, единодушно ли поэты приняли переворот 1917 года и  посвятили свой талант «правому делу трудящихся»? (слайд 12) 5. Работа над темой занятия. «Жить в обществе  и быть свободным от общества нельзя»,­ утверждал в одной из статей В.И. Ленин, творец Октябрьской революции. Нормы бытия и нормы литературы тесно связываются друг с другом. Революция  была «первым» и «ярчайшим» днем в их жизни и жизни всего народа, страны.  Иваново – Родина Первого Совета, «Город ткачей и поэтов, // Третья России столица, // Родина красных Советов, // Нового мира бойница» (А. Ноздрин) Защита проектов обучающихся. (презентации обучающихся) Один из выдающихся Ивановских поэтов ­  Авенир Евстигнеевич Ноздрин  1­я группа:  «Приметы времени в стихотворениях  Авенира Ноздрина.  Октябрьская революция». Известный и неизвестный Авенир Ноздрин Иванове,   Авенир  Евстигнеевич   Ноздрин  (1862–1938)­Председатель  Первого  Совета рабочих   депутатов,   родоначальник   пролетарской   поэзии,   своего   рода   «дедушка революционного   движения»   в   ивановском   крае.   Его   именем   названа   одна   из ивановских   улиц.   Среди   монументов,   поставленных   борцам   революции   на   берегу легендарной «красной» Талки, есть и памятник Ноздрину. Вот каким он видел Иваново в 1907 году.  СТАРЫЙ ГОРОД РАБОЧИХ  Город хилых, жалких хаток,  Город каменных палат,  Крепко запертых палаток  И церковных анфилад.  Твой хозяин сыт, доволен.  Ткач быть сытым погодит;  То, что он совсем бескровен,  Для хозяина не стыд.  Он, владыка, рад притоку  Деревенских беглецов. Рад их поту, крови­соку,  Рад он видеть в них рабов.  На «своих» он зубы точит:  Горожанин дерзок стал,  Разбирается рабочий В том, чем дышит капитал.  Родившись в фабричном Иванове, Авенир Евстигнеевич Ноздрин не был коренным  пролетарием. Ноздрин вышел из семьи, дома, где любили книгу, обожали театр.  Авенир был обучен грамоте, посещал трехлетнюю земскую школу, затем учеба в  граверной мастерской и работа на фабрике в качестве мастера­гравера «среднего  калибра». Как впоследствии признавался Ноздрин, такая роль ему «улыбалась мало». Но  как­то приспособился и тянул фабричную лямку более тридцати лет. Юноша из Иванова рвался к знаниям, ему хотелось простора. в 1885 году Ноздрин с  тремя товарищами с котомками за плечами и посохами в руках отправились в пеший  поход. Было пройдено более двух тысяч верст. «За это время пешего хождения, —  признавался Ноздрин, — я пришел к убеждению, что везде живется несладко, что  жалобы рабочих и крестьян на свои житейские тяготы одинаковы, горечь жизни  пьют они из одного ковша» Конечно, главным поэтическим именем среди русских поэтов было для Ноздрина имя  Некрасова. Гражданская некрасовская нота, связанная с борьбой поэта за «честь России»,  проходит через все творчество Ноздрина. Среди своих «хороших руководителей» в поэзии  Ноздрин  также называл Фета.  С 1904 года Ноздрин активно участвует в общественной жизни Иваново­Вознесенска,  пытаясь каким­то образом облегчить фабричную участь рабочих. С именем Ноздрина  связано, например, создание в Иваново­Вознесенске Общества взаимопомощи фабричных  граверов и Общества потребителей. От литературной деятельности он на время отходит. К поэзии Ноздрин вернется, пережив звездные часы своей жизни, знаменитую летнюю стачку  иваново­вознесенских ткачей, в результате которой был создан первый в России Совет  рабочих депутатов. Ноздрин стал его председателем. Беспартийный поэт­общественник  становится своеобразным символом единства восставших.  Февральскую революцию Ноздрин встретил с радостью. В созданном им сборнике  «Зеленый шум» провозглашалось: «Революция наших дней все больше и больше растет и  ширится <…>. Мы должны врезаться в гущу нашего народа и там кликнуть клич» Весной 1917 года Ноздрин вступил в эсеровскую партию. Вряд ли его привлекала  определенная политическая платформа. Главное здесь — стремление к активной  культурно­общественной деятельности на благо России, освободившейся от гнета  самодержавия: Но теперь мы вольны. Вольностями птицы В нас заговорила плоть святой мечты, Мы прочтем все книги и свои страницы Создадим, как перлы новой красоты И Октябрьский переворот вообще­то не внес резкого диссонанса в его  восприятие  жизни. Он близко знал многих ивановских большевиков, некоторых из них (Фрунзе,  Колотилова, Любимова) искренне уважал, а потому надеялся, что с победой Октября не  будут перечеркнуты февральские надежды. В первые годы революции Ноздрин с большим энтузиазмом работает в газете «Рабочий  край» (занимает должность выпускающего газету), входит в поэтическое объединение при  «Рабочем крае». В 1921 году ивановцы присвоили ему почетное звание Героя Труда. Он  член губкома и ЦК Международной помощи борцам революции (МОПР). После выхода в  свет поэтического сборника «Старый парус» растет его репутация как одного из  основоположников пролетарской поэзии. В середине тридцатых годов его избирают  членом Союза писателей СССР.  Дедушка революции, закладывающий камень в основу будущего. Это ли не слава,  гарантирующая спокойную старость? Но не было у Ноздрина спокойной старости.   Он, социалист из породы русских демократов­мечтателей, хочет верить, что России  суждено быть самой справедливой страной в мире, где будет покончено с нищетой,  насилием.  