Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» (вступает в силу с 01.09.2012);
2. Программа для общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я.Коровиной (12-е издание. М.: Просвещение, 2010);
3. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312);
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
5. Письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 10.06.14 № 03-20-2419 / 14-0-0 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ»;
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.
Цели и задачи изучения литературы
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в средней школе направлено на достижение следующих целей:
ü воспитание духовно развитой личности; формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
ü развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы; развитие устной и письменной речи учащихся;
ü овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
ü совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы. Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач:
- формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения художественной литературы;
- способствовать обогащению духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к вершинам зарубежной классики;
- формировать умения сопоставлять произведения литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи; выявлять национально - и культурно-обусловленные различия;
- развивать и совершенствовать устную и письменную речь учащихся.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 96 часов в 11 классе для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне (3 ч. в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Главной целью литературного образования в 11 классе является изучение литературного процесса в России ХХ века, овладение элементами историко-функционального анализа.
В 11 классе ученик знакомится с курсом на историко-литературной основе. Структура курса даёт возможность получить первоначальные знания по истории литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса, воссоздаёт историко-литературный процесс на протяжении 20-го столетия в сложном переплетении направлений и течений. Обилие материала предполагает увеличение роли обзорных тем. Изучение разрозненных ветвей русской литературы даёт широкую и полную картину литературы эпохи. Знакомство со многими новыми авторами и произведениями подготовлено программой всех предшествующих классов. Программа последовательно обращает внимание на вопросы теории литературы. Однако это не предполагает систематического изучения вопросов теории, а указывает лишь на то, что возможно и желательно обратить внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении и изучении произведения. Накопление теоретических сведений осуществляется постепенно. Так, на базе усвоенных ранее направлений происходит ввод новых: символизма, акмеизма, футуризма, а также формирование понятий модернизм и постмодернизм. Углубляются и обобщаются те сведения, которые были получены при изучении литературы 19 века (историко-литературный процесс, стиль писателя, литературная критика и др.).
Общая характеристика УМК
Учебный комплект по литературе для 11 классов общеобразовательных учреждений создан авторами по единой программе, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. В нем представлен систематический курс русской литературы XIX—XX веков на историко-литературной основе. В учебниках содержатся обзорные статьи о развитии литературы в конкретное историческое время, монографические главы о жизни и творчестве писателей. В методические разделы учебников включены разноуровневые вопросы и задания, темы сочинений и рефератов, аннотированные списки рекомендуемой литературы, словарь литературоведческих понятий и терминов.
В учебно-методический комплект, помимо учебников, входят программа и хрестоматии. одиннадцатиклассникам предлагается хрестоматия, в которой представлены статьи литературоведов и критиков, произведения русских писателей XX века. Для учителей в комплекте с учебниками выпускаются методические пособия.
. Представляемый школьный учебник содержит систематический курс истории русской литературы XX века. Структура учебника включает в себя обзорные статьи, содержащие информацию о литературном процессе, монографические, рассказывающие о творчестве конкретного писателя. Вместо традиционного для учебников прошлых лет очерка о творческом пути писателя в настоящем издании сначала приводится краткая биография автора, затем характеристика его художественного мира. И, наконец, дается анализ текста. После этого ученикам предлагается самостоятельно убедиться в правомерности предложенных выводов. Для тех учеников, которые интересуются литературой, в конце каждой главы дается аннотированный список книг, в котором приведены основные работы отечественных и зарубежных литературоведов по той или иной проблеме. Каждая глава завершается заданиями и вопросами для самостоятельной работы. В конце учебника помещен краткий словарь основных литературоведческих терминов, которые используются авторами и значения которых необходимо знать каждому культурному человеку.
При работе с учебником одиннадцатиклассникам рекомендуется использовать хрестоматию «Русская литература XX века» (в двух частях); учителям предлагается методическое пособие.
Состав УМК:
- программа;
- учебник;
- хрестоматия;
- методическое пособие.
Место учебного предмета в учебном плане общеобразовательной организации
Учебный предмет «Литература» входит в Федеральный компонент учебного плана школы……. ( 3 часа в неделю,96 час ,с учетом выходных и праздничных дней).
