Рабочая программа по литературе 10 класс. В.Я. Коровина
Оценка 4.6

Рабочая программа по литературе 10 класс. В.Я. Коровина

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
русская литература
23.12.2020
Рабочая программа по литературе 10 класс. В.Я. Коровина
программа литер 10 кл.docx

Пояснительная записка

 

Настоящая рабочая программа по литературе разработана на основе:

  1. Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФС « Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12 2010 №1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования».

3.      Примерной программы основного общего образования по литературе;

4.      Программы общеобразовательных учреждений «Литература», рекомендованные Министерством образования РФ , 5-е издание - М.: «Просвещение», 2010 г.;

5.      Авторской программы под редакцией  В.Я. Коровиной, 7-е издание, М.: Просвещение, 2012 год.

 

Цель данной программы –  способствовать овладению учащимися умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Контроль достижения обучающимися уровня государственного стандарта осуществляется в виде текущего и итогового контроля в форме контрольных работ, зачетов, тестирования, итогового тестирования, сочинений разных жанров.

Цели учебного курса: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

            Воспитательные задачи:

·         формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;

·                                            воспитание высоких нравственных чувств и качеств у подрастающего поколения.

Образовательные задачи:

·         формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

·         формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства;

·                                     подготовка учащихся   к самостоятельному эстетическому восприятию и  анализу произведения литературы.

Все структурные элементы программы  четко выделены и соответствуют определенным требованиям.

В программе приведено содержание основных тем курса. В тематическом планировании перечислены учебные действия.

В программе указаны технологии, методы и приемы обучения, программное и учебно-методическое  обеспечение, средства обучения. В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и самостоятельные работы.

Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.

 

       Общая характеристика учебного предмета

 

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, система­тизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культур­но-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

В центре анализа — литературный процесс XIX века. Автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.

Естественно, что на каждом из этапов литературного образования предусмотрены связи с другими искусствами. В 10 классе это реализуется при параллельном изучении литературы, искусства и истории.

Более глубокому и адекватному восприятию произведений способствует также определение мировоззренческих установок, нашедших отражение в изучаемых произведениях, и философского фундамента авторской концепции.

Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.

 

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду, жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Место учебного предмета в учебном плане общеобразовательной организации

Учебный предмет «Литература» входит в Федеральный компонент учебного плана ЧОУ ….. ( 3 часа в неделю,100 час, с учетом выходных и праздничных дней).

 

.

 

Общая характеристика УМК

В линии учебно-методических комплексов по литературе под редакцией В.Я. Коровиной четко прослеживается последовательное, системное обращение к изучению устного народного творчества, произведений древнерусской литературы, русской литературы ХVIII–ХХ вв., произведений зарубежной литературы. Дополнительные компоненты учебно-методического комплекса способствуют более успешной реализации деятельностного аспекта в изучении литературы.

Курс литературы в 10 классе, построенный на историко-литературной основе, — это новый по сравнению с предыдущими классами этап в изучении русской классической литературы. Он чрезвычайно насыщен сложнейшим художественно-литературным материалом.
         Сочетание в программе монографических и обзорных тем позволяет достаточно полно познакомить учащихся с жизнью и творчеством одних писателей, дать представление о других, осветить особенности той или иной литературной эпохи и показать место художественного произведения в историко-литературном процессе.

Вопросы и задания, помещенные в учебнике Лебедева Ю. В. «Литература. 10 класс», обеспечивающего процесс литературного образования по данной программе, дают учащимся возможность поразмышлять над страницами классики, высказать свою точку зрения, не боясь нетрадиционного ответа — лишь бы он был доказуемым.

В учебник включены вопросы повышенной сложности, рекомендации по организации проектной деятельности.

В состав УМК входят:

  • учебник Лебедева Ю. В. Литература. 10 класс: Учебник в 2 ч. – М.:  Просвещение, 2010

·         Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Методические советы. Пособие для учителя. – М.:  Просвещение, 2010

·         Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Литература. 10 класс: Поурочные разработки. – М.:  Просвещение, 2010

 

 

Особенности контингента учащихся

 

При составлении программы учитывались особенности контингента учащихся 10 класса.  Контингент учащихся неоднороден с точки зрения индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента, в связи с чем в основе организации работы на уроках лежит уровневая дифференциация, индивидуальный подход.