А. Е. Ноздрина разъединяло с большевиками их недоверие к личности, желание  подчинить уникальное человеческое «я» партийным догмам.  В дневниках Ноздрин с радостью фиксирует успехи в строительстве новых фабрик,  поддерживает многие начинания в области культуры и просвещения. Например, он с  восторгом пишет о развитии в Иванове краеведческого движения. Он рад, что в родном  городе открываются институты, библиотеки. Но рядом — констатация падения общей  духовной культуры народа, перечеркивания нравственных, духовных норм, на которых  держалась Россия.  Ноздрин первым ввел в «ивановский текст» речку Талку как символ нового  самосознания рабочего люда, противопоставив ей Уводь, ассоциирующуюся с рабской  жизнью трудящихся. В отрывке из поэмы «С Уводи на Талку» читаем: Забыта мещанская рухлядь, — Она уходила в бытье. Мы прокляли старую Уводь, На Талку сменяли ее. Впоследствии, в 1935 году, Ноздрин напишет стихотворение «Наша Талка», занимающее нынче почетное место в антологии местной поэзии: Наша Талка — малоречье, И Дунаем ей не быть, Но дунаевские речи Нам на ней не позабыть. Пусть речонка маловодна, Но оставлен ею след, Где истории угодно Было вынянчить Совет. Неказистая собою, Речка мирно вдаль текла, И ее вода живою Никогда здесь не слыла. А рабочий наш, как в сказке, Стал на ней совсем живой, Он из ткацкой самотаски Вырос в силу, стал герой… Здесь в песенно­афористической форме представлена суть ноздринского понимания  Первого Совета: то, что казалось «малоречьем», на самом деле таит глубину, под  «неказистым» покровом скрывается живая душа. Обратившись к теме родного города, Ноздрин был далек от символов и мифов. Не  похож Иваново­Вознесенск в ноздринском изображении на демонического царя вселенной, несущего угрозу человечеству. Автор был склонен видеть Иваново­Вознесенск как узел  противоречий русской истории, где исконное природно­деревенское начало отнюдь не  подлежит искоренению во имя грядущей победы пролетариата. В середине 30­х годов Ноздрина обвинили в том, что он  самовольно присвоил звание  председателя Первого в России Совета рабочих депутатов. Его обвинили в заговоре  против существующего строя…  А. Е. Ноздрин умер в следственной ивановской тюрьме 23 сентября 1938 года. Выводы:  Как воспринял Ноздрин революцию?  Предполагаемый ответ: видел страдания простых людей и верил в дело революции. Какие приметы времени встречаются в его творчестве?  Предполагаемый ответ: сниженная лексика, прямота суждений. Выступление 2 группы: «Приметы времени в стихотворениях Дмитрия Семеновского. Октябрьская революция». (презентация группы) Званию «Настоящего пролетарского поэта» соответствовал, по мнению М. Горького, который «хвалил» его в письмах к В.И. Ленину,  Дмитрий Семеновский (1894–1960). Родился 19 января 1894 года в Меховицах, бывшего Ковровского уезда, в семье  сельского священника. Осенью 1904 года Семеновского отдали в Шуйское духовное  училище. Читал Лермонтова и Некрасова, начал писать стихи. Д. Семеновский был поэтом, внутри которого изначально заложено то, что можно назвать почвенно­ христианским началом, отрицающим гордыню и ложь.  В 1909 году перешел во Владимирскую духовную семинарию, в четвертом классе  которой стал участником запретного кружка. За участие в забастовке был исключен из  семинарии без права поступления в среднее учебное заведение. В 1912 году его стихи  опубликованы в «Правде». Зиму 1913 ­ 1914 года Семеновский провел в Москве. Он поступил в Народный  университет имени А.Л. Шанявского, где познакомился и подружился с С.А. Есениным на всю жизнь.  В 1916 году Семеновский переселился в Иваново­Вознесенск. Сначала работал писцом в государственном банке (1916­1918). В первые послереволюционные годы сотрудничал в редакции газеты «Рабочий край». В  1922 году в Иваново были изданы две книги стихов Дмитрия Семеновского ­ «Под  голубым покровом» и «Благовещение». Стихи поэта публиковались не только в краю текстильщиков, они появлялись в  Москве: в «Новом мире», «Красной нови», в сборниках. В Москве же вышли книги «Мир хорош»(1927), «Земля в цветах»(1930), «Путь»(1933). Критика неоднозначно воспринимала творчество Д.Семеновского. Его обвиняли в  «абстрактном гуманизме», в симпатии к «крепкому единоличному хозяйству». В  декабре 1933 года Семеновский был арестован по делу «Союза справедливых»  (анархическая организация), спасло его вмешательство М. Горького. Ближе к себе в 30­е годы поэт оказался в стихах и очерках о Волге, Палехе, Мстере,  Плёсе. Через всю жизнь Семеновский пронес любовь к родной земле. Вырастая в фабричном краю, Семеновский не мог не вбирать в себя дух пролетарского  протеста против царящего произвола.  Однако, проживший большую часть своей жизни в Иванове, Семеновский так и не смог приобщиться к фабричной романтике города первого Совета, хотя революцию принял. Но принял по­своему. Для Семёновского революция – это духовное единение, «голубой мост», связующий землю и небо. Это перечеркивание страшного фабричного быта, о котором он писал: В этом городе гари фабричной И кирпичного леса труб Дни и ночи рукой привычной Ткёт судьбу свою хмурый труд. Здесь иссохшей заботе всё снится Беспокойное пенье гудков. В этом царстве чахотки и ситца Бьюсь и я за кусок и кров. Лирический герой «Благовещания» живет благостно­радостным чувством  сопричастности к чуду возрождения светлого лика земли и благодарного ей человека.  