Особенности контингента учащихся
Уровень учебной мотивации учащихся 11 класса невысокий, выделяется группа учащихся, слабо мотивированных на изучение гуманитарных предметов, уровень мотивации к учению, развития навыков вдумчивого чтения у 11-классников неровный. У учащихся класса в целом сформированы необходимые предметные знания и умения. Ученики охотно вступают в конструктивный диалог с учителем, внимательно слушают друг друга, что позволяет предлагать им подготовку индивидуальных сообщений, которые учащиеся защищают на уроках. Основная проблема класса заключается в том, что учащиеся не всегда приходят на урок с полностью прочитанным произведением. Поэтому на уроках используются формы работы, непосредственно связанные с освоением текста: чтение эпизода, тестирование обзор произведения, подбор цитат по заданной проблеме.
Технологии:
Технология сопровождения учебно-исследовательской деятельности;
Информационно-коммуникативные технологии;
Технологии дифференцированного обучения
Проектная деятельность,
Работа малых групп;
Работа пар сменного состава;
Формы контроля:
устные сообщения, зачёты, контрольные работы, тестирование, сочинения разнообразных жанров, анализ текста, : конспект, монологические высказывания, анализ лирического, драматургического, прозаического произведения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:
Поэтому в результате изучения литературы ученики 11 класса должны уметь:
чтение и восприятие
- прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям;
чтение, истолкование и оценка
- анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и система образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов; средства изображения образов – персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речевая характеристика); род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;
- давать оценку изученному лирическому произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей;
- применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
- знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;
- объяснять связь произведений со временем написания и современностью;
- объяснять сходство и различие произведений разных писателей;
- соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты этих направлений;
чтение и речевая деятельность
- владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;
- пересказывать текст художественного произведения, руководствуясь заданием (характеристика образа – персонажа, основная проблема произведения, особенности композиции);
- анализировать эпизод изученного произведения;
- составлять планы, тезисы статей на литературную тему;
- писать сочинения на литературную тему разных жанров;
- выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть.
Содержание рабочей программы
Литература XX века
Введение
Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.
Литература первой половины XX века
Обзор русской литературы первой половины XX века. Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.
А. П. Чехов
Жизнь и творчество А. П. Чехова. Особенности художественного мироощущения писателя. Проблематика и художественное своеобразие рассказов А. П. Чехова 80-х г. г. Творчество Чехова в 90-е г. г. Философская проблематика рассказа «Студент». Категория власти, собственности и любви в «Маленькой трилогии» А. П. Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Борьба живого и мертвого в рассказе «Ионыч». Анализ сюжета и проблематики. Причины обращения Чехова к драматургии. «Вишневый сад»: особенности конфликта. Система персонажей в пьесе. Образы Раневской, Гаева, Лопахина. Молодое поколение в пьесе. Образы Пети Трофимова и Ани. Художественная роль второстепенных действующих лиц. Отношение автора к героям. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе. Черты «новой драмы» в пьесе Чехова.
И. А. Бунин
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель». Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», цикл «Темные аллеи». Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
А. И. Куприн
Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. Повесть «Олеся». Проблема человека и цивилизации, человека и природы в творчестве А. И. Куприна.
М. Горький
Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
А. А. Блок
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
С. А. Есенин
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
Обзор русской литературы 20-ых годов.
Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-ых годов. Поэзия 20-ых годов. Поиски поэтического языка новой эпохи.
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
Литература 30-ых годов. Обзор.
М. А. Булгаков
Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
А. П. Платонов
Жизнь и творчество. Повесть «Котлован». Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.
А. А. Ахматова
Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…». Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
О. Э. Мандельштам
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль», «Tristia». Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
М. И. Цветаева
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Куст».
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
М. А. Шолохов
Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение). История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.
Обзор русской литературы второй половины XX века
Литература периода Великой Отечественной войны. Военная лирика.
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России. Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).
Новое осмысление военной темы в литературе 50-90 годов.
В. В. Быков Повесть «Сотников». Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.
Поэзия периода «оттепели»: Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко.
А. Т. Твардовский
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем». Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
Б. Л. Пастернак
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…».
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Роман «Доктор Живаго» (обзор). История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.
