Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по литературе разработана на основе:
3. Примерной программы основного общего образования по литературе;
4. Программы общеобразовательных учреждений «Литература», рекомендованные Министерством образования РФ , 5-е издание - М.: «Просвещение», 2010 г.;
5. Авторской программы под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М.: Просвещение, 2012 год.
Цель данной программы – способствовать овладению учащимися умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Контроль достижения обучающимися уровня государственного стандарта осуществляется в виде текущего и итогового контроля в форме контрольных работ, зачетов, тестирования, итогового тестирования, сочинений разных жанров.
Цели учебного курса: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
Воспитательные задачи:
· формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;
· воспитание высоких нравственных чувств и качеств у подрастающего поколения.
Образовательные задачи:
· формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
· формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства;
· подготовка учащихся к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы.
Все структурные элементы программы четко выделены и соответствуют определенным требованиям.
В программе приведено содержание основных тем курса. В тематическом планировании перечислены учебные действия.
В программе указаны технологии, методы и приемы обучения, программное и учебно-методическое обеспечение, средства обучения. В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и самостоятельные работы.
Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.
Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
В центре анализа — литературный процесс XIX века. Автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.
Естественно, что на каждом из этапов литературного образования предусмотрены связи с другими искусствами. В 10 классе это реализуется при параллельном изучении литературы, искусства и истории.
Более глубокому и адекватному восприятию произведений способствует также определение мировоззренческих установок, нашедших отражение в изучаемых произведениях, и философского фундамента авторской концепции.
Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- различные виды пересказа;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду, жанру;
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Место учебного предмета в учебном плане общеобразовательной организации
Учебный предмет «Литература» входит в Федеральный компонент учебного плана ЧОУ ….. ( 3 часа в неделю,100 час, с учетом выходных и праздничных дней).
.
Общая характеристика УМК
В линии учебно-методических комплексов по литературе под редакцией В.Я. Коровиной четко прослеживается последовательное, системное обращение к изучению устного народного творчества, произведений древнерусской литературы, русской литературы ХVIII–ХХ вв., произведений зарубежной литературы. Дополнительные компоненты учебно-методического комплекса способствуют более успешной реализации деятельностного аспекта в изучении литературы.
Курс литературы в 10 классе, построенный на историко-литературной
основе, — это новый по сравнению с предыдущими классами этап в изучении
русской классической литературы. Он чрезвычайно насыщен сложнейшим
художественно-литературным материалом.
Сочетание
в программе монографических и обзорных тем позволяет достаточно полно
познакомить учащихся с жизнью и творчеством одних писателей, дать представление
о других, осветить особенности той или иной литературной эпохи и показать место
художественного произведения в историко-литературном процессе.
Вопросы и задания, помещенные в учебнике Лебедева Ю. В. «Литература. 10 класс», обеспечивающего процесс литературного образования по данной программе, дают учащимся возможность поразмышлять над страницами классики, высказать свою точку зрения, не боясь нетрадиционного ответа — лишь бы он был доказуемым.
В учебник включены вопросы повышенной сложности, рекомендации по организации проектной деятельности.
В состав УМК входят:
· Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Методические советы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010
· Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Литература. 10 класс: Поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2010
Особенности контингента учащихся
При составлении программы учитывались особенности контингента учащихся 10 класса. Контингент учащихся неоднороден с точки зрения индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента, в связи с чем в основе организации работы на уроках лежит уровневая дифференциация, индивидуальный подход.
Учащиеся 10-а класса имеют различную предметную мотивацию.
Небольшая группа учащихся отличается низкой мотивацией, учащиеся мало читают, не имеют навыков рефлексии, умения структурировать и перерабатывать информацию ,анализировать художественный текст, аргументировать свои суждения о явлениях культуры. С учетом этого предлагаются дифференцированные задания как на этапе освоения материала, так и на этапе контроля. Учитывая необходимость подготовки учащихся к выпускному сочинению, программа предусматривает систему письменных и диагностических работ по закреплению и проверке знаний и отработке умений, необходимых для написания сочинений разных жанров.