Революция для поэта – это миг, когда небо сходит на земные долы, когда наконец­то  поэт открыто может заявить о своем призвании: Я послан в мир, чтобы сказать, Что неба праздничная риза, Леса, холмы и луга гладь — Великолепней Парадиза.  Я миру в дар несу канон Ласкательных и сладких песен, Чтоб этот мир узнал, что он Неизглаголанно чудесен.  Чтоб человек, блажен и свят, Дышал дыханием свободы И, украшая жизни сад, Молился красоте природы.  Я полюбил лицо земли, Подобно радостному раю, Живу и на поля мои Я милость мира призываю. Перед нами своеобразный манифест, в котором запечатлен поэтический миф  Семеновского, связанный с его пониманием революции. Миф, который во многом, как  выяснилось позже, расходился с реальностью. В самом деле: в разгар гражданской войны пишутся стихи, где поэт призывает к  «милости», к молитвенному отношению к природе. Это – поэт вне каких­то  определенных группировок. Поэт, имеющий мужество идти своей тропой и тогда, когда эта тропа, казалось бы, уже никому не видна. Семеновский решительно расходился с новой поэзией пролеткультовского толка,  которая начинала отчет жизни с Октября и решительно перечеркивала то, что было  раньше. Напротив, «любовь поэта к родине становится все более личной, интимной,  радостной. Иконописно­возвышенное настроение, пронизывающее стихи Семеновского первых лет  революции, отражается в символике цвета, где преобладают голубые и золотые тона.  Лазурью и солнцем полнится его тогдашняя поэзия. Между землей и небом  открывается связь, которая становиться освободительным для людей голубым мостом.  Выводы:  Как Семеновский воспринял революцию?  Предполагаемый   ответ:   верил   в   дело   революции,   но   осознавал   ее,   как   нечто освободительное, возвышенное, далекое от жизни, быта. Какие приметы времени встречаются в его творчестве?  Предполагаемый ответ: описание ужасных условий жизни рабочих, но обращается к молитве и милости, что противоречит званию «настоящего пролетарского поэта». Выступление 3  группы: «Приметы времени в стихотворениях Бальмонта.  Октябрьская революция».  Жажда свободы, обновления  проявилась даже у  утонченного  Бальмонта:  Наш царь – Мукден, наш царь – Цусима,  Наш царь – кровавое пятно,  Зловонье пороха и дыма, В котором разуму темно.  … Он трус, он чувствует с запинкой, Но будет, час расплаты ждет.  Кто начал царствовать – Ходынкой, Тот кончит – встав на эшафот.   Революцию ждали, революцию хотели.  Бальмонт и революция. Родился Константин Дмитриевич Бальмонт 3/15 июня 1867 года в деревне (сельце)  Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. С этого места и начинает сам поэт  отсчет не только своей жизни, но и своего творчества.  О том, какую громадную роль сыграли в формировании личности поэта Гумнищи, Шуя  и близкий к ним Иваново­Вознесенск, развернуто и подробно говорится в  автобиографическом романе Бальмонта «Под новым серпом», написанном в 1923 году.  Эта книга — бесценный кладезь для биографов поэта, и вместе с тем перед нами  произведение, где собственно автобиографическое начало преобразуется в миф, в особое повествование о рождении и вступлении в жизнь поэта, рожденного для того, чтобы нести  в мир свет, радость, солнце.  Шушун (Шуя) и в особенности Чеканово­Серебрянск (Иваново­Вознесенск) видятся  автору заклятым местом, определяемым «сосредоточием усиленной фабрично­заводской  деятельности». «Чеканово­Серебрянск, — пишет Бальмонт, — находится всего в  тридцати верстах от Шушуна и, входя как часть в его уезд, составляет с ним одно  хозяйственное целое. Стоки грязной воды с красильных и иных фабрик входили в ту же  реку, что омывала оба города, засоряя целые рукава ее, создавая вонь и заставляя рыб  дохнуть. Воздух замкнутой жизни, с неправомерно долгим и тяжелым трудом десятков  тысяч одних и с неправосудным богатством других, — своя воля, ничем не ограниченная,  маленьких тиранов, знавших как высшее благо лишь накопление денег, пьянство,  распутство и картеж, — этот воздух десятки лет был сгущающимся, сплетающимся,  плотным саваном вокруг обоих городов» (140). Какая резкая социальная оценка в устах  «нежного поэта»!  известное стихотворение «Поэт — рабочему», написанное в ноябре 1905 года: Я поэт, и был поэт, И поэтом я умру. Но видал я с детских лет В окнах фабрик поздний свет, — Он в уме оставил след, Этот след я не сотру. Не забудем, что роман писался тогда, когда Бальмонт увидел зло Октябрьской  революции и все в большей степени стал проникаться убеждением, выраженным им в  статье «Революционер я или нет»: «Революция есть гроза преображающая. Когда она  перестает являть и выявлять преображение, она становится Сатанинским вихрем слепого  разрушения, Дьявольским театром, где ходят в личинах. И тогда правда становится  безгласной или превращается в ложь» (449).  