А. И. Солженицын
Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
В. Т. Шаламов
Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия». История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.
Н. М. Рубцов
Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние». Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.
В. П. Астафьев
«Царь-рыба». Взаимоотношения человека и природы.
В. Г. Распутин
Повесть «Прощание с Матерой». Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.
В. М. Шукшин
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный». Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
И. А. Бродский
Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»). Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.
Обзор литературы последнего десятилетия
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер
- мультимедийный проектор
- МФУ
Учебно-методическое обеспечение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
10. Сухих И. Н. Литература: учебник для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Русская литература ХХ века. 11 класс : учебник в 2 ч. / В. В. Агеносов. -М. : Дрофа, 2011
2. Словарь литературоведческих терминов
3. Литературы: справочные материалы: Кн для учащихся/ с.в. Тураев, л.и. Тимофеев, К.Д. Вишневский и др..- М.: Просвещение, 1989. – 335 с.
4. Русские писатели. Библиографический словарь. (В 2ч.) Ред. Б.Ф. Егоров и др.; Под ред. П.А. Николаева._ М.: Просвещение, 1990.
5. Три века русской поэзии./ Сост. Н.В. Банников. 3-е изд.- М.: Просвещение, 2010.
6. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. - М.: Айрис-Пресс, 2009.
Литературные Интернет-ресурсы
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
· Электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);
· Репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);
· Репетитор «Литература» (весь школьный курс);
· Программа «Домашний репетитор».
http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm - Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания
http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm - Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору.
http://www.eboogle.net/ - Поиск книг в электронных библиотеках Рунета
http://www.biblus.ru/Default.aspx - Все книги России, библиографический каталог
http://feb-web.ru/ - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей
http://mlis.ru/ - Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы»
http://metlit.nm.ru/ - Информационно-поисковая система по методике преподавания литературы
Учебно-тематический план
Тема |
часы |
1. А. П. Чехов |
9 |
2. Особенности литературного процесса рубежа веков |
1 |
3. Творчество И. А. Бунина |
5 |
4. Творчество А. И. Куприна |
3 |
5. Жизнь и творчество М. Горького |
7 |
6. Русская поэзия серебряного века |
19 |
7. Пути развития литературы в 20 годы |
2 |
8. Жизнь и творчество В. В. Маяковского |
7 |
9. М. А. Булгаков |
8 |
10. А. П. Платонов |
2 |
11. А. А. Ахматова |
5 |
12. О. Э. Мандельштам |
2 |
13. М. И. Цветаева |
2 |
14. М. А. Шолохов |
7 |
15. Литература периода Великой Отечественной войны |
1 |
16. Новое осмысление военной темы в литературе 50-90 годов |
1 |
17. Поэзия периода «оттепели» |
1 |
18. А. Т. Твардовский |
2 |
19. Б. Л. Пастернак |
3 |
20. А. И. Солженицын |
3 |
21. В. Шаламов |
1 |
22. Н. М. Рубцов |
1 |
23. «Деревенская» проза |
3 |
24. И. А. Бродский |
1 |
Итого |
96 |
Введение регионального компонента по литературе направлено на освоение обучающимися культурных традиций, богатейшего духовного наследия писателей и поэтов, чья жизнь и творчество связаны с Санкт-Петербургом.