Учащиеся 10-а класса имеют различную предметную мотивацию.

Небольшая группа учащихся отличается низкой мотивацией, учащиеся мало читают, не имеют навыков рефлексии, умения структурировать и перерабатывать информацию ,анализировать художественный текст, аргументировать  свои суждения о явлениях культуры. С учетом этого предлагаются дифференцированные задания как на этапе освоения материала, так и на этапе контроля. Учитывая необходимость подготовки учащихся к выпускному сочинению, программа предусматривает систему письменных и диагностических работ по закреплению и проверке знаний и отработке умений, необходимых для написания сочинений разных жанров.

Часть класса ориентирована на получение гуманитарной специальности, поэтому их интерес к литературе как профилирующему предмету осознанный. В то же время большая часть класса связывает свою судьбу с техническими профессиями Выбор УМК под редакцией В.Я. Коровиной вполне оправдан, поскольку этот комплекс содержит задания не только базового уровня, но и повышенной сложности. Оптимальная система работы - аналитическое чтение художественных текстов, работа с учебником и выполнение практических заданий.

 

Используемые технологии и  формы обучения

 

Технологии:

      технология сопровождения учебно-исследовательской деятельности;

       индивидуальная дифференциация;

       проблемное обучение;

       информационно-коммуникационные технологии.

Формы:

      Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.

      Индивидуальные консультации;

      Информатизация процесса обучения;

      Работа малых групп;

      Работа пар сменного состава;

      Самостоятельная работа.

Используемые формы контроля и оценки результатов обучения по данной программе

Виды контроля:

- промежуточный:

·        выразительное чтение, в том числе и наизусть.

·        развернутый ответ на вопрос,

·        сочинение на литературную тему,

·        сообщение на литературную и историко-литературную темы,

·        презентации проектов

- итоговый:

·        анализ стихотворения, эпизода,

·        развернутый ответ на проблемный вопрос,

·        выполнение заданий в тестовой форме,

·        сочинение на литературную тему.

 

Требования к уровню подготовки выпускников

 

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х в., этапы их творческой эволюции;

• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литератур­ных произведений;

• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;

• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литера­турного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

•  составлять планы и тезисы статей на литературные темы;

•  писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литера­турные темы;

•   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание курса

Введение

Россия в первой половине XIX века. «Дней Александ­ровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 го­да. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настрое­ний. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение роман­тизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тют­чев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарожде­ние реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной рус­ской критической мысли.

Россия во второй половине XIX века. Падение крепо­стного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охра­нительные, либеральные, славянофильские, почвенни­ческие и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его кру­га и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социаль­но-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писа­рев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и ли­тературы. Чехов как последний великий реалист. Насле­дие старой драмы, ее гибель и рождение новой драма­тургии в творчестве Чехова.

Литература первой половины XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчест­во. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Ис­тина — три принципа пушкинского творчества. Нацио­нально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непороч­ны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сея­тель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представ­ления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность — осно­ва реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночест­ва, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Те­ма Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о ро­мантизме и реализме, об их соотношении и взаимовли­янии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссо­рился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское). «Петербургские повести». Со­четание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, ре­альности и фантастики. Петербург как мифический об­раз бездушного и обманного города.

Поэма «Мёртвые души»: замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. Система образов в поэме «Мёртвые души». Собирательный образ российского чиновничества. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. «Мёртвые души» - поэма о величии России. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мёртвые души». Поэма в оценке критиков.

 

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-полити­ческая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистиче­ской литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного са­мосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Фор­мирование национального театра.

Классическая русская литература и ее мировое при­знание.

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчест­во. (Обзор.) Роман «Обломов». Социальная и нравственная проб­лематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как обще­ственное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что та­кое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего че­рез индивидуальное. Литературная критика.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и твор­чество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сце­нического репертуара.