Известно, что, будучи студентом Московского университета, он в ноябре 1887 года был одним из организаторов студенческих беспорядков. За это его на три дня посадили в  Бутырскую тюрьму, исключили из университета, а потом в административном порядке  выслали в Шую, где он сближается с революционно настроенным рабочим­гравером  А. Бердниковым, входит в контакт с кружком политических ссыльных во Владимире Демократическая закваска Бальмонта особенно сильно дала о себе знать в дни  Февральской революции и, в частности, во время пребывания его в Шуе и Иваново­ Вознесенске (13–19 марта 1917). Революционно настроенная местная интеллигенция встречала поэта восторженно, видя в нем своего союзника. «И кому, как не Вам, нашему  солнечному барду — говорилось в приветственном обращении к Бальмонту, написанном  А. Ноздриным от имени Иваново­Вознесенского Совета рабочих и солдатских  депутатов, — быть выразителем… наших чаяний… И мы ждем от Вас, наш поэт­ гражданин, новых боевых кличей, новых песен»[127]. Бальмонт откликнулся на это  обращение «Вольным стихом», начинающимся строками: Какое гордое счастье знать, что ты нужен людям, Чуять, что можешь пропеть стих, доходящий в сердца. И дальше: Силою мысливших смело, свершеньем солдат и рабочих Вольными быть нам велит великая в мире страна. Цепи звенели веками. Цепи изношены. Прочь их! Чашу пьянящего счастья, братья, осушим до дна! Смелые сестры, люблю вас! В ветре вы — птицы живые. Крылья свободы шуршат шорохом первых дождей. Слава тебе и величье, благодатная в странах Россия, Многовершинное древо с перекличкой и гудом ветвей! Сам размер этих стихов, отсылающий к античному гекзаметру, образы высокого  аллегорического ряда, утверждающие свершившееся в качестве всемирно­исторического  события, могут служить доказательством значительности этой встречи поэта с земляками.  Иваново­Вознесенские рабочие предстают здесь творцами нового мира, который отвечает  чаяниям самого поэта: мира вольного, социально и природно раскрепощенного. По  существу Бальмонт продолжает в своем «Вольном стихе» тему, заявленную им в  стихотворении «Поэт — рабочему», тему родственности рабочего труда поэтическому. И  тот, и другой направлены не на разрушение, а на созидание. Об этом с предельной  ясностью говорится в стихотворении 1919 года, названном так же, как и в 1905 году, —  «Поэт — рабочему»: Я ждал и жаждал вольности твоей, Мне грезился вселенский праздник братства — Такой поток ласкающих лучей, Что не возникнет даже тень злорадства. И час пришел, чтоб творчество начать, Чтоб счастье всех удвоить и утроить. Но кончается эта строфа вопросом, который свидетельствует, что Бальмонт все в  большей мере начинает чувствовать несовпадение своего представления о пролетарской  революции с революцией большевистской. «Так для чего раздельности печать / На том  дворце, который хочешь строить?» — спрашивает поэт рабочего и не получает на этот  вопрос ответа. Со временем «раздельности печать» поэта с новым советским миром становится все  отчетливей. Уехав в 1920 году в заграничную командировку, Бальмонт в Россию не  вернулся. Он не хотел дышать, как бы сказал О. Мандельштам, «ворованным воздухом» не  своей страны. Но именно там, в эмиграции, он почувствовал невозможность жить без  России, без той первоначальной для него точки земли, которая его взрастила.  ПОЭТ ­ РАБОЧЕМУ                           Я поэт, и был поэт,                           И поэтом я умру.                           Но видал я с детских лет                           В окнах фабрик поздний свет, ­                           Он в уме оставил след,                           Этот след я не сотру.                           Также я слыхал гудок ­                           В полдень, в полночь, поутру,                           Хорошо я знаю срок,                           Как велик такой урок,                           Я гудок забыть не мог,                           Вот ­ я звук его беру.                           Почему теперь пою?                           Почему не раньше пел?                           Пел и раньше песнь мою,                           Я литейщик ­ формы лью,                           Я кузнец ­ я стих кую,                           Пел, что молод я и смел.                           Был я занят сам собой,                           Что ж ­ я это не таю.                           Час прошел. Вот ­ час другой.                           Предо мною вал морской,                          О рабочий, я с тобой,                           Бурю я твою ­ пою. Выводы:  Каково Бальмонтовское отношение к революции?  Предполагаемый ответ: верил в февральскую революцию, но не признал революцию октября. Какие приметы времени встречаются в его творчестве?  Предполагаемый   ответ:   торжественность   стихов,   обращенных   рабочему,   их одичность, возвышенность стиха, откровенность суждений, сближение участи поэта и рабочего. Выводы:  Краткий обзор творчества поэтов Ивановского края  периода Октябрьской  революции показал, что поэты, как и русское общество в целом,   по­разному  относились к происходившим событиям. Особенностью  лирики  времени  Октябрьской революции можно назвать  использование сниженной лексики,  откровенность суждений, физиологичность в изображении происходящих перемен,  пророческие суждения. (Слайд 13) 6. Закрепление изученного материала. Заполнение кластера. Отношение Ноздрина к революции. Отношение Семеновскогок революции. Отношение Бальмонта к революции РЕВОЛЮЦИЯ Стихи Ноздрина о революции:Стихи Семеновского о революции:Стихи Бальмонта о революции: Итоги урока. Рефлексия. Я познакомился с творчеством….. Я узнал, что…. На мой взгляд….. Приложение.  