Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов (литература, 10 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Здесь приведен анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов. Приведен год издания поэмы, отношение автора к произведению. Видим тему и идею поэмы. Приведены язык поэмы и выразительные средства: эпитеты, сравнения, метонимии, метафора, фольклорные выражения. Также есть отношение читателя к поэме.
Иконка файла материала Кому на Руси жить хорошо.docx
Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо»  Н. А. Некрасов 1. Дата написания   1863­1877 2. "Я задумал, — говорил Некрасов, — изложить в связном рассказе все, что я  знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял " Кому на Руси жить хорошо». Смерть прервала этот гигантский труд. Поэма так и  осталась незавершенной. Незадолго до кончины поэт сказал: «Одно, о чем  сожалею глубоко, это — что не кончил свою поэму „Кому на Руси жить  хорошо“. 3. Тема:  изображение жизни крестьян в пореформенной России и всеобщего  народного горя. 4. Идея: личное счастье без счастья народного невозможно. 5. На четыре   части. 1)часть первая, состоящая из пролога и пяти глав, без названия; 2)часть вторая «Крестьянка»; 3)часть третья  «Последыш», состоящая из пролога и восьми глав; 4)часть четвертая " Пир — на весь мир ".        6. В поэме переплетаются различные размеры: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий,  анапест, верлибр, тонический стих, дольник.  Чаще всего поэт прибегает к дактилю,  реже ­ к хорею и амфибрахию.          7. Поэт выдерживает в основном четырехстопный ямб. Поэт использует и другие размеры, характерные для силлабо ­ тонического стихосложения. 8.  В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов использует  многочисленные средства художественной выразительности.  Эпитеты:  «солнце красное», «тени черные», «люди бедные, «сердце  свободное», «совесть спокойная», «сила несокрушимая».  Сравнения: «выскочил, как встрепанный», «глазищи желтые горят, как…  четырнадцать свечей!», «как убитые заснули мужики», «облака дождливые,  как дойные коровушки».  Сравнения­образы: «Уж налились колосики. Стоят столбы точеные…».   Метафоры: «лежит земля», «весна… дружная», «плачет пеночка»,  «бурливое село», «бояре — кипарисовы». Метонимии: «притихла вся дороженька», «притихла площадь людная»,  «Когда мужик… Белинского и Гоголя с базара понесет».  Ирония: «…сказ про юродивого помещика: икается, я думаю, ему!             Сарказм: «Горда свинья: чесалася О барское крыльцо!».  Фольклорные выражения – на «ярмонке», видимо­невидимо. Язык поэмы – своеобразный, украшенный поговорками, присказками, диалектами,     «простонародными» словами: «млада­младешенька», «целковенький», «погудка». В  поэме использовано большое количество народных загадок.9.  Поэма «Кому на Руси жить хорошо» широко охватывает народную жизнь. Поэт хотел   изобразить   в   ней   все   социальные   слои:   от   крестьянина   до   царя.   Но,   к сожалению, поэма так и не была закончена ­ помешала смерть поэта. Эта поэма мне запомнилась тем, что   поэт  сумел показать глубину народной жизни. Некрасов показал  всю полноту людских переживаний. Он показал  и нищету, и     грубость   нравов,   религиозные   предрассудки   и   пьянство   в   крестьянском   быту. Поэма помогает людям разобраться, стать лучше, бороться за свое счастье.   После чтения поэмы   возникает чувство острой горечи и обиды за предков, надеявшихся на лучшие времена, но вынужденных жить в «пустопорожних волостях» и   «подтянутых   губерниях»   спустя   более   чем   сто   лет   после   отмены   крепостного права.

Посмотрите также