Планирование содержания регионального компонента: 4 часа
№ |
Содержание курса |
Содержание регионального компонента |
Кол-во часов |
1. |
Русский символизм и его истоки. |
Внеклассное чтение: Лирика поэтов-символистов В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Белого. «Башня» Вячеслава Иванова, Литературное кафе «Бродячая собака». |
1 |
2. |
А.А. Блок |
А. А. Блок. Жизнь и творчество. Посещение музея-квартиры А. Блока (ул. Декабристов, 57) |
1 |
3. |
А. А. Ахматова
|
А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Посещение Фонтанного Дома. |
1 |
4. |
Литература периода Великой Отечественной войны. Военная лирика. |
О. Берггольц, А. Ахматова. Блокадные стихи. |
1 |
Тема, элементы содержания образования |
кол-во часов |
Виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
Планируемые результаты обучения |
Формы и виды контроля |
А. П. Чехов
|
9 |
Анализировать и интерпретировать художественное произведение, , излагать мысли на заданную тему, выявлять авторскую позицию, аргументировано формулировать своё отношение к произведению, создавать самостоятельное письменное сочинение ; использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; Формулировать вопросы по тексту произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику. Характеризовать героя литературного произведения, составлять план собственного высказывания |
Основные факты жизни и творчества писателя, особенности художественного мироощущения Чехова. Средства создания лиризма повествования, своеобразие чеховской драматургической условности, содержание изученных произведений |
Индивидуальная работа Групповая работа анализ эпизода Работа в парах по текстам. Интерпретация прозаического текста составление плана статьи Тест защита мини-исследований, сочинение |
Особенности литературного процесса рубежа веков
|
1 |
Выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; установить взаимосвязь с другими отраслями культуры. Формулировать вопросы по тексту произведения, составлять план собственного высказывания
|
Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века, основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений |
Индивидуальная работа Сопоставительный анализ стихотворений, доклад |
Творчество И. А. Бунина
|
5 |
Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы, выполнять комплексный анализ текста. Составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения Формулировать вопросы по тексту произведения Характеризовать сюжет произведения, его тематику. Характеризовать героя литературного произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования, составлять план собственного высказывания |
Основные факты жизни и творчества И. А. Бунина, содержание и сюжет изученных произведений |
Самостоятельная интерпретация произведения Групповая работа чтение наизусть, учебная дискуссия, устный зачёт, тест. Лингвостилистический анализ текста Интерпретация прозаического текста |
Творчество А. И. Куприна
|
3 |
Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы, давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя. Составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику. Характеризовать героя литературного произведения, составлять план собственного высказывания. |
Основные факты жизни и творчества писателя, содержание и сюжет изучаемых произведений |
Интерпретация эпизода художественного произведения Вопросы – викторины по творчеству писателя Лингвостилистический анализ текста чтение наизусть, учебная дискуссия, устный зачёт, тест Интерпретация прозаического текста |
Жизнь и творчество М. Горького
|
7 |
Раскрыть конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, аргументировано формулировать своё отношение к произведению, Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя Составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения Формулировать вопросы по тексту произведения Характеризовать сюжет произведения, его тематику. Характеризовать героя литературного произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования, составлять план собственного высказывания |
Основные факты жизни и творчества М. Горького, содержание произведений |
Лингвостилистический анализ текста Тест, устный зачёт, сочинение Интерпретация прозаического текста доклад |
Русская поэзия серебряного века
|
19 |
Выразительно читать изученное произведение, анализировать и интерпретировать художественное произведение, анализировать лирику, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, сопоставлять художественные произведения разных авторов, использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; Давать общую характеристику литературного направления, составлять план собственного высказывания |
Основные факты жизни и творчества А. Блока, Н. Гумилёва, С. Есенина, В. Маяковского, содержание стихотворений и манифестов |
Лингвостилистический анализ текста Сопоставительный анализ стихотворений Наблюдение над языком художественного произведения как средством выражения авторской позиции, Чтение наизусть, защита рефератов, звуковой анализ, устное сочинение, тест, доклад |
Пути развития литературы в 20 годы
|
2 |
Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; Формулировать вопросы по тексту произведения |