Историческая справка. 1917 год можно разделить на две части: февральская и октябрьская революции. В 1914 году Российская империя вступила в Первую мировую войну, которая  неожиданно затянулась и окончательно показала слабость страны. (Слайд 4) В феврале 1917 года Николаю ІІ перестали подчиняться отдельные военные  части, находящиеся в тылу. В Петрограде и Москве началось восстание. Поэтому  император решил написать манифест об отречении от престола. (Слайд 5) Февральская  революция 1917 г. выросла из экономического, социального и политического кризиса,  переживаемого Россией во время войны: «верхи» не могли, а «низы» не хотели жить по­ старому.  До ближайших выборов (как тогда говорили «созыв Учредительного  собрания») было сформировано Временное правительство. Итогом этой революции  можно считать объявление политических свобод и, как следствие, политический  амнистии, после чего на свободу вышли активисты большевицкой и эсеровской партий.  В сентябре 1917 года Россия впервые в своей истории была провозглашена  республикой. (Слайд 6) Однако затем была октябрьская революция. (Слайд 7) 7 ноября в Петрограде произошел захват власти, вместо Временного правительства к  власти пришли большевики во главе с В.Лениным. Эти события позже назовут  октябрьской революцией, но не столько из­за событий октября, сколько из­за того,  какие изменения эти события принесли России и всей Восточной Европе. Через день  после захвата власти большевики пообещали людям две долгожданных вещи: мир и  землю. После прихода большевиков к власти на территории России начинается  гражданская война, продлившаяся до 1921 года. (Слайд 8) Главным долгосрочным итогом октября 1917 года было создание и существование  около 70 лет первого в мире социалистического государства. Таким образом, если говорить о главном итоге двух революций 1917 года, то это  гибель Российской империи и создание предпосылок для образования СССР, что  изменило ход истории не только России, но в целом мировой цивилизации. Две  революции 1917 года стали одновременно самыми большими и самыми последними  в трехсотлетней истории Российской империи. 1­я группа:  «Приметы времени в стихотворениях  Авенира Ноздрина.  Октябрьская революция». Известный и неизвестный Авенир Ноздрин Иванове,   Авенир  Евстигнеевич   Ноздрин  (1862–1938)­Председатель  Первого  Совета рабочих   депутатов,   родоначальник   пролетарской   поэзии,   своего   рода   «дедушка революционного   движения»   в   ивановском   крае.   Его   именем   названа   одна   из ивановских   улиц.   Среди   монументов,   поставленных   борцам   революции   на   берегу легендарной «красной» Талки, есть и памятник Ноздрину. Вот каким он видел Иваново в 1907 году.  СТАРЫЙ ГОРОД РАБОЧИХ  Город хилых, жалких хаток,  Город каменных палат,  Крепко запертых палаток  И церковных анфилад.  Твой хозяин сыт, доволен.  Ткач быть сытым погодит;  То, что он совсем бескровен,  Для хозяина не стыд.  Он, владыка, рад притоку  Деревенских беглецов. Рад их поту, крови­соку,  Рад он видеть в них рабов.  На «своих» он зубы точит:  Горожанин дерзок стал,  Разбирается рабочий  В том, чем дышит капитал.  Родившись в фабричном Иванове, Авенир Евстигнеевич Ноздрин не был коренным  пролетарием. Ноздрин вышел из семьи, дома, где любили книгу, обожали театр.  Авенир был обучен грамоте, посещал трехлетнюю земскую школу, затем учеба в  граверной мастерской и работа на фабрике в качестве мастера­гравера «среднего  калибра». Как впоследствии признавался Ноздрин, такая роль ему «улыбалась мало». Но  как­то приспособился и тянул фабричную лямку более тридцати лет. Юноша из Иванова рвался к знаниям, ему хотелось простора. в 1885 году Ноздрин с  тремя товарищами с котомками за плечами и посохами в руках отправились в пеший  поход. Было пройдено более двух тысяч верст. «За это время пешего хождения, —  признавался Ноздрин, — я пришел к убеждению, что везде живется несладко, что  жалобы рабочих и крестьян на свои житейские тяготы одинаковы, горечь жизни  пьют они из одного ковша» Конечно, главным поэтическим именем среди русских поэтов было для Ноздрина имя  Некрасова. Гражданская некрасовская нота, связанная с борьбой поэта за «честь России»,  проходит через все творчество Ноздрина. Среди своих «хороших руководителей» в поэзии  Ноздрин  также называл Фета.  С 1904 года Ноздрин активно участвует в общественной жизни Иваново­Вознесенска,  пытаясь каким­то образом облегчить фабричную участь рабочих. С именем Ноздрина связано, например, создание в Иваново­Вознесенске Общества взаимопомощи фабричных  граверов и Общества потребителей. От литературной деятельности он на время отходит. К поэзии Ноздрин вернется, пережив звездные часы своей жизни, знаменитую летнюю стачку  иваново­вознесенских ткачей, в результате которой был создан первый в России Совет  рабочих депутатов. Ноздрин стал его председателем. Беспартийный поэт­общественник  становится своеобразным символом единства восставших.  