Зачёт №2 по литературе за курс 10 класса
Оценка 4.6

Зачёт №2 по литературе за курс 10 класса

Оценка 4.6
Контроль знаний
docx
русская литература
10 кл
16.08.2018
Зачёт №2 по литературе за курс 10 класса
Зачет №2 по литературе за курс 10 класса включает в себя изучение И.А. Гончарова и А.Н. Островского. Разбор произведений "Обломов " и "Гроза" (таблицы ). Предоставлены хронологические таблицы писателей. Даются темы сочинений на выбор. Сдача зачета рассчитана на декабрь месяц.
зачет №2 по литературе 10 класс.docx
Зачет №2  И.А. Гончаров, А.Н. Островский 1.Жизнь и творчество И.А. Гончарова.  Письменные работы:  1. Тест. 2. Сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов» (выбрать одну тему): ­ Обломов и Штольц. ­ Любовный конфликт в романе И.А. Гончарова «Обломов». ­ Жанровое своеобразие романа «Обломов». ­ Роль бытовой детали в романе «Обломов». ­ Обломовщина и её социальные корни. ­     Обломов как социально ­ психологический тип. Роман И.А. Гончарова "Обломов" 1. Замысел романа ? Роман появился накануне отмены крепостного права в России. ? Главным источником романа послужили наблюдения будущего писателя над действительностью, в частности над жизнью родной  семьи и родного города Симбирска: «Мне кажется, ­ вспоминал он позднее, ­ у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже  тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья­бытья, безделья и лежанья, и зародились неясные представления об  «обломовщине». А. Н. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» назвал роман Гончарова «знамением времени», т. е. весьма злободневным,  имеющим важное общественное значение, того самого уклада, который порождает Обломовых. 2. Жанр, сюжет и композиция ? «Обломов» ­ реалистический социально­бытовой и в то же время общественно­психологический роман. ? Сюжет романа «Обломов» легко обозначить фразой: изображается помещик­лежебока, привыкший ничего не делать, он  оказывается не приспособленным к жизни и бесславно оканчивает ее от апоплексического удара еще сравнительно не старым  человеком. ? Основное содержание романа заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге Ильинской и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает. ? Действие основной части романа продолжается около восьми лет и относится к 40­м годам (1843­1851). Содержание же всего  романа, если считать предысторию Обломова и эпилог, охватывает огромный период времени ­ около 37 лет. Это не только  история целой жизни героя, но и целая эпоха русской истории. ? Для композиции романа характерно наличие двойной сюжетной линии, контрастность образов: Обломову противопоставлен  Штольц, Ольге ­ Пшеницына, Захару ­ Анисья. 3. Сон Обломова: его место и значение в романе Чтобы понять характер Обломова, необходимо вслед за автором обратиться к его истокам. Вместе с героем, задающим себе  вопрос: «Отчего я... такой?..», перенесемся в благодатную Обломовку, возникшую сладостным видением в сне Ильи Ильича. Чем характеризуется атмосфера в Обломовке • любовь и умиротворение Что повлияло на формирование сознания героя • легенды и сказки, былины и притчи Какие качества формируются у героя • поэтическую мечтательность, чувство внутренней свободы Что отторгается Ильей Ильичем как чуждое его нравственным идеалам служба, лишенная человеческого взаимопонимания • друзья, мечтающие только о карьере • женщины, не способные любить «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» ­ так рассуждает Илья Ильич. Обломов ищет  совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». 4. Обломов и Штольц   Обломов Штольц Социальное положение Отличительная черта Чем живет Идеалы жизни Жизненная позиция барин паралич воли и беспробудная лень воображением безмятежный покой представитель нового класса бур- жуазии непреклонная воля и огромный запас деятельности и энергии практическим делом, опытом, фактами культ труда и предприимчивости апатичен к происходящему, всякую деятельность воспринимает не иначе как суету всегда что-то делает, к чему-то стремится, чего-то добивается Штольц ­ друг Обломова с детства. Жизнь Штольц, складывается не так, как жизнь Обломова. Он делает все, чтобы пробудить Обломова к жизни и  деятельности. Попытки эти ни к чему не привели, и жизненные пути двух героев расходятся. И все­таки присутствие Штольца в романе оправданно и  необходимо. Он является как бы тем фоном, на котором лучше видны те положительные качества характера Обломова, которые Штольц и Ольга называют  «хрустальной», чистой душой. 