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное само­сознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жес­токих нравов» «темного царства». Образ города Ка линова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-по­этическое и религиозное в образе Катерины. Нравст­венная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанро­вое своеобразие. Драматургическое мастерство Ост­ровского. А. Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова).

Теория литературы. Углубление понятий о дра­ме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, тра­гедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное от­ношение к духовным ценностям: к любви, природе, ис­кусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Тра­гическое одиночество героя. Споры вокруг романа и ав­торская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о ро­мане (частная жизнь в исторической панораме. Соци­ально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. На­следник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочета­ние разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Лю­бовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основ­ной жанр — лирический фрагмент («осколок» классици­стических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых ли­рических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хоро­шо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все бы­лое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...».

Теория литературы. Углубление понятия о ли­рике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета-практичного помещика. Жизнеутверждающее нача­ло в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романти­ческие «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достиже­ния. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с при­ветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был по­лон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».

Теория литературы. Углубление понятия о ли­рике. Композиция лирического стихотворения.

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчест­во. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фе­та. Разрыв с романтиками и переход на позиции реа­лизма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и де­ревне. Настоящее и будущее народа как предмет лири­ческих переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального вы­ражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-наро­долюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любов­ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэти­ческий язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообра­зие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бун­та. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтиче­ского языка.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Над­рывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я ско­ро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужа­сам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице тем­ной...».

Теория литературы. Понятие о народности ис­кусства. Фольклоризм художественной литературы (раз­витие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«История одного города» — ключевое художест­венное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение на­рода как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзо­пов язык (развитие понятий). Сатира как выражение об­щественной позиции писателя. Жанр памфлета (началь­ные представления).

Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и твор­чество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

«Преступление и наказание» — первый идеологи­ческий роман. Творческая история. Уголовно-авантюр­ная основа и ее преобразование в сюжете произведе­ния. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Рас­кольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных пред­ставлений. «Маленькие люди» в романе, проблема со­циальной несправедливости и гуманизм писателя. Ду­ховные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самора­скрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.

Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о рома­не (роман нравственно-психологический, роман идеоло­гический). Психологизм и способы его выражения в ро­манах Толстого и Достоевского.

Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Об­зор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их от­ражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толсто­го. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристо­кратические устремления русской патриархальной де­мократии.

Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изобра­жении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные иска­ния Андрея. Болконского и Пьера Безухова. Рациона­лизм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Бол­конской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эс­тетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Куту­зова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутрен­ний монолог как способ выражения «диалектики ду­ши». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — ху­дожника и мыслителя. Его влияние на русскую и миро­вую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о ро­мане. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие по­нятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антини­гилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.

Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и твор­ческий дух человека из народа. «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском че­ловеке.

Теория литературы. Формы повествования. Проб­лема сказа. Понятие о стилизации.

Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Со­трудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».

Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узки­ми представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.

Многообразие философско-психологической проб­лематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обы­денного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Че­хова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» И др. «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее Рос­сии. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психо­логизация ремарки. Символическая образность, «бес­событийность», «подводное течение». Значение художе­ственного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Теория литературы. Углубление понятия о рас­сказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, му­зыкальность, поэтичность, психологическая и символи­ческая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочета­ние лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.

Из зарубежной литературы

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века.

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Генрик Ибсен. Слово о писателе.

 «Кукольный дом». Проблема социального неравен­ства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразреши­мость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.

Описание  материально-технического обеспечения.

 Для учащихся:

1. Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс: Учебник в 2 ч. – М.:  Просвещение, 2010

2. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – 2-е изд. – СПб., 2007.
3. Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. – М.: Просвещение, 1997.
4. Литературная матрица. Учебник, написанный писателями: Сборник. В 2 т. – СПб.; Лимбус Пресс, 2011.
5. Тексты изучаемых произведений. Любые издания.
6. Нелькин А.Г, Фураева Л.Д. Рабочие тетради по литературе и развитию речи. Учебное пособие для учащихся 10 класса основной школы. – СПб.: СМИО Пресс, 2006.
7. Энциклопедия литературных терминов и понятий. / Гл. редактор и сост. А.Н. Николюкин. – М., 2003.