Февральскую революцию Ноздрин встретил с радостью. В созданном им сборнике  «Зеленый шум» провозглашалось: «Революция наших дней все больше и больше растет и  ширится <…>. Мы должны врезаться в гущу нашего народа и там кликнуть клич» Весной 1917 года Ноздрин вступил в эсеровскую партию. Вряд ли его привлекала  определенная политическая платформа. Главное здесь — стремление к активной  культурно­общественной деятельности на благо России, освободившейся от гнета  самодержавия: Но теперь мы вольны. Вольностями птицы В нас заговорила плоть святой мечты, Мы прочтем все книги и свои страницы Создадим, как перлы новой красоты И Октябрьский переворот вообще­то не внес резкого диссонанса в его  восприятие  жизни. Он близко знал многих ивановских большевиков, некоторых из них (Фрунзе,  Колотилова, Любимова) искренне уважал, а потому надеялся, что с победой Октября не  будут перечеркнуты февральские надежды. В первые годы революции Ноздрин с большим энтузиазмом работает в газете «Рабочий  край» (занимает должность выпускающего газету), входит в поэтическое объединение при  «Рабочем крае». В 1921 году ивановцы присвоили ему почетное звание Героя Труда. Он  член губкома и ЦК Международной помощи борцам революции (МОПР). После выхода в  свет поэтического сборника «Старый парус» растет его репутация как одного из  основоположников пролетарской поэзии. В середине тридцатых годов его избирают  членом Союза писателей СССР.  Дедушка революции, закладывающий камень в основу будущего. Это ли не слава,  гарантирующая спокойную старость? Но не было у Ноздрина спокойной старости.   Он, социалист из породы русских демократов­мечтателей, хочет верить, что России  суждено быть самой справедливой страной в мире, где будет покончено с нищетой,  насилием.  А. Е. Ноздрина разъединяло с большевиками их недоверие к личности, желание  подчинить уникальное человеческое «я» партийным догмам. В дневниках Ноздрин с радостью фиксирует успехи в строительстве новых фабрик,  поддерживает многие начинания в области культуры и просвещения. Например, он с  восторгом пишет о развитии в Иванове краеведческого движения. Он рад, что в родном  городе открываются институты, библиотеки. Но рядом — констатация падения общей  духовной культуры народа, перечеркивания нравственных, духовных норм, на которых  держалась Россия.  Ноздрин первым ввел в «ивановский текст» речку Талку как символ нового  самосознания рабочего люда, противопоставив ей Уводь, ассоциирующуюся с рабской  жизнью трудящихся. В отрывке из поэмы «С Уводи на Талку» читаем: Забыта мещанская рухлядь, — Она уходила в бытье. Мы прокляли старую Уводь, На Талку сменяли ее. Впоследствии, в 1935 году, Ноздрин напишет стихотворение «Наша Талка», занимающее нынче почетное место в антологии местной поэзии: Наша Талка — малоречье, И Дунаем ей не быть, Но дунаевские речи Нам на ней не позабыть. Пусть речонка маловодна, Но оставлен ею след, Где истории угодно Было вынянчить Совет. Неказистая собою, Речка мирно вдаль текла, И ее вода живою Никогда здесь не слыла. А рабочий наш, как в сказке, Стал на ней совсем живой, Он из ткацкой самотаски Вырос в силу, стал герой… Здесь в песенно­афористической форме представлена суть ноздринского понимания  Первого Совета: то, что казалось «малоречьем», на самом деле таит глубину, под  «неказистым» покровом скрывается живая душа. Обратившись к теме родного города, Ноздрин был далек от символов и мифов. Не  похож Иваново­Вознесенск в ноздринском изображении на демонического царя вселенной, несущего угрозу человечеству. Автор был склонен видеть Иваново­Вознесенск как узел  противоречий русской истории, где исконное природно­деревенское начало отнюдь не  подлежит искоренению во имя грядущей победы пролетариата. В середине 30­х годов Ноздрина обвинили в том, что он  самовольно присвоил звание  председателя Первого в России Совета рабочих депутатов. Его обвинили в заговоре  против существующего строя…  А. Е. Ноздрин умер в следственной ивановской тюрьме 23 сентября 1938 года. Выступление 2 группы: «Приметы времени в стихотворениях Дмитрия Семеновского    .    Октябрьская революция». (презентация группы) Званию «Настоящего пролетарского поэта» соответствовал, по мнению М. Горького, который «хвалил» его в письмах к В.И. Ленину,  Дмитрий Семеновский (1894–1960). Родился 19 января 1894 года в Меховицах, бывшего Ковровского уезда, в семье  сельского священника. Осенью 1904 года Семеновского отдали в Шуйское духовное  училище. Читал Лермонтова и Некрасова, начал писать стихи. Д. Семеновский был  поэтом, внутри которого изначально заложено то, что можно назвать почвенно­ христианским началом, отрицающим гордыню и ложь.  В 1909 году перешел во Владимирскую духовную семинарию, в четвертом классе  которой стал участником запретного кружка. За участие в забастовке был исключен из  семинарии без права поступления в среднее учебное заведение. В 1912 году его стихи  опубликованы в «Правде». Зиму 1913 ­ 1914 года Семеновский провел в Москве. Он поступил в Народный  университет имени А.Л. Шанявского, где познакомился и подружился с С.А. Есениным на всю жизнь.  В 1916 году Семеновский переселился в Иваново­Вознесенск. Сначала работал писцом в государственном банке (1916­1918). В первые послереволюционные годы сотрудничал в редакции газеты «Рабочий край». В  1922 году в Иваново были изданы две книги стихов Дмитрия Семеновского ­ «Под  голубым покровом» и «Благовещение». Стихи поэта публиковались не только в краю текстильщиков, они появлялись в  Москве: в «Новом мире», «Красной нови», в сборниках. В Москве же вышли книги «Мир хорош»(1927), «Земля в цветах»(1930), «Путь»(1933). Критика неоднозначно воспринимала творчество Д.