Основные факты жизни и творчества А. Фадеева, содержание изучаемого произведения |
Лингвостилистический анализ текста Учебная дискуссия, тест, зачёт Интерпретация прозаического текста |
Жизнь и творчество В. В. Маяковского |
7 |
Анализировать стихотворение, выразительно читать стихотворения, выявлять отношение поэта к изображаемому, Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя. Характеризовать сюжет произведения, его тематику. Характеризовать героя литературного произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы, составлять план собственного высказывания |
Основные факты жизни и творчества В. Маяковского |
Лингвостилистический анализ текста Наблюдение над языком художественного произведения как средством выражения авторской позиции. Анализ стихотворения, чтение наизусть, доклад |
М. А. Булгаков
|
8 |
Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы, создавать сочинение на литературную тему, находить позиции сопоставления с произведениями других авторов; использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя. Составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику. Характеризовать героя литературного произведения, составлять план собственного высказывания; обосновывать свое высказывание. |
Основные факты жизни и творчества М. Булгакова, сюжет и содержание изучаемых произведений |
Лингвостилистический анализ текста Наблюдение над языком художественного произведения как средством выражения авторской позиции. Итоговая письменная работа Интерпретация прозаического текста |
А. П. Платонов
|
2 |
Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы, Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя. Составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику. Характеризовать героя литературного произведения, составлять план собственного высказывания; обосновывать свое высказывание. |
Основные факты жизни и творчества А. Платонова, сюжет и содержание изучаемого произведения. |
Лингвостилистический анализ текста Наблюдение над языком художественного произведения как средством выражения авторской позиции Сопоставительный анализ Интерпретация прозаического текста |
А. А. Ахматова
|
5 |
Анализировать лирическое произведение, определять идею произведения, выявлять авторское отношение, находить художественную деталь и определять её роль, Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя. Характеризовать сюжет произведения, его тематику. Характеризовать героя литературного произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы, составлять план собственного высказывания; обосновывать свое высказывание. |
Основные факты жизни и творчества А. Ахматовой, сюжет и содержание изучаемых произведений |
Лингвостилистический анализ текста Анализ стихотворения, чтение наизусть |
О. Э. Мандельштам
|
2 |
Выразительно читать стихотворения, анализировать лирическое произведение, используя сведения по истории и теории литературы, Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя. Характеризовать сюжет произведения, его тематику. Характеризовать героя литературного произведения Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы, составлять план собственного высказывания; обосновывать свое высказывание. |
Основные факты жизни и творчества О. Мандельштама, содержание изучаемых произведений |
Лингвостилистический анализ текста Наблюдение над языком художественного произведения как средством выражения авторской позиции. |
М. И. Цветаева
|
2 |
Анализ стихотворения, выразительное чтение стихотворений, Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя. Характеризовать сюжет произведения, его тематику. Характеризовать героя литературного произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы, составлять план собственного высказывания; обосновывать свое высказывание. |
Основные факты жизни и творчества М. И. Цветаевой, содержание изучаемых произведений |
Лингвостилистический анализ текста Наблюдение над языком художественного произведения как средством выражения авторской позиции, чтение наизусть |
М. А. Шолохов
|
7 |
Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы, Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя. Составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику. Характеризовать героя литературного произведения |
Основные факты жизни и творчества М. А. Шолохова, содержание и сюжет изучаемого произведения |
Лингвостилистический анализ текста Наблюдение над языком художественного произведения как средством выражения авторской позиции. Сочинение Интерпретация прозаического текста |
Литература периода Великой Отечественной войны
|
1 |
Выразительно читать изученное произведение ; использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; Составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования, составлять план собственного высказывания; обосновывать свое высказывание. |
Основные фамилии и факты из жизни поэтов военных лет
|
Интерпретация прозаического текста, доклад |
Новое осмысление военной темы в литературе 50-90 годов
|
1 |
Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы, умение сопоставлять произведения разных авторов. Составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения |
Основные фамилии и факты из жизни писателей, повествующих о войне, содержание и сюжет одного произведения на выбор. |
Сообщение Интерпретация прозаического текста, доклад |
Поэзия периода «оттепели»
|
2 |
Выразительно читать лирические произведения, выявлять особенности стиля. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы, составлять план собственного высказывания; обосновывать свое высказывание. |
Основные фамилии и факты из жизни поэтов периода «оттепели» |
Реферат, доклад |
А. Т. Твардовский
|
2 |
Сопоставлять произведения, Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя. Характеризовать сюжет произведения, его тематику. Характеризовать героя литературного произведения. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы |
Основные факты жизни и творчества А. Т. Твардовского |
Лингвостилистический анализ текста, чтение наизусть |
Б. Л. Пастернак
|
3 |
Сопоставлять лирического героя и героя романа, Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя. Характеризовать сюжет произведения, его тематику. Характеризовать героя литературного произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы, составлять план собственного высказывания; обосновывать свое высказывание. |
Основные факты жизни и творчества Б. Л. Пастернака, сюжет и содержание изучаемого произведения |
Лингвостилистический анализ текста, чтение наизусть |
А. И. Солженицын
|
3 |
Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы, Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя. Составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения, составлять план собственного высказывания; обосновывать свое высказывание. |
Основные факты жизни и творчества А. И. Солженицына, сюжет и содержание изучаемого произведения |
Лингвостилистический анализ текста Ответ на вопрос Интерпретация прозаического текста |
В. Шаламов
|
1 |
Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя. Составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения |
Основные факты жизни и творчества В. Шаламова, сюжет и содержание изучаемого произведения |
Лингвостилистический анализ текста |
Н. М. Рубцов
|
1 |
Анализ лирического стихотворения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования, составлять план собственного высказывания; обосновывать свое высказывание. |
Основные факты жизни и творчества Н. Рубцова |
Лингвостилистический анализ текста, чтение наизусть |
«Деревенская» проза
|
3 |
Анализ рассказа. Составлять план, в том числе и цитатный, литературного произведения. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования, составлять план собственного высказывания; обосновывать свое высказывание. |
Основные фамилии и факты из жизни писателей |
Интерпретация прозаического текста, доклады |
И. А. Бродский |
1 |
Выразительное чтение лирического произведения, Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы, составлять план собственного высказывания; обосновывать свое высказывание. |
Основные факты жизни и творчества И. Бродского |
Лингвостилистический анализ текста, чтение наизусть |
Календарно-тематическое планирование в 11а классе
С учетом государственных праздников, каникул, выпадающих на дни проведения уроков литературы, всего планируется провести 101 урок.
№ урока |
Тема урока |
Дата по плану |
Дата по факту |
1 |
А. П. Чехов. Творчество Чехова как итог русской литературы XIX века и программа развития искусства XX века. |
2.09 |
|
2 |
Мечта о возможном совершенстве человека. «Маленькая трилогия». |
4.09 |
|
3 |
Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. |
7.09 |
|
4 |
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч» |
9.09 |
|
5 |
Особенности драматургии А. П. Чехова. «Вишнёвый сад» |
11.09 |
|
6 |
«Вишнёвый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда |
14.09 |
|
7 |
Символ сада в комедии «Вишнёвый сад». Причины гибели сада. Судьба России в пьесе. |
16.09 |
|
8 |
Своеобразие чеховского стиля |
18.09 |
|
9 |
Р.р. Анализ рассказа (по выбору учащихся) |
21.09 |
|
10 |
Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы литературы. Характеристика литературного процесса. |
23.09 |
|
11 |
И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика, её философичность, лаконизм и изысканность. |
|
|
12 |
«Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. |
|
|
13 |
«Господин из Сан-Франциско». Временная и пространственная организация рассказа. Предметная детализация текста. |
|
|
14 |
Тема любви в рассказе «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя |
|
|
15 |
Р.р. Анализ рассказа И. А. Бунина (по выбору учащихся) |
|
|
16 |
А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Изображение мира природы и человека в повести «Олеся» |
|
|
17 |
Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет» |
|
|
18 |
Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет» |
|
|
19 |
М. Горький. Жизнь и творчество. Своеобразие личности писателя. |
|
|
20 |
Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». Проблематика и своеобразие композиции рассказа |
|
|
21 |
«На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. |
|
|
22 |
Три правды в пьесе «На дне». Смысл названия пьесы |
|
|
23 |
Социальная и нравственно-философская проблематика пьесы «На дне» |