Для учителя:

1. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2006.

2. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

3. Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Методические советы. Пособие для учителя. – М.:  Просвещение, 2010

4. Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Литература. 10 класс: Поурочные разработки. – М.:  Просвещение, 2010

5. Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс: Учебник в 2 ч. – М.:  Просвещение, 2010

6. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

7. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: Пособие для учителя. – 2-е изд. – СПб., 2000.

8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. №5.

9. Марьина О.Б., Попова Н.А. Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных заданий / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010.

10. Педагогические мастерские по литературе. / Под ред. А.Н. Сиваковой. СПб: Изд. Корифей, 2000.

11. Г. И. Беленький Читаем. Думаем. Спорим. - М.: Просвещение; Учебная литература, 1996.

 

Образовательные электронные ресурсы

1. Интернет-ресурс Урок в формате А4 http://www.a4format.ru/

2. Интернет-ресурс «Фестиваль педагогических идей» «Первое сентября» http://1september.ru/

3.http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm - Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания

4. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm - Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору.

5. http://mlis.ru/ - Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы»

6. http://metlit.nm.ru/ - Информационно-поисковая система по методике преподавания литературы.

7. Социальная сеть работников образования nsportal.ru (http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/14/otchet-ob-ispolzovanii-sovremennykh-obrazovatelnykh-tekhnologiy-v)

8. ПЕДСОВЕТ. Org (http://pedsovet.org/)

9. ЗАВУЧ. инфо (http://www.zavuch.info/)

10. http://www.fipi.ru/

 

Тематическое планирование (99 часов)

 

№ п/п

Раздел программы

Виды деятельности учащихся

(на уровне учебных действий)

Количество часов

Контроль

1

Введение

Выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником, работать с текстом, выделять в нём главное, знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника.

1

 

2

Александр Сергеевич Пушкин

Выделять информацию из статьи учебника, обосновывать значимость личности писателя. Готовить сообщение о писателе и об эпохе. Работать с разными источника ми, планировать свою деятельность,  устанавливать связи с другими произведениями. Определять авторскую позицию, характеризовать главных героев,  находить в произведении признаки жанра и литературного направления. Ставить учебную задачу, определять критерии для сравнения понятий, аргументировать свой ответ конкретными примерами выслушивать и объективно оценивать другого. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

7

Сочинение по творчеству А. С. Пушкина

3

Михаил Юрьевич Лермонтов

Выделять информацию из статьи учебника, обосновывать значимость личности писателя. Готовить сообщение о писателе и об эпохе. Работать с разными источниками, планировать свою деятельность,  устанавливать связи с другими произведениями. Определять авторскую позицию, характеризовать главных героев,  находить в произведении признаки жанра и литературного направления. Ставить учебную задачу, определять критерии для сравнения понятий, аргументировать свой ответ конкретными примерами выслушивать и объективно оценивать другого. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

 

6

Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

4

Николай Васильевич Гоголь

Извлекать информацию из научного текста (статьи учебника). Извлекать из художественного текста необходимую информацию, аргументировать ответ примерами из текста. Выявлять особенности сюжета, обосновывать метафорический характер изображаемого, выдвигать гипотезу, аргументировать свою позицию с опорой на текст. Выявлять изобразительно-выразительные средства и обосновывать их роль. Анализировать своеобразие языка произведения. Извлекать информацию из различных источников, строить монологическое устное и письменное высказывание. Соотносить описания быта и нравов крепостнической России в произведении со знаниями об этом периоде из истории,  ставить учебную задачу, составлять цитатный план,  выборочно пересказывать, определять тему произведения, выделять проблемы. Сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению. Проводить анализ центральных эпизодов  текста, характеризовать духовные и нравственные качества героя. Анализировать произведение, использовать освоенную литературоведческую терминологию. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей.

10

Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя

5

Литература второй половины XIX века

 

Работать с учебником, работать с текстом, выделять в нём главное. Использовать для решения познавательных задач различных источников информации.