Семеновского. Его обвиняли в  «абстрактном гуманизме», в симпатии к «крепкому единоличному хозяйству». В  декабре 1933 года Семеновский был арестован по делу «Союза справедливых»  (анархическая организация), спасло его вмешательство М. Горького. Ближе к себе в 30­е годы поэт оказался в стихах и очерках о Волге, Палехе, Мстере,  Плёсе. Через всю жизнь Семеновский пронес любовь к родной земле. Вырастая в фабричном краю, Семеновский не мог не вбирать в себя дух пролетарского  протеста против царящего произвола.  Однако, проживший большую часть своей жизни в Иванове, Семеновский так и не смог приобщиться к фабричной романтике города первого Совета, хотя революцию принял. Но принял по­своему. Для Семёновского революция – это духовное единение, «голубой мост», связующий землю и небо. Это перечеркивание страшного фабричного быта, о котором он писал: В этом городе гари фабричной И кирпичного леса труб Дни и ночи рукой привычной Ткёт судьбу свою хмурый труд. Здесь иссохшей заботе всё снится Беспокойное пенье гудков. В этом царстве чахотки и ситца Бьюсь и я за кусок и кров. Лирический герой «Благовещания» живет благостно­радостным чувством  сопричастности к чуду возрождения светлого лика земли и благодарного ей человека.  Революция для поэта – это миг, когда небо сходит на земные долы, когда наконец­то  поэт открыто может заявить о своем призвании:  Я послан в мир, чтобы сказать, Что неба праздничная риза, Леса, холмы и луга гладь — Великолепней Парадиза. Я миру в дар несу канон Ласкательных и сладких песен, Чтоб этот мир узнал, что он Неизглаголанно чудесен. Чтоб человек, блажен и свят, Дышал дыханием свободы И, украшая жизни сад, Молился красоте природы.  Я полюбил лицо земли, Подобно радостному раю, Живу и на поля мои Я милость мира призываю.  Перед нами своеобразный манифест, в котором запечатлен поэтический миф  Семеновского, связанный с его пониманием революции. Миф, который во многом, как  выяснилось позже, расходился с реальностью. В самом деле: в разгар гражданской войны пишутся стихи, где поэт призывает к  «милости», к молитвенному отношению к природе. Это – поэт вне каких­то  определенных группировок. Поэт, имеющий мужество идти своей тропой и тогда, когда эта тропа, казалось бы, уже никому не видна.  Семеновский решительно расходился с новой поэзией пролеткультовского толка,  которая начинала отчет жизни с Октября и решительно перечеркивала то, что было  раньше. Напротив, «любовь поэта к родине становится все более личной, интимной,  радостной. Иконописно­возвышенное настроение, пронизывающее стихи Семеновского первых лет  революции, отражается в символике цвета, где преобладают голубые и золотые тона.  Лазурью и солнцем полнится его тогдашняя поэзия. Между землей и небом  открывается связь, которая становиться освободительным для людей голубым мостом. (презентация группы) Выступление 3 группы: «Приметы времени в стихотворениях Бальмонта. Октябрьская  революция».   Жажда свободы, обновления  проявилась даже у  утонченного  Бальмонта:  Наш царь – Мукден, наш царь – Цусима,  Наш царь – кровавое пятно,  Зловонье пороха и дыма, В котором разуму темно.  … Он трус, он чувствует с запинкой, Но будет, час расплаты ждет.  Кто начал царствовать – Ходынкой, Тот кончит – встав на эшафот.   Революцию ждали, революцию хотели.  Бальмонт и революция. Родился Константин Дмитриевич Бальмонт 3/15 июня 1867 года в деревне (сельце)  Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. С этого места и начинает сам поэт  отсчет не только своей жизни, но и своего творчества.  О том, какую громадную роль сыграли в формировании личности поэта Гумнищи, Шуя  и близкий к ним Иваново­Вознесенск, развернуто и подробно говорится в  автобиографическом романе Бальмонта «Под новым серпом», написанном в 1923 году.  Эта книга — бесценный кладезь для биографов поэта, и вместе с тем перед нами  произведение, где собственно автобиографическое начало преобразуется в миф, в особое  повествование о рождении и вступлении в жизнь поэта, рожденного для того, чтобы нести  в мир свет, радость, солнце.  Шушун (Шуя) и в особенности Чеканово­Серебрянск (Иваново­Вознесенск) видятся  автору заклятым местом, определяемым «сосредоточием усиленной фабрично­заводской  деятельности». «Чеканово­Серебрянск, — пишет Бальмонт, — находится всего в  тридцати верстах от Шушуна и, входя как часть в его уезд, составляет с ним одно  хозяйственное целое. Стоки грязной воды с красильных и иных фабрик входили в ту же  реку, что омывала оба города, засоряя целые рукава ее, создавая вонь и заставляя рыб  дохнуть. Воздух замкнутой жизни, с неправомерно долгим и тяжелым трудом десятков  тысяч одних и с неправосудным богатством других, — своя воля, ничем не ограниченная,  маленьких тиранов, знавших как высшее благо лишь накопление денег, пьянство,  распутство и картеж, — этот воздух десятки лет был сгущающимся, сплетающимся,  плотным саваном вокруг обоих городов» (140). Какая резкая социальная оценка в устах  «нежного поэта»!  