5. Женские образы в романе Ольга Ильинская Агафья Матвеевна Пшеницына По словам Добролюбова, гармонично совмещает в себе «сердце и волю», сознательность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе  за постоянную цель, пытливость ума, глубина чувств и  женственность стала одним из самых гармонических, светлых  образов в русской литературе XIX века. Добрая, скромная женщина, прекрасная хозяйка благоговеет перед  своим «квартирантом», для нее он ­ существо высшего порядка,  идеал барина для Обломова ­ идеал «ненарушимого покоя жизни».  Любовь Обломова к Агафье Пшеницыной выросла на почве барских  привычек. У нее Илья Ильич находит то, что было его жизненной  мечтой. В сравнении этих женских типов в романе есть глубокий смысл. Умная Ольга и патриархально­тихая Пшеницына каждая по­своему  помогают раскрыть идею романа, обнажая сущность Обломова. 6. Обломовщина как ведущая тема романа Что такое обломовщина? • Драма умственного и нравственного развития героя, • изображение того, как «никнут и увядают» его лучшие задатки, • через какие внутренние компромиссы герой постепенно приходит к оправданию апатичности и бесхарактерности, к своей капитуляции перед ними. Истоки обломовщины Автор ищет причины обломовщины главного героя, начиная с детства. Обломовщина как способ типизации Автор создает типичные конкретно­исторические характеры, воплощающие черты определенной социальной  среды. Раздвигает узко временные рамки романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера. Обломовщина как знамение времени, ее основные «Обломовщина» - проблема не одного человека, а знамение времени, порожденное патриархально-дворянским бытом: • апатия и лень, признаки • малодушие и эгоизм, как результат гиперболизированной опеки старших, ограниченности стремлений, отрешенности, • закрытость от реальной жизни, • желание оградить, уберечь от возможных проблем. Вина Ильи Ильича состоит в том, что он погасил Божью искру, дарованную ему свыше. Не смог Илья Ильич реализовать то хорошее, светлое начало, лежащее,  «как золото», в недрах его чуткой и доброй души. Обломов не понял себя, не дал выхода свету, который, как он считал, был заперт в нем. Герой Гончарова так и остался обломком того несовершенного мира, который пытался подчинить его себе. Но разве это вина одного Обломова? «Наше имя легион», ­ скажет герой  Штольцу и будет прав. Сколько людей не смогли сбросить с себя халат обломовщины, заглушили в себе волю, силу духа ради успокоенности, собственного  благополучия? 2. Жизнь и творчество А.Н.Островского. Письменные работы: 1.  Тест. 2. Сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза» (выбрать одну тему): ­Смысл заглавия пьесы  «Гроза». ­Был ли иной путь у Катерины? ­Город Калинов и его обитатели. ­Душевная драма Катерины ­«Гроза»­ самое решительное произведение А.Н.Островского. Драма Н.А.Островского Гроза в таблицах. 1. Создание и постановка  ♦ связи с 35­летним юбилеем творческого пути драматурга писал: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку  художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили  краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть  свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского». ♦ таланта».  Драму «Гроза» И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего   Заслуги Н. А. Островского перед русской драматургией, перед отечественным театром раскрыты И. А. Гончаровым, который в  «Гроза» была написана в 1859 г., в том же году поставлена в театрах Москвы и Петербурга. В 1860 г.  пьеса была напечатана 2. Сюжет и композиция  ♦     на 2 группы  В основу сюжета Островский положил рассказ об истории одной семьи.  