1

 

6

Иван Алек-сандрович Гончаров

Ставить учебную задачу, знать понятия «сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц. Выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы, проводить сравнительный анализ произведений. Создавать письменное высказывание  по конкретной теме, формулировать идею,  подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения.

4

Контрольная работа по творчеству И. А. Гончарова и А. Н. Островского

7

Александр Николаевич Островский

Формулировать идею,  подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, охарактеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам, определять   и формулировать роль выразительных средств; выявлять особенности  композиции. Создавать монологическое высказывание в устной и письменной форме, редактировать написанное.

8

8

Иван Сергеевич Тургенев

Ставить учебную задачу, знать понятия «сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц. Выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы. Создавать письменное высказывание  по конкретной теме, формулировать идею,  подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения. Проводить анализ центральных эпизодов  текста, характеризовать духовные и нравственные качества героя.

7

Контрольное сочинение по роману «Отцы и дети»

9

Федор Иванович Тютчев

Выделять информацию из статьи учебника, обосновывать значимость личности поэта. Готовить сообщение о поэте. Работать с разными источниками, планировать свою деятельность,  устанавливать связи с другими произведениями. Анализировать поэтическое произведение, использовать освоенную литературоведческую терминологию. Ставить учебную задачу, определять критерии для сравнения понятий, аргументировать свой ответ конкретными примерами выслушивать и объективно оценивать другого. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

 

3

Зачет по поэзии второй половины 19 века

10

Афанасий Афанасьевич Фет

Выделять информацию из статьи учебника, обосновывать значимость личности поэта. Готовить сообщение о поэте. Работать с разными источниками, планировать свою деятельность,  устанавливать связи с другими произведениями. Анализировать поэтическое произведение, использовать освоенную литературоведческую терминологию. Ставить учебную задачу, определять критерии для сравнения понятий, аргументировать свой ответ конкретными примерами выслушивать и объективно оценивать другого. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

 

2

11

Николай Алексеевич Некрасов

Выделять информацию из статьи учебника, обосновывать значимость личности поэта. Готовить сообщение о поэте. Работать с разными источниками, планировать свою деятельность,  устанавливать связи с другими произведениями. Анализировать поэтическое произведение, использовать освоенную литературоведческую терминологию. Ставить учебную задачу, определять критерии для сравнения понятий, аргументировать свой ответ конкретными примерами выслушивать и объективно оценивать другого. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

 

6

12

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Готовить сообщение о писателе и об эпохе. Работать с разными источниками, планировать свою деятельность,  устанавливать связи с другими произведениями. Определять авторскую позицию, характеризовать главных героев,  находить в произведении признаки жанра и литературного направления.

3

 

13

Федор Михайлович Достоевский

Ставить учебную задачу, знать понятия «сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц. Выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы. Создавать письменное высказывание  по конкретной теме, формулировать идею,  подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения. Проводить анализ центральных эпизодов  текста, характеризовать духовные и нравственные качества героя.

10

Контрольное сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

14

Лев Николаевич Толстой

Ставить учебную задачу, знать понятия «сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц. Выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы. Создавать письменное высказывание  по конкретной теме, формулировать идею,  подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения. Проводить анализ центральных эпизодов  текста, характеризовать духовные и нравственные качества героя.

16

Контрольное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»

15

Николай Семенович Лесков

Ставить учебную задачу, знать средства раскрытия характеров действующих лиц. Выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы, проводить сравнительный анализ произведений. Создавать письменное высказывание  по конкретной теме, формулировать идею,  подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения.

3

 

16

Антон Павлович Чехов

Ставить учебную задачу, знать средства раскрытия характеров действующих лиц. Выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы, проводить сравнительный анализ произведений. Создавать письменное высказывание  по конкретной теме, формулировать идею,  подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения.