известное стихотворение «Поэт — рабочему», написанное в ноябре 1905 года: Я поэт, и был поэт, И поэтом я умру. Но видал я с детских лет В окнах фабрик поздний свет, — Он в уме оставил след, Этот след я не сотру. Не забудем, что роман писался тогда, когда Бальмонт увидел зло Октябрьской  революции и все в большей степени стал проникаться убеждением, выраженным им в  статье «Революционер я или нет»: «Революция есть гроза преображающая. Когда она  перестает являть и выявлять преображение, она становится Сатанинским вихрем слепого  разрушения, Дьявольским театром, где ходят в личинах. И тогда правда становится  безгласной или превращается в ложь» (449).  Известно, что, будучи студентом Московского университета, он в ноябре 1887 года был одним из организаторов студенческих беспорядков. За это его на три дня посадили в  Бутырскую тюрьму, исключили из университета, а потом в административном порядке  выслали в Шую, где он сближается с революционно настроенным рабочим­гравером  А. Бердниковым, входит в контакт с кружком политических ссыльных во Владимире Демократическая закваска Бальмонта особенно сильно дала о себе знать в дни  Февральской революции и, в частности, во время пребывания его в Шуе и Иваново­ Вознесенске (13–19 марта 1917). Революционно настроенная местная интеллигенция  встречала поэта восторженно, видя в нем своего союзника. «И кому, как не Вам, нашему  солнечному барду — говорилось в приветственном обращении к Бальмонту, написанном  А. Ноздриным от имени Иваново­Вознесенского Совета рабочих и солдатских  депутатов, — быть выразителем… наших чаяний… И мы ждем от Вас, наш поэт­ гражданин, новых боевых кличей, новых песен»[127]. Бальмонт откликнулся на это  обращение «Вольным стихом», начинающимся строками: Какое гордое счастье знать, что ты нужен людям, Чуять, что можешь пропеть стих, доходящий в сердца. И дальше: Силою мысливших смело, свершеньем солдат и рабочих Вольными быть нам велит великая в мире страна. Цепи звенели веками. Цепи изношены. Прочь их! Чашу пьянящего счастья, братья, осушим до дна! Смелые сестры, люблю вас! В ветре вы — птицы живые. Крылья свободы шуршат шорохом первых дождей. Слава тебе и величье, благодатная в странах Россия, Многовершинное древо с перекличкой и гудом ветвей! Сам размер этих стихов, отсылающий к античному гекзаметру, образы высокого  аллегорического ряда, утверждающие свершившееся в качестве всемирно­исторического  события, могут служить доказательством значительности этой встречи поэта с земляками.  Иваново­Вознесенские рабочие предстают здесь творцами нового мира, который отвечает  чаяниям самого поэта: мира вольного, социально и природно раскрепощенного. По  существу Бальмонт продолжает в своем «Вольном стихе» тему, заявленную им в  стихотворении «Поэт — рабочему», тему родственности рабочего труда поэтическому. И  тот, и другой направлены не на разрушение, а на созидание. Об этом с предельной  ясностью говорится в стихотворении 1919 года, названном так же, как и в 1905 году, —  «Поэт — рабочему»: Я ждал и жаждал вольности твоей, Мне грезился вселенский праздник братства — Такой поток ласкающих лучей, Что не возникнет даже тень злорадства. И час пришел, чтоб творчество начать, Чтоб счастье всех удвоить и утроить. Но кончается эта строфа вопросом, который свидетельствует, что Бальмонт все в  большей мере начинает чувствовать несовпадение своего представления о пролетарской  революции с революцией большевистской. «Так для чего раздельности печать / На том  дворце, который хочешь строить?» — спрашивает поэт рабочего и не получает на этот  вопрос ответа. Со временем «раздельности печать» поэта с новым советским миром становится все  отчетливей. Уехав в 1920 году в заграничную командировку, Бальмонт в Россию не  вернулся. Он не хотел дышать, как бы сказал О. Мандельштам, «ворованным воздухом» не  своей страны. Но именно там, в эмиграции, он почувствовал невозможность жить без  России, без той первоначальной для него точки земли, которая его взрастила.  ПОЭТ ­ РАБОЧЕМУ                           Я поэт, и был поэт,                           И поэтом я умру.                           Но видал я с детских лет                           В окнах фабрик поздний свет, ­                           Он в уме оставил след,                           Этот след я не сотру.                           Также я слыхал гудок ­                           В полдень, в полночь, поутру,                           Хорошо я знаю срок,                           Как велик такой урок, Я гудок забыть не мог,                           Вот ­ я звук его беру.                           Почему теперь пою?                           Почему не раньше пел?                           Пел и раньше песнь мою,                           Я литейщик ­ формы лью,                           Я кузнец ­ я стих кую,                           Пел, что молод я и смел.                           Был я занят сам собой,                           Что ж ­ я это не таю.                           Час прошел. Вот ­ час другой.                           Предо мною вал морской,                          О рабочий, я с тобой,                           Бурю я твою ­ пою.

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка урока литературы на тему «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»

Методическая разработка  урока литературы на тему   «Октябрьская революция глазами поэтов Ивановского края»
Скачать файл