Действия, описанные автором, могли произойти во многих городах России того времени. Здесь господствовали домострой и   Сюжет для драмы взят автором из жизни. Не секрет, что многие волжские города оспаривали право на то, что действие пьесы происходило именно в их городе. Местные жители показывали гостям города беседку на берегу Волги, где Катерина признается в  совершенном грехе. ♦ самодурство, унижение и грубость. ♦ 3. Город Калинов и его обитатели • у кого деньги ­ у того и впасть;                  • у кого власть, тот пользуется ею безраздельно; • человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению; • запретить любое проявление живого человеческого чувства; • заставить лгать;                                           • заставить приспосабливаться. Всех жителей города Калинова можно разделить   "Темное царство" олицетворяют гнетущую власть враги всего живого и нового Кабаниха, Дикой 4. Характеристика главных героинь: Кабаниха, Катерина Марфа Игнатьевна Кабанова Отличительные  черты характера Жертвы "темного царства" угнетенные и бесправные ощущают на себе власть и грубую силу «темного царства» Катерина, Варвара, Тихон, Борис, Кудряш, Кулигин  Противоречивость в характере и  поступках героини Особенности речи «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», ­ так правильно и метко определяет характер  Кабанихи Кулигин. Суровая и властная. Всех хочет заставить жить по старинке и не терпит ни в ком из  окружающих проявления своей воли, своей инициативы. Кабаниха суеверна. Ее благочестие показное. Она не пропускает ни одного церковного богослужения, оделяет деньгами нищих,  принимает в своем доме странниц вроде Феклуши. Но дома она настоящий деспот. Свою семью она доводит до полного развала: уходит из дома Варвара, Тихон теряет из­за строгости матери всякую способность  думать и действовать самостоятельно, а Катерина покончила с собой. Язык ее богаче и сложнее, чем у Дикого, Кабаниха позволяет себе и грубые выражения, но они не  характерны для её речи. Властность Кабанихи сказывается не в ругательствах, а в повелительном тоне ее речи. На склад ее речи наложила отпечаток та атмосфера «благочестия» и старинной обрядовости, которую она поддерживает в своем доме. В целом язык Кабанихи колоритен и пестрит пословицами, образными  оборотами народной речи. Деспотизм, ханжество, невежество, бездушная защита отживших свой век порядков и обычаев ­ таковы черты внутреннего облика героини, делающие её суровой и страшной охранительницей «темного царства». Катерина Кабанова Место в доме  Кабановых Чем Катерина  отличается от  других  персонажей Мир, в  котором  живет героиня Попадает в дом Кабановых, выйдя замуж за Тихона, не то, чтобы по любви, а потому что так положено. Занимает  место снохи, нелюбимой и неуважаемой. Натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходится жить, эти  качества просто недоступны для понимания. Мир Катерины наполнен поэзией и красотой. Они во всем: в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях  странниц, в молитвах, даже в вышивании золотом по бархату. И всему этому не было принуждения в девичестве.  После замужества Катерина потеряла ощущение свободы, радости жизни. «Неволя» убивает красоту и поэзию, а  значит, разрушает мир Катерины. Катерина не хочет и не может жить по законам «темного царства». В этом основная причина ее трагедии,  трагедия свободного человека, которого заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным  убеждениям. В доме Кабанихи, «все как будто из­под неволи». Сердце Катерины жаждет любви, на любое  обращенное к ней ласковое слово она готова ответить сильным чувством, но живет героиня в городе «безлюбом». Варвара говорит: «Ты какая­то мудреная», т. е. странная, сложная, непонятная. «Такая уж я зародилась горячая ­ говорила она. ­ Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели  меня чем­то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула её от  берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! ­ признается она. ­  Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой.  В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» Катерина любит не так, как окружающие ее женщины. Она готова на все для любимого человека, преступая даже  те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не  позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я  для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» ­ скажет она Борису. Натура мечтательная, впечатлительная, с характером по преимуществу «любящим, идеальным». Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. Женщина не только со страстным, но и с сильным  характером. Способна на полный разрыв с опостылевшей средой и жизнью. «Луч света в темном царстве».  Самоубийство её как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства». В чем  трагедия  Катерины о Катерине Любовь в  жизни  Катерины Добролюбов о Катерине Такая впечатлительная, поэтически настроенная и в тоже время решительная женщина попадает в затхлую атмосферу ханжества  и назойливой, мелочной опеки. Это объясняет конфликт Катерины как с «темным царством», так и с самой собой. Трагизм положения Катерины осложнялся еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старается она быть ему верной и  любящей женой.  5. Смысл названия      для своей пьесы автор выбирает    многозначное название Природное явление Гроза как природное явление становится фоном, на котором разворачивается фи­ нальная сцена пьесы. Гроза как обещание мучений на том  свете за грехи ­ «гиена огненная». Социальное столкновение Столкновение убеждений консервативно настроенных представителей более старшего  поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы.  проблема человеческого достоинства; Нравственные проблемы: ♦ ♦ проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения; ♦ проблема честности, справедливости и способности сделать выбор. Автор, поставив перед читателем вопрос: можно ли сохранить нравственность, честность в условиях города Калинова, всем  ходом пьесы отвечает, что это невозможно. Хронологическая таблица: Дата Событие 31мар та 1823 1840 1843 1850 1859 Александр Николаевич Островский родился в Замоскворечье, в самом центре Москвы. Александр окончил Первую московскую гимназию, поступил на юридический факультет Московского университета. отец устроил будущего драматурга в Московский совестный суд. выходит пьеса «Свои люди — сочтемся». выходит пьеса «Гроза». 1863 Островский стал чиновником Петербургской академии наук. 1870 стал организатором и предводителем Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. 1873 1875 1886 была создана «весенняя сказка» «Снегурочка» вышла пьесы «Волки и овцы» Александр Николаевич Островский скончался. Дата  6(18) июня  1812   1822­1830   осень 1831   1834­1835 1838­1839   1842 1846 1847 1848 осень 1852 февраль 1855 События в жизни Гончаров родился в состоятельной События в творчестве   купеческой семье. Учеба в Московском коммерческом  училище. Поступил на словесный факультет  Московского университета. Служил в канцелярии губернатора в  Симбирске.       Знакомится с Белинским.   Гончаров напечатан в "Современнике". Отправляется в Японию на русском  военном корабле "Паллада" ( как  секретарь начальника экспедиции). За 2.5 года посетил Англию, , Южную Африку, Малайе, Китай, Японию Вернулся в Петербург по суше через  Сибирь             "Лихая болесть", "Счастливая  ошибка", романтические стихи. "Иван Саввич Поджабрин"   "Обыкновенная история" (1 роман) 1856 1858 1859 1860   1862 1867 1849­1868 1869 1870­е и Заволжье. Становится цензором.       Подает в отставку. После приглашен на  высокую должность. Был редактором "Северной почты". Окончательно покидает цензурный аппарат.   "Обрыв" появился в "Вестнике Европы".     15 сентября  1891 Умер в Петербурге, похоронен в  Александро­ Невской лавре.     2 тома очерков о путешествии  "Фрегат Паллада". "Обломов" (2 роман)         "Обрыв" (3 роман)   "Миллион терзаний", "Литературный вечер", "Заметки о личности Белинского", "Лучше поздно, чем никогда", "Воспоминания","Слуги",  "Нарушение воли".

Зачёт №2 по литературе за курс 10 класса

Зачёт №2 по литературе за курс 10 класса

Зачёт №2 по литературе за курс 10 класса

Зачёт №2 по литературе за курс 10 класса

Зачёт №2 по литературе за курс 10 класса

Зачёт №2 по литературе за курс 10 класса

Зачёт №2 по литературе за курс 10 класса

Зачёт №2 по литературе за курс 10 класса

Зачёт №2 по литературе за курс 10 класса

Зачёт №2 по литературе за курс 10 класса

Зачёт №2 по литературе за курс 10 класса

Зачёт №2 по литературе за курс 10 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.08.2018