Часть класса ориентирована на получение гуманитарной специальности, поэтому их интерес к литературе как профилирующему предмету осознанный. В то же время большая часть класса связывает свою судьбу с техническими профессиями Выбор УМК под редакцией В.Я. Коровиной вполне оправдан, поскольку этот комплекс содержит задания не только базового уровня, но и повышенной сложности. Оптимальная система работы - аналитическое чтение художественных текстов, работа с учебником и выполнение практических заданий.
Используемые технологии и формы обучения
Технологии:
• технология сопровождения учебно-исследовательской деятельности;
• индивидуальная дифференциация;
• проблемное обучение;
• информационно-коммуникационные технологии.
Формы:
• Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
• Индивидуальные консультации;
• Информатизация процесса обучения;
• Работа малых групп;
• Работа пар сменного состава;
• Самостоятельная работа.
Используемые формы контроля и оценки результатов обучения по данной программе
Виды контроля:
- промежуточный:
· выразительное чтение, в том числе и наизусть.
· развернутый ответ на вопрос,
· сочинение на литературную тему,
· сообщение на литературную и историко-литературную темы,
· презентации проектов
- итоговый:
· анализ стихотворения, эпизода,
· развернутый ответ на проблемный вопрос,
· выполнение заданий в тестовой форме,
· сочинение на литературную тему.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х в., этапы их творческой эволюции;
• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;
• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание курса
Введение
Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.
Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.
Литература первой половины XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.
Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность — основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское). «Петербургские повести». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Поэма «Мёртвые души»: замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. Система образов в поэме «Мёртвые души». Собирательный образ российского чиновничества. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. «Мёртвые души» - поэма о величии России. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мёртвые души». Поэма в оценке критиков.
Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое признание.
Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.) Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Ка линова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета-практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.
Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).
Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».
«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.
Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.
Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.
«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.
Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея. Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.
Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа. «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».
Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» И др. «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.
Из зарубежной литературы
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века.
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Генрик Ибсен. Слово о писателе.
«Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.
Описание материально-технического обеспечения.
Для учащихся:
1. Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс: Учебник в 2 ч. – М.: Просвещение, 2010
2. Белокурова С.П. Словарь
литературоведческих терминов. – 2-е изд. – СПб., 2007.
3. Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. В 4
кн. – М.: Просвещение, 1997.
4. Литературная матрица. Учебник, написанный
писателями: Сборник. В 2 т. – СПб.; Лимбус Пресс, 2011.
5. Тексты изучаемых произведений. Любые издания.
6. Нелькин А.Г, Фураева Л.Д. Рабочие тетради по
литературе и развитию речи. Учебное пособие для учащихся 10 класса основной
школы. – СПб.: СМИО Пресс, 2006.
7. Энциклопедия литературных терминов и понятий. / Гл.
редактор и сост. А.Н. Николюкин. – М., 2003.
Для учителя:
1. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2006.
2. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
3. Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Методические советы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010
4. Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Литература. 10 класс: Поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2010
5. Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс: Учебник в 2 ч. – М.: Просвещение, 2010
6. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
7. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: Пособие для учителя. – 2-е изд. – СПб., 2000.
8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. №5.
9. Марьина О.Б., Попова Н.А. Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных заданий / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
10. Педагогические мастерские по литературе. / Под ред. А.Н. Сиваковой. СПб: Изд. Корифей, 2000.
11. Г. И. Беленький Читаем. Думаем. Спорим. - М.: Просвещение; Учебная литература, 1996.
Образовательные электронные ресурсы
1. Интернет-ресурс Урок в формате А4 http://www.a4format.ru/
2. Интернет-ресурс «Фестиваль педагогических идей» «Первое сентября» http://1september.ru/
3.http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm - Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания
4. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm - Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору.
5. http://mlis.ru/ - Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы»
6. http://metlit.nm.ru/ - Информационно-поисковая система по методике преподавания литературы.