8

 

17

Из зарубежной литературы

Выявлять  авторское отношение к изображаемому. Определять тему, идею, проблематику изученных произведений. Выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Сличать способ действий и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

 

1

 

18

Внеклассное чтение

Выявлять  авторское отношение к изображаемому. Определять тему, идею, проблематику изученных произведений.

1

 

9

Итоговый урок

Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагать свои мысли; оценивать чужую письменную речь; высказывать и обосновывать свою точку зрения; владеть приёмами отбора и систематизации материала на заданную тему;  соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка.

1

Итоговое сочинение за курс 10 класса

Итого

96

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование учебного материала

 

№ урока

Тема урока

Даты

1

Русская литература XIX века в контексте мировой литературы.

 

2

Гу­манизм лирики Пушкина и ее националь­но-историческое и общечеловеческое со­держание.

 

3

Романтическая лирика А. С. Пушкина пе­риода южной и михайловской ссылок (с повторением ранее изученного).

 

4

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пуш­кина (с повторением ранее изученного).

 

5

Эволюция темы свободы и рабства в лири­ке А. С. Пушкина.

 

6

Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти.

 

7

Социально-философские проблемы поэмы «Медный всадник». Диа­лектика пушкинских взглядов на историю России.

 

8

Р.р.Сочинение по творчеству А. С. Пушкина.

 

9

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Романтизм и реа­лизм в творчестве поэта

 

10

Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лер­монтова (с обобщением ранее изученного).

 

11

Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова.

 

12

Философские мотивы лирики М. Ю. Лер­монтова (с обобщением ранее изученно­го).

 

   13

Р.р.Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

 

   14

Жизнь и творческий путь Н. В. Гоголя (с обобщением ранее изученного).

 

15

Поэма «Мёртвые души»: замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.

 

16

Образ города в поэме «Мёртвые души»

 

17

Система образов в поэме «Мёртвые души»

 

18

Система образов в поэме «Мёртвые души»

 

19

Собирательный образ российского чиновничества

 

20

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

 

21

«Мёртвые души» - поэма о величии России. Эволюция образа автора.

 

22

Соединение комического и лирического начал в поэме «Мёртвые души». Поэма в оценке критиков.

 

23

Р.р Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя

 

24

Основные проблемы русской литературы второй половины XIX века.

 

25

И. А. Гончаров. Особенности композиции романа«Обломов».

 

26

Обломов – «коренной наш тип». Смысл его жизни и смерти.

 

27

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.

 

28

Что такое обломовщина? Роман «Обломов» в русской критике.

 

29

«Отец русского театра» А. Н. Островский. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

 

30

Драма «Гроза». История создания, своеобразие конфликта, смысл названия.

 

31

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства»

 

32

Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы

 

33

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Составление конспекта критической статьи

 

34

Вн.чт. «Бесприданница». Мир купечества в пьесе. Тема «маленького человека» в интерпретации А. Н. Островского.

 

35

Вн.чт. Драма Ларисы. Красота в мире купли-продажи

 

36

Р.р. Контрольная работа по творчеству И. А. Гончарова и А. Н. Островского.

 

37

И. С. Тургенев.«Записки охотника» и их место в русской литературе

 

38

И. С. Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети».

 

39

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя

 

40

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

 

41

Любовь в романе «Отцы и дети»

 

42

Социальный и философский смысл названия романа. Споры в критике вокруг романа

 

43

Р.р. Контрольное сочинение по роману «Отцы и дети»

 

44

Единство мира и философия природы в поэзии Ф. И. Тютчева.

 

45

Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева.

 

 

46

Любовь как стихийная сила и как «поединок роковой» в лирике Ф. И. Тютчева.

 

47

Жизнеутверждающее начало в лирике природы А. А. Фета.

 

48

Любовная лирика А. А. Фета.

 

49

Н. А. Некрасов. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта.

 

50

Поэтическое творчество как служение народу в лирике Некрасова.

 

51

Тема любви в лирике А. Н. Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация.

 

52

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы.

 

53

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

 

54

Зачет по поэзии второй половины 19 века.

 

55

М. Е. Салтыков-Щедрин. Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.

 

56

Р.р.Анализ одной из сказок

 

57

Вн.чт. Жанр и композиция романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Образы градоначальников.

