Зачет №1 по литературе за курс 10 класса
Оценка 4.6

Зачет №1 по литературе за курс 10 класса

Оценка 4.6
Контроль знаний
docx
русская литература
10 кл
16.08.2018
Зачет №1 по литературе за курс 10 класса
Зачёт № 1 включает в себя теорию и практику: 1. «Русская литература первой половины 19 века". Классицизм, сентиментализм и романтизм.2.А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь, Основные мотивы лирики А.С.Пушкина , "Евгений Онегин". 3. М.Ю.Лермонтов. Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций, черты романтизма и реализма в романе «Герой нашего времени».
теория литературы зачет №1 10 класс .docx
Класс: 10 Зачёт № 1 «Русская литература первой половины 19 века 1. Россия   в   первой   половине   19   века.   Классицизм,   сентиментализм   и   романтизм.   Зарождение   реализма   в   русской литературе   первой   половины   19   века.   Национальное   самоопределение   русской   литературы.   т/л   реализм   и   его становление Исторические события:  1801г. – закончилась эпоха дворцовых переворотов  (Александр Первый стал императором)  1812 г. –Отечественная война с Наполеоном  1825 г. – Декабристское восстание на Сенатской площади Петербурга. Направления: Классицизм  эстетическая норма – произведения античности принцип рационализма  культ разума активное обращение к гражданской тематике строгая иерархия жанров (высокие: ода, трагедия, эпическая поэма; низкие: комедия, басня, сатира). 1. 2. 3. 4. 5. 6. М.В.Ломоносов (оды),Г.Р.Державин (оды), Д.И.Фонвизин (комедии). Сентиментализм стремление представит человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях культ естественного чувства просветительский характер русского сентиментализма 1. 2. 3. 4. Н.М.Карамзин «Бедная Лиза», В.В.Капнист, Н.А.Львов, молодой В.А.Жуковский Романтизм стремление   личности   к   абсолютной   свободе,   к   духовному   совершенству,   к   недостижимому   идеалу,   в   сочетании   с пониманием несовершенства окружающего мира трагическое двоемирие романтический герой (цыган, горец, бунтарь) романтическая природа (море, горы, степь) романтические темы (тема рока, тема воли) В.А.Жуковский (баллады), молодые А.Пушкин и М.Лермонтов, Е.Баратынский, К.Рылеев Реализм достоверное воспроизведение действительности  типичный герой в типичных обстоятельствах стремление к широкому охвату действительности в её противоречиях, глубинных закономерностях и развитии этапы развития: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 1) 2) 3) 4) просветительский реализм (Д.И.Фонвизин, А.Н.Радищев, Н.И.Новиков) «синкретический» реализм (А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, А.С.Пушкин) критический реализм (И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов, А.Н.Островский) социалистический реализм (М.Горький) первая реалистическая трагедия – «Борис Годунов» А.С.Пушкина первый реалистический роман – «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова 5. 6. 2. А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь. Творческий путь. Произведения «Воспоминания   в   Царском   селе»,   «Певец»,   «Пирующие студенты» Ода   «Вольность»,   «Деревня»,   «К   Чаадаеву»,   «Руслан   и Людмила» «Погасло   дневное   светило…», «Кавказский пленник». «К   морю»,   «Я   помню   чудное   мгновенье…»,   «Пророк», «Борис Годунов» «Во глубине сибирских руд…», «Арион», «Анчар», «Я вас любил» «Повести Белкина», «Маленькие трагедии»   поэмы   «Цыганы», «Осень», поэма «Медный всадник» «Вновь   я   посетил…»,   нерукотворный…» Черты произведений Пушкина:   «Я   памятник   себе   воздвиг Направление ученичество романтизм реализм реализм Реализм Реализм реализм Даты 1.Детство 2.Царскосельский  лицей 3. Петербург 4. Южная ссылка 5. Михайловское заточение 6. После ссылки 7. Болдинская осень 1830  года 8. В Петербурге 9. Последние годы жизни Период 1799­1811 1811­1817 1817­1820 1820­1824 1824­1826 1826­1830 1830 1831­1833 1834­1837  Гармония  Красота  Гуманизм  Свободолюбивый пафос  Естественность  Активное отношение к жизни. 3. Основные мотивы лирики А.С.