7. Социальная сеть работников образования nsportal.ru (http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/14/otchet-ob-ispolzovanii-sovremennykh-obrazovatelnykh-tekhnologiy-v)
8. ПЕДСОВЕТ. Org (http://pedsovet.org/)
9. ЗАВУЧ. инфо (http://www.zavuch.info/)
10. http://www.fipi.ru/
Тематическое планирование (99 часов)
№ п/п |
Раздел программы |
Виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
Количество часов |
Контроль |
1 |
Введение |
Выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником, работать с текстом, выделять в нём главное, знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника. |
1 |
|
2 |
Александр Сергеевич Пушкин |
Выделять информацию из статьи учебника, обосновывать значимость личности писателя. Готовить сообщение о писателе и об эпохе. Работать с разными источника ми, планировать свою деятельность, устанавливать связи с другими произведениями. Определять авторскую позицию, характеризовать главных героев, находить в произведении признаки жанра и литературного направления. Ставить учебную задачу, определять критерии для сравнения понятий, аргументировать свой ответ конкретными примерами выслушивать и объективно оценивать другого. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. |
7 |
Сочинение по творчеству А. С. Пушкина |
3 |
Михаил Юрьевич Лермонтов |
Выделять информацию из статьи учебника, обосновывать значимость личности писателя. Готовить сообщение о писателе и об эпохе. Работать с разными источниками, планировать свою деятельность, устанавливать связи с другими произведениями. Определять авторскую позицию, характеризовать главных героев, находить в произведении признаки жанра и литературного направления. Ставить учебную задачу, определять критерии для сравнения понятий, аргументировать свой ответ конкретными примерами выслушивать и объективно оценивать другого. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
|
6 |
Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова |
4 |
Николай Васильевич Гоголь |
Извлекать информацию из научного текста (статьи учебника). Извлекать из художественного текста необходимую информацию, аргументировать ответ примерами из текста. Выявлять особенности сюжета, обосновывать метафорический характер изображаемого, выдвигать гипотезу, аргументировать свою позицию с опорой на текст. Выявлять изобразительно-выразительные средства и обосновывать их роль. Анализировать своеобразие языка произведения. Извлекать информацию из различных источников, строить монологическое устное и письменное высказывание. Соотносить описания быта и нравов крепостнической России в произведении со знаниями об этом периоде из истории, ставить учебную задачу, составлять цитатный план, выборочно пересказывать, определять тему произведения, выделять проблемы. Сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению. Проводить анализ центральных эпизодов текста, характеризовать духовные и нравственные качества героя. Анализировать произведение, использовать освоенную литературоведческую терминологию. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей. |
10 |
Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя |
5 |
Литература второй половины XIX века
|
Работать с учебником, работать с текстом, выделять в нём главное. Использовать для решения познавательных задач различных источников информации. |
1 |
|
6 |
Иван Алек-сандрович Гончаров |
Ставить учебную задачу, знать понятия «сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц. Выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы, проводить сравнительный анализ произведений. Создавать письменное высказывание по конкретной теме, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения. |
4 |
Контрольная работа по творчеству И. А. Гончарова и А. Н. Островского |
7 |
Александр Николаевич Островский |
Формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, охарактеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль выразительных средств; выявлять особенности композиции. Создавать монологическое высказывание в устной и письменной форме, редактировать написанное. |
8 |
|
8 |
Иван Сергеевич Тургенев |
Ставить учебную задачу, знать понятия «сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц. Выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы. Создавать письменное высказывание по конкретной теме, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения. Проводить анализ центральных эпизодов текста, характеризовать духовные и нравственные качества героя. |
7 |
Контрольное сочинение по роману «Отцы и дети» |
9 |
Федор Иванович Тютчев |
Выделять информацию из статьи учебника, обосновывать значимость личности поэта. Готовить сообщение о поэте. Работать с разными источниками, планировать свою деятельность, устанавливать связи с другими произведениями. Анализировать поэтическое произведение, использовать освоенную литературоведческую терминологию. Ставить учебную задачу, определять критерии для сравнения понятий, аргументировать свой ответ конкретными примерами выслушивать и объективно оценивать другого. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
|
3 |
Зачет по поэзии второй половины 19 века |
10 |
Афанасий Афанасьевич Фет |