|
|
24 |
Социальная и нравственно-философская проблематика пьесы «На дне» |
|
|
25 |
Р.р. Письменная работа по творчеству М.Горького |
|
|
26 |
Русский символизм и его истоки |
|
|
27 |
Лирика поэтов-символистов. В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый |
|
|
28 |
Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма |
|
|
29 |
Н. С. Гумилёв. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики |
|
|
30 |
Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических тем |
|
|
31 |
А. А. Блок. Жизнь и творчество. «Трилогия вочеловечения» |
|
|
32 |
Темы и образы ранней лирики Блока. «Стихи о Прекрасной Даме» |
|
|
33 |
Стихи второго тома. Мир стихий в поэзии Блока |
|
|
34 |
Стихи третьего тома. Тема страшного мира. Развитие понятия об образе-символе |
|
|
35 |
Тема Родины в лирике Блока. |
|
|
36 |
Эволюция темы Родины в лирике А. Блока |
|
|
37 |
Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Идейно-художественное своеобразие поэмы. |
|
|
38 |
Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать» |
|
|
39 |
Р.р.Анализ стихотворения (по выбору учащихся) |
|
|
40 |
Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. |
|
|
41 |
Тема России в лирике С. А. Есенина. |
|
|
42 |
Любовная тема в лирике С. А. Есенина. |
|
|
43 |
Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. |
|
|
44 |
Зачет по поэзии Серебряного века. |
|
|
45 |
Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны. А. Фадеев. «Разгром» |
|
|
46 |
Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи |
|
|
47 |
В. В. Маяковский. Жизнь и творчество. Противоречивость личности и творчества поэта |
|
|
48 |
Художественный мир ранней лирики поэта. Пафос революционного переустройства мира. |
|
|
49 |
Своеобразие любовной лирики В. В. Маяковского. |
|
|
50 |
Поэма «Облако в штанах» (обзор) |
|
|
51 |
Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского. |
|
|
52 |
Сатира В. В. Маяковского. |
|
|
53 |
Р.р. Письменная работа «Мой Маяковский» |
|
|
54 |
Литература 30-х годов. Обзор. М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. |
|
|
55 |
Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных» |
|
|
56 |
История создания романа «Мастер и Маргарита». Проблематика и герои романа |
|
|
57 |
Жанровое и композиционное своеобразие романа. |
|
|
58 |
Интерпретация библейского сюжета в романе. |
|
|
59 |
«Московские» главы. Литературный мир. Сатира. |
|
|
60 |
История Мастера и Маргариты. Проблема вины и искупления. Смысл финала |
|
|
61 |
Р.р. Итоговая письменная работа по роману. |
|
|
62 |
А. П. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован»( обзор) |
|
|
63 |
. Повесть «Котлован» (обзор) |
|
|
64 |
А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики. |
|
|
65 |
Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой. |
|
|
66 |
Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой. |
|
|
67 |
Поэма А. А. Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. |
|
|
68 |
Особенности жанра и композиции поэмы А. Ахматовой «Реквием» |
|
|
69 |
О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. О. Э. Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи. |
|
|
70 |
Р.р. Анализ стихотворения А. А. Ахматовой или О. Э. Мандельштама (по выбору учащихся) |
|
|
71 |
М. И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике. |
|
|
72 |
М. И. Цветаева. Тема Родины. Своеобразие поэтического стиля |
|
|
73 |
М. А. Шолохов. Судьба и творчество |
|
|
74 |
История создания романа «Тихий Дон». Жанр романа. |
|
|
75 |
Духовный мир донского казачества в романе. |
|
|
76 |
Трагедия народа и судьба Григория Мелехова |
|
|
77 |
Женские судьбы в романе «Тихий Дон» |
|
|
78 |
Поиски правды и проблема революционного насилия. Проблема авторской позиции |
|
|
79 |
Р.р. Классное сочинение по творчеству М. А. Шолохова |
|
|
80 |
Литература периода Великой Отечественной войны. Военная лирика. О. Бергольц (по выбору учителя) |
|
|
81 |
Литература второй половины XX века. Обзор. Темы и проблемы русской прозы |
|
|
82 |
Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. |
|
|
83 |
А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о настоящем и будущем России |
|
|
84 |
Осмысление темы войны в Лирике А. Т. Твардовского |
|
|
85 |
Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Б. Л. Пастернака Философский характер лирики |
|
|
86 |
Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие |
|
|
87 |
Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие |
|
|
88 |
А. И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя |
|
|
89 |
А. И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича» |
|
|
90 |
А. И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича» |
|
|
91 |
В. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» |
|
|
92 |
Н. М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики |
|
|
93 |
«Деревенская» проза в современной литературе. В. П. Астафьев. Взаимоотношения человека и природы. «Царь-рыба» |
|
|
94 |
В. Г. Распутин. Нравственные проблемы произведения «Прощание с Матёрой» |
|
|
95 |
В. М. Шукшин. Жизнь и творчество. Поиски правды героями произведений В. М. Шукшина |
|
|
96 |
И. А. Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.