Пушкина: вольнолюбивая и философская лирика, тема поэта и поэзии, любовная лирика, тема природы. «Вечные темы» в поэзии Пушкина: природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия. А. Пушкин ода «Вольность» (1817) Уже само название оды должно было напомнить читателю радищевскую оду «Вольность», известную молодёжи по спискам. В первых  строках Пушкин определяет цель оды – «На тронах поразить порок». Поэт полон благородного, возвышенного негодования, обличая  «тиранов мира», попирающих естественное право народа на свободу. Он призывает свято соблюдать закон, которому одинаково  подвластны и народ, и царь. Нарушение закона гибельно для государства. В условиях самодержавной России эти идеи Пушкина  приобретали глубоко революционный смысл, потому что поэт осуждал тиранию верховной власти и грозил ей неминуемым  возмездием. А. Пушкин  «К морю» (1824).     Одним из первых программных лирических произведений, написанных в Михайловском, было стихотворение «К морю». Пушкин прощался в нём с югом, с морем, с романтизмом, подводил итог южному периоду своей творческой судьбы. Море для него – символ свободы, символ безбрежней вольной стихии, родственной его духу. Образ моря, созданный Пушкиным, прекрасен и величествен. Море полно скрытой силы – оно подчиняется только своему закону («своенравные порывы»), только своей прихоти. Оно может быть и ласковым и губительным, а шум его – «грустным», «призывным». Стихия не терпит никакого внешнего принуждения, и в этом ей сродни вольный дух человека («Моей души предел желанный!») или охватившая его сильная страсть («Могучей страстью очарован, у берегов остался я…»). А. Пушкин  «К***» («Я помню чудное мгновенье…», 1825). Это стихотворение – шедевр лирики Пушкина (романс на музыку М.И.Глинкой).  Обращено к Анне Петровне Керн (1800­1879), племяннице П.А.Осиповой (1781­1859), помещицы села Тригорское, соседки Пушкина по селу Михайловскому Псковской губернии. Для Пушкина любовь – одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественной проявление человеческих отношений. Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение. Не случайно у Пушкина любовь и поэзия – родные сёстры. Ясно и то, что поэт стремился нарисовать совершенный образ женской красоты.  А. Пушкин  «Арион» (1827).       В   основу   стихотворения   легла   широко   известная   легенда   о   древнегреческом   певце   Арионе,   плывшем   на   корабле   по   морю. Корабельщики задумали его убить, чтобы завладеть принадлежащим ему имуществом. Арион попросил у них позволения спеть перед смертью песню. Потом он выбросился в море. Зачарованный его пением, дельфин вынес его на берег. Пушкин изменил легенду, согласно которой Арион и корабельщики – враги. В его стихотворении между пловцами и певцом нет вражды. В легенде и пловцы и Арион остаются живы. У Пушкина спасся только певец.      Однако внешний план совмещается с иносказательным. Пушкин придал мифологическому сюжету вполне современное звучание. Стихотворение было написано 16 июля 1827 года, то есть спустя три дня после годовщины (13 июля 1826 года) казни декабристов. Пушкин   вновь   вспомнил   о   своей   вольнолюбивой   молодости.   Таким   образом,   Пушкин   остался   верен   и   вольнолюбивым   идеалам молодости, и своим представлениям о могуществе поэтического слова («Пророк»). Но теперь он глубже понимал современность и все яснее чувствовал трагедию передового человека в деспотической стране. Своё собственное положение Пушкин тоже рассматривает в свете этой трагедии. А. Пушкин  «Осень» (1833).     Ни одно время года не вызывало в поэте такого очарования, как осень. В одноимённом стихотворении он посвятил ей чудесные строки.   Обычно   осень   в   поэзии   связана   с   настроениями   грусти.   Пушкин   же   само   увядание   природы   изображает   как   могучее проявление жизни.    «Октябрь уж наступил» ­ это просто и ясно. Здесь точное указание на время года и на вполне определённую пору осени – октябрь. Далее картина осени развёртывается, обрастая живописными и точными деталями. Предметные образы («Последние листы с нагих своих ветвей», «дорога промерзает», «Журча, ещё бежит за мельницу ручей») соседствует с метафорическими («роща отряхает», «дохнул осенний хлад»).     Пушкин нашёл подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…». А. Пушкин  «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836).    Это стихотворении восходит к традиции римского поэта Горация, автора «Я воздвиг памятник…», и Державина в русской лирике. Однако Пушкин отступил от этих образцов. Сюжет стихотворения составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторического движения.       