Выделять информацию из статьи учебника, обосновывать значимость личности поэта. Готовить сообщение о поэте. Работать с разными источниками, планировать свою деятельность, устанавливать связи с другими произведениями. Анализировать поэтическое произведение, использовать освоенную литературоведческую терминологию. Ставить учебную задачу, определять критерии для сравнения понятий, аргументировать свой ответ конкретными примерами выслушивать и объективно оценивать другого. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
|
2 |
|
11 |
Николай Алексеевич Некрасов |
Выделять информацию из статьи учебника, обосновывать значимость личности поэта. Готовить сообщение о поэте. Работать с разными источниками, планировать свою деятельность, устанавливать связи с другими произведениями. Анализировать поэтическое произведение, использовать освоенную литературоведческую терминологию. Ставить учебную задачу, определять критерии для сравнения понятий, аргументировать свой ответ конкретными примерами выслушивать и объективно оценивать другого. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
|
6 |
|
12 |
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин |
Готовить сообщение о писателе и об эпохе. Работать с разными источниками, планировать свою деятельность, устанавливать связи с другими произведениями. Определять авторскую позицию, характеризовать главных героев, находить в произведении признаки жанра и литературного направления. |
3 |
|
13 |
Федор Михайлович Достоевский |
Ставить учебную задачу, знать понятия «сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц. Выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы. Создавать письменное высказывание по конкретной теме, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения. Проводить анализ центральных эпизодов текста, характеризовать духовные и нравственные качества героя. |
10 |
Контрольное сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» |
14 |
Лев Николаевич Толстой |
Ставить учебную задачу, знать понятия «сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц. Выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы. Создавать письменное высказывание по конкретной теме, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения. Проводить анализ центральных эпизодов текста, характеризовать духовные и нравственные качества героя. |
16 |
Контрольное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» |
15 |
Николай Семенович Лесков |
Ставить учебную задачу, знать средства раскрытия характеров действующих лиц. Выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы, проводить сравнительный анализ произведений. Создавать письменное высказывание по конкретной теме, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения. |
3 |
|
16 |
Антон Павлович Чехов |
Ставить учебную задачу, знать средства раскрытия характеров действующих лиц. Выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы, проводить сравнительный анализ произведений. Создавать письменное высказывание по конкретной теме, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения. |
8 |
|
17 |
Из зарубежной литературы |
Выявлять авторское отношение к изображаемому. Определять тему, идею, проблематику изученных произведений. Выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Сличать способ действий и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
|
1 |
|
18 |
Внеклассное чтение |
Выявлять авторское отношение к изображаемому. Определять тему, идею, проблематику изученных произведений. |
1 |
|
9 |
Итоговый урок |
Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагать свои мысли; оценивать чужую письменную речь; высказывать и обосновывать свою точку зрения; владеть приёмами отбора и систематизации материала на заданную тему; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка. |
1 |
Итоговое сочинение за курс 10 класса |
Итого |
96 |
|
Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ урока |
Тема урока |
Даты |
1 |
Русская литература XIX века в контексте мировой литературы. |
|
2 |
Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. |
|
3 |
Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок (с повторением ранее изученного). |
|
4 |
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (с повторением ранее изученного). |
|
5 |
Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. |
|
6 |
Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. |
|
7 |
Социально-философские проблемы поэмы «Медный всадник». Диалектика пушкинских взглядов на историю России. |
|
8 |
Р.р.Сочинение по творчеству А. С. Пушкина. |
|
9 |
Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Романтизм и реализм в творчестве поэта |
|
10 |
Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). |
|
11 |
Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. |
|
12 |
Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). |
|
13 |
Р.р.Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова |
|
14 |
Жизнь и творческий путь Н. В. Гоголя (с обобщением ранее изученного). |
|
15 |
Поэма «Мёртвые души»: замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. |
|
16 |
Образ города в поэме «Мёртвые души» |
|
17 |