 

58

Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Идейные и эстетические взгляды

 

59

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского

 

60

«Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание».

 

61

Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

 

62

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта

 

63

«Двойники» Раскольникова

 

64

«Двойники» Раскольникова

 

65

Значение образа Сонечки Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».

 

66

Роль эпилога в романе

 

67

Р.р. Контрольное сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

 

68

Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания.

 

69

Вн.чт. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого

 

70

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе

 

71

Духовные искания Андрея Болконского

 

72

Духовные искания Андрея Болконского

 

73

Духовные искания Пьера Безухова

 

74

Духовные искания Пьера Безухова

 

75

Женские образы в романе «Война и мир»

 

76

Семья Ростовых и семья Болконских

 

77

Тема народа в романе «Война и мир»

 

78

Тема народа в романе «Война и мир»

 

79

Кутузов и Наполеон

 

80

Р/р Анализ эпизода из романа «Война и мир»

 

81

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир».

 

82

Р.р. Контрольное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»

 

83

Вн.чт. В. Распутин. Нравственные проблемы повести «Живи и помни»

 

84

Н. С. Лесков. Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин.

 

85

Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании.

 

86

Рассказ «Тупейный художник». Нравственный смысл рассказа

 

87

А. П. Чехов. Осо­бенности рассказов 80—90-х годов. «Маленькая трилогия» о футлярной жизни.

 

88

Душевная деградация человека в расска­зе «Ионыч»

 

89

Особенности драматургии А. П. Чехова

 

90

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов.

 

92-91

Система образов пьесы «Вишневый сад». Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля

 

93-94

«Вечные» вопросы в драме Г. Ибсена «Кукольный дом»

 

95

Р.р. Итоговое сочинение за курс 10 класса

 

96

Итоговый урок. Нравственные уроки рус­ской литературы XIX века

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе разработана на основе:

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе разработана на основе:

Все структурные элементы программы четко выделены и соответствуют определенным требованиям

Все структурные элементы программы четко выделены и соответствуют определенным требованиям

Естественно, что на каждом из этапов литературного образования предусмотрены связи с другими искусствами

Естественно, что на каждом из этапов литературного образования предусмотрены связи с другими искусствами

Сочетание в программе монографических и обзорных тем позволяет достаточно полно познакомить учащихся с жизнью и творчеством одних писателей, дать представление о других, осветить особенности той…

Сочетание в программе монографических и обзорных тем позволяет достаточно полно познакомить учащихся с жизнью и творчеством одних писателей, дать представление о других, осветить особенности той…

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи

Содержание курса Введение Россия в первой половине

Содержание курса Введение Россия в первой половине

Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества

Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество

Преступление и наказание» — первый идеологи­ческий роман

Преступление и наказание» — первый идеологи­ческий роман

Теория литературы. Углубление понятия о рас­сказе

Теория литературы. Углубление понятия о рас­сказе

Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору

Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору

Определять авторскую позицию, характеризовать главных героев, находить в произведении признаки жанра и литературного направления

Определять авторскую позицию, характеризовать главных героев, находить в произведении признаки жанра и литературного направления

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Проводить анализ центральных эпизодов текста, характеризовать духовные и нравственные качества героя

Проводить анализ центральных эпизодов текста, характеризовать духовные и нравственные качества героя

Анализировать поэтическое произведение, использовать освоенную литературоведческую терминологию

Анализировать поэтическое произведение, использовать освоенную литературоведческую терминологию

Проводить анализ центральных эпизодов текста, характеризовать духовные и нравственные качества героя

Проводить анализ центральных эпизодов текста, характеризовать духовные и нравственные качества героя

Итоговый урок Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Итоговый урок Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Календарно-тематическое планирование учебного материала № урока

Календарно-тематическое планирование учебного материала № урока

Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе

Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе

Р.р.Анализ одной из сказок 57

Р.р.Анализ одной из сказок 57

Особенности драматургии А. П. Чехова 90 «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов

Особенности драматургии А. П. Чехова 90 «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2020