Стихотворение   хранит   следы   тяжких   раздумий   о   жестокости   века,   об   отношениях   с   царём   и   великосветскими   кругами,   о недостижимом счастье свободы, о том, что в поэзии он, Пушкин, одержал победу над самодержавием.    Стихотворение полно горького предчувствия скорой гибели, гордого презрения к царской власти, веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России. В нем – сознание выполненного долга перед народом.    Кто же даёт поэту право на бессмертие? Гений своим творчеством сам ставит при жизни «нерукотворный памятник», потому что он – голос народа, его пророк. Уже в первой строфе Пушкин вводит народную тему «К нему не зарастёт народная тропа…». Поэзия станет достоянием народа: «Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой…». Слово свобода включает политическую и духовную свободу, свободу от рабства и от сословных, религиозных, национальных и иных предрассудков. «Милость к падшим» ­ это прежде всего о декабристах. Но слова Пушкина получили более широкий адрес – это и о крепостных крестьянах, и о замученных солдатах, и о простом городском люде.    Последняя строфа подводит итог и личному опыту Пушкина, для которого слова хвала, обида и клевета – временное и суетное. Он писал не ради «венца». Поэзия – это бескорыстное служение во имя человечества. Поэт завещал «равнодушно» отнестись к хуле и хвале, ибо был убеждён в том, что муза должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости. В этом вечная и неизменная сущность подлинно народного искусства. 10. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина. («Татьяна – любимая героиня Пушкина»; «Онегин и Ленский – друзья или враги»; «Автор в системе действующих лиц романа»). 11. М.Ю.Лермонтов. Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Черты лирики Лермонтова:  Мотив одиночества  Мотив разочарованности и пессимизма  Жанровый универсализм Рефлексия  12. Тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. «Поэт» (1838).    Взгляды Лермонтова на поэта и поэзию менялись по мере развития в его творчестве реалистических тенденций. Молодой Лермонтов –   романтик.   Он   смотрит   на   поэта   как   на   одинокого   избранника   «с   гордою   душой»,   который   живёт   своими   мечтами,   своими страданиями, недоступными «толпе»: «Я сам собою жил доныне, Свободно мчится песнь моя…» («Пускай поэта обвиняет…». 1831).      Но и в романтический период творчества Лермонтов порой ставит под сомнение правомерность противопоставления одинокого поэта «ничтожной толпе» людей: Безумец я! Вы правы, правы! Смешно бессмертье на земли. Как смел желать я громкой славы, Когда вы счастливы в пыли? «Безумец я! Вы правы, правы!». 1832    В конце 30­х годов, в зрелый период поэтического творчества, происходит перемена во взглядах. Она состояла в том, что поэт начал понимать  бесплодность   и  бесперспективность   индивидуалистического  протеста,  бессилие  бунтарства  гордой  одинокой  личности, оторванной   от   народа.   Поэт   постепенно   преодолевает   юношеский   индивидуализм,   судит   о   жизни   более   трезво   и   объективно.   В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью…»(1838) он пишет: Земле я отдал дань земную Любви, надежд, добра и зла; Начать готов я жизнь другую, Молчу и жду: пора пришла.      Лермонтова волнует судьба своего поколения, народа и родины. Его внимание привлекают уже не столько необычные явления жизни, романтические герои­индивидуалисты, сколько реальные люди, кровно связанные с народом.      Зрелому Лермонтову свойственно чувство  высокой ответственности перед читателями. Он отрицательно относился к поэзии, которая стояла в стороне от общественной жизни России. Поэт не мог принять поэзию, которая только переливает «в гремучие напевы Несчастный жар страдальческой любви».  Ему уже чужд и образ поэта как человека избранного, противопоставленного «ничтожной толпе». В стихотворениях «Кинжал», «Поэт», «Не верь себе…» он определяет своё отношение к поэзии, свои задачи художественного творчества. «Выхожу один я на дорогу…» (1841). Сознание одиночества не отрывало Лермонтова от жизни, не уводило его в мир отвлечённых мечтаний. «И нет в душе довольно власти – Люблю мучения земли», ­ пишет поэт в стихотворении «1830. мая, 16 числа». Эта же мысль развита в стихотворении зрелого периода  «Выхожу один я на  дорогу…»,  принадлежащим  «к   лучшим   созданиям   Лермонтова»  (Белинский).   Поэт   взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе. Это настроение передаётся и читателю, который видит и «кремнистый путь», и «сиянье голубое», и яркие звёзды, ощущает торжественную тишину ночи. Это гимн красоте, гармонии свободной и могучей природы, не знающей противоречий.    От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянье, мысль поэта обращается к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тревоги, к своим грустным мыслям. Поэту «больно и … трудно» оттого, что нет «свободы и покоя». Но он любит жизнь с её   страданиями   и   радостями,   гонит   прочь   промелькнувшую   мысль   о  «холодном   сне   могилы».  В   заключительных   строчках стихотворения появляется образ дуба как символ вечной жизни.    В этом стихотворении наиболее полно отразились особенности лирики Лермонтова, приёмы его письма. Взгляд поэта сосредоточен не столько на вешнем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. Стихи Лермонтова – это почти всегда напряжённый внутренний монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чём?» Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания. Это художественное открытие, сделанное в лирике, находит широкое применение в романе «Герой нашего времени», где рассказана, по словам автора, «история души человеческой». «Любовь не красит жизнь мою…». Тоска, чувство одиночества не покидают юного Лермонтова и тогда, когда речь идёт о любви. Его   отношения   к   женщине   отравлены   трагическими   обстоятельствами,   тяжёлыми   предчувствиями.   Прислушаемся   к   тому,   что говорит поэт любимой девушке в стихотворении «К***» (1830): Когда твой друг с пророческой тоскою Тебе вверял толпу своих забот, Не знала ты невинною душою, Что смерть его позорная зовёт, Что голова, любимая тобою, С твоей груди на плаху перейдёт.       В   ранней   интимной   лирике   Лермонтова   очень   мало   светлых,   радостных   настроений,   тех   «чудных   мгновений»,   что   воспеты Пушкиным. В стихотворении «Стансы» («Гляжу  вперёд сквозь сумрак лет…» 1831) поэт пишет: «Пусть я кого­нибудь люблю: Любовь не красит жизнь мою».    С годами вера в любовь и дружбу окрепла. Он искал и находил «родную душу», не представлял себе жизнь без «друзей и братьев», деливших с ним радость и горе. В лирике зрелых лет всё реже встречается тема одиночества, всё чаще поэт говорит о возможности и необходимости взаимопонимания между духовно близкими людьми, о верности и преданности («Слышу голос твой…», «Расстались мы, но твой портрет…»). Интимная лирика последних лет почти свободна от безысходного душевного надрыва. Дружить и любить, по мысли поэта, значит желать добра близкому человеку, подавлять в себе чувство недоверия, прощать мелкие обиды. «Прощать святое право Страданьем куплено…» ­ читаем в стихотворении «Оправдание» (1841).    В своей поэзии, всегда искренней, страстной и взволнованной, Лермонтов отвергает сложившиеся веками устои крепостнической России и желает видеть русский народ свободным и просвещённым. Он восстаёт против политического гнёта, против бездеятельности и страстно зовёт своих современников к борьбе за свободу, за счастье людей. Подобно мятежному одинокому парусу, Лермонтов не знает покоя, хотя порой и мечтает о нём. Романтизм   и   реализм   в   творчестве   Лермонтова.  т/л   реалистическое   и   романтическое   начало   в   лирике Лермонтова. Черты романтизма и реализма в романе «Герой нашего времени». Романтическое: 1) Реалистическое: тема Кавказа,2)Грушницкий  ­ пародия на романтического героя, 3)тема рока всестороннее и глубокое раскрытие личности героя и той среды, которая его воспитала 1) 2) жанр романа,3) психологические портреты

Зачет №1 по литературе за курс 10 класса

Зачет №1 по литературе за курс 10 класса

Зачет №1 по литературе за курс 10 класса

Зачет №1 по литературе за курс 10 класса

Зачет №1 по литературе за курс 10 класса

Зачет №1 по литературе за курс 10 класса

Зачет №1 по литературе за курс 10 класса

Зачет №1 по литературе за курс 10 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.08.2018