Система образов в поэме «Мёртвые души» |
|
18 |
Система образов в поэме «Мёртвые души» |
|
19 |
Собирательный образ российского чиновничества |
|
20 |
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. |
|
21 |
«Мёртвые души» - поэма о величии России. Эволюция образа автора. |
|
22 |
Соединение комического и лирического начал в поэме «Мёртвые души». Поэма в оценке критиков. |
|
23 |
Р.р Контрольная работа по творчеству Н. В. Гоголя |
|
24 |
Основные проблемы русской литературы второй половины XIX века. |
|
25 |
И. А. Гончаров. Особенности композиции романа«Обломов». |
|
26 |
Обломов – «коренной наш тип». Смысл его жизни и смерти. |
|
27 |
«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе. |
|
28 |
Что такое обломовщина? Роман «Обломов» в русской критике. |
|
29 |
«Отец русского театра» А. Н. Островский. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. |
|
30 |
Драма «Гроза». История создания, своеобразие конфликта, смысл названия. |
|
31 |
Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства» |
|
32 |
Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы |
|
33 |
Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Составление конспекта критической статьи |
|
34 |
Вн.чт. «Бесприданница». Мир купечества в пьесе. Тема «маленького человека» в интерпретации А. Н. Островского. |
|
35 |
Вн.чт. Драма Ларисы. Красота в мире купли-продажи |
|
36 |
Р.р. Контрольная работа по творчеству И. А. Гончарова и А. Н. Островского. |
|
37 |
И. С. Тургенев.«Записки охотника» и их место в русской литературе |
|
38 |
И. С. Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». |
|
39 |
Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя |
|
40 |
«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети» |
|
41 |
Любовь в романе «Отцы и дети» |
|
42 |
Социальный и философский смысл названия романа. Споры в критике вокруг романа |
|
43 |
Р.р. Контрольное сочинение по роману «Отцы и дети» |
|
44 |
Единство мира и философия природы в поэзии Ф. И. Тютчева. |
|
45 |
Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева.
|
|
46 |
Любовь как стихийная сила и как «поединок роковой» в лирике Ф. И. Тютчева. |
|
47 |
Жизнеутверждающее начало в лирике природы А. А. Фета. |
|
48 |
Любовная лирика А. А. Фета. |
|
49 |
Н. А. Некрасов. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. |
|
50 |
Поэтическое творчество как служение народу в лирике Некрасова. |
|
51 |
Тема любви в лирике А. Н. Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация. |
|
52 |
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. |
|
53 |
Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». |
|
54 |
Зачет по поэзии второй половины 19 века. |
|
55 |
М. Е. Салтыков-Щедрин. Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. |
|
56 |
Р.р.Анализ одной из сказок |
|
57 |
Вн.чт. Жанр и композиция романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Образы градоначальников. |
|
58 |
Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Идейные и эстетические взгляды |
|
59 |
Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского |
|
60 |
«Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание». |
|
61 |
Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. |
|
62 |
Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта |
|
63 |
«Двойники» Раскольникова |
|
64 |
«Двойники» Раскольникова |
|
65 |
Значение образа Сонечки Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». |
|
66 |
Роль эпилога в романе |
|
67 |
Р.р. Контрольное сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» |
|
68 |
Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. |
|
69 |
Вн.чт. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого |
|
70 |
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе |
|
71 |
Духовные искания Андрея Болконского |
|
72 |
Духовные искания Андрея Болконского |
|
73 |
Духовные искания Пьера Безухова |
|
74 |
Духовные искания Пьера Безухова |
|
75 |
Женские образы в романе «Война и мир» |
|
76 |
Семья Ростовых и семья Болконских |
|
77 |
Тема народа в романе «Война и мир» |
|
78 |
Тема народа в романе «Война и мир» |
|
79 |
Кутузов и Наполеон |
|
80 |
Р/р Анализ эпизода из романа «Война и мир» |
|
81 |
Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». |
|
82 |
Р.р. Контрольное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» |
|
83 |
Вн.чт. В. Распутин. Нравственные проблемы повести «Живи и помни» |
|
84 |
Н. С. Лесков. Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин. |
|
85 |
Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании. |
|
86 |
Рассказ «Тупейный художник». Нравственный смысл рассказа |
|
87 |
А. П. Чехов. Особенности рассказов 80—90-х годов. «Маленькая трилогия» о футлярной жизни. |
|
88 |
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч» |
|
89 |
Особенности драматургии А. П. Чехова |
|
90 |
«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. |
|
92-91 |
Система образов пьесы «Вишневый сад». Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля |
|
93-94 |
«Вечные» вопросы в драме Г. Ибсена «Кукольный дом» |
|
95 |
Р.р. Итоговое сочинение за курс 10